Увольнение гражданина белоруссии в году. Правила приема на работу иностранных граждан. Текущее положение иностранца

Полезная информация для всех работодателей. Верховный суд подтвердил, что они не обязаны уведомлять миграционную службу МВД о приеме на работу граждан из Белоруссии. Это противоречит договоренностям между странами.

Что случилось?

Верховный суд РФ в Постановлении от 30.05.2017 N 78-АД17-19 признал незаконным привлечение к ответственности по ч. 4 статьи 18.15 КоАП РФ работодателя, который не уведомил МВД о приеме на работу гражданина из Белоруссии. Судьи подчеркнули, что в соответствии с Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 у россиян и белорусов имеются равные права по всем вопросам в сфере труда. На основании этого документа работодатели могут не уведомлять миграционную службу о приеме на работу гражданина Белоруссии.

Почему это важно?

Работодатели и заказчики услуг, использующих иностранную рабочую силу, должны соблюдать требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Из него следует, что при приеме и увольнении иностранных граждан об этом необходимо уведомлять Управления по вопросам миграции МВД РФ по своему региону. За нарушения грозит административная ответственность вплоть до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Что делать?

Если проверяющие обвиняют организацию в нарушении требований миграционного законодательства, но при этом среди иностранных работников только граждане Белоруссии, можно сослаться на Постановление ВС РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19. Это поможет избежать штрафа.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году основывается на законодательных положениях, действовавших ранее. Порядок будет зависеть от страны, из которой прибывает человек, длительности пребывания в РФ и уровня его квалификации.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году

Методика оформления в качестве работающих на территории РФ граждан других стран определяется их текущим статусом, который может быть следующим:

  1. Временно пребывающий:
    • лицо может иметь миграционную карту, но у него отсутствует право временного проживания и вид на жительство;
    • субъект находится в РФ на основании визы или в безвизовом порядке.
  2. Временно проживающий:
    • имеется в наличии разрешение на проживание сроком на 3 года.
  3. Постоянно проживающий:
    • у лица имеется вид на жительство, для получения которого необходимо прожить на территории РФ не менее года;
    • вид на жительство имеет срок в 5 лет, после чего требует продления.

Особняком выделяются на фоне остальных высококвалифицированные специалисты, для которых установлены определенные параметры в отношении получаемого дохода:

  • от 83 500 руб. и более - для занятых в турбизнесе, исследованиях или в области медицины;
  • от 167 000 руб. - для прочих отраслей экономики.

Если приглашенный сотрудник будет работать в «Сколково», то какие-то специфические требования к нему отсутствуют.

Последние события на Украине спровоцировали волну мигрантов, прибывающих из этого государства. Процедура их приема на работу в РФ носит упрощенный характер и во многом схожа с трудоустройством российских граждан. Единственное дополнительное условие для них - наличие письменного подтверждения статуса беженца.

Необходимость наличия визы для трудоустройства

Статус визового режима напрямую оказывает влияние на процесс трудоустройства в РФ иностранного гражданина. Прибывающим из подавляющей части стран, не имеющих с РФ общих границ (например, США, Канады, стран Евросоюза) необходимо получать визы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Из государств, прямо граничащих с РФ, визовый режим действует в отношении Эстонии, Латвии, Грузии.

Точно узнать о необходимости получения выходцем из другого государства визы можно в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Получается, что от наличия визы, правового статуса прибывающего будет зависеть как документооборот при трудоустройстве, так и объем контактов работодателя с различными госучреждениями. При этом сообщать о приеме иностранцев миграционной службе придется при любых обстоятельствах, поскольку отступление от этого правила чревато наказанием в виде штрафа. Его сумма может составить от 400 000 до 800 000 руб. для компании и от 35 000 руб. для должностного лица.

Базовый документ, на который следует опираться в случае приема на работу гражданина другого государства, - закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Также следует учитывать нормы ТК РФ и иные положения, касающиеся трудовых отношений.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2017 году

С 2000 года в отношениях между Россией и Белоруссией действуют положения договора о создании Союзного государства. Складывающееся в результате тесное взаимодействие между странами на всех уровнях позволяет гражданам Белоруссии беспрепятственно получить работу в РФ. Помимо этого несколько стран, включая Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию, являются членами ЕАЭС. Исходя из этого, в отношении граждан Союзного государства действуют положения соглашения о ЕАЭС от 29.05.2014.

Никаких дополнительных документов соискателям из Белоруссии предъявлять не нужно. Для них отсутствует требование о наличии патента и приглашения на прибытие в страну, для них не нужно уточнять квоту по иностранной рабочей силе в службе занятости.

