Гиперактивный ребенок — что делать родителям? Советы психолога и рекомендации педагогам. Гиперактивные дети: особенности воспитания и лечения

В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.

Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.

Гиперактивность у детей. Что это такое

Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.

В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.

Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.

Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.

Симптомы

Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.

В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.

Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.

Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.

Признаки дефицита внимания Гиперактивность и импульсивность
Сниженный уровень избирательного внимания:
  • отсутствие способности долгое время быть сосредоточенным на предмете,
  • не умение обнаруживать детали предмета
Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении
Отсутствие сохранности внимания:
  • неспособность выполнять действия до конца,
  • несобранность
Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег
Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит) Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени
Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики
Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить
Забывчивость Вмешательство в дела и разговоры других людей
Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям
Частая потеря вещей

У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.

Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:

  • чрезмерно высокая двигательная активность;
  • импульсивность;
  • резкие перепады настроения;
  • повышенная возбудимость;
  • непрекращающийся дефицит внимания.


Причины

К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:

  • трудные и преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • поздняя беременность матери;
  • различные инфекции, в том числе и внутриутробные;
  • лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой;
  • отравление опасными веществами, например, свинцом;
  • плохое питание;
  • асоциальное поведение родителей и др.

По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.

В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.

Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.

Диагностика и лечение

Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.

  1. В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
  2. Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.


В помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.

Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.

Как успокоить ребёнка

Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.

Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:

  • сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно);
  • предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей;

  • выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое;
  • полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений;
  • сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию;
  • перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.

Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.


Надо ли принимать лекарства

Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.

Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.

Видео: Школа доктора Комаровского

Если его вовремя не заметить, такие дети могут столкнуться с чрезмерной критикой, неудачами и разочарованиями, а их родители будут пытаться решить эту проблему.
Подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности легко отвлекаются, им трудно сконцентрироваться. Они могут быть слишком импульсивны и совершать необдуманные действия, трогать неразрешенные предметы или выбегать на улицу, чтобы поймать мяч, не подумав о своей безопасности. В спокойной обстановке они способны лучше, концентрировать внимание. Также они могут не справляться со своим настроением - у них обычно проявляются частые и сильные его смены. В школе такие дети непоседливы и переполнены энергией, им сложно спокойно сидеть на одном месте, они постоянно вскакивают, как будто не могут контролировать свои движения. У них часто возникают сложности с умением расставлять приоритеты и организовывать что-либо. Другие дети, которые не в состоянии
сконцентрироваться, при этом могут спокойно сидеть, мечтать о чем-то, и может показаться, что на самом деле их мысли далеки от реальности. Из-за такого поведения этих детей могут отвергать сверстники и не любить учителя; в процессе учебы их оценки могут быть неудовлетворительными, а самооценка при этом страдать, несмотря на то, что чаще всего они нисколько не глупее сверстников.
На протяжении многих лет использовались различные названия для описания состояния детей с некоторыми или даже со всеми проблемами с поведением - минимальные нарушения головного мозга, гиперкинетическое/импульсивное нарушение, гиперкинез, гиперактивность и нарушение, связанное с недостатком внимания, с проявлением или без проявления гиперактивности. На сегодняшний день большинство специалистов используют термин синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) для установления диагноза детям, поведение которых импульсивно, а внимание рассеянно, либо эти два фактора проявляются вместе. Поскольку такие особенности время от времени наблюдаются у всех детей, для установления диагноза обычно необходимо наличие симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев к семилетнему возрасту, проявление их в различных ситуациях, а также более сильное проявление, чем у других детей того же пола в этом возрасте.
Более чем у 6% детей школьного возраста наблюдается СДВГ. Численность мальчиков при этом выше, чем девочек. Исследователи рассматривают многочисленные причины возникновения нарушений, включая наследственность, строение головного мозга и социальные факторы. Некоторые из них уверены, что дети с СДВГ являются носителями атипично низкого уровня и дисбаланса конкретных нейромеиаторов - химических веществ, передающих сообщения от головного мозга к клеткам тела. Результаты недавних исследований свидетельствуют о том, что некоторые отделы головного мозга таких детей могут функционировать не так, как у большинства детей.
У многих детей с СДВГ также возникают проблемы с чтением и другие характерные проблемы в обучении, которые в дальнейшем влияют на успешную учебу. (Хотя у большинства детей с характерными проблемами в обучении не наблюдается СДВГ.) У детей с языковыми проблемами и проблемами с памятью возникают трудности со школьными занятиями вместе с такими характеристиками СДВГ, как отвлекаемость и импульсивность.
Ребенок с СДВГ может оказывать определенное влияние на свою семью. В семье с таким ребенком могут возникнуть сложности с организацией нормального семейного распорядка, поскольку ребенок сильно дезорганизован и непредсказуем на протяжении нескольких лет. У родителей может отсутствовать возможность спокойно устраивать выходы из дома или другие семейные мероприятия, поскольку они не могут быть уверены в том, каким будет поведение ребенка или его уровень активности. Дети с СДВГ в непривычной обстановке часто становятся перевозбужденными и теряют над собой контроль. Кроме того, такие дети могут выражать свой гнев и сопротивление по отношению к родителям либо же у них может быть низкая самооценка. Все это может служить результатом озлобленности ребенка на то, что им изучается соответствовать ожиданиям родителей либо выполнять ежедневные задания из-за проявления симптомов СДВГ.
Успеваемость в школе при этом также страдает, и учителя жалуются родителям - им тоже приходится бороться со сложностями их ребенка в отношениях со сверстниками: конфликтными ситуациями, несоответствующим поведением и недостатком друзей. Такое положение может представлять огромный стресс для семьи - ей приходится искать врачей и других специалистов, предоставляющих необходимую помощь.

