Нарушение пдд пешеходом. Штрафы пешеходам За что могут оштрафовать пешехода

Причины аварий, в которых пешеход попадает под колеса автомобиля, могут быть разными: невнимательность участников движения, плохая видимость, сложные погодные условия, неудовлетворительное состояние дорог, неисправность транспортного средства. В первую очередь подозрения в виновности за происшествие падают на водителя, как на владельца объекта повышенной опасности. Но сегодня нередки случаи, где причиной для аварии становятся действия пешеходов. Поэтому каждый водитель должен знать, как доказать свою правоту и избежать незаслуженной ответственности по статье 12.18.

Когда виноват пешеход

Если изучить статистику аварий, в которых пешеход попадает под колеса автомобиля или становится причиной крупного ДТП, можно отметить, что большинство случаев приходится на темное время суток. Это связано с плохой видимостью на дороге и невозможностью водителя рассмотреть заранее рассмотреть впереди очертание человека. Ситуация усложняется, если гражданин при этом нарушает правила дорожного движения.

Вечером на плохо освещенной трассе водителю трудно рассмотреть человека, внезапно появившегося впереди, особенно если он одет в темную одежду. Поэтому о своей безопасности в первую очередь должен позаботиться пешеход, переходя дорогу по всем правилам.

Если по определенным обстоятельствам человеку часто приходится переходить дорогу в темное время, нелишним будет дополнить одежду светоотражающими элементами.

Причины нарушений со стороны пешеходов

Наиболее распространенные нарушения правил дорожного движения пешеходом, влекущие за собой серьезные последствия:

  • переход на красный сигнал светофора;
  • попытка пересечь трассу в неположенном месте;
  • невнимательность;
  • нетрезвое состояние.

Алкоголь является наиболее частой причиной для нарушения со стороны пешехода, ведь в измененном сознании человек не может адекватно воспринимать ситуацию и оценить вероятные риски.

Другой распространенной причиной совершения ДТП по вине пешеходов становится спешка. Чтобы сэкономить время люди часто переходят дорогу в неположенном месте, порой, не доходя всего нескольких метров до безопасного перехода.

Кроме того, существуют отдельные группы риска, которые своими действиями могут спровоцировать аварии. К ним относятся пожилые люди, которые по причине физической слабости или возрастных изменений не могут быстро сориентироваться на оживленной трассе. Также опасности подвергаются дети школьного возраста, которые из-за беспечности или невнимательности могут неожиданно выскочить на дорогу.

Как избежать аварии

Для водителя главный, и возможно единственный, способ избежать ответственности, которая может наступить по вине другого лица, — постоянная концентрация и внимательность на дороге. Хотя иногда этого недостаточно, и авария возникает, когда человек возникает на дороге внезапно.

Для примера, человек, который в неположенном месте пытается перейти оживленную трассу со средней скоростью движения транспорта 60-90 км/ч, априори создает опасную ситуацию. В этом случае водителю трудно остановить машину быстро, даже если человека было видно за несколько метров.

Такая халатность со стороны нарушителя опасна, прежде всего, для них самих: 10% сбитых людей гибнет, а остальные получают повреждения разной степени тяжести. К тому же пешеход-виновник ДТП обязан компенсировать ущерб, нанесенный другим участникам происшествия.

Со стороны властей применяются меры для сокращения численности трагических случаев, например:

  • дополнительное освещение пешеходных переходов;
  • установка дополнительных знаков и светофоров в опасных местах;
  • создание подземных переходов;
  • применение санкций и штрафов к пешеходам-нарушителям.

Немало зависит от изучения правил дорожного движения, поэтому во многих школах и других учебных заведениях выделяются занятия для повышения дорожной грамотности.

Но порой и этого недостаточно, потому что большую роль играет человеческий фактор, и только от ответственности и внимательности пешехода зависит его безопасность.

Новый штраф по статье 12.18 с изменениями

Ответственность сторон

Ответственность сторон определяется судом в соответствии с законодательством РФ, а именно КоАП и УК. Во время расследования учитываются все обстоятельства случившегося. Главный принцип определения наказания – обоюдная ответственность. То есть, если виновный в происшествии водитель, то именно он выплачивает компенсацию пострадавшему, если пешеход – то на него ложится обязанность по возмещению ущерба владельцу автомобиля.

