Минстрой разъяснил порядок получения копии протокола осс. Разъяснения минстроя в помощь ук РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за к

Разъяснения по переносу оплаты коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества, в размер платы за жилищные услуги опубликованы на сайте Минстроя России . В частности, ведомство обращает внимание, что соответствующая плата не может превышать размер норматива.

В документе указывается, что при первоначальном включении в жилищную услугу общедомовых расходов коммунальных ресурсов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления. В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива принятия решения общего собрания собственников не требуется.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу - защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие реальному положению дел. А органы Госжилинспекций обязаны проверить корректность устанавливаемых нормативов. Таким образом платежи за ЖКХ станут понятными и предсказуемыми. Мы будем следить за реализацией этой нормы»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу – защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей.

Было так:

Холодная вода ОДН - 0,22 руб. за 1 кв.м.

Эл. энергия ОДН - 0,65 руб. за 1 кв.м.

Это было непрозрачно, а надо чтобы было прозрачно.

А прозрачно будет так:

Нравится Не нравится

Вот нехорошо ведь нехорошие слова говорить, но если бы встретила, то и в лицо сказала бы этим нехорошим людям: "Уроды, что же вы творите? На себе сначала опробуйте свои придумки, на родственниках своих! Хорош уже страну терзать! Не верим мы вам, сколько не прикрывайтесь благими намерениями! Который уже год ничего у вас путного не выходит! Ваше 354 постановление трёхкилометровое уже читать невозможно. Сами-то, наверное, уже и разберётесь, что понаписали! В игрушки что-ли играете? "

Простите, не сдержалась. К сожалению, здесь нет тех, в чей адрес направлены негативные эмоции. Работаем с людьми, которым бесконечно приходится объяснять, что многие проблемы в ЖКХ от того, что так сегодня устроено федеральное законодательство. Причём чем чётче выполняешь все эти постановления, тем больше проблем. А завтра будут проблемы от того, что законодательство в очередной раз поменяли. Вновь с лучшими намерениями. Сколько можно издеваться над людьми?

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Минстрой РФ опубликовал разъяснения по переносу оплаты коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества, в размер платы за жилищные услуги. В частности, ведомство обращает внимание, что соответствующая плата не может превышать размер норматива.

В опубликованном документе говорится, что при первоначальном включении в жилищную услугу общедомовых расходов коммунальных ресурсов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления.

В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или ) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива принятия решения общего собрания собственников не требуется.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу - защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие реальному положению дел. А органы Госжилинспекций обязаны проверить корректность устанавливаемых нормативов. Таким образом платежи за ЖКХ станут понятными и предсказуемыми. Мы будем следить за реализацией этой нормы»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Разъяснения Минстроя о новом порядке оплаты общих нужд. Скачать текст

Минстрой России так же призвал региональные власти внимательнее относиться к установке нормативов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. По данным ведомства, сегодня одни и те же нормативы в соседних регионах могут отличаться в разы.

В соответствии с законодательством, обновленный норматив должен быть утвержден до 1 июня 2017 года, однако ведомство призвало регионы провести эту работу быстрее. Об этом сообщил в рамках видеоселекторного совещания с органами Госжилинспекций замглавы ведомства Андрей Чибис. Совещание прошло 15 февраля под председательством министра Михаила Меня.

«Непонимание структуры и объема выставляемых начислений за общедомовые нужды и невозможность контроля этой строки в квитанции вызывало справедливые нарекания потребителей. Изменение схемы оплаты должно сделать эту часть расходов на ЖКХ более прозрачной», — прокомментировал замглавы ведомства Андрей Чибис.

Закон, изменяющий структуру оплаты, был принят в июне 2015 года, одновременно было дано поручение проверить экономическую обоснованность установленных нормативов, однако до сих пор ряд субъектов эту работу не выполнил.

Так, норматив расходов на электроэнергию в стандартном 9-этажном доме в Омске в два раза выше аналогичного в Новосибирске. Минстрой России поручил органам жилищного надзора регулярно докладывать о выполнении закона в ведомство, по этим данным Минстрой России продолжит мониторить ситуацию на местах.

Минстрой разъясняет

Минстрой России подготовил разъяснение изменений в законодательные акты по вопросам предоставления коммунальных услуг.