Диагностика СДВГ у детей

Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» обычно ставится врачами сразу после поступления ребенка в школу. Если у вас возникают подозрения, что у ребенка может быть СДВГ, обсудите это с педиатром. К сожалению, не существует медицинских анализов или анализов крови, по которым можно было бы точно поставить диагноз. Он ставится после полного об-
следования состояния здоровья ребенка и сбора всей информации из истории болезни и физического обследования ребенка, наблюдений родителей и других окружающих его людей, а также результатов прошлых психологических обследований, если таковые проводились. Врач может применять или составлять планы дальнейших учебных, психологических и неврологических обследований и в процессе лечения будет разговаривать не только с вами и вашим ребенком, но и с его школьным учителем. Вашему педиатру потребуются сведения, как ведет себя ребенок во время игр, выполнения домашнего задания и как взаимодействует с вами и другими детьми или взрослыми. t
Во время такого обследования ваш педиатр постарается исключить наличие других заболеваний или состояний, симптомы которых иногда напоминают СДВГ. Недостаточные концентрация внимания и самообладание, как и чрезмерная активность, могут служить признаками и многих других состояний, включая депрессивное состояние, тревожность, неправильное обращение с детьми и недостаток внимания, стрессовую ситуацию в семье, аллергические реакции, проблемы со зрением и слухом, пароксизм или реакцию на медицинские препараты.
Во многих случаях среди членов семьи в течение нескольких поколений прослеживается наличие проблем с импульсивностью, концентрацией внимания или трудностей в обучении. Нередко матери, отцу или другим близким родственникам ребенка в детстве требовалась помощь в решении аналогичных проблем. Сбор подобной информации помогает педиатру в процессе оценки состояния и лечения ребенка.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и связанных с ним заболеваний