Ответственность водителя

Наиболее распространенными причинами ДТП по вине водителя является превышение максимально допустимой скорости передвижения на определенных участках, неисправность автомобиля, невнимательность в местах, предназначенных для движения пешеходов.

Иногда возникают ситуации, когда даже самый ответственный и внимательный водитель совершает случайный наезд на пешехода. Например, если человек неожиданно упал на дорогу, и у водителя не было возможности своевременно затормозить.

В большинстве случаев водителю придется нести ответственность за случившееся, даже если
ДТП произошло по вине пешехода. Это происходит, потому что доказать факт грубого нарушения на практике очень трудно.

Поэтому важно найти свидетелей случившегося. Наиболее верным решением для защиты своих интересов станет обращение к профессиональному юристу.

Если в происшествии виноват водитель, то для определения ответственности в первую очередь оценивается ущерб, нанесенный пострадавшему. Если это смерть или тяжкие телесные повреждения – возникает уголовная ответственность.

Ответственность водителя определяется исходя из сопутствующих факторов.

  • Если авария с наездом на пешехода произошла по причине нарушения ПДД, то водителю вменяется административная ответственность в виде штрафа – 1500-2500 р.
  • При нанесении легкого вреда здоровью, то штраф за ДТП с пешеходом варьируется от 2500 до 5000 р.
  • За причинение ущерба средней тяжести водитель обязан оплатить штраф в размере 10000- 25000 р.
  • Если в результате аварии пешеход получил тяжелые травмы или погиб, виновник не только обязан оплатить штраф, но и понести уголовную ответственность.

При рассмотрении дела о наезде на пешехода рассматривается не только величина ущерба, но и другие факторы, сопутствующие происшествие, например: нарушения ПДД участниками происшествия, погодные явления, видимость, факт алкогольного опьянения.

Независимо от того, кто был виновником аварии, водитель покрывает расходы на лечение сбитого человека.

Ответственность пешехода

Если авария произошла по вине пешехода, то именно он должен компенсировать причиненный ущерб водителю, и оплатить ремонт разбитого транспортного средства. Максимальный штраф, возможный для пешехода за нарушение правил дорожного движения, составляет 1000 рублей. Но эта сумма актуальна только в случае, если действия нарушителя не повлекли за собой последствий в виде материального или физического ущерба другим участникам движения. В такой ситуации последует более жесткое наказание:

  • за причинение легкого или среднего вреда здоровью водителя ТС и других лиц – штраф 1-1,5 тыс. рублей;
  • тяжкие повреждения или гибель участников происшествия – уголовная ответственность, возможно, в виде лишения свободы;
  • смерть двух или более человек – тюремное заключение до 7 лет.

Поэтому пешеходам не стоит надеяться на удачу или на скорость реакции водителя, и быть предельно внимательным при переходе дороги. Иначе нарушитель рискует не только своей жизнью и здоровьем, но и безопасностью других лиц. А это в свою очередь влечет за собой серьезную ответственность.

Пути решения конфликта

В некоторых случаях дело может не дойти до правоохранительных органов и стороны полюбовно договариваются на месте. Для этого участники происшествия сами определяют размер компенсации пострадавшему. Но такой исход возможен, только если нет серьезного ущерба здоровью. Даже если сбитый гражданин убеждает автовладельца, что с ним все в порядке, и намеревается уйти с места события, не стоит на это соглашаться.

Ведь существует риск, что спустя время потерпевший человек одумается и подаст в суд, указав в заявлении номер и марку автомобиля, аргументируя тем, что водитель скрылся с места происшествия. И тогда никто не сможет доказать невиновность автовладельца. Поэтому лучше заранее подстраховаться и взять с пешехода расписку о том, что он не имеет претензий.

Важно! Расписка может лишь подтвердить факт того, что пешеход признает свою вину в аварии, но она не поможет водителю доказать свою правоту в суде. Поэтому лучше сразу вызывать ГИБДД для оформления происшествия и по возможности найти свидетелей аварии.

