Организационно правовые основы защиты ребенка. Нормативно-правовые основы работы с семьей в россии. Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Региональный уровень

Государственная социальная политика -- это проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов . Государственная социальная политика включает в себя семейную политику.

Государственная семейная политика - комплекс целенаправленных мер экономического, политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, реализуемых федеральными, региональными органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами политики в отношении развития семьи как важнейшего института общества. Семейная политика является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий - семью. Социальная работа с семьей в Российской Федерации опирается на правовые основы государственной семейной политики.

В настоящее время принципами государственной семейной политики являются :

Семья не только объект, но и субъект социальной поддержки, т.е. экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не только регламентировать поведение семьи, но и способствовать ее саморазвитию, выбору форм поддержки;

Поддержка семьи и всех ее членов осуществляется независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

Приоритетность защиты интересов ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

Равноправие между мужчинами и женщинами в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, в распределении семейных обязанностей;

Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

Партнерство семьи и государства;

Защита семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденными миграциями, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

Осуществление дифференцированного подхода, предоставление гарантий по поддержанию нетрудоспособных членов семьи;

Создания условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе экономически активным членам семьи;

Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.

Для повышения эффективности реализации государственной семейной политики необходимо, с одной стороны, улучшить материально-техническое обеспечение реализации этой политики, а с другой совершенствовать процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи. Комплексный подход к проблемам социальной поддержки семьи позволяет на междисциплинарном уровне осуществить исследования с выходом на проекты и программы социальной поддержки семьи.

Основополагающими законодательными актами, которые определяют содержание семейной политики в современной России, являются:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

Важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеют предусмотренные Конституцией РФ от 12.12.1993г. статьи 7 и 38. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Материнство и детство, семья находятся под защитой государства . Конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д.

Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, где определена обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства . В Семейном кодексе РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др. Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства:

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 содержится нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи. В нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей .

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации. Закреплены основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации .

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям. Определяет государственную социальную помощью как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ . Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ устанавливает меры социальной поддержки семей с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала из средств федерального бюджета .

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Определены виды государственных пособий семьям с детьми .

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка . Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1, «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 и др.).

Современная семейная политика в отношении поддержки семьи и детей строится в соответствии с выше перечисленными федеральными законами, которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики в целом. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных федеральных актов, определяющих поддержку семьи; региональной культуры; приоритетов в сфере социальной поддержки населения; налаженных коммуникативных практик. Последнее означает, что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и, прежде всего, представителей административных структур, работников социальной сферы, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов из общественных организаций. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.

На региональном уровне в Челябинской области действует ряд законов, регламентирующих социальную поддержку семьи, работу с семьями с детьми на региональном и местном уровне. В Челябинской области, как и во многих других субъектах Российской Федерации, создана целая система оказания помощи семьям: выплата материнского капитала, детских пособий, предоставление льгот на лекарства.

В Челябинской области действует закон "О социальном обслуживании населения в Челябинской области" от 30.11.2004 г. N 320-ЗО, где установлены правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности по социальному обслуживанию населения в Челябинской области. Закон гарантирует гражданам пожилого возраста, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Челябинской области, право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственной системе социальных служб .

В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 29.11.2001 г. N 54-ЗО "Об охране и защите прав детей в Челябинской области". Закон определяет государственную политику Челябинской области в отношении детей, регулирует порядок финансирования мероприятий по охране и защите прав детей, направленных на признание самоценности детской жизни, обеспечение ребенку защиты его неотъемлемых прав, гарантию свободы и достоинства детей как условий формирования полноценной личности, предпосылок свободной и творческой жизни.

С целью повышения статуса семьи в Челябинской области приняты законы «О знаке отличия Челябинской области «Материнская Слава» 3-х степеней и «Семейная доблесть». За период действия Закона области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская Слава» были награждены 1 085 многодетных матерей, проживающих в области. В целях реализации Закона области «О знаке отличия Челябинской области «Семейная доблесть» награждено 23 человека

В Законе Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" уточнен размер субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан .

В Законе Челябинской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке» от 28.04.2011г. № 121-ЗО регламентировано бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям на территории Челябинской области. Также для поддержки многодетных семей в Челябинской области был принят закон «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» от 31.03.2010г. № 548-ЗО.

В целях создания на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки малообеспеченных многодетных, неполных семей (в том числе с детьми-инвалидами), инвалидов; пожилых людей; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей в городе Челябинске обеспечена реализация городской целевой программы «О социальной поддержке населения г. Челябинска на 2008-2010 годы».

В Челябинской области разработана и на стадии обсуждения и принятия «Концепция государственной семейной и демографической политики в Челябинской области на период до 2015 года», в которой разработаны механизмы стабилизации демографической ситуации и создания условий для перехода к расширенному воспроизводству населения Челябинской области. Концепция ориентирована на использование внутреннего потенциала самой семьи в улучшении демографической ситуации, положения семьи и детей.