Хотя проявления симптомов заболевания можно снизить, лечения такого состояния не существует, так же как не существует и легких способов решения проблем, связанных с СДВГ. Тем не менее раннее установление диагноза и начало лечения могут предотвратить долгосрочные воздействия нарушений, которые могут проявиться, если оставить такое состояние без внимания. Это уже хроническое заболевание, которое требует постоянного умения справляться с ситуацией, а также огромного терпения и упорства со стороны членов семьи, учителей и самого ребенка. Лечение всегда проходит комплексно и требует взаимодействия ребенка, родителей, педиатров, учителей, а иногда и психологов, психиатров и работников социальной сферы.
При истинном синдроме дефицита внимания и гиперактивности основным компонентом лечения являются лекарственные препараты. Состояние ребенка можно улучшить при помощи препаратов, корректирующих дисфункцию внимания и импульсивность.
В последние годы лекарственным препаратам, помогающим управлять симптомами нарушений внимания и деятельности ребенка, уделяется большое внимание. Дополнительные средства лечения, включая упорство в учебе, психологические консультации и управление поведением, вместе с лекарственной терапией способны помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, контролировании эмоций и поведения. К примеру, врач может порекомендовать участие ребенка в групповой терапии и тренинге социальных навыков, которые проводятся для подростков с определенными трудностями; индивидуальную психотерапию в борьбе с низкой самооценкой, чувством неполноценности или депрессивным состоянием; тренинги для родителей и группы поддержки родителей, где матери и отцы смогут научиться лучше справляться с проблемным поведением их детей; а также семейную терапию, где вся семья сможет обсудить, какое воздействие СДВГ оказывает на их взаимоотношения.
Для ребенка с СДВГ очень полезным может быть структурированное расписание дня со всеми домашними делами, последовательностью и прогнозированием. Ваш педиатр может дать вам некоторые советы относительно того, как создать ребенку такую окружающую обстановку, чтобы это помогало ему справляться с трудностями. Лучше всего начать с установления последовательности в графике режима жизни ребенка, когда он каждый день должен есть, мыться, уходить из школы и ложиться спать. Вознаграждайте его (теплыми словами, объятиями и периодическими материальными подарками) за положительное поведение и соблюдение правил. Для того чтобы ребенок не отвлекался от выполнения задания (к примеру, надевания одежды утром), возможно, вам придется быть рядом с ним. Помимо этого, прежде чем принять участие в мероприятиях с большим количеством возбуждающих факторов (вечеринках, больших семейных сборах, посещениях торговых центров), обсудите с ребенком ваши ожидания относительно его поведения.
Специалист в области обучения или образования может работать вместе с учителем, чтобы помочь ребенку достичь успеха в учебе. Поскольку учитель лучше понимает борьбу внутри ребенка, у него больше возможностей помочь ему стать более организованным. Учитель также может установить систему вознаграждений за то, что ребенок смог уделить должное внимание выполнению задания, не унижая его при этом из-за его невнимательного поведения. Также ребенку лучше работать в небольших группах, поскольку дети с СДВГ легко отвлекаются на окружающих. Также ребенок хорошо занимается с репетиторами, где он иногда способен выполнить гораздо больше заданий за 30 минут или час занятий, чем за весь день в школе.
Будьте терпеливы по отношению к своему ребенку. Помните, что ему трудно контролировать свою импульсивность и возбужденное состояние.
Дети с диагнозом СДВГ имеют право на различные виды поддержки со стороны школы. Федеральный закон гласит о том, что согласно положению категории «Другие виды нарушений здоровья», ребенок имеет право на получение такой помощи, как проведение большей части учебного времени в классе, продление времени, отведенного на выполнение тестов, меньший объем домашнего задания и гибкие методы преподавания. Для получения такой помощи квалифицированный педиатр или другие специалисты должны поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», а учителя должны подтвердить, что СДВГ оказывает значительное влияние на процесс обучения ребенка.