Гражданин Белоруссии должен предъявить при приеме на работу:

  • трудовую книжку, применяемую в РФ (при наличии);

Текущее положение иностранца

Разрешительные документы, на пересечение границы РФ

Необходимость получения разрешения на привлечение иностранного работника

Наличие разрешения на ведение трудовой деятельности у принимаемого лица

Как скоро нужно уведомить миграционные службы:

Комментарии по спорным вопросам

Порядок оформления на работу

а) о прибытии

б) о заключении (расторжении) трудового договора или договора подряда

Проживающие в РФ постоянно

Вид на жительство

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется вид на жительство, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Проживающие на территории РФ временно

Разрешение на временное проживание

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания

Аналогично гражданам РФ, разница только в том, что вместо документа, удостоверяющего личность, предъявляется разрешение на проживание, кроме того, медполис иностранец оформляет сам

б) 3 рабочих дня

Пребывающие временно по визе из другого государства

а) 7 рабочих дней;

До того как использовать труд иностранного специалиста, необходимо подать заявку в службу занятости. В случае если на отечественном рынке подходящей кандидатуры не будет найдено, оформить разрешение использовать труд зарубежного персонала. Работник ставится на учет в ФМС. Полис ДМС он оформляет самостоятельно, либо компания сама занимается решением данного вопроса

б) 3 рабочих дня

Временно пребывающие без визы, за исключением государств ЕАЭС

Миграционная карта

Нужен патент

а) 7 рабочих дней;

Разрешается трудоустраиваться только в пределах места проживания и по специальности, указанной в разрешении на работу

Нанимателю необходимо сформировать приглашение на въезд. Прибывший обязательно оплачивает патент, после этого заключается трудовой контракт. Медицинский полис въезжающий также оплачивает сам, либо организация оформляет договор на оказание ему медуслуг

б) 3 рабочих дня

Выходцы из государств, входящих в ЕАЭС

Паспорт зарубежного государства

б) 3 рабочих дня

Имеющие официальный статус беженца

Удостоверение беженца

Условия, идентичные тем, что установлены для граждан РФ. Однако медполис приехавшему придется получать самостоятельно

б) 3 рабочих дня

Высококвалифицированные специалисты в различных областях

За исключением стран, с которыми подписан договор о безвизовом режиме - виза, вид на жительство

а) 7 рабочих дней;

Существует ограничение по сумме вознаграждения, ниже которого платить нельзя

Делать заявку в службу занятости и оформлять разрешение на выполнение работ не нужно - как для самого работника, так и для его семьи

Возможно получение разрешение на работу в РФ

б) 3 рабочих дня. Раз в квартал необходимо подавать информацию в ФМС о выплаченном вознаграждении за выполненные трудовые обязанности

Предварительно с кандидатом оформляется трудовой контракт или договор ГПХ, после этого оформляется разрешение на работу, делается приглашение на въезд. Лицо ставится на учет в ФМС. Полис на сотрудника оформлять не нужно

В течение 3 суток после трудоустройства такого сотрудника компания должна сообщить об этом факте в миграционную службу. Вставать на учет прибывшие из Белоруссии лица должны в течение 30 дней после приезда в РФ. Схожие правила применяются и в отношении иных работников, приехавших из государств-членов ЕАЭС.

Систематизированные данные об особенностях приема иностранцев в табличном виде

При нарушении указанного порядка на компанию может быть наложен штраф в сумме до нескольких сотен тысяч рублей. Должностные лица, допустившие нарушение, также могут быть подвергнуты штрафам.

***

Глобализация и укрепление международных связей, с одной стороны, увеличивают рынок труда, позволяя привлекать иностранных специалистов. С другой - все эти явления требуют постоянного совершенствования законодательства в части труда мигрантов.

Работодателям или заказчикам услуг, заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Республики Беларусь, не нужно уведомлять об этом миграционную службу. К такому выводу пришел Верховный суд в постановлении от 30.05.17 № 78-АД17-19 .

Суть спора

Согласно действующему законодательству, работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых и гражданско-правовых договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ). Неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца влечет серьезный штраф или приостановление деятельности (ч. 3 и ч. 4 ст. КоАП РФ).

С подобной проблемой столкнулась организация из Санкт-Петербурга. Она была оштрафована на 400 тысяч рублей за то, что не уведомила миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.

