Все международные договоры российской федерации. Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам. Раздел i. общие положения

Международные договоры РФ, как закреплено в ст. 15 Конституции РФ, включены в российскую нормативно-правовую систему.

Действие международных договоров РФ и применение содержащихся в них правовых норм на территории РФ допускается при определенных условиях;

· в российскую нормативно-правовую систему включаются те международные договоры, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность их для нее путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора, утверждения договора, принятие договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. (ст. 6 федерального закона от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ») ;

· решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти РФ в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, федеральными законами.

Международные договоры подразделяются на собственно международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации; межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ; межведомственные договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.

Субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участке в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Они с согласия Правительства РФ могут осуществлять указанные выше связи и с органами государственной власти иностранных государств. (Ст. 1 федерального закона от 14 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации») .

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы и содержания не являются международными договорами.

Положения международных договоров РФ могут иметь прямое действие, когда не требуется для их применения принятия нормативных правовых актов. В остальных случаях необходимо принятие специальных нормативных правовых актов.

При коллизии между международным договором РФ и законодательством РФ применяются правила международного договора. В системе международных договоров следует выделить особый вид – международные экологические договоры.

Международные экологические договоры могут быть многосторонними и двухсторонними, универсальными и региональными; комплексными и специализированными.

В настоящее время Российская Федерация участвует во многих международных договорах, имеющих экологическое значение. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. . Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов массового уничтожения 1971 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением , Венская конвенция об охране озонового слоя , Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция ООН по морскому праву, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные дела , Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами , Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду , Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов .

Вопросы для самоконтроля.

2.1. Экологическое законодательство: понятие, система.

2.2. Соотношение полномочий Российской Федерации субъектов РФ по правовому регулированию Экономических отношений.

2.3. Природоресурсовые кодексы и иные кодификационные федеральные законы.

2.4. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств.

2.5. Соотношение кодификационных федеральных законов и подзаконных нормативных актов.

2.6. Нормативные правовые акты субъектов РФ (на примере Пермского края).

2.7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

2.8. Нормотворческие полномочия субъектов экологических отношений.

2.9. Судебные акты в системе правового регулирования экологических отношений.

2.10. Международно-правовое регулирование экологических отношений.

Еще по теме 2.8. Международные договоры Российской Федерации:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с нормами международного права и международных договоров.
  2. 1.2. Гармонизация действующего законодательства Российской Федерации в области интеллектуальной собственности с международными договорами

Согласно Закону о техническом регулировании одной из форм принятия технического регламента является «международный договор Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (ст. 2).

В общем случае международный договор Российской Федерации представляет собой «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2 Закона о международных договорах Российской Федерации). Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) объявила международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права составной частью национальной правовой системы, поясняя при этом, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Этот принцип распространяется и на законодательство о техническом регулировании. Однако данный приоритет не является абсолютным - согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ любые международные договоры РФ, не соответствующие Конституции РФ, «не подлежат введению в действие и применению».

Международные договоры заключаются на разных уровнях, что позволяет классифицировать их следующим образом:

  • - межгосударственные договоры (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);
  • - межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ);
  • - межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

Наиболее важная, решающая, стадия заключения международного договора, с которой непосредственно связано вступление его в силу, состоит в выражении согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Среди возможных механизмов выражения согласия российского государства на обязательность для него соответствующих договоров Закон о техническом регулировании особо выделяет механизм ратификации. Ратификация международного договора осуществляется верховными органами государственной власти и в связи с этим представляет собой особо авторитетный способ выражения согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. «Только ратификация международного договора РФ, - отмечает М.Н. Марченко, - осуществляемая высшим законодательным органом страны в форме принятия специального закона и означающая, что государство в целом, как таковое, а не какой- либо отдельный его орган, берет на себя обязательство по строгому выполнению требований, составляющих содержание договорных норм, придает данному международному договорному акту, одной из сторон которого является Россия, юридическую силу Федерального закона и наделяет его, во исполнение соответствующего конституционного положения, свойствами приоритета по отношению к другим законам» . Поэтому международный договор, которым может быть принят технический регламент (в том числе договор с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежит ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Можно также предположить, что на практике существуют и иные, не упомянутые в Законе о техническом регулировании формы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее технических регламентов, принятых в форме международного договора. Так, Соглашением ВТО по ТБТ (ст. 5) предусматривается возможность признания международных и национальных технических регламентов третьих стран эквивалентными национальным (государственным) техническим регламентам стран - участниц этого Соглашения. Проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников Содружества Независимых Государств, одобренный Экономическим советом СНГ 23 мая 2005 г. в Москве , предусматривает такую процедуру, как присоединение к межгосударственной модели технического регламента . Подобный способ выражения согласия применяется в целях обеспечения возможности государствам, которые с самого начала не принимали участия в переговорах и не являлись участниками международного договора, присоединиться к этому договору. Предоставление данной возможности базируется прежде всего на принципах суверенного равенства и независимости всех государств.

