Концессионные соглашения: лицом к инвесторам. Уход от арендных отношений в жкх простимулируют отменой налога Составление перечня неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения

Концессионеров обещают освободить от уплаты НДС при переходе с договоров аренды - такой законопроект разработал Минстрой. В ведомстве рассчитывают, что это позволит половине арендаторов в ЖКХ перейти на концессионные соглашения - налог не будет учитываться в тарифах или в качестве убытка инвестора. Эксперты отмечают, что число договоров аренды пока значительно: концессии, доля которых к 2020 году должна достигнуть 80%, пока есть даже не во всех крупных городах.


Минстрой планирует устранить проблему, затрудняющую переход с договоров аренды коммунальной инфраструктуры на договоры концессии,- речь идет о возникновении необходимости уплаты НДС. Арендаторы этот налог платить не должны, в отличие от концессионеров. Поэтому договоры аренды сейчас не могут быть трансформированы в концессионные без налоговых последствий.

Как сообщил вчера заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, законопроект, предполагающий отмену НДС при переходе от аренды к концессии, уже подготовлен ведомством и направлен в Белый дом. «Предварительно все решения по одобрению приняты, надеюсь, в ближайшее время он будет направлен правительством в Госдуму»,- добавил чиновник. По оценкам Андрея Чибиса, после принятия нормы до половины арендных договоров в ЖКХ за три года могут быть трансформированы в концессию - в Минстрое ожидают, что это даст отрасли дополнительные инвестиции.

Напомним, что в силу хронической недофинансированности сферы ЖКХ (потребность в средствах оценивалась в 500 млрд руб. ежегодно) Минстрой с 2011 года пытается привлечь частные инвестиции в отрасль. Среди целей - передача 80% предприятий ЖКХ (всего около 4 тыс.) в концессию к 2020 году. По данным Минстроя, по итогам первого квартала в сфере ЖКХ действовало 2264 концессионных соглашения, объем обязательств концессионеров оценивается в 288,6 млрд руб.

Стимулы для трансформации договоров аренды (например, в сфере водоснабжения это касается 20% объектов) в концессионные соглашения обсуждались еще в рамках подготовки к заседанию Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов в 2017 году. Недопущение повторного налогообложения НДС при таком переходе предусматривается и в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018–2020 годы. Согласно плану законопроектной деятельности Минстроя, поправки уже должны быть в Госдуме - предполагалось, что законопроект будет внесен в правительство в первом квартале этого года, в парламент - во втором.

Как поясняет глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин, арендаторы тоже занимаются модернизацией объектов ЖКХ, но договоры концессий более регламентированы и удобны для всех участников рынка. Возможность трансформации аренды в концессии, напоминает эксперт, существует, но на практике при попытке такого перехода компании «попадали на НДС». «Предложение Минстроя представляется правильным - тарифы не будут меняться, поскольку в них не придется учитывать налог»,- считает Алексей Макрушин. Как отмечает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, НДС может быть учтен в тарифном плане, но не его двухпроцентное повышение (с 2019 года ставка налога увеличивается с 18% до 20%.- “Ъ” ). В ближайшие несколько лет, подчеркивает госпожа Разворотнева, по замыслу Минстроя, все договоры аренды должны быть преобразованы в концессии. «Это дело непростое - сплошь и рядом возникали ситуации, когда договоры аренды истекали, а предприятия оказались неинтересными для инвесторов»,- говорит она. По словам Светланы Разворотневой, концессии сейчас существует даже не во всех крупных городах, хотя именно там находятся наиболее интересные для инвесторов предприятия - договоры аренды пока преобладают.

Евгения Крючкова

Жилищно-коммунальный комплекс России вступил в эпоху перемен. Постепенно отрасль переходит на рельсы государственно-частного партнерства. Власти признают: за счет бюджета вывести ЖКХ из системного кризиса не получится, на модернизацию требуются триллионы рублей. Единственный выход - привлечь частных инвесторов.

Как этот процесс идет в сфере водоснабжения и водоотведения, рассказывает генеральный директор УК "Росводоканал" Антон Михальков.

Антон Юрьевич, ЖКХ всегда считалось одной из самых проблемных отраслей в России. Для изменения ситуации руководство страны делает ставку на государственно-частное партнерство. Как сегодня развивается ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ)?

О необходимости привлечения частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты федеральные власти говорят уже давно, наша компания - один из самых ярких примеров инвестиционного присутствия в отрасли. Сегодня бизнес в ЖКХ начал развиваться, полностью подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Хотя еще два-три года назад никто особо не рассматривал отрасль водоснабжения и водоотведения как возможное поле для нормального инвестиционного процесса.

