Психология преступного поведения. Взаимосвязь между причинами и фактами преступного поведения

Современная наука рассматривает преступное поведение как сложное, многофакторное явление, которое необходимо анализировать не только структурно и функционально, но и в аспекте генезиса: возникновение у различных субъектов мотивации преступного деяния, особенности выбора средств, принятия решения и результатов преступной деятельности.

  • В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Cоциально-психологическое отчуждение есть развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) ребёнка, а также из-за безразличия и из-за усвоенной социально-психологической дистанции между индивидом и средой, изолированности от ценностей общества и невключённости в эмоциональные контакты. Хотя отчуждённость от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.) фатально однозначно не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности , обусловленный наличием у определённого типа людей состояний значительного (в том числе беспредметного) страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. Когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает ощущать субъективную угрозу безопасности, он может предпринимать попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие. В этом случае, по мнению тех же авторов, человек может совершить и преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своём месте в мире, самоощущения своей самоценности.

По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща в наибольшей мере преступникам женского пола. А также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Мотивы преступного поведения

В основе преступного поведения, как и любого другого, лежат те или иные мотивы. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. Г.Г. Шиханцов в своём учебнике "Юридическая психология" выделяет следующие мотивы асоциальной деятельности: самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые, самоопределения.

  • Мотивы самоутверждения.

Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ. Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, на индивидуальном (самоутверждение) — с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства.

Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. Оно характерно, например, для расхитителей так называемого престижного типа, которые стремятся достичь определённого социального статуса или же сохранить его любым путём, в том числе и преступным. Не достижение его тем более его утрата означает для них жизненную катастрофу. Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологическом, и на индивидуальном уровнях.

Самоутверждение — распространённый ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование — не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважения к ней, к её чести и достоинству, но, прежде всего, утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.

Защитная мотивация. Значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение агрессивных действий. "Замещение" действий, т.е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:

  1. "растекание" — насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д.;
  2. эмоциональный перенос — насильственные побуждения направлены против вещей фрустратора;
  3. агрессия, направленная против неодушевлённых предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку;
  4. аутоагрессия, т.е. обращение агрессии на самого себя.
  • Мотив замещения.

Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить её другой — доступной. Благодаря "замещающим" действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.

  • Игровые мотивы.

Этот тип мотивации довольно распространён среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже среди других категорий преступников. К представителям преступников-"игроков" принадлежат те, кто совершает преступления не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.

  • Мотивы самооправдания.

Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольно редко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму.

Для эффективной борьбы с преступностью необходимо четко понимать, что такое преступное поведение и каковы бывают его причины. Изучение подоплеки преступного поведения как в научном, так и в практическом аспектах является неотъемлемой частью теории криминологии.

Понятие преступного поведения с точки зрения криминологии и уголовного права

Определение 1

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой, включающий не только двигательную активность, но и моменты неподвижности, которые зачастую являются более информативными, чем какие-либо действия.

Преступное поведение – это разновидность человеческого поведения, а значит подчиняется общим законам поведенческой психологии. В преступном поведении хорошо прослеживаются те же процессы и явления, что и в поведении личности в целом. А значит, для более глубокого осознания причин преступного поведения и механизма его действия, необходимо использовать знания, накопленные соответствующими разделами психологии, изучающими индивидуальные и социальные особенности поведения личности.

Преступное поведение и преступление – понятия не тождественные. Согласно трактовке уголовного кодекса, преступление – это общественно опасное деяние. Задача уголовного права определить, какие признаки, согласно законодательству, «делают» поступок человека уголовно наказуемым. Однако криминологию интересует не перечень действий или бездействий, подлежащих наказанию, а формирование личности преступника, внутренние мотивы и внешние условия, ставшие причиной преступного поведения, такие как:

  • обстоятельства, предшествующие преступному поведению;
  • конкретная ситуация, в которой оказался человек, и его поведение до совершения преступления, а также во время и после него;
  • последовательность совершения поступков, нарушающих закон.

Исследуя природу преступного поведения, криминология отталкивается от постулата, согласно которому, никакие объективные или субъективные условия напрямую не вызывают преступных действий. Преступное поведение формируется в результате переработки внутренних или внешних обстоятельств окружающей среды психикой человека. Именно поэтому при одних и тех же обстоятельствах люди с различным психологическим складом ведут себя по-разному.

С точки зрения уголовного права преступное поведение всегда отличается от неприступного четко сформулированными и прописанными в законе признаками. При наличии подобных признаков поведение будет признано преступным даже в том случае, если совокупность обстоятельств, спровоцировавших преступление, будет свидетельствовать в пользу индивида, совершившего преступное деяние.