Медикаментозное лечение СДВГ у детей

СДВГ лучше всего лечить при помощи лекарственных средств, особенно если он влияет на обучение, домашнюю жизнь, социализацию или уверенность в себе и своей компетентности. Существуют некоторые легкие степени СДВГ, и при этом симптомы заболевания не влияют на деятельность и здоровье ребенка - в таких случаях медицинского вмешательства не требуется. Но большинство случаев проявления СДВГ требует медицинского вмешательства вместе с оказанием психологической помощи, обучением и руководством.
Чаще всего в таких случаях прописываются стимуляторы центральной нервной системы, включая метил-фенидат («Риталин») и дексамфетамин («Декседрин»).
Для большинства родителей достаточно трудно согласиться с решением о необходимости ежедневного приема ребенком лекарственных препаратов, в особенности таких, которые необходимо будет принимать на протяжении многих лет. Однако им приходится согласиться с тем, что негативное влияние СДВГ - неудовлетворительная учеба и плохая успеваемость, неприятие сверстниками, заниженная самооценка, переживания родителей и давление на ребенка и родителей - доставляет больше проблем, чем постоянный прием ребенком лекарственных препаратов.
Лекарственная терапия является только частью комплексного лечения, которое должно быть подробно определено и включать в себя лечение поведенческих, учебных, социальных и эмоциональных трудностей ребенка. Лекарственная терапия должна проходить при постоянном наблюдении и повторных анализах лечащего врача, чтобы определить, какова эффективность лечения, присутствуют ли побочные явления (если таковые имеются), существует ли необходимость корректировки дозы принимаемого лекарства, а также когда можно будет прекратить принимать лекарство.
Многочисленные критические отзывы об использовании лекарственных препаратов для лечения СДВГ вызывают определенные сомнения по поводу приема метилфенидата («Рита-лина») - препарата, который чаще всего прописывают при этом состоянии здоровья. На данный момент недостаточно научных доказательств подлинности этих данных. Вот некоторые вопросы, которые чаще всего поднимаются противниками лекарственной терапии при СДВГ.

  • Метилфенидат имеет серьезные побочные действия. Результаты более чем 800 исследований доказали ложность этого утверждения. У некоторых детей на самом деле проявляются незначительные побочные действия после приема метилфенидата, такие как ухудшение аппетита, сна и незначительная потеря веса. Со временем дети, принимающие это лекарство, возвращаются к нормальным показателям веса и роста. При проявлении побочного действия лекарства врачи, как правило, могут скорректировать дозу, чтобы свести к минимуму такие проблемы, или заменяют препарат другим лекарством. Заявления о том, что метилфенидат приводит к задержке роста и депрессивному состоянию, не соответствуют истине, если ребенку правильно поставлен диагноз и он принимает лекарство в правильной дозировке.
  • Дети, принимающие метилфенидат в течение долгого времени, зачастую в юношеском возрасте начинают злоупотреблять запрещенными наркотическими средствами. Некоторые дети с СДВГ настолько импульсивны и имеют такие проблемы с поведением, что в юношеском возрасте они могут экспериментировать с приемом наркотических средств, но это никак не связано с приемом метилфенидата и на самом деле такая проблема встречается достаточно редко. Наоборот, если лекарство очень эффективно - помогает детям достигать успехов в школе и жизни, - их самооценка становится выше, следовательно, они менее склонны к попыткам принимать наркотики.
  • Некоторым детям с нарушениями поведения ставят неправильный диагноз СДВГ и применяют неправильное лечение при помощи метилфенидата. Если с такими случаями нарушения поведения не справиться к моменту достижения подростком юношеского возраста, его поведение становится только хуже, он может начать принимать наркотические средства и у него могут возникать проблемы с законом.
  • У детей может развиться зависимость от метилфенидата после стольких лет приема препарата. Метилфенидат не имеет эффекта привыкания, и подростки с СДВГ не испытывают абстинентного синдрома, когда им рано или поздно приходится прекратить прием препарата.
  • Метилфенидат является обыкновенным транквилизатором, который помогает учителям контролировать учеников. Метилфенидат не оказывает седативного или успокаивающего действия на детей. Он скорее является возбуждающим средством, способным нормализовать биохимические дисбалансы головного мозга, тем самым улучшая способность концентрироваться.
  • Метилфенидат маскирует и прячет истинные поведенческие проблемы, с которыми никто не пытается бороться, пока ребенок принимает препарат. В некоторых случаях подростку может быть поставлен неправильный диагноз СДВГ; если, к примеру, на самом деле у ребенка клиническая депрессия, а не недостаток внимания, в таком случае метилфенидат не является подходящим лечением и может только ухудшить депрессивное состояние и вызвать стремление ребенка уединиться. Но если подростку поставили правильный диагноз СДВГ, медилфенидат является одним из наиболее эффективных доступных лечебных средств, позволяющий ребенку достигать положительных результатов в школе и эффективно контролировать сложности поведения.