Если авария все же произошла, водителю стоит придерживаться таких правил:

  • нельзя покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД;
  • нельзя передвигать с места транспортное средство, даже на маленькое расстояние;
  • не стоит пытаться оказывать доврачебную помощь пострадавшему, не имея специальных навыков;
  • чтобы быстро доставить пострадавшего в больницу при сильных повреждениях, лучше использовать попутный транспорт.

Если владелец автомобиля нарушит хотя бы один из этих пунктов, он не только усложнит процесс расследования, но и будет оштрафован.

По приезду сотрудники ГИБДД собирают факты и улики происшествия, чтобы в дальнейшем можно было вынести справедливое решение по делу.

После вызова ГИБДД

Чтобы посодействовать работе ГИБДД по приезду, и одновременно собрать доказательства своей невиновности, водителю рекомендуется выполнить такие действия:

  • Поиск свидетелей – необходимо собрать данные очевидцев, которые смогут дать показания об аварии и дальнейших событиях.
  • Установка аварийного знака в случае торможения юзом. Этот факт позволит определить скорость движения и подтвердить попытку водителя остановить транспортное средство.
  • Позаботиться о том, чтобы все улики происшествия оставались на своих местах (осколки стекла, пластика и т.д.).
  • Сфотографировать место происшествия, уделив внимание деталям.
  • Предоставить файлы с видеорегистратора или камер наружного наблюдения, если им удалось запечатлеть момент аварии.

Когда сотрудники ГИБДД прибудут на место, водитель обязан находиться рядом во время составления протокола. Причем он имеет право вносить правки или уточнения в материалы дела, если указанная информация не верна. Не стоит спорить или грубить правоохранителям, чтобы не вызвать сомнения в своей невиновности или адекватности. Лучше пригласить на место происшествия адвоката, который поможет отстоять интересы.

Составляется только после того, как будут выслушаны все участники аварии и возможные свидетели. В нем должны отражаться все условия, которые могли спровоцировать аварию, чтобы доказать невиновность водителя и отсутствие намеренного умысла со стороны пешехода.

Время чтения: 6 мин.

Штраф за непропуск пешехода

🚶🚗👮 Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода? Когда нужно уступать пешеходу? Как правильно пропустить пешехода? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе (штраф за зебру) в 2020 составляет:

от 1500 до 2500 руб.

Статья 12.18. КоАП РФ (Можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней)

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф 1500-2500 рублей за непропуск пешехода в большинстве случаев выписывается сотрудником ГИБДД за одновременное нахождение на зебре ступившего на проезжую часть пешехода и проезжающего перед ним по зебре автомобилиста.


Автомобиль источник повышенной опасности, способный лишить незащищенного пешехода здоровья и жизни. Следуя букве и духу закона, водитель обязан пропускать пешехода почти во всех возможных ситуациях.

Штраф относится как к нерегулируемым пешеходным переходам, так и к случаям поворота на перекрестках. Конкретный размер штрафа определяет инспектор ГИБДД.

Штраф за непропуск пешеходов на «зебре» в 2020 году

Штраф за непропуск пешеходов, переходящих дорогу по зебре (нерегулируемый перекресток, либо поворот на перекрестке налево/направо) предусмотрен Статьей 12.18 КоАП РФ. Он варьируется в размере от 1500 до 2500 рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Что значит не уступить дорогу пешеходу?

Споры вокруг Статьи 12.18 КоАП сосредоточены вокруг понятия «уступить дорогу». Трактовка этого понятия несколько раз изменялась, его до сих пор по-разному определяют некоторые водители, суды и сотрудники ГИБДД.

КоАП за разъяснениями отсылает к разделам ПДД РФ.

Определение в комментариях к ПДД РФ пункт 1.2

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

По факту доказать же, что изменение направления движения пешехода и его скорость изменились именно из-за действий автомобилиста чрезвычайно сложно. Формулировка очень расплывчатая и требовала пояснений.

29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

ПДД РФ п.14.1 и п 14.2

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?