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства были и будут в числе наиболее злободневных, так как наша отрасль – единственная, с которой каждый из 145 миллионов россиян сталкивается ежедневно. Информирование потребителей об их правах и обязанностях, а также обо всех изменениях в ЖКХ – наша важнейшая задача, – прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис . – Министерство регулярно публикует информационные материалы, в том числе, подготовленные по результатам анализа поступающих в Минстрой России вопросов граждан. Уверен, что именно максимально открытая позиция поможет нам создать по-настоящему комфортное и понятное ЖКХ».

В разъяснениях (документ называется «Приложение к Письму заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 №28483-АЧ/04. Информация об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"» , – ред.) даны ответы на вопросы собственников об изменениях в определении оплаты за отопление, в том числе, по договору ресурсоснабжения, и изменениях платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в многоквартирном доме. Также дается разъяснение новых оснований заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, которые не являются исполнителями коммунальных услуг.

Другой важной темой, волнующей граждан и нашедшей отражение в документе, стали основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, а также определение объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между осуществляющей водоотведение организацией и исполнителями коммунальных услуг. Минстрой России обратил особое внимание потребителей, что в случае недопуска сотрудника ресурсоснабжающей компании для проверки состояния прибора потребления тепловой энергии два и более раз, расчет будет произведен с использованием повышающего коэффициента.

Кроме того, разъяснения касаются начала применения нового порядка определения платы за коммунальные услуги и порядка расчетов за коммунальные ресурсы, перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

За второй квартал 2015 года вышло сразу несколько важных разъяснений Минстроя РФ по вопросам, заданным им управляющими компаниями. Далеко не все УК знакомы с ответами ведомства. Поэтому важно донести эти разъяснительные письма до сведения управляющих компаний с тем, чтобы им было всё понятно в работе.

Договор ресурсоснабжения как лицензионное требование

Этому вопросу мы хотели бы уделить особое внимание, поскольку он напрямую затрагивает сферу лицензирования предпринимательской деятельности управляющих компаний и лицензионных требований к ним. Хотя подробно эту тему мы уже освещали в одной из прошлой статей.

С другой стороны, собственники помещений в МКД обязаны проводить годовое общее собрание в течение II квартала года, следующего за отчётным, если иное не установлено ОСС (ч.1 ст.45 ЖК РФ). Минстрой здесь видит первичной обязанность собственников по проведению ОСС. Поэтому они и должны нести соответствующие расходы. Но также ведомство допускает возможность распространения действия порядка финансирования ОСС (п.3.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ) и на проведение ежегодных собраний с предоставлением полномочий по созыву и организации УК.

Эксплуатация общедомовых приборов учёта

Но с другой стороны, работы, являющиеся обязательными по закону, управляющая компания должна выполнять независимо от того, указаны они в договоре управления или нет. Согласно пп. "г" п.11 Правил содержания общего имущества , уборка и содержание земельного участка являются обязательными работами по содержанию общего имущества в МКД. В п.п. 24, 25 Минимального перечня работ и услуг также перечислены обязательные мероприятия по содержанию придомовой территории.

Судебная практика

Для содержания придомовой территории и включения стоимости данных работ в оплату услуг по управлению МКД нужно знать границы земельного участка, на котором расположен дом. Земельный участок с расположенным на нём МКД относится к составу общего имущества. Границы придомовой территории с элементами озеленения и благоустройства определяются на основании данных государственного кадастрового учёта (пп. "е" п.2 Правил содержания общего имущества).

Однако не всегда удаётся установить границы земельного участка, входящего в состав общего имущества дома. Из-за этого зачастую возникают разногласия между собственниками помещений в МКД и УК. Минстрой считает, что содержать придомовую территорию УК должна только, если это прямо прописано в договоре управления МКД . А суды настаивают, что бремя содержания земельного участка ложится на собственников помещений в МКД, даже если он под домом не сформирован.

Как правило, управляющие компании содержали придомовую территорию МКД, по факту не входящую в состав общего имущества дома. Ежемесячно УК взимали за это плату с собственников помещений в МКД. Бывали судебные разбирательства, когда владельцы помещений в доме пытались взыскать с УК денежные средства, уплаченные за уборку на основании того, что собственники не должны содержать придомовую территорию, которая юридически не входит в состав общего имущества.