Долгое время мы работали не совсем в цивилизованном правовом поле, когда договоры аренды сетей были основной формой взаимодействия между заказчиком (муниципалитетом) и ресурсоснабжающей организацией. Сегодня в законодательство внесены изменения, которые позволяют спокойно работать в рамках концессионных соглашений и обеспечивают большую защищенность инвестора-оператора и муниципалитета.

Этот формат подразумевает долгосрочные отношения на десятилетия вперед. В рамках таких соглашений город сохраняет в собственности существующую инфраструктуру и получает новые капитальные объекты, построенные для улучшения работы систем ВиВ. Оператору же, в свою очередь, гарантируется возврат инвестированных средств, речь идет о том, что долгосрочная тарифная формула зафиксирована на весь срок концессионного соглашения. В стране заключено более 400 концессионных соглашений. На тех конкурсах, которые проводят крупные муниципалитеты, идет настоящая конкурентная борьба. Минстрой РФ делает все возможное для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.

- Однако отрасль традиционно называют убыточной, на чем же бизнес, решивший войти в нее, может заработать?

Все зависит от нормативно-правовой базы, в которой живет отрасль. Долгое время сама идея, что ЖКХ может быть полем предпринимательской деятельности, формирующей сегодня прибыль, всерьез не воспринималась. На федеральном уровне дан четкий сигнал на привлечение инвесторов и передачу частным профессиональным оператором управление муниципальными сетями ВиВ, на основе концессионных соглашений, что зафиксировано в стратегии развития ЖКХ. Однако зачастую руководителям муниципалитетов проще и привычнее в ручном режиме управлять водоканалами, функционирующими в форме МУПов, для которых высокая эффективность и экономический результат не являются приоритетом.

- За счет чего формируется доходность предприятий в группе компаний под вашим руководством?

Действующее законодательство гарантирует оператору предпринимательскую прибыль, которая составляет пять процентов.

Кроме того, повышение энергоэффективности и снижение операционных издержек, стоимость закупок и прочее тоже может принести предприятию экономический эффект.

Сегодня делается очень многое, чтобы ЖКХ стало инвестиционно-привлекательным для частной инициативы

Есть еще один источник - плата от промпредприятий за негативное воздействие на окружающую среду и за превышение допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Эти средства мы направляем на экологические мероприятия и на реализацию производственной программы.

- Какие риски вы видите при переходе на долгосрочное тарифообразование?

В рамках нормативно-правовых актов, регулирующих тарифообразование, мы имеем несколько источников формирования денежных потоков. Один из них - это тарифная составляющая, которая идет на операционную деятельность. С 2016 года все предприятия отрасли должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование ("Росводоканал" сделал это в 2015-м). Экономический эффект, который мы получим от грамотного управления бизнесом, позволит нам пользоваться средствами, накопленными в результате экономии, в течение пяти лет. Мы начали работать вместе с Минстроем над дополнениями к нормативным актам, которые помогут мотивировать операторов к повышению эффективности работы в следующий тарифный цикл. Так как существует риск, что экономия, которую мы получили в течение первых пяти лет, будет изъята из тарифа и следующий регулируемый период потеряет инвестиционную привлекательность. Долгосрочное и прогнозируемое тарифное регулирование позволит привлекать инвестиции в необходимых объемах для модернизации отрасли уже сегодня, так как гарантия возврата средств заложена в действующем законодательстве.

Как реализуется поручение президента о передаче неэффективных МУПов в концессию? Есть ли успешные примеры?

Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные средства сегодня, а не через 20 лет, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Сегодня мы сталкиваемся с нежеланием многих муниципалитетов переходить на концессионную модель отношений. Это связано с системой, которая складывалась в течение многих лет. В настоящее время Минстроем России и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели анализ эффективности МУПов, и официально неэффективными признаны 30% всех предприятий, а их передача в концессию должна состояться в ближайшие два года. Нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам.

"Росводоканал" управляет предприятиями в семи городах России, и одно из них, в Воронеже, работает в рамках концессии, а благодаря четко прописанным обязательствам у нас сложились понятные деловые отношения с областной администрацией и муниципалитетом.

В регионах присутствия компанией накоплен позитивный опыт по оптимизации процессов бизнеса и производства. Мы проводим реструктуризацию долгов, переформатируем систему управления, повышаем энергоэффективность, сокращаем потери воды.