Что касается юридической силы международных договоров, то тут мнения разделились. Одни исследователи полагают, что вне зависимости от уровня, на котором они были заключены, международные договоры обладают равной юридической силой, поскольку в любом случае они создают международные обязательства и права не в отношении правительства или иного органа государственной власти, а в отношении всего государства. Ведь именно государство -

Российская Федерация - несет ответственность за их исполнение. Именно оно выступает в качестве субъекта международного права, тогда как его органы в отдельности международной правосубъектностью не обладают. Государство может существовать, действовать, реализовывать свою договорную правоспособность только через свои органы. Поэтому государственная воля, выражаемая в международном договоре, внешне выступает как воля государственных органов, но тем не менее она является государственной волей, волей государства в целом. Поэтому независимо от того, какой орган государства заключил международный договор, субъектом международного договора будет государство в целом. А значит, никакой иерархии в международных договорах нет и быть не может.

По мнению иных ученых , юридическая сила международных договоров существенным образом различается в зависимости от того, какой именно орган государственной власти Российской Федерации заключал соответствующий договор от имени Российской Федерации. Анализируя нормы Конституции РФ, в первую очередь ч. 4 ст. 15, а также нормы законодательства Российской Федерации о международных договорах, специалисты, признающие иерархический характер системы международных договоров Российской Федерации, констатируют, что Конституция РФ определяет роль и место в правовой системе Российской Федерации лишь одной категории международных договоров - договоров, устанавливающих иные правила, чем в российских законах, согласие на обязательность которых выражено в форме федерального закона. Такие международные договоры (межгосударственные, межправительственные и, гипотетически, межведомственные) имеют приоритет перед законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не перед законодательными актами субъектов РФ в пределах их исключительного ведения.

Что касается международных договоров, согласие на обязательность которых выражено не в форме федерального закона, то межгосударственные договоры обладают преимуществом перед подзаконными нормативными правовыми актами, а также законами субъектов РФ (за исключением законов субъектов РФ, принятых вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения

Российской Федерации и субъектов РФ), а межправительственные - перед нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Межведомственные договоры имеют приоритет перед актами соответствующего и нижестоящего уровня в пределах компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти. Во всех иных случаях, по мнению этих специалистов, международные договоры не имеют преимущества, т.е. национальные нормативные правовые акты преобладают над ним, в частности федеральный закон - над межгосударственным или межправительственным договором, согласие на обязательность которого выражено не в форме федерального закона; федеральный закон, указ Президента РФ или постановление Правительства РФ - над межведомственным договором.

Насколько данные представления применимы к техническим регламентам, принятым в форме международного договора, сказать сложно, поскольку в настоящее время такие технические регламенты отсутствуют.

В целом, рассматривая международный договор Российской Федерации как одну из форм принятия технических регламентов, необходимо подчеркнуть согласительный характер договора, добровольность его заключения и направленность на достижение приемлемого для всех стран - участниц договора консенсуса интересов. Таким образом, принятие технического регламента международным договором означает принятие соответствующих международных обязательств, вытекающих из договоров, а сам договор может расцениваться как правообразующий, т.е. «предусматривающий новые общие нормы будущего международного поведения или же подтверждающий, определяющий или отменяющий существующие обычные или конвенционные нормы общего характера» 1 .

В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»

Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них содержит общие правила поведения вступает как результат согласования воль субъектов - участников того или иного договора.

В ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства, рассматриваются как составная часть национальной правовой системы.

Примером международно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому «объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина».

Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации.

Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международно-правовых норм. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером.

На основе анализа положения Конституции РФ о том, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, «решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона».

