Поддерживают беззаконие? Хроники ЖКХ. Уйти от долгов: управляющие компании готовы откликнуться на инициативу власти, если… Переход на прямое абонирование по отоплению

Ульяновцы обеспокоены: ресурсоснабжающие организации ведут агитацию в жилых домах за переход на прямое, как говорят жильцы, абонирование. Граждане усматривают в этом подвох.

О примере такой агитации «СК» рассказал житель дома №22 по улице Карла Либкнехта в Ульяновске. «Поскольку при очном голосовании этот вопрос решить невозможно, они (ресурсники. - Ред.) используют заочное голосование», - считает наш собеседник и призывает газету «открыть глаза ресурсополучателям и назвать истинную цель этой махинации». По его версии, ресурсоснабжающие компании специально аккумулируют в своих руках сбор денег, чтобы ликвидировать задолженность, которую накопили управляющие компании.

Если цель именно в этом - получать деньги за свой товар, то термин «махинации», видимо, не вполне удачен. И есть во всем этом, похоже, большая путаница. Словом «абонирование» ресурсники вводят людей в заблуждение. Прямое абонирование - это договор жильца с ресурсоснабжающей организацией не просто на оплату ресурса, но и на его поставку. Речь же на Либкнехта, 22 идет, вероятно, об оплате напрямую, а не через управляющую компанию. То есть просто, как мы раньше уже писали, об изменении маршрута денег от потребителя (жильца) до поставщика, а не о переменах в схеме поставок.

В принципе ничем страшным жильцам домов это грозить не должно. Но есть один момент. Многие ульяновцы являются получателями либо субсидий на оплату услуг ЖКХ, либо компенсаций. РИЦ на основе своей базы данных сильно упрощает задачу оформления этих выплат, передавая зачастую нужную информацию в ответственные за выплаты службы автоматически. И обдумывая изменения в порядок оплаты, лучше заранее уточнить, не усложнит ли это получение субсидий и компенсаций, не нужно ли будет потом бегать по конторам самому, собирая справки и куда-то их передавая. В общем, стоит ли овчинка выделки, в том числе и с тем, что предлагают сейчас ресурсники.

Определенный страх вызывает и ситуация с ОДН, суммы за которые пока что разные, в зависимости от исполнителя услуги. Если это управляющая компания, то ОДН не может превышать установленный норматив - например, на потребление электроэнергии, идущей на обслуживание мест общего пользования. А если исполнителем услуги является поставщик, то норматив не учитывается и ОДН может выливаться в существенные суммы. Правда, здесь надо понимать, что даже если оплата поставщику осуществляется не через управляющую компанию, а напрямую, по отдельному договору, это не означает, что поставщик автоматически становится исполнителем услуги. Пока дом находится в управлении управляющей организации, она является исполнителем, выставляет собственникам помещений счета за ОДН, не превышая при этом норматива. Словом, для жильцов в этой части ничего не меняется.

Крупнейшая региональная теплогенерирующая компания - Ульяновский филиал «Т Плюс» - подвела итоги работы за минувший год. Обсуждение затронуло не только темы завершения отопительного сезона, грядущих нововведений во взаимодействии с абонентами, но и коснулось весьма простых вопросов, которые волнуют многих, но спросить напрямую не было возможности.

Встреча с топ-менеджментом «Т Плюс» проходила в демократической атмосфере. Заместитель директора Игорь Журавлев сразу попросил присутствующих и коллег общаться без пафоса, излишнего формализма и задавать представителям компании любые вопросы, вплоть до провокационных.

Одна из приятных новостей компании – в этом году исполняется 70 лет ТЭЦ-1, рабочие которой трудятся здесь поколениями. «Мы себя считаем компанией исключительно социально ориентированной, – рассказывает Игорь Журавлев. - Мы продаем тепло, электрическую энергию, мы их производим, а это наиболее важные продукты в нашей стране с точки зрения жизнедеятельности».

О том, из чего формируется тариф на тепло, почему оно не дешевое, особенно пару месяцев в зимний период, рассказал главный инженер Ульяновского филиала «Т Плюс» Дмитрий Дудинцев, который приехал в Ульяновск в прошлом году, но за это время успел полюбить наш город:

«На данный момент отопительный сезон мы закончили на 100%. Подходят к стадии завершения гидравлические испытания. Погода минувшей зимой нам благоволила, сильных морозов почти не было. Тем не менее, в компании принцип один – оборудование должно быть готово ко всем режимам работы: и в экстремально низких температурах, и в достаточно мягких условиях».