  1. Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
  2. Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
  3. Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
  4. Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
  5. Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.

Не пропустил пешехода - как доказать свою невиновность?

Автомобилист способен причинить пешеходу тяжкие телесные порождения или даже стать причиной его смерти. Автомобиль средство повышенной опасности и забывать об этом не следует. Однако часто сотрудники ГИБДД перегибают палку и ставят выписывание штрафа за непропуск «на зебре» на поток.

Если автомобилисту ставится в вину непропуск пешехода прежде всего стоит разобраться в обстоятельствах предполагаемого правонарушения. Посмотреть видео с инцидентом и по возможности опросить самого пешехода. Зачастую сотрудники ГИБДД сами понимают шаткость своей позиции и отпускают дотошливых водителей.

При неоспоримости вины, в некоторых случаях имеет смысл апеллировать к действиям в ситуации «крайней необходимости». Если вы везли ребенка в больницу или жену в роддом.

Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Кроме того снизить штраф могут обстоятельства смягчающие вину.

Статья 4.2. КоАП РФ Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

  1. Раскаянье и осознание содеянного,
  2. Добровольное исправление поведения,
  3. Явка с повинной,
  4. Содействие в расследовании дела,
  5. Компенсация последствий (добровольная),
  6. Совершение правонарушения в состояние аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,
  7. Беременность, малолетний ребенок.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо (сотрудник ГИБДД), рассматривающие дело могут принять во внимание другие обстоятельства, смягчающие вину. Главное рассказать стороне, выносящей решение по вашему вопросу, о такой возможности и добавить от себя обстоятельства:

  • Плохая видимость на дороге,
  • Метеоусловия,
  • Неудовлетворительное состояние дорожного полотна,
  • Отвлекающая реклама,
  • Высокая не прогнозируемая скорость пешехода.
Нормы ПДД и КоАП не являются истиной в последней инстанции. Случается, что слепое следование прописанным нормам приводит к еще более печальным последствиям чем их нарушение. Подтверждение этого прописано в Кодексе об Административных Правонарушениях, пункте 2,7 (Крайняя необходимость) . Если непропуск пешехода был вызван экстраординарными обстоятельствами – сообщите об этом сотруднику ГИБДД!

Обстоятельства, при которых не нужно пропускать пешехода на «зебре»

  1. Если рядом с зеброй установлен светофор и для пешеходов горит запрещающий (красный) свет.
  2. Если есть риск столкновения с идущим сзади транспортного средства вследствие вашего экстренного торможения. Такой непропуск следует обозначить звуковым сигналом.

Когда еще нужно уступать пешеходу на дороге?

Уступать (предоставлять преимущественное право движения) пешеходу исходя из ПДД РФ следует не только на зебре! По закону пешеходы могут двигаться без помех и не останавливаясь в следующих случаях:

Правило

Пункт ПДД

Пример

Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорог, а машина появляется из-за поворота

(Пункт 13.1. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина заезжает с дороги (во двор).

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина выезжает на дорогу (из двора)

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход слепой

(Пункт 14.5. ПДД РФ )


Пешеходы идут к общественному транспорту со стороны дверей рядом с остановкой

(Пункт 14.6. ПДД РФ)

Нарушение прав пешеходов в местах с отсутствующей разметкой (в местах без зебры) сложно доказать, и сотрудники ГИБДД редко «ловят» этих водителей. Однако, в случае ДТП, если при выяснении всех обстоятельств случившегося, факт нарушения подтвердится, обстоятельство приведет к ужесточению наказания виновного.

Штраф за непропущенного пешехода на зебре с камер ГИБДД

В России несколько лет подряд проводится тестирование автоматической системы фиксации нарушений на зебре (пешеходных переходах).

Эксперимент проводился в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград) а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).

С одной стороны, новый способ оценки нарушения беспристрастен, всепогоден и обходится государству дешевле содержания патрулей ГИБДД. С другой стороны, программный алгоритм заложенный в основу комплекса все еще часто ошибается и до конца не может вникнуть в суть нарушения.

