Правоохранительные органы действующие в рф. Система судебных и правохранительных органов в рф. Виды правоохранительных органов

В механизме каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохра­нительной системе.

Суд - это орган государства, который в процессуальном по­рядке осуществляет правосудие по гражданским, административ­ным и уголовным делам.

Суд как независимый орган власти опи­рается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов пра­ва и подлежат безусловному исполнению.

Судебная система возглавляется верховными судебными орга­нами, которые во многих государствах выполняют функции Кон­ституционного суда.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространя­ются полномочия, различают суды общей, специальной и адми­нистративной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд.

Административные суды в основном рассматривают жалобы гра­ждан на превышение государственными служащими своих полно­мочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государ­ственном управлении.

Две разновидности судебных органов сложились в странах, где действуют принципы англосаксонского права (Великобритания, США, Индия), а также в Японии, где функционируют суды по се­мейным делам. Три разновидности судов имеют место в государствах континентальной Европы, в странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. В Российской Федерации действуют суды общей юрисдикции, вместе с тем предполагается образование различных специализиро­ванных судов. Наряду с общими судами в России действует система арбитражных судов, которые рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) споры с участием организаций и предпринимателей, а также споры в сфере управления, связанные с неправомерными действиями органов исполнительной власти.

Вместе с тем в систему специализированных правоохранитель­ных органов принято включать органы правосудия, юстиции, но­тариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.

Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетен­ции и содержания деятельности. Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законом. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть Конституцией.

Литература:

1. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988.

2. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Госу­дарство и право. 1997. № 3.

3. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. - М., 1991.

4. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государст­ве. -М., 1995.

5. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.,1972.

6. Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противо­весов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. № 12.

7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.

8. Парламенты мира. - М., 1991.

9. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

10. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных госу­дарств. - М., 1995.

Еще по теме § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти:

  1. Глава 8 Вопросы уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах в судебной практике
  2. Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке и проведению выборов
  3. § 5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  4. § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти
  5. § 3.Сравнительно-правовой анализборьбы с коррупционнымипроявлениямив правоохранительных органах и специальных службахведущихгосударств мира
  6. 2.2. Федеральные органы государственной власти в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  8. 1.1. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации
  9. § 4Л. Общие положения о реализации допустимости доказательств в ходе правоохранительной деятельности
  10. § 2.2. Юридические гарантии права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел
  11. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


Введение

Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 Прокуратура Российской Федерации

2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

2.3 Нотариат Российской Федерации

2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2.5 Адвокатура Российской Федерации

2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

Глава 3. Судебная система Российской Федерации

3.1 Суды общей юрисдикции

3.2 Верховный Суд

3.3 Районные суды

3.4 Мировые судьи

3.5 Военные суды

3.6 Арбитражные суды

3.7 Конституционный Суд

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения) .

Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека .

Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.

4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

– таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на :

Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

Федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

Указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

Виды правоохранительных органов

  • Суд - осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура - осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) - занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности - осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы-вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни - ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции - осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат - осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура - оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие - деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации - вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.


Top