Поддержка семьи, семейных ценностей - приоритет государственной политики, которой уделяется особое внимание на всех уровнях власти, что подтверждается анализом нормативно-правовой базы государственной семейной политики. Семейная политика России - это деятельность государства, направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, возвращение семьи органически присущих ей социальных функций, на укрепление семьи как социального института.

1. Нормативно-правовая основа защиты семьи и детей в РФ.

Значительная роль в профилактики детского и семейного неблагополучия отводится социальному обслуживанию семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющие разнообразные услуги детям, семьям с детьми.

Социальная помощь семье и детям является в настоящее время неотъемлемой частью системы социального обслуживания населения – идет процесс активного становления разветвленной системы социальных служб различного профиля. Основная задача всей совокупности системы социального обслуживания семьи и детей (СОС и Д) – обеспечение реализации законодательно регламентированных социальных прав и гарантий семьи, а также оказание социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей представляет собой многоуровневую систему, основными компонентами которой выступают государственные и муниципальные органы управления и учреждений социального обслуживания неправительственного сектора.

Социальное обслуживание семьи и детей базируется на конституционно правовых гарантиях, провозглашенных Конституцией РФ, федеральным законом и других правовых актах.

В статье 7. Конституции России провозглашается социальная государственная политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб.

Указом Президента РФ от 01.06.1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Правительство РФ в числе неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, предписывалось разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных и бесплатных социальных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантированно государством.

Основным нормативным документом в области социального обслуживания населения, семьи и детей является ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ». В нем даны основные понятия сферы социального обслуживания, определена система социальных служб, установлены принципы предоставления социальных услуг. Статья 6 Закона раскрывает соответствие социального обслуживания государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в порядке, определенному органами государственной власти субъектов РФ. Закон содержит перечень прав членов семьи на социальное обслуживание, механизм организации социального обслуживания; регистрацию учреждений и предприятий социального обслуживания и процедуру их создания, деятельность, реорганизацию и ликвидации, порядок финансового обеспечения. В Законе определены положения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в области социального обслуживания.

Согласно статье 20 данного Закона полномочиями федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся:

· установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

· принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

· установление методического обеспечение социальных служб;

· установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

· организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

· развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий органов государственной власти РФ, предусмотренных ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» осуществляет собственно правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

· обеспечение реализации данного ФЗ;

· разработка, финансирование и реализация региональной программы социального обслуживания;

· определение структуры органов управления государственной системы социального обслуживания и организации их деятельности;

· установление порядка координации деятельности социальных служб;

· создание управленческой и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и иные полномочия (статья 21).

Развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и охраны материнства способствует реализация ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ», Постановления Правительства России от 24.06.1996 года № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами», и от 03.10.2002. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003 – 2006 годы».

2. Государственная социальная политика защиты детей, охрана материнства и детства.

Охрана материнства и детства является приоритетным направлением в здравоохранении.

Охрана материнства и детства – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

Мероприятия в области охраны материнства и детства преимущественно имеют медико-социальное значение, которое заключается в сохранении здоровья женщины, снижение материнской и детской смертности, в воспитании здорового молодого поколения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного благополучия, психического и социального благополучия, физического, а не только отсутствие болезней, физического и умственного недостатка. При этом здоровье всех народов ВОЗ рассматривает как основной фактор в достижении мира и безопасности. Здоровое развитие детей ВОЗ считает фактором первостепенной важности, а поэтому программирует мероприятия по охране материнства и детства как главные.

В России охрана материнства и детства гарантирована Конституцией РФ, а также «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 548 – 1.

Согласно статье 38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Статья 4 гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» рассматривает обеспечение прав детей на охрану здоровья, в числе основных гарантий прав ребенка. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривает профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Сегодня каждая вторая семья нуждается в социальной защите, каждая третья является социально неблагополучной. Растет количество неполных семей.

В современной России происходит становление системы социального обслуживания населения, как в целом, так и различных категорий семьи и детей. Выделяют две основных функции социальной защиты:

1. Социальные выплаты.

2. Социальное обслуживание.

Социальные выплаты – это система государственного материального обеспечения престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и иных категорий работающего населения посредством социальных выплат, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потере кормильца и т.д. Система социальных выплат включает в себя пенсии, пособия по безработице, многодетным семьям, одиноким матерям, малообеспеченным семьям. Основные социальные выплаты направлены семьям, имеющим детей. Конституцией РФ установлено, что семья, материнство и детство находятся под защитой.

Государство должно создавать и совершенствовать работу детских учреждений, развивать систему социальных служб в помощь семьям, устанавливать льготы многодетным, малообеспеченным семьям, семьям воспитывающих детей инвалидов, приемным семьям, одиноким матерям. Выплачивать пособия гражданам, имеющих детей и принимать другие меры по социальной защите детей, материнства и детства.

Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших функций социального государства является социальная защита (поддержка социально уязвимых групп населения, к которым относятся и дети). Современную Россию нельзя сегодня назвать благополучным государством. Уровень и качество жизни российского общества отличаются низкими жизненными стандартами основной части населения и резкой дифференциацией личных доходов отдельной категории населения.

Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных Докладах, свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе:

· резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детей, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к детям;

· демографическая ситуация в России характеризуется сокращением числа детей, что обуславливается низким уровнем рождаемости, связанным главным образом с экономической ситуацией в стране;

· основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низкими;

· высокий уровень социальных патологий в детской среде;

· широкое распространение получает детский труд, несмотря на его правовой запрет, в т.ч. и вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности;

· большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т.ч. сексуального насилия и эксплуатации.

24 июля 1998 года в РФ был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который сейчас является основным документом в области социальной защите детства. По этому закону целями государственной политики в интересах детей являются:

· осуществление прав детей предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному Законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.

Основные направления государственной социальной политики:

· укрепление правовой защиты детства;

· поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

· обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

· улучшение питания детей;

· обеспечение воспитания, образования и развития детей;

· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

· Законодательное обеспечение прав ребенка;

· Поддержка семьи в целях обеспечения воспитательного отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни;

· Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

· Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

3. Формы и методы социальной защиты детства (СЗД).

Основными структурными компонентами системы СЗД являются формы и методы ее организации. Наиболее полная характеристика форм и методов СЗД представлена В.А. Варывдиным и М.П. Климантович. Согласно их позиции формами СЗД ячвляются:

1. Постановления и решения компетентных органом. В области СЗД такими органами являются

· Федеральное Собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам СЗД и по системе в целом;

· Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие Указы;

· Правительство РФ, принимающее постановление по вопросам СЗД;

· Суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области СЗД;

· Министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты СЗД;

· Органы власти и управления РФ и местные самоуправления;

· Руководители учреждений и предприятий, изучающие правовые акты по вопросам СЗД – воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся СЗД. Наиболее известные программы: федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы, утверждена Постановлением Правительством РФ от 03.10.2002 года № 732. в ее состав включается подпрограммы: «Дети – сироты», «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети – инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»,

3. План мероприятий по СЗД. Например, план действий по улучшению положения детей в РФ на 2001 – 2002 годы. (Утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 1090 – р).

4. Создание и развитие материальной базы для СЗД, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направленных государственными, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на СЗД

Методы СЗД:

· Убеждение действующих и потенциальных субъектов СЗД в необходимости активного участия в СЗД;

· Использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войны и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр при проведении мероприятий по охране детей;

· Стимулирование и поощрение мероприятий по СЗД;

· Метод принуждения;

· Метод анализа и прогноза в развитии системы СЗД.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

Семья - ближайшее окружение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ - «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 . «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 В соответствии с приказом Минздрава РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».Приказ Министерства Здравоохранения от 4 июля 1991 г. № 117

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально - бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.) все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семя имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.). Все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями всегда тяжёлый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребёнка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Отец в семье с больным ребёнком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребёнком. Поэтому уход за ребёнком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребёнком занимает все её время, резко сужается круг общения. Если бесперспективные лечение и реабилитация, то постоянная тревога и психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжёлая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями. Наличие ребёнка - инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряжённость в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребёнку, их постоянную усталость в обстановке угнетённого, постоянно тревожного семейного климата. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребёнок с задержкой умственного развития или его поведение влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющиеся социальная дезадаптация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально - волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребёнок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, ещё большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Родители стараются воспитывать своего ребёнка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских занятий родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребёнка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребёнка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется заботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребёнка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей. Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребёнка с отклонениями в развитии. В этом случае ребёнка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребёнка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребёнок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создаёт условия для искусственной изоляции ребёнка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе. Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребёнка чувства ненужности, отвергнутый, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребёнок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребёнку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребёнка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребёнку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребёнок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребёнка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребёнка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности. Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребёнок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребёнка. К тому же, проблемы семьи ребёнка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребёнка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребёнка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.

Современная Россия переживает социально-экономическую, политическую и духовную нестабильность, что во многом предопределяет тот большой круг проблем в сфере защиты прав детей, с которыми столкнулось наше общество.

Основные права ребенка n n n n Ребенок имеет право на жизнь, медицинское обслуживание, благоприятную окружающую среду Ребёнок имеет право на семью, на воспитание в семье. Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей Ребёнок имеет право посещать школу и учиться. Ребёнок имеет право на равенство и индивидуальность. Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребёнок имеет право на собственное мнение. Ребёнок имеет право на имя и гражданство. Ребёнок имеет право на получение информации. Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание. Ребёнок имеет право на отдых и досуг. Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Понятия n n n Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды; дети из семей беженцев и т. д. ; Ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени.