Спорные методы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

На протяжении многих лет родители и даже некоторые врачи выдвигали и другие подходы к лечению СДВГ. И хотя в некоторой степени они достигли успеха, результаты тщательного научного исследования доказывают, что такие виды лечения неэффективны в отношении большинства подростков.
Вероятно, наиболее часто встречаются такие виды лечения, как корректировка рациона питания, основывающаяся на теории о том, что искусственные красители и добавки могут способствовать проявлению симптомов СДВГ. Но результаты исследований свидетельствуют о том, что, за исключением редких случаев, пищевые добавки никак не связаны с появлением симптомов СДВГ. Большая часть утверждений о достижении определенного успеха при изменении рациона питания является преувеличением, а дети при этом скорее всего реагируют на дополнительное внимание, которое они получают от родителей, а не на сами изменения в питании.
Другие нетрадиционные методы лечения не достигли лучших результатов в отношении подавляющего большинства детей с СДВГ, включая режим питания с ограниченным употреблением сахара, прием витаминов в больших дозах, а также упражнения для тренировки глаз. Тем не менее результаты некоторых последних точных научных исследований показывают, что у очень небольшой группы детей с СДВГ могут возникать проблемы с концентрацией внимания, когда в их рацион питания входят продукты с красной окраской, а следовательно, им можно помочь при помощи специальной диеты. У небольшой части детей также могут проявляться признаки СДВГ при приеме продуктов, которые обычно вызывают аллергические реакции (шоколад, орехи, яйца и молоко). Родители без труда могут заметить проявление таких реакций и должны сообщить о них педиатру. Пока таких детей меньшинство, и сама по себе организация режима питания не рассматривается в качестве лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Проходит ли СДВГ с возрастом?

У некоторых детей в юношеском возрасте по-прежнему проявляются симптомы заболевания, и им по-прежнему необходимы лекарственные препараты и/или другие виды лечения. Результаты исследований доказывают, что у 50-70% детей, которым в возрасте от 6 до 12 лет был поставлен диагноз СДВГ, продолжают проявляться симптомы нарушений как минимум до среднего юношеского возраста. Несмотря на то, что с гиперактивностью ребенка можно справиться, проблемы невнимательности и отвлекаемости часто по-прежнему остаются. В особенности в среднем школьном возрасте, когда потребность в когнитивных и организационных способностях ребенка возрастает, эти симптомы могут помешать достижению успехов в учебе. В менее 3% случаев классические симптомы СДВГ, такие как импульсивность и слабая концентрация внимания, невозможность раскрыть свои способности и появляющееся в результате чувство неудовлетворенности собой, сохраняются вплоть до взрослого возраста, хотя со временем они могут ослабеть.
СДВГ является истинным нарушением развития нервной системы, и если его оставить без лечения, это может помешать дальнейшему успеху ребенка и нанести вред его взаимоотношениям с окружающими. Но при тщательном наблюдении, семейной поддержке и психологической помощи ваш ребенок может достичь определенных успехов как в учебе, так и в социальной жизни.

Есть ли у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Только врач или психолог может точно поставить диагноз СДВГ. Если у ребенка школьного возраста проявляются некоторые из следующих симптомов, связанных с СДВГ, и они мешают его способности достигать успехов в учебе и социальной жизни, а также снижают его самооценку, обратитесь к врачу, детскому неврологу, детскому психиатру, детскому психологу или педиатру - специалисту в вопросах детского поведения и развития.

Невнимательность

  • Неаккуратно выполняет задания в школе
  • Проявляет неспособность уделять внимание определенным вещам
  • Плохо слушает
  • Неорганизован
  • Избегает выполнения заданий, требующих длительных усилий
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Часто что-то забывает

Гиперактивность-импульсивность

  • Ерзает и вертится
  • Неугомонен
  • Легко возбудим
  • Нетерпелив
  • Проявляет неудержимую энергию
  • Прерывает остальных
  • Ему сложно дождаться своей очереди

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.