Зиму генерирующая компания пережила без аварий, как станционное, так и сетевое оборудование работало четко и безотказно. Сейчас в компании «Т плюс» наступает пора не менее «жаркая», чем прошедший отопительный сезон: организация входит в активную фазу ремонтной кампании. И, прежде всего, на сетях, где минувшие гидравлические испытания выявили почти две сотни повреждений.

По словам директора Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновске Марата Феткуллова, в областном центре год от года идет сокращение неприятных инцидентов, происходящих на тепловых сетях.

Тенденция к снижению инцидентов в отопительный период есть, и мы надеемся, что в будущем сведем их совсем к минимуму, - говорит Феткуллов.

Энергетики часто слышат претензии в свой адрес из-за высоких тарифов. При этом потребители не задумываются о том, из чего эти тарифы складываются. Тариф на тепло складывается из нескольких позиций, куда входит и закупка газа и воды, и транспортировка готового продукта. Именно из-за нее, кстати, у потребителей разнятся цифры в платежках - например, цена тепловой энергии за гигакалорию на выходе со станции составляет 700 рублей, а за счет транспортировки через сети УМУП «Теплосервис» она вырастает до 1700!

ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ – СТАРЫЕ ДОЛГИ

В настоящее время долги ульяновцев перед «Т плюс» выросли до 3,3 млрд рублей и это главная причина недофинансирования программы модернизации на предприятии. По словам директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Гужева, вся аварийность, которая возникает в том числе и на сетях, - это следствие недофинансирования ремонтных программ: «Сколько нам должен наш потребитель, ровно эту величину мы не можем заложить на тот объем работ, который запланирован нами на начало года. Говоря о снижении аварийности, нужно отметить, что это просто героическая заслуга нашего персонала. Значит, мы грамотно выстраиваем гидравлическую схему, более внимательно относимся к нашему оборудованию, устанавливаем более щадящие режимы у потребителя». Прирост дебиторской задолженности остановить ни в одном регионе не удалось, и с наступлением кризиса проблема только усугубилась. Тем не менее, компания продолжает инвестировать собственные средства, в том числе и в социальные объекты Ульяновска.

ЭКОНОМИТЬ ТЕПЕРЬ ВЫГОДНО

Так, в прошлом году партнер «Т Плюс» - компания «ЕС Гарант» заключила энергосервисный контракт по установке системы погодного регулирования в бюджетных учреждениях города Ульяновска. Такое оборудование позволяет существенно экономить энергоресурсы, регулируя температуру в квартирах в зависимости от температуры за окном. Таким образом, по итогам прошедшего отопительного сезона общая экономия средств по 53 бюджетным учреждениям составила 17 млн. рублей. На вопрос журналиста сайт, в чем выгода ресурсоснабжающей организации при этом, в компании ответили, что главный приоритет «Т Плюс» – это продать ровно столько, за сколько потребитель готов заплатить.
«Учитывая ситуацию, в которой сейчас находится страна, понятно, что лишних денег ни у кого нет. Зачем отгружать продукцию на 17 млн. руб. больше и получить при этом еще большую задолженность бюджетников. Предприятию выгоднее производить столько, сколько требует и может оплатить клиент», - заявил Сергей Гужев.

Погодное регулирование – это очень выгодно и для рядовых потребителей. Все, что нужно жильцам – это собраться и принять решение установить в доме такое оборудование, - говорит Игорь Журавлев. – В конечном итоге можно экономить до 70% средств, это же бешеные деньги! В Ульяновске приборами погодного регулирования оснащены порядка трехсот домов. Всего «Т плюс» в нашем городе обслуживает около 3800 объектов, то есть 80%.

«Т ПЛЮС» ПРИЗЫВАЕТ К ПЕРЕХОДУ НА ПРЯМОЕ АБОНИРОВАНИЕ

О переходе на прямые расчеты с клиентами в компании задумались давно. Сейчас у ульяновцев есть возможность заключить прямой договор с РСО, что позволит обеспечить прозрачность расходования средств и лишит недобросовестных руководителей УК возможности задерживать на своих счетах средства, полученные от жильцов на оплату тепла.

