Положения по правовым мероприятиям в школе. I. Правовые мероприятия. Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

“Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс

  1. Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания.
  2. На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.
  3. Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
  4. Воспитывать правовое самосознание учащихся.

Ход проведения

Учитель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять.

Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей должны быть предоставлены защита и содействие, а ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семье, в атмосфере любви и понимания.

Конвенция признает тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать особенности культуры и традиций каждого народа.

Вы, возможно удивитесь: какие права могут быть у ребенка? Да, дети имеют права! Право на самом деле нечто такое, что вам положено. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

Давайте мы с вами узнаем о правах ребенка на примере литературных произведений.

1. “Папа Карло купил “Азбуку” и отправил сына в школу. А он вместо того, чтобы идти в школу продал свою азбуку и пошел в театр. Правильно он поступил?

Все дети имеют право на бесплатное обучение и должны учиться, чтобы стать грамотными.

2.
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

3. “Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры”.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Учитель: В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление. Также есть статья, которая запрещает все формы физического и психологического насилия, грубого обращения.

Человек растет, обретает жизненный опыт. Но помимо прав существуют и обязанности. Так обязанность родителей состоит в том, чтобы воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, дать образование. Также и у вас, ребята есть обязанности. И ваша главная обязанность – учиться, чтобы стать грамотными, получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

К сожалению, права детей очень часто нарушаются. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Но государство позаботилось о том, чтобы таких взрослых наказывали по закону.

А как же это происходит, ученики 4класса на примере русской народной сказки “Гуси-Лебеди” вам это покажут.

Суд над нарушителями “Гусями…”

Действующие лица:

  • Баба Яга – ответчица
  • Сестрица Аленушка
  • – свидетель
  • Яблонька
  • – свидетель
  • Молочная речка с кисельными берегами
  • – свидетель
  • 1-2-3
  • – гуси
  • 1-2-3
  • – присяжные
  • Судья
  • Адвокат Бабы Яги
  • Прокурор

Судья: Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по ее поручению Гуси-Лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестрица Аленочка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про все. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-Лебеди пошаливают, детей, оставленных без присмотра крадут. Мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы и предположить не могли, что Баба Яга осмелится на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-Лебеди, пролетая надо мной, уносили из других деревень то девочку, то мальчика. Что потом случилось дальше, я не знаю.

Яблонька: Я тоже видела, что Гуси-Лебеди крали детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: Я и не знала, просто мне было приятно, что Аленочка съела мой ржаной пирожок.

Яблонька: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-Лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают до самой избушки, где живет Баба Яга, и я знала, что пока туда не прибежит Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка.

2-й Гусь: Первый Гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, что ничего плохого Иванушке мы не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.

3-й Гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мы не позволили бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.

Гуси-Лебеди: Это не мы, это прежние гуси, а нас только наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе Яге. Корма для нас в лесу не стало - экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, прошу утащить маленького мальчишку или девчушку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи. Вот по этим законам я и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы Яги: Баба-Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно по человеческим законам Баба Яга ведет себя жестоко. Но, может быть она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?

2-й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу Ягу.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу Ягу, но и Гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они – соучастники преступления.

Прокурор: Баба-Яга к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей степени наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения? (Ответы детей)

Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка. Этот документ имеет очень большое значение в жизни ребенка. Конвенция призвана защищать детей от обид и произвола со стороны взрослых. Мы должны сплотиться. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, то они бы сделали больше к осуществлению прав ребенка.

(Учащиеся читают стихи)

1-й учащийся.

Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2-й учащийся.

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3-й учащийся.

Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4-й учащийся.

Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

5-й учащийся.

Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

6-й учащийся.

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

7-й учащийся.

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей
Помогут они, держись веселей.

8-й учащийся.

До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

9-й учащийся.

В общем – да!

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча.

Занятие 1 «Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

Учебные вопросы:

1. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

2. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности.

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Первый учебный вопрос

. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновении ЧС различного характера в мирное и военное время.