Штрафы для пешеходов представляют собой средство воздействие на лиц, которые хоть и не выступают автолюбителями, но всё же создают препятствия и нарушают безопасность движения на проезжей части. Перечень возможных правонарушений, которые влекут за собой возможность применения штрафной санкции, ограничен, однако, постоянно предлагаются варианты для введения новых видов проступков, способных повлечь наказание, если таковые нарушают порядок дорожного движения и мешают водителям.

Говоря о законодательном регулировании рассматриваемого вопроса, следует отметить два основных источника положений, которые позволят скоординировать поведение лиц на пешеходных переходах, а также повлиять на таковых. При этом нормативно-правовые акты регулярно обновляются за счёт вносимых предложений, вытекающих из характера поступков нарушителей.

Обязанности указанной категории лиц устанавливаются специальными положениями, регулирующими движение автомашин, а штрафы пешеходу и конкретные меры принуждения за такие нарушения КоАП РФ.

Чтобы определиться с тем, почему назначаются штрафы пешеходу за нарушение ПДД, сначала нужно отметить список обязанностей, возлагаемых на такового законодателем:

  • преодоление проезжей части должно осуществляться людьми только там, где специально для этого отведены места;
  • если отсутствуют специальные разметки для преодоления проезжего участка, то лицо должно двигаться только по линии боковых участков (например, тротуара или обочине);
  • пересекать дорогу при отсутствии соответствующих обозначений допускается только по прямой траектории, перемещение по диагонали запрещается;
  • лицам требуется самостоятельно оценивать уровень защищённости лиц на дороге, а не перекладывать всё на водителей;
  • проход через проезжую часть без разметки разрешается только, если дорога хорошо просматривается по обе стороны, независимо, какие направления перемещения авто на таковой предусмотрены;
  • обязательно должна проводиться оценка размера территории, разделяющей человека и автомобиль;
  • не разрешается умышленно возводить препятствия, мешая другим участникам движения, что может повлечь аварийные ситуации;
  • двигаться лицу нужно только без остановки, задержка возможна только при наличии уважительной причины;
  • у пешеходов обязательно должны быть предметы со светоотражающей поверхностью, если переход осуществляется в тёмное время суток;
  • если по дороге движется транспорт со специальным сигналом, то переход запрещён, а если таковой уже начался, то гражданин должен вернуть на тротуар.

Соответственно, несоблюдение указанных выше положений может повлечь основания для наложения штрафа на граждан со стороны ГАИ. Однако не всегда невыполнение подобных обязанностей приводит именно к штрафу и административной ответственности.

Несмотря на то, что для водителей также предусмотрено большое количество правил, которые призывают уступать пешеходам дорогу, сбавлять скорость, не осуществлять обгоны и , нередко ситуация во многом спровоцирована именно необдуманными действиями прохожих. При такой ситуации Госавтоинспекция штрафовать будет пешехода, а автолюбители могут избежать мер принуждения, даже если таковым пришлось нарушить ПДД.

Правонарушения, исходящие со стороны пешеходов, а не водителей, не предполагают широкого перечень поступков, за которые можно будет налагать штраф. Однако сам факт наличия правил для осуществления дорожного движения предполагает, что таковые должны соблюдаться любым участником движения на проезжем участке дороги, что может быть не связано с управлением автомашиной.

Увидеть противоправные действия пешеходов и зафиксировать таковые не всегда представляется возможным. По этой причине практика показывает, что отсутствие точных сведений мешает наказывать нарушителей в рядах пешеходов.

Можно установить большое количество вариантов санкций, которые применяются при нарушении указанными лицами ПДД. Например, чаще всего применяются штрафы пешеходам за переход в неположенном месте проезжей части, что выступает лишь одним из возможных вариантов игнорирование правил.