Сейчас в Ульяновске завершаются гидравлические испытания, из-за которых во многих районах отключали горячую воду. Выявленные повреждения тепловых сетей устраняются в кратчайшие сроки. Там же, где повреждений не нашли, ГВС включили уже через три дня - филиалу «Т Плюс» по большей части достаточно этого времени, чтобы проверить надежность тепловых сетей.

Виктор Доронин
фото corpomir.ru

15.04.2016 в 17:03

  • Печать
14 апреля председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев провел совещание, на котором рассматривались проблема задолженности жителей за потребленные коммунальные услуги и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации. В совещании приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко и депутат Валентин Трубчанин, представители администрации города Ульяновска, ресурсоснабжающих и управляющих компаний, ТСЖ, надзорных органов, общественных организаций.

Многомиллионные долги жителей за коммунальные услуги, имеющие тенденцию с каждым годом увеличиваться, вызывают много вопросов, - отметил Геннадий Антонцев. – Нам важно понять из чего складывается задолженность, какова ее структура и причины, где пути решения проблемы, какая законодательная помощь в этом направлении сегодня требуется.

Согласно данным, представленным областным министерством строительства, ЖКК и транспорта, динамика прироста просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг настораживает. Если в 2012 году прирост этого показателя составлял 14 процентов к предыдущему году, то в 2015 он достиг уже уровня 28 процентов. По итогам прошедшего года жители Ульяновской области накопили более 2,2 млрд. руб. коммунальных долгов, что почти на 500 млн. руб. больше, чем в 2014 году. В профильном министерстве считают, что одной из основных причин образования задолженности населения в оплате ЖКХ-услуг является отрицательное отношение жителей к значительным изменениям законодательства в коммунальной сфере (начисление ОДН, двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение, переход на посезонную схему оплаты услуг отопления, взносы на капремонт и др.). Свою роль играет и недостаточный уровень взаимодействия между управляющими организациями и уполномоченными органами – в частности, наблюдается низкий уровень взыскания задолженности с неплательщиков службой судебных приставов, мало внимания уделяется миграционной службой и правоохранительными органами работе с гражданами, проживающими без регистрации и не оплачивающими коммунальные услуги.

С вышеназванными причинами согласны и в администрации города Ульяновска. По словам начальника отдела планирования и экономического анализа городского Комитета ЖКХ Алексея Чернова, отрицательную роль в наращивании задолженности перед ресурсоснабжающими организациями играют также выпадающие доходы муниципальных компаний (управляющих, тепло- и водоснабжающих предприятий), когда собираемые ими с населения платежи не покрывают реальных расходов.

Выпадающие доходы муниципалов – это не проблема населения, - высказал свою позицию депутат Владимир Камеко. – Эта задолженность из-за несоответствия тарифа, морально устаревшего оборудования, вырабатывающего коммунальный ресурс, и неэффективного управления. Ни одна из этих причин не имеет прямого отношения к жителям, поэтому скидывать на них ответственность по этому показателю за рост долгов некорректно.

По мнению директора НП СРО «Симбирский дом» Григория Николаева, одна из причин возникновения огромной задолженности – отсутствие должной работы городских властей с должниками, проживающими в муниципальном жилье. «На один жилой квадратный метр муниципальной площади приходится в среднем одна тысяча рублей задолженности, а у приватизированного жилья этот показатель в Ульяновске равен ста рублям», - привел данные руководитель «Симбирского дома». Одним из путей выхода из долгового кризиса Григорий Николаев видит снижение порога на предоставление субсидии при оплате ЖКХ-услуг. Сейчас он в нашем регионе равен 22 процентам от дохода гражданина, предлагается установить его в пределах 10 процентов.

Директор Ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор Сакун высказал мнение, что решить проблему задолженности может измененная схема управления коммунальными платежами. Функции управляющих компаний в этом случае должны быть сведены лишь к контролю за качеством предоставления коммунальных услуг, а оплату ресурсов необходимо производить в полном объеме строго по показаниям приборов учета и напрямую в адрес поставщиков газа, воды, тепла, электроэнергии.

Проблема прироста коммунальной задолженности актуальна в целом по всей стране, - сказал Геннадий Антонцев. – Сегодня в России долги за услуги ЖКХ достигли одного триллиона рублей. На федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий переход поставщиков тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, а также газа на прямые договорные отношения с населением. По мнению экспертов, такая форма взаимоотношений позволит начать решать проблему долгов. Однако у нас возникают и другие вопросы, в частности, не повлечет ли это серьезных изменений для жителей и не приведет ли к новому росту коммунальных платежей?

