Приказ о начислении заработной платы медицинским работникам. Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование. Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи

Правовой навигатор

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

Т.И. ХОХРИНА, юрисконсульт ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 22 департамента здравоохранения г. Москвы»

И зменения в системе оплаты труда работников государственных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения, начались семь лет назад (1 декабря 2008 г.) с признания утратившими силу следующих нормативных актов:

Сколько медицинских работников требуется в отдельных отделах для обеспечения качества медицинской помощи? В то время как больницы отменяют минимальные цифры, профсоюзы и медицинская палата требуют увеличения. Однако, по словам эксперта в области здравоохранения Дэвида Маркса, централизованные данные не могут быть установлены как идеальные для всех больниц.

Будет ли увеличено количество врачей, медсестер и других медицинских работников в палатах, и если да, то когда и сколько? Рабочая группа, работающая в Министерстве здравоохранения, пытается ответить, как персональный персонал должен смотреть на чешские больницы. До сих пор он, похоже, не соглашался с основами - должен ли мы иметь аналогичный указ, определяющий минимально возможные возможности в палатах. Больницы также отмечают, что повышение минимально возможного числа медсестер в то время, когда недостаток медицинского персонала может иметь катастрофические последствия.

  • постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов…»);
  • приказа Минздрава России от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 № 598н «О признании утратившими силу некоторых актов…»).

В дальнейшем в связи с переходом на новую систему оплаты труда было принято множество нормативных актов, регулирующих различные аспекты формирования заработной платы работников и руководителей государственных учреждений. Необходимо обратить внимание на то, что большая часть работы по совершенствованию системы оплаты труда была передана для регулирования субъектам РФ и соответствующим государственным органам управления по видам экономической деятельности.

Тот факт, что минимальные цифры стали стандартами, предупреждал профсоюзы до вступления в силу Положения о персонале. Минимальное количество сотрудников, требуемое Указом, представляет собой экономически оптимальный с точки зрения менеджеров медицинских учреждений, поскольку страховые компании не учитывают лучшее укомплектование персоналом медицинских учреждений при оказании медицинской помощи. Указ в его нынешней редакции не гарантирует выполнение условий, установленных другими правовыми нормами, такими как Трудовой кодекс, - заявила Палата в протоколе майского заседания Совета директоров, когда обсуждался вопрос.

Основополагающие документы, регулирующие оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений

Основополагающими в части регулирования оплаты труда, несомненно, являются нормы ТК РФ. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Какие сегменты заботы, в соответствии с департаментами нынешней редакции Декрета, в наибольшей степени затронуты? Возможно, большинство критиковали уход. Возможно, что одна сестра находится в выходные дни, а ночью на станции, которая имеет 45 коек, эта медсестра может позаботиться о 45 пациентах в соответствии с указом. Это невообразимо для качества обслуживания. Министерства в рабочей группе предложили совершенно другую систему подготовки персонала. Мы хотели бы, чтобы число медицинских работников устанавливалось не только на кровати, но и на смены.

Соответствующий порядок определен постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений).

Для уточнения: не было бы так, как сегодня, например, 40 медсестер, например, 6, 5 медсестер, но мы хотели, чтобы количество кроватей было сокращено до 20 коек, и что было прямо указано, что ежедневные смены должны быть по крайней мере, две медсестры, одна медсестра и один санаторий. Таким образом, мы предложили изменить безопасность персонала по отдельным полям. Реакция Министерства здравоохранения и работодателей заключалась в том, что они не являются финансами и что никто не будет платить такие кадровые стандарты.

Для профсоюзов нам сказали, что мы знаем, что для дальнейшего финансирования персонала требуется финансирование. Если бы нам пришлось создать систему, которая будет финансироваться из текущего объема финансирования, то ясно, что никаких кадровых изменений не будет, - сказала она.

Ведомственные приказы в сфере здравоохранения

В сфере здравоохранения следует руководствоваться ведомственными приказами: приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» и приказом Минздрава России от 31.10.2014 № 696н «Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности „Здравоохранение и предоставление социальных услуг“».

Обратите внимание, что в декрете не предусматривается укомплектование медицинских учреждений врачами в контексте экстренных служб, где эти врачи также предоставляют дополнительные услуги, такие как амбулаторные услуги. С февраля этого года группа под управлением заместителя министра здравоохранения Йозефа Вымазала.

Главная цель поправки к Положению о персонале заключается в создании такой системы обеспечения безопасности персонала, которая гарантирует качество предоставляемой помощи и безопасность пациента при соблюдении возможностей рынка труда в здравоохранении в Чешской Республике, а также о финансовом воздействии изменений.

В государственных учреждениях субъектов РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Соответствующий порядок установлен распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р <Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы>, приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее - приказ № 167н).

Я ожидаю выхода, который покажет, где самое большое противоречие между декретом и безопасным и качественным обслуживанием. Например, количество медсестер в стандартной палате или последующем отделении, вероятно, должно измениться, в зависимости от того, насколько низко они посещали в некоторых больницах, - сказал он.

