Нормативно правовой акт инспекции труда. Государственная инспекция труда как орган, обеспечивающий соблюдение норм трудового права

Как уже отмечалось, государственная инспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, является Конвенция МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле.

На деятельность государственной инспекции труда распространяется ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора" от

14 июля 2001 года с последующими изменениями и дополнениями. Естественно, в своей деятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РФ.

В соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле инспектор труда, имеющий документы, подтверждающие его полномочия, имеет право: 1) беспрепятственного прохода в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; 2) входить в дневное время во все здания, которые он считает подпадающими под контроль инспекции; 3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые считает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и, в частности, инспектор труда может: а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу организации по всем направлениям, относящимся к применению положений законодательства о труде; б) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии; в) требовать вывешивания объявлений в случаях, предусмотренных законодательством; г) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества изъяты и унесены с этой целью.

В п. 2 ст. 12 названной Конвенции говорится о том, что в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. В то же время в п.

1 ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" должностным лицам юридического лица и (или) представителям юридического лица и индивидуального предпринимателя гарантируется право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Данным правом представители работодателя не могут воспользоваться, если им не будет сообщено о проведении мероприятия по контролю. В связи с чем можно сделать вывод о том, что указанное правило Федерального закона вступает в противоречие с Конвенцией МОТ № 81. Данное противоречие следует разрешать в пользу применения положения международного правового акта, который в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритет перед внутренним законодательством, в частности перед названным Федеральным законом. Однако государственный инспектор труда в документах о проведении мероприятий по контролю должен указать причины, по которым он не уведомил представителей работодателя об их проведении. То есть решение государственного инспектора труда об отказе в уведомлении представителей работодателя о проведении мероприятий по надзору не может быть произвольным, оно должно быть мотивировано. В свою очередь работодатель может обжаловать такое решение в вышестоящую государственную инспекцию труда и (или) суд. При рассмотрении подобной жалобы и будет дана оценка тому, насколько указанные государственным инспектором труда причины могли стать препятствием для эффективного контроля работодателя.

В п. 1 ст. 7 Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" сказано о том, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Следовательно, документами, подтверждающими полномочия государственного инспектора труда на проведение проверки работодателя, является не только служебное удостоверение, но и распоряжение (приказ) должностного лица органа государственного контроля (надзора) о поручении проведения проверки работодателя конкретному государственному инспектору труда. Данное распоряжение является законным основанием для проведения проверки только указанным в нем государственным инспектором труда.

В ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" названо два вида мероприятий по проведению государственного контроля (надзора), в том числе и за соблюдением трудового законодательства. Во-первых, выделены плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства. Проведение планового мероприятия по соблюдению работодателем трудового законодательства предполагает наличие в государственной инспекции труда плана, в котором проверяемый работодатель фигурирует в качестве объекта инспектирования. В связи с чем в распоряжении (приказе) государственной инспекции труда о проверке работодателя должна быть ссылка на утвержденный план работы, если она имеет плановый характер. Плановые проверки работодателя по соблюдению трудового законодательства не могут проводиться более одного раза в два года, а в отношении субъектов малого предпринимательства такие проверки могут быть проведены не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Во-вторых, выделены внеплановые мероприятия по проведению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Внеплановая проверка работодателя может быть проведена в следующих случаях: 1) с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде, в том числе выявленных при проведении плановой проверки; 2) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, местного самоуправления о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; 4) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Внеплановая проверка может проводиться по мотивированному распоряжению (приказу) полномочного должностного лица государственной инспекции труда, в котором указано основание для проведения мероприятия по надзору в соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Наличие такого приказа (распоряжения) предполагает ознакомление с ним представителей работодателя, в отношении которого проводиться внеплановая инспекция по соблюдению требований трудового законодательства. Однако в ст. 15 Конвенции МОТ № 81 об инспекции

