Пожарные автомобили порошкового тушения. Характеристики пожарных автомобилей Автомобиль воздушно пенного тушения


  • Разведка места пожара

Назначение, устройство и основные характеристики автомобилей пенного тушения

ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).

Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:

химическим механическим.

Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.

Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно - пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.

В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40 (375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.

Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.

Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.

За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.

Разведка места пожара

Разведка места пожара (далее - разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

При проведении разведки устанавливаются:

автомобиль пенное тушение рукавная линия

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

Разведку проводят руководитель тушения пожара, а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на порученном им участке работы (далее - обязанности).

При организации разведки руководитель тушения пожара:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

принимает меры по обеспечению безопасного ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозащитной службы (далее - ГДЗС);

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;

принимать, в случае обнаружения очага пожара, необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Назначение, устройство и тактико-технические характеристики дыхательного аппарата АП Омега

Аппарат предназначен для использования частями ГПС, МЧС, ВГСО, производственным персоналом и аварийно-спасательными формированиями предприятий с потенциально опасным производством.

Дыхательный аппарат пожарного обеспечивает безопасную и комфортную работу в задымленной или загазованной среде, где невозможно применение фильтрующих противогазов, а также в местах, где существует потенциальная угроза выброса веществ, опасных для органов дыхания и зрения человека, концентрацию и состав которых невозможно предугадать. Аппарат создан на основе многолетнего опыта разработки и производства дыхательных аппаратов, представляет собой модернизированный вариант дыхательного аппарата АП - 2000, который на протяжении нескольких последних лет состоит на снабжении противопожарной и спасательных служб. При разработке АП "Омега" учитывались все пожелания пользователей, эксплуатирующих аппарат АП - 2000, вследствие чего АП "Омега" приобрел следующие тактико-технические особенности:

Исключительный комфорт в работе:

подвесная система состоит из литой, более эргономичной панели и подмягченных плечевых ремней, созданных по новым технологиям с использованием современных материалов;

разъем для подключения спасательного устройства, входящий в стандартную комплектацию, расположен на левом плечевом ремне, на уровне груди пользователя, что существенно упрощает подключение спасательного устройства в условиях плохой видимости и работы в спецодежде;

боковое расположение маховичка вентиля баллона облегчает его открытие/закрытие при использовании аппарата в зимней боевой одежде;

мягкий поясной ремень с амортизационной прокладкой позволяет более равномерно распределить вес аппарата и снизить нагрузку на позвоночник.

Высокая безопасность:

наличие вентиля, оборудованного предохранительным и отсечным клапанами, позволяет предотвратить разрыв баллона при чрезмерном нагреве и исключить образование реактивной струи при обламывании вентиля;

резиновый демпфер на нижнем основании панели предохраняет вентиль баллона от вертикальных ударов при падении аппарата;

доработанный легочный автомат АП-2000 отличается повышенной огнестойкостью и ударопрочностью, создан с использованием новых материалов.

Дополнительные возможности:

гибкая комплектация;

возможность работы в шланговом варианте от систем подачи сжатого воздуха низкого давления (стационарные и передвижные) увеличивает срок защитного действия практически до "бесконечности", что дает возможность закончить сложную и трудоемкую работу без перерывов на зарядку или смену баллонов;

устройство "quick fill" предназначено для быстрой зарядки аппарата перед пуском сжатого воздуха из транспортного баллона, что позволяет обеспечить действующее звено или расчет необходимым количеством воздуха высокого давления для продолжения работ в диапазоне температур от минус 40 до + 60°С (стандартный компрессор высокого давления работает в диапазоне температур от +5 до +45°С).

Простота технического обслуживания:

соединения шлангов воздуховодной системы осуществляется при помощи скоб, что упрощает монтаж/демонтаж системы;

воздуховодная система не требует регулировки и настройки в процессе эксплуатации аппарата;

основные узлы разбираются без применения специальных инструментов, что облегчает ремонт в полевых условиях и существенно снижает нагрузку на базы ГДЗС по обслуживанию дыхательных аппаратов;

простота конструкции позволяет непосредственно пользователю определить причину неисправности в случае возникновения нештатной ситуации.

Экономичность:

надежность воздуховодной системы позволяет не держать на складе запасные части, что снижает затраты необходимые для содержания оборудования в рабочем состоянии;

основные узлы и детали взаимозаменяемы с узлами и деталям аппарата АП-2000, что позволяет проводить ремонт и обслуживание АП "Омега" без переучивания мастеров ГДЗС;

АП "Омега" может ставиться в расчет вместе с аппаратом АП-2000;

необходимые детали легко переставляются с аппарата на аппарат.

Таблица 1 - Тактико-технические характеристики АП Омега

Показатели

Рабочее давление воздуха в баллоне, Мпа (кгс/см)

29,4…1,0 (300…10)

Наличие избыточного давления в подмасочном пространстве полнолицевой панорамной маски (про легочной вентиляции до 85 л/мин, в диапазоне температур окружающей среды - 40…+60 С)

Избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части при нулевом расходе, Па (мм вод. ст.)

300±100 (30±10)

Время защитного действия (при легочной вентиляции 30 л/мин, температура +25С) мин, не менее

АП "Омега" 1, АП "Омега"-Север-1

АП Омега"-Север-2

Количество баллонов, шт. х объем баллонов, л

АП "Омега"-1,АП "Омега"-Север-1

1х6,8, 1х6,9, 1х7, 1х9

АП "Омега"-2, АП "Омега"-Север-2

2х4, 2х4,7, 2х6,8, 2, х6,9

Тип баллонов

Металлокомпозитные

Масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства), кг

Габаритные размеры, мм, не более

Гарантийный срок эксплуатации, год

Средний срок службы аппарата, лет, не менее

Порядок закрепления КИП и ДАСВ за газодымозащитниками

Для защиты личного состава ФПС используются дыхательные аппараты со сжатым воздухом (далее - ДАСВ), в которых запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии. ДАСВ работает по открытой схеме дыхания, при которой вдох осуществляется из баллонов, а выдох в атмосферу, а также дыхательные аппараты со сжатым кислородом (далее - ДАСК) работающий по закрытой схеме дыхания, в котором газовая дыхательная смесь создается за счет регенерации выдыхаемого воздуха путем поглощения из него диоксида углерода и добавления кислорода из имеющегося в аппарате запаса, после чего регенерированная газовая смесь поступает на вдох.

На основании приказа начальника территориального органа МЧС России, специального управления (отдела) ФПС, подразделения ФПС, образовательного учреждения МЧС России о допуске к самостоятельному использованию СИЗОД за личным составом ФПС издается приказ о закреплении ДАСВ, ДАСК, о чем делается соответствующая запись в личной карточке газодымозащитника.

За газодымозащитниками, входящими в составы расчетов отделений на специальных пожарных автомобилях ГДЗС, закрепляются ДАСК с временем защитного действия не менее 4-х часов.

На каждого газодымозащитника заводится личная карточка.

Закрепление (перезакрепление) ДАСК и ДАСВ производится персонально за каждым газодымозащитником приказом соответствующего начальника территориального органа МЧС России, специального управления (отдела) ФПС, подразделения ФПС, образовательного учреждения МЧС России.

ДАСВ закрепляться по групповому принципу - один аппарат не более чем на 2-х человек при условии, что за каждым газодымозащитником персонально закреплена лицевая часть.

При групповом использовании ДАСВ, в целях качественного обслуживания (проведения проверок № 1,2) и организации смены караулов (дежурных смен), закрепление СИЗОД за личным составом должно производиться в следующем порядке: первый-третий караул (дежурная смена), второй-четвертый караул (дежурная смена) при наличии СИЗОД.

Прокладка рукавной линии со стволом "Б" длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант. Выполнение норматива

Выполнение норматива №17:

Установка колонки на ПГ выполняется при боевом развертывании или по команде; ""Колонку - ставь! "".

АЦ устанавливается в 3 - 3.5 метра от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком в право (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5.5 - 6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18 - 20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5 - 6 полуоборотов рукоятки. Пожарный открывает дверцу отсека АЦ достает из отсека 2 рукава на 51 мм., ствол литера ""Б"" и переходник диаметром 51 на 77 мм. Два рукава на 51 мм. и ствол ""Б"" складывает в 1 метре от колонки, переходник присоединяет к колонке.

Пожарное оборудование сложено в 1 метре от колонки. Пожарный стоит около оборудования и ждет команды. Звучит команда; ""Рукавную линию со стволом ""Б"" длиной 40 метров от колонки, установленной на гидрант - проложить! "". Пожарный берет 1 скатку, взяв правой рукой за рукав у соединительных головок, левой рукой с противоположной стороны скатки, с одновременным отклонением корпуса заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад левой ногой вперед, выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, а правой рукой удерживает рукав. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, нижнюю соединительную головку присоединяет к колонке. Удерживает в правой руке вторую соединительную головку, он берет 2 скатку, раскатывает ее, соединяет головки между собой. К свободной соединительной головке 2 скатки пожарный присоединяет ствол ""Б"" и быстро следует к боевой позиции.

Рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на боевой позиции.

Нормы времени:

а) в летнее время: 15-отл, 17-хор, 19-уд

б) в зимнее время: 17-отл, 19-хор, 21-уд

Примечание:

При увеличении длины рукавной линии на каждые 20 м рукава к норме времени прибавляется 8 сек.

Назначение, устройство и технические характеристики пенных генераторов ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000

Пеногенераторы средней кратности, такие как ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 предназначены для получения воздушно-механической пены из водного раствора пенообразователя, а также формирования струи и подачи ее при тушении пожара любой сложности, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Устройство и принцип действия ГПС.

Генераторы пены по своей конструкции и принципу работы одинаковы и отличаются лишь геометрическими формами, размерами корпуса и распылителя.

Так, на рисунке 1 изображен генератор средней кратности ГПС-600, который состоит из насадок, корпуса с направляющим устройством, распылителя, пакета сеток и напорной соединительной головки.

Рисунок 1 Генератор ГПС-600

1 - насадок, 2 - кассета сеток, 3 - корпус генератора, 4 - распылитель, 5 - корпус распылителя, 6 - головка соединительная ГМН-70 ТУУ 29.2-30711025-012-2001

В сетке имеются ячейки по 0,8-1 мм, которые сделаны из проволоки толщиной 0,3-0,4 мм. Для получения воздушно-механической пены используется раствор пенообразователя. Он может быть как общего назначения, синтетический, углеводородный, так и биоразлагаемый.

Через распылитель раствор пенообразователя под давлением выбрасывается на пакет сеток, создавая тем самым разрежение в корпусе. Через заднюю открытую часть корпуса воздух устремляется в зону пониженного давления. В корпусе пенообразователь интенсивно перемешивается с воздухом, и образуются пузырьки воздушно-механической пены, которые имеют приблизительно одинаковый размер.

Таблица 2 - Технические характеристики генераторов пены средней кратности

Список использованной литературы

2. Теребнев В. В, "Справочник РТП". - М.: Центр пропаганды, 2007г.

3. http://tetis-group.ru/omega. php

4. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования. М.:


Подобные документы

    Обзор особенностей пенного пожаротушения. Достоинства пены как средства тушения. Изучение видов воздушно-механических пен и способов пенообразования. Дозаторы для пенообразователя. Методы тушения пожаров и применяемые при этом огнегасительные вещества.

    реферат , добавлен 19.05.2016

    Оперативно-тактическая характеристика объекта. Проведение разведки места пожара. Развертывание сил и средств подразделений. Обзор особенностей организации тушения пожара. Эвакуация людей. Техника безопасности при тушении пожаров в торгово-складских базах.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Выбор и обоснование возможного места пожара. Выбор огнетушащих веществ. Основные формулы и справочные данные для расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара. Расписания выездов пожарных аварийно-спасательных подразделений Гомельского гарнизона.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Оперативно-тактическая характеристика зданий и сооружений. Выписка из расписания выезда пожарных аварийно-спасательных подразделений. Обоснование места возникновения возможного пожара и огнетушащего вещества. Схема расстановки сил для тушения пожара.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Организация тушения пожара. Средства и способы тушения пожара. Методика расчета сил и средств. Использование стационарных систем тепловой защиты и тушения пожара. Горение жидкостей с открытой поверхности, паров жидкостей и газов в виде факелов.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Расчет сил и средств, необходимых для тушения пожара. Виды и особенности пожара в гаражах. Прогнозирование возможной обстановки на пожаре на момент введения первых сил и средств на тушение пожара. Рекомендации должностным лицам по тушению пожара.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Пренебрежение нормами пожарной безопасности как причина проблемы пожаров на объектах. История возникновения установок пожаротушения. Классификация и применение автоматических установок тушения пожара, требования к ним. Установки пенного пожаротушения.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Характеристика территории и особенности планировки объекта. Оперативно-тактическая характеристика зданий и сооружений. Выбор и обоснование места возникновения возможного пожара. Расчет динамики развития пожара и расчет сил и средств для его тушения.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Оперативно-тактическая характеристика объекта оптовой торговой базы. Оценка действий первого руководителя тушения пожара. Расчет сил и средств для тушения пожара. Организация управления силами и средствами при ведении оперативно-тактических действий.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2012

    Пожаротушение как комплекс мер, направленных на ликвидацию пожаров. Основные способы пожаротушения. Выбор способа гашения и его подачи в зависимости от класса пожара. Вещества, применяемые для тушения. Технические характеристики переносных огнетушителей.

Неконтролируемое горение может возникнуть в любом месте. Для пожаров характерно ускоренное распространение огня с выделением огромных объемов тепловой энергии и повышением температуры возле мест возгорания. При этом в воздухе может образоваться высокая концентрация вредоносных газов, оксидов, других веществ. Материальные ценности уничтожаются и возникает серьезный риск для человеческой жизни.

Необходимо потушить пожар как можно скорее и поспособствовать снижению темпов развития процессов горения. Для этого используются специальные средства подходящего состава и интенсивности действия.

Сегодня к таким устройствам относится внушительный перечень разнообразных технических средств, применяемых для ограничения и ликвидации пожара, защиты человеческих жизней, а также материальных ценностей. Это средства связи , первичные устройства, специальные приспособления для ликвидации пламени и современные пожарные автомобили.

Перед ликвидацией пожаров принято выполнять такие работы, как разведка, очистка зданий от продуктов горения, вскрытие помещения, спасение пострадавших и так далее. Для выполнения таких действий необходимо специальное оборудование, установленное на соответствующих пожарных машинах.

Пожарные машины

Разнообразие условий, при которых приходится ликвидировать очаги возгорания при чрезвычайных происшествиях требуют применения машин различного назначения. Соответственно необходимым действиям спецтехника делится на несколько типов:

  • основные пожарные автомобили;
  • вспомогательные пожарные автомобили;

Техника, классифицируемая как основная, делится на пожарные машины целевого и общего назначения. Пожарные автомобили нужны для транспортировки огнетушащего оборудования, подразделений ГПС к пунктам подачи.

Техника общего применения используется при ликвидации возгораний в жилых секторах и на городских объектах. Машины целевого назначения необходимы при ликвидации возгораний на аэродромах, а также объектах химической или нефтяной промышленности.

К основным относятся АЦ — автоцистерны, АПП — кареты первой помощи, АНР — насосно-рукавные машины, АВД — с насосами повышенного давления.

К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся АА — автомобили аэродромные, АПТ — автомобили пенного тушения, АГТ — техника, предназначенная для газового тушения, АГВТ — газоводяные, АП — средства порошкового тушения, АКТ — установки комбинированного тушения, ПНС — пожарные насосные станции.

Предназначены для разборки конструкций, освещения, достижения необходимой высоты и т.д. В качестве основных параметров, описывающих назначение машин, выделяют, например, питание генератора, рабочую длину лестниц.

К специальным ПА относятся АЛ — автолестницы, АР — рукавные, АШ — штабные, ДУ — устройства для удаления дыма, АС — аварийно-спасательные средства, АПК — коленчатые автомобильные подъемники, ГДЗС — газодымозащитная служба.

Вспомогательные машины необходимы для транспортировки подразделений. Для выделения техники из общего потока транспорта на проезжих частях необходимо достижение определенного уровня информативности при помощи окраски, сигнализации, формы ТС.

К вспомогательным машинам относятся:

Для повышения информативности применяется контрастирующая белая краска. Опознавательные знаки, надписи, графическая схема, обязательные требования к звуковым и световым сигналам устанавливаются единым стандартом. На дверцах кабины всегда указывается название населенного пункта и номер части, а на корме — тип машины.

Бамперы всегда окрашиваются белым, а диски колес, рама и некоторые элементы ходовой — черным. В серебристый окрашиваются лестницы и подъемники.

Синие светопроблесковые маяки используются для световой сигнализации. Для звукового оповещения используются сирены, подающие несколько сигналов. В качестве источников питания сигнализации может использоваться постоянный ток, а также отработанные газы мотора.

ТТХ пожарных машин

Возможности каждого отделения большей частью обуславливаются тактико-техническими показателями служебных автомобилей и численностью сотрудников.

Перечень условий, определяющих технический потенциал оборудования, а также численность сотрудников и объем тушащих средств называют тактико-технической характеристикой.

Эти данные дают возможность оценивать состояние транспортных средств и их функциональные возможности. При тушении с использованием специальных пожарный автомобилей эти показатели всегда будут решающими.

Тактический потенциал машин определяется техническими данными, достаточным количеством необходимых устройств, перевозимых запасов в автоцистернах. Приоритетной всегда является возможность выполнения всех боевых действий за минимальный промежуток времени с максимальной эффективностью.

Тепловое состояние мотора, а также возможность своевременного запуска всегда должны контролироваться.На базовых транспортных средствах запуск осуществляется с использованием обыкновенных стартеров, работающих от аккумуляторов. На дизельных двигателях предусмотрена система запуска с использованием сжатого воздуха.

Продолжительность работы машин определяется мощностью мотора и качеством базового шасси. Это обуславливает использование мощных шасси с самыми лучшими показателями по прочности и проходимости.

Мощность моторов оборудованных на пожарных машинах может составлять 130-140 кВт. Скорость передвижения пожарного автомобиля — максимум 80-95 км/ч.

Боевое развертывание и тушение

Для выполнения поставленных задач все средства должны быть приведены в полную готовность. Оборудование всегда надежно закрепляется и при этом должно легко сниматься.

Каждое устройство должно быть размещено в соответствии с инструкцией по развертыванию. Техника, используемая чаще всего, размещается в доступных местах для удобства.

Съемное оборудование проектируется таким образом, чтобы один или двое пожарных имели возможность легко перенести его. Каждая система должна быть исправна и отрегулирована, а их разборка и соединение не должны требовать особых усилий.

Главной для пожарных автомобилей является возможность развертывания в ускоренном режиме, безопасность, устойчивость при проведении работ по ликвидации возгораний.

На технике предусмотрены огнетушащие средства, а также насосы для создания напора.

По вместимости цистерны делятся на:

  • легкие — до 2000 л;
  • средние — от 2000 до 4000 л;
  • тяжелые — от 4000 л.

Вместимость баков преобразователей варьируется от 200 до 500 л. Мощность подачи средств тушения при работе насосов приравнивается к 30-40 л/с. Напор в насосах на тяжелых машинах — 60 л/с, а на специальных станциях — 100-110 л/с.

Производительности всех насосов и объемов цистерн достаточно для ликвидации практически любого возгорания. Во время крупных возгораний цистерны монтируются на специальный источник или организуется напор для средств для тушения с применением пожарных насосных станций.

Техобслуживание пожарных машин

Для качественного технического обслуживания пожарных автомобилей ответственные сотрудники обязательно изучают все инструкции, представленные заводом-изготовителем автомобилей.

Контрольное тестирование проводится водителем и другими сотрудниками. В процессе техобслуживания в подразделениях используются инструменты водителя. Помещение для проведения работ подготавливается в специальной мастерской со специальной канавой и дополнительными устройствами. В каждом таком помещении обязательно устанавливается точильный и слесарный станок.

·

·

·

·

·

ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ

Показатели

СЖБ-50 переносная

СЖБ-150 стационарная

Объем жидкостного состава, л

30

150

Емкость воздушного баллона, л

2

10

Давление воздуха в баллоне, МПа, (кгс/см 2)

15 (150)

15 (150)

Рабочее давление в резервуаре, МПа, (кгс/см 2)

0,9 (9)

0,9 (9)

Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см 2

12

11

Резиновый рукав:

диаметр, мм

18

18

длина, м

20

30

Длина струи со ствола распылителя, м

2,5

2,5

Ширина струи, м

2

2

Ствол-распылитель, шт.

1

1

Лом-распылитель, шт.

1

1

Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.

Тактико-техническая характеристика передвижного порошкового огнетушителя ОП-100

Вместимость, л:

корпуса огнетушителя

100

баллона для хранения рабочего газа

10

Масса заряда, кг,

90

Огнетушащий порошок

ПСБ-3

Минимальная длина порошковой струи

Продолжительность действия огнетушителя, с.

11

45 - 60

Длина рукава, м

10

Внутренний диаметр рукава, мм

32

Габаритные размеры, мм:

Длина

850

Ширина

800

Высота

1300

Масса заряженного огнетушителя

180

Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения заго­раний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пласт­масс и электроустановок под напряжением до 1000 В.

2. Огнетушитель заря­жается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены.Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:

· забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при под­поре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на каби­не водителя или в напорные линии;

· забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;

· забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;

· забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;

· забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенооб­разователя в напорные линии или к стационарному лафетному ство­лу, установленному на кабине водителя.

Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделения­ми, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными на­сосными станциями.

После израсходования огнетушащих средств (пенообразовате­ля) подразделения могут быть использованы для подвоза воды на пожар, забора ее из водоисточников с неудовлетворительными ме­стами водозабора (заправив цистерну предварительно водой), а также для перекачки воды с удаленных водоисточников.

Основные схемы боевого использования подразделений на ав­томобиле воздушно-пенного тушения приведены на рис, 3.6 и 3.7, а тактико-технические характеристики и тактические возможности подразделений в табл.3.9 и выводе.

Рис. 3.6. Схемы боевого развертывания от автомобилей воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц-60 (предельные расстояния на схемах указаны без учета местности)

Рис. 3.7. Схемы боевого использования автомобиля воздушно-пенного тушения

(напор на насосах принят 90 м, у генераторов 60 м, длина рабочих линий 40 м. высота пеноподъемников 12 м)

ТАБЛИЦА 3.9. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

Показатели

АВ-40 (375) (модель Ц50)

АВ-40 (375Н) (модель Ц50А)

Максимальная скорость, км/ч

75

75

Число мест для боевого расчета

7

7

Габаритные размеры, мм:

Длина

8240

8600

Ширина

2620

2500

Высота

3000

3100

Масса с полной нагрузкой, кг

13580

14 925

Наименьший радиус поворота, м

10,5

10, 5

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

129 (175)

129 (175)

Контрольный расход топлива, л/100км

55

48

Запас хода по топливу, км

340

626

Марка насоса

ПН-40К

ПН-40УА

Подача воды при высоте всасывания 3,5м, л/мин

2400

2400

Напор манометрический, м

90

100

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

7

7

Время всасывания воды из глубины 7 м, с

35

35

Ствол стационарный лафетный: марка

ЛС-С40

пропускная способность по воде, л/с

40

40

пропускная способность по пе­не, м 3 /мин

24

24

Производительность пеносмесителя, м 3 /мин

4; 8; 12; 24

4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5

Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м

80

80

Емкость, л:

цистерны для пенообразователя

4000

4000

бака для пенообразователя

-

180

топливного бака

170

300

Пеноподъемник, шт.:

-

2

высота подъема генераторов, м

-

13,2

Число пеногенераторовГПС-600, шт.

-

2

Давление воды или раствора пенообразователя, при котором идет автоматическое выдвиже­ние, МПа (кгс/см 2)

-

0,6 (6)

Число, шт.:

УППС-46

4

-

пеногеператоров ГПС-600

6

6

Рукава напорные длиной 20 м, диаметром 77 мм, шт.

2

6

Разветвление РТ-80, шт.

2

2

Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 И АВ-40(375Н)Ц50А

Время работы пенных стволов и генераторов, мин:

а) при установке автомобиля на водо

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ или АПТ)

Технические характеристики

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ или АПТ) оборудован резервуарами для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и специальным устройством для дозирования пенообразователя. Эта пожарная техника служит для доставки к месту пожара личного состава и пожарного технического вооружения. Автомобили АВ и АПТ используются при тушении очагов возгорания нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях или на складах, где нефтепродукты хранят в вертикальных наземных резервуарах. Автомобили специального назначения (АВ или АПТ) также необходимы для доставки к месту возгорания боевого расчета, пожарного оборудования, пенообразователя, оборудования для подачи воздушно-механической пены (стационарных типа ствола-мачты или переносных пеноподъемников, пенных насосов, переносных пеносмесителей и другое). В соответствии со своим основным назначением автомобиль воздушно-пенного тушения снабжен пенообразующей и пеноподающей аппаратурой.

Вместимость бака для пенообразователя, л

Базовое шасси

Колесная формула / ведущие колеса

Кабина (цельнометаллическая)

1-о рядная, 2-х дверная, 3-х местная;- 2-х рядная, 4-х дверная, 7-и местная

Габаритные размеры, мм, не более

Масса снаряженного ТС, кг

Полная масса ТС, кг

Двигатель

ЯМЗ-6565 / Евро 4

Максимальная скорость, км/ч

Насос / расположение

ПН-40УВ.01 или НЦПН-40/100 / заднее или среднее

Пожарный автомобиль порошкового тушения

Пожарный автомобиль порошкового тушения -- пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара. Пожарные автомобили порошкового тушения предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.


Top