Решение суда

Однако Верховный суд признал штраф незаконным. Он сослался на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России . В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, и других вопросах трудовых отношений. Из упомянутого документа следует, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения Закона № 115-ФЗ не применяются. Следовательно, даже если работодатель не уведомил ФМС о приеме на работу гражданина Белоруссии, это не является основанием для штрафа, предусмотренного статьей

Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них - на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями. Судите сами:

  • чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужн ост. 3 Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» ;
  • работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение год а;
  • на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарам иПостановление Правительства от 01.12.2012 № 1243 )п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее - Решение от 22.06.96 № 4) .

Из-за этих привилегий многие вообще считают, что привлечь белоруса на работу по трудовому договору - то же самое, что нанять гражданина РФ. Но это не совсем так, определенные нюансы все же имеются.

Заключение трудового договора с белорусом

В части оформления трудовых отношений с белорусами порядок абсолютно такой же, что и для россия нп. 2 Решения от 22.06.96 № 4 . Однако учтите такой момент.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, а значит, обязан поставить его на миграционный учет. Даже если такой работник уже стоит на учете по месту пребывани яподп. 7 п. 1 ст. 2 , п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ .

Если белорус при устройстве на работу представит вам трудовую книжку советского образц аутв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 № 310 , то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФп. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 № 225 .

Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то имейте в виду: она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории РФ. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужн осм., например, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1 .

Миграционный учет белорусов

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие - если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Росси юст. 5 Соглашения от 19.11.2010 .

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Конечно, по сравнению с нанимателями мигрантов из других стран ближнего зарубежья работодателей белорусов не так часто привлекают к ответственности за нарушение правил миграционного учета. Но тем не менее это случаетс ясм., например, Постановления ФАС ЦО от 27.04.2010 № А62-8442/2009 , от 27.04.2010 № А62-8441/2009 ; Решение Верховного суда Республики Карелия от 29.07.2011 № 21-145/2011 .

Поэтому работодателю не стоит пренебрегать обязанностью по постановке на учет белорусского гражданина. Даже в том случае, когда у него уже есть корешок уведомления о прибыти иприложение № 2 к Приказу ФМС от 23.09.2010 № 287 , подтверждающий, что он поставлен на учет. Подумайте, что лучше: отправить в орган ФМС одну бумажку и спать спокойно или дрожать от страха перед огромным штрафом (для фирмы (ИП) - 400 000- 500 000 руб., а для директора - 40 000- 50 000 руб.ч. 4 ст. 18.9 , примечание к ст. 18.1 КоАП РФ )?

Поставить белорусского работника на учет можно любым из трех способо вп. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 :

  • <или> отправить уведомление с ближайшего отделения почты;
  • <или> подать уведомление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой есть в вашем регион еп. 5 ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ ;
  • <или> прийти с уведомлением в отделение ФМС, которому подведомственен адрес местонахождения вашей компании.

Для заполнения бланка уведомления понадобится паспорт белорус ап. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 . По окончании процедуры у него на руках останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

НДФЛ

Тут все просто. Если с белорусом заключен бессрочный трудовой договор или договор на срок более полугода, то к доходам работника изначально применяется ставка НДФЛ 13%Протокол к Соглашению от 21.04.95 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения... подписан 24.01.2006 ; Письмо Минфина от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1426 . Также он вправе рассчитывать на все налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.

Но если на конец календарного года белорус пробудет в РФ менее 183 дней, НДФЛ с доходов за этот год подлежит пересчету по ставке 30%Письмо Минфина от 27.09.2012 № 03-04-05/6-1131 , причем вычеты уже не предоставляются.

Исчисление страховых взносов

Сразу скажем, что льготный порядок привлечения к труду белорусских граждан никак не влияет на исчисление обязательных страховых взносов с выплат в их пользу. Все зависит от статуса мигранта.

Категория иностранца Как начисляются страховые взносы
в ПФР в ФСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в ФОМС
Постоянно проживающий в РФ (имеет вид на жительство) п. 1 ст. 7 , п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ);
Временно проживающий в РФ (имеет разрешение на временное проживание) Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ ; ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ Так же, как с выплат российским граждана мп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ; п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Если ко дню заключения трудового договора у такого белоруса нет свидетельства пенсионного страхования, вам нужно его оформит ьп. 2 ст. 7 , п. 1 ст. 9 , ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ . Для этого направьте в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 2 недель с момента заключения с ним трудового договор апп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н
Временно пребывающий в РФ, трудовой договор с которым заключен на срок:
  • <или> менее 6 месяцев
Взносы не начисляютс я

Top