Прежде всего, чтобы предотвратить уход существующих работников, больницы называют. Но найти совпадение в рабочей группе не так просто. В то время как профсоюзы и камера хотят увеличить нынешние минимальные цифры, больница предпочла бы отменить весь указ или хотя бы отложить его до тех пор, пока не будет решена нехватка медицинских работников.

Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Ассоциация чешских и моравских больниц выражает серьезную озабоченность по поводу требований некоторых профессиональных организаций, профессиональных обществ и профсоюзов к значительному увеличению требований к минимальному количеству врачей и медсестер. Эти требования возникают в то время, когда растущий дефицит медсестер уже затрагивает не только объекты в крупных городах, но и в регионах, где некоторые сотрудники закрываются из-за нехватки персонала. В то время, когда есть нехватка врачей и когда некоторые врачи даже физически не существуют.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На этот счет существует приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Московский подход: шило на мыло

В то время, когда возмещения из системы государственного медицинского страхования недостаточны для обещанного правительством повышения заработной платы и заработной платы во всех больницах. Поэтому Ассоциация попросила министерство в июне прекратить подготовку к поправке к Указу персонала, пока не будет устранена острая нехватка врачей и медсестер, будут внесены изменения в их образование, а ресурсы заработной платы и заработной платы позволят стабилизировать существующих работников.

Вскоре после этого также встретилась рабочая группа, которая действовала аналогичным образом. Вопреки предыдущим обсуждениям, обсуждение не фокусировалось на требованиях, где и как повысить уровень кадрового оборудования. Централизованные номера никогда не будут идеальными.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, а приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 149н - профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.

Тем не менее, Дэвид Маркс, эксперт в области здравоохранения в секторе здравоохранения, взял на себя всю проблему за неправильную цель. Это не было полным использованием компетенций медицинских страховых компаний. В Декрете говорится о минимальных цифрах, но страховщики воспринимают его как избыток. Слово «минимальное» существует, однако, потому что, когда есть два внутренних отдела, только потому, что они являются внутренними отделами, им не нужно проявлять такую ​​же осторожность. Он был разработан, чтобы позволить больницам заключать контракты с большим количеством сотрудников в отношении потребностей госпитализированных пациентов.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н утверждены Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами.

Также хотелось бы обратить внимание на ряд дополнительных действующих нормативных актов, применяющихся при оценке эффективности работы конкретных сотрудников:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 325 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 19.04.2007 № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 326 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)».

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для федеральных государственных учреждений применяются следующие приказы:

1) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;

2) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;

3) приказ Минздрава России от 11.07.2013 № 451 «О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

4) приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 № 404н «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для региональных учреждений действуют:

1) приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее - приказ № 421);

2) приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 72 Закона об охране здоровья, медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, у них есть право на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также с конкретными результатами деятельности.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (далее - Единые рекомендации - 2015).

Обратим внимание на основополагающие моменты:

  • размеры и условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не должны ухудшать размеры и условия, установленные ТК РФ, законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
  • максимальный размер зарплаты не должен быть ограничен;
  • нормы труда для работников можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, новых технологий, при проведении мероприятий по повышению эффективности труда.

Особенно следует остановиться на пп. 26–27 Единых рекомендаций - 2015. Согласно п. 26 должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10–30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров предлагается устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

В п. 27 указывается, что выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.

Другое важное положение содержится в подп. «в» п. 39 Единых рекомендаций - 2015: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендуется провести работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к оплате труда работников, сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Механизм формирования заработной платы работников учреждений здравоохранения

Поскольку детально останавливаться на приведенных нами нормативных актах и проводить их подробный анализ целесообразно лишь на уровне конкретных учреждений здравоохранения с учетом действующих нормативных актов субъектов РФ, далее в таблице кратко рассмотрим, каким образом формируется заработная плата работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда - составляющие
Должностной оклад = базовый оклад x повышающий коэффициент по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы Компенсационные выплаты: а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями: - районный коэффициент; - коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях; - коэффициент за работу в высокогорных районах; - надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Стимулирующие выплаты: а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: - надбавка за интенсивность труда; - премия за высокие результаты работы; - премия за выполнение особо важных и ответственных работ; б) выплаты за качество выполняемых работ: - надбавка за наличие квалификационной категории; - премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: - доплата за совмещение профессий (должностей); - доплата за расширение зон обслуживания; - доплата за увеличение объема работы; - доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; - доплата за выполнение работ различной квалификации; - доплата за работу в ночное время; г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами в) выплаты за стаж работы, выслугу лет: - надбавка за выслугу лет; - надбавка за стаж непрерывной работы; - надбавка за стаж работы; г) премиальные выплаты по итогам работы: - премия по итогам работы за месяц; - премия по итогам работы за квартал; - премия по итогам работы за год

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат приведен согласно письму Минздрава России от 04.09.2014 № 16–3/10/2–6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников».

