Что проверит инспектор ростехнадзора в школе. Проверка организации ростехнадзором. Как подготовиться к предстоящей проверке

Ростехнадзор уполномочен проверять большинство работодателей всех отраслей экономики.

В связи с этим перечислить универсальный перечень документов и вопросов для проверки очень трудно.

Вначале Ростехнадзор будут интересовать документы, касающиеся эксплуатации предельно опасных производственных предприятий: всевозможные проекты работ, разрешения, приказы, планы работ, обслуживание ОПО, договора и т.д.

Сузить круг вопросов в ходе проверки электрохозяйства поможет административные регламенты Ростехнадзора.

В них имеется порядок действия работников службы перед и во время проверок. Их более десяти.

Предприятиям, занимающихся в сфере недропользования, необходим административный регламент, согласованный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 года.

Компаниям, занимающимся в области проектирования, понадобится регламент, утверждённый приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года, а строительным предприятиям необходим приказ от 31 января 2013 года.

Большинство руководителям предприятий должны ознакомиться с административным регламентом от 30 октября 2008 года №280. Он касается процедуры контроля правил эксплуатации опасных производственных объектов.

В нём содержится примерный список документов, которые изучаются в ходе проверки.

Примерный перечень основных документов:

  • документы, которые подтверждают наличие у предприятия на права собственности либо другого основания опасного производственного объекта;
  • свидетельство о гос. регистрации гражданина в роли ИП – для ИП;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • документы о гос. поднадзорного предприятия в роли юр. лица – для юр. лица;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в гос. реестре опасных производственных объектов;
  • одобрение на ввод в эксплуатацию опасной производственной компании;
  • заключение, декларация экспертизы промышленной безопасности;
  • разрешение на эксплуатацию опасного производственного предприятия.

Что ещё могут проверить Ростехнадзор в области электробезопасности предприятия?

В ходе проверки ознакомление происходит не только с документацией. Ростехнадзор проведёт осмотр мест, где располагаются ОПО.

Пристально осмотрят внешний вид объектов и его отдельные части.

Какие документы составляются?

Если в процессе проверки электрохозяйства Ростехнадзор выявил на ОПО несоблюдение требований промышленной безопасности, он выписывает проверяемому предприятию предписание об устранении этих нарушений в указанные сроки.

Помимо этого, на компанию, директора и должностных лиц накладывается административная ответственность согласно статьям 9.1 и 9.19 главы кодекса РФ.

Ответственность и штрафы за нарушения

Предусмотрены следующие наказания и штрафы:

Несоблюдение требований промышленной безопасности к переработке, получению, хранению, уничтожению, перевозке и учёту взрывчатых веществ на ОПО влечёт административный штраф:

  • для должностных лиц 30000 – 40000 руб. либо отстранение на 1 – 1.5 года;
  • для граждан 4000 – 5000 руб.;
  • для юр. лиц 300000 – 400000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Несоблюдение требований промышленной безопасности производства на ОПО влечёт административный штраф:

  • для физ. лиц 2000 – 3000 руб.;
  • для должностных лиц 20000 – 30000 руб. либо отстранение на 6 – 12 месяцев;
  • для юр. лиц 200000 – 300000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Грубое несоблюдение требований безопасности либо несоблюдение условий лицензирования деятельности на ОПО влечёт административный штраф:

  • для юр. лиц 500000 – 1000000 руб. либо отстранение до 90 суток;
  • для должностных лиц 4000 – 50000 руб. либо отстранение на 1 – 2 года.

Использование ОПО без страхования ОПО предполагает штраф:

  • для юр. лиц 300000 – 500000 руб.;
  • для должностных лиц 15000 - 20000 руб.

Все владельцы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны оформить лицензию на эксплуатацию ОПО. Одним из условий получения этого разрешительного документа является успешное прохождения выездной предлицензионной проверки инспекторами Ростехнадзора. К тому же сейчас предлицензионная проверка организуется и при переоформлении лицензии на эксплуатацию ОПО в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности (согласно п. 6.1 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Для владельцев ОПО проверка Ростехнадзора – это всегда стресс, даже если соблюдаются все требования, правила и нормы промышленной безопасности. Отсутствие даже одного документа может привести к отказу в выдаче лицензии и растянуть срок получение разрешительного документа еще на 45 дней.
В этой статье мы предлагаем 15 ключевых рекомендаций, которые помогут организациям, эксплуатирующим ОПО, успешно пройти предлицензионную проверку и получить заветный бланк разрешительного документа.
Совет 1. Проверьте, все ли технические устройства и иные составляющие объекта внесены в Сведения, характеризующие ОПО, правильно ли указаны параметры оборудования (например, длина и диаметр газопровода, количество опасных веществ и др.). Бывают случаи, когда сведения составлялись 1-3 года назад, и с тех пор на ОПО появились новые машины и механизмы, старые ТУ заменены на новые и т.д. Инспектор будет сравнивать содержание Сведений с фактическим составом ОПО. В случае разночтений он имеет право выставить замечания и дать отрицательное заключение по результатам проверки.
Совет 2. Проверьте, на все ли технические устройства, здания и сооружения на ОПО, их части (например, дымовая труба котельной) есть заключения экспертизы промышленной безопасности. Особенно обратите внимание на составляющие ОПО, срок службы (безопасной эксплуатации) которых истек. Проверьте, проведена ли очередная экспертиза ПБ в срок, установленный ранее проведенной экспертизой (не истек ли срок действия экспертизы ПБ).
Совет 3. Убедитесь, что у руководителя (зам. руководителя) предприятия, лица, ответственного за производственный контроль и за безопасную эксплуатацию ОПО, персонала, занятого на ОПО, есть действующие протоколы аттестации как по общим, так и по специальным правилам промышленной безопасности.
Совет 4. Проверьте наличие составленного в соответствии с последними нормами законодательства и согласованного с аварийно-спасательным формированием (АСФ) Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО с расчетно-пояснительной запиской. Параллельно убедитесь, что у вас есть действующий договор с АСФ на обслуживание ОПО в части локализации и ликвидации аварий.
Совет 5. Проверьте, разработано ли Положение о техническом расследовании причин инцидентов (ПРИ), и согласован ли этот документ с территориальным управлением Ростехнадзора. ПРИ не входит в комплект обязательных документов, которые подаются во ФСЭТАН вместе с заявлением на получение (переоформление) лицензии. Однако в ходе проверки инспектор обязательно спросит о его наличии. Нет ПРИ – есть повод получить отказ в выдаче разрешительного документа.
Совет 6. Убедитесь, что в срок до 1 апреля текущего года вашей организацией представлены в Ростехнадзор Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности (т.н. годовой отчет о производственном контроле). Сам факт непредставление отчета о ПК в установленный ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ срок является нарушением требований промышленной безопасности. Для проверяющего это станет дополнительным поводом выдать отрицательное заключение по результатам проверки.