При этом под населением понимается все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией – все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС – это совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо задачи по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем. Они проводятся как в условиях повседневной деятельности, так и при угрозе ЧС и их возникновении.

Мероприятия, проводимые в процессе повседневной деятельности объектов экономики и территорий, имеют целью предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь при их возникновении. Заблаговременное их проведение позволяет компенсировать внезапность и скоротечность развития большинства ЧС, а отсюда – и крайне ограниченное время на организацию защиты населения.



С возникновением ЧС организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации ЧС, объем и содержание которых определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

Риск и степень опасности могут быть существенно уменьшены за счет заблаговременного проведения комплекса организационных, инженерно-технических и медико-профилактических мероприятий, разработка которых осуществляется на основе данных Государственной экологической экспертизы и прогнозирования ЧС для конкретного региона.

Мероприятия по защите населения и территорий и ликвидация ЧС при их возникновении (в чрезвычайном режиме) организуется и проводится на основе выводов из оценки фактической обстановки в очаге ЧС и прогнозирования ее развития.

Второй учебный вопрос

. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности

I. Правовые мероприятия

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельности общества.

Правовые мероприятия включают разработку, принятие таких документов и руководство ими в своей деятельности органами исполнительной власти, органами управления РСЧС и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий.

К правовым документам относятся : 1. Законы РФ (субъектов РФ); 2. Указы Президента; 3. Постановления Правительства. 4. Руководящие документы территориальных органов исполнительной власти

Законы РФ: в первую очередь, такие важнейшие, как Законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», Кодексы законов по охране окружающей среды; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, директивы и указания в области защиты населения региональных, территориальных и местных органов РСЧС.

К нормативно-техническим документам , регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в ЧС (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанП и Н), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СН и П).

Санитарные нормы содержат требования по различным видам производственной и хозяйственной деятельности, требования к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почве), к качеству питания. В них оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать на людей.

Нормы радиационной безопасности регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергнуться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности и в быту.

Строительные нормы и правила устанавливают требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность зданий и сооружений для людей и природной среды.

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС в «Законе о защите населения и территорий от ЧС» разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ст. 18 Граждане имеют право:

Ø на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

Ø в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти (органов местного самоуправления и организаций), предназначенное для защиты от ЧС;

Ø быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Ø обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Ø участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

Ø на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

Ø на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

Ø на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

Ø на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Ø на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Конспект мероприятия по правовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Права и обязанности детей».

Подготовила Самойленко Наталия Михайловна,

Воспитатель высшей квалификационной категории.

г. Будённовск 2017

Цель: Развивать интерес дошкольников к изучению правовых вопросов, показать единство прав и обязанностей.

Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.

Ход мероприятия.

Ребёнок . (Читает книгу «Конвенция о правах ребёнка»). Ребята, вот это да! Оказывается у нас, детей, тоже есть права.

Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился - ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки, права на озорных друзей.

Права на игры и желанья, права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех.

Права на улице гулять, права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев, права заботиться о всех.

Но есть один большой урок - во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой и уважать права других! (Матюхина Рината)

(Входит Баба Яга).

Баба Яга. Дай – ка, посмотреть. (Читает по слогам) Кон – вен –ци – я о пра – вах ре – бён – ка. Ой –ой –ой! Выросли, умные какие стали. Маленькие ещё такие книги читать и о правах своих заявлять!

Воспитатель. Бабушка Яга, мы с тобой не согласны. В «Конвенции о правах ребёнка», сказано, что каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. А еще прописано, что уже при рождении ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Баба Яга. Имя? Зачем малышам имя? Все дети маленькие, их и отличить – то сложно.

Воспитатель. С именем человек рождается, оно даёт ключик к его характеру, приносит удачу. «По имени – и житие» - гласит пословица. Каждое имя что – то обозначает. Давай поближе познакомимся с нашими ребятами.

Игра «Моё имя».

( Дети передают по кругу мяч. Тот у кого мяч, называет своё имя, рассказывает, что оно обозначает. Александр – защитник, Галина – спокойная, Ирина – несущая мир, Марина – морская, Юрий – земледелец, Юлия – пушистая и т.д.)

