Плановые внеплановые проверки пожарного надзора. Проверка пожарной инспекцией

Снижение количества пожаров, а также числа погибших и травмированных на них - одна из основных задач органов государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России. Для начала важно определиться в терминологии: под словосочетанием «юридические лица» будем понимать непосредственно юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Теперь - о правовых основах для проведения проверок. Федеральным законом N 294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» все проверки делятся на документарные и выездные, а мероприятии по надзору - на плановые и внеплановые. Документарной проверкой считается проверка сведений, содержащихся в документах юрлица, устанавливающих их организационно - правовую форму, права и обязанности. В ходе документарной про верки могут быть также изучены документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений органов ГПН. Документарная проверка проводится по месту нахождения соответствующего органа ГПН.
Выездная проверка направлена на то, чтобы проверить состояние используемых юридическими лицами территорий, зданий строений, сооружений, помещений и оборудования. Также в ходе выездной проверки могут быть проверены производимые и реализуемые юрлицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований ГПН. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица или по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения мероприятия по контролю.
Срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок про ведения плановой выездной проверки не может превышать50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с про ведением экспертиз или расследований на основании предложений должностных лиц ГПН, проводящих проверку, срок про ведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней для малых предприятий и не более 15 часов - для микропредприятий.

Предприниматели должны знать: любая проверка проводится на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа пожарного надзора. Проверка проводится только теми инспекторами, которые указаны в распоряжении. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа ГПН, проводящими проверку, руководителю или уполномоченному представителю юрлица, индивидуальному предпринимателю или его представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
При проведении проверки должностные лица органа ГПН не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа ГПН;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица, за исключением случая проведения такой про верки по поступившему в орган ГПН обращению об угрозе возникновения пожара или нарушения требований пожарной безопасности;
3) требовать представления документов, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юрлицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
По результатам проверки инспекторами ГПН, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, заключения проведенных экспертиз, объяснения работников юрлица, на которых возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения специальных экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.


Плановые проверки


Предмет плановой проверки - соблюдение юрлицом в процессе работы (оказания услуг, выпуска товаров и т. д.) обязательных требований пожарной безопасности. Такие проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами ГПН ежегодных планов.
Генпрокуратура России размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня госрегистрации юрлица, а также окончания проведения последней плановой проверки юрлица.
О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом ГПН не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомить могут заказным письмом с уведомлением либо иным доступным способом.
В случае, если при проверке установлено, что эксплуатация юрлицом либо его структурным подразделением зданий, строений, сооружений и т. п., а также производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (или такой вред уже причинен), то органы ГПН обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения путем временного запрета деятельности на срок до трех суток. Для этого же органы ГПН могут применить отзыв продукции, выпущенной юрлицом, в порядке, установленном КоАП РФ, и довести до сведения граждан и других юрлиц информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения любым доступным способом.


Внеплановые проверки


Предметом внеплановой проверки является соблюдение в процессе деятельности юрлица обязательных требований пожарной безопасности, выполнение предписаний органов ГПН, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также по предупреждению возникновения ЧС, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
l) истечение срока исполнения юрлицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан и юрлиц, от органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства и т. д.;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера;
3) распоряжения и указания президента или правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие точно установить обратившееся лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах возникновения угрозы или причинения вреда, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка, как и плановая, может проводиться в форме документарной и(или) выездной.
Внеплановая выездная проверка юрлиц, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, по поступившим в органы ГПН обращениям о возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью, может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы ГПН вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с обязательным извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю, направив соответствующие документы в органы прокуратуры в течение суток. В этом случае прокурор или его заместитель должны принять решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании про ведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
О проведении внеплановой выездной проверки, основанием для которой являются поступившие в органы ГПН обращения о возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью, юрлицо уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее про ведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде или безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Справки