Для полной оценки случаев, которые могут повлечь за собой определённые меры воздействия, следует рассмотреть варианты нарушений подробно:

  1. Неправильное пересечение проезжей части. Здесь речь идёт о переходе дороги там, где это не положено. По правилам пешеходные зоны обозначаются специальной разметкой в виде «Зебры» бело-жёлтого цвета, а также дорожными знаками (квадратное синие обозначение с изображением пешехода). Только при отсутствии таких указателей можно совершить попытку перейти дорогу, но только после проверки ближайшей местности, ведь переход может находиться чуть дальше (многие граждане, чтобы сэкономить время, переходят дорогу за несколько метров до пешеходного перехода, что в большинстве случаев приводит и к авариям, и к применению штрафов).
  2. Отсутствие на одежде. Особенно это касается родителей, которые не думают о детях, и позволяют таковым ходить по улице в тёмное время суток. Однако здесь есть оговорки. Если лицо находится в пределах города, то такое правило носит рекомендательный характер, за пределами населённого пункта наличие подобного отражающего света обязательное условие.
  3. Создание помех дорожному движению. Реализовать подобное нарушение можно различными способами. Здесь нередко к штрафам приводит не только умышленное создание препятствий водителям, но и действия, носящие неосторожный характер. Создание помех может выражаться в медленном переходе дороги, попытке остановиться в центре пешеходного участка и так далее.

Кроме того, любые нарушения, касающиеся несоблюдения ПДД, способны в результате повлечь штрафную санкцию, а также когда подобные действия пешеходов приводят к тяжким последствиям.

Отдельно нужно упомянуть такую идею, как введение штрафа за движение пешеходов и велосипедистов по проезжей части в наушниках. Вызвано такое желание тем, что при отсутствии полноценной слышимости, у человека притупляется внимание, которое в итоге может привести к аварийной ситуации. Выдвинута подобная идея онлайн на официальном сайте «Российской общественной инициативы». На данный момент предложение лишь рассматривается и поддерживается гражданами (за подобный штраф проголосовало около трёхсот человек), однако, на обсуждение в законотворческие органы проект не поступал.

Штраф пешеходу за переход в неположенном месте где посмотреть и сколько составляет стоимость такового можно свободно узнавать, обращаясь к КоАП РФ так же, как при иных вариантах несоблюдения предписаний. При этом ПДД не устанавливают точные меры воздействия, что и требует обращения к административному законодательству.

В КоАП РФ следует исследовать и применять статьи 12.29 и 12.30, которые отражают все ситуации, приводящие к реализации штрафной санкции в отношении пешехода.

Согласно указанным выше нормам, размер штрафов, предусмотренных для пешеходов, можно разделить на несколько групп:

  • при любом варианте нарушения правил дорожного движения к лицу применяется штрафная санкция, стоимость которой составит пятьсот рублей, либо направляется предупреждение (на практике в первый раз применяется предупреждение, при повторном нарушении одного и того же правила выписывается штраф);
  • создание помех передвижению авто повлечёт за собой штраф, составляющий одну тысячу рублей (на практике подобное встречается редко, поскольку данный вид правонарушения затруднительно зафиксировать документально);
  • несоблюдение предписаний, в том числе пересечение дороги в непредназначенном для этого месте может повлечь штраф в пределах с одной тысячи до полутора тысяч рублей, если результатом такого правонарушения стало нанесения вреда здоровью (санкция будет действовать при лёгком и среднем вреде здоровью).

При применении последнего варианта наказания следует понимать, что пострадавшим может быть любой участник дорожного движения, будь то другой пешеход, пассажир или водитель.

Примером из практики может служить ситуация, случившаяся в Воронежской области в 2017 года. Лицо в непредназначенном для этого месте пересекал дорогу, несмотря на плотный поток машин. В итоге водитель одного из автомобилей совершил манёвр, отъехал назад, чтобы не сбить человека, но в результате этого пострадал другой пешеход, который сзади авто переходил дорогу по «зебре». В итоге пешеходу-нарушителю выписали в штраф в размере полутора тысяч рублей, поскольку пострадавший получил лёгкий вред здоровью.

Основанием для наложения на нарушителя штрафной санкции выступает зафиксированное нарушение ПДД, составление протокола и постановления об административном правонарушении. Такой документ должен отражать характер нарушения, срок для исполнения наказания и непосредственно размер такового. Квитанция на уплату штрафа направляется лицу вместе с постановлением, в таковой обязательно должны быть прописаны имя, отчество, фамилия, дата рождения, номер постановления, сумма задолженности, месяц и год формирования.