Гиперактивность – явление, которое проявляется у многих детей, мешая их полноценной адаптации в обществе. Согласно различным статистическим данным, страдают им от 2,5 до 18 процентов детей. Такие дети независимо от ситуации все время бегают, суетятся, бесцельно двигаются, а в некоторых случаях также неспособны надолго задерживать свое внимание на предметах. Что представляет собой детская гиперактивность, как с ней справиться и чего делать категорически не стоит?

Понятие гиперактивности

Еще в шестидесятых годах прошлого века врачи определяли чрезмерную двигательную активность как патологическое состояние, вызванное минимальными расстройствами функций головного мозга. В восьмидесятых годах гиперактивность начали относить к разряду самостоятельных заболеваний.

На данный момент понятие гиперактивности трактуется как состояние, в котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. Если же подобное поведение становится проблемой для окружающих, чрезмерную активность относят к разряду психических расстройств.

В случае, если явление сопровождается нарушением внимания, заболевание называют СДВГ – «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Кто подвержен проявлению гиперактивности?

Чаще всего данное состояние наблюдается у детей или

Поскольку вызвано оно эмоциями. При этом мальчики страдают гиперактивностью в 4-5 раз чаще, нежели девочки. Это объясняется тем, что парни появляются на свет более крупными и у них позже созревает головной мозг, что создает предпосылки для получения родовых или внутриутробных травм.

Симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте двух-трех лет. Однако средний возраст ребенка, когда родители принимают решение обратиться к врачу, составляет 8-10 лет. Причина этого кроется в том, что если на первых годах жизни от крохи не требуют ответственности и гиперактивность легко спутать с детской активностью и невнимательностью, то в возрасте десяти лет работа по дому и учеба уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

Активность и гиперактивность детей – в чем разница?

Слишком послушные и спокойные малыши пугают – сразу появляются мысли вроде «Кажется, что-то с ним не так». Однако и чрезмерная активность, когда ребенок прыгает двадцать четыре часа в сутки, не является нормальной. Так где же граница между нормой и откровенным «перебором»?

Тест на гиперактивность – нечто вроде игры «Найди пять отличий». К примеру, активный ребенок большую часть дня не сидит на месте, предпочитает активные занятия пассивным, однако при необходимости может почитать с мамой книгу или уделить час-полтора складыванию паззлов. Гиперактивный ребенок на такое не способен – он находится в постоянном движении, даже если устал от этого, а окончательно выбившись из сил, начинает истереть и плакать.

Активный малыш задает множество вопросов из любознательности, а гиперактивный – просто потому, что не может по-другому, он много говорит и спрашивает, не выслушивая при этом ответов. Активист спокойно относится к запретам и не проявляет агрессии, а гиперактивный ребенок воспринимает все «в штыки».

Причины проявления детской гиперактивности

На данный момент существует множество теорий о том, что могло бы провоцировать проявление у ребенка гиперактивности или синдрома ДВГ, однако нельзя сказать, что картина до конца очевидна. До сих пор проводятся исследования и специалисты работают над решением этой проблемы. Тем не менее, многие факторы можно назвать и на сегодняшний день.

Причинами проявления гиперактивности у детей могут быть следующие факторы:

  • Наследственность. По данным специалистов, около 57% родителей, чьи дети подвержены повышенной активности, в детстве жаловались на те же симптомы. Правда, иногда в таких семьях наблюдаются и другие проблемы, к примеру, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств или серьезных аллергических заболеваний (астма, экзема), употребление алкоголя, курение.
  • Внутриутробная гипоксия. Кислородное голодание плода приводит к органическим поражениям головного мозга.
  • Травмы во время беременности. Причем не только физические, но и психологические.
  • Преждевременные или трудные роды.
  • Родовые травмы.
  • Серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания.
  • Неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов.