Совет 7. Проверьте наличие для всего оборудования на ОПО полного комплекта нормативной и технической документации – деклараций и/или сертификатов (по ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»), паспортов с отметками о техническом освидетельствовании, руководства по эксплуатации, обоснования безопасности машин и оборудования и т.д.
Совет 8. Если вы эксплуатируете сеть газопотребления, проверьте, есть ли у вас документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании наружного (надземного и подземного) газопровода, эксплуатируемого в составе ОПО. Подойдет свидетельство о праве собственности, договор аренды. Как показывает практика, отсутствие этих документов становится частой причиной отказов в выдаче лицензии.
Совет 9. Если вы проводили на ОПО модернизацию, техническое перевооружение, замену частей оборудования, которое задействовано в технологическом процессе, изменение функционала технических устройств и т.д., убедитесь в наличии проектной документации на указанные изменения. Проект должен пройти обязательную экспертизу промышленной безопасности с регистрацией заключения экспертизы в Ростехнадзоре. Проверяющий обязательно запросит заключение ЭПБ на любую проектную документацию, касающуюся вашего ОПО.
Совет 10. Проверьте наличие договора на техническое обслуживание и ремонт оборудования, входящего в состав ОПО. Если вы проводите обслуживание и ремонт своими силами (есть штатные обученные и аттестованные специалисты), приготовьте подтверждающие документы на персонал – приказы, удостоверения, свидетельства, протоколы и т.д.
Совет 11. Убедитесь, что у вас в организации есть надлежащим образом заполненные журналы по основным направлениям ПБ: журнал ответственных лиц за эксплуатацию технических устройств; журнал регистрации мероприятий или приказов по результатам проведения производственного контроля; журналы осмотра, технического обслуживания и ремонта оборудования на ОПО; журнал учета аварий, журнал учета инцидентов; журнал учета противоаварийных, противопожарных тренировок; журнал регистрации и выдачи нарядов-допусков на проведение работ и т.д.
Совет 12. Если у вас на ОПО имеются средства измерений, проверьте наличие действующих сертификатов типа средств измерений, заключений поверки средств измерений и т.д.
Совет 13. Убедитесь в наличии инструкций по безопасной эксплуатации и режиму работы оборудования, которое используется на ОПО. С содержанием инструкций должен быть ознакомлен под роспись каждый сотрудник, занятый на объекте. Инспектор это проверит.
Совет 14. Убедитесь в наличии действующего договора и полиса (полисов) обязательного страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта на все ОПО, которые эксплуатирует ваша организация.
Совет 15. Непосредственно перед проверкой проведите визуальный осмотр ОПО, его составных частей, зданий и сооружений. Убедитесь в исправности оборудования, его приемлемом внешнем виде, удовлетворительном состоянии зданий и сооружений как внутри, так и снаружи. Рекомендуем, не дожидаясь последнего дня перед проверкой, провести чистку, ремонт и иные «косметические» процедуры для комплектующих опасного производственного объекта. Ваш ОПО «выходит в свет» (причем на очень ответственное мероприятие), поэтому должен выглядеть надлежащим образом.

И конечно же – БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ. Пусть вы с инспектором окажитесь по разные стороны баррикад, однако такт и уважительное общение никто не отменял.

Типы проверок Ростехнадзора:

  1. Плановые проверки (Глава 2 ст. 9 Федерального закона №294) – проверяется соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований промышленной безопасности, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления деятельности обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного и/или муниципального контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет, либо иным доступным способом.

В ежегодных планах проведения плановых проверок Ростехнадзора указывается следующая информация:

  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
  • место фактического осуществления деятельности;
  • цель и основание проведения плановой проверки;
  • дата начала и сроки проведения плановой проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющего проверку.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

  1. Внеплановая проверка (Глава 2 ст. 10 Федерального закона №294) — проверяется соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; выполнение предписаний органов государственного муниципального контроля (надзора); проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки Ростехнадзора:

  • Истечение срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
  • Поступление в Ростехнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах возникновения: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
  • Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в документарной или выездной форме.

