Доступ а к информации об. Право граждан на доступ к информации. Закрытость государственных органов

Жизнь человека невозможно представить без информации. Доступность - это ее свойство, которое ближе других связано с ее безопасностью. Давайте же рассмотрим особенности данного явления и узнаем, почему оно так важно.

Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое "информация".

Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.

Свойства

Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:

  • Доступность информации.
  • Полнота - влияет на качество информации и определяет, достаточно ли ее для принятия решения или формирования новых знаний на ее основе.
  • Достоверность - соответствие данных реальному положению дел.
  • Адекватность - это степень этого соответствия относительно действительности.
  • Актуальность - важность информации в данный период времени. Например, при покупке билетов на поезд через интернет система может выдать данные о рейсах на разные дни. Однако для пользователя важными будут именно знания, касающиеся дня его планируемой поездки, все остальная информация будет неактуальной.
  • Субъективность и объективность. Субъективность - это знания, сформированные на основе восприятия их информационной системой. Однако данные этого человека или машины, могут быть недостоверными.
  • Объективность - это достоверные знания, сформированные без влияния на них чьего-то субъективного мнения.

Что означает доступность информации?

Данное свойство - это мера возможности получения необходимых данных. Иными словами, доступность информации - это гарантия того, что пользователь сможет получить ее за приемлемые для него сроки.

На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.

Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.

Доступность информации - это важно и для обычных граждан. Ведь имея возможность получить достоверные данные о погоде, расписании транспортных средств, курсе валют, и т. п., человек намного проще и эффективнее способен распоряжаться своим временем.

Для каких сфер актуально это понятие

Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:

  • Информационная и компьютерная безопасность.
  • Защита данных.
  • Защита компьютерных и информационных систем.
  • ИТ (информационные технологии).
  • Системы данных, функционирующие в определенных корпорациях.

Что является объектом доступности

Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.

Субъект информационных отношений

Узнав, что это - доступность информации, и что является ее объектом, стоит обратить внимание на тех, кто может использовать это ее свойство. Таких пользователей именуют "субъектами информационных отношений".

Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.

Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.

Права доступа

Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.

К ним относятся:

  • Право на ознакомление с доступным знанием.
  • Право на внесение изменений в информацию. Данная возможность, как правило, доступна только владельцам и администраторам систем, в редких случаях ограниченному кругу пользователей.
  • Право на копирование и хранение доступно еще меньшему количеству лиц, особенно, если данные являются объектом чьего-то авторского права или конфиденциальны.
  • Право на уничтожение данных принадлежит их официальному владельцу или уполномоченному администратору.

Угрозы доступности данных

Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.

Представим систему данных в виде обычной классной доски. Роль владельца или администратора выполняет учитель, а весь класс - это пользователи с ограниченными правами доступа.

Пока преподаватель в классе, пользование "системой" доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.

Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.

Как результат, с началом нового занятия "система" будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.

Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.

По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.

К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.

Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:

  • Отказ оператора.
  • Внутренний отказ самой системы данных.
  • Отказ поддерживающей инфраструктуры.

Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.

  • Нежелание работать с системой данных, как следствие необходимости освоения новых возможностей и расхождения между запросами потребителя и доступными свойствами и техническими характеристиками.
  • Неспособность работы системы по причине отсутствия соответствующей подготовки оператора. Как правило, это последствие недостатка общей компьютерной грамотности, неумения интерпретировать диагностические сообщения и т. п.
  • Невозможность работать с системой из-за отсутствия соответствующей технической поддержки (неполная документация, недостаток справочной информации). Обычно это угроза доступности является следствием ошибок не рядовых операторов, а администратора.

Три кита безопасности данных: целостность, конфиденциальность и доступность информации

Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.

Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.

На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.

Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.

Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:

  • доступные лишь для его работников (конфиденциальные);
  • общедоступные.

Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.

Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.

Целостность данных - это их актуальность и непротиворечивость, а также защищенность от разрушения/несанкционированного изменения. Фактически это свойство означает, насколько они сохраняют свою актуальность, адекватность, полноту и достоверность.

Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.

К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.

Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.

Методы, гарантирующие доступность

Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.