Основными симптомами гиперактивности являются:

  • Частые подъемы с места.
  • Резкие подъемы с места, после чего – быстрый бег.
  • Ребенок ведет себя, как будто «заведенный».
  • При волнении ребенок ерзает на стуле или совершает другие бесцельные и интенсивные движения руками или ногами.
  • Неспособность участия в мирном и спокойном досуге.
  • Неспособность подождать своей очереди в игре, во время занятия и т.д.
  • Вмешательство в разговоры или деятельность других людей.
  • Попытки дать ответ на вопрос, прежде чем он был сформулирован до конца.
  • Выкрики или прочие шумные выходки на занятии, мероприятии и т.д.

Симптомы нарушения внимания

Поскольку часто чрезмерная активность у детей сочетается с дефицитом внимания, необходимо уметь идентифицировать и его:

  • Снижение избирательного внимания, небрежные ошибки.
  • Неспособность на протяжении длительного времени сосредотачиваться на том или ином предмете, а также его деталях.
  • Ребенка легко отвлечь даже незначительным посторонним шумом.
  • Несобранность при выполнении задания, неспособность довести дело до конца.
  • Трудности с организацией собственной деятельности.
  • Ощущение, будто ребенок не слушает, если к нему обращаются.
  • Ребенок старается избегать решения задач, которые требуют продолжительного умственного напряжения.
  • Повышенная забывчивость.
  • Постоянные потери вещей.

Для диагностики дефицита внимания или гиперактивности необходимо проявление шести из описанных выше девяти симптомов. Если у ребенка наблюдаются признаки из обеих категорий, скорее всего, ребенок столкнулся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В любом случае, заподозрив у ребенка какие-либо нарушения, родителям следует как можно быстрее обратиться к врачу.

Если у ребенка наблюдаются какие-либо из вышеописанных симптомов и врач подтвердил опасения родителей, конечно же, лечением будет заниматься специалист. Однако есть вещи, которые могут и обязаны делать для ребенка его родители.

Итак, несколько советов мамам и папам о том, как общаться с гиперактивным ребенком:

  • Совет первый – «правильная» формулировка запретов. Гиперактивные малыши в большинстве своем болезненно реагирует на запреты, поэтому родителям, чтоб не провоцировать агрессию, следует избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо «Не бегай по траве!» намного лучше сказать «Выйди, пожалуйста, на дорожку!».
  • Совет второй – спокойствие и еще раз спокойствие. При возникновении конфликтных ситуаций следует сохранять спокойствие, так как в противном случае это лишь усилит болезненную активность и даже спровоцирует агрессию малыша.
  • Совет третий – последовательность. Так как главной отличительной чертой гиперактивных малышей является невнимательность, не рекомендуется давать им несколько поручений под ряд. К примеру, услышав от мамы «Переоденься, вымой руки и приходи ужинать», ребенок скорее всего вовсе отвлечется на что-то другое и не выполнит ни одного задания.
  • Совет четвертый – направить избыточную энергию в нужное русло. Гиперактивному ребенку полезно будет иметь хобби. Выбирая его, в первую очередь следует ориентировать на интересы ребенка.

Если ребенок подвержен СДВГ, к советам, приведенным выше, стоит добавить еще два:

  • Совет пятый – четкая постановка задач. Поскольку дети с синдромом ДВГ отличаются отсутствием концентрации внимания и слабым логическим мышлением, задачи им необходимо формулировать как можно более просто и четко. Следует говорить короткими предложениями без излишних смысловых нагрузок.
  • Совет пятый – соблюдения распорядка дня. Это – основа успешного воспитания ребенка с СДВГ. Выполнение одних и тех же действий в назначенное время будет дисциплинировать малыша, а здоровый сон поможет стать спокойнее.

Какая бы схема воспитания ни была выбрана и к каким бы советам ни прислушивались родители, главное в воспитании гиперактивного ребенка – это позитивная модель общения. Хвалите малыша, если он был молодцом, не игнорируйте даже незначительных успехов и уж тем более не ругайте его по поводу и без. Так воспитание будет не только эффективным, но и приятным!

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3-4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2-3 месячные малыши могут бодрствовать по 4-5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:

  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть - озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня . Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна-колыбельная-сон у груди-переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму-колыбельная-грудное кормление или бутылочка со смесью-сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Заключительное слово

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.


Top