В письме сказано, что при отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться п. 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утв. приказом № 167н).

Выплаты стимулирующего характера начисляются с учетом показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, которые устанавливаются с учетом положений приказа №  421.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Документы, принимаемые на региональном уровне (на примере г. Москвы)

В процессе перехода на новую систему оплаты труда в рамках применения указанных выше нормативных актов на региональном уровне принимаются документы, непосредственно регламентирующие новую систему оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности. В качестве примера рассмотрим правовое регулирование оплаты труда работников в учреждениях здравоохранения г. Москвы. Порядок формирования заработной платы для всех учреждений города определен следующими нормативными актами:

  • постановлением правительства Москвы от 28.05.2012 № 241-ПП «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 241-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 №  531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - приказ № 531);
  • постановлением правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 619-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2014 №  1139 «О мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения города Москвы».

Обращаем внимание на то, что постановления правительства Москвы от 19.07.2005 № 523-ПП и от 28.12.2010 № 1088-ПП утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием постановления правительства Москвы от 29.10.2014 № 640-ПП.

Действие постановления № 619-ПП в части введения новой системы оплаты труда работников в срок до 1 марта 2015 г. согласно п. 7.2 этого постановления не распространяется на государственные учреждения г. Москвы, осуществившие введение систем оплаты труда в соответствии с постановлением № 241-ПП.

Хотелось бы обратить внимание на нестыковку ряда положений постановления № 619-ПП и приказа № 531. Например, в п. 10 Положения о новых системах оплаты труда работников (утв. постановлением №   619-ПП) установлено, что размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10–30% ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10).

Та же норма содержится в п. 4.5 приказа № 531. Однако постановлением в п. 11 введена дополнительная зависимость размера оплаты труда заместителей не только от должностного оклада руководителя, но и от размера его средней заработной платы: предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений устанавливается руководителем на 10–30% ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя.

Считаем, что исходя из юридической силы сравниваемых нормативных актов надлежит руководствоваться постановлением № 619-ПП, при этом учреждениям необходимо дополнить соответствующий раздел Положения об оплате труда указанной нормой. Если на практике средняя зарплата заместителей выходит за рамки 10-30-процентного снижения относительно средней зарплаты руководителя, при этом должностной оклад на 10–30% ниже размера оклада руководителя, следует пересмотреть размер и условия начисления компенсационных и стимулирующих выплат заместителям.

В настоящее время большинство учреждений здравоохранения г. Москвы применяют приказ № 531, принятый во исполнение постановления № 241-ПП. В самом постановлении № 241-ПП не содержится конкретных положений о порядке исчисления оплаты труда. С другой стороны, вступает в силу постановление № 619-ПП, которое содержит ряд конкретных норм о новой системе оплаты труда. В целом это постановление перекликается с уже используемой системой оплаты труда, за исключением введенной зависимости размера средней зарплаты заместителей от средней зарплаты руководителя. На первый взгляд это кажется несущественным. Однако на практике может получиться, что средняя заработная плата заместителя, имеющего оклад на 10–30% ниже оклада руководителя, по итогам года с учетом начисленных стимулирующих выплат будет ниже заработной платы руководителя всего на 3–5%. А в организациях с вредными условиями труда с учетом начисленных компенсационных выплат она может оказаться даже выше.

Итак, с практической точки зрения новая система оплаты труда сложна в применении и слабо доступна пониманию рядового персонала. Однако при грамотном подходе и детальной проработке она дает администрации организации возможность более полно и адекватно оценить качество работы каждого сотрудника.

20 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Читайте далее Далее Статистика здравоохранения: показатели деятельности специализированных служб и организаций здравоохранения и методика их расчета. Статистика наркологических диспансеров Далее

Заочный семинар

Статистика здравоохранения: показатели деятельности специализированных служб и организаций здравоохранения и методика их расчета. Статистика наркологических диспансеров

С.Р. ВОЛКОВ, зав. учебно-методическим отделом ГОБУ «Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы»

Контингент наркологических больных и общая заболеваемость

Важным показателем, характеризующим состояние наркологической помощи в стране и районе действия наркологического диспансера, а также общую ситуацию с употреблением психоактивных веществ, распространенностью наркологических расстройств, является общее количество больных этими расстройствами (контингент наркологических больных), состоящих на диспансерном учете. Этот показатель рассчитывается по формуле 3:


Показатель рассчитывается как для всей когорты больных наркологическими расстройствами, так и для отдельных нозологических форм (алкоголизм, токсикомания, наркомания и др.). Данные о числе больных алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящими на диспансерном учете (на 100 000 населения), представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Численность пациентов с алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящих на учете в медицинских организациях Российской Федерации (на 100 000 населения)

Как видно из рисунка 7, контингент наркологических больных имеет выраженную тенденцию к снижению: после максимума, достигнутого в 2005 г., отмечается уменьшение количества наркологических больных, состоящих на учете (в 2012 г. по сравнению с 2005 г. - на 18,2%). Также сокращается число больных токсикоманией (с 10,2 на 100 000 населения в 2005 г. до 7,5 - в 2012 г.) и наркоманией (с 230,8 на 100 000 населения в 2005 г. до 220,1 - в 2012 г.).