Однако в нашей практике есть и другие ситуации. Так, в Краснодаре руководство города хочет вернуть водоканал в муниципальное управление. "Краснодар Водоканал", входит в ГК "Росводоканал" уже более 10 лет, все это время достаточно успешно работает над повышением эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения Краснодара. Хотелось бы понимания со стороны города в отношении нашего стремления максимально конструктивно разрешить ситуацию и сохранить предприятие под управлением нашей группы. В этом мы получаем поддержку со стороны Минстроя. Деятельность краснодарского водоканала была тщательно проанализирована экспертами рабочей группы Минстроя России, созданной по распоряжению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, в которую вошли представители Минстроя, эксперты НП "ЖКХ Развитие" и ОАО "Институт МосводоканалНИИпроект". Проведен детальный анализ, на основании которого подготовлен отчет о деятельности водоканала, в котором сказано, что нарушений в работе, способных стать основанием для расторжения соглашения с оператором, нет. 2 сентября прошло совещание рабочей группы под руководством заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса с участием представителей администрации Краснодара, Краснодарского края и ГК "Росводоканал". Была констатирована необходимость урегулирования ситуации в решении вопроса о трансформации договоров аренды в концессионные соглашения без расторжения действующих договоров.

Что даст отрасли трансформация договоров аренды в концессионные соглашения? Почему пока этот механизм непопулярен?

Законодательство позволяет трансформировать договоры аренды в концессионные соглашения, однако этот процесс требует согласия обеих сторон (муниципалитета и инвестора). Мы идем по пути трансформации во всех регионах нашего присутствия. Это придаст прогнозируемости отношениям между муниципалитетом и оператором.

Подавляющее большинство частных операторов управляет предприятиями системы водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды, заключенными 10-15 лет назад, в них, как правило, недостаточно четко прописаны взаимные обязательства, что несет риск обеим сторонам. Кроме того, некоторые пункты этих договоров конфликтуют с сегодняшним законодательством, поэтому существует возможность недобросовестного прочтения определенных положений. Проще говоря, можно в одностороннем порядке попытаться расторгнуть договор и передать сети либо другому оператору, либо в управление МУПа.

Однако все ваши усилия могут быть сведены на нет из-за проблемы неплатежей, которая в ЖКХ уже давно приобрела хроническую форму. Какие проблемы вы видите по текущей деятельности предприятия, какие меры необходимо принять, чтобы урегулировать этот вопрос?

Да, неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов.

Еще одной существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями в рамках действующего законодательства, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать в рамках заключенного договора.

Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юридическое лицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошенических действий.

Но у нас есть и примеры позитивного сотрудничества с властями в рамках борьбы с неплатежами, например Воронеж. Мы нашли компромисс с тепловиками, сегодня они сокращают свою задолженность. Во многом это обусловлено тем, что власти города и области максимально поддерживают нашу работу.

Мы совершенствуем нашу платежную систему, стараемся повысить удобства расчетов для клиентов, развиваем судебную практику. Ведь из-за долгов страдают потребители, так как деньги не попадают в инвестиционную программу.

- Какие еще законодательные изменения необходимы, чтобы бизнес активнее входил в ЖКХ?

На сегодня проделана работа по внесению изменений в закон о концессиях, в которой мы приняли активное участие, которые должны быть приняты в ближайшее время. Данные изменения касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. Это очень важно, так как сейчас в муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается очень тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов.

Мы также считаем крайне важным допускать к концессионным конкурсам только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность. Согласитесь, странным выглядит участие в конкурсе на управление водокоммунальным комплексом города компании, которая зарегистрирована за пару месяцев до конкурса.

Кроме того, необходимо внести изменение в действующее законодательство, повышающее ответственность за неплатежи и несвоевременную оплату услуг ЖКХ, предоставляющее возможность взыскания долгов и начисления штрафов с 1-го месяца просрочки.

По моему мнению, все это поможет вывести отрасль на новый уровень и привлечь серьезные инвестиции в модернизацию ЖКХ России.

Ознакомьтесь с правилами и шагами по подготовке конкурса на право заключения концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства.

  • 1. Создание Центра ГЧП по вопросам ЖКХ

    Центр ГЧП по вопросам ЖКХ является центром компетенции по подготовке и продвижению концессионных проектов на территории субъекта Российской Федерации.

    Основными функциями Центра ГЧП является:

    • формирование перечня проектов и периодическая оценка их фактического исполнения и перспектив реализации;
    • координация действий органов местного самоуправления, органов власти субъекта Российской Федерации по подготовке и проведению концессионных конкурсов, подготовке концессионных соглашений по частной инициативе, при трансформации договоров аренды в концессию, реализации концессионных соглашений;
    • организация взаимодействия органов власти с представителями бизнеса, кредитными и экспертными организациями;
    • урегулирование разногласий по концессионным проектам, заключенным концессионным соглашениям;
    • накопление и распространение опыта по подготовке и реализации концессионных соглашений;
    • взаимодействие с представительными органами местного самоуправления, законодательными органами субъекта Российской Федерации в целях продвижения концессионных проектов.

    Центр ГЧП по вопросам ЖКХ создается при Правительстве субъекта Российской Федерации с привлечением сотрудников ответственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство финансов, министерство экономического развития, органы, ответственные за регулирование имущественных и земельных отношений), представителей органов местного самоуправления, юридических служб, экспертных организаций. Работу Центра ГЧП по вопросам ЖКХ курирует ответственный заместитель руководителя субъекта Российской Федерации.

