Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам Обязан ли заказчик начислять неустойку

Каким образом рассчитать пени по государственному контракту, когда предусмотренные им обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

По условиям контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в течение 15 дней. В контракте есть условие о том, что в течение данного срока товар может поставляться частями. Поставка в срок не осуществлена и была произведена частями (6 поставок) с существенным нарушением сроков контракта на 40 дней (с просрочкой 14, 18, 20 дней и т.д.). Периоды поставки контрактом не предусмотрены. Оплата осуществлялась единовременно, по итогам поставки подписана единая накладная. Если расчет проводить в 6 этапов, то сумма по всем этапам будет существенно больше, чем сумма при расчете в один этап по полной просрочке. Как произвести расчет пени по контракту на поставку товара?

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (ч. 6, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее - Закон N 44-ФЗ).

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) х С,

где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.

Минфин России в письме от 27.11.2014 N 02-02-04/60726 высказал позицию, согласно которой, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, то используемые в утвержденной Правилами формуле показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа. При этом полученный в порядке, определенном пунктами 6-8 Правил, итоговый показатель "П" является итоговой суммой пени, подлежащей взысканию (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-02-04/59756).

Подобный подход не вытекает из положений Закона N 44-ФЗ и Правил, однако согласуется с положениями ГК РФ. Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ).

Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

В связи с этим отметим, что определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Под "этапами исполнения контракта", на наш взгляд, может пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством. При этом, как указано в п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

Таким образом, если контрактом не предусмотрено поэтапное его исполнение (применительно к рассматриваемой ситуации - периоды поставки), и тем более когда из условий контракта (как в приведенной ситуации) очевидно следует, что предусмотренный контрактом срок поставки относится ко всем товарам, поставка которых является предметом контракта, нет никаких оснований для квалификации условий контракта как предполагающих поэтапное его исполнение. Само по себе то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполняются частями, в разное время в пределах срока, предусмотренного для исполнения соответствующего обязательства (например, частями поставляется предусмотренное контрактом количество товара), не свидетельствует об исполнении контракта по этапам (смотрите, например, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889). Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара.

Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки. Несмотря на то что согласно п. 6 Правил расчет пени осуществляется исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), формула определения цены предполагает возможность уменьшения цены при расчете пени не на сумму исполненных обязательств, а на стоимость фактически исполненного в установленный срок. Это не позволяет учитывать специфику таких ситуаций, когда, например, отдельные партии товара поставлены с разными периодами просрочки. Иными словами, формальное применение Правил в подобных случаях не позволяет рассчитать суммы пеней отдельно по каждому из допущенных периодов просрочки и неизбежно приводит к завышению суммы пеней, причитающихся с контрагента.

Приведем пример.

Цена контракта, заключенного 15 февраля 2015 года, составляет 800 000 рублей. Срок поставки - 16 февраля 2015 г. Товар на сумму 300 000 рублей поставлен 20 февраля 2015 г., оставшаяся часть товара поставлена 2 марта 2015 г.

Первым днем просрочки обязательства будет 17 февраля, последним - 2 марта, следовательно, просрочка поставщиком обязательств составит 14 дней (ДП = 14). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

В соответствии с Правилами в этом случае размер пени должен рассчитываться следующим образом:

Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.09.2012 составляет 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб.

Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней. Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81).

Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России (от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726).

Поэтому, на наш взгляд, учитывая положения гражданского законодательства, в частности ст. 521 ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

Так как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно.

Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 4/15 х 100% = 27%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,01 х 0,0825 х 4 = 0,0033;
Пеня за просрочку поставки первой части товара составит 2460 руб. (П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0033).
Пеня за просрочку поставки оставшейся части товара рассчитывается следующим образом:
Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 14 /15 х 100% = 93,3%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231;
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 300 000) х 0,0231 = 11 550 руб.
Общая сумма пени за просрочку товара составит 14 010 руб.