Директор «Территориальное управление по теплоснабжению в городе Ульяновск» (филиал крупнейшего поставщика ПАО «Т Плюс») Сергей Гужев высказался за необходимость обязательного перехода на прямые отношения с собственниками жилья. Сегодня в областном центре по такой схеме уже выстроена работа с почти 60 тысячами горожан, когда они обслуживаются по прямым договорам с поставщиком тепла и горячей воды и вносят плату за ресурс непосредственно в его адрес. Как результат – сумма задолженности, исчисляющаяся миллионами рублей, начала сокращаться и уже не имеет тенденции к приросту.

Представители УМУП «Ульяновскводоканал» отметили неоднозначность прямого абонирования населения. Прежде всего, возрастет нагрузка на персонал водоснабжающей организации, потребуется привлечения новых кадров, хотя практика работы с жителями на предприятии уже имеется. Однако даже прямые договора с жителями не решат проблему долгов, если не будет выработана схема распределения оплаты разницы между общедомовыми и индивидуальными приборами учета, что также требуется закрепить на законодательном уровне.

Опытом работы по прямому абонированию населения поделился генеральный директор ОАО «Ульяновскэнерго» Максим Гейко. Энергосбытовая компания одной из первых среди ресурсников начала заключать договора с жильцами, минуя управляющие компании. «Если полтора года назад в Ульяновске собиралось порядка 75 процентов от суммы поставленной населению электроэнергии, то после перевода на прямое абонирование мы вышли на показатель от 90 до 98 процентов, - привел статистические данные Максим Гейко. – Результат существенный. Есть показания прибора учета - сколько потребил электричества дом, соответственно, столько за ресурс жильцами и должно быть оплачено в наш адрес. Если же возрастает при этом платеж за ОДН, то необходимо разбираться в его причинах, которые кроются в хищении и некорректной передачи данных индивидуальных счетчиков».

Проблема задолженности не должна в конечном итоге бить по кошельку собственника, - подчеркнул Геннадий Антонцев. – Жильцам не столь важно, по какому договору – прямому или непрямому – они оплачивают услугу. Их интересует качественный ресурс и понимание того, за что они оплачивают немалые счета. Мы должны детально проанализировать все предлагаемые федералами изменения во взаимоотношениях населения с ресурсоснабжающими организациями, обобщить уже наработанный в регионе опыт и высказать свою позицию разработчикам нового закона. Пока же отмечаем, что прямые договоры вряд ли позволят достичь главной их цели - снижения задолженности - поскольку для этого нужны не только изменения в договорных отношениях, но и в механизме учета. Например, за все ресурсы платить нужно только по приборам учета, а сдача показаний приборов должна быть обязанностью, а не правом. И главное - для снижения задолженности необходимо все же снижать платежи за ресурсы и повышать платежеспособность жителей.

31 марта у меня в блоге был опубликовано: «По-моему, в Ульяновске стоит проанализировать ситуацию с долгами УО, как говорит Жванецкий, щитильнее. Во-первых, нужно оценить «масштаб катастрофы» - размер и причины задолженности УО ресурсоснабжающим организациям. Во-вторых, понять перспективу роста задолженности. В-третьих, оценить возможности и готовность к «прямому абонированию» всех участников этого процесса. И тогда принять решение: поступать ли нам так же, как делают в Волгограде ». ( , 31 марта 2013)
Мое мнение совпало с мнением Анатолия Яшанова , директора ООО «Строительно-монтажное управление», высказанным в «АиФ» от 3 апреля: «Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы». («Руководители частных управляющих компаний Ульяновска о госуправлении в ЖКХ» , «АиФ», 3 апреля)
Многие директора УО думают так же, как Анатолий Яшанов.
Дело - за властью…

Полный текст статьи «Руководители частных управляющих компаний Ульяновска о госуправлении в ЖКХ» («АиФ», 3 апреля):
Автор: Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
У руководителей частных управляющих компаний есть свое видение роли государства в развитии жилищно-коммунальной сферы.
КРЫША ИЛИ КРЫШКА?
Они даже приветствуют госуправление (напомню, вернуть госуправление в ЖКХ - это инициатива Сергея Морозова, - Г.А.) , но считают, что для этого государство должно четко и эффективно исполнять уже взятые на себя обязательства.
Участники «круглого стола»:
. Алексей Болотов , директор ООО «УК Жилстройсервис»
. Дмитрий Егоров , директор ООО «РЭС»
. Александр Потапов , председатель ТСЖ «Луч»
. Анатолий Яшанов , директор ООО «Строительно-монтажное управление»
. Григорий Николаев , директор НП СРО «Симбирский дом»