Помимо контингента наркологических больных анализируется и общее количество зафиксированных больных наркологическими расстройствами, т. е. анализируется общая заболеваемость, которая рассчитывается по формуле 4:


В 2013 г. в стране зарегистрировано 2 822 176 больных наркологическими расстройствами, что составляет 1968,8 на 100 000 населения (рис. 8).


Рис. 8. Общая заболеваемость наркологическими расстройствами в Российской Федерации и округах в 2012, 2013 гг. (на 100 000 населения)

По сравнению с 2012 г. уменьшение числа зарегистрированных больных наркологическими расстройствами составило 3,6%, а в период с 2000 по 2013 г. - 19,1%.

После некоторого роста числа наркологических больных с 2006 г. можно отметить неуклонное снижение общей заболеваемости наркологическими расстройствами за последние годы не только в целом по Российской Федерации, но и по отдельным федеральным округам. Причем отмечается снижение числа зарегистрированных больных по всем заболеваниям, связанным с употреблением психоактивных средств (рис. 9).


Рис. 9. Контингент наркологических больных в Российской Федерации в  2000-2013 гг. (на 100 000 населения)

Среди контингента наркологических больных отдельно выделяют группу детей в возрасте 0–17 лет (включая возрастные группы 0–14 и 15–17 лет), рассчитывая число больных алкоголизмом, алкогольными психозами, наркоманией, токсикоманией на 100 000 населения соответствующего возраста.

Как и среди всего населения, в этих возрастных группах в 2013 г. произошло уменьшение числа зарегистрированных больных наркологическими расстройствами, однако в возрастной группе 15–17 лет отмечается рост зарегистрированной заболеваемости наркоманией и токсикоманией (на 44,1 и 26,2% соответственно - табл. 3).

Таблица 3

Число зарегистрированных больных наркологическими расстройствами в возрасте 0–17 лет, в т. ч. 0–14 и 15–17 лет (на 100 000 населения соответствующего возраста)

Снижается и число зарегистрированных потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) как в целом по стране, так и в большинстве федеральных округов (рис. 10).


Рис. 10. Число зарегистрированных потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации и округах в 2012, 2013 гг. (на 100 000 населения)

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличение числа ПИН отмечено лишь в Центральном федеральном округе, где рост составил 3,3%. Однако в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах число ПИН превышает средний уровень по России на 30,4, 19,1 и 22,3% соответственно.

Среди зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами в 2013 г., как и в предыдущие годы, большинство составляют больные алкоголизмом, алкогольными психозами и пациенты с пагубным употреблением алкоголя (рис. 11). На долю больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотиками, приходится 18,9%, доля больных токсикоманией и лиц, злоупотребляющих ненаркотическими ПАВ, составляет 1,0%.

Рис. 11. Структура общей зарегистрированной наркологической заболеваемости, %

Удельный вес больных алкоголизмом и другими наркологическими расстройствами с ремиссией более одного года

Для характеристики эффективности лечения и диспансерного наблюдения больных, страдающих наркологическими заболеваниями, используют показатель удельного веса больных алкоголизмом и другими наркологическими расстройствами (токсикоманией, наркоманией) с ремиссией более одного года. Этот показатель рассчитывается по формуле 5:


Аналогичным образом рассчитываются показатели эффективности наркологической помощи при токсикомании и наркомании.

Показатели ремиссии от 1 года до 2 лет у больных с наркологическими заболеваниями в целом по Российской Федерации в 2013 г. свидетельствуют об увеличении доли больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более года (рис. 12).


Рис. 12. Удельный вес больных алкоголизмом с ремиссией от 1 года до 2 лет в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг., %

Однако в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах отмечается незначительное снижение этого показателя.

Доля больных наркологическими заболеваниями, находящимися в состоянии ремиссии более двух лет

Рассчитывается и доля больных наркологическими заболеваниями, находящимися в состоянии ремиссии более двух лет (долгосрочная ремиссия). Формула для расчета этого показателя аналогична формуле 5.

В целом по стране отмечается незначительное увеличение доли больных алкоголизмом, находящихся в стадии ремиссии более двух лет (рис. 13), но в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах произошло снижение показателя.


Рис. 13. Удельный вес больных алкоголизмом с ремиссией свыше двух лет в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг., %

Увеличивается также количество больных наркоманией, находящихся в ремиссии от одного года до двух лет, а также свыше двух лет: по Российской Федерации с 8,4 на 100 больных среднегодового контингента в 2012 г. до 9,0 в 2013 г. и с 8,8 до 9,2 соответственно.