Документарная проверка (Глава 2 ст. 11 Федерального закона №294) – представители Ростехнадзора вправе запросить любые документы, относящиеся к предмету проверки. Организация представляет все документы в течение десяти рабочих дней в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя.

Выездная проверка (Глава 2 ст. 11 Федерального закона №294) – проводится если документарная проверка не позволила убедиться оценить соответствие деятельности организации обязательным требованиям.

Любые проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя. В распоряжении указываются основания для проверки, срок и ее цель, виды проверок и объем мероприятий по проверке, а также указание для контролеров.

После завершения проверки должностные лица проверяющего органа обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 РФ № 141.

Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах отраженно в Административном регламенте в соответствии с приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 280.

Административная ответственность за нарушения в промышленности, строительстве и энергетике предусмотрена главой 9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. К основным видам санкций относят административное приостановление деятельности объекта на срок до 90 суток, а в отдельных случаях - дисквалификация руководителей предприятий.

Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

  • Проведение проверок
    • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении проверок
    • Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
    • Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок
    • Ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля
    • Информация о проверках деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также о направленных им предписаниях
    • Форма расчета УИН
  • Нормотворческая деятельность
  • Международное сотрудничество
    • Межведомственные международные соглашения и договоры
    • Международные организации и объединения, участие в которых принимает Ростехнадзор в рамках своей компетенции
    • Ежегодный отчет о деятельности Ростехнадзора в сфере международного сотрудничества
    • Наиболее значимые международные мероприятия с участием Ростехнадзора
    • Национальные доклады Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Конвенций МАГАТЭ
    • Результаты пост-миссии МАГАТЭ по комплексной оценке деятельности органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях в ноябре 2013 года
  • Реформирование подведомственных учреждений
    • Нормативные затраты
  • Государственные программы Российской Федерации
  • Государственная служба
    • Нормативные правовые и правовые акты
    • Вакансии
    • Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих
    • Образцы бланков и анкет
    • Кадровый резерв
    • Порядок обжалования результатов конкурсов
    • Сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда
  • Исполнение бюджета
    • Исполнение Федерального бюджета
    • Финансовый менеджмент
    • Методический кабинет
  • Госзакупки
    • Закупки центрального аппарата Ростехнадзора
  • Аттестация работников организаций
    • Нормативные документы
    • Организация работы по аттестации
    • Форма обращения
    • Центральная аттестационная комиссия
    • Государственная пошлина за выдачу удостоверения об аттестации
    • Экзаменационные билеты (тесты)
  • Прием отчетов о производственном контроле
  • Информатизация Службы
    • Полезная информация
    • Внедрение КСИ
    • Разрабатываемые информационные системы
    • Существующие информационные системы
    • Нормативные правовые акты в области информатизации
    • Межведомственное взаимодействие (организационно-распорядительные документы в связи с реализацией 210-ФЗ)
    • Автоматизированная информационная система «Отопительный период муниципальных образований» (АИС «ОПМО»)
  • Сведения о тестовых испытаниях кумулятивных зарядов
  • Анализ состояния оборудования энергетического, бурового и тяжелого машиностроения в организациях ТЭК
  • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Виды проверок Ростехнадзора

Проверки Ростехнадзора бывают:

  1. По возникновению оснований для проведения:

1.1. Плановые. Такие проверки ждут большинства предпринимателей не чаще, чем раз в 3 года. Однако в отечественном законодательстве присутствует список организаций, для которых установлен более короткий промежуток между плановыми проверками. Например, к ним относятся предприятия в сферах образования и здравоохранения.

Даты проверок Ростехнадзор обязательно согласовывает с Генеральной прокуратурой и после подтверждения публикует на официальном сайте, где с ними может ознакомиться любой желающий.

1.2. Внеплановые. Поводом для незапланированной проверки могут послужить заявления от граждан. Это могут быть сведения о нарушении на предприятии, которое может повлечь за собой (или уже повлекло) ущерб здоровью человека, животного или природе. Другой повод для внеплановой проверки - контроль исполнения ранее вынесенного предписания, у которого истекает срок.

Внеочередная проверка Ростехнадзора не объявляется на сайте, но она тоже согласовывается с прокуратурой. Однако и тут есть исключение - если поступили сведения об угрозе или вреде жизни людей, Ростехнадзор вправе самостоятельно инициировать проверку, а прокуратуру уведомить уже о начале работы.

  1. По процедуре:

2.1. Документарные. Такие проверки проводятся на расстоянии, заочно. Инспектор запрашивает у проверяемого определенный пакет документов (их копий) и указывает срок, в который они должны быть представлены. Это необходимо для того чтобы начать документарную проверку.

2.2. Выездные. Не позднее чем за 3 дня до проверки к предпринимателю должно прийти по почте или быть передано лично в руки письменное уведомление с датой визита. Инспекторы лично приходят на предприятие, осматривая подконтрольные им объекты повышенной опасности и сопутствующие документы.

Что проверяют

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия - от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

Но есть и общие моменты:

  1. Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора. Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:
  • Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  • Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  • Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  • Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  • Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  • Заключения экспертов промышленной безопасности;
  • Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  • Договоры страхования риска ответственности;
  • Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  • Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  • Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  • Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.
  1. Осмотр опасного производственного объекта на предмет выявления поломок и несоответствия нормам безопасности.

Осуществлять проверку имеют право только лица, указанные в приказе или распоряжении руководителя, которое они обязаны предъявить. Помимо списка инспектирующих, в приказе указывается основание проверки, ее вид, перечень мероприятий и сроки.

После проверки составляется два экземпляра акта по типовой форме. Если на предприятии есть журнал учета проверок (его ведение необязательно), инспектор оставляет в нем запись.