КТО ЧЕМ РИСКУЕТ
Алексей Болотов:
- Не считаю, что государственное управление - это эффективно. Что мешает сейчас МУПам и ДУКам? Где их программы по энергосбережению и энергоэффективности? У частных компаний приборами учета, да еще и с погодным регулированием, оборудовано от 70 до 100% жилого фонда за счет негосударственных инвестиций. У частных УК есть стимул работать эффективно, иначе - огромные убытки, а люди уйдут в другую компанию. А у муниципальных - нет. Там нет права на принятие решения, а то завтра и снять могут, а, значит, никто и думать не будет о завтрашнем дне, поэтому живут одним днем. Прошел он - и ладно.
Александр Потапов
- Давайте сравним жилой фонд муниципальных и частных компаний. Где лучше качество жилищных услуг, техническая оснащенность домов, где грамотнее сотрудники? Частник бережет свою копейку, и он никогда не возьмет на работу человека только потому, что он его сват. Это к вопросу о профессионализме. Частная компания вынуждена вкладывать свои деньги в модернизацию жилого фонда, иначе она просто прогорит.
Анатолий Яшанов
- Наша компания начала заниматься управлением жилого фонда в феврале 2007 года, а уже в марте мы получили счета за отопление и поняли, что если ничего не предпринимать, то к декабрю будем банкротами. К началу следующего отопительного сезона у нас все дома были оснащены приборами учета на тепло, параллельно - проверяли теплоизоляцию, техническое состояние трубопроводов и так далее. Это нам позволило получить реальную картину потребления ресурсов и уйти от убытков из-за несбалансированного законодательства. Только по горячей воде за счет установки приборов учета произошло снижение платежа ресурсоснабжающим организациям в полтора раза.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Григорий Николаев:
- По данным с официального сайта Контакт-центра при главе города на 26 марта в Ульяновске функционирует 27 управляющих компаний. По данным сайта комитета ЖКХ - 43. Разрыв в информации разных подразделений муниципалитета - 16 управляющих компаний. Уже одно это говорит об уровне осведомленности и взаимодействия в системе муниципального управления многоквартирным жилым фондом.
В начале 2000-х годов в Ульяновске было создано пять муниципальных управляющих компаний. За несколько лет они фактически обанкротились и были преобразованы в домоуправляющие компании (ДУКи) - ОАО со 100% контрольным пакетом акций у муниципалитета. Остатки жилого фонда слили в одно УМУП «УК ЖКХ города Ульяновска», о которой нет доступной информации, хотя по закону должна быть.
Вновь созданные в 2007-2008 годах ДУКи на сегодняшний день обслуживают около 50% жилого фонда Ульяновска. Суммарная кредиторская задолженность этих компаний перед поставщиками составляет более 1,5 млрд рублей. За прошлый год ДУКам за грубые нарушения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг только ГЖИ было выписано штрафов на сумму около 3 млн рублей. И они были оплачены из кармана жителей. Всем частным компаниям, вместе взятым, штрафов было выписано в десятки раз меньше. При равных долях жилого фонда, находящего в управлении! Это к разговору о соотношении качества работы частных и муниципальных предприятий. Хорошо иллюстрирует ситуацию и свежая статистика обращений жителей в 2013 году в службу «05»: из 756 жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг, поступивших за месяц, 614 касается ДУКов.
В ДОЛГАХ КАК В ШЕЛКАХ
Григорий Николаев:
- Долги населения есть у всех управляющих компаний - неважно, частные они или муниципальные. Но 55-60 % злостных должников (задолженность свыше 6 месяцев) - это жители квартир, которые принадлежат муниципалитету. Хотя доля неприватизированных квартир составляет сегодня не более 20% от общей площади жилья. Между тем, Жилищный кодекс РФ с муниципалитета, как с собственника муниципального фонда, ответственности не снимал, напротив - обязывает быть добросовестным собственником, а значит, держать на контроле вопрос своевременной оплаты.