Баба Яга. Так и быть, согласна. Есть такое право у детей – право на имя!

Будь всегда достоин имени своего.

Будь справедлив и спокоен, с честью носи его!

Ох и проголодалась же я. Сейчас выберу самого толстого, самого упитанного ребёночка и съем.

Воспитатель. Хитрая ты, бабушка, сначала попробуй догнать ребят.

Подвижная игра «Бабка Ешка, костяная ножка».

Воспитатель. Бабушка Яга, право на полноценное питание есть у всех, только не нужно кушать наших ребят. Коль ты проголодалась, мы тебя угостим.

Хороводная игра «К нам гости пришли».

Баба Яга. Такие маленькие, а уже столько прав.

Воспитатель. И все эти права записаны вот в этом документе «Конвенция о правах ребенка». Ребята, расскажем бабушке, какие еще права у нас есть.

(Ответы детей). Молодцы! У детей есть право на воспитание в семье, право на личную жизнь, право на образование, право на отдых и досуг.

Баба Яга. (Падает). Ой, довели старуху. Голова моя заболела и вся я заболела.

Воспитатель. Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач!

Мы тебе поможем. Все люди имеют право на охрану здоровья, на бесплатную медицинскую помощь. (Зовём на помощь медицинского работника детского сада, он проводит осмотр бабушки. По окончании осмотра выносит решение – бабушка абсолютно здорова).

Медсестра. Здоровье нужно беречь. Солнце воздух и вода – наши верные друзья! Необходимо обязательно соблюдать режим, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Баба Яга. Я хочу здоровой быть – буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой. Буду сильной, крепкой!

Ритмическая гимнастика.

(По выбору музыкального работника).

Воспитатель. А ещё наши дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на любовь и защиту своих близких. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Зачем люди создают семью? (Ответы детей). Правильно люди создают семью, чтобы вместе жить, поддерживать друг друга, растить детей.

Ребёнок . Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Мы все очень разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей. Вот почему ты, бабушка, такая злая бываешь? Наверное, никто тебя не любит. Никто о тебе не заботится. Отныне мы будем о тебе заботится. Мы принимаем тебя в члены нашей большой, дружной семьи. Давайте подарим бабушке теплоту своих сердец.

Песня про доброту.

(По выбору музыкального руководителя).

Ребёнок.

В жизни можно по-разному жить, в горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать, вовремя делать гадости.

А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.

(Сергей Островой).

Воспитатель . И главное, у ребят есть много разных прав, но не бывает прав без обязанностей. У каждого человека есть обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Баба Яга. А ну – ка, назовите мне свои обязанности.

Игра «Права - обязанности».

(Ребята находят с помощью сюжетных картинок соотношение прав и обязанностей. Свой выбор аргументируют. Право на медицинскую помощь порождает обязанность вести здоровый образ жизни, право на любовь и заботу близких – порождает обязанность заботиться о них, и т.д.)

Воспитатель. Ребята, запомните основные правила:

    Недостаточно написать права на бумаге, надо, чтобы сам человек научился их защищать.

    Права действительны только в том случае, если они не нарушают права других.

    Каждое право порождает обязанность.

Баба Яга.

Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте, хорошими людьми вырастайте!

Воспитатель. Ребята, давайте создадим книгу о правах и обязанностях, бабушке Яге её подарим.

(Ребята с помощью рисунка изображают права и обязанности. Листы скрепляют. Полученную книгу дарят бабушке Яге).

Баба Яга.

Ох и загостилась я в детском саду. Хорошо у вас! А у меня избушка не убрана, не топлена. Пора мне домой.

(Ребята прощаются с бабушкой Ягой, возвращаются в группу).

Литература.

    Антонов В. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.

    Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М., Сфера, 2009.

    Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

    Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.

    Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – М., Сфера, 2009

Интернет – ресурсы.

    http://talovskijdetskijsad4.uxp.ru/user-images/Слайд2_3.JPG .

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.


Top