    Ответственные исполнители

    • Ответственный заместитель руководителя субъекта Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Региональная служба по тарифам, органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование имущественных и земельных отношений, и т.д.
    • Представители органов местного самоуправления
    • Экспертные организации

    Ожидаемый результат

    Скоординированная работа органов местного самоуправления и органов власти по заключению концессионных соглашений, налаженное взаимодействие бизнеса и власти, повышение качества концессионных соглашений, накопление и распространение положительного опыта по заключению концессионных соглашений.

    Документы

    Распоряжение Правительства субъекта Российской Федерации о создании центра ГЧП по вопросам ЖКХ

    Ассоциация ЖКХ «Развитие» оказывает методическую поддержку региональным центрам государственно-частного партнерства.

  • 2. Формирование команды проекта

    Создание рабочей группы по отдельному концессионному проекту с участием профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, экспертных организаций, осуществляющих подготовку конкурса, кредитных организаций. Члены рабочей группы в рамках своих полномочий будут осуществлять согласованные действия по подготовке государственного или муниципального имущества для передачи в концессию.

    Ответственные исполнители

    • Ответственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: Региональная служба по тарифам, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование имущественных и земельных отношений
    • Органы местного самоуправления, осуществляющие подготовку концессионного проекта
    • Консультанты, осуществляющие подготовку концессионного проекта
    • Кредитные организации и лица, выступающие с инициативой заключения концессионного соглашения

    Ожидаемый результат

    Определение ответственных лиц и распределение задач по подготовке объекта концессионного соглашения для передачи в концессию, организация работы по подготовке конкурсной документации и проведению конкурса.

    Эксперты Ассоциации ЖКХ «Развитие» могут войти в состав рабочей группы в качестве консультантов проекта.

  • 3. Инвентаризация и анализ задолженности МУП

    До проведения концессионного конкурса необходимо оценить финансовое состояние предприятия, имущество которого передается в концессию.

    Необходимо:

    • определить суммы, сроки и причины возникновения кредиторской задолженности по отдельным кредиторам;
    • определить суммы, сроки и причины возникновения дебиторской задолженности по отдельным дебиторам, оценить ее собираемость и выявить безнадежную дебиторскую задолженность.

    При необходимости может быть подготовлено соглашение об условиях реструктуризации кредиторской задолженности с кредиторами и кредитными организациями, предоставляющими займы на реструктуризацию задолженности. Для заключения такого соглашения необходимо:

    • определить кредиторскую задолженность, которая подлежит списанию, взаимозачету;
    • оценить размер поступления средств от сбора дебиторской задолженности, от продажи активов, которые могут быть направлены на погашение кредиторской задолженности;
    • оценить размер средств на обслуживание займов и кредитов на реструктуризацию задолженности, которые могут быть учтены в тарифах концессионера;
    • оценить размер бюджетных средств, которые могут быть предоставлены на погашение кредиторской задолженности;
    • определить график погашения задолженности и параметры реструктуризации задолженности;
    • сформировать систему расчетов с поставщиками и потребителями, направленную на предотвращение возникновения новой кредиторской задолженности;
    • определить условия реструктуризации задолженности, которые будут включены в концессионное соглашение.

    Ответственные исполнители

    • Консультанты
    • Потенциальные концессионеры, кредитные организации

    Ожидаемый результат

    Реальная оценка финансового состояния передаваемого имущества, а также возможность реструктуризации задолженности с привлечением кредитных источников финансирования.

  • 4. Проведение технического обследования

    Передаваемое в концессию имущество подлежит обязательному техническому обследованию. Техническое обследование необходимо для оценки состояния имущества, передаваемого в концессию, подготовки заключения о техническом состоянии объектов, составления рекомендаций по режимам и срокам эксплуатации, для обоснования плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности передаваемых объектов. Копии отчета о техническом обследовании является частью конкурсной документации.

    Техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения проводится в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и приказом Минстроя России № 437. Техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в соответствии с приказом Минстроя России от 21.08.2015 № 606/пр.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Консультанты

    Ожидаемый результат

    Получение достоверных данных о техническом состоянии передаваемого в концессию имущества, необходимых для описания объекта соглашения, составления и обоснования задания и плановых показателей деятельности концессионера.

    Документы

    Отчет о техническом обследовании передаваемого по концессионному соглашению имущества.