Львиная доля муниципальных квартир - без индивидуальных приборов учета, самая низкая оснащенность общедомовыми приборами учета - в домах, находящихся под управлением муниципальных организаций. К сожалению, муниципалитетом не исполнены и решения судов по искам собственников с требованием выполнить капитальный ремонт жилого фонда Ульяновска. Таких решений суда, не приведенных в исполнение, скопилось на 500 млн рублей. Это ведет к росту аварийных ситуаций, снижению качества и безопасности проживания граждан и дополнительным расходам управляющих организаций на оплату компенсаций за нанесенный ущерб населению. Получается, муниципалитет не справляется ни с муниципальными управляющими компаниями, которые ему на 100 % подконтрольны, ни с жилым фондом, который находится в его собственности. А ведь никто сегодня не мешает муниципалитетам вкладывать деньги в качественный ремонт и модернизацию жилого фонда и на примере работы муниципальных предприятий задавать высокую планку оказания жилищно-коммунальных услуг. А региональной власти никто не мешает жестко контролировать тарифы для населения на коммунальные услуги, которые уже вышли за рамки разумных пределов.
В ФУТБОЛ НА КОНЬКАХ
Алексей Болотов:
- Я думаю, что начинать нужно с приведения в порядок нормативной базы и законодательства в сфере ЖКХ. А то получается: играем в футбол на хоккейных коньках. Расчеты-перерасчеты, исполняем-отменяем… Надо установить единые правила для всех и не заниматься популизмом. Управляющие компании только ставят цифры, утвержденные на законодательном уровне и большой энергетикой, в формулы постановлений, и все средства, собранные с населения, напрямую получают ресурсноснабжающие организации.
Анатолий Яшанов:
- Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы. Если бы это произошло, не было повода говорить, что мы виноваты в долгах перед энергетиками и в росте платежей за коммунальные ресурсы - перед населением. Никто бы не говорил, что плата на коммунальные услуги растет, потому что управляющие компании наживаются.
Александр Потапов:
- Две частные управляющие компании в 2012 году первыми в Ульяновске решили перевести свой жилой фонд на непосредственное управление. Собственники провели собрания, приняли решения, есть протоколы собраний - все по закону. Но и ВоТГК, и «Водоканал» отказываются заключать такие договоры. Непонятно, почему власть остается в стороне. В случае с ВоТГК это хоть как-то можно объяснить, потому что ВоТГК - частная компания. Но «Водоканал» - муниципальное предприятие, и на него можно было бы воздействовать.
На самом деле ресурсоснабжающим компаниям гораздо проще работать с управляющими компаниями, чем с населением. Не надо подавать в суд иски на каждого неплательщика, достаточно подать на управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК. И потом управляющей компании придется выходить к собственникам и говорить: у нас долг, надо выплачивать или производить доначисления. И сразу она становится врагом номер один.
Дмитрий Егоров:
- 95% претензий собственников к управляющим компаниям связаны именно с коммунальными услугами - их качеством и расчетами за них.
Если бы управляющие компании были исключены из цепочки платежей за коммунальные ресурсы, то они имели бы возможность эффективнее работать с населением, в частности - в направлении энергосбережения. А это их главная на сегодняшний день задача.
У нашей компании сейчас разработаны мероприятия по энергосбережению на каждый многоквартирный дом. Собственники должны их рассмотреть и либо принять, либо отказаться. Мы предлагаем разные варианты перечня работ на выбор - от 10 руб. с кв. м до 15-ти.
Совет дома выбирает то, что считает нужным, потом комплектуется пакет документов и предлагается для голосования. Из 34 домов 32 дома приняли эти перечни, и там жестко расписан план работ, которому мы следуем.
Вот это та работа, которой сегодня должны заниматься управляющие компании. Она обеспечивает качество жизни в доме. Конечно, гораздо сложнее работать с собственниками в условиях, когда насаждается образ управляющей компании, как врага, который виноват в растущих платежах, неправильных расчетах и так далее.
Григорий Николаев:
- Если посмотреть на судебную практику, то получается, что именно частные управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, отстаивают интересы населения в судах. Например, с прошлого года наша СРО «Симбирский дом», как представитель управляющих компаний, несколько ТСЖ и ЖСК судятся с ВоТГК по тарифу на ГВС. В прошлом году его не было в принципе, хотя в соответствии с Федеральным законодательством он должен был быть установлен. В связи с этим УК несли убытки, которые вынуждены были выставлять жителям. Если доказать в суде, что тариф должен был быть, то эти выпадающие доходы уходят. То есть речь идет о защите интересов населения и о