1) Порядок отнесения организаций к субъектам малого или среднего предпринимательства определен ФЗ N 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому закону к среднему бизнесу относятся предприятии с численностью работников от 100 до 250 человек, к малому бизнесу - до 100 человек, из которого выделяются микропредприятия - коллективы до 15 человек.
2) В отношении юрлиц, независимо от их видов собственности, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлена Постановлением Правительства РФ N 944 от 23 ноября 2009 г.
3) Плановая проверка юридических лиц - членов саморегулируемой организации (СРО) проводится в отношении не более чем десяти процентов от общего числа членов СРО и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Плановая проверка может проводиться в форме документарной и (или) выездной.
4) Результаты проверки, проведенной органом ГПН с грубым нарушением положений Федерального закона N 294, не могут являться доказательствами нарушения юрлицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом ГПН или судом на основании заявления юридического лица.

\\ 20.04.2012 17:23

Для того, чтобы визит сотрудника Государственного пожарного надзора не застал врасплох, необходимо ознакомиться с порядком, нормами и типами проверок пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в РФ осуществляется органами государственного пожарного надзора, которые на данный момент находятся в ведении МЧС РФ. Нормативной основой для деятельности сотрудников ГПС являются вышеупомянутый ФЗ-69 и Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 "О государственном пожарном надзоре".

Пожарные проверки

Проверки, которые организуют органы Государственной пожарной службы (ГПС) бывает плановыми и внеплановыми. Согласно статье 7 федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" плановые проверки, должны проводиться раз в два года. Чаще всего первая плановая проверка проводится через три года после регистрации фирмы, а последующие через пять лет после плановой проверки. По закону, проверяемым обязаны сообщить о проверке минимум за три рабочих дня.

Исключение для плановой проверки:

Возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
- Причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановые проверки бывают трех видов: контрольные, оперативные и по жалобе. В ходе контрольной проверки проверяется исправность недочетов, которые были обнаружены время плановой проверке. Оперативная проверка проводится, если пожарной службе станет известно о серьезных нарушениях, которые могут послужить причиной возникновения пожара. Такие случаи перечислены в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. К ним, в частности, относятся случаи, если в пожарную инспекцию поступила информация о том, что фирма нарушает правила пожарной безопасности и эти нарушения настолько серьезны, что могут стать причиной пожара. Любой гражданин или организация могут обратиться в пожарную службу с жалобой на нарушения правил пожарной безопасности. Если данное обращение не анонимно и если изложенные обстоятельства заслуживают внимания, то инспекторы проведут проверку по жалобе.
Перед любой проверкой инспектор ГПС обязан предъявить проверяемому служебные удостоверения и распоряжение, которое подписывает начальник управления и районного отдела (или их заместителями). Бывают случаи, когда инспекторы приходят на объект без распоряжения, в таком случае пожарным можно отказать в проверке, так как их действия являются незаконными. Важно отметить, что каждое региональное управление ГПС разрабатывает свой образец распоряжения, так как единой формы распоряжения о проверке не существует. Поэтому, следует обратить внимание на то, чтобы в предъявляемом документе были указаны даты начала и окончания проверки, цели, задачи, предмет проверки и Ф.И.О. инспекторов. Без этих сведений распоряжение будет считаться недействительным. Об этом сказано в ФЗ от 3 августа 2001 г. N 134-ФЗ. Кроме того, руководителю объекта должна быть вручена по роспись копия распоряжения (приказа), заверенная печатью.