Последний вариант расчета пени, взыскиваемой с поставщика, на наш взгляд, более соответствует требованиям законодательства. В заключение еще раз отметим, что формально верным является первый из приведенных вариантов. Применение второго из приведенных подходов - опять же формально - не является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Однако нельзя исключить, что использование заказчиком подобного механизма расчета пени может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (в виде, например, привлечения их к дисциплинарной ответственности по результатам мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Что изменилось и когда нужно начать применять новые правила, рассмотрим в статье. Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.Постановлением правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 введены новые правила расчета размера штрафа и пени в рамках 44-ФЗ. Старые правила, которые были утверждены постановлением правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, утрачивают силу. Новый расчет штрафа по 44-ФЗ Давайте рассмотрим основные положения новых правил и отличия от предыдущей системы расчета.

Расчет пени по правилам № 1042

В ПП 1063 при расчете пени была четкая привязка суммы исполненных обязательств к срокам установленным контрактам.В ПП 1042 «Пеня начисляется … от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком» и точка. Когда они «фактически исполнены» получается никому не интересно.

Внимание

Оговорки, как в ПП 1063, о фактической поставке в установленные контрактом сроки нет. Соответственно, дословно исполняя ПП 1042, я должен отправить претензию с нулевой пеней.

Например, контракт на 100 руб., срок поставки 10 сентября, весь товар привезли 20 сентября.100 руб. — 100 руб. = 0 руб.сумма пени 0 руб? часть 5 ст.34 Закона объясняет, за что начисляется пеня (только ч.5 — для заказчика, для поставщика — ч.ч.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

  • Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  • Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  • Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
  • Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.
    Правила расчета для поставщиков Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1042 от 30.08.2017 10 до 3 млн р. 10 до 3 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.) 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.) 0,5 более 100 млн. р. 0,5 от 100 млн. р. до 500 млн. р. (вкл.) 0,4 от 500 млн. р. до 1 млрд. р. (вкл.) 0,3 от 1 млрд. р. до 2 млрд. р. (вкл.) 0,25 от 2 млрд. р. до 5 млрд. р. (вкл.) 0,2 от 5 млрд. р.. до 10 млн. р. (вкл.) 0,1 более 10 млрд. р.

Новые правила расчета неустойки по госконтракту

Инфо

Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

Важно

Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%.

Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

Изменения в расчете штрафов и пеней по 44-фз

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г.
Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек. Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%. А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился.

Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта. Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

Новые правила определения неустойки по контракту

Формула для определения размера пени выглядит следующим образом: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта. Пример расчета Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей.

Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей.

Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими: 4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775. 5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей. 6. Количество дней просрочки = 6 дней.

Bad request

Получаем следующие данные для расчета пеней: 1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775. 2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей. 3.Количество дней прострочки = 12 дней. Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей Правила расчет пеней для заказчика Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы.
СМП и СОНКО), за исключением просрочки исполнения обязательств:Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р. 2 от 3 млн. р. до 10 млн р. (вкл.) 1 от 10 млн. р. до 20 млн. р. (вкл.)

  • Размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО:

Размер, в % Объем для расчета 5 Сумма работ с привлечением субподрядчиков

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных НМЦ, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (переход через «0»), за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р.
Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт «в» пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе. Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта. Изменения в расчете пеней Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло.

Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

Как рассчитать пени по постановлению 1042 пример

Новый расчет пеней по 44-ФЗ ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) ПП 1042 от 30.08.2017 Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле… (отменено). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

В случае неисполнения или некачественного выполнения обязательств по исполнению контракта и Заказчик, и Исполнитель несут полную ответственность в виде налагаемых штрафов. В связи с обновлением постановления в действующей статье под номером 34 в 44 Федеральном Законе, мы видим новый принцип расчета пени.

1. Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени по контракту 44-ФЗ

Начиная с сентября 2017 года Исполнитель и Заказчик, которые являются двумя сторонами заключившими между собой контракт, должны рассчитывать пени по новой системе в случае невыполнения обязательств. В нововведения входят такие пункты как:

1. Произошло изменение размера штрафов, который накладывался на Исполнителя при неисполнении им своих обязательств при стоимости контракта больше, чем 500 млн.р, исключения составляют - просрочка исполнения взятых обязательств.

2. СМП, среднего предпринимательства и СОНКО в этом плане однако выигрывают, штрафы которые накладываются на них стали куда ниже по сравнению с иными компаниями.

3. Установили фиксированную сумму, накладываемую на победителя, который предложил наибольшую сумму контракта.

4. Определили денежные штрафы для Исполнителей по контрактам, которые не имеют стоимости.

5. Так же как и для Исполнителей, Заказчики будут платить фиксированную сумму, которая будет зависеть от ценовой стоимости заключенного контракта в случае, если Заказчик откажется от выполнения обязательств.

6. Изменения принципа расчета штрафов, которые оплачивает Исполнитель в случае нарушения срока выполнения договора.
Данные нововведения созданы с целью упрощения системы расчетов пени и добиться того, чтобы она была более понятна, поскольку произойдет сокращения спорных вопросов в случае неправильно начисленной неустойки.

2. Правила расчета неустойки для поставщика по контракту 44-ФЗ.

Исходя из новых правил расчета пени для поставщика - пени начисляются за каждый из дней просрочки выполнения обязательств по договору. Объем штрафных санкций определяется по ставке рефинансирования Центробанка, действующая во время произведения расчетов, которая уменьшена на фактическую величину исполненных обязательств. Именно поэтому расчет пени для Исполнителей и Заказчиков - одинаков.

Расчет пени, которые должен заплатить Исполнитель в случае, если он не соблюдал сроки поставки, определяет данная формула:



Значение ставки на день расчетов нужно уточнять именно в этот день, поскольку она ежедневно изменяется. Начиная с 12 февраля и до 26 марта 2017 года она была на уровне 7,5%. Значит для того, чтобы рассчитать ставку на 2017 год, нужно вычислить коэффициент: 7,5% : 100 = 0,075.

Рассчитывая дни просрочки не надо учитывать день, в который был подписан контракт. В расчет входят все дни в календаре до момента выполнения обязательств, в том числе и праздники и выходные.


Пример расчета


1. Контракт заключен на суммарную стоимость в 1 миллион 200 тысяч рублей.

3. Исполнителем было передано товара на общую сумму 850 тысяч рублей.

Отсюда имеем следующее:

1.

2. Теперь давайте вычислим размер обязательств которые были не выполнены:

Сумма контракта - Стоимость поставленного товара = сумма обязательств.

1 200 000 - 850 000 = 350 000 рублей.

3. Теперь выясним дни просрочки, у нас их 12.

Теперь требуется узнать сумму пеней, которую должен заплатить Исполнитель:

Сумма пени: 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей.

3. Правила расчета неустойки для заказчика по контракту 44-ФЗ.

Исходя из новых правил расчета пени для Заказчика - пени начисляются за каждый из дней просрочки выполнения обязательств по договору. Объем штрафных санкций определяется по ставке рефинансирования Центробанка, которая действует во время произведения расчетов, которая уменьшена на фактическую величину исполненных обязательств. Формула выглядит вот так:


Кроме всего выше указанного, в данном постановление указано, что вся сумма совокупности штрафов, может в конечном итоге не может быть куда больше, чем стоимость самой сделки.

Пример расчета

Давайте посмотрим на одну из ситуаций, которая может произойти между Исполнителем и Заказчиком. Дано:

1. Была заключена сделка на суммарную стоимость 500 тысяч рублей.

3. Заказчиком было оплачено в срок всего лишь 250 тысяч рублей.

Отсюда имеем следующее:

1. Рефинансирование на 2017 год в это время - 7,75%, следовательно, коэффициент у нас будет 0,0755.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.

Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени

С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
  4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
  7. Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

    Правила расчета для поставщиков

    Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

    Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки

    Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

    При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.

    Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.

    Пример расчета

    Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2018 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2018 года.

    Получаем следующие данные для расчета пеней:

    1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775.

    2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.

    3.Количество дней прострочки = 12 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей

    Правила расчет пеней для заказчика

    Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы. Формула для определения размера пени выглядит следующим образом:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки

    Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта.

    Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей. Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей. Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими:

    4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775.

    5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей.

    6. Количество дней просрочки = 6 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 *250 000 * 6 = 387,50 рублей.

    При расчете пеней поставщики и заказчики обязаны руководствоваться исключительно нормами постановления Правительства №1042, а также действующего законодательства. При отказе одной из сторон выплатить начисленные штрафы и пени, другая сторона должна обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.

    Как начисляются штрафы по 44-ФЗ?

    Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

    Чем грозит просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ?

    Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

    Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня - другой вид оплаты неустойки.

    Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

    Для исполнителя

  8. если цена контракта не больше 3 млн. руб. - 10% от стоимости;
  9. если цена от 3 млн. - 50 млн. рублей - 5%;
  10. от 50 - 100 млн. руб. - 1%;
  11. больше 100 млн. руб. - 0,5%.
  12. Для заказчика

  13. в первом случае - 2,5% от цены контракта;
  14. во втором - 2%;
  15. в третьем - 1,5%;
  16. и в четвертом - 0,5%.
  17. Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

    Расчет неустойки по 44-ФЗ

    Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

    Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

    Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю - 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

    500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

    Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

    200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

    Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

    Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

    Пени = (Цена контракта - Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

    Ставка рассчитывается так:

    Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

    Коэффициент К:

    Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

    Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.
  • Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

    Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора - 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет - 12 дней.

    Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

    40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. - 9%)

    Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

    Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. - 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

    Про все виды неустоек - штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.
  • В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

    Скачать ФЗ-44

    ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

    ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» скачать здесь .

    Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта (44-ФЗ и 223-ФЗ)

    Вам также будет полезно:

    Взыскание долгов, Налоговая оптимизация, Корпоративные споры

    Информация
    Наша специализация
    Связаться с нами

    Во всех случаях работы с долгами и налогами наша организация готова обеспечить профессиональное консультирование.

    Настоящим я, далее – «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие ООО «ДНД» (далее – ДНД) на обработку своих персональных данных, указанных при регистрации путем заполнения веб-формы на сайте днд.su и его поддоменов *днд.su (далее – Сайт), e-mail направляемых (заполненных) с использованием Сайта (по адресу указанному на сайте).

    Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

    Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях регистрации Субъекта Персональных Данных в базе данных ДНД с последующим направлением Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений и смс-уведомлений, в том числе рекламного содержания, от ДНД, его аффилированных лиц и/или субподрядчиков, информационных и новостных рассылок, приглашений на мероприятия ДНД и другой информации рекламно-новостного содержания, а также с целью подтверждения личности Субъекта Персональных Данных при посещении мероприятий ДНД.

    Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с Сайта ДНД и/или отправка первого письма.

    Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями ДНД.

    ДНД принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных. ДНД вправе привлекать для обработки персональных данных Субъекта Персональных Данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.

    Я ознакомлен(а), что:

  • настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных при регистрации на Сайте ДНД, направляемых (заполненных) с использованием Cайта, является неограниченным (до момента отзыва);
  • согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме;
  • предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  • Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

    Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

    Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

    Ответственность заказчика

    Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

    Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.
  • Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.
  • Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

    Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

    Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

    Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

    Возможно, Вас также заинтересует:

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

    Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.

    Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.

    Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

    П = С х (Ц – В) , где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.
  • Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил):

    С = ДП х СЦБ , где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100% , где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.
  • На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

    Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

    Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

    Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

    Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

    Сначала определяем коэффициент (К):

    К = 100% х (9 / 30) = 30%

    Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).

    С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)

    Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей

    Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

    П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

    Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:

    С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)

    По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей

    Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:

    С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)

    Итоговый размер пени составит:

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

    О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.

    Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.

    Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3

    В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

    Совсем недобросовестно

    Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

    Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

    Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

    Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

    Условия неопределенности

    Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

    Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

    На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

    Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

    Исключения из правил

    Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

  • на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
  • на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
  • если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
  • Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

    Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

    Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

    Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

    Ответственность заказчика

    Пеня

    Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

    Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

    К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

    500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 руб.

    Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

    300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

    Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

    Штраф

    Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

    Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту За вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака на территории образовательной организации могут установить ответственность Разработаны дополнительные меры борьбы с курением. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный […]

  • Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34"Об утверждении форм заявлений о […]
  • Сиделки для детей с проживанием 21.08.2018 09:15 Частные услуги Гуру Apr 6 2018, 15:23 Телефон: ‎ 8 906 382 14 77 (Фаина)- Предлагаю услуги сиделки (в доме,в стационаре,с проживанием);- женщина 50л аккуратная,чистоплотная,без […]
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 […]
  • Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение Актуально на: 21 апреля 2017 г. В числе основных обязанностей налогоплательщиков в соответствии с НК РФ – обязанность по уплате налогов (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для […]
  • Срок уплаты УСН Актуально на: 21 марта 2017 г. В течение отчетного года организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу при УСН (п. 3,4 ст. 346.21 НК РФ). Уплатить авансы нужно не […]
  • Пени и штрафы являются двумя формами неустойки, которые обычно применяются в случае невыполнения контрактных условий. Актуальные правила расчета соответствующих значений вступили в силу в 2019 году. Размер санкций в подавляющем большинстве случаев устанавливается не в пользу непосредственного заказчика.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Ответственность в полной мере регламентируется Федеральным Законом РФ №44. Согласно изменениям в правилах, пени начисляются за каждый день просрочки обязательств, закрепленных в соглашении, в соответствии с действующей на территории Российской Федерации ставки рефинансирования Центрального Банка.

    Для определения рассматриваемых значений рекомендуется использовать онлайн-калькулятор по расчету пени по 44-ФЗ. Для понимания основных операционных особенностей процедуры следует ознакомиться с правовой основой, последними нововведениями, правилами расчета, характером ответственности, а также с исключениями из правил.

    Правовая основа

    Актуальную информацию о неустойках по Федеральному Закону №44 можно найти в нескольких нормативных актах. Основным регулятором выступает Гражданский Кодекс Российской Федерации (статьи 530, 534, 720, 783). В самом ФЗ регламентирующие положения содержатся в статье №34.

    Постановление Правительства №1942 от 30 августа 2017 года гласит, что с сентября 2017 года заказчики начисляют штрафные санкции и дополнительные выплаты по профильному постановлению.

    Данный акт дополнительно отражает подходы судебных инстанций и контролирующих организаций в рамках применения мер ответственности, имеющих прямую связь с исполнением контрактных условий.

    Нововведения

    С конца 2017 года заказчики и поставщики, которые выступают в качестве сторон по государственным договорам, должны в обязательном порядке осуществлять расчет штрафов, если один из участников сделки нарушает условия контракта.

    Среди наиболее важных изменений следует выделить:

    • Изменение размеров штрафных санкций, которые накладываются на непосредственных поставщиков в случае нарушения контрактных требований, при условии, если сумма договора составляет 500 000 000 рублей.
    • Изменение величины санкций для поставщиков, которые выступают в качестве представителей малого или среднего бизнеса.
    • Установление размеров штрафов, которые применяются для победителей закупочных акций, которые смогли предложить наиболее высокую стоимость соглашения – объем санкции устанавливается в формате фиксированной суммы.
    • Определение объемов штрафов для поставщиков – только в тех случаях, если контракты не имеют стоимостного выражения.
    • Установление штрафов за отказ поставщиков от исполнения установленного перечня обязательств – в 2019 году размеры фиксированные, определение происходит в прямой зависимости от суммы договора.
    • Изменение принципа расчета дополнительных выплат, включая пени, которые должны выплачиваться поставщиками.