Показатели удельного веса больных токсикоманией, находящихся в ремиссии от одного года до двух лет, а также свыше двух лет, свидетельствуют об увеличении количества больных, находящихся в ремиссии более одного года, на 11,8% (с 10,2 на 100 больных среднегодового контингента в 2012 г. до 11,4 - в 2013 г.) и снижении количества больных, находящихся в ремиссии более двух лет, на 6,6% (с 12,9 до 12,1 соответственно).

Улучшение показателей ремиссии у больных наркологическими расстройствами может свидетельствовать о повышении эффективности проводимых лечебных и профилактических мероприятий.

Доля снятых с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением (стойким улучшением) и повторность госпитализаций

Эффективность лечения и диспансерного наблюдения больных, страдающих наркологическими заболеваниями, характеризуется и такими показателями, как доля снятых с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением (стойким улучшением) и повторность госпитализаций.

Показатели снятия с наблюдения в связи с выздоровлением (стойким улучшением) рассчитываются по формуле 6:


Доля снятых с диспансерного наблюдения больных наркологическими заболеваниями в Российской Федерации в 2013 г. по сравнению с 2012 г. практически не изменилась (табл. 4), отмечается лишь незначительное уменьшение показателя среди больных алкоголизмом и увеличение доли снятых с учета больных токсикоманией.

Таблица 4

Число больных с синдромом зависимости, снятых с наблюдения в связи с длительным воздержанием в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг.
Территория
алкоголизм наркомания токсикомания
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 3,4 3,3 2,3 2,3 3,9 4,1
Центральный ФО 2,8 2,5 1,2 1,1 3,0 2,3
Северо-Западный ФО 3,8 3,4 1,6 1,7 3,4 3,6
Южный ФО 2,5 2,5 2,2 2,5 3,6 4,0
Северо-Кавказский ФО 2,3 2,9 2,1 2,3 4,5 10,2
Приволжский ФО 3,8 3,7 2,0 2,5 3,7 3,3
Уральский ФО 4,7 4,3 3,6 3,3 5,4 5,4
Сибирский ФО 4,0 4,3 3,5 3,2 3,6 5,9
Дальневосточный ФО 3,7 3,9 2,3 2,2 5,3 4,8

В половине федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский) наблюдается уменьшение значений показателя снятия с диспансерного учета больных алкоголизмом (от 2,7% в Приволжском до 12% в Центральном федеральном округе), в трех - увеличение (Северо-Кавказский, Сибирский и Дальневосточный), в Южном федеральном округе доля больных алкоголизмом, снятых с диспансерного учета, не изменилась (табл. 4). Снижение показателя снятия с диспансерного учета больных наркоманией отмечается в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а больных токсикоманией - в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

При оценке показателя следует ориентироваться на увеличение доли больных, снятых с диспансерного наблюдения, поскольку это свидетельствует об эффективности программ лечения и реабилитации больных наркологическими заболеваниями.

Повторность госпитализации

Показатель повторности госпитализации также является важным показателем эффективности лечения больных наркологическими заболеваниями. Показатель рассчитывается по формуле 7:


При анализе данных о повторности госпитализации больных наркологическими расстройствами (табл. 5) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в целом по стране выявляется увеличение доли повторной госпитализации при алкогольных психозах, алкоголизме и наркомании и снижение - при токсикомании.

Таблица 5

Повторность поступления больных наркологическими расстройствами в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг.
Территория На 100 больных среднегодового контингента
алкогольные психозы алкоголизм наркомания токсикомания
Российская Федерация 17,3 18,2 28,9 30,0 29,5 30,5 23,4 21,1
Центральный ФО 15,6 16,1 28,0 33,1 26,4 32,0 24,5 23,2
Северо-Западный ФО 16,3 17,6 31,7 29,7 42,2 41,9 22,2 26,3
Южный ФО 21,6 20,9 38,0 35,1 34,5 31,1 37,3 41,1
Северо-Кавказский ФО 30,6 29,6 36,1 32,6 27,1 18,3 14,4 19,4
Приволжский ФО 18,6 21,0 30,1 26,9 27,8 27,2 26,3 20,4
Уральский ФО 13,6 16,4 20,6 24,5 23,0 22,7 9,7 12,0
Сибирский ФО 19,3 16,6 26,6 29,7 33,6 27,0 29,0 15,0
Дальневосточный ФО 17,0 23,3 27,0 30,1 22,5 24,0 23,1 25,5

Удельный вес повторно госпитализированных больных с наркологическими заболеваниями в федеральных округах различен: в Южном, Северо-Кавказском и Сибирском округах отмечается снижение показателя повторности госпитализации больных с алкогольными психозами, в Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском и Приволжском - больных алкоголизмом. Более позитивная картина с повторной госпитализацией наблюдается у больных наркоманией и токсикоманией: увеличение доли повторно госпитализированных больных наркоманией отмечается лишь в Центральном и Дальневосточном округах, а больных с токсикоманией - в Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах.