С точки зрения криминалистической психологии преступное поведение от непреступного отличается по другим критериям. Преступное поведение всегда сопровождается повышенной эмоциональностью, психической напряженностью, т. к. человек, реализующий противоправное деяние, знает, что нарушает закон, и осознает, что может понести суровое наказание.

Взаимосвязь между личностью, совершившей деяние, и жизненной ситуацией

Умышленное преступное поведение включает следующие звенья:

  • мотивацию;
  • подготовку (планирование);
  • совершение деяния.

При этом личность всегда находится в конкретной жизненной ситуации и тесно взаимодействует с окружающей средой. В результате каждое звено преступного поведения имеет двустороннюю связь с личностью: человек при определенных обстоятельствах совершает преступление (это прямая взаимосвязь личности и звеньев преступного поведения), но позже начинает действовать обратная связь, при которой уже преступление действует на человека.

Пример 1

Субъект в результате неудовлетворяющего его уровня материального благополучия (мотивация) совершает кражу денежных средств (преступление). В результате возможны три сценария развития дальнейшей жизни человека, при которых совершенное преступление полностью ее изменит:

  1. В случае, если преступление осталось нераскрытым, а значит и безнаказанным, чаще всего человек совершает новое подобное преступление. Таким образом, уже преступление повлияло на психологию личности и изменило ее, сделав преступника рецидивистом.
  2. В случае, если была похищена крупная сумма, которой хватит для безбедного существования, преступник не станет рецидивистом (он себя уже обеспечил), но теперь он должен постоянно скрываться либо от правоохранительных органов, либо от тех, у кого были похищены деньги. В любом случае его жизнь прежней уже не будет.
  3. В третьем случае преступник может быть пойман и осужден в места лишения свободы, где его жизнь претерпит серьезные изменения под воздействием новой криминальной среды общения с иными законами.

Замечание 1

Важно отметить, что не каждое преступление готовится заранее. Существуют ситуации, когда деяния совершаются в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения (аффекта) – в порыве ревности или при задержании преступника. В подобных преступлениях, совершенных по неосторожности, мотивация тоже имеется, но она отличается от преднамеренного преступления тем, что человек, либо понадеялся на то, что самостоятельно предотвратит опасные последствия своего поступка, либо просто не смог предвидеть возможность этих последствий. В обоих случаях также имеет место двусторонняя связь между личностью и сложившейся жизненной ситуацией.

Преступления умышленные и случайные: в чем разница

Нередко отличить умышленное преступление от неосторожного поведения очень сложно, особенно если сам преступник убежден, что действовал неосторожно.

Пример 2

Человек был привлечен к уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, в результате чего был насмерть сбит пешеход. Однако отбыв наказание в первый раз, он вновь садится за руль в нетрезвом состоянии и сбивает пешехода. Спустя месяц после второго освобождения преступление повторяется в третий раз.

В данном примере орудием убийства является автомобиль. Садясь за руль в нетрезвом состоянии, человек вряд ли ставил перед собой цель кого-то убить. Поэтому в первый раз преступное деяние еще можно было рассматривать, как преступление по неосторожности. Однако во второй и третий разы, когда человек тоже скорее всего не намеревался никого убивать (но уже знал о том, какие могут быть последствия), те же действия трактуются уже как преступление преднамеренное.

Взаимосвязь между причинами и фактами преступного поведения

Не зная причин преступного поведения, нельзя делать вывод о том, что личность просто является носителем этих причин. Существуют четкие различия между причинами преступления и субъективными факторами, в результате которых было совершено уголовно наказуемое деяние. Эта разница важна не только с точки зрения теории, но и с практической стороны, т. к. делает работу по профилактике преступного поведения и правонарушений более конкретной, целенаправленной и эффективной.

Замечание 2

Причины преступности становятся факторами преступного поведения только после того, как будут «переварены» психикой субъекта.

Внутренние и внешние предпосылки развития преступного поведения

В криминологии существует несколько исходных положений, объясняющих преступное поведение. Внутренние предпосылки связаны с особенностями формирования личности, внешние выражаются в стечении обстоятельств, не зависящих от человека.