  • Создания систем бесперебойного питания, благодаря чему пользователь всегда имеет возможность корректно закончить работу и не потерять данные.
  • Резервирование и дублирование мощностей.
  • Планы непрерывности бизнес-процессов.

Принят
на двадцать третьем пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 23-14
от 17 апреля 2004 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О праве на доступ к информации

Целью настоящего Закона является создание правовых условий для реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.

Глава I. Общие положения

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Право на доступ к информации - право каждого гражданина свободно осуществлять поиск информации и получать ее от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления (далее - органов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.

Документ - информация, зафиксированная в письменной, аудиовизуальной, акустической, электронной, оптической или любой иной форме, пригодной для непосредственного восприятия, с реквизитами. установленными для данной формы документа.

Официальный документ - документ, созданный органом, организацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удостоверенный в установленном порядке.

Информация ограниченного доступа - информация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них, независимо от формы их представления.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется:

- на государственные органы и организации, органы местного самоуправления (органы и организации), их должностных лиц, предоставляющих информацию;

- на лиц (физических и юридических), получающих информацию, имеющих право на доступ к информации и обратившихся за ней в установленном порядке.

2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с доступом к информации, содержащейся в официальных документах и не отнесенной к категории информации ограниченного доступа.

Законами государства и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами могут устанавливаться конкретные виды информации, подлежащие обязательному предоставлению лицам, запрашивающим информацию, а также особенности и условия доступа к отдельным видам информации.

3. Порядок доступа государственных органов и организаций к информации, находящейся в ведении других государственных органов и организаций, устанавливается иными актами национального законодательства.

4. Проекты законодательных актов государства предоставляются для ознакомления заинтересованных лиц.

Порядок ознакомления с названными документами устанавливается государственными органами законодательной власти, местными органами законодательной (представительной) власти.

Решение об ознакомлении с проектами иных официальных документов или доведении их до всеобщего сведения принимают органы или организации, разрабатывающие эти проекты.

Статья 3. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов, к категории информации ограниченного доступа.

2. Ограничение доступа к информации не допускается в отношении:

- законов, иных нормативно-правовых актов, которые в соответствии с национальным законодательством подлежат обязательному опубликованию;

- информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозов: экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

- информации о размерах золотого запаса и валютных резервах государства;

- информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

- информации о состоянии здоровья лиц, отнесенных национальным законодательством к категории высших должностных лиц государства;

- информации о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц;

- информации о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- информации об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения;

- информации о состоянии борьбы с преступностью.

Статья 4. Основные принципы обеспечения права на доступ к информации

1. Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

- доступность и открытость информации;

- достоверность и полнота информации;

- своевременность предоставления информации;

- защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;

- ответственность за нарушение права на доступ к информации;

- соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц;

- установление ограничения права на доступ к информации законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, поддержания авторитета и беспристрастности правосудия, охраны нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

2. Порядок установления режима ограниченного доступа к информации определяется законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Глава II. Порядок реализации права на доступ к информации

Порядок реализации права на доступ к информации

Статья 5. Способы реализации права на доступ к информации

1. Доступ к информации обеспечивается:

- обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

- сообщением информации для всеобщего сведения;

- удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

2. Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

3. Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

4. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

- ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

- получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

- получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

- получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

- получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

5. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных.

Статья 6. Организация доступа к информации

1. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

2. Функция по обеспечению информацией лиц, запрашивающих информацию, должна быть зафиксирована в положении о соответствующем органе или организации, в процессе деятельности которых создается указанная информация.

Права, обязанности, ответственность специализированных служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятельность по реализации данной функции, устанавливаются положениями об этих службах и подразделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

3. Для реализации функций по обеспечению доступа к информации по усмотрению органа или организации, создающих данную информацию, могут быть привлечены на договорных условиях организации, осуществляющие на законных основаниях деятельность по предоставлению информационных услуг.

Реквизиты этих организаций (название организации, почтовый адрес, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты, сетевой адрес; далее - реквизиты организаций) должны быть доведены до сведения лиц, обратившихся за получением информации.

4. Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.

Названные правила должны содержать наименование и режим работы соответствующих организаций, служб, подразделений или должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению доступа к информации; категории предоставляемой информации, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядок оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Статья 7. Организация доступа к информации в автоматизированных информационных системах органов и организаций

1. Для обеспечения права на доступ к информации из автоматизированных информационных систем органов и организаций эти органы и организации:

- подключают названные системы к сети связи общего пользования и размещают информацию на официальном сервере органа (органов) или организации (организаций) для неограниченного доступа граждан, органов и организаций, подключенных к данной сети;

- создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легко доступных для граждан, органов и организаций (в помещениях органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и в других местах, определенных законодательством);

- выделяют адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети связи общего пользования;

- несут ответственность за содержание, достоверность и полноту информации, размещаемой на официальном сервере.

2. В случае предоставления информации в электронном виде ее достоверность подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом в порядке, установленном законодательством. В документах, созданных с помощью компьютера и передаваемых по телекоммуникационным каналам, обязательно указание всех реквизитов, установленных для данных документов.

Статья 8. Права и обязанности лица, запрашивающего информацию

1. Лицо, запрашивающее информацию, имеет право:

- избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Законом;

- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, если такое обоснование не требуется для уточнения содержания запроса и если иное не установлено законом;

- требовать письменного ответа;

- обжаловать в установленном порядке действия органов и организаций, их должностных лиц, нарушивших право на доступ к информации и установленный порядок его реализации.

2. Лицо, запрашивающее информацию, обязано соблюдать порядок и условия доступа к информации, предусмотренные настоящим Законом, другими издаваемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Статья 9. Обязанности органов и организаций, их должностных лиц по обеспечению доступа к информации

1. Органы и организации, их должностные лица обязаны:

- создать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации;

- в течение установленного срока хранить официальные документы, содержащие информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с данным Законом;

- обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков и условий ее предоставления;

- соблюдать установленный законодательством порядок опубликования официальных документов, издаваемых в виде нормативно-правовых актов;

- в течение установленного срока хранить принятые ими акты, документы, определяющие их правовой статус, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, а также иные официальные документы.

Органы и организации, их должностные лица несут ответственность за нарушение установленного настоящим Законом и другими актами права на доступ к информации.

2. В случае если предоставленная информация содержит неточные или неполные сведения, орган или организация обязаны по мотивированному письменному заявлению лица, запросившего информацию, в возможно короткий срок, но не позднее семи рабочих дней после дня получения заявления, уточнить или дополнить предоставленную информацию.

3. Органы и организации ведут реестры официальных документов, которые они обязаны доводить до всеобщего сведения и предоставлять по запросам.

Реестр должен содержать наименование, дату принятия, номер каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган или организация, ведущие реестр, могут устанавливать другие обязательные требования к данному реестру.

Статья 10. Запрос на получение информации

1. Запрос адресуется органу, организации или должностному лицу, которые, по мнению обратившегося с запросом лица, обладают необходимой ему информацией.

2. Запрос на получение информации должен содержать, по возможности, наименование запрашиваемого документа, его реквизиты или иные характеристики запрашиваемой информации, необходимые и достаточные для ее поиска.

В запросе указываются фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его почтовый адрес, номер телефона или факса, адрес электронной почты для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать календарных дней после дня получения запроса.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением в течение семи рабочих дней после получения запроса направляется письменное уведомление об отсрочке ответа. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки и срок предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцати календарных дней сверх установленного настоящим Законом срока для ответа.

2. Если орган или организация, получившие запрос, не обладают запрашиваемой информацией, то не позднее чем в семидневный срок они обязаны сообщить об этом лицу, запросившему информацию, а также, по возможности, предоставить ему реквизиты органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать реквизиты органа или организации, куда направлен указанный запрос.

3. В том случае если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации.

4. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

5. Предоставление информации в устной форме взамен требуемой письменной не допускается без согласования с лицом, запрашивающим информацию. При этом должны быть указаны причины представления информации в данной форме.