Права, которые имеет при проверке государственная противопожарная служба (ГПС):

В рабочее или в нерабочее время обследовать и проверять территории, сооружения, здания, помещения и другие объекты для контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;
- Беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, если существуют достоверные данные о нарушении требований пожарной безопасности, которые могут стать причиной пожара или угрожать безопасности людей;
- Предоставлять обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (услуг, работ), приостановки реализации товаров (услуг, работ) ,не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- Полностью или частично приостанавливать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при обнаружении нарушений;
В процессе осмотра помещений инспектор проверяет соблюдение правил пожарной безопасности , которые установлены ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. №313. Во время проверки, инспекторы осматривают все помещения и проверят наличие в них на видных местах табличек с телефоном пожарной охраны. Наличие свободного доступа ко всем дверям, лифтовым шахтам, лестничным площадкам, коридорам и люкам. На пути эвакуации все двери должны свободно открываться по направлению к выходу из здания. Существуют также особые требования и к организации мест для курения. Во-первых, обязательно должна быть прикреплена табличка «Место для курения», во-вторых, установлена скамейка из несгораемого материала, в-третьих, установлена металлическая урна для окурков, которая на десять сантиметров должна быть заполнена водой. Очень тщательно инспекторы проверяют рабочее состояние автоматической установки противопожарной защиты, огнетушители, пожарную сигнализацию и электрооборудование (розетки, электропроводки и прочее). Если на этаже работает более 50 человек, руководитель фирмы обязан утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае возникновения пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции должны проводиться не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок записываются в журнал противопожарного инструктажа. Особое внимание сотрудник ГПС уделяет осмотру путей эвакуации и соответствующей документации. Инспектор может потребовать у руководителя:
- план эвакуации
- приказ руководителя организации о соблюдении пожарной безопасности
- инструкцию для персонала
- план здания
- план мероприятий по предписаниям
- журнал противопожарного инструктажа персонала

Обжалование результатов пожарной проверки

По результатам проверки составляется предписание в двух экземплярах. Один экземпляр предписания вручается под расписку руководителю организации. Если руководитель объекта хочет обжаловать действия и решения инспектора ГПС, он должен обратиться в вышестоящий орган ГПС, суд или в органы прокуратуры. Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Самым распространенным нарушением пожарной безопасности, является загромождение проходов, а также загруженность складских и торговых помещений.

После того, как инспектор обнаружил нарушение правил пожарной безопасности составляется протокол. Существует только одно исключение: если сотрудник ГПС решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (статья 28.6 КоАП). По общему правила протокол оформляется в тот же день, когда выявлено нарушение. Но существует два исключения:
1.Если сведения о нарушителе (Ф.И.О., адрес.) неизвестны, тогда протокол составляется в течение двух суток (ст. 28.5 КоАП).
2.Если у инспекторов нет достаточных доказательств, что нарушены правила пожарной безопасности, тогда они могут оформить не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.
Административное расследование позволяет проверить отдельные факты. Однако, оно не может длиться больше месяца. В редких случаях главный государственный инспектор по пожарному надзору имеет право продлить расследование еще на один месяц (ст. 28.7 КоАП). Если в процессе расследования факт нарушения подтверждается, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Форма данного документа не утверждена, поэтому он может быть составлен произвольно, в том числе написан от руки. Но, оформляя данный документ, инспекторы должны строго придерживаться правил, которые установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 28.2). В протоколе обязательно указываются сведения о нарушителе и факте нарушения, а также статья КоАП, в которой предусмотрена ответственность за обнаруженное нарушение. Также в протоколе должна быть подпись обвиняемого, которая подтверждает, что ему разъяснили его права и обязанности. Затем протокол подписывают нарушитель и пожарный инспектор. Без доверенности от имени организации может действовать только ее руководитель. Если нарушителем признан предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они. В том случае, если протокол подписан неуполномоченным лицом, он признается недействительным. А если протокол отсутствует, то и нарушения нет. В течение 24 часов после составления протокола инспектор должен направить его главному государственному инспектору по пожарному надзору или его заместителю.
Если нарушено какое-то правило пожарной безопасности, установленное в ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. № 313, инспекторы могу наложить штраф: на фирму: от 10 000 до 20 000 рублей, на должностное лицо фирмы или предпринимателя: от 1000 до 2000 рублей и на других граждан: в пределах от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП).

В статье описаны основные особенности возникновения и развития пожаров в отелях, изложены преимущества применения установок ТРВ для защиты помещений такого рода, приведены некоторые типовые решения по защите системами пожаротушения тонкораспыленной водой высокого давления помещений гостиничного фонд

Итак, читайте. Пожарная инспекция...