Но суды не удовлетворяли иски собственников, ссылаясь на то, что управляющая компания действительно убирала придомовую территорию, а плата за эти работы была прописана в договоре управления. Яркое тому доказательство - Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу №33-3428/2013 от 01.10.2013 года . Суд определил, что собственники помещений в МКД , земельный участок под которым не сформирован, фактически владеют и пользуются им в равной степени с теми владельцами помещений в доме, земельный участок под которым сформирован.

Судьи считают, что сам факт того, что многоквартирный дом расположен на земельном участке уже предполагает, что собственники помещений в данном МКД пользуются придомовой территорией. Следовательно, они должны содержать участок в надлежащем состоянии. На этом основана позиция судей, которая представлена в Апелляционных определениях Санкт-Петербургского городского суда от 09.10.2014 года по делу №33-14903/2014 и Верховного Суда Республики Карелия от 03.04.2015 года по делу №33-1328/2015 .

Следуя этой логике, можно сделать вывод, что работы и услуги по содержанию в надлежащем состоянии придомовой территории, даже если земельный участок, на котором расположен МКД, не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт, являются обязательными независимо от того, прописаны они в договоре управления или нет. Поэтому контролирующие органы вправе требовать от управляющих компаний надлежащего содержания придомовой территории в любом случае.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 469) скорректированы сроки наступления обязанности поставщиков информации, в частности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, ресурсоснабжающих организаций, (далее - поставщики информации) по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также сроки наступления для указанных лиц административной ответственности за неразмещение или размещение в неполном объеме информации в ГИС ЖКХ.

Так, обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесена на 1 июля 2017 года, а срок наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесен на 1 января 2018 года.

Таким образом, с 1 июля 2017 года в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, для поставщиков информации наступила обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ.

Органы государственного жилищного надзора в силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений. За неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных органами государственного жилищного надзора предписаний установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В этой связи органы государственного жилищного надзора по факту неисполнения поставщиками информации возложенной на них с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ вправе выдавать предписания, а в случае их неисполнения привлекать к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку действия по неразмещению или размещению не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ образуют для поставщиков информации предусмотренный статьей 13.19.2 КоАП РФ состав административного правонарушения, административная ответственность по которому наступает в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, с 1 января 2018 года, то срок исполнения предписаний, выданных органами государственного жилищного надзора за не размещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может быть установлен ранее 1 января 2018 года. Установление более раннего срока исполнения указанных предписаний необоснованно и противоречит законодательству о ГИС ЖКХ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. К таким мероприятиям относится предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ установлен порядок выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

При наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Таким образом, в случае первоначального выявления признаков нарушения поставщиком информации порядка размещения информации в системе, органам государственного жилищного надзора рекомендуется объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного жилищного надзора.

По вопросу выдачи органами государственного жилищного надзора предписаний управляющим организациям за неисполнение с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ сообщаем, что с введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении управляющих организаций осуществляется лицензионный контроль. В соответствии со статьей 193 ЖК РФ и ФЗ N 469 к числу лицензионных требований в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, относится:

До 31 декабря 2017 года соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ;

С 1 января 2018 года соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.

В этой связи выдача управляющим организациям в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года предписаний о неисполнении обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ и в случае неисполнения данных предписаний - привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 КоАП РФ, не является лицензионным контролем, а потому осуществляться не может.

С целью обеспечения соблюдения поставщиками информации законодательства о ГИС ЖКХ прошу учесть настоящие разъяснения при реализации контрольно-надзорных полномочий.

Обзор документа

С 1 июля 2017 г. в регионах (за исключением городов федерального значения) для поставщиков информации наступила обязанность размещать сведения в ГИС ЖКХ.

В связи с этим разъяснено, что срок исполнения предписаний, выданных органами государственного жилищного надзора в период с 1 июля 2017 г. по 1 января 2018 г., не может быть установлен ранее 1 января 2018 г.

Однако может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Также отмечено, что выдача управляющим компаниям в период с 1 июля 2017 г. по 1 января 2018 г. предписаний и в случае их неисполнения - привлечение к административной ответственности не является лицензионным контролем, а потому осуществляться не может.


Top