  • 5. Составление перечня неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения

    Необходимо подготовить перечень неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения. Необходимо распределить обязательства по исполнению технических заданий и договоров на подключение между эксплуатирующей организацией и концессионером с учетом графиков поступления платы за подключения и сроков исполнения мероприятий по подключению. Обязательства по договорам, техническим заданиям, по которым не осуществлялась плата за подключение, целесообразно передать концессионеру. Обязательства по договорам, по которым осуществлялась плата за подключение, целесообразно исполнить эксплуатирующей организацией. Обязательства по подключениям, которые планируется передать концессионеру, следует включать в концессионное соглашение.

    Ответственные исполнители

    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Орган местного самоуправления

    Ожидаемый результат

    Определение перечня технических заданий, договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые передаются концессионеру, и включение их в проект концессионного соглашения. Определение перечня технических заданий, договоров на подключение, которые исполняет оператор. Должно быть обеспечено гарантированное исполнение обязательств по подключениям.

  • 6. Составление Задания

    Задание составляется в соответствии с требованиями части 2.4. статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В Задании в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения устанавливаются цели, которых должен достичь концессионер при выполнении работ по строительству и реконструкции объекта концессионного соглашения. На основании задания определяются мероприятия по строительству и реконструкции, содержащиеся в конкурсных предложениях. Задание должно обеспечивать выполнение задачи и целевых показателей развития систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренные в схеме водоснабжения и водоотведения. В Задании должны содержатся мощность в точках подключения, точках присоединения, точках приема, точках подачи и точках отведения по годам, а также сроки ввода и вывода мощностей.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Консультант

    Ожидаемый результат

    Установление в задании основных целей для участников конкурса в части поддержания, ввода и вывода мощностей, выполнения задач и целевых показателей развития систем.

  • 7. Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности концессионера

    Плановые значения показателей деятельности концессионера являются критериями конкурса в соответствии с частью 2.3. статьи 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В конкурсной документации устанавливаются минимально допустимые, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) значения указанных показателей в соответствии с пунктами 1, 9 части 1.2. статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В число плановых значений показателей деятельности концессионера включаются:

    • плановые значения показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяемые в соответствии с приказом Минстроя России № 162/пр;
    • плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 452;
    • плановые значения иных, предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Консультант

    Ожидаемый результат

    Определение минимально допустимых, а также предельных (минимальных и (или) максимальных) плановых значений показателей деятельности концессионера.

  • 8. Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества

    Состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, иного имущества входит в перечень условий концессионного соглашения. В описании объекта могут быть указаны следующие данные: балансовая стоимость, срок эксплуатации, уровень износа, количество аварий на объекте, информацию о фактически проведенных на объекте мероприятиях по ремонту, реконструкции, модернизации, удельные расходы трудовых и энергетических ресурсов, мощность объекта, оборудование, установленное на объекте и т.д. Данными для составления технико-экономического описания передаваемого в концессию имущества является отчет о техническом обследовании, данные по инвентаризации объектов.

    Помимо технико-экономического описания передаваемого имущества необходимо подготовить копии документов, устанавливающих право собственности на передаваемое в концессию имущество, а также копии документов о государственной регистрации прав собственности концедента, в случае если в соответствии с законодательством требуется обязательная государственная регистрация таких прав. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество, возникшее до вступления в силу указанного Федерального закона, проводится по желанию правообладателя.

    В соответствии с частями 4, 9 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее – иное имущество) должны принадлежать праве собственности концеденту. При этом объект концессионного соглашения должен принадлежать концеденту на праве собственности на дату заключения концессионного соглашения. В отношении иного имущества отсутствует требование о наличии права собственности на дату заключения концессионного соглашения. В этой связи полагаем возможным передачу в качестве “иного имущества”, объектов, незарегистрированных в Едином государственном реестре прав, в качестве иного имущества. В этом случае в конкурсную документацию и концессионное соглашение включается описание такого имущества и обязательства сторон по государственной регистрации права собственности концедента и права владения и пользования концессионера указанным имуществом. Такой подход весьма ограничен, поскольку, предметом концессионного соглашения является передача концессионеру объекта концессионного соглашения, а не иного имущества. Кроме того, частями 4,5 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» устанавливается ограничение на передачу концессионеру бесхозяйных объектов, обнаруженных в течение срока концессионного соглашения. Следует также учитывать риск возникновения имущественных споров с другими правообладателями.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование имущественных отношений (в случае необходимости государственной регистрации прав собственности концедента на объекты, передаваемые в концессию)
    • Консультанты

    Ожидаемый результат

    Подготовленное технико-экономическое описание передаваемого в концессию имущества, позволяющее участникам конкурса сформировать адекватные конкурсные предложения (плановые значения показателей деятельности концессионера, инвестиционные мероприятия, долгосрочные параметры). Подготовленные копии документов, подтверждающих право собственности концедента на передаваемое в концессию имущество.