    Вышеуказанные изменения в будущем должны значительно упростить систему расчета санкций штрафного характера. Специалисты считают, что такие меры помогут в сокращении количества спорных ситуаций, которые, в свою очередь, возникают по причине некорректного начисления неустойки.

    Когда — пени, а когда — штрафы

    В контрактную систему включаются две формы неустойки, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Пени могут быть начислены только за пропуск сроков, определенных для исполнения обязательств. Что касается стандартных штрафных санкций, то они назначаются по причине неправильного исполнения условий контракта (это не относится к просрочке).

    В качестве примера стоит привести случай, когда поставщик должен передать товар в назначенный день, но пропускает дату на неделю. В этом случае санкции выражаются в виде пени.

    Если были поставлены товары с истекшим сроком действия или продукция была предоставлена не в том ассортименте, как планировалось ранее, то в этой ситуации применяется система штрафов.

    Место и форма

    Неустойки, выраженные в формате пени или штрафов, в каждом конкретном случае закрепляются в контракте. Все условия подобных выплат должны в обязательном порядке прописываться четко. Их определение происходит еще на стадии формирования документа.

    Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев размер неустоек привязывается к стоимости соглашения, которая еще неизвестна на стадии проектирования контракта.

    В проект документа необходимо обязательно включить следующие положения:

    • Величина штрафной санкции, выраженная в фиксированном контракте, которая начисляется в случае ненадлежащего исполнения обязательств со стороны заказчика – исключением являются ситуации, когда допускается просрочка.
    • Размер штрафа, начисляемый за некорректное исполнение условий контракта со стороны исполнителя или поставщика.
    • Пени, начисляемые за каждый день пропуска обязательств, перечень которых предусматривается основным документов – данный вид санкции формируется с момента, следующего после назначенного дня исполнения конкретного обязательства.

    В проекте контракта рекомендуется прописаться всевозможные штрафы, исключая пороговые значения, которые превышают НМЦК. Нужно учитывать то, что включение в документ правил, представленных в Постановлении Правительства РФ №1042, не является правильным исполнением обязанностей заказчика по определению суммы неустойки. Эта норма содержится в Постановлении Министерства финансов Российской Федерации №24-03-07.

    Важно дополнительно предусмотреть оговорку на тот случай, если аукцион уйдет в сторону повышения. Данная практика не является распространенной, но чисто теоретически это может случиться в течение всех государственных торгов, независимо от предмета закупки.

    Если непосредственные участники сделки будут постепенно снижать стоимость и дойдут до показателя 0,5 от НЦМК, то аукцион пойдет на повышение в автоматическом порядке.

    Это будет продолжаться до того момента, пока предложения по ценам от участников торгов не будут поступать или не достигнут значения в 100 000 000 рублей. В рассматриваемых случаев предусматривается индивидуальная система штрафных санкций, которую нужно закрепить в составляемом контракте.

    Следует четко представлять допустимые значения. В проекте соглашения необходимо в полной мере прописать всевозможные исключения, кроме тех, которые являются выше НМЦК.

    Правила расчета

    Ответственность заказчика

    Величина пени, которая определяется для просрочек исполнения контрактных обязательств со стороны заказчика, не регулируется строгими законодательными правилами. Участникам торгов рекомендуется опираться на положения Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года.

    Статья №34 представленного нормативного акта определяет размер соответствующей неустойки в 1/300 части от актуальной ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день пропуска платежа.

    Например, если сумма по формируемому соглашению составляет 500 000 рублей, а последний день по нему 30 мая, но фактически средства были перечислены 31 мая в полном размере, то расчет значений пени имеет следующий вид:

    500 000 рублей x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 рублей

    Если точно в установленный срок была перечислена часть итоговой суммы, например, 200 000 рублей, а остальные деньги не были переданы, то расчет приобретает следующий вид:

    300 000 рублей x (1/300 x 8,25%) x 11 = 907 рублей

    Стоит отметить, что ни при каких обстоятельствах величина пени не может быть изменена по согласию участвующих в процессе сторон. Федеральный Закон №44 не предусматривает соответствующую возможность.