Компетенция Государственной противопожарной службы

Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы.

Полномочия проверяющих

До начала проверки инспектор обязан подтвердить свои полномочия — предъявить уполномоченному представителю юридического лица письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем.

В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф. И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и должность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.

Обратите внимание на то, что в распоряжении установлены конкретные сроки проверки. Они зависят от объема контрольных мероприятий, вида деятельности организации или предпринимателя, характера и количества нарушений, выявленных в прошлом. Превышать эти сроки инспектор не вправе. Причем по общему правилу максимальный срок проверки не должен быть больше одного месяца, и лишь в исключительных случаях его можно продлить.

Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъявлено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера. Изредка с проверкой приходят несколько инспекторов. Узнайте, все ли они перечислены в распоряжении, и каждого попросите показать удостоверение.

Лиц, не поименованных в документе или не предъявивших удостоверение, вы вправе не пускать на территорию.

Найдите возможность снять с распоряжения копию и переписать данные инспектора, номер его удостоверения. Если же у вас возникают хоть малейшие сомнения в том, что касается полномочий проверяющего, лучше сразу же навести соответствующие справки по телефону в том органе, представителем которого является инспектор, и перепроверить полученную информацию.

Впрочем, чтобы не спровоцировать конфликт, необходимо либо сделать это в отсутствие инспектора, либо попытаться рассказать ему о своих опасениях (указать, что на таких мерах предосторожности настаивает ваш юрист).

Если же Ваше законное желание убедиться в наличии соответствующих полномочий у контролера вызывает бурю негодования и отчаянное сопротивление, то проверить информацию просто необходимо.

Однако все-таки предпочтительнее не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли).

О писанный выше порядок действий необходимо запомнить в целях подкрепления позиции организации в спорных случаях.

Например, если организацию или ее должностных лиц попытаются привлечь к административной ответственности, можно указать, что проверка была незаконной. Тогда появится реальный шанс избежать ответственности.

Проверяющие имеют следующие права и обязанности:

Проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время;

Беспрепятственно входить в жилые и другие помещения, иметь доступ на земельные участки при наличии достоверных данных о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;

Проводить проверку технической документации - это приказы, распоряжения и инструкции, касающиеся пожарной безопасности, имеющей отношение к обеспечению пожарной безопасности;

Участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке уже построенных или реконструированных объектов;
- давать руководителям предприятий и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

В соответствии с действующим законодательством налагать на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушения и невыполнение требований пожарной безопасности.

Ваши права и обязанности:

Вы можете присутствовать при проверке, требовать письменное распоряжение руководителя ГПС на проверку, предоставить журнал учета мероприятий по контролю, чтобы проверяющий поставил в нем запись о проведенной проверке. Кроме того, Вы должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора во все здания и помещения предприятия и предоставить ему всю требуемую документацию.

По итогам проверки ответственному лицу вручается предписание, которое вступает в силу независимо от того, согласен он с тем, что в нем написано или нет, подпишет он его или нет. В случае, если он не согласен с предложениями и замечаниями инспектора или с наложенными взысканиями, то имеет право обжаловать предписание в 10-дневный срок у начальника пожарной части, обратившись напрямую или написав жалобу.

Согласно действующему законодательству, к должностным лицам применяются только два вида административных взысканий - предупреждение и штраф.

Административные протоколы составляют работники пожарной охраны и ОВД. А дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Пожарная безопасность организаций регламентируются Правилами Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно правилам на предприятии должен быть издан приказ руководителя, в котором изложены организационные мероприятия по пожарной безопасности. Им должен назначаться ответственный за пожарную безопасность, разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, определены места для курения и программа по регулярному инструктажу сотрудников.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей и предусмотрена система оповещения о пожаре. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам и количеству. Часто основным нарушением являются загромождение проходов, загруженность складских и торговых помещений.

Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.), исправность электрооборудования (проводки, розетки и т.д.), наличие автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации.

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка на корпусе огнетушителя.

Пожарные рукава должны быть укомплектованы соединительными головками, пожарным стволом и соединены с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно Правилам Пожарной Безопасности (приложение 3).

При проверке пожарным инспектором могут быть затребованы следующие документы:
- журнал о прохождении пожарного инструктажа;

Акт о техническом состоянии автоматической установки пожаротушения или пожарной сигнализации;
- акт выполненных работ по огнезащите деревянных и металлических конструкций.

Виды проверок.

Плановые проверки называются у пожарных детальными. Графики таких рейдов составлены и утверждены заранее. О дате, месте и времени проведения подобного мероприятия работников компании информируют заблаговременно. Фактор внезапности при детальных проверках отсутствует. Инспектор заинтересован в том, чтобы соблюсти требования закона (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и правильно обобщить полученные данные. А для этого необходимо, чтобы на контрольных мероприятиях присутствовал уполномоченный представитель проверяемой организации.

Если не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (его полномочия подтверждаются приказом), то проверку проводят в присутствии руководителя фирмы, его заместителя.

Имейте в виду, что только плановых проверок касаются положения вышеназванного закона, на основании которого такие рейды можно проводить не чаще одного раза в два года.

Если инспектор проводит плановые проверки чаще, чем положено по закону, Вы вправе не пускать его на территорию организации.

Внеплановые проверки(при внеплановой проверке предъявляются все те же документы, что и при плановой – они были перечислены выше)бывают контрольными, оперативными и по жалобе. Первые проводят по результатам плановых мероприятий (обратите внимание на то, что обычно не ранее чем через месяц после плановой), чтобы проконтролировать, устранены ли выявленные ранее нарушения.

Обратите особое внимание на то, что в ходе контрольной проверки инспектор не вправе выявлять новые нарушения и составлять акты .

Оперативные проверки назначают, если поступила информация о том, что компания игнорирует правила, и в результате возникла (или может возникнуть) угроза жизни и здоровью людей, опасность уничтожения имущества и пр.

Внеплановые проверки очень часто назначают на основании обращений граждан или сигнала (официального либо неофициального) из госорганов, организаций и различных служб.

Обратите внимание, что внеплановые рейды бывают и в организации, на территории которой произошел даже незначительный пожарах. Под горячую руку инспекторы проверяют несколько фирм и предпринимателей, занимающихся схожими видами деятельности.

Ход проверки и перечень документов необходимых для предоставления

Обычно в начале проверки инспектор требует показать документы. Это могут быть приказы об организационных мероприятиях по пожарной безопасности (о назначении лиц, ответственных за противопожарную безопасность, об определении мест для курения, о программе по инструктажу сотрудников).

Кроме того, нужны планы эвакуации, которые проверяющий должен сравнить со схемой строения здания.

В ходе визита пожарного инспектора держите наготове договоры на установку и обслуживание автоматических устройств пожаротушения (АУПТ) и автоматических устройств противопожарной сигнализации (АУПС), лицензии организаций, которые их произвели, смонтировали и обслуживают, схемы установки АУПС.

Напоминаем, что необходимость установки АУПС и (или) АУПТ зависит от площади здания, количества этажей и от вида деятельности компании.

Инспектору придется предъявить и копию свидетельства о наличии соответствующей лаборатории в фирме, которая проводила замеры сопротивления изоляции (это делают до введения в эксплуатацию электросетей, а затем один раз в три года), акты и технический отчет. Кроме того, могут потребоваться акты проверок пожарного водопровода (пожарных кранов) — их положено осуществлять каждые весну и осень.

Особенно часто проверяющие интересуются ведением журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности (такой инструктаж должен быть регулярным – раз в один – два месяца).

Необходимо заранее найти документы, подтверждающие, что бытовые отходы вывозят строго по графику. В ходе проверки инспектор может поинтересоваться, кто производит осмотр помещений по окончании рабочего дня и как это происходит.

