Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилье А. Обеспечен жильём по установленным нормам по месту службы

Правоотношения, связанные с реализацией права военнослужащих на жилье, закреплены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».Эта норма определяет формы и порядок жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), в зависимости от продолжительности службы и их категорий.Закон предусматривает три основные формы: предоставление денежных средств (субсидии) на строительство или приобретение жилых помещений; предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма, выделение служебного жилья.Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют названное право посредством двух первых форм.Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.В случае отсутствия служебных квартир (комнат) командование арендует жилье для подчиненных либо выплачивает денежную компенсацию за его поднаем в соответствии с порядком и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.На первые пять лет службы за указанными категориями граждан сохраняются право на ранее занимаемое жилое помещение и сохранение очередности на улучшение жилищных условий по месту жительства до службы. По истечении 20 лет военной службы (при увольнении через 10 лет по состоянию здоровья, достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями) названные военнослужащие приобретают право на получение субсидии либо квартиры (в собственность или по договору социального найма) по избранному месту жительства.При наличии у военнослужащих в собственности квартир (жилых домов), независимо от места их нахождения, им на период службы предоставляются исключительно служебные жилые помещения. Однако в случае несоответствия площадей таких квартир (домов) установленным нормам, военнослужащим предоставляются жилые помещения в дополнение к имеющимся в пределах норматива жилищного обеспечения. Помимо указанного, военнослужащие вправе вступать в жилищные строительные кооперативы, получать земельные участки под индивидуальное строительство.Военнослужащие по контракту из числа иностранных граждан на должностях рядового и сержантского состава на весь период службы обеспечиваются помещениями в общежитиях.В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.Такое право имеют выпускники военных учебных заведений, окончившие их позже 1 января 2005 года (окончившие такие заведения в период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года и получившие первое офицерское звание во время учебы); офицеры, призванные на службу из запаса после 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, имеющие на 1 января 2005 года военную выслугу не менее трех лет; военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие второй контракт о прохождении службы; граждане, получившие первое офицерское звание в связи с назначением на воинскую должность, а также окончившие курсы подготовки младших офицеров после 1 января 2005 года.При этом каждый участник накопительно-ипотечной системы приобретает право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа не менее чем через три года его участия в данной системе.Заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Павел Кочетов

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. Вторые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, поэтому у них есть некоторые ограничения в части получения жилищной субсидии.

Тема сегодняшней статьи – получение жилищной субсидии военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Их права регламентируются абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Развернуть: Абзац 3 части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Внимание! По состоянию на день публикации!

[свернуть]

Указанные положения условно делят военнослужащих на тех, кто продолжает проходить военную службу, и на тех, кто подлежит увольнению.

Жилищная субсидия для тех, кто продолжает проходить военную службу, предоставляется при одном единственном условии – военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения (решениями Региональных управлений жилищного обеспечения – в МО РФ, и решениями жилищных (жилищно-бытовых) комиссий в других «силовых» министерствах). При этом жилищные субсидии предоставляются «по месту прохождения военной службы».

По мнению жилищных органов и частично – по сложившейся судебной практике, жилищная субсидия может предоставляться либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному месту жительства. Военнослужащих принуждают в заявлении о предоставлении жилищной субсидии указывать избранное место жительства. Автор считает это полным абсурдом , и этому абсурду будет посвящена отдельная публикация. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий , мы будем следовать этому толкованию закона.

Условия получения Жилищной субсидии для тех, кто увольняется с военной службы, заключаются в следующем:

  • признание нуждающимся в получении жилого помещения жилищными органами;
  • увольнении с военной службы по так называемым льготным основаниям: достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении!).
    При этом военнослужащий имеет право на получение жилищной субсидии «по избранному месту жительства».


Эту статью прочитали: 7 069 визитов сегодня: 1

Предисловие

Частенько поступают письма примерно такого содержания.

"Здравствуйте, Сергей.

Случайно попал на Ваш сайт. У меня тоже проблема. И я почему-то уверен, что в нашем государстве ее нужно будет решать через суд. Суть такова.

От сертификата я уже отказался как от ненужной затеи. Хочу получить квартиру, как это делали наши предшественники в старые добрые времена, но конечно уже не от муниципалов, а от МинОбороны, по ФЗ "О статусе.." ст. 15, п. 14 (по пределу по избранному месту жительства для постоянного проживания). Механизмы совершенно не отработаны на эту тему (Постановление 1054 уже не действует), так что придется помучаться.

Жильем по месту службы обеспечен и это затрудняет мое положение, т.к. все нынешнее животрепещущее законодательство для нуждающихся.