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора

Не забывайте, что проведение проверок Ростехнадзором служит одной главной цели – убедиться в надежности вашей деятельности с точки зрения охраны труда, а также надлежащего взаимодействия с опасными объектами.

Главное доказательство соблюдения вами всех правил - документы, поэтому всегда (вне зависимости от приближения планового визита инспектора) бережно собирайте и ведите все инструкции, акты, лицензии, графики, журналы учета. Будьте в курсе изменений в законах, вовремя переоформляйте лицензии, вносите в бумаги необходимые поправки. Не забывайте поддерживать требуемое состояние построек, помещений и зданий, вовремя организуйте диагностику и ремонт, а также контролируйте работу персонала, не оставляйте сотрудников без аттестации и необходимого для работы обучения.

Перестраховаться можно, обратившись в одну из коммерческих фирм, оказывающую помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Специалисты такой компании помогут подготовить как документы для проверки Ростехнадзора, так и сами промышленные объекты.

Если Ростехнадзор выявил нарушения

На каждое нарушение Ростехнадзор выдает предприятию предписание, в котором указано что и в какие сроки необходимо исправить. Через отведенное предписанием время инспектор обязательно вернется с проверкой, чтобы убедиться, что все ошибки устранены.

Помимо предписания, действует и система административных штрафов:

Штраф для физических лиц Штраф для должностных лиц (например, главный инженер) Штраф для юридических лиц
Нарушение лицензирования деятельности, промышленной безопасности

2 000 - 3 000 рублей

20 000 - 30 000 рублей (или отстранение от работы на срок до одного года) 200 000 - 300 000 рублей (или прекращение работы до трех месяцев)
Нарушение требований к взаимодействию с взрывчатыми веществами

4 000 - 5 000 рублей

30 000 - 40 000 рублей (либо отстранение на срок до полутора лет) 300 000 - 400 000 (или прекращение работы до трех месяцев)
Грубое нарушение лицензирования или требований безопасности, повлекшее к возникновению угрозы жизни человека 40 000 - 50 000 рублей (отстранение до двух лет) 500 000 - 1 000 000 рублей (остановка работы до трех месяцев)
Отсутствие обязательного страхования 15 000 - 20 000 рублей 300 000 - 500 000 рублей

Опасная продукция или сырье по решению Ростехнадзора может быть отозванной.

Когда решение Ростехнадзора можно обжаловать

В течение проверки инспекторы обязаны соблюдать ряд правил, нарушение которых дает вам право в дальнейшем обжаловать их решение (не позднее десяти дней с даты выдачи предписания). Поэтому, пока проверяют вас, проверяете и вы.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  1. Инспектирование осуществляет лицо, не указанное в распоряжении о проверке. В подобной ситуации вы можете отказать ему в доступе.
  2. При проверке отсутствует руководитель предприятия (либо его законный представитель). За исключением внеплановых проверок из-за аварий или возникновения угрозы жизни людей, вы вправе отказать инспектору в допуске.
  3. Процедура проверки выходит за указанную в предписании.
  4. С вас требуют плату за проверку. При необходимости вы оплачиваете только анализы и экспертизы - все остальное бесплатно.
  5. Требуют представить документы в срок менее десяти дней с момента получения запроса.
  6. Требуют заверить документы нотариально. По закону вы предоставляете распечатанные или электронные копии документов с печатью (если она предусмотрена) и подписью руководителя.

Профессионально и быстро подготовим организацию к проведению проверок Ростехнадзора.

Сроки и стоимость определяются объемом необходимых работ.

Объекты и основания проверки.

В зону ответственности Ростехнадзора попадают предприятия, которые относятся к опасным производственным объектам, а также проектируют, строят или ликвидируют данные объекты. Соответственно, вся важность такой проверки налицо. Также проверке подлежат и те организации, которые взаимодействуют с ОПО:

  • занимаются наладкой, изготовлением, ремонтом или монтажом оборудования;
  • осуществляют транспортировку опасных веществ для ОПО.

К ОПО в вышеперечисленных случаях относятся крупные промышленные объекты, сфера деятельности которых связана:

  • с разработкой и использованием недр,
  • использованием атомной энергии,
  • применением токсичных и взрывоопасных веществ,
  • использованием гидротехнических сооружений,
  • тепловых и электрических сетей.

По большому счету сюда можно отнести любые крупные промышленные производства, такие как горные работы, металлургию, электроэнергетику и т.п.
Основание для проведения проверки выступает Закон №116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Требования к проведению плановых проверок.

Согласно Закону №294-ФЗ от 26.12 08 г. проверки Ростехнадзора, как и любых других контролирующих организаций, делятся на плановые и внеплановые.

Проведение плановых проверок строго регламентировано. График их проведения утверждается заблаговременно и согласовывается с органами Прокуратуры. Информация о них проверяемым организациям доступна заблаговременно - с ней можно ознакомиться в сети Интернет. Кроме того, проверяющие обязаны предупредить о данном виде проверки за трое суток до ее начала, что дает возможность должным образом подготовиться к ней.

Тем не менее, 3 дня - срок довольно маленький, не всегда позволяющий разработать требуемые документы или привести в надлежащий вид отдельные процессы производственной деятельности. Поэтому стоит начать подготовку заблаговременно с четким соблюдением всех законодательных требований, предъявляемых к объектам повышенной опасности.