Внутренние предпосылки преступного поведения

Внутренней предпосылкой преступного поведения является наличие у субъекта значительных нравственных пробелов в психике, превалирование антиобщественных представлений, соответствующих личным ценностям и понятиям. Все это является дефектами личностного развития, вызванными длительным пребыванием в неблагоприятной для развития здоровой полноценной психики обстановке и недостатком воспитания. Психические нарушения, которые могут повлечь за собой преступное поведение в будущем, закладываются в детском и подростковом возрасте, когда ребенок растет и развивается:

  • в среде пьющих родителей;
  • в семье, постоянно живущей за чертой бедности;
  • в условиях детского дома, где чаще всего господствуют определенные понятия, далекие от общепринятого в обществе эталона поведения и взаимоотношений между людьми;
  • в колонии для несовершеннолетних преступников, где также формируются весьма своеобразные понятия о вещах и поступках.

Проблема личности преступника – это отражение проблемы ее формирования, а проблема преступного поведения является результатом тех общественных связей, в которых субъект вращается в повседневной жизни. Именно там под воздействием аналогичных взглядов окружающей его социальной среды формируются антиобщественные воззрения, наклонности, стремления и другие негативные черты индивида.

Замечание 3

Несмотря на то, что вышеописанные факторы формируют у личности искаженные морально-нравственные представления и в большинстве случаев становятся главной причиной преступного поведения, их нельзя рассматривать в качестве неоспоримых аксиом.

Недопустимо любого без исключения человека обвинять в патологическом преступном поведении только потому, что он вырос или какое-то время пробыл в неблагоприятной среде, потому, что:

  • на путь преступного поведения становится немало людей, вышедших из благополучной среды, имеющих материальный достаток, прекрасное образование и получивших должное воспитание;
  • существует масса примеров, когда люди, выросшие в крайне неблагоприятных социальных условиях, ни разу в жизни не нарушили уголовно-процессуальные запреты.

Кроме этого, факт наличия в жизни субъекта, совершившего противоправное деяние, тяжелого детства, не позволяет точно ответить на вопрос о том, почему из всех вариантов действий, возможных в сложившейся ситуации, человек выбрал именно тот, который запрещен законом.

Вывод 1

Таким образом, объяснить преступное поведение субъекта только на основе недостаточного развития психики в результате сложного детства невозможно. А это в свою очередь осложняет работу по предотвращению преступлений и исправлению преступников.

Внешние предпосылки преступного поведения

Другой причиной преступного поведения могут стать случайные, не зависящие от личности внешние обстоятельства. Однако далеко не каждый человек, испытывающий на себе в данный момент негативное воздействие внешних условий, совершает преступление.

Люди по-разному ведут себя в, казалось бы, одинаковых ситуациях. Объясняется это тем, что одни индивиды имеют сильные уравновешивающие или даже сдерживающие внутренние механизмы, которые в психологически стрессовых ситуациях позволяют не терять разум, присутствие духа и справляться с возникшими обстоятельствами, не преступая закон, а у других такие механизмы развиты слабо или отсутствуют вовсе. Такие люди, как правило, и попадают в зависимость от внешних условий (чаще всего от других людей) и склонны совершать противоправные действия.

Вывод 2

Внешние случайные обстоятельства могут стать причиной преступного поведения человека, но становятся таковыми не всегда. Потому что только от особенностей устройства психики субъекта зависит поддастся ли он ситуации и совершит преступление или найдет в себе силы преодолеть психотравмирующие переживания и удержаться в рамках закона.

Отсюда возникает сложная научная задача системного анализа личности преступника и факторов ее формирования с целью выяснения того, каким образом, в какой момент, под воздействием каких внутренних и внешних обстоятельств в личности появляются и начинают развиваться черты, которые впоследствии приведут к преступному поведению.

Незнание сути преступного поведения, причин, которыми оно вызвано, субъективных целей, преследуемых индивидом, совершившим преступление, делает невозможным создание эффективной системы предупреждения преступности и борьбы с ней.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

Замечу, что понятие "личность" многогранно, с ярко выраженным междисциплинарным характером, изучается не только в психологии, но и в философии, социологии, этике, праве, педагогике и пр. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку в ней связаны различные плоскости бытия отдельного человека — от его телесного бытия до духовного.

Понятие личности в правовой науке широко используется применительно к субъектам различных правоотношений. В юридической литературе данное понятие имеет расширенное толкование, есть некоторое смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Как отметил В.Л. Васильев, "в системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включённого в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания".

В криминальной психологии одной из центральных категорий является категория личности преступника.

В уголовном праве под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определённого, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло своё подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника выражает социальную сущность человека, нарушившего закон, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятый в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, термин "личность преступника" означает, что речь идёт о "социальном лице" человека, совершившего преступление.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой подход в юридической литературе обусловливает необходимость дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление. Она обращает внимание как на нравственные качества, знания, привычки, формы психического отражения, темперамент, так и на физическую сущность лица как человеческого индивида (его возраст, психическую способность к вменению, функционально-ролевые признаки), а также на психологическую характеристику личности преступника (интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества и т.д.).