Если подойти к оплате задолженности своевременно, а именно в первые двадцать дней, то можно получить «скидку» и сократить штраф на пятьдесят процентов.

Проверять наличие задолженности и оплачивать таковую можно несколькими способами, независимо, попадет лицо на «скидку» в пятьдесят процентов или нет.

Относят к таким вариантам следующее:

  1. Непосредственно на посту ГАИ. Штраф выписывают на месте, и тут же лицо может оплатить таковой. Однако на практике граждане предпочитают платить штраф позже.
  2. Использование терминалов ГИБДД. Таковые располагаются непосредственно на территории Госавтоинспекции или иных учреждениях.
  3. Сбербанк. Квитанцию можно представить сотруднику банка, который по сведениям в документе осуществит проверку задолженности и примет оплату.
  4. Сайт «Госуслуги». Использование электронного ресурса осуществляется бесплатно. Достаточно внести сведения с квитанции и за счёт банковской карты или электронных денег погасить задолженность.
  5. Банковские терминалы. Здесь также лучше обращаться к Сбербанку, который также предлагает интернет-банкинг, позволяющий не выходя из дома оплачивать задолженности, в том числе штрафы ГИБДД.

Гражданина не обязывают выбирать из предложенных выше вариантов что-то конкретное. В большинстве случаев нарушители обращаются в Сбербанк.

Отдельно нужно сказать о правилах оплаты штрафа, а именно периоде времени, который для этого предоставляется. Административное постановление даёт возможность в течение шестидесяти дней внести платёж. Однако если указанный срок будет пропущен, то можно получить дополнительный штраф, который будет представлять собой удвоенную сумму изначального взыскания. Кроме того, по истечению месяца сотрудники ГИБДД могут передать постановление в службу судебных приставов, которые путём принудительных мер взыщут указанную сумму долга.

Как оспорить штраф?

Оплата штрафов, полученных со стороны ГИБДД, осуществляется в том случае, когда гражданин согласился с предъявленным обвинением в административном правонарушении. Однако практика показывает случаи, когда лицо несогласно с постановлением и не считает, что нарушило ПДД. В этой ситуации не следует просто игнорировать штрафную санкцию, нужно пройти процедуру оспаривания для достижения справедливости.

Обжалование постановления о факте административного правонарушения пешеходом осуществляется путём направление заявления в судебный орган. В некоторых ситуациях допускается пожаловаться на действия сотрудников ГАИ вышестоящему должностному лицу или в прокуратуру.

Чтобы процедура оспаривания была возможной, следует учесть ряд моментов.

Относят к таковым следующее:

  • изначально при составлении процессуальных документов, фиксирующих факт нарушения ПДД, пешеход должен обозначить в протоколе, что не одобряет выдвинутое обвинение, указав, что с административной ответственностью не согласен и правилами не пренебрегал;
  • следует знакомиться с материалами дела, начиная с составления протокола, заканчивая судебным разбирательством. Чтобы быть в курсе того, как и почему было выдвинуто обвинение и назначена подобная санкционная мера;
  • пешеходу нужно позаботиться о доказательствах невиновности заблаговременно, поскольку это может исключить дальнейшее производство по делу (смогут помочь свидетельские показания, видеозаписи и так далее);
  • нужно самостоятельно сформировать схему дороги и отражать те события, что произошли (разрешается предоставлять фото).

При отсутствии обоснования позиции об оспаривании у лица мало шансов добиться положительного решения суда на этот счёт. Поскольку сотрудники ГАИ в большинстве случаев опираются на такие доказательства, как видео и фото, а также показания очевидцев, полученные непосредственно после происшествия.

Говоря о сроках оспаривания, которые также важны для правильной реализации процедуры, то на это даётся десять дней, то есть период, после которого постановление вступит в силу. Только наличие уважительной причины позволяет пропустить указанное время и восстановить срок обжалования, что делается также в судебном порядке. Однако, несмотря на предоставления подобной возможности, на практике крайне мало случаев, когда суд удовлетворяет заявления пешехода.