труда в промышленности и торговле государственной инспекции труда предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения законодательных положений и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было связано с получением такой жалобы. В связи с чем Конвенция МОТ не позволяет государственному инспектору труда сообщить представителям работодателя информацию о подавшем жалобу работнике, если он не выразил согласие на предоставление сведений о нем, как о лице, подавшем жалобу, послужившую основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения норм трудового законодательства. В свою очередь работодатель вправе обжаловать действия по проведению внеплановой проверки. При рассмотрении такой жалобы в суде государственный инспектор труда обязан доказать законность и обоснованность своих действий по проведению внеплановой проверки работодателя. В процессе доказывания невозможно обойтись без предоставления представителям работодателя сведений о работнике, обратившемся с жалобой, послужившей основанием для проведения внеплановой проверки. Таким образом, рассмотрение жалобы работодателя в суде обеспечивает предоставление ему сведений о работнике, который посмел пожаловаться на нарушение своих прав. Следовательно, обращение в суд позволяет представителям работодателя обойти установленный в международном правовом акте запрет на получение сведений о работнике, подавшем жалобу, послужившую основанием для внеплановой проверки работодателя. В связи с чем данный запрет теряет свой смысл. Очевидно, что при рассмотрении жалобы работодателя на действия государственного инспектора труда по проведению внеплановой проверки должны действовать особые правила. В частности, документы, подтверждающие наличие жалобы работника на работодателя, которая послужила основанием для проведения внеплановой проверки, должны предъявляться суду, но с ними не следует знакомить представителей работодателя. В связи с чем суд может вынести определение об исследовании документов, послуживших поводом для внеплановой проверки. После чего они возвращаются государственному инспектору труда, действия которого обжалуются в судебном порядке. В свою очередь суд определит, являлись ли представленные документы законным основанием для проведения внепланового инспектирования работодателя. Правила исследования доказательств о внеплановой проверке могут быть закреплены в ТПК РФ.

Отсутствие законных оснований для проведения проверки деятельности работодателя является поводом для признания действий по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства незаконными, что позволяет признать не имеющими юридической силы и документы, составленные в результате незаконного инспектирования работодателя. Однако выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены, поскольку в соответствии со ст. 2, 17, 18 Конституции РФ они являются высшей ценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Однако, исходя из принципа диспозитивности, государственный инспектор труда может потребовать восстановления нарушенного права работника только с его согласия, выраженного в письменной форме. Применение принципа диспозитивности также не позволяет воздержаться от сообщения работодателю сведений о работниках, которые настаивают на восстановлении нарушенного работодателем права. В связи с чем в ТПК РФ следует исключить действие этого принципа, обеспечивая восстановление нарушенного трудового права без выяснения волеизъявления работника. При этом в трудовом законодательстве могут существовать различные способы восстановления нарушенного права. Например, перечисление денежных средств на счет профсоюза, членом которого является работник, с целью их передачи пострадавшему от нарушений трудовых прав.

В этом случае представители работодателя не должны иметь информации о том, передаются ли денежные средства работнику.

Таким образом, государственная инспекция труда обязана проводить проверку заявлений работников на предмет устранения нарушений их трудовых прав.

В ч. 2 ст. 357 ТК РФ говорится о том, что государственный инспектор труда не должен выдавать предписание, если спор рассматривается в исковом порядке в суде или имеется вступившее в законную силу решение суда. Однако наличие аналогичного заявления в исковом производстве суда, а также вступившего в законную силу судебного решения не является законным основанием для освобождения государственной инспекции труда от обязанности провести проверку заявления работника, в том числе и путем внепланового инспектирования работодателя. По результатам такой проверки государственный инспектор труда должен выдать вместо предписания свое заключение по поводу разрешения заявления работника. При рассмотрении заявления работника в исковом производстве такое заключение исследуется в качестве одного из доказательств по делу. Если заключение выдано после вступления решения суда в законную силу и в нем имеются новые обстоятельства, например доказательства, опровергающие выводы судебного решения, то подобное заключение в соответствии с п. 2 ст. 392 ГПК РФ является основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с изложенным работнику