В криминологии при изучении личности преступника акцент делается на анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Однако для криминальной психологии личность преступника представляет и самостоятельный интерес, ибо она не только отражает определённые внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для неё характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причём всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В некоторых случаях, когда на лицо процесс длительного специфического социального взаимодействия, у личности формируется устойчивая противоправная ориентация, которая проявляется в комплексе правонарушений. Подобная личность способна совершать преступление даже при меняющихся условиях.

Личность преступника — личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Изучение личности преступника, с точки зрения криминальной психологии — окажет помощь правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера; в выборе тактических приёмов и приёмов воздействий в следственных ситуациях; при установлении мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; при изучении причин совершенных преступлений; в целях определения мер воспитательного воздействия

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определённую методологию.

Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод — это приём, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей. Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определёнными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учёными в виде четырёх структурных основных элементов:

  • подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:
  • подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая её более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даёт системный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

  • личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;
  • личность преступника познаётся через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;
  • наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический.

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такие психологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например, метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

  • Биологический подход.

В 1876 г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения", в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов "ломброзианства" не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование.

Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал: "…Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз" .

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. "Генетически", по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространённой в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришёл к выводу, что "генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается". По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, "признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней".

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определённых (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии "снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Всё это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению" .

Многие учёные разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей" . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учёта возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г.А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • наследственные заболевания, особенно отягощённые алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором2С.

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остаётся одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остаётся актуальной и сегодня.

  • Социологический подход.

Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский учёный Кегле. Социологический подход нашёл своё выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, "не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность".

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: "криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление". Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевые поля.

Т е м а 7. Психология преступного поведения

Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Мотивация преступного поведения. «Безмотивная» преступная деятельность. Психологические особенности поведения преступника в послепреступный период.

______________________________

Преступное поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленной на достижение преступной цели. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды - а именно причин и условий - его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Преступное поведение имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив – это предмет потребности;

2) цель – это представление субъекта о результате действия.

Мотив и цель являются психологическими компонентами внутренней структуры преступного поведения.

3) предмет действия, способы, средства и условия его реализации (это физические и вещественные компоненты);

4) результат действия, т. е. то последствия, которые наступили от действия.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность и выступает как центральное связующее звено отдельных действий лица, через нее достигается единство регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. д.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. д.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.



Таким образом, когда речь идет о психологии преступного поведения, психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Конкретные преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

Ряд статей УК РФ говорит только о преступной деятельности. Примером преступной деятельности, т. е. формы волевого акта, являются продолжаемые хищения, рэкет и т. д., складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление. Характер действий, входящих в деятельность, зависит от вида преступления. Так, преступная деятельность при умышленном убийстве и умышленном причинении вреда здоровью, как правило, состоит из четырех и более эпизодов: непреступные действия; конфликтные ситуации и действия; подготовительные (не всегда); исполнительные действия.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Социально-психологическое отчуждение – это развивающееся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) безразличие, а также усвоенная социально-психологической дистанция между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущение, самоценность, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.

В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности.

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Виды агрессии: 1) агрессия реактивная – это реакция субъекта на фрустрацию, она сопровождается гневом, враждебностью; 2) агрессия проактивная – это поведение, направленное на получение результата в ситуации без провокаций (например, запугивание, угроза); 3) агрессия инструментальная – не является выражением эмоциональных состояний, а является средством достижения цели); 4) аутоагрессия – агрессивное поведение, направленное на себя; 5) агрессия физическая – агрессивное поведение с использованием физической силы; 6) агрессия вербальная – агрессивное поведение в котором используются соответствующие интонации, угрозы, жесты, мимика, пантомимика; 7) агрессия прямая – агрессивное поведение намеренного характера, цель такого поведения не скрывается; 8) агрессия косвенная – агрессивное поведение направленность которого скрывается или не осознается.

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.

Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.

Агрессивность имеет следующие характеристики: это устойчивая черта личности; формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности; является показателем несформированности у личности социальной идентификации; некоторые ученые рассматривают агрессивность как врожденную форму поведения. Но наряду с биологическими факторами агрессивность несет элементы той среды, в которой живет человек (например, пословица: «…С волками жить – по-волчьи выть…»).

Существует следующая классификация агрессивных преступлений:

1. Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности.

2. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.

3. Агрессивность в состоянии аффекта.


Top