Соотношение норм международного права и международных договоров России наряду с ч.4 ст.15 Конституции закрепляется в п.»б» ст.86, п.»г» ст.106, ч.6 ст.125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации».

Российское законодательство в ст.6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему:

а) согласие Российской Федерации на обязательность для нее

международного договора;

  • б) подписание международного договора;
  • в) обмен документами, образующими договор;
  • г) ратификация;
  • д) утверждение;
  • е) принятие;
  • ж) присоединение;
  • з) иные способы выражения согласия по договоренности сторон.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» впервые в отечественном праве закрепляет положение, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ).


Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе "О международных договорах Российской Федерации" (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права - отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.

Так, при образовании единой Германии в 1990 г. ФРГ признала правопреемство по всем договорам между СССР и ГДР, которые отвечали интересам объединенной Германии и СССР. При образовании на территории Югославии ряда независимых государств новые государства признали себя правопреемниками в отношении основной массы договоров между Югославией и СССР. Это было сделано, например, при инвентаризации договорно-правовой базы российско-словенских и российско-хорватских отношений, аналогичный процесс идет в отношениях России с Боснией и Македонией. Иначе обстоит дело с Гонконгом, перешедшим с 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР: поскольку Гонконг был колониальным владением Великобритании, все договоры, заключенные ею в отношении этой территории, утратили силу.

Понятие "правопреемник" в отношении России после распада СССР не вписывалось в систему международных правоотношений, которые затрагивали важнейшие проблемы, в том числе проблемы безопасности и сокращения вооружений. Правопреемство не решило бы вопрос об участии России в ООН, в частности, в Совете Безопасности в качестве постоянного члена, т.к. правопреемство не распространяется на членство в международных организациях. 13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Закон о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется путем подписания. Это объясняется тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев подписанные Россией договоры предусматривают вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится на одобрение Правительства. Утверждение договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся в российской практике утверждение договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон делает из этого исключение для предложений о заключении межгосударственных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания партнеров по переговорам, Закон допускает представление предложений о заключении таких договоров Правительству.

Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом - в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством - в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Закон допускает два исключения: во-первых, Президент вправе принимать решения о проведении переговоров и о подписании договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью; во-вторых Президентом принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, если договор затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Президента. Эти исключения обусловлены тем, что Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Следует однако подчеркнуть, что в данном случае речь идет об отсутствии необходимости предъявлять специальный документ, подтверждающий право данного лица вести переговоры и подписывать договорные акты. При этом остаются в силе требования Закона, касающиеся принятия решений о проведении переговоров и подписания международных договоров России.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации. Если договор применяется временно, это указывается в тексте самого договора. В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России. Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике "Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН". Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Самым важным элементом в международных договорных отношениях является выполнение договоров. "Международные договоры Российской Федерации, - говорится в Законе, - подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации" (ст. 31). На первом месте здесь стоят положения самого договора, т.к. обязательства по такому документу конкретизируются его участниками. Должны также приниматься во внимание другие имеющие отношение к договору нормы международного права. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.

Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД. В случае нарушения обязательств по договору другими его участниками Президенту или в Правительство России (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся регулируемые договором вопросы) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями договора.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.

Согласно Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для России. В этом смысле принципиально неправильно использование в договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами международного права в отличие от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Исключением из этого правила является положение о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение о прекращении или приостановлении действия международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством.

В случаях, требующих принятия безотлагательных мер, Президент, играя особую роль в осуществлении руководства внешней политикой страны, может приостановить действие международного договора, решение на обязательность которого для России принималось в форме федерального закона. Это может быть сделано в форме федерального закона. Если Государственная Дума отклоняет проект такого закона, действие договора незамедлительно возобновляется.

В Законе особо оговаривается порядок принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Россия является продолжателем СССР. Такие решения органы власти России принимают в соответствии с их компетенцией, которая может не совпадать с компетенцией государственных органов бывшего СССР. При этом прекращение или приостановление действия договора между Россией и какой-либо страной не предрешает вопроса о сохранении в силе соответствующего договора между этой страной и другими государствами-бывшими республиками СССР.

Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.