Правовая система по защите прав детей в РФ n n Международный уровень Общефедеральный уровень Региональный уровень Местный уровень

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ на международном уровне n n n n Резолюции Генеральной Ассамблеи Резолюции Совета по правам человека Резолюции ЭКОСОС Доклады Генерального секретаря Документы Совета по правам человека Документы Комиссии по правам человека Декларации Конвенции и соглашения

Конвенции обеспечивающие защиту прав детей n n n n Конвенция о взыскании алиментов за границей 1956 г. ; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. ; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. ; Конвенция о правах ребенка 1989 г. ; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. ; Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г. ; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. ; Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г.

Декларации обеспечивающие защиту прав детей в мире n n n Декларация прав ребенка 1959 г. ; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г. ; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. ; Декларация и план действий - «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 г. ; Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей 2007 г.

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ n n n n n Конституция РФ (гл. 2); ФЗ от 24. 07. 1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 13. 07. 2015); Семейный Кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015); Гражданский кодекс РФ от 26. 01. 1996 № 14 -ФЗ (ред. 01. 06. 2015); Ко. АП РФ от 30. 12. 2001 № 195 -ФЗ (ред. 03. 11. 2015); ФЗ от 21. 12. 1996 № 159 -ФЗ (ред. 31. 12. 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в РФ» ; Указ Президента РФ от 01. 09. 2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» ; Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 года» .

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов федеральных органов исполнительной власти и президента РФ.

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в Омской области n n n Устав (Основной закон) Омской области; Законы Омской области; Постановления Законодательного собрания Омской области; Указы Губернатора Омской области; Постановления Правительства Омской области; Приказы органов исполнительной власти Омской области.

Устав Омской области n Определяет общие основания обеспечения и защиту прав человека и гражданина (Гл. 2, ст. 15 -21)

Законы Омской области n n n КОДЕКС Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (с изменениями на: 16. 07. 2015); ЗАКОН Омской области от 6 ноября 2014 г № 1676 -ОЗ О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области; ЗАКОН Омской области от 8 октября 2001 г. № 307 -ОЗ О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области (с изм. На 6 ноября 2014 г.); ЗАКОН Омской области от 28 мая 2015 года N 1744 -ОЗ Об установлении ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Омской области; ЗАКОН Омской области от 24 июля 2008 г. № 1070 -ОЗ О физической культуре и спорте в Омской области (с изм. на 30 апреля 2015 г); ЗАКОН Омской области О молодежной политике на территории Омской области (с изм. От 29 декабря 2009 г).

Указы Губернатора Омской области n n n О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 -2017 годы от 16 января 2013 г. № 3; Об уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребенка от 5 февраля 2010 г. № 7. ; О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 29 мая 2012 г. № 55; О мерах по реализации статьи 32. 1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 14 сентября 2011 г. № 96; О Координационном Совете при Губернаторе Омской области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области от 25 апреля 2013 г. № 57.

Постановления Правительства Омской области n n «Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области» от 12 марта 2014 г. № 41 -п; «Об отдельных вопросах обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19 декабря 2012 г. № 284 -п; «О мерах социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет по обеспечению полноценным питанием» от 26 апреля 2006 г. № 46 -п; «О летнем оздоровлении детей» от 14 апреля 2004 г. № 10 -п (с изм. от 12 ноября 2014 г.);

Приказы органов исполнительной власти n n n Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 14. 09. 2015 № 130 -п «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы социального обслуживания детей, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, и семей с детьми, в том числе допустивших случаи насилия и жестокого обращения с детьми, в Омской области» ; Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 7 апреля 2014 года № 60 -п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» ; Приказ Министерства Образования Омской области от 21. 05. 2014 года № 36 «Об установлении среднего размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Омской области» .

Система органов обеспечивающих защиту прав ребенка n n n Правоохранительные органы; Судебные органы; Органы опеки и попечительства; Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены); Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органы управления образованием и др.

Контрольные вопросы n n Назовите те права детей, которые могут быть нарушены в условиях лагеря (слайд № 3) Алгоритм действий вожатого в вопросах обеспечения защиты прав детей в условиях лагеря в следующих ситуациях: заболел; установлен факт (обоснованное подозрение) насилия над ребенком в семье; воровство, физическое насилие над ребенком в лагере; унижение чести и достоинства, вымогательство имущества, уничтожение имущества ребенком (детьми), сбежал с лагеря.

Вопросы следующего занятия n n n Система наказания и поощрения детей в условиях лагеря; Педагогические подходы к вопросам наказания и поощрения; Алгоритмика действий вожатого по наказанию и поощрению детей. Педагогические рекомендации по воспитанию конструктивного мышления; Решение педагогических практических задач.


Top