Основания для проведения внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в три года. Внеплановые проверки проводятся с любой периодичностью, и зависят от следующих условий:

  • приближающееся окончание срока исполнения ранее выявленных нарушений, в соответствии с выданным предписанием;
  • в случае поступления в органы Ростехнадзора жалоб о возможной угрозе жизни и здоровью граждан или состоянию окружающей природной среды в результате воздействия деятельности ОПО;
  • причинение вреда ОПО окружающей среде, либо жизни и здоровью населения;
  • возможности возникновения чрезвычайно ситуации;
  • при поступлении требования о проведении проверки (в виде приказа или распоряжения) вышестоящими органами, такими как Правительство РФ, Прокуратура или Распоряжение руководителя Ростехнадзора.

В любом распоряжении на проведение проверки в обязательном порядке указывается предмет ее проведения. В данном случае предметом проверок выступает:

  • проверка соблюдения ОПО требований промбезопасности;
  • соответствие законодательным требованиям о промышленной безопасности оборудования, материалов, технологических процессов, а также зданий и сооружений, используемых ОПО;
  • соблюдение ОПО требований по обоснованию промбезопасности.

На что обращается внимание в ходе проверки?

Проверки Ростехнадзора можно разделить на документарные и выездные. Вторые проводятся при недостаточности полученных сведений в ходе документарных проверок.

Что же касается проверяемой документации, то она определяется предметом проверки, Законодательными требованиями, а также видом деятельности ОПО. С примерным перечнем документов, запрашиваемых в ходе проверки можно ознакомиться в приказе Ростехнадзора №48 от 12.02.2016 г.

В целом, проверяемой организации следует подготовить следующий пакет документов для проверки:

  • Юридические документы, касающиеся области деятельности и регистрации ОПО:

    • учредительная документация;
    • реквизиты, ИНН;
    • договоры аренды или свидетельство собственности;
    • свидетельство о постановке ОПО на госучет и разрешение на его ввод в эксплуатацию;
    • лицензия на деятельность ОПО;
    • проектная документация (в сфере строительства, эксплуатации, ликвидации, переоборудования ОПО);
    • страховое свидетельство;
    • заключение экспертизы промбезопасности.
  • Документы, затрагивающие персонал ОПО:

    • режим работы и штатное расписание;
    • сведения об укомплектованности штата сотрудников;
    • прохождение обучения и аттестации работниками;
    • сведения о допуске к работам на ОПО;
    • должностные инструкции о безопасном ведении работ на ОПО;
    • приказы о назначении руководителя и ответственных за ведение опасных работ лиц.
  • Документация на используемое оборудование и технические устройства, такая, как:

    • перечень применяемого оборудования;
    • сертификаты и декларации;
    • эксплуатационная документация, в том числе и разрешения на применение;
    • сведения об испытаниях, освидетельствовании и диагностике применяемых устройств;
    • данные о поверке приборов, используемых для контроля производственных процессов;
    • сведения о ремонте оборудования;
    • информация о проверке сигнализации, а также срабатывания технической зашиты используемых устройств.
  • Информация о мероприятиях по осуществлению промбезопасности на объекте:

    • сведения о проводимом производственном контроле;
    • перечень мероприятий, разработанных на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий на ОПО, а также, в случае ранее возникавших подобных ситуаций - материалы по их расследованию и профилактике возможных причин аварий;
    • договор со службой, оказывающей содействие в ликвидации аварий и их последствий;
    • договоры с фирмами, осуществляющими техническое обслуживание ОПО.

Также проверяющими могут быть запрошены и другие документы, затрагивающие деятельность ОПО и обеспечение на нем промышленной безопасности.

Выездная проверка осуществляется на территории проверяемого объекта. Помимо документации инспекторами также будут обследованы здания и сооружения, оборудование, транспортные и технические средства, производимая продукция и соблюдение требований промбезопасности работниками предприятий.

Как подготовиться к предстоящей проверке?

Как говорилось ранее, в первую очередь проверке подлежит документация предприятия. Таким образом, необходимо:

  • содержать ее в надлежащем состоянии,
  • быть в курсе всех нововведений и изменений в законодательстве,
  • своевременно заполнять все журналы и проводить инструктажи,
  • в обязательном порядке направить на обучение всех ответственных сотрудников и руководителей,
  • а также контролировать соблюдение на ОПО промышленной безопасности и требований охраны труда.

Для подготовки к предстоящей проверке первоначально стоит организовать своими силами или заказать в спецорганизации аудит всей документации предприятия, своевременно восполнить перечень требуемых документов или устранить ошибки.

Также важным является своевременная диагностика и ремонт зданий, сооружений и технических устройств, используемых на объекте.

В обязательном порядке стоит проконтролировать применение всеми работниками объектов ОПО СИЗ и четкое соблюдение инструкций по технике безопасности.

Ответственность за нарушения.

По факту выявленных нарушений инспектором Ростехнадзора выдается предписание, где указывается вид нарушения и сроки, в которые его необходимо исправить. Нарушения подлежат ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Так, статья 9.1 п.1 содержит сведения о штрафных санкциях для юрлиц в размере до 300000 рублей при нарушениях промбезопасности на объекте.

Второй пункт данной статьи говорит о штрафе в размере до 400000 рублей при несоблюдении требований при обращении с взрывчатыми веществами.

Согласно третьему пункту вышеуказанной статьи размер штрафа может возрасти и до 1 000000 рублей при выявлении грубых нарушений промбезопасности.

Также штрафам в области нарушения законодательства в части обеспечения безопасности ОПО, посвящены и прочие статьи главы 9 КоАП.

