Религиозным организациям предоставляются земельные участки в безвозмездное. Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным нко. Что такое предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или .

Весь процесс передачи оформляется специальным документом - договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю .

Государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?

Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Если земельные участки находятся в или собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных или без таковых через реализацию у предоставляющего землю органа власти);
  • (договор на ее заключение также происходит или , если речь идёт о );
  • (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    .

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на , таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер , но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

  • и , которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли;
  • Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

Многодетные и молодые семьи

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

  • . В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения - молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.

Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей;
  2. . Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Важные моменты

Порядок предоставления земельных участков в постоянное бессрочное пользование зависит от того, поставлен ли интересующий объект недвижимости на кадастровый учет. При отсутствии этого участка в реестре нужно получить принципиальное согласие администрации

Каким требованиям должны соответствовать участки?

Все предоставляемые участки должны отвечать определенному перечню требований, установленному в соответствии с действующим законодательством:

  • Геологическое состояние участка должно позволять возвести на нем строение (если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве), а возведение дома не должно повлечь ухудшение состояния участка;
  • Уровень плодородия должен соответствовать возможности снимать регулярный урожай тех или иных сельскохозяйственных культур;
  • Площади предоставленного участка должно хватить для постройки дома, отвечающего минимальным социальным нормам проживания в нем семьи;
  • Экологическая обстановка вокруг участка должна быть благоприятной (то есть участок должен располагаться вдали от промышленных предприятий, а также полигонов утилизации отходов различного происхождения).

Что касается норм площади (так как это основной показатель, который влияет на ценность предоставляемых участков), то в каждом регионе они определены по-своему.

Минимальный размер участков для каждой категории имеет свои параметры:

  • Для индивидуального жилищного строительства - не менее 3 соток;
  • Для садоводства - 4 сотки;
  • Для огородничества - 2 сотки;
  • Для животноводства - не менее 15 соток;
  • Для дачного строительства - не менее 5 соток.

Максимальные размеры также определены в каждом субъекте федерации исходя из конкретных условий состояния земельного фонда. Так, максимальные размеры участков для разных целей использования определены в таких границах:

  • Для индивидуального жилищного строительства - не более 15 соток;
  • Для садоводства - 25 соток;
  • Для огородничества - 1 гектар;
  • Для животноводства - 1 гектар;
  • Для дачного строительства - 25 соток.

Однако, указанные размеры считаются средними, так как зачастую размер участка будет колебаться в этих границах, а при определении величины будут учитываться все факторы, которые были доказаны получателем земли.

Как и где получить земельный участок?

Государственный и административный регламент предоставления земельных участков различных форм собственности (федеральная, региональная или муниципальная земля) определен в статьях 39.9-39.20 Земельного Кодекса РФ.

Так, с из федеральной собственности просителю необходимо обращаться в федеральные органы исполнительной власти путем направления соответствующего заявления на имя руководителя такого органа.

Если речь идет о региональной собственности (то есть собственности субъекта федерации), то обращение направляется в исполнительные органы субъекта (заявление пишется также на имя руководителя).

В том случае, если земля находится в муниципальной собственности, то заявление должно направляться в соответствующий орган муниципалитета.

Весь алгоритм, независимо от того, к какому уровню имущества относится участок, состоит из аналогичных шагов и включает в себя следующие этапы:

  1. Подбор участка (можно найти через публичную кадастровую карту или имеющиеся объявления);
  2. Первичное заявление о возможности предоставления участка просителю;
  3. Подготовка кадастровых на участок;
  4. Основное заявление;
  5. Получение извещения о предоставлении земельного участка;
  6. Проведение торгов или вынесение Постановления руководителя органа о наделении просителя землей (если можно и нужно обойтись без торгов);
  7. Получение свидетельства о праве собственности или о праве пользования участком и регистрация перехода такого права.

Этот алгоритм универсален для получения участка любым способом , будь то оформление в собственность, заключение договора аренды, постоянного бессрочного пользования или безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Получение земли от государства может происходить путем возникновения двух видов прав - права собственности и права пользования. То, каким именно путём будет получен участок, определяется принадлежностью лица, получающего землю, к той или иной категории лиц, имеющих такое право. Однако, независимо от того, в чьей собственности находится земля (в федеральной или муниципальной), алгоритм ее получения не меняется.

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель , принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.


Top