гарантируется восстановление нарушенного трудового права независимо от сроков совершения работодателем правонарушения и его обнаружения, что соответствует ст. 2, 17, 18 Конституции РФ, возлагающим на государственные органы обязанность по защите трудовых прав работников, не ограничивая возможность восстановления нарушенного права каким-либо сроком. Тогда как для судебной защиты трудовых прав законодательством установлены укороченные сроки. В свою очередь для восстановления нарушенного трудового права работника в административном порядке, то есть путем обращения в государственную инспекцию труда, сроки законодательством не установлены. Поэтому работники могут требовать рассмотрения своего заявления государственной инспекцией труда независимо от сроков совершения работодателем правонарушения. Следовательно, отказ суда в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока для судебной защиты трудовых прав не препятствует обращению с аналогичным заявлением в государственную инспекцию труда, которая в подобной ситуации может выдать заключение о законности и обоснованности заявленных работником требований. Данное заключение может стать основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отказ в удовлетворении требований работника государственной инспекцией труда может быть обжалован в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о незаконных действиях государственной инспекции труда в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Следует иметь в виду, что законодательством не установлены сроки для обжалования решения и действий (бездействия) государственного инспектора труда вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую государственную инспекцию труда. Количество таких обращений законодательством также не установлено. Поэтому трехмесячный срок нарушения трудовых прав и свобод, установленный для обжалования решений и действий (бездействия) государственной инспекции труда, начинает свое течение после получения каждого очередного отказа от должностных лиц государственной инспекции труда. При рассмотрении заявления о неправомерных действиях должностных лиц государственной инспекции труда суд вправе вынести решение, обязывающее принять предусмотренные законодательством меры для восстановления нарушенного права работника. Таким образом может быть обеспечено восстановление нарушенного права независимо от срока совершения правонарушения работодателем.

Как уже отмечалось, восстановление нарушенных прав конкретного работника государственной инспекцией труда возможно только на основании его волеизъявления, выраженного в письменной форме. Однако при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор труда может выступить в защиту прав неопределенного круга работников. В частности, инспектор труда может выдать работодателю предписание об исключении из локальных нормативных правовых актов положений, ограничивающих права работников по сравнению с законодательством. В отношении положений коллективного договора, умаляющих права работников, гарантированные законодательством, государственный инспектор труда может выдать предписание об их неприменении. После чего применение указанных положений коллективного договора представителями работодателя может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, за совершение которого могут быть применены меры административной ответственности.

Следует обратить внимание на то, что Конвенция МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле не ограничивает право должностных лиц государственной инспекции труда на проведение инспектирования по вопросам, находящимся в исковом производстве суда и разрешенным на уровне вступившего в законную силу судебного решения. Более того, ст. 17 этой Конвенции говорит о том, что лица, нарушающие и уклоняющиеся от соблюдения законодательных положений, реализация которых возложена на инспекторов труда, немедленно подвергаются судебному преследованию без предварительного уведомления, однако национальное законодательство может предусматривать исключения из данного правила, когда должно быть сделано предварительное уведомление с тем, чтобы исправить положение или принять предупредительные меры. В связи с чем можно сделать вывод о том, что предписание государственного инспектора труда, имеющее обязательную для работодателя силу, должно исполняться по правилам, установленным в исполнительном производстве. Данная формулировка Конвенции МОТ № 81 позволяет судьям на основании предписания государственного инспектора труда выдавать судебный приказ. Однако наличие предписания не лишает работника права обратиться в судебные органы с требованиями, аналогичными рассмотренным государственным инспектором труда. В этом случае действие предписания приостанавливается, оно является одним из доказательств по рассматриваемому судом делу. Если вступившее в законную силу решение и предписание государственного инспектора труда противоречат друг другу, то один из этих актов должен быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам. Исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в п. 4 ст. 1 ГПК РФ, государственный инспектор труда может применить правила пересмотра предписания по вновь открывшимся обстоятельства,

установленные в ГПК РФ, в том числе с целью его приведения в соответствии с судебным решением, обстоятельства которого могут быть признаны вновь открывшимися для государственной инспекции труда

В законодательстве говорится об обязательности для работодателей предписаний государственного инспектора труда. В ст. 13 ГПК РФ говорится о том, что обязательными для исполнения являются только вступившие в законную силу правоприменительные акты, к коим относится и предписание государственного инспектора труда. Однако в законодательстве отсутствуют специальные правила, регламентирующие порядок вступления предписаний государственных инспекторов труда в законную силу. В связи с чем, исходя из принципа процессуальной аналогии, следует руководствоваться нормами гражданского процессуального права. По общим правилам для вступления правоприменительного акта в законную силу существуют два пути. Во-первых, истечение срока на обжалование, когда он не обжалован в установленном законодательством порядке. Срок для обжалования правоприменительных актов определен в 10 календарных дней. Следовательно, по истечении 10 дней с момента получения работодателем предписания государственного инспектора труда оно вступает в законную силу, если работодатель не обжаловал его в установленном законодательством порядке.