Не стоит забывать, что исполнение выданного предписания обязательно будет проверено инспектором, для чего он повторно посетит предприятие с проверкой.

Ростехнадзор проверяет организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, энергоустановки, ведут строительство, эксплуатируют гидротехнические сооружения или объекты атомной энергетики. В статье мы расскажем, каким образом проводятся проверки, и где можно скачать проверочные листы.

Читайте в статье:

Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке

  • промышленной безопасности ();
  • безопасности гидротехнических сооружений ();
  • применения технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ();
  • электроэнергетики ();
  • программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, которые полностью или частично принадлежат государству ();
  • энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, оснащения приборами учета энергетических ресурсов ();
  • энергетического обследования ();
  • инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта саморегулируемыми организациями объектов капитального строительства (Приказ от 25.07.2013 № 325);
  • строительства, реконструкции объектов капитального строительства ();
  • пожарной безопасности взрывных работ ();
  • безопасного ведения работ, которые связаны с недрами ();
  • пожарной безопасности на подземных объектах ();
  • ядерной и радиационной безопасности ();
  • использования атомной энергии ().

Скачать проверочные листы Ростехнадзора:

Периодичность внепланового контроля не зависит от плана на сайте Генеральной прокуратуры. Инспектор Ростехнадзора имеет право провести проверки предприятий в любое время вне плана, если:

  • поступило обращение граждан, в том числе работников организаций, получена информация от госорганов, СМИ по вопросам в компетенции РТН;
  • истек срок исполнения ранее выданного предписания;
  • издан приказ о внеплановой проверке по поручению Президента или Правительства либо на основании соответствующего требования прокурора.

В распоряжении указывается, кто из специалистов будет проверять организацию, вид, цель и предмет проверки, срок ее проведения и т.д. От предмета инспекции и полномочий инспектора в области надзора зависит, что именно будет проверять РТН, а также по каким чек-листам.

Надзорный орган обязан согласовать внеплановые мероприятия по надзору с прокуратурой. В случаях, когда основанием стало заявление о вреде жизни или здоровью граждан, прокуратуру уведомляют без согласования (ч. 12 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Срок проверки крупных предприятий не превышает 20 рабочих дней, малых предприятий – 50 часов в год, микропредприятий – 15 часов в год. Это указано в статье 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Проверка Ростехнадзора по энергосбережению: что проверяют

Обязанность потребителей электроэнергетики установить и соблюдать режим энергосбережения указана в ПТЭЭП .

В ходе проверки инспектора РТН обязаны удостовериться, каким образом на проверяемом предприятии реализуются:

  • мероприятия по сбережению электрической энергии;
  • меры по энергосбережению в сфере тепло- и водоснабжения;
  • мероприятия по сбережению газа;
  • оптимизация работы канализации.

К основным мероприятиям по сбережению электроэнергии относятся:

  • оптимизация нагрузки в трансформаторах: снижение потребления электроэнергии до 10%;
  • замена устаревших электроустановок (электродвигателей) на современные модели с высокой энергоэффективностью;
  • замена системы освещения на более экономичную, внедрение новых энергоэффективных светильников, что позволяет добиться сокращения затрат на электроэнергию для освещения помещений до 70%. Переход на люминесцентные лампы позволяет снизить потребление электричества в 5 раз, а светодиодных светильников – в 8 раз.

Инспектор обязательно проверит как наличие, так и соблюдение параметров, указанных в паспорте энергоэффективности. Паспорт энергоэффективности объекта является документом, необходимым для получения разрешения на ввод его в эксплуатацию. Это документ, подтверждающий соответствие параметров построенного или реконструированного объекта капитального строительства проектной документации , в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В сферу надзора входит соблюдение на предприятии требований:

  • Закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Его обязаны исполнять как субъекты электроэнергетики (электросетевые компании и т.п), так и организации-потребители электрической энергии.
  • Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, которые полностью или частично принадлежат государству (приказ РТН от 02.02.2012 № 72).
  • Энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, оснащения приборами учета энергетических ресурсов (приказ РТН от 12.12.2011 № 697), энергетического обследования (приказ РТН от 22.11.2011 № 653).

Проверочные листы Ростехнадзора

Чек-лист – это определенный перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства, составляющих предмет проверки.

Списки контрольных вопросов применяют с начала 2018 года только при плановых надзорных мероприятиях. За рамки данных вопросов проверяющий не вправе выходить.

Ниже вы можете скачать проверочные листы:

2. Требования по электробезопасности (проект разработан для шахт)

3. Производство газа и газопотребление

Применение контрольных вопросов призвано ликвидировать отдельные случаи взяточничества и других коррупционных проявлений, сделать проверку прозрачнее, дать возможность работодателю самому проверить состояние промбезопасности. В настоящее время Ростехнадзор продолжает разработку проверочных листов.

Теперь переходим к более специализированным структурам, которые также отличаются особым коварством.

Эксплуатация объектов промышленности, строительства, энергетики, нефтяного комплекса крайне ответственна и связана со специфическими требованиями и правилами безопасности. Контроль промышленной безопасности государство возложило на Ростехнадзор.

Административная ответственность за нарушения в промышленности, строительстве и энергетике предусмотрена главой 9 КоАП РФ. В большинстве статей в виде санкций закреплены административное приостановление деятельности объекта на срок до 90 суток, а в отдельных случаях - дисквалификация руководителей предприятия.