Кроме того, показатели повторности госпитализации пациентов наркологического профиля различаются и в зависимости от диагноза: наиболее высокий уровень повторности отмечается у больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Значительно ниже этот показатель у пациентов с психозами и пагубным употреблением ПАВ.

Анализируя повторность госпитализации, необходимо проводить экспертную оценку случаев повторной госпитализации в течение одного года, выясняя причины этого.

Амбулаторная летальность наркологических больных

Одним из показателей, характеризующих эффективность мероприятий по лечению и профилактике наркологических заболеваний, является также амбулаторная летальность наркологических больных (алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией). Показатель рассчитывается по формуле 8:


Данные о летальности среди больных алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящими на диспансерном учете, представлены в таблице 6.

Таблица 6

Амбулаторная летальность среди больных алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящих под диспансерным наблюдением (на 100 больных)
Территория Алкогольные психозы (АП) Алкоголизм (без АП)
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 2,5 2,3 2,9 2,7
Центральный ФО 2,5 2,5 3,3 3,2
Северо-Западный ФО 2,4 2,5 3,2 3,0
Южный ФО 4,0 3,1 3,6 3,5
Северо-Кавказский ФО 3,4 3,4 2,7 2,5
Приволжский ФО 2,7 2,1 2,7 2,4
Уральский ФО 2,8 2,4 2,6 2,8
Сибирский ФО 1,9 1,6 2,5 2,3
Дальневосточный ФО 2,3 2,6 1,7 1,5

В целом по Российской Федерации, а также в большинстве федеральных округов в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечается снижение амбулаторной летальности как среди больных алкогольными психозами, так и алкоголизмом.

Лишь в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах фиксируется незначительное (на 4,2 и 13,0% соответственно) увеличение амбулаторной летальности больных с АП, а в Уральском федеральном округе - больных алкоголизмом (на 7,7%).

Несколько иная картина складывается с показателями амбулаторной летальности больных наркоманией: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается рост летальности больных наркоманией в целом по России и в большинстве федеральных округов (рис. 14).


Рис. 14. Амбулаторная летальность среди больных наркоманией в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг. (на 100 больных)

Наибольший рост амбулаторной летальности больных наркоманией отмечается в Приволжском федеральном округе (увеличение на 22,7%) и в Центральном федеральном округе (на 12,9%). В то же время в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах произошло снижение показателя на 3,8, 16,7 и 27,3% соответственно, причем в Дальневосточном федеральном округе зафиксирован самый низкий уровень амбулаторной летальности среди больных наркоманией (1,1%).

Показатели амбулаторной летальности больных токсикоманией на уровне страны в 2013 г. также несколько снижаются: по сравнению с 2012 г. снижение составило 10%.

Среди причин смерти больных наркоманией, состоявших на диспансерном учете, основную долю составляют заболевания, связанные с инъекционным потреблением наркотиков.

Охват медицинским наркологическим освидетельствованием

Одним из направлений деятельности наркологического диспансера, приобретающих в последнее время все большее значение, является проведение медицинского наркологического освидетельствования, поэтому к числу показателей, характеризующих деятельность этой медицинской организации, относится и охват медицинским освидетельствованием на алкогольное опьянение и употребление наркотиков и других ПАВ. Показатель характеризуется как абсолютным числом лиц, направленных на освидетельствование, так и числом лиц, направленных на освидетельствование, приходящимся на 100 000 населения. Для расчета показателя числа лиц, направленных на освидетельствование, приходящихся на 100 000 населения, используют формулу 9:


Объем деятельности по медицинскому наркологическому освидетельствованию в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился как в целом по стране (рост на 5,5%), так и в большинстве федеральных округов (рис. 15).


Рис 15. Охват медицинским наркологическим освидетельствованием в Российской Федерации и федеральных округах в 2012 и 2013 гг. (на 100 000 населения)

Только в Северо-Западном федеральном округе произошло некоторое снижение этого показателя (на 4,9%). Таким образом, можно говорить о более полном использовании кадрового потенциала специалистов-наркологов.

Кроме того, рассчитывается число лиц с установленным фактом алкогольного опьянения, употребления и (или) опьянения наркотиками и ненаркотическими ПАВ (абсолютное значение и число лиц, приходящееся на 100 000 населения). Для расчета используется формула 10:


Данные о числе лиц, у которых был установлен факт алкогольного опьянения либо употребления и (или) опьянения наркотиками и ненаркотическими ПАВ, представлены в таблице 7.