Государственные инспекторы почти всегда проверяют состояние аварийных выходов, в том числе материалы отделки стен, полов и потолков на всем пути эвакуации, и то, в какую сторону открываются двери (они должны легко распахиваться по ходу движения). Уполномоченный может попросить, чтобы ему продемонстрировали, как отмыкаются решетки на окнах. С последними не все так просто, как кажется. Например, милиция и страховые компании требуют, чтобы на первых этажах решетки были. Естественно, основные задачи здесь — сделать их из прочного материала и так, чтобы их нелегко удалось открыть или сорвать (в случае надобности). Поэтому решетки приваривают к стенам намертво. А вот пожарные за установку наглухо приваренных решеток могут оштрафовать и даже потребовать их демонтажа. Компромиссным решением является монтаж решеток с замками, которые нельзя отомкнуть снаружи, но которые легко распахиваются изнутри, причем ключ не нужен.

Инспекторы проверяют средства пожаротушения и их исправность. Они интересуются, в частности, и тем, как оборудованы места, отведенные администрацией для курения (ПРОВЕРЬТЕ наличие таблички «Место для курения», скамеек, изготовленных из несгораемых материалов, металлических урн для окурков, заполняемых водой не менее чем на десять сантиметров).

Наиболее часто вызывает нарекания пожарных чрезмерное загромождение товарами, мебелью, оборудованием и материалами различных помещений (административных, торговых, складских, производственных, лифтовых холлов, лестниц, коридоров и пр.). ПРОВЕРЬТЕ наличие состояние электропроводки, исправность электророзеток.

В занимаемых фирмой помещениях инспектор должен легко найти таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны и планов эвакуации. Их нужно помещать на видном месте. Информация необходима, если на одном этаже находятся более десяти человек. В таком случае помещения необходимо оборудовать еще и системой оповещения людей о пожаре. Если на этаже работают более 50 человек, то администрации нужно утвердить инструкцию о действиях персонала в случае пожара и регулярно (не реже одного раза в полугодие) проводить учебную эвакуацию. Результаты тренировок следует отмечать в журнале противопожарного инструктажа.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения (рекомендуем заранее позаботиться о формировании позиции в пояснениях на основании данного инструктивного письма).

По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта.

Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях).

Всем перечисленным ведает сам инспектор. Обратите внимание, что копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа — протокола об административном правонарушении.

Внимательно прочтите акт проверки прежде, чем расписаться в его получении. На всякий случай напишите «не согласен». В том случае, если акт содержит заведомо ложную информацию, немедленно обратитесь в юридический департамент с информацией о необходимости обжалования вышеуказанного документа. Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф.И.О., должности), информацию о виде проверки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесение предписания).

В акте приводятся объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

Если Вы не готовы дать немедленно какие-либо объяснения или предполагаете, что Ваши слова могут чем-то навредить, потребуйте отсрочки.

Если инспектор будет настаивать на срочности, сошлитесь на статью 51 Конституции Российской Федерации .

Даже если административное дело и возбудят, есть время, чтобы изложить позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией может нависнуть угроза уголовного преследования.

О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие на проверке.

Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, инспектор составляет протокол об административном нарушении.

В нем указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей.

Внимательно читайте протокол. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов, но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно.

Постановление о привлечении к административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющее силы.

Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе.

Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им юридическое лицо. На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельный протокол.

Протокол оформляют в тот же день, когда обнаружено правонарушение. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.

В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Обратите на это особое внимание.

На практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело, строго говоря, незаконно, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд.

Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако (обратите внимание при формировании позиции) только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а не устно.

Отметим, что, даже если инспектор и выявляет нарушения, протоколы об административном правонарушении составляют не всегда. В основном пожарные ограничиваются на первый раз предупреждением (иногда оно даже устное) и (или) вынесением предписания об устранении недостатков к определенному сроку.


Top