    Что касается стандартных штрафных санкций для заказчиков, то за все другие нарушения условий соглашения размер определяется в формате фиксированной выплаты. Законодательные правила формирования неустоек строго указывают на необходимость определения санкции в прямой зависимости от суммы договора.

    Ответственность исполнителя

    Для поставщиков, которые допустили просрочку исполнения требований по контракту, пени определяются по более сложной схеме, чем для заказчиков. Онлайн калькуляторы включают в себя полный расчетный функционал.

    Правилами расчета по Федеральному Закону №44 предусматривается применение следующей формулы:

    Пени = (Ц – О) х Вс

    С первыми двумя параметрами сложности обычно не возникают, что нельзя сказать о величине ставки.

    Ее расчет осуществляется в несколько этапов по формуле:

    Ставка = Ср х Кд

    Ср — является величиной ключевой ставки Центрального Банка РФ на момент выплаты пени, которые определяются с учетом поправочного коэффициента.

    Кд — выражается в количестве дней просрочки исполнения обязательств.

    Размер штрафов

    Величина штрафных санкция является исключительно фиксированным показателем, определение которого происходит на основании процентного соотношения от стоимости контрактного соглашения. Чем больше стоимость договора, тем меньше будет величина процентной ставки.

    Градация санкция достаточно большая:

    Если закупка «на повышение»

    В случае если величина закупки идет на увеличение, то законодательством устанавливаются следующие размеры штрафов (от показателя НМЦК):

    Ключевая особенность заключается в том, что штрафные санкции определяются в процентном соотношении не от стоимости соглашения или его одного конкретного этапа, а от НМЦК.

    Если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

    Практика показывает, что стоимости контракта прямо зависит сумма штрафных санкций.

    Чем выше цена, тем больше будет штраф:

    Для заказчиков

    Непосредственно для заказчиков размеры штрафов выражаются в той же сумме, что и в тех случаях, когда нарушенная категория обязательств не выражается в виде определенной стоимости. Например, если сумма договора не является выше значения в 3 000 000 рублей, то на заказчика будет наложен штраф в 1 000 рублей.

    Пример расчета

    Для расчета пеней и штрафов по Федеральному Закону №44 можно использовать специализированные калькуляторы, хотя это не всегда обязательно. Последние изменения законодательства значительно упростили порядок расчетной процедуры.

    Для определения фактического размера пени требуется вычесть исполненные обязательства от цены соглашения и полученный результат умножить на ключевую ставку рефинансирования, а также на дни просрочки. В последний параметр в обязательном порядке нужно включать как выходные, так и праздничные дни.

    Заказчикам в процессе расчета следует исчислять пени за каждый конкретный день пропуска исполнения заявленных обязательств. Начисление начинается со следующего дня, после которого завершается определенный контрактом срок.

    Для расчета применяется ключевая ставка Центробанка Российской Федерации. Важно брать значение данного параметра на день выплаты санкции, а не на день обнаружения акта пропуска сроков.

    В каждом конкретном случае финансовое тело, на которое происходит начисление пени, определяется в непосредственной зависимости от количества исполненных требований. Не стоит брать в расчет всю величину соглашения – цена должна уменьшаться в прямо пропорции от исполненных исполнителем обязательств.

    Типичный случай

    Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.

    Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.

    В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.

    Если сроки поставки были в полной мере определены соглашением, но временные рамки определялись отдельными условиями, то в таком случае пропуск сроков составит всего 10 дней.

    Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.

    В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.

    Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий. При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44.

    На основании данного нормативного акта можно сделать вывод о том, время, отведенное на оплату, составляет не больше одного месяца с момента подписания заказчиком специального документа о приеме конкретного товара.

    
    Top