тарифе, за который отвечает региональная власть. Кто участвует обычно в судах? Типичный расклад: на стороне населения - общественные организации и прокуратура. Минэкономики в суд не явилось, оставив решение на усмотрение суда, муниципалитет не участвует в процессе, от общественной палаты - никого, МУПы «Теплоком», «Гортеплосервис» - тоже отсутствуют. К сожалению, Министерство ЖКК и Комитет ЖКХ Ульяновска, как правило, тоже не принимают участия в судах. Уже не надеясь ни на чью помощь, сегодня ряд ТСЖ и ЖСК Ульяновска сами, в интересах всего населения города, в Арбитражном суде оспаривают стоимость тепловой энергии (Гкал.), поставляемую ВОТГК потребителям в 2011, 2012, 2013 годы.
ВЫДАВИТЬ - ЭЛЕМЕНТАРНО
Анатолий Яшанов:
- На самом деле выдавить частников с рынка - проще простого. Достаточно субсидировать муниципальные управляющие компании, чтобы они отремонтировали подъезды, инженерные сети,дворы, привели в порядок жилье. Народ увидит, где хорошо, и сразу побежит от частников в муниципальные компании. Но пока движение происходит в другом направлении.
Григорий Николаев:
- В Москве есть и частные, и государственные управляющие компании, и ТСЖ, но там заложены огромные субсидии на ЖКХ на весь жилой фонд. Если житель платит 10 рублей с квадратного метра за жилищные услуги, то город столько же добавляет в качестве субсидий. На коммунальные услуги там тоже субсидии, хотя стоимость Гкал примерно такая же, как у нас. И выпадающие доходы предприятиям ЖКХ по коммуналке гасятся из бюджета. И приборами учета многоквартирные дома оснащаются за счет бюджетных средств, и ремонт подъездов производится за счет города, не говоря уже про благоустройство. 400 млрд. рублей, а это почти 25% расходов всего бюджета столицы, ежегодно выделяется на социальную поддержку жителей, 140 млрд. - на реализацию госпрограммы «Жилище», 330 млрд. рублей - на развитие транспортной системы. В Ульяновской же области утвержденный дефицит бюджета на 2013 год составил почти 3,5 млрд. рублей, то есть более 12 % общего объём доходов областного бюджета. Тогда закономерно возникает вопрос: что стоит за идеей госуправления? Просто намерение забрать жилой фонд и отдать «своим»?
Эффективное госуправление, когда государство вкладывает значительные финансовые средства в модернизацию ЖКХ и держит на контроле расход этих средств и полученный эффект, можно только приветствовать. Но административное госуправление - это путь в никуда, особенно сегодня... По ситуации более разумно было бы ликвидировать муниципальные предприятия и передать частным структурам. Здоровая и честная конкуренция, частные инициатива и инвестиции, самоуправление и самоорганизация при активной поддержке населения, региональной и муниципальной власти - это самый сильный и надежный стимул к технологическому развитию и модернизации жилого фонда региона, снижению аварийности и постоянному повышению качества, эффективности и безопасности жилищно-коммунальных услуг для жителей Ульяновской области.

28 января Губернатор Сергей Морозов посетил обновленный офис обслуживания клиентов Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» и обсудил с руководством компании текущую ситуацию.

Поручение о необходимости принятия федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, было дано Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. После этого был разработан законопроект о директивном заключении прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Но действующее законодательство позволяет уже начать эту работу.

«Большая часть вопросов, которые задают жители, касается платежей за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому переход на прямые договоры - это, прежде всего, создание прозрачной системы расчетов за тепло и горячую воду, прямое взаимодействие потребителя и компании. Немаловажно, что эта система исключает возможность недобросовестным управляющим организациям направлять средства собственников на нецелевое использование и тем самым создавать долги перед поставщиками ресурсов», - отметил Сергей Морозов.

Заместитель Министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Черепан проинформировал главу региона, что работа по переводу на прямые договоры проводится всеми ресурсоснабжающими организациями региона. Почти полностью переведены на прямое абонирование потребители ОАО «Ульяновскэнерго», идет подготовительная работа в МУП «Ульяновскводоканал».


Top