Таблица 7

Число лиц, у которых был установлен факт алкогольного опьянения либо употребления и (или) опьянения наркотиками и ненаркотическими ПАВ (на 100 000 населения)
Территория Число лиц, у которых был установлен факт опьянения либо употребления и (или) опьянения ПАВ
Алкоголь Наркотические ПАВ Ненаркотические ПАВ
Российская Федерация 806,24 842,53 139,41 139,10 5,98 7,37
Центральный ФО 613,49 647,67 122,32 136,15 3,67 2,25
Северо-Западный ФО 509,70 477,29 92,41 111,18 25,09 15,07
Южный ФО 1125,50 1145,31 155,48 157,82 2,89 5,33
Северо-Кавказский ФО 778,27 824,75 81,90 75,36 3,25 0,55
Приволжский ФО 834,68 830,25 141,91 136,01 3,04 12,71
Уральский ФО 1002,55 1017,70 172,52 135,49 8,72 19,04
Сибирский ФО 762,55 938,06 164,18 148,50 2,36 1,74
Дальневосточный ФО 1594,73 1625,12 246,91 266,96 9,25 6,24

Как следует из данных таблицы, в 2013 г. фактов алкогольного опьянения при медицинском наркологическом освидетельствовании в Российской Федерации было установлено несколько больше, чем в 2012 г. (на 4,5%). И в большинстве федеральных округов отмечается увеличение выявленных фактов алкогольного опьянения (от 1,8% в Южном федеральном округе до 23% в Сибирском федеральном округе), лишь в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах количество выявленных при медицинском наркологическом освидетельствовании фактов алкогольного опьянения несколько сократилось (на 6,8 и 0,5% соответственно). Также возросло число выявленных фактов употребления ненаркотических ПАВ - рост по Российской Федерации составил 23,2%; в федеральных округах выявляется разнонаправленная ситуация: в Центральном, Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах отмечается достаточно значительное снижение фактов выявления употребления ненаркотических ПАВ, а в Северо-Западном, Южном, Приволжском и Уральском - рост выявленных случаев употребления ненаркотических ПАВ. Причем в Приволжском федеральном округе отмечается превышение этого показателя в 2013 г. по сравнению с 2012 г. более чем в 4 раза (с 3,04 до 12,71 на 100 000 населения). Количество выявленных фактов употребления наркотиков или наркотического опьянения в целом по Российской Федерации практически не изменилось, в то время как в половине федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный и Дальневосточный) зафиксировано увеличение числа выявленных фактов употребления наркотиков, в остальных - снижение этого показателя.

Таким образом, анализ статистической информации по организации деятельности наркологических диспансеров, наркологической заболеваемости, оказанию медицинской помощи лицам, страдающим наркологическими расстройствами, эффективности этой помощи позволяет руководителям организации, а также органам управления здравоохранением и местным органам исполнительной власти определить приоритетные направления работы, в частности, по профилактике и по противодействию распространения употребления населением алкоголя, наркотиков, ненаркотических ПАВ, принимать управленческие решения по вопросам организации наркологической помощи населению. На основе анализа могут быть поставлены и конкретные задачи по более полному и рациональному использованию кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.

Как и при анализе деятельности других медицинских организаций, показатели деятельности наркологического диспансера необходимо оценивать в динамике, сравнивая их с аналогичными показателями деятельности за предыдущие периоды, а также с показателями деятельности других наркологических диспансеров и всей наркологической службы.

1 Продолжение. Начало см.: Главная медицинская сестра. 2015. № 10. С. 61–71. Предыдущие лекции см.: Главная медицинская сестра. 2004. № 9, 10; 2005. № 5; 2006. № 2, 8, 9; 2008. № 4, 6; 2010. № 6, 8; 2011. № 8; 2012. № 9; 2013. № 10; 2014. № 1, 8; 2015. № 2.

19 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Санэпидрежим

Эндоскопическое оборудование: ответы на вопросы читателей

В прошлом номере мы опубликовали текст новых санитарных правил СП 3.1.3263 -15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах». Теперь публикуем подборку ответов наших экспертов на вопросы читателей об обработке (и не только) эндоскопического оборудования.

Как быстро провести дезинфекцию жесткого эндоскопа (с оптикой) во время приема лор-врача?

Обработка гибких и жестких риноскопов проводится в строгом соответствии с действующими СП 3.1.3263–15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» (далее - СП 3.1.3263–15).

Риноскоп после использования протирают салфеткой с моющим средством, затем разбирают и подвергают окончательной очистке или окончательной очистке, совмещенной с дезинфекцией в растворе средства, не содержащего фиксирующие компоненты (альдегиды, спирты). Для проведения качественной механической очистки используют салфетки и щетки для торцевой оптики.

В данном случае надо выбирать дезинфицирующие средства с короткой экспозицией (не более 5 мин).

Этим раствором можно пользоваться в течение рабочей смены.

После ополаскивания в водопроводной воде риноскоп просушивают и подвергают дезинфекции высокого уровня (ДВУ) способом погружения в раствор дезинфицирующего средства в спороцидной концентрации.