    Документы

    • Проект приложения к концессионному соглашению «Состав и технико-экономическое описание объекта концессионного соглашения и иного имущества»;
    • Перечень и копии документов, удостоверяющих право собственности концедента на передаваемое в концессию имущество.
  • 9. Составление перечня земельных участков

    В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедент обязан предоставить концессионеру земельные участки для осуществления деятельности по концессионному соглашению в соответствии с земельным законодательством. Сроки передачи участков определяются в концессионном соглашении. Договоры аренды земельных участков должны быть заключены в течение 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если сроки в концессионном соглашении не установлены. В концессионном соглашении следует определить перечень и описание таких участков, а также подготовить информацию о наличии права собственности концедента на такие участки, определить график их передачи концессионеру. При этом необходимо учитывать случаи, установленные земельным законодательством, о возможности осуществления ряда работ без предоставления земельных участков (статья 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300). Рекомендуется дополнить концессионное соглашение следующим условием: в случае если в результате отказа в доступе к земельным участкам, принадлежащим третьим лицам, невозможно выполнить мероприятия по концессионному соглашению, то концессионное соглашение подлежит изменению в порядке, предусмотренном законодательством. Целесообразно на этапе конкурса определить перечень участков, принадлежащий третьим лицам, которые необходимы для осуществления деятельности концессионера по концессионному соглашению.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование имущественных отношений
  • 10. Разработка финансовой модели (бизнес-плана)

    Финансовые расчеты необходимы для определения тарифных последствий, бюджетного планирования и финансовых потоков концессионера, кредитной организации.

    Финансовая модель должна предусматривать:

    • расчет тарифов;
    • расчет индекса роста платы граждан за коммунальные услуги при осуществлении концессионного проекта;
    • планирование финансовых потоков концессионера, в том числе возврат вложенных средств, расчет долга концессионера и кассовых разрывов, расчет показателей эффективности инвестиций (NPV, IRR);
    • расчет размера возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и невозмещенными ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения;
    • определение расходов концедента на создание, реконструкцию или эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
    • планирование графика погашения долгов эксплуатирующей организации.

    Финансовая модель является основой для определения предельных значений долгосрочных параметров деятельности, размера субсидий концедента, индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, уточнения условий реструктуризации кредиторской задолженности МУП (иной эксплуатирующей организации), которые будут включены в концессионное соглашение.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Региональная служба по тарифам
    • Консультанты
  • 11. Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги

    Реализация инвестиционных мероприятий по концессионному соглашению требует привлечения значительного объема финансовых средств частных инвесторов и кредитных организаций. При этом предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации, может не соответствовать уровню тарифа, обеспечивающего окупаемость инвестиций в пределах срока действия концессионного соглашения.

    В этом случае требуется принятие решения об утверждении индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, превышающего уровень, определенный максимальным отклонением от индекса по субъекту Российской Федерации в соответствии с разделом IV Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400.

    Ответственные исполнители

    • Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
    • Орган местного самоуправления
    • Представительный орган местного самоуправления
    • Региональна служба по тарифам
    • Эксплуатирующая организация (МУП, арендатор или иное лицо, эксплуатирующее муниципальный объект тепло-, водоснабжения, водоотведения)
    • Консультанты
  • В соответствии с требованиями части 1.2. статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определять (согласовывать):

    • метод регулирования тарифов;
    • предельные минимальные и (или) максимальные значения критериев конкуса в соответствии с пунктами 2-5 части 2.3. статьи 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях»;
    • минимально-допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера (данные значения частично совпадают с предельными плановыми значениями показателей деятельности концессионера, которые являются критериями конкурса);
    • значения долгосрочных парараметров, которые не являются критериями конкурса (за исключением динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг);
    • иные цены, значения параметры, которые используются для расчета прогнозных тарифов и указываются в конкурсной документации в соответствии с пунктами 4-7, 9-11 части 1.2. статьи 23 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

    Согласование осуществляется в порядке, определенном Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.

    Ответственные исполнители

    • Региональная служба по тарифам, иные уполномоченные органы
    • Орган местного самоуправления
    • Консультанты

    Ожидаемый результат

    Официальный ответ региональной службы по тарифам с согласованным методом регулирования, долгосрочными параметрами, не являющимися критериями конкурса, с предельными максимальными/минимальными значением конкурса, предельным ростом прогнозного НВВ и иными параметрами необходимыми для расчета прогнозного НВВ.

  • 13. Подготовка концессионного соглашения

    Проект концессионного соглашения является неотъемлемой частью конкурсной документации. Все условия концессионного соглашения, за исключением условий, которые указываются в конкурсном предложении, должны быть определены в проекте концессионного соглашения, включаемом в конкурсную документацию. Изменение проекта концессионного соглашения после проведения конкурса не допускается в соответствии с частью 1.2 статьи 35 Федерального закона « О концессионных соглашениях».