Основным нормативным актом, регламентирующим контроль и надзор, признается ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Документарная проверка

Представители Ростехнадзора вправе запросить любые документы, относящиеся к предмету проверки. Запрос должен быть мотивирован . Указанные в нем документы юридическое лицо предоставляет в течение 10 рабочих дней в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или законного представителя. Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание: закон такого права им не дает .

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов юридическое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть их.

Выездная проверка

Предметом проверки служат содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие обязательным требованиям работников, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, технических средств, товаров, производимых, используемых и реализуемых юридическим лицом.

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого и целесообразна, если документарная проверка не позволяет убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления видов предпринимательской деятельности, или если оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям невозможно без проведения соответствующего контрольного мероприятия.

Руководитель предприятия (или иное уполномоченное лицо) обязан ознакомиться со следующими документами и фактами:

с распоряжением о назначении и проведении проверки;

полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

целями и задачами проверки;

основаниями для проведения выездной проверки;

видами и объемом мероприятий по контролю;

составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

сроками и с условиями ее проведения.

Представители организации должны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, обеспечить доступ проверяющих на территорию, в здания, строения, сооружения, к оборудованию, иным объектам, техническим устройствам, транспортным средствам.

Всё идет по плану

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года согласно ежегодным планам проведения проверок Ростехнадзора и его территориальных органов .

Надо иметь в виду, что годовой план работы территориальных органов Ростехнадзора в части осуществления мероприятий по контролю и надзору должен соответствовать ежегодному плану Ростехнадзора. По общему правилу сведения о планах размещаются на официальном сайте Ростехнадзора. Годовые планы доводятся до сведениях подконтрольных организаций или публикуются в Интернете в течение 10 дней после утверждения . Но это требование не относится к особо важным и режимным организациям.

Территориальный орган Ростехнадзора должен уведомить организацию о плановой проверке не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения . Для этого он направляет копию распоряжения руководителя управления или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Законными основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть только :

1 - истечение срока выполнения юридическим лицом ране выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2 - поступление в Ростехнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах:

Возникновения угрозы причинения вреда (а также причинение вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ростехнадзор не имеет права проводить проверку исходя из информации, из которой невозможно установить факты, способные стать основанием для проведения проверки . Кроме того, таким основанием не могут служить обращения и заявления заинтересованных лиц, не позволяющие установить факты возникновения угроз и причинения вреда.

О внеплановой выездной проверке юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом . Если в результате деятельности юридического лица уже фактически причинен или причиняется вред, предварительное уведомление юридического лица о начале внеплановой выездной проверки не требуется.

Обратите внимание : любая внеплановая проверка, проводимая территориальным управлением Ростехнадзора, считается законной и обоснованной, только если она согласована с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица.

Порядок согласования утвержден приказами Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 и от 11.08.2010 № 313.

Данная процедура может не соблюдаться, если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и т.п. В подобной ситуации органы Ростехнадзора вправе приступить к внеплановой проверке незамедлительно, известив об этом органы прокуратуры в течение 24 часов.

Решение уполномоченных должностных лиц органа прокуратуры о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Как действовать при проверке

При получении распоряжения руководителя территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки рекомендуется внимательно изучить его на предмет соответствия требованиям ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ и приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Перед проверкой руководитель организации может попросить должностное лицо, осуществляющее проверку, представить для ознакомления заявление о согласовании проверки с органами прокуратуры. Необходимо в полном объеме воспользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения . Рекомендуем возложить функции представителей организации на нескольких должностных лиц - технического специалиста, юриста и сотрудника подразделения безопасности . Их действия должны быть слаженными.

Представители организации должны быть нацелены на один результат - противодействие в рамках правового поля незаконному проведению проверки.

Зачастую при проверке требуют документы, информация в которых составляет коммерческую тайну. Тогда целесообразно действовать так :

Попросить проверяющих сделать отдельных письменных запрос на получение документов, составляющих коммерческую тайну. На этот запрос составить ответ о ее предоставлении. В ответе указать об ответственности за разглашение данной информации;

Каждый документ, составляющий коммерческую тайну, передавать проверяющим строго по отдельной описи с обязательным указанием его наименования и реквизитов, количества листов и изготовленных копий.

Сразу по завершении проверки должностные лица проверяющего органа в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается законному представителю проверяемого юридического лица. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

При получении акта надо проверить его содержание. Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения Ростехнадзора о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

Все указанные в акте сведения нужно тщательно сверить и при наличии расхождений обратиться к проверяющим с требованием устранить подобные расхождения. Предупреждаем, что в ответ можно получить отказ. Тогда необходимо подписать акт с имеющимися возражениями (можно на отдельных листах) и вручить его проверяющему лицу, чтобы он поставил подпись.

Если составленные первоначально возражения окажутся неточными или неполными, их можно дополнить в течение 15 дней с даты получения акта.

Экономика и жизнь, №45, 2011.

Какие бывают основания для проверки Ростехнадзора и их виды

Прежде всего, нужно знать, что основанием для проверки работодателя являются:

  • официальные заявления работодателей, которые планируют заняться деятельностью, связанной с промышленной безопасностью;
  • сообщения работодателей об окончании строительства объекта капитального строительства;
  • истечение одного года с момента, когда выдано разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие ввод в эксплуатацию или регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • аварии, инциденты и несчастные случаи на опасных производственных объектах;
  • обращения граждан и организаций с жалобами на нарушения законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области промышленной безопасности;
  • информация, содержащая сведения базы данных разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
  • информация, содержащая сведения реестров лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие оказание организацией услуг по эксплуатации (обслуживанию) опасного производственного объекта.
  • Могут быть и другие причины, в зависимости от сферы деятельности работодателя. Они указаны в административных регламентах Ростехнадзора, о которых сказано здесь.