6. Представление справки по запрашиваемому документу или выдержек из него допустимо в случае, если такая справка или выдержки содержат исчерпывающую информацию по запросу, а также в случае необходимости обеспечения установленных режимов ограниченного доступа к информации.

7. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат обязательной регистрации по месту получения этих запросов.

Статья 12. Отказ в предоставлении информации

1. За исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных интересов, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:

- составляющие государственную или служебную тайну;

- о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими законами;

- об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-разыскной и следственной деятельности;

- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

- доступ к которым ограничен другими законами.

Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.

2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.

3. Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:

- не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона;

- неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;

- орган или организация не располагает запрашиваемой информацией.

4. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

5. Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 13. Порядок возмещения расходов на предоставление информации

1. На безвозмездной основе предоставляется информация:

- непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;

- уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона;

- содержащаяся в правилах, названных в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;

- о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию.

2. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, лица, официально признанные безработными) в соответствии с законодательством при наличии соответствующих удостоверяющих документов.

Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению органов и организаций, предоставляющих эту информацию.

3. За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимость услуг, связанных с ее предоставлением.

Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается правилами, названными в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона.

4. Порядок возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается правительством государства.

Глава III. Защита права на информацию и ответственность за нарушение настоящего Закона

Защита права на информацию и ответственность за
нарушение настоящего Закона

Статья 14. Защита права на доступ к информации

1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредоставление в течение установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного настоящим Законом, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суде.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на доступ к информации, может быть обжаловано уполномоченному по правам человека.

2. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную, неполную информацию или получившие ее несвоевременно, имеют право на компенсацию понесенного морального вреда в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении Закона о праве на доступ к информации, несут ответственность, установленную законодательством.


Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 34, 2004 год

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1. Обязательное доведение.

2. Свободный доступ.

3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.

4. Предоставление информации по запросу физических лиц.

Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.

Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,

здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Свободный доступ - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Различаются четыре основных вида отношений, которые могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа:

Лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;

Государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);

Физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);

Юридических лиц по отношению к физическим лицам.

Например, при запросе лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может.

Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с государственным видом собственности, в которых может иметь место коммерческая тайна.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной службе», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лык в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим объемом хранения и использования информации, в т. ч. ограниченного доступа, в электронном виде все чаще применяется понятие «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и т. д.).

возможность получения информации и ее использования.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).

В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).

В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Доступность информации - состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовывать их беспрепятственно. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов .

Область использования

Понятие «доступность объекта» (англ. availability ) используется в контексте терминологии информационной безопасности (объектом может быть информация, документы, ресурсы автоматизированной системы). В частности, свойство доступность информации (ресурсов автоматизированной системы) - является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта.

Обычно свойство доступности требуется наряду с конфиденциальностью (confidentiality ) и целостностью (integrity ). Иногда к списку необходимых свойств информационной безопасности объекта добавляют неотказуемость (non-repudiation ), подотчётность (accountability ), аутентичность или подлинность (authenticity ), достоверность (reliability ).

Определения понятия

Доступность (документа) - свойство документа, состоящее в том, что форма представления документа обеспечивает физическую возможность измерения заданных параметров этого представления документа (содержания, атрибутов, технологии) заданными средствами в заданных точках за конечное время.

Доступ (в автоматизированной информационной системе) (англ. access ) - получение возможности ознакомления с информацией, её обработки и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы автоматизированной информационной системы с использованием программных и (или) технических средств.
Примечание. Доступ осуществляется субъектами доступа, к которым относятся лица, а также логические и физические объекты.

Использование термина

Термин используется в следующих областях знаний: информационная безопасность , компьютерная безопасность , защита информации , защита компьютерных сетей и информационных систем , информационные технологии , корпоративные информационные системы .

Реализация содержания

Методы и способы реализации требований, изложенных в определении термина, подробно описываются в рамках единой схемы обеспечения информационной безопасности объекта (защиты информации).

Основными методами обеспечения доступности информации (данных) при хранении в автоматизированных системах являются:

См. также

Напишите отзыв о статье "Доступность информации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Доступность информации

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.


Top