Во-вторых, правоприменительный акт считается вступившим в законную силу после оставления его без изменения вышестоящим органом, к компетенции которого отнесено рассмотрение жалоб на него. Предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую государственную инспекцию труда, а также в суд. Оставление одним из перечисленных лиц или органов предписания государственного инспектора труда без изменения означает его вступление в законную силу. Однако законодательство не запрещает одновременное обжалование предписания государственного инспектора труда как в административном, так и в судебном порядке. В этом случае предписание не должно исполняться до момента вынесения судебного решения по жалобе на него.

До вступления предписания в законную силу представители работодателя не могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение содержащихся в нем требований, так как они реализуют свое право на обжалование правоприменительного акта в установленном законодательством порядке. Хотя после вступления предписания государственного инспектора труда в законную силу полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности за его неисполнение. Причем правонарушение в этом случае имеет длящийся характер. В связи с чем за неисполнение предписания государственного инспектора труда полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности неоднократно, так как работодатель отказывается выполнить требования трудового законодательства.

Федеральная инспекция труда (Роструд) – единая централизованная система, состоящая из :

Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Его территориальных органов (Государственных инспекций труда).

Свою деятельность Федеральная инспекция труда осуществляет во взаимодействии с :

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

Иными федеральными органами исполнительной власти;

Органами исполнительной власти субъектов РФ;

Органами местного самоуправления;

Органами прокуратуры;

Профессиональными союзами (их объединениями);

Объединениями работодателей;

Другими организациями (ст. 365 ТК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Доведения до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

Полномочия Федеральная инспекция труда осуществляет посредством :

Проверок, обследований;

Выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

Составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий;

Подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспектора имеют право (ст. 357 ТК РФ) :

В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, в порядке, установленном федеральными законами, с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

Предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

Запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения работодателем или его представителем (ст. 357 ТК РФ) .

В случае выдачи предписания по вопросам расследования, учета, квалификации несчастного случая подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Административная ответственность за невыполнение предписания государственного инспектора труда и за нарушение трудового законодательства

За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) об устранении выявленных нарушений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП ст. 19.5) определены размеры штрафов, которые могут налагаться на :

- граждан – в размере от 300 до 500 руб;

- должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

- юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

За нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП) и влечет :

- на должностных лиц – наложение штрафа от 1000 до 5000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица :

    наложение штрафа 1000 до 5000 руб. или

    административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц:

      наложение штрафа от 30000 до 50000 руб. или

      административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства в сфере труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы :

Соответствующему руководителю по подчиненности;

Главному государственному инспектору труда Российской Федерации;

В судебном порядке.

Государственные инспекторы труда несут ответственность за противоправные действия или бездействия.

  • Руководителям предприятий и работникам кадровых служб
  • СПРАВКА о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
  • Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы
  • Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы
  • Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
  • Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан
  • Рекомендации гражданам по повышению мотивации к труду, самореализации, коррекции психологического состояния
  • Государственный надзор и контроль как деятельность по защите трудовых прав работников
  • Государственная инспекция труда как орган, обеспечивающий соблюдение норм трудового права

    Роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена. Государственная инспекция труда, как и прокуратура, может принимать меры по защите любых трудовых прав работников. Однако, в отличие от прокуратуры, она является специализированным органом по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства. Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Несмотря на важность деятельности в данном направлении, органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме. По этой причине созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права. Одним из главных специализированных органов по надзору за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, находящаяся в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития России.

    В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. До издания Президентом РФ Указа от 20.07.1994 "Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства исполняли профсоюзы, которые создаются по профессиональному и отраслевому принципам. В связи с этим существовали отраслевые инспекции труда, которые в своей деятельности могли учитывать отраслевую специфику в регулировании трудовых отношений.

    К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995 г.), Конвенцию N 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда, Конвенцию N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.98 <83>.

    Конвенция N 81 (1947 г.) ориентирует государства-участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:

    1) закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;

    2) установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочий по определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;

    3) создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;

    4) соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;

    5) гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

    В ст. 2 Конвенции N 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.

    Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства.

    Принцип всеобщности и обязательности контроля государственной инспекции труда отражен в содержании ст. 354 - 355 ТК РФ. Из этих норм следует, что при проведении инспекций организаций любых форм собственности должностные лица государственной инспекции труда независимы и подчиняются только требованиям законодательства. Провозглашая государственным надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, Конвенция N 81 (1947 г.) допускает вариативность национальных моделей системы государственных инспекций труда, подчеркивая при этом необходимость единства ее органов. В ст. 4 Конвенции N 81 сказано о том, что в той степени, в какой это совместимо с административной практикой члена организации, инспекция труда может находиться под наблюдением и контролем центральной власти. В случае федеративного государственного устройства выражение "центральный орган" может означать либо центральный орган федерации, либо центральный орган одной из составных частей федерации. Контроль центральной власти за деятельностью инспекции труда мог быть обеспечен и в том случае, если бы она осталась в ведении профсоюзов. Например, действия должностных лиц государственной инспекции труда могли бы обжаловаться и в соответствующий центральный орган, и в суд, поэтому ради сохранения отраслевой составляющей в деятельности государственной инспекции труда, по нашему мнению, можно было бы пойти на оставление инспекции труда в ведении профсоюзов с установлением соответствующих форм контроля со стороны государственной власти за ее деятельностью. Конечно, в настоящее время передача государственной инспекции обратно в ведение профсоюзов невозможна. Однако необходимо, по нашему мнению, внедрять новые методы в организацию работы государственной инспекции труда с тем, чтобы отраслевая составляющая опять стала основной в ее деятельности.

    Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти. Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.

    В ст. 5 Конвенции N 81 сказано, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями - с другой, а также предпринимателями и трудящимися или их объединениями. С целью выполнения этого требования международно-правового акта в содержании трудового законодательства включена ст. 365 ТК РФ. В соответствии с этой нормой Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по надзору и контролю в соответствующей сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Обращение перечисленных органов и организаций в государственную инспекцию труда является основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда. В рамках этих отношений государственная инспекция труда может использовать документы перечисленных органов и организаций для выявления нарушений трудовых прав работников, а также для устранения выявленных нарушений путем издания правоприменительного акта. Данное взаимодействие с другими органами и организациями может стать стимулом к реальному выполнению инспекцией труда ее координаторской функции по защите трудовых прав, которая на практике почти незаметна.

    Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.

    В ст. 2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти. Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.

    Сложнее обстоит дело с выдачей предписаний государственной инспекцией труда, когда требование, по которому оно должно быть выдано, стало предметом рассмотрения в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров. Следует согласиться с тем, что государственная инспекция труда не может заменять органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В подобной ситуации государственная инспекция труда действительно не должна самостоятельно устранять нарушения трудовых прав работников. Однако государственная инспекция труда не может быть и в этом случае устранена из процесса по восстановлению трудовых прав работников. В подобной ситуации государственная инспекция труда по требованию лица, участвующего в деле, может выдать правовое заключение, имеющее силу доказательства по делу. Выдача данного заключения соответствует требованиям ст. 357 ТК РФ. Орган, рассматривающий трудовой спор, обязан дать оценку данного заключения и разрешить дело с учетом имеющихся доказательств.

    Государственная инспекция труда, как правило, выдает предписание в форме возложения на работодателя обязанности по реализации трудовых прав работников. Исполнение такого предписания работодателем в зависимости от его содержания может приводить к защите прав конкретных работников, а также интересов неопределенного круга лиц. Например, предписанием государственной инспекции труда на работодателя может быть возложена обязанность по восстановлению права конкретного работника, а также по отмене локального нормативного акта, применением которого данное право нарушено.

    Предписание государственной инспекции труда может быть издано в форме соблюдения, то есть возложения на работодателя обязанности воздерживаться от совершения неправомерных действий. К примеру, государственный инспектор труда может потребовать от работодателя не допускать нарушений правил охраны труда, повлекших несчастный случай на производстве.

    Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в форме защиты публично-правовых интересов, что предполагает издание предписания об отмене локального нормативного правового акта. В отличие от органов прокуратуры, государственная инспекция труда может требовать отмены только локальных нормативных правовых актов. Вышестоящие акты могут быть обжалованы государственной инспекцией труда путем обращения в соответствующее структурное подразделение органов прокуратуры. Другие государственные органы по надзору и контролю не имеют полномочий по предъявлению работодателю требований об отмене локальных нормативных правовых актов, поэтому они могут обращаться в государственную инспекцию труда с целью отмены противоречащего законодательству нормативного правового акта. К обращению в государственную инспекцию труда может быть приложено заключение данного органа, которое будет рассматриваться в качестве одного из доказательств при решении вопроса о несоответствии локального нормативного правового акта требованиям законодательства.

    Государственная инспекция труда может осуществлять деятельность в форме защиты частноправовых интересов. В этом случае в содержании предписания должны быть указаны обязанности работодателя, исполнение которых должно привести к восстановлению трудовых прав конкретных работников, перечисленных в предписании. Государственная инспекция труда может выдавать предписания об устранении нарушений любых трудовых прав работника, тогда как другие специализированные органы по надзору и контролю могут устранять нарушения трудовых прав работников в определенной для них законодательством сфере. Обнаружение этими органами нарушений трудовых прав работников, не относящихся к сфере их деятельности, позволяет им обратиться в соответствующее подразделение государственной инспекции труда, которая своим предписанием может оформить устранение выявленных другим государственным органом нарушений трудовых прав работника.

    В этом случае действия названных органов будут выступать в качестве способа возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда.

    Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в смешанной форме, то есть для защиты как публично-правовых, так и частноправовых интересов. Следует отметить, что данная форма является типичной при применении законодательства об охране труда. Например, при несчастном случае на производстве выдается предписание не только в защиту прав пострадавшего работника, но и об устранении нарушений правил охраны труда, которые могут повлечь несчастный случай на производстве. Устранение таких нарушений направлено на защиту трудовых прав работников, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях, а также на защиту лиц, которые могут заключить с ним трудовой договор.

    Таким образом, по сфере действия государственная инспекция труда является вторым после прокуратуры органом, имеющим значительные полномочия по защите трудовых прав. Государственная инспекция труда имеет потребность для обращения в органы прокуратуры только с целью отмены вышестоящих по отношению к организации нормативных правовых актов, а также для привлечения лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к уголовной ответственности.

    Возможности государственной инспекции труда по устранению нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, законодательством не ограничены. Тогда как деятельность других специализированных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в законодательстве ограничена определенной сферой. Выявление этими органами нарушений трудовых прав работников, выходящих за пределы сферы их деятельности, позволяет им обратиться в государственную инспекцию труда, которая своим правоприменительным актом может устранить допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников. Следовательно, государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников. Деятельность государственной инспекции труда осуществляется с применением всех рассмотренных нами форм, в частности:

    1) для защиты публично-правовых интересов;

    2) для защиты частноправовых интересов;

    3) для осуществления смешанной защиты, то есть как публично-правовых, так и частноправовых интересов.

    Таким образом, взаимодействие с государственной инспекцией труда других органов государственного надзора и контроля призвано обеспечивать защиту трудовых прав работников с использованием всех предусмотренных законодательством процессуальных форм.

    Утверждено
    Приказом Федеральной службы
    по труду и занятости
    от 28 декабря 2009 г. № 404

    Положение
    о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Московской области

    I. Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Московской области (далее - Инспекция).
    2. Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Московской области или на территории иных субъектов Российской Федерации по распоряжению (поручению) главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителей).
    Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд).
    3. Инспекция образуется, реорганизуется или упраздняется приказом Роструда в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Роструда.
    4. Положение об Инспекции, изменения к нему утверждаются приказом руководителя Роструда в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости.
    Полное наименование Инспекции: Государственная инспекция труда в Московской области.
    Сокращенное наименование Инспекции: Гострудинспекция в Московской области.
    5. Структура и штатное расписание Инспекции утверждаются руководителем Инспекции в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность структурных подразделений.
    Структурными подразделениями Инспекции являются отделы, численность которых составляет не менее 5 единиц
    В Инспекции могут быть работники, осуществляющие полномочия в установленной сфере деятельности вне основного места расположения Инспекции.
    6. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, индивидуальными правовыми актами Ростру да, а также настоящим Положением.
    7. Имущество Инспекции является федеральной собственностью и находится в его оперативном управлении.
    8. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, общественными объединениями и организациями.