Опять же в данном случае следует использовать средства с короткой экспозицией (средства на основе ортофталевого альдегида или надуксусной кислоты).

После окончания времени ДВУ эндоскоп ополаскивают в водопроводной воде и просушивают стерильными салфетками. Оптику дополнительно протирают 70%-ным спиртом. Упаковывают в стерильную пеленку и транспортируют в эндоскопическую манипуляционную.

Все съемные детали надо очищать с использованием щеток, а затем дезинфицировать (ДВУ) вместе с риноскопом.

Таким образом, при использовании средств с короткой экспозицией обработка займет 20–30 мин. Большую часть этого времени медицинская сестра будет отвлечена от приема.

Как на практике присвоить каждому эндоскопу идентификационный код?

В СП 3.1.3263–15 прописано, что идентификационный код должен содержать информацию о виде (модели) и серийном номере эндоскопа.

Обычно на практике буквой обозначается вид эндоскопа: Б - бронхоскоп, Г - гастроскоп, Э - энтероскоп, Д - дуоденоскоп и т. д.

После буквы ставятся 2 или 3 последние цифры серийного номера аппарата, которые хорошо визуализируются на блоке управления.

На первой странице журнала следует прописать условные обозначения, которые вы применяете на практике.

Прежде всего принятая кодировка должна быть понятна сотрудникам эндоскопического отделения.

В СП 3.1.3263–15 при обработке эндоскопов запрещено использовать озоновые стерилизаторы. Стерилизаторы всех типов?

В соответствии с п. 7.7 СП 3.1.3263–15 запрещается использовать для стерилизации эндоскопов и инструментов к ним озоновые стерилизаторы. Озон является самым сильным окислителем и не рекомендуется ведущими производителями эндоскопического оборудования для стерилизации. В соответствии с п. 4.7.9 МУ 287–113 «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения» от 30.12.1998 «озоном, вырабатываемым в стерилизаторе озоновом СО-01-СПб, стерилизуют инструменты простой конфигурации из коррозионностойких сталей и сплавов, применяемых в хирургии и стоматологии (скальпели, пинцеты, зеркала цельнометаллические, гладилки, зонды, шпатели, боры стоматологические твердосплавные), в неупакованном виде в соответствии с методическим документом по применению данного средства (Приложение № 1 к указанному МУ)». Следует отметить, что практически все инструменты к эндоскопам имеют сложное строение с полостями, пружинами и пр., и включают в свой состав различные материалы, в т. ч. чувствительные к сильным окислителям.

Т. А. ГРЕНКОВА, канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник ФБУН МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского

При осмотре эндоскопа перед манипуляцией обнаружили на объективе небольшое пятно - «затек». Как поступить с ним: заменить и проверить на герметичность или сразу отправить в ремонт?

Требованиями СП 3.1.3263–15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» в целях обеспечения эпидемиологической безопасности и снижения риска инфицирования пациентов при проведении эндоскопических исследований установлен обязательный для исполнения порядок применения, обработки, хранения и транспортировки эндоскопов и инструментов к ним.

Одним из обязательных требований перед использованием эндоскопа является проверка эндоскопического оборудования на герметичность. Наличие дефектов на оболочке эндоскопа создает условия за счет возможного проникновения биологических жидкостей и сред для сохранения жизнеспособности возбудителей внутри эндоскопа и инфицирования пациента при проведении эндоскопического исследования.

В ходе выполнения теста на герметичность появление «вуали» и затеков на объективе прямо указывает на разгерметизацию эндоскопа.

Таким образом, согласно п. 8.1.2 СП 3.1.3263–15 использовать эндоскопы с признаками разгерметизации запрещается. При подозрении на нарушение герметичности аппарата требуется, в соответствии с п. 10.5 СП 3.1.3263–15, проводить внеплановые бактериологические исследования смывов с эндоскопа.

При обнаружении негерметичности эндоскопа:

  • на этапе тестирования перед манипуляцией следует прекратить его эксплуатацию и обратиться к изготовителю эндоскопического оборудования;
  • на этапе очистки эндоскоп не подлежит обработке (погружению в моющий раствор), а при отправке в ремонт снабжается соответствующей транспортной маркировкой «Инфицированный инструмент».

Нарушение требований санитарного законодательства при оказании медицинской помощи влечет административное наказание по статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), а именно: нарушение санитарно-эпидемиологических правил и невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий, а также ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений.

Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.

Минздрав: работа над ошибками

Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.

Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:

Олег С., врач-невролог

С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.

Татьяна С., врач-отоларинголог

Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.

Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.

Московский подход: шило на мыло

Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.

Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы не 15%, а 10%.

Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».

В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.

В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) 2790 рублей, за ученую степень (10%) 1860 рублей.

По официальным данным средняя зарплата столичного врача 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» 105500 рублей (в среднем 70000).

Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».

Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.

Региональный опыт: минус 30%

Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, рассказал активист. Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС «сдельных» стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».

В правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.

Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».

Интересна статья?


Top