Земельный кодекс п 4 ст 39.16. Основания отказа в предоставлении земельного участка и порядок обжалования решения муниципалитета об отказе. Решение об отказе

Законодательство в отношении отказов в является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке .

Основания для отказа в предоставлении земли или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

Закрепленные основания имеют объективную природу и касаются существующего запрета на предоставление земельного участка.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому , принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Некоторые основания содержатся в других нормативно-правовых актах, среди которых, например, Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или , кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, либо комплексного изучения земли для ;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Всего статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено 25 оснований для отказа в выдаче государственного или муниципального земельного надела.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Основания подпунктов 8-10 рассматриваемой статьи касаются условий договора об освоении и развитии застроенной территории.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

В такой ситуации собственники зданий и сооружений владеют исключительным правом приобретать земельные участки под соответствующими объектами недвижимости.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Отказ в предоставлении земельного участка можно обжаловать в судебном порядке.

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

  • Энциклопедия судебной практики. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (Ст. 39.16 ЗК)
  • 1. Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, которые предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ
  • 2. Ссылка на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ при отказе в утверждении схемы расположения спорного земельного участка органом местного самоуправления незаконна
  • 3. В случае, если собственник здания испрашивает зарезервированный земельный участок под этим зданием в аренду без указания срока, то отказ по основаниям, предусмотренным п.п. 6, 7 ст. 39.16 ЗК РФ, неправомерен
  • 4. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержащийся в ст. 39.16 ЗК РФ, является исчерпывающим
  • 5. Закрепление в законодательстве субъекта РФ нормы, разрешающей предоставление прав на землю под самовольными строениями, не противоречит п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ
  • 6. Незаконен отказ по ст. 39.16 ЗК РФ в предоставлении прав на землю под самовольными строениями в случае наличия соответствующей нормы в законодательстве субъекта РФ
  • 7. При рассмотрении дела суд должен установить факт наличия либо отсутствия всех оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ
  • 8. Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения

Энциклопедия судебной практики
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(Ст. 39.16 ЗК)


1. Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, которые предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ


Данная норма направлена на определение правового режима имущества, приобретенного супругами в браке, и по своему смысловому содержанию не устанавливает обязанность супругов получать в нотариальной форме согласие другого супруга при обращении к уполномоченному органу с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга, как правильно указано в обжалованном решении, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, которые предусмотрены и 39.16


Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа администрации КГО в подготовке и утверждении заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку законом не предусмотрено такое основание для отказа в выдаче указанного документа, как не соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка

Аналогичное основание содержится в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающем, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: ... разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Между тем, указанная норма права предусматривает основания для отказа именно в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, тогда как предметом настоящего административного искового заявления является законность отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка органом местного самоуправления.


3. В случае, если собственник здания испрашивает зарезервированный земельный участок под этим зданием в аренду без указания срока, то отказ по основаниям, предусмотренным п.п. 6 , 7 ст. 39.16 ЗК РФ, неправомерен


На момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (дата), испрашиваемый земельный участок являлся зарезервированным для муниципальных нужд, то есть ограничен в обороте путём запрета предоставления его в собственность или в аренду на срок, превышающим срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (абзац второй пункта 2 и , пункт 6 , 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку истец как собственник здания испрашивает зарезервированный земельный участок в аренду, без указания срока, то оснований для отказа, предусмотренных пунктами 6 , 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось.


4. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержащийся в ст. 39.16 ЗК РФ, является исчерпывающим


Прокурор просил признать оспариваемый Закон N 983-V [Закон Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности"] противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства, а именно положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, статей 1 , Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование своих доводов указал на то, что, по смыслу пункта 4 статьи 39.16 и пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право определять категории граждан для предоставления им в собственность бесплатно только земельных участков, не занятых зданиями и сооружениями, а не граждан, самовольно занявших земельные участки для строительства жилых домов в отсутствие документов, предоставляющих право пользования земельными участками для указанных целей. Кроме того, оспариваемым Законом N 983-V граждане, самовольно занявшие земельные участки для строительства жилых домов без надлежащего оформления прав на земельные участки, поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, не допускавшими фактов незаконного занятия и использования земель, на равный доступ к земельным участкам государственной и муниципальной собственности.

Несостоятельным суд находит довод прокурора о противоречии оспариваемого Закона [Закона Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности"] п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании со ссылкой на подп. 2 п. 8 ст. 39.15 , п. 1 ст. 39.16 , подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет указал на то, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Лица, фактически использующие земельный участок под самовольно возведенным жилым домом, не относятся к категориям граждан, которым земельный участок предоставляется в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, Комитет не учел, что в силу подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку решение об обязании администрации направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка принято судом после 01.03.2015, суд также должен установить факт наличия либо отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ в действующей редакции. В частности, в связи с отсутствием в кадастровом паспорте сведений о координатах поворотных точек испрошенного земельного участка и временном характере учета земельного участка, необходимо установить, подлежат ли границы земельного участка уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ).


8. Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Top