    II. Полномочия Инспекции

    9. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
    9.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
    9.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    9.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
    9.2. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
    9.3. осуществляет:
    9.3.1. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
    9.3.2. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    9.3.3. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
    9.3.4. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;
    9.3.5. государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    9.3.6. информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;
    9.4. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
    9.5. направляет в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды информацию о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    9.6. регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, предоставляет в установленном порядке сведения об указанных коллективных трудовых спорах;
    9.7. организует подготовку трудовых арбитров;
    9.8. выявляет и анализирует причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
    9.9. принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
    9.10. ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
    9.11. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на него функций;
    9.12. подготавливает и представляет в Роструд в установленном порядке статистическую, финансовую и бюджетную отчетность, а также иную ведомственную отчётность о деятельности Инспекции;
    9.13. приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
    9.14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
    9.15. обеспечивает мобилизационную подготовку Инспекции;
    9.16. осуществляет профессиональную подготовку работников Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
    9.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Инспекции;
    9.18. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;
    9.19. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    III. Права Инспекции и ее должностных лиц

    10. В целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности Инспекция имеет право:
    10.1. запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных: органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и иных организаций и безвозмездно получать от них сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в закрепленной сфере деятельности;
    10.2. давать в пределах своей компетенции юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
    10.3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности;
    10.4. участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
    10.5. участвовать в пределах своей компетенции в организуемых Рострудом мероприятиях по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности;
    10.6. организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности;
    10.7. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
    10.8. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
    10.9. направлять своих представителей для участия в составе общественных и консультативных органов по вопросам, связанным с деятельностью Инспекции.
    11. Должностные лица Инспекции при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
    11.1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
    11.2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
    11.3. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
    11.4. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
    11.5. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    11.6. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
    12. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пунктах 11.1 - 11.6 настоящего Положения, имеют право:
    12.1. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
    12.2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
    12.3. запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
    13. Руководитель Инспекции, наряду с правами, указанными в пунктах 11.1-11.6, 12.1-12.3 настоящего Положения, имеет право направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

    IV. Организация деятельности

    14. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность Министром здравоохранения и социального развитая Российской Федерации по представлению руководителя Роструда по согласованию с высшим должностным лицом Московской области (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Московской области) и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе).
    Руководитель Инспекции является главным государственным инспектором труда в Московской области.
    Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Инспекцию функций.
    Руководитель Инспекции освобождается от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Роструда.
    15. Руководитель Инспекции имеет заместителей и распределяет обязанности между ними.
    Заместитель руководителя Инспекции является заместителем главного государственного инспектора труда в Московской области по правовым вопросам (по охране труда).
    Количество заместителей руководителя Инспекции устанавливается руководителем Роструда.
    Заместители руководителя Инспекции назначаются на должность руководителем Роструда по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
    Главный бухгалтер Инспекции назначается на должность руководителем Инспекции по согласованию с руководителем Роструда.
    Заместители руководителя Инспекции освобождаются от должности руководителем Роструда.
    Главный бухгалтер Инспекции освобождается от должности руководителем Инспекции.
    16. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют удостоверения установленного образца, утвержденного Рострудом, и подписанные руководителем Роструда, а также личные печати (штампы) с указанием наименования Инспекции, наименования должности, фамилии и инициалов.
    17. Руководитель Инспекции:
    17.1. представляет руководителю Роструда:
    предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Инспекции;
    проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Инспекции, а также отчет об их исполнении;
    17.2. утверждает штатное расписание Инспекции, положения о структурных подразделениях Инспекции, должностные регламенты;
    17.3. издает приказы по вопросам деятельности Инспекции;
    17.4. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции (за исключением заместителей руководителя Инспекции);
    17.5. без доверенности действует от имени Инспекции, распоряжается её имуществом в пределах, установленных законом, заключает договоры по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, выдает доверенности.
    18. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом.
    19. Контроль за деятельностью Инспекции осуществляется Рострудом.
    20. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется приказом Роструда.
    21. Инспекция является юридическим лицом, имеет в территориальных органах Федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета и лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
    22. Место нахождения Инспекции: 115582, Москва, улица Домодедовская, дом 24, корпус 3.

    
    Top