    Подготовку проекта концессионного соглашения следует осуществлять с момента формирования команды проекта на этапе 2. Финальная редакция проекта концессионного соглашения, должна учитывать результаты, полученные на предыдущих этапах.

    Проект концессионного соглашения должен включать существенные условия в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О концессионных соглашениях”:

    • обязательства концессионера по созданию, реконструкции объекта концессионного соглашения, с указанием сроков;
    • задание, определяемое на этапе 6;
    • основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий (определяются в конкурсном предложении);
    • предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером (определяется в конкурсном предложении);
    • плановые показатели деятельности концессионера (определяются в конкурсном предложении);
    • обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
    • цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
    • срок действия концессионного соглашения;
    • описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, подготовленное на этапе 8;
    • срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;
    • порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, с учетом результатов, полученных на этапе 9;
    • обязательства сторон по подготовке территории;
    • способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется (в обязательном порядке должна быть банковская гарантия в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1188);
    • объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения (гарантия выручки дается в обязательном порядке для случаев, установленных частью 1 статьи 20 Федерального закона «О концессионных соглашениях);
    • значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (определяются в конкурсном предложении, за исключением долгосрочных параметров, не являющихся критериями конкурса);
    • порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения (порядок должен соответствовать требованиям части 1.3 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
    • порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения (порядок должен соответствовать требованиям части 5 статьи 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Команда проекта
    • Консультанты

    Ожидаемый результат

    Подготовленный командой проекта в соответствии с требованиями законодательства проект концессионного соглашения, подлежащий включению в конкурсную документацию.

    Ассоциация ЖКХ «Развитие» разработала проект типового концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и подзаконными нормативными актами.

  • В пакет документов, необходимый для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения входит решение о заключении концессионного соглашения, конкурсная документация, проект концессионного соглашения.

    Проекты документов, необходимые для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, следует готовить с момента формирования команды проекта на этапе 2. Финальная редакция документов, должна учитывать результаты, полученные на предыдущих этапах.

    Решение о заключении концессионного соглашения оформляется в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и включает:

    • условия концессионного соглашения;
    • критерии конкурса и их параметры (предельные значения критериев конкурса, согласованные уполномоченным органом исполнительной власти на этапе 13);
    • задание, подготовленное на этапе 6;
    • вид конкурса: открытый или закрытый (закрытый конкурс проводится, если сведения об объекте концессионного соглашения составляют государственную тайну или объект имеет стратегическое значения для обороноспособности и безопасности государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения);
    • иные документы и данные в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

    Конкурсная документация оформляется в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и включает:

    • проект концессионного соглашения, подготовленный на этапе 14;
    • состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного имущества подготовленные на этапе 8;
    • требования к победителю конкурса о предоставлении документов, подтверждающих обеспечение обязательств по концессионному соглашению (отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения обязательным документом обеспечения обязательств по концессионному соглашению является банковская гарантия);
    • предельные значения критериев конкурса, определенные на этапе 13;
    • минимально-допустимые плановые показатели деятельности концессионера, определенные на этапах 7, 13;
    • иные цены, значения, параметры, определенные на этапе 13;
    • метод регулирования тарифов, определенный на этапе 13;
    • копия отчета о техническом обследовании, подготовленного на этапе 3;
    • копии бухгалтерской отчетности организации, эксплуатирующей передаваемое в концессию имущества, за три последних отчетных периода;
    • копии предложений об установлении цен, поданные в орган, осуществляющий регулирование тарифов;
    • размер концессионной платы (для объектов в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения концессионная плата не должна превышать расходы концедента на уплату установленных законодательством обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения);
    • иные документы и данные в соответствии с требованиями статьи 23.

    Для объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения в конкурсную документацию не включаются требования, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона “О концессионных соглашениях”.

    Ответственные исполнители

    • Орган местного самоуправления
    • Команда проекта
    • Консультанты

    Ожидаемый результат

    Подготовка полного пакета документов для проведения концессионного конкурса.

    Ассоциация ЖКХ «Развитие» » разработала проект типовой документации для проведения концессионного конкурса, а также типовое концессионное соглашение в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и подзаконными нормативными актами.

Предлагаем вниманию читателей обзор поправок, внесенных в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях) Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ. Разработчики закона стремились повысить привлекательность концессионных соглашений для инвесторов. Посмотрим, удалось ли им это. Отметим, что некоторые изменения в Законе № 115-ФЗ учитывают пожелания, высказанные ранее в статье «Концессионные соглашения: факторы успеха и причины провала» (№ 2, 2008, стр. 8).

Большинство поправок вступило в силу в день официального опубликования Федерального закона № 152-ФЗ, то есть 06.07.2010 . Рассмотрим ключевые моменты.