    Виды проверок Ростехнадзора определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ). Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

    Особенность контрольных мероприятий Ростехнадзора заключается в том, что, помимо Закона № 294-ФЗ, инспекторы должны руководствоваться и другими специальными нормативными актами. Например, для проверки строительной организации руководящим дополнительным документом будет постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, а также Градостроительный кодекс.

    Внеплановая проверка проводится, если:

    • истек срок исполнения предписания;
    • поступили сообщения от граждан о том, что возникла угроза или уже причинен вред здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация техногенного характера.

    Проверки Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. Даты предстоящих плановых контрольных мероприятий публикуют на официальном сайте Генеральной прокуратуры. На внеплановые проверки также получают разрешение прокуратуры, но даты проверок, конечно же, не публикуют. В отдельных случаях (когда причинен вред жизни или здоровью граждан) инспекторы не обязаны получать разрешение прокуратуры. Они ее только уведомят о начале проверки.

    Плановые проверки по общему правилу проводятся не чаще чем раз в три года. Если же в ходе контрольного мероприятия предстоит проверить, как организация соблюдает требования энергосбережения и повышения энергоэффективности, частота проверок может быть выше. Правительство должно установить виды деятельности с более частыми проверками. В настоящее время действует только Перечень для организаций, занятых в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере.

    Документарная проверка проводится без выезда к работодателю. Инспекторы направят ему запрос с требованием предоставить копии документов. Их перечень будет указан в запросе. Там же будет обозначено начало и срок проверки.

    Выездная проверка проводится на территории работодателя. Инспекторы приходят с решением своего руководителя о проведении контрольного мероприятия. Они не только изучат документы, но и ознакомятся с реальным состоянием объектов повышенной опасности. О начале выездной проверки работодатель узнает не меньше чем за три дня. К нему должно прийти письменное уведомление.

    Каким работодателям стоит ожидать проверок Ростехнадзора

    Уже само название этой организации вызывает уважение и заставляет крайне серьезно относиться к проверкам с ее стороны. Трудно составить полный перечень организаций, в которые может наведаться Ростехнадзор, поскольку он контролирует и надзирает за деятельностью работодателей, которые:

    • занимаются разработкой и использованием недр;
    • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
    • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
    • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
    • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения.

    Ростехнадзор контролирует, как соблюдается промышленная безопасность в организациях, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты. Это объекты, на которых:

    • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества (газы, с низкой температурой кипения), окисляющие вещества, взрывчатые и токсичные вещества;
    • используется оборудование, работающее под высоким давлением;
    • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и т. д.

    Полный перечень содержится в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Исходя из этого можно сделать вывод, что инспекторы Ростехнадзора вправе проверить строительные организации, организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и многие другие.

    Что проверяет Ростехнадзор

    Как вы уже поняли, Ростехнадзор проверяет многих работодателей, занятых практически во всех отраслях экономики. Поэтому составить единый перечень документов или вопросов, которые будут интересовать инспекторов, затруднительно. Ведь в работе на строительстве тоннеля метрополитена и деятельности магазина нет ничего общего.

    В первую очередь проверяющих будут интересовать документы, связанные с эксплуатацией особо опасных производственных объектов (далее – ОПО): различные разрешения, проекты работ, приказы, планы работ, графики обслуживания ОПО, договоры со спасателями и т. д.

    Конкретизировать круг вопросов, затрагиваемых проверяющими, помогут административные регламенты Ростехнадзора. В них содержится порядок действий сотрудников службы перед и во время проверок. Всего их существует больше десятка.

    Так, организациям, занятым в недропользовании, нужен административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 712, проектным организациям понадобится регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325, а строительные организации заинтересует регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. № 38.

    Но абсолютному большинству работодателей необходимо ознакомиться с административным регламентом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280. Он касается процедуры проверки правил эксплуатации особо опасных производственных объектов. Там можно найти примерный перечень документов, которые проверяют инспекторы.

    Примерный перечень документов, проверяемых Ростехнадзором

    • Учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица – для юридического лица;
    • свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
    • документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
    • официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
    • разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
    • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
    • лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
    • заключения экспертизы промышленной безопасности;
    • декларации промышленной безопасности;
    • договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;
    • документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
    • документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
    • мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
    • договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
    • документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

    Что еще проверят контролеры

    Одним изучением документов по промышленной безопасности дело не ограничится. Инспекторы обязательно пройдут по местам, где находятся ОПО, и осмотрят их. Они обратят внимание на внешний вид объектов и отдельных его частей. Проверят целостность, например, стекол на манометрах баллонов с высоким давлением и т. д.

    существует особый список документов, которые будет проверять Ростехнадзор. В него входят, например:

    1. список (реестр) организаций, в том числе иностранных, и (или) индивидуальных предпринимателей, членов СРО, принятых к началу проверки;
    2. документы, которые послужили основанием для принятия работодателя в члены СРО;
    3. копии договоров страхования членами СРО гражданской ответственности;
    4. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований технических регламентов;
    5. документы, подтверждающие выплаты из средств компенсационного фонда СРО за проверяемый период, а также документы, указывающие на основание осуществления данных выплат.

    Полный перечень документов, которые может потребовать Ростехнадзор, содержится в пункте 9 Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325.

    Информация с сайта http: e.otruda.ru


Top