Если сможете помочь советом, а именно: как писать рапорт перед увольнением по предельному возрасту (что конкретно в нем указать, например, оставить в списках части до получения жилья или что-то еще); что делать если откажут или будут тянуть с этим вопросом; может есть какие примеры из судебной практики... и т.д.

Прошу прощение за поверхностность изъяснения, т.к. не уверен, что Вы еще занимаетесь помощью. Если будет контакт с удовольствием продолжу основательно. Заранее благодарю".

Разбор полётов

Для начала "обратимся к первоисточникам". Буду приводить основные нормы по рассматриваемой проблеме и по ходу комментировать (цветом выделены ключевые моменты).

Абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих":

"... военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях ".

Выводы

1. Ставшие контрактниками до 1998 года через пять лет службы могут получить жильё по социальному найму, и таким образом при увольнении они будут считаться обеспеченными жильём. Если, конечно, оно соответствует нормам. ...А могут и не получить; в таком случае в период службы они обеспечиваются жильём в общем порядке: общежитие, служебное, поднаём, бомжевание...

2. Если военнослужащему, заключившему контракт до 1998 года, в период военной службы жильё по соцнайму не предоставлено, его могут – в зависимости от благополучного расклада звёзд – предоставить при увольнении. , только соцнайм.

На всякий случай обращаю внимание: нигде в законе не сказано, что ставшие контрактниками до 1998 года имеют безусловное право на жильё при увольнении, даже если прослужили 10 и более лет. Просто есть ещё такие, кто уверен в обратном. У данной категории военнослужащих право на жильё возникает только при увольнении по "льготной формуле": 10 лет выслуги + одно из трёх оснований (ОШМ / болезнь / пердельный возраст:). Даже выслуга 20 и более лет не имеет никакого значения: не имеешь одно из оснований, – жильё при увольнении не положено. Т.е. при выслуге 20 лет и более, увольняясь не по "льготной формуле", военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года, не имеет права на жилое помещение. Такие дела. (Можете доказать обратное?). Другой вопрос, что в жизни такое почти не встречается, но тем не менее...

"Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации".

Здесь обязательно надо отметить, что данная норма появилась в законе лишь в 1998 году, при выходе его в новой редакции, с введением такой категории военнослужащих, как "обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" (см. ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года – там такой категории нет).

Выводы

1. Заключившим контракт после 01.01.98 жильё может быть предоставлено только в собственность. Этой льготы нет у военнослужащих, заключивших контракт до 01.01.98 г. (кроме случаев получения жилья через ГЖС).

2. Военнослужащий (по совокупности нормы ст. 23 и указанной здесь – независимо от времени заключения контракта, до или после 01.01.98) имеет право при увольнении получить жильё в том населённом пункте, в котором захочет. В любом. Главное здесь – увольняться по "льготной формуле".

3. Интереснейший момент, о котором сегодня никто не задумывается: если увольняемым с военной службы по трём льготным основаниям предоставляют жильё в собственность лишь в самый момент увольнения , то лицам с 20 "календарями" жильё в собственность обязаны предоставить прямо в период службы. Причём в любом избранном населённом пункте! Круто!!!

(В третьем выводе – розыгрыш: таких военнослужащих не существует в природе; живьём на них можно будет взглянуть лишь в январе 2018 года (либо раньше на то количество лет, сколько прослужил до заключения контракта). По смыслу данной нормы под лицами "обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" понимаются именно те, кто заключил контракт начиная с 01.01.98. Кто повёлся? – признавайтесь:).

Следующее. Абз. 1 п. 2 ст. 15:

"Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти".

П. 14 ст. 15:

"Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства".

Выводы

1. Квартирное довольствие как в период, так и при увольнении с военной службы, возложено исключительно на Минобороны, в т.ч. и при перемене места жительства. Так что жильё в любом случае можно будет получить только через свою в/ч.

2. Сначала уполномоченным органом решается вопрос о предоставлении жилья, затем, при оформлении документов на его получение, – снятие с регистрации и сдача жилья по прежнему месту жительства. Напоминаю, что под моментом получения жилого помещения сегодня подразумевается заключение договора социального найма жилого помещения, в то время как по старому ЖК считалась выдача ордера.

Особое мнение

Сертификат – действительно – затея не из лучших. Тем не менее, на периферии берут даже их, потому что уверены, что ничего другого в ближайшие годы не светит. Поступают по известной поговорке: лучше синица в руках, чем утка... т.е., чем журавль в небе. Это городские зажрались: им только в натуре подавай, и только в Арбатском военном округе:). (Порядок получения и реализации ГЖС определён соответствующим постановлением Правительства РФ. Разговор по этому вопросу будет вынесен в отдельную тему). Главное здесь помнить, что участие в программе ГЖС – исключительно добровольное.

"Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более".

Абз. 2 п. 1 ст. 23:

"Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".

Выводы

1. Если военнослужащий согласен уволиться с последующим обеспечением его жильём (такое тоже бывает, – мало ли, у кого какие обстоятельства), то из списков очередников на квартиру его не исключат, если он сам об этом специально не попросит. Т.е. по умолчанию командование обязано оставить военнослужащего в очереди, соответственно, в рапорте об этом указывать не обязательно. По закону. А в жизни – требуют. Так что, лучше написать, – до военных без рапорта плохо доходит... :)

Если военнослужащий согласен исключиться не только из списков части, но из списка очередников, то жилья он уже вообще не получит (потому что целиком и полностью соглашается в том, что ему ничего не нужно).

2. Если военнослужащий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его нельзя уволить (исключить из списков части), если он сам об этом специально не попросит.

Особое мнение

При наличии жилья по месту службы по установленным нормам, военнослужащего беспрепятственно увольняют с военной службы, независимо от желания получить таковое по другому избранному месту жительства. В законе нигде не сказано, что если захочется получить жильё в другом населённом пункте, то при этом автоматически считаешься нуждающимся в улучшении жилищных условий. Единственной нормой, однозначно регулирующей данный вопрос, является вышеуказанная (абз. 2 п. 1 ст. 23), а она говорит об обратном: только в случае, если признан нуждающимся. С другой стороны в похожих по содержанию нормах (все приведены выше) есть небольшие "зацепки", позволяющие предположить наличие права на получение жилья по новому избранному месту жительства, даже независимо от того, что уже обеспечен по установленным нормам по месту службы.

Именно по этой проблеме – получение жилья в новом избранном месте жительства – "работали" постановление Правительства 1998 года № 1054, а также ФЗ "О статусе" в прежней редакции, которыми органам местного самоуправления было предписано ставить на учёт нуждающихся военнослужащих из других населённых пунктов. Данное постановление на сегодняшний день фактически не работает (в связи с соответствующими изменениями ФЗ "О статусе", т.к. было издано в его развитие), хотя и не отменено.

Особое мнение

Здесь же надо сказать, что даже жилищники и юристы не знают толком (не все, конечно), – положено жильё или нет в случае, если военнослужащий обеспечен по месту службы, но хочет при увольнении получить в новом избранном. Сюда же относятся и ситуации, когда необеспеченный жильём военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.98, с выслугой 20 лет и более, увольняемый не по "льготной формуле", хочет получить жильё. И это тот самый случай, когда можно со всей силы "тянуть одеяло на себя", не стесняясь и грубо работая локтями. Особо помогает здесь тупоголовость и боязливость кадровиков, реально занимающихся вопросами увольнения. Если они не уверены в своей правоте, даже несмотря на положительное мнение юристов, то будут откладывать дату увольнения до бесконечности.

Примеры для закрепления

А. Обеспечен жильём по установленным нормам по месту службы

Дата заключения контракта не имеет значения. Увольнение по "льготной формуле", либо при выслуге 20 и более лет. Под предлогом желания получить жильё в другом населённом пункте можно попытаться остаться в списках части, либо в списках очередников. Со всеми вытекающими...

Будем говорить так: это не совсем логично, но почти законно. Не логично, – потому что по жилищному законодательству обеспечиваются лишь нуждающиеся, признанные таковыми. Законно, – потому что имеется теоретическое право на перемену места жительства при увольнении. Вот ключевые моменты данного вопроса.

Б. Жильём не обеспечен, признан нуждающимся, состоишь в очереди

Контракт после 01.01.98

1. Выслуга менее 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди при воинской части не положено.

2. Выслуга 20 лет и более. Положено жильё в собственность в любом населённом пункте независимо от места службы и от того будешь ли дальше служить или увольняться (по месту службы всё равно обязаны обеспечить хотя бы служебным). Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

3. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё в собственность. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Контракт до 01.01.98

4. Выслуга менее 10 лет. Увольнение по любому основанию. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

5. Выслуга от 10 до 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

6. Выслуга 20 лет и более. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, но можно остаться в очереди при воинской части.

7. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё по социальному найму. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Если есть, что сказать – в комментариях. Вопросы и обсуждение – .

КонсультантПлюс: примечание.

О предоставлении жилья членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, см. п. 3.1 ст. 24 настоящего закона.

Статья 15. Право на жилище

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1

(см. текст в предыдущей редакции)

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

(см. текст в предыдущей редакции)

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

(см. текст в предыдущей редакции)

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

(см. текст в предыдущей редакции)

Жилого помещения в собственность бесплатно;

Жилого помещения по договору социального найма;

Единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.

4. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

6. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов .

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах , которые определяются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Top