Таким образом, водители не единственные, кто может быть оштрафован за нарушение правил осуществления движения на дорогах. Для пешеходов отдельно предусматриваются меры административного и даже уголовного воздействия на случай несоблюдения ПДД, в том числе, когда правонарушение приводит к причинению вреда состоянию здоровья иных лиц. Размер штрафов для данной категории участников движения варьирует с пятисот рублей до полутора тысяч, также возможно получить предупреждение на случай первичного совершения проступка.

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -
(Абзац дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2009 года Федеральным законом от 7 мая 2009 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

Комментарий к статье 12.29 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

2. Часть 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения. Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пассажир - лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, мопедом, либо возчиком. Признаком части 3 данной статьи является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром в состоянии опьянения.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.

Другой комментарий к статье 12.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Правилам дорожного движения под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. По смыслу Правил пешеходы относятся к участникам дорожного движения.

2. Обязанности пешеходов и иных участников дорожного движения определены п. 4.1 - 4.8 Правил дорожного движения (п. 4.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), в соответствии с которыми пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств, по правой стороне, не более чем по четыре человека в ряд. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - сигналами транспортного светофора.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.

3. Согласно п. 5.1, 5.2 Правил дорожного движения пассажиры транспортного средства обязаны:

При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается:

Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

Открывать двери транспортного средства во время его движения.

4. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в противоправных действиях (бездействии) участников дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), не исполняющих свои обязанности, определенные Правилами дорожного движения, либо уклоняющихся от их исполнения (при бездействии).

5. О квалифицирующих признаках состояния опьянения см. п. 2, 3 комментария к ст. 12.8.

6. Субъектами данного административного правонарушения являются участники дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), статус которых определен Правилами дорожного движения.

Под механическим транспортным средством согласно Правилам дорожного движения подразумевается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Согласно п. 1.2 Правил под мопедом понимается двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Под возчиком по смыслу комментируемой статьи понимается лицо, управляющее гужевым транспортным средством. К другим лицам, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, по смыслу ч. 1, 2 данной статьи не относятся пешеходы, пассажиры и водители механических транспортных средств.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами (см. п. 5, 6, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о данных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

И транспортное средство, и пешеход в равной степени являются участниками дорожного движения, с той лишь разницей, что при этом пешеход, в отличие от транспортного средства, не относится к источникам повышенной опасности.

В силу этого, требования ПДД по отношению к пешеходам сводятся к минимуму, регламентируя, по сути, только правила пересечения дорог по пешеходным переходам и на регулируемых перекрестках. О том, что грозит пешеходу за нарушение ПДД, мы поговорим ниже.

Виды ответственности пешехода

Требования, предъявляемые законом к пешеходам, как к участникам дорожного движения, содержатся в пункте 1.2 ПДД. Нарушение пешеходами требований ПДД может стать основанием для наступления различных видов ответственности, включая уголовную, административную и гражданскую.
Вид ответственности будет зависеть от тяжести наступивших в результате нарушения последствий.

Тяжкие последствия подпадают под действие ст. 268 УК РФ. Нарушение, повлекшие за собой незначительные последствия, или вообще не имеющие последствий, подпадают под действие КоАП РФ.

Что касается гражданской ответственности, то она всегда является производной от административной или уголовной ответственности. Упрощенно говоря, требования о возмещении причиненного в результате нарушения ПДД ущерба можно будет предъявить только в процессе привлечения или после привлечения виновного к административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность пешеходов

Пешеход может быть привлечен к ответственности, если нарушение ПДД:

  • не повлекло причинение вреда здоровью или создание помех в движении транспортных средств, — в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ);
  • повлекло создание помех в движении транспортных средств, — в виде штрафа в размере 1 000 руб. (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ);
  • повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — в виде штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).

Уголовная ответственность пешеходов

Пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности, если нарушение им ПДД имеет характер преступления, а именно:

  • повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, — в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть человека, — в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть двух или более лиц, — в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

При этом пешеход, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, нарушив ПДД, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если он возместил ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением вред (ст. 76.2 УК РФ).

Справка. Преступления небольшой или средней тяжести

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы (


Top