Участие унитарного предприятия

В соответствии с объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен:
- на момент заключения соглашения находиться в собственности концедента;
- на момент передачи концессионеру быть свободным от прав третьих лиц.

Теперь эта норма дополнена и допускает, что такой объект, как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (), на момент заключения соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Новое правило позволит передавать в концессию имущество, закрепленное за унитарными предприятиями, а это наиболее распространенное правовое положение объектов коммунальной инфраструктуры.

Обращаем внимание, что нахождение имущества у унитарного предприятия допускается на момент заключения соглашения. А выше оговорено, что на момент передачи имущество должно быть свободно от прав третьих лиц. Означает ли это, что после заключения концессионного соглашения имущество следует изъять у унитарного предприятия и только после этого передавать его концессионеру? Если читать п. 4 ст. 3 Закона о концессиях буквально, получается именно так. В этом ли состоит воля законодателя?

Другие поправки не вносят ясности в вопрос. Например, ст. 5 Закона о концессиях дополнена новым п. 1.1 , который регулирует участие унитарного предприятия на стороне концедента. Итак, если объект концессионного соглашения представляет собой систему коммунальной инфраструктуры и принадлежит на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, то такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента (право унитарного предприятия выступать на стороне концедента также подтверждено новым п. 7 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ). Конкретные полномочия (в том числе полномочия по передаче имущества) унитарного предприятия прописываются в самом соглашении. Далее отмечено, что унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Получается, что унитарное предприятие может передавать имущество концессионеру. Прекращается ли в этот момент право хозяйственного ведения? В отсутствие специальных указаний нужно обратиться к общим нормам. Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности в специально оговоренных законом случаях.

Можно ли считать, что передача имущества концессионеру тождественна отчуждению собственником своего имущества другим лицам и является основанием для прекращения права хозяйственного ведения? По нашему мнению, нет, поскольку концессионеру передаются только права владения и пользования, право собственности остается у концедента. Как видим, специальных оснований для прекращения права хозяйственного ведения нет. Вместе с тем заметим, что в первоначальной редакции законопроекта, представленной в Госдуму, было предусмотрено два варианта: унитарное предприятие самостоятельно выполняет роль концедента (а значит, право хозяйственного ведения сохраняется) или же выступает на стороне концедента (тогда его право хозяйственного ведения в отношении имущества, переданного концессионеру, прекращается, причем в законопроекте были оговорены правовые последствия прекращения данного права, вплоть до банкротства унитарного предприятия).

В Федеральном законе № 152-ФЗ все указанные моменты остались за кадром. Но прекращение права хозяйственного ведения при передаче имущества концессионеру все же подразумевается, хотя бы по той причине, что объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера в силу прямого указания п. 16 ст. 3 Закона о концессиях . Следовательно, унитарное предприятие должно списать имущество со своего баланса. Получается, что собственник имущества (концедент) должен самостоятельно решить вопрос об изъятии объекта концессионного соглашения из хозяйственного ведения унитарного предприятия.

Добавим, что Федеральным законом № 152-ФЗ расширены полномочия унитарного предприятия в отношении распоряжения земельным участком, находящимся у него в аренде. Так, в ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ введен п. 6 , согласно которому унитарное предприятие вправе передать земельный участок в субаренду либо передать свои права и обязанности по договору аренды концессионеру, если использование этого участка концессионером предусмотрено концессионным соглашением.

Права концессионера как обеспечение исполнения обязательства.

Замена концессионера

Пунктом 2 ст. 5 Закона о концессиях установлен запрет на передачу в залог прав концессионера по концессионному соглашению. Однако это не означает, что права концессионера не могут выступать обеспечением исполнения обязательств концессионера в ином виде.

Конкретный случай прописан в новой редакции ст. 5 Закона о концессиях.

Итак, если объектом концессионного соглашения являются объекты коммунального хозяйства (перечислены в пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона о концессиях ) и для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению (видимо, имеются в виду запланированные суммы инвестиций в имущество) концессионер привлекает средства кредитора, то права концессионера по концессионному соглашению (в первую очередь, права пользования имуществом) могут рассматриваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредитором. Порядок и условия такого обеспечения должны быть четко прописаны в концессионном соглашении с учетом условий Закона о концессиях. В частности, заключается трехстороннее соглашение (концессионер, концедент, кредитор), определяющее права и обязанности сторон, в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств перед кредитором. Срок данного контракта ограничен сроком действия концессионного соглашения. Приведенные положения содержатся в новом п. 4 ст. 5 Закона о концессиях.

В этой же статье появился п. 5, посвященный замене лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором. Схема реализации обеспечения исполнения обязательств концессионера проста: проводится конкурс по отбору нового концессионера, который в числе прочего обязан уплатить долги первоначального концессионера (а точнее, взять на себя исