Уголовный кодекс оскорбление чувств верующих. Оскорбление чувств верующих и экстремизм. Борец с Буддой

Осквернением чувств верующих считаются громкие выступления или действия с предметами или символами веры, которые могут задевать чувства верующих людей. А также все, что способно вызвать душевную боль у таковых.

Отдельного законодательного акта о защите чувств верующих в Российской Федерации нет. Документом, защищающим граждан, которые принадлежат к той или иной религии, а также устанавливает ограничения относительно выражения своего мнения о кощунстве, неуважении к святым лицам, религиозным памятникам, обычаям и верованиям, является .

Понятие «оскорбление чувств верующих» существовало в российском законодательстве еще с 1993 по 1996 годы. На тот момент еще действовал УК РСФСР, 2 часть ст 143 которой во многом схожа с нынешней редакцией части 2 ст 148 Уголовного Кодекса РФ.

Стоит отметить, что сам законопроект о защите чувств верующих не содержит определений соответствующих терминов, однако по общим нормам прав человека, можно сделать следующий вывод:

  • под честью и достоинством понимается оценка человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими, то есть уважение и самоуважение. Более четкого объяснения между понятиями «честь» и «достоинство», документ не предусматривает;
  • форма высказывания должна иметь неприличный характер, то есть не соответствующей нормам морали, которые существуют на данный момент в обществе.

Признаки, предусматривающие оскорбление чувств верующих:

  • осквернение чувств верующих должны быть совершены публично. В общем кругу единомышленников или самим с собой, можно говорить, делать и писать все что угодно;
  • деяние должно выражать явное и недвусмысленно неуважение к социуму в целом, признаки которых схожи с хулиганством;
  • основной целью виновного должно быть именно оскорбление и унижение.

29 июня 2013 г. Президент РФ, Владимир Путин, подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации и дополнительные нормативно-правовые акты РФ в целях противодействия оскорблению общерелигиозных взглядов и чувств верующих».

Изменения, в законе о чувствах верующих

Настоящий Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств верующих был принят участниками Государственной Думы 26 сентября 2012 г. и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Поводом для внесения изменений стала скандальная акция известной музыкальной группы, которая сняла провокационный клип в московском Храме Христа Спасителя.

Поправки относительно чувств верующих коснулись следующих пунктов статьи 148:

  • Пункт 1. Общественные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях осквернения духовных чувств верующих, штрафуются взысканием в размере 300 000 тысяч рублей. Согласно нововведениям, данные деяния могут наказываться обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на 1 г., либо лишением свободы также в течение одного года;
  • Пункт 2. Публичные действия, совершенные на территории, специально предназначенной для проведения богослужения и иных общерелигиозных обрядов и церемоний, подвергаются административным взысканиям в размере 500 000 тысяч рублей. Исполнение обязательных работ на срок до 480 часов, принудительные работы на 3 г., либо лишение свободы в течение одного года;
  • Пункт 3. Незаконное препятствование в области общерелигиозных организаций или проведения богослужений наказывается штрафом в размере 300 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут достигать 360 часов, принудительные работы на срок до 1 года или отбывание срока в тюрьме в течение полугода;
  • Пункт 4. Поступки, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с использованием насильственных действий — наказываются взысканием в размере до 200 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут быть назначены на срок до 480 часов, исправительные работы достигают срока до 2 лет, принудительные работы – 1 год. Данным лицам может грозить лишение свободы до 1 г., а также отстранение от занимающей должности на срок до двух лет.

Скачать текст закона о защите прав верующих

Ни одна из религий не может быть обязательной, то есть все объединения отделены от государства и равны между собой. Российская Федерация является многонациональной страной, и в ней проживают приверженцы практически всех существующий религий и конфессий. В связи с этим, Конституция РФ предусматривает права каждого гражданина выбирать себе любую веру или быть атеистом. Несмотря на то, что об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят относительно православия, правоохранительные службы обязаны защищать и законные чувства верующих, принадлежащих к другим религиям.

Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор

— Что закон предлагает считать преступлением?
— Проект закона предлагает внести изменения в ст. 148 Уголовного Кодекса. Статья называется «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Статья большая, состоит из 4 частей. Какие действия, согласно этой статье предполагается считать преступными? Первая часть устанавливает ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Максимальная санкция за нарушение первой части установлена достаточно суровая — лишение свободы на срок до года. В подобном виде преступление очень напоминает хулиганство, которое было известно ранее действовавшему (советскому) уголовному закону. Демонстрация явного неуважения к обществу - один из обязательных элементов для определения действий как хулиганских. Такое неуважение состоит в совершении действий, которые нарушают общепринятые, устоявшиеся правила поведения в обществе и в общении между людьми, выражается в грубом, циничном противопоставлении себя обществу, демонстрации неприятия норм и правил поведения.

Публичность в данном случае означает, что действия совершаются в месте, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц. Публичным следует признать совершение тех или иных действий на улице, в магазине; публичной является запись в блоге, если он является общедоступным, и даже вывешивание объявления на столбе. Если же информация распространяется, например, по подписке или субъект может иным образом ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней познакомятся, то строго говоря, распространение информации не может быть признано публичным.

Надо сказать, что и грубое нарушение общественного порядка, и публичность действий - это признаки преступления, которые давно и хорошо известны профессионалам. Однако в предлагаемой проектом статье УК РФ содержится принципиальное новшество, которое состоит в характеристике субъективной стороны действия, в его особой цели - оскорблении религиозных чувств верующих. Соответственно, основная проблема, которая может возникнуть при применении этой статьи, это определение цели оскорбления этих чувств. Чтобы избежать злоупотреблений, мы должны давать однозначное толкование каждому термину. Что считать религиозным чувством на сегодняшний день большинству профессионалов неизвестно. Еще один тонкий момент - кто такие верующие? И где грань, между религиозным чувством верующего и каким-то другим чувством верующего? Очень похоже на то, что эта статья содержит возможности для вольной трактовки и злоупотреблений. Слишком много оценочных признаков. А это позволяет предположить, что статья и сформулированный в ней состав преступления не обладают должной степенью определенности. принцип правовой определенности - один из ключевых принципов формирования правовых норм и особенно норм уголовного права. Человеку должно быть предельно четко понятно, какое именно поведение государство считает неприемлемым, устанавливая за него наказание. В противном случае соблюдение уголовного запрета становится, мягко говоря, проблематичным.

— Что такое религиозные чувства и как их оскорбляют?
— В отсутствие правоприменительной практики давать внятный комментарий на эту тему сложно, поскольку наше понимание закона может быть одним, а понимание закона в суде - совершенно другим. Попытаюсь определить религиозные чувства через другое понятие, что, наверное, не совсем правильно с точки зрения логики. Это, скорее всего, какая-то система жизненных взглядов, ценностей, установок (поведенческих, ментальных и этических и т.д.), продиктованных тем или иным религиозным учением. Чувство сопричастности к этой системе взглядов, наверное, и есть чувство религиозное. Что касается оскорбления, то под ним традиционно понимается унижение чести и достоинства, действие, которое совершено по отношению к конкретному человеку либо группе лиц, причем совершено обязательно в неприличной форме. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как унизительные, неприличные действия по отношению к группе лиц, продиктованные неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.

— Как определяется и устанавливается цель оскорбления?
— Обратите внимание, что оскорбление чувств верующих обозначено в проекте статьи уголовного закона не как последствие действий субъекта, а как его целевая установка. Указание на цель в составе преступления - традиционный и правильный прием, он часто используется в уголовном кодексе для выражение опасности деяния. Но доказать цель всегда сложно. Цель представлена в сознании лица, где-то, образно говоря, «в его голове». О том, с какой целью действовал человек, мы должны судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Цель всегда проявляется в конкретных действиях, направленных на достижение этой цели.

Мне представляется, это исключительно мое личное мнение, что любое действие, совершенное в православном храме, или любом другом, если оно идет вразрез с устоявшимися правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным, должно признаваться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Если человек пришел в место, где собирается определенная группа людей, и сделал то, что именно для этой группы является оскорбительным, то, наверное, человек имел своей целью оскорбление этой группы людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.

Если какие-то действия, нарушающие общественный порядок совершаются в иных местах - в интернете, на улицах и площадях, установить цель оскорбления религиозных чувств верующих будет сложнее. Нужно будет тщательно смотреть и оценивать содержание слов и символов, которые обычно сопровождают такое действие. То, что достаточно для признания преступлением в храме, может быть недостаточно для признания преступлением на площади.

—А если я напишу на стене, что Бога нет - это оскорбление?
— Мы, например, с моим другом очень много спорим - есть Бог или нет. Он верующий, я вроде как неверующий. И в полемике мы высказываем самые разные мнения и суждения. Однако он не считает свои чувства оскорбленными, равно как и я.

Но даже если кто-то посчитает свои чувства оскорбленными подобной фразой, оснований для привлечения автора к ответственности по проекту обсуждаемой статьи УК РФ нет. Закон предусматривает ответственность не за сам по себе факт оскорбления религиозных чувств, а за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целом. Наказывается конкретное действие, грубо и явно нарушающее общественный порядок.

Независимо от того, верующий ты или неверующий, есть общепризнанные нормы, которые устанавливают, что в определенных местах надо вести себя определенным образом. На торжественный прием мы приходим в соответствующем костюме, а на пляж - в плавках. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить в плавках, но если мы придем в плавках на торжественный прием, то люди будут шокированы, а общественный порядок нарушен.

Поэтому сама по себе фраза «бога нет» - это всего-навсего демонстрация собственной позиции человека или повод для дискуссии. Если же эта фраза сопровождает агрессивные и циничные действия по нарушению общественного спокойствия и порядка, то она может стать отражением мотива и цели действий субъекта, а все совершенное вместе (при иных необходимых условиях естественно) - основанием для привлечения к ответственности.

—Можно ли в том, что закон не защищает атеистические чувства, усмотреть нарушение равенства прав граждан?
— Судить однозначно очень сложно, но, наверное, такое нарушение усмотреть можно. Эта статья защищает религиозные чувства верующих, но не защищает чувства, основанные на системе мировоззрения, в которой Бога нет. Защита прав верующих при отсутствии равноценной защиты прав не верующих есть нарушение равенства прав граждан. С этим сложно поспорить.

Мне, к примеру, совершенно не нравится ситуация, при которой грубое нарушение общественного порядка в целях оскорбления атеистических чувств граждан будет образовывать состав хулиганства по КОАП, а аналогичные действия с целью оскорбления религиозных чувств - преступление по УК РФ. Это не правильно. Есть масса возлецерковных отщепенцев, которые под видом защиты религиозных идей совершают разные гадости и нарушают общественный порядок. Хулиганские действия таких лиц направленные против атеистических убеждений третьих лиц не будут попадать под действие УК. А обратные действия, продиктованные защитой атеистических или каких-то иных чувств, направленные против чувств верующих, будут попадать под действие УК.

— Зачем нужны в уголовном законе статьи, защищающие религиозные чувства людей от оскорблений? Может лучше эти чувства не защищать такими средствами, чтобы не нарушать равенства прав и не создавать напряженности между верующими и неверующими?
— Вопрос сложный. Мы живем в светском государстве, что прямо записано в Конституции России. Мы установили равенство всех религий, всех общественных объединений и всех религиозных объединений. Но при этом мы вводим в УК РФ нормы, которые устанавливают наказание, условно говоря, за оскорбление чувств отдельной группы людей, которые принадлежат к отдельным общественным (религиозным) объединениям. Я имею в виду оскорбление религиозных чувств верующих. Это, с одной стороны, демонстрирует равенство всех религий (ответственность должна наступать вне зависимости оттого, чувства какой именно группы верующих были нарушены), а с другой стороны, - нарушает равенство граждан по признаку наличия или отсутствия веры и может привести к противостоянию атеистов и верующих, в этом кроется определенная опасность.

С другой стороны, религия или религиозные постулаты для очень многих людей составляют основу мировоззрения, определяют смысл жизни, шкалу ценностей и поведение практически во всех сферах общественной жизни. Не защищать и игнорировать роль религии в жизни человека и общества нельзя. Если оскорбить, нарушить, ущемить чувства человека в этой области, последствия могут быть самыми серьезными. Религиозное чувство - очень глубокое чувство, поэтому любое его ранение оказывается очень глубоким, а потому болезненным. Любое посягательство на идейную, смыслообразующую основу жизни человека может вызвать и обязательно вызовет мощную защитную реакцию. Защищая свои религиозные убеждения человек способен очень на многое, вспомните историю. А потому государство обязано предпринимать усилия в направлении защиты личных прав граждан (в том числе и права на религиозное самоопределение), в том числе и защиты средствами уголовного закона; только делать это надо крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать напряжения в обществе и соблюсти конституционные стандарты равенства и светскости государства.

— А других странах защищают чувства верующих и что признается их оскорблением?
— Во многих странах мира, в том числе не в исламских, защищаются религиозные чувства людей. В той или иной форме соответствующие статьи есть практически во всех уголовных законах. Просто для понимания общей картины, можно привести несколько примеров из судебной практики Германии. Здесь я буду ссылаться на работы профессора Серебренниковой А.В. (МГУ), которая специально исследовала вопрос о защите конституционных прав человека в России и Германии. Согласно ее данным, суды ФРГ усматривают признаки оскорбления религиозных чувств в таких деяниях, как: изготовление футболки со свиньей, пронизанной крестом, публичное заявление о том, что христианская церковь является самой большой и самой древней преступной организацией в мире.

Но, тут надо сделать важную ремарку. Те же самые немецкие законы защищают чувства не только верующих, но и чувства, основанные на иной, в частности, светской системе мировоззрения, а потому считают недопустимым и наличие христианских крестов на стенах муниципальных школ, и исламских платков на головах учительниц в этих школах.

— Как решить этот конфликт, как защитить эти глубокие чувства верующих и не нарушить принцип равенства граждан перед законом?
— Одно из определений закона - «равная мера»; подходите с равной мерой к разным людям. Защищайте любое нарушение публичного спокойствия и порядка, независимо от того, совершено оно в целях оскорбления религиозных или нерелигиозных чувств.

Чтобы лучше понять ситуацию и оценить предлагаемый депутатами законопроект, нужно посмотреть на историю нашего уголовного права. Я начал с того, что действие, указанное в проектной статье 148 УК РФ, это, по сути своей, хулиганская выходка. В УК РСФСР 1960 была статья в года об ответственности за хулиганство. Там было написано, что действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, наказываются так то и так то. Цель этих действий - оскорбить религиозные или не религиозные чувства - была совершенно неважна. Потом мы от этой нормы отказались и фактически, как говорят специалисты, «разорвали» единый состав хулиганства на множество мелких: в отдельной статье запретили бить из хулиганских побуждений, в другой запретили из хулиганских побуждений уничтожать имущество и т.д. И в итоге то, что мы называем общественным порядком в чистом его виде, а проще сказать - общественное спокойствие, оказалось без защиты со стороны Уголовного кодекса. Потом, как известно, случилась история с Храмом Христа Спасителя и Пуси Райот. Примененная в этом случае статья УК РФ об ответственности за хулиганство, мягко говоря, не совсем точно описывала действия известных девиц. Государство ощутило, как мне представляется, некоторую ущербность и недостаточность уголовного закона в этой части. Итогом стала проектируемая статья, которую мы обсуждаем. Фактически она воспроизводит самую первую редакцию нормы об ответственности за хулиганство, только существенно ограничивая ее применение признаком цели оскорбления религиозных чувств верующих. Я не исключаю, что когда-нибудь настолько взбунтуются все соседи (верующие и неверующие), которым мешает спать громкая музыка, и наш законодатель примет еще одну норму — об ответственности за хулиганские действия, выражающие явное неуважение к обществу, безотносительно их религиозной цели. В итоге мы вполне можем вернуться к изначальной редакции нормы о хулиганстве.

— Подведем итог?
— Любые оценки должны быть комплексными и учитывать широкий контекст. Мне кажется, что отношение к обсуждаемой статье во многом будет определяться отношением к Русской Православной Церкви в обществе и позицией самой церкви. Что бы там ни говорили, православие это основная религия в России, составляющая основу ее культуры. И эта статья в основном будет восприниматься как статья, защищающая Русскую Православную Церковь. Хотя должно быть не так. На самом деле эта статья защищает общественный порядок, общественное спокойствие и права граждан, а не Русскую Православную Церковь. Если мы будем воспринимать эту статью именно так, то и отношение к ней будет нормальным.

На оценке обсуждаемой статьи сказывается тот информационный фон, в котором происходила инициация и разработка закона. Идея этой статьи, как известно, появилась после плясок в храме и общественное мнение, как мне представляется, воспринимает эту статью как реакцию на эти действия, связывает эту реакцию с Церковью, а закон - с идеей защиты РПЦ. Это, наверное, неправильно. Повторю: не Церковь этот закон охраняет, а порядок и спокойствие граждан, их конституционные права.

Справка
Проект закона № 142303-6 принят Государственной Думой в 3-м и окончательном чтении. Теперь проект будет рассмотрен в Совете Федерации. Если СФ утвердит проект, то он поступит на подпись Президенту. После подписания Президентом и публикации закон вступит в силу. В проекте указана дата предполагаемого подписания - 1 июля 2013 года. С текстом проекта можно познакомиться

В 2013 году российское уголовное законодательство претерпело изменения в сфере привлечения к ответственности лиц, оскорбивших чувства верующих. Многие юристы-теоретики и практики сходятся во мнении, что правки внесли больше неясности, нежели ясности в этот вопрос. В частности, толком не ясно, что следует понимать под оскорблением чувств верующих, и какие вероисповедания пользуются особой защитой, ведь в России их сотни, если не тысячи. Чтобы хотя бы немного разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть оскорбление чувств верующих, как 148 статью УК РФ, и как действие, являющееся уголовно наказуемым.

В 2013 году были внесены изменения в ст 148 УК РФ. Раньше данной законодательной нормой предусматривалась ответственность только за противодействие проведению верующими или религиозной организацией обрядов. Например, статья за оскорбление чувств верующих могла быть применена к лицу, которое сорвало службы в церкви, мечети и т.д.

В 2013 году положения статьи были радикально пересмотрены. На сегодняшний день содержание статьи по состоянию на 2013 год – это лишь от силы третья часть от ее нынешнего объема. Помимо ответственности за срыв обрядов, в статье теперь также предусмотрено наказание за действия, направленные на оскорбление чувств религиозных людей в публичном порядке.

Подобное расширение статьи по сей день является предметом споров. Дело в том, что в современном УК РФ имеется несколько статей имеющих схожий состав:

  1. 213 УК РФ – хулиганство, то есть преступное действие, выраженное в нарушении сложившегося в обществе порядка и устоев с целью показать неуважения к окружающим представителям социума. При этом во втором пункте части первой нормы сказано, что преступление может быть совершено по мотивам религиозной ненависти.
  2. 282 УК РФ гласит о возможности привлечения к уголовной ответственности за разжигание вражды, в том числе по причинам религиозной нетерпимости.
  3. 214 УК РФ указывает на то, что за осквернение или порчу имущества, используемого для религиозных целей, возможна ответственность за вандализм.

В то же время понятие оскорбление религиозных чувств существовало еще до 1996 года, в УК РСФСР. В данном законе имелась статья 143. Ее вторая часть во многом походила на нынешнюю 148 статью УК РФ. Единственным отличием является то, что в ст. 143 УК РСФСР, отдельно предусматривалась ответственность за оскорбление посредством использования средств массовой информации. Сейчас, из-за развития Интернета это дополнение попросту неактуально.

На момент принятия правок к ст. 148 УК РФ, в Административном кодексе была предусмотрена статья за оскорбление чувств верующих. Однако в 2013 году была произведена своеобразная рокировка. Теперь 148 статья Уголовного кодекса предусматривает наказание за это, а КоАП РФ карает за нарушения права свободы вероисповедания, а также вандализм в отношении имущества, каким-либо образом относящегося к религии.

В чем выражено преступное посягательство

Согласно УК РФ, наказание за рассматриваемое преступное действие возможно лишь при наличии следующих его признаков:

  • Публичность. Наедине с собой можно говорить все что угодно.
  • Оскорбление должно выражать явное неуважение. В этом данное преступное действие схоже с хулиганством.
  • Целью выполняемого действия должно быть именно оскорбление.


Последний признак нужно рассматривать более детально. Нужно доказать, что действие, являющееся оскорбительным, совершалось именно с целью оскорбить верующих. Оскорбить можно по незнанию. Доказать подобное достаточно сложно.

Также нужно понимать, что подразумевается под самим понятием оскорбление. Под ним понимается ущерб, причиненный достоинству и чести. Чаще всего ущерб выражается в неприличных формулировках. Разумеется, УК РФ не содержит в себе настолько четких формулировок. В то же время изучая право и вникая в его смысл, можно сделать несколько выводов:

  • под честью и достоинством понимается оценка лица с моральной точки зрения самим собой и окружающими;
  • форма, в которой было сделано заявление, должна быть только неприличной, то есть противоречащей норме современной морали (в понятие неприличный включен не только мат).

Разумно полагать, что отдельное высказывание, даже неприличное для одной группы лиц будет оскорбительным, а для другой нет. Тем не менее тут следует опираться на мнение большинства, то есть на принятые нормы поведения.

Какие действия наказываются

В 148 статье Уголовного кодекса сказано, что за оскорбление чувств верующих предусмотрена ответственность. В то же время, сложно сказать, что собой представляют религиозные чувства. Под ними можно понимать эмоциональную привязку к объекту поклонения, но такое определение в законе не содержится. Также можно сказать, что Бога нет. Будет ли это оскорблением религиозных чувств? С точки зрения верующего да, а с точки зрения атеиста нет. Привлечь к ответственности за это нельзя, ведь Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания.

Все же можно выделить ряд конкретных действий, за совершение которых имеется возможность привлечения к ответственности в соответствии с положениями статьи 148. Первым из них является оскорбление. Данное действие будет более детально рассмотрено ниже. Здесь же требуется отметить, что имеет значение не только смысл произносимой фразы, но и ее формулировка. Подобное очевидно, ведь даже на бытовом уровне формулировка имеет значение. Например, фраза «Я думаю, что ты не очень умный» – это оценочное суждение, а выражение «Ты дурак» – это оскорбление.


Кроме оскорбления ст 148 УК РФ регламентирует ответственность за препятствие в работе религиозных организаций. Например, нельзя зайти в церковь и мешать проведению службы.

Уголовная ответственность предусмотрена лишь за вмешательство в деятельность религиозной организации, а не группы. Чем отличаются религиозная группа и организация:

  1. Группа не является отдельным лицом, а все имущество, используемое для проведения обрядов, является собственностью одного или нескольких человек входящих в нее.
  2. В то же время организация – это та же группа, но зарегистрированная официально, функционирующая не менее 15 лет, и включающая в себя минимум 10 прихожан.

Нужно учитывать еще один немаловажный момент. Наказания за нарушение положений 148 ст. УК РФ предусмотрены за оскорбление чувств верующих, то есть их объединения. Если был оскорблен один верующий или несколько, но при этом права организации никак не затронуты, то имеется возможность заявить о другом уголовно наказуемом преступлении, например, хулиганстве по мотиву религиозной ненависти.

Как понять, оскорбительно ли высказывание?

Чтобы наказание постигло человека, оскорбившего чувства верующих, нужно доказать, что имело место оскорбление, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала нужно понимать, что термины «обида» и «оскорбление» очень похожи. При этом за обидное высказывание привлечь к ответственности нельзя. Таким образом, доказать оскорбительность высказывания можно только путем проведения лингвистической экспертизы. Эксперты выделяют признаки, при наличии которых можно утверждать, что имело место оскорбление.

К таким признакам нужно отнести:

  • негативность отношения к религиозной общине;
  • направленность высказывания к верующим (при этом не имеет значение, каким образом обращение их достигло);
  • негативные высказывания характеризуют личности потерпевших;
  • заявление сделано в неприличной, противоречащей морали форме;
  • высказывания имеют публичную форму;
  • смысл высказанного унижает честь и достоинство верующих.

Если хотя бы один из признаков отсутствует, то возбуждение уголовного дела по ст. 148 бессмысленно.

Равенство религий перед законом

Согласно действующей Конституции РФ, наша страна является светским государством. Что это означает? Все просто. Ни одна из религий не является обязательной, а существующие объединения не зависят от государства и равны между собой. Такое положение дел очевидно, ведь наша страна многонациональна. В России проживают представители большинства религий и конфессий. Если выделить одну из них, то это приведет к нарушению прав других, а в Конституции прямо сказано, что человек может быть приверженцем любой религии или атеистом.


В то же время в одном из ФЗ, в преамбуле сказано о том, что православие играет особую роль и входит в историческое наследие государства. Собственно, только в честь православного праздника «Рождества Христова» во всей стране предусмотрен выходной. В то время, когда по другим религиозным праздникам выходные могут быть назначены только на региональном уровне. Что это значит? Вероисповедания нужно делить на основные и второстепенные?

Разумеется, нет. Просто исторически сложилось так, что в России очень много православных христиан, но в то же время существует мощная исламская община, есть буддизм, иудаизм и даже язычество. Таким образом, закон защищает интересы всех верующих, просто из-за огромного количества православных христиан, их права нарушаются гораздо чаще и поэтому случаи подобного на виду.

Меры наказания

Рассматривая возможные меры наказания за нарушения, предусмотренные 148 статьей УК РФ, нужно учитывать, что это норма содержит четыре пункта:

  • За оскорбление чувств верующих публичным способом предусмотрены такие наказания: штраф в размере 300 000 рублей или двухгодичного заработка виновного, обязательные работы сроком до 240 часов, принудительные работы сроком до года или лишение свободы сроком на год.
  • За оскорбление чувств верующих в местах проведения религиозных мероприятий, наказание более суровое. Это может быть штраф в размере 500 000 рублей или трехгодичного заработка виновного лица, обязательные работы сроком до 480 часов, принудительные работы сроком до 3 лет или лишение свободы сроком на один год.
  • За препятствие религиозной деятельности назначаются те же виды наказания, что и за публичное оскорбление. Исключением является лишение свободы. Третьей частью 148 ст. лишение свободы не предусмотрено. Оно заменено арестом сроком до 6 месяцев. Кроме того, максимальный срок обязательных работ увеличен до 360 часов.
  • За препятствие религиозной деятельности должностным лицом или с использованием оружия может быть назначено такое наказание: штраф двести тысяч рублей или равный доходу лица за год, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы сроком до двух лет, принудительные работы сроком на год или лишение свободы сроком на год. Также все перечисленные виды наказания могут быть сопряжены с запретом на право занимать определенные должности сроком до двух лет.

Вид наказания выбирается в индивидуальном порядке при рассмотрении каждого конкретного случая. Как правило, лишение свободы – это крайняя мера наказания, но в отечественной судебной практике есть примеры ее применения.

В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены правки касательно ответственности за оскорбление чувств верующих. Ранее данная статья предписывала уголовные меры наказания исключительно за деяния, которые влекли препятствия в осуществлении обрядов верующими или религиозными группами и организациями. В 2013 году данный закон был пересмотрен, и теперь в нем указывается, что преступными актами являются все деяния, осуществленные публично, которые нацелены на оскорбление верований и убеждений верующих граждан, и которые выражают открытое неуважение к другим гражданам.

Какие деяния относятся к категории преступления

Ранее предполагались административные меры за оскорбление верований религиозных граждан, а в 2103 данное преступление было перенесено в уголовно-процессуальное законодательство. Статья КоАП теперь наказывает исключительно за несоблюдение свободы совести и права выбора вероисповедания и религии. Также данной статьей предусмотрено наказание за вандальные действия касательно религиозных книг, строений и символики.

В статье 148 УК РФ говорится о следующих признаках преступного деяния:

  • совершение преступного акта публично на обозрении других граждан, наедине с собой, своими единомышленниками допускается писать и говорить любую информацию;
  • выражение посредством преступного деяния видимого и однозначного неуважения к социуму и обществу в целом, по данному признаку такое деяние схоже с хулиганством;
  • целью противоправного деяния должно выступать непосредственно оскорбление чувств.

Цель преступления в качестве квалифицирующей характеристики предполагает, что поступки, являющиеся оскорбительными для верующих и религиозных граждан, выполняются непосредственно с целью их оскорбить. То есть для присуждения ответственности по данной статье УК РФ необходимо предоставить прямые доказательства, что преступление выполнялось заблаговременно с прямым умыслом оскорбления, а не переросло в такое оскорбление. Это означает, что виновный знал о том, что оскорбляет чувства прихожан и при этом желал добиться именно этого результата.

Под самим оскорблением следует понимать вред, нанесенный чести и достоинству, который выражается в непристойных фразах и формулировках. В кодексе не прописаны конкретные фразы, однако следует понимать:

  • честь и достоинство предполагают оценку гражданина с точки зрения морали;
  • выражение должно быть высказано именно в неприличной форме, то есть несоответствующей правилам морали в данном обществе.

Какие поступки наказуемы по закону

Ст. 148 УК РФ предписывает ответственность и меру наказания за унижение чувств прихожан, однако выявить такие религиозные чувства иногда сложно. Практически под ними подразумевается сильная психологическая и моральная привязанность к культу религиозного поклонения в зависимости от религии. Однако можно определить некоторые поступки и действия, за которые однозначно виновный понесет ответственность согласно данной статьи УК РФ.

Ключевым признаком становится оскорбление, причем важен и смысл, и формулировка. Кроме оскорбления религиозных чувств, статьей предусмотрена мера ответственности за препятствие действиям религиозных учреждений и организаций, осуществлению религиозных церемоний и обрядов. К примеру, если церковный ход был согласован с властями, то граждане, предпринимающие попытки его сорвать, будут нести ответственность по закону.

Отметим, что уголовная мера наказания применяется только за препятствие ведению деятельности религиозных организаций. При этом сборы верующих подразделяются на два вида:

  • группа – добровольный сбор граждан, которые принадлежат к одному вероисповеданию, группа не выступает отдельным лицом, поэтому все инструменты для проведения церемоний пребывают в собственности отдельных верующих граждан;
  • организация – зарегистрированная группа, которая существует не меньше 15 лет и в которую включены не менее 10 граждан.

Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности за унижение чувств верующих конкретного вероисповедания, они обязаны быть членами организации. Тогда в случае нарушения прав отдельных прихожан, а не всей организации, можно заявить, что имеет место иное преступление (например, хулиганство в силу ненависти на религиозной основе, вандализм касательно символики или зданий).

Как определить степень оскорбления

Для применения меры наказания за оскорбление чувств верующих требуется, чтобы такое оскорбление фактически произошло. На практике не все сказанное является оскорблениями, поэтому в некоторых случаях по таким делам требуется проводить экспертизу.

Специалисты лингвисты определяют перечень характеристик, в случае наличия которых можно установить тот факт, что высказывание причинило обиду и выступает оскорбительным с правовой точки зрения:

  • высказывание и его формулировка является негативной касательно определенного гражданина (религиозной общины, коллектива прихожан);
  • виновный обращает высказывания к верующим или предпринимает меры для того, чтобы такие высказывания были до них донесены;
  • негативные фразы и формулировки дают характеристику конкретным личностям пострадавших;
  • высказывания были осуществлены в неприличной форме (матерные слова, ругательства, уничтожение религиозной символики);
  • публичная форма высказываний (в СМИ, интернете, официальной документации);
  • высказывания и их формулировки были целенаправленно высказаны для унижения чести и достоинства прихожан.

Все данные характеристики должны присутствовать, в случае отсутствия хотя бы одного из них уголовное дело нет смысла начинать, поскольку доказательная база будет недостаточной.

В РФ предусмотрено равенство всех религий, а также свобода выбора каждого гражданина при определении вероисповедания. Связано это с тем, что на территории России проживает множество национальностей, которые вправе иметь вероисповедание, выбранное добровольно по личному желанию.

Отношение к религии и обрядам у каждого из нас свое собственное, при этом отношение к иному мнению в этом вопросе должно быть уважительным. Россия – многонациональная страна, здесь люди беспрепятственно используют свое конституционное право свободы вероисповедания.

Конституцией РФ установлен запрет на преследование по религиозным мотивам, что характерно для любого цивилизованного государства. Поэтому любое кощунство по отношению к какой бы то ни было религии недопустимо и влечет ответственность. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Ответственность за оскорбление чувств верующих – ст. 148 УК РФ

Эта статья в уголовном праве России не всегда была в таком виде, в каком сейчас. На протяжении 1993-1996 годов подобная норма существовала в несколько другой редакции и на практике применялась крайне редко. С принятием УК РФ в 1996 году ответственность за неуважение к религиозным убеждениям стала административной, уголовное наказание возможно было назначать только за воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Лишь с 2013 года в Уголовном кодексе РФ была изменена статья 148 УК РФ, которая в таком измененном виде довольно активно применяется на практике с 2014 года. В настоящее время эта норма позволяет привлекать тех, кто выражает неуважение к вероисповеданию других людей. Есть мнение специалистов, что такая статья не нужна законодательству России, поскольку в во многих статьях УК есть специальные квалифицирующие признаки «по религиозным мотивам», и этого вполне достаточно.

Действительно, в таких преступлениях, как убийство, хулиганство, причинение тяжких телесных повреждений и т.д. предусмотрен дополнительный признак «по мотивам религиозной ненависти», который является основанием для усиления наказания. Вместе с тем, оскорбление отношения к вероисповеданию того или иного человека может случиться и без насилия. В таких случаях виновника привлечь к уголовной ответственности возможно исключительно по ст. 148 УК РФ за следующие действия:

  • публичное неуважение к обществу с оскорблением чувств верующих . Такое неуважение может проявляться в демонстративных жестах, действиях (плевках, рисунках, карикатурах, безнравственных интерпретациях религиозных учений), в высказываниях, публикациях, в том числе и в сети Интернет. Для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы неуважение было именно публичным, то есть не скрытым от посторонних лиц (независимо от их количества);
  • эти же действия, совершаемые виновным лицом в специально отведенных для богослужений местах – церквях, храмах, молельнях и т.д.;
  • незаконное препятствие деятельности религиозных организаций, а также проведению служб, церемоний (например, во время религиозных праздников). Состав преступления будет лишь в том случае, если препятствие оказывалось работе законной религиозной организации.

Для обвинения человека в совершении перечисленных преступных действиях правоохранительным органам необходимы доказательства наличия умысла у человека и понимания им, что своим поведением он оскорбляет чувства других верующих. Отметим, что такие доказательства иногда довольно трудно добыть. Практически по всем делам религиозной категории назначаются сложные психолого-лингвистические экспертизы, которые выявляют скрытый смысл сказанного или написанного.

Наказание за оскорбление чувств верующих зависит от наличия дополнительных признаков:

  • публичное неуважение к религии может повлечь штраф в размере до 300000 рублей , обязательные работы до 240 часов , лишение свободы на срок до 1 года ;
  • те же действия в специальных местах могут стать основанием к назначению штрафа в размере 500000 рублей , а также обязательных работ на срок до 480 часов , лишения свободы на срок до 3 лет ; в качестве дополнительного наказания может быть назначено ограничение свободы до 1 года;
  • препятствование богослужениям и деятельности религиозной организации может повлечь назначение штрафа в размере до 300000 рублей , обязательных работ на срок до 360 часов , исправительных работ до 1 года .
    Если те же действия совершены с одновременным применением насилия или с использованием своего служебного положения, штраф может быть в размере до 200000 рублей , а также могут быть назначены обязательные работы на срок до 480 часов , исправительные работы на срок до 2-х лет или лишение свободы на срок до 1 года.

Исходя из практики, по делам религиозной направленности наказание, в основном, в виде различных работ или условное. К примеру:

  • приговором Элистинского городского суда виновный был осужден по ст.ст. 148, 282 УК РФ к лишению свободы условно за оскорбление чувств верующих в буддийском храме .
  • к обязательным работам двое лиц были приговорены за надругательство над православным крестом .
  • за размещение в интернете фотографий с сигаретой в церкви осужденной назначили штраф.

Обычно оснований для того, чтобы за оскорбление религиозных чувств верующих назначили реальное лишение свободы и посадили в тюрьму, не имеется. Вместе с тем, если помимо статьи 148 УК РФ в действиях виновного есть и другие преступления экстремистской направленности, обвиняемому могут избрать заключение под стражу до приговора . К сопутствующим преступлениям, к примеру, относятся составы преступлений, предусмотренных ст. 280 и ст. 282 УК РФ.

Ненависть и вражда из-за отношения к религии

В соответствии с положениями ст. 282 УК РФ предъявляют обвинение за более дерзкие действия, чем за нарушения закона об оскорблении чувств верующих. Так, обвиняемым по ст. 282 УК РФ может стать человек, активно распространяющий информацию, возбуждающую ненависть, вражду, унижающую достоинство людей из-за их веры.

Наказуемо именно публичное распространение – это могут быть рассуждения, высказывания, сделанные с использованием СМИ или в Интернете. Например, если пользователь пишет вконтакте, насколько негативно он относится к той или иной вере, вполне возможно судебное разбирательство по обвинению в разжигании ненависти по религиозному признаку по ст. 282 УК РФ и за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ.

Из Постановления Пленума ВС №11 от 28.06.2011 следует, что распространение может быть и в форме листовок, газет, надписей, а также в форме общения в социальных сетях. Тем не менее, практика привлечения к ответственности по ст. 282 УК РФ за репосты в сетях общения становится противоречивой – получается, копируя запись антирелигиозного содержания, человек тут же становится обвиняемым?

Еще в 2016 году Верховный суд РФ дал разъяснения о том, что сам по себе «лайк» или «репост» не означают намеренное распространение информации экстремистского характера, в каждом деле должно быть досконально исследованы все имеющие значение обстоятельства. Законопроект об изменениях, исключающих ответственность за обсуждение в соцсетях принадлежности к определенной расе, религии и т.д. был уже давно внесен на рассмотрение, но из-за недоработок так и не был принят.

Что касается статьи 280 УК РФ, обвиняемым по ней может стать пользователь, активно призывающий к насилию или иным противоправным действиям в отношении какой-либо религиозной, национальной группы.

За совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ суд может назначить наказание на срок до 6 лет лишения свободы .

Административная ответственность

В КОАП РФ нет статьи, которая бы предусматривала наказание за оскорбление чувств верующих. Вместе с тем, часть 2 ст. 5.26 КОАП РФ содержит положения об ответственности за административное правонарушение в виде публичного осквернения:

  • религиозной литературы (книг, журналов, изданий);
  • предметов религиозного почитания (например, статуй, икон).

Кроме того, по этой же норме могут привлечь за уничтожение или порчу таких предметов.

На практике часто возникают проблемы при квалификации действий лиц, в действиях которых усматривается осквернение – ведь, по сути, это то же самое оскорбление, предусмотренное ст. 148 УК РФ.

Действительно, некоторые действия (например, карикатуры в библии) могут быть расценены и как осквернение литературы и как оскорбление чувств верующих. Правоохранительные органы в каждой конкретной ситуации исходят из подтвержденной цели виновного лица – были ли его действия направлены именно на оскорбление людей, которые исповедуют ту или иную веру? Или виновный преследовал лишь цель испортить религиозную книгу? В зависимости от ответов на такие вопросы определяется квалификация – по УК или по КОАП.


Top