Основу правил Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", раскрывающих понятие международного договора РФ, составляют нормы Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Конституцией РФ, как уже было отмечено, предусмотрено: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Включение в силу конституционного положения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в состав ее правовой системы позволяет считать отпавшими основания для утверждения (согласно известной доктрине трансформации) о приобретении международно-правовой нормой юридической силы во внутригосударственной сфере лишь в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ правило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ранее – союзных) нормативных актах применительно к определяемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших конституционных норм не включалось. Норма о приоритете применения международного договора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), ГК РФ (ст. 7), СК РФ (ст. 6), иных федеральных законах.

Разъяснения по вопросам применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ приводятся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

В составе международных договоров РФ, выступающих в качестве источников норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Россия продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами. С 24 декабря 1991 г. она продолжает членство бывшего СССР в ООН и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Нота Министерства иностранных дел РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства СССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В связи с этим Министерство просило рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международноправовых гарантий защиты прав и свобод человека служит необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового статуса личности.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.

Таким образом, на сегодня сложилась развернутая система договоров, призванная средствами международного права защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российский парламент ратифицировал Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" содержится заявление о признании обязательности для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда.

Устав СНГ, перечисляя цели Содружества (ст. 2), назвал одной из них обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Главы государств – членов СНГ в сентябре 1993 г. приняли Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1995 г.).

Наряду с международными договорами РФ, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, включающие материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы, предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и отношений в области международного гражданского процесса.

К двусторонним договорам такого рода принадлежат: договоры о торговле, торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и мореплавании, режиме свободной торговли, платежные соглашения; договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; о поощрении и взаимной защите капиталовложений; об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий; о международном автомобильном сообщении, международном железнодорожном сообщении, международном воздушном сообщении, торговом судоходстве; о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов; о сотрудничестве в области социального обеспечения; консульские соглашения; соглашения по вопросам гражданского процесса и др.

Принципиальное значение для совершенствования международного частного права и расширения сферы его действия имеют многосторонние универсальные и региональные международные договоры, унифицирующие материально-правовые и (или) коллизионные нормы. В современных условиях унификация международного частного права на основе международного договора стала важнейшим инструментом преодоления коллизионной проблемы, сближения и гармонизации национальных правовых систем, развития интеграционных процессов, углубления международного сотрудничества.

К многосторонним международным договорам, относимым к источникам международного частного права и международного гражданского процесса, принадлежат (приводимый далее перечень не является исчерпывающим):

  • – Конвенция ООП о договорах международной купли- продажи товаров 1980 г. СССР принял участие в разработке и подписал, но не ратифицировал Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. Не ратифицирована эта Конвенция (как и Протокол к ней 1980 г.) и Российской Федерацией. Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг. в отношении контрактов, заключенных после 31 декабря 1990 г. с партнерами из стран, входивших в СЭВ, практически применяются лишь при наличии на них ссылки в контракте ;
  • – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. (Сеульская конвенция). Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г. (Вашингтонская конвенция) подписана, но не ратифицирована Российской Федерацией;
  • – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (г. Монтего-Бей); Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (г. Афины, 1974 г.) и Протокол 1976 г. к этой Конвенции; Международная конвенция об унификации некоторых правил относительно столкновения судов (г. Брюссель, 1910 г.); Конвенция о кодексе поведения линейных конференций (г. Женева, 1974 г.); Международная конвенция о спасании 1989 г. (г. Лондон); Протокол 1979 г. (г. Брюссель) об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (г. Брюссель, 1952 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (г. Лондон); Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1922 г. (г. Лондон); Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (г. Женева); Протокол 1996 г. (г. Лондон) об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (г. Лондон) в силу не вступила;
  • – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 1929 г.) и Протокол 1955 г. к этой Конвенции (Варшавская конвенция и Гаагский протокол); Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (г. Монреаль, 1999 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (г. Рим, 1952 г.); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ; г. Женева, 1956 г.); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП; г. Женева, 1975 г.); Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ; г. Берн, 1980 г.) и Протокол 1999 г. к этой Конвенции;
  • – Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (г. Женева, 1930 г.); Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (г. Женева, 1930 г.). Советский Союз подписал, по не ратифицировал Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. К настоящему времени Конвенция не набрала необходимого для вступления ее в силу количества ратификаций. Российской Федерацией Конвенция не ратифицирована;
  • – Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 1967 г.); Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., пересмотренная в 1971 г.; Всемирная конвенция об авторском праве (СССР присоединился к Конвенции в редакции 1952 г.; Российская Федерация стала участницей Конвенции, пересмотренной в 1971 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 1971 г.); Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 1961 г.). Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, 1993 г.); Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., ратификация Советским Союзом Стокгольмского акта Парижской конвенции состоялась 19 сентября 1968 г.); Договор о патентной кооперации (г. Вашингтон, 1970 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. (в Стокгольмской редакции 1967 г.) и Протокол 1989 г. к этому Соглашению; Евразийская патентная конвенция (г. Москва, 1994 г.);
  • – Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (г. Гаага, 1980 г.); Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (г. Гаага, 1996 г.);
  • – Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (г. Париж, 1970 г.); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 г.);
  • – Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (г. Москва, 1994 г.); конвенции, разработанные и заключенные в рамках Международной организации труда.

Вопросам международного гражданского процесса посвящены такие многосторонние международные договоры с участием Российской Федерации как: Конвенция по вопросам гражданского процесса (г. Гаага, 1954 г.); Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1970 г.); Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (г. Женева, 1961 г.); Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 1961 г.). Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств – участников Содружества 1998 г.

Источниками международного частного права являются многие региональные многосторонние международные договоры, включая: Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (г. Москва, 1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишкек, 1992 г.); Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 1993 г.); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (г. Киев, 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (г. Ташкент, 1992 г.); Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества

Независимых Государств (г. Киев, 1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 г.); Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях (г. Москва, 1996 г.); Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (г. Астана, 2000 г.); Соглашение о формировании Единого экономического пространства (г. Ялта, 2003 г.).

Некоторые из указанных международных договоров содержат нормы международного гражданского процесса.

7 октября 2002 г. большинство стран СНГ подписали в г. Кишиневе Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, призванную заменить упомянутую выше одноименную Конвенцию 1993 г. (вступила в силу 27 апреля 2004 г.; Россия ее еще не ратицифировала).

Международный договор, заключенный без участия Российской Федерации, нередко входит в иностранную правовую систему, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

Кодекс Бустаманте, являющийся приложением к Конвенции о международном частном праве 1928 г., принадлежит к числу наиболее значительных региональных кодификационных актов в области международного частного права. Принятый в Гаване на организованной Панамериканским союзом шестой международной конференции американских государств, Кодекс был ратифицирован Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гаити, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Сальвадором, Панамой, Перу, Эквадором. В других американских государствах Кодекс применялся судами в силу "разумности и целесообразности".

Подписание странами – членами ЕС Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам 1968 г. (в настоящее время практически утратила силу), Конвенции о взаимном признании торговых товариществ и юридических лиц 1975 г., Конвенции о патенте для стран Общего рынка 1980 г., Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. обозначило роль международного договора в унификации международного частного права и международного гражданского процесса этих стран. В 2008 г. в г. Страсбурге был принят Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (“Рим I”)", вступивший в силу 24 июля 2008 г. "Рим I" применяется с 17 декабря 2009 г. и заменяет между государствами-членами Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. В Европейском Союзе действует также принятый в 2007 г. в г. Страсбурге Регламент № 864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам (“Рим II”)". Регламент применяется с 11 января 2009 г. В отношениях между странами – членам ЕС и странами – членами ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) действует Конвенция о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г. (г. Лугано).

С заключением Амстердамского договора правовое регулирование сотрудничества по гражданским делам осуществляется не Европейским Союзом (разд. IV Договора о Европейском Союзе), а Европейским Сообществом (разд. IV Договора о Европейском Сообществе), т.е., иными словами, оно перенесено из сферы действия международного права в сферу действия права ЕС. Соответственно Советом ЕС 22 декабря 2000 г. был принят Регламент 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, заменивший с некоторыми оговорками в отношениях между странами ЕС Брюссельскую конвенцию. Приняты и другие регламенты.

Достижения в унификации норм международного частного права, осуществляемой на основе международных договоров, типовых (модельных) законов, рекомендаций, неразрывно связаны с деятельностью ряда международных органов и организаций. Наиболее значительные результаты в этой области достигнуты благодаря усилиям Гаагской конференции по международному частному праву(в особенности в отношении семейного и процессуального права), а также УНИДРУА и ЮНСИТРАЛ. Большую работу по унификации норм международного частного права выполняют Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ряд других международных организаций.

  • См.: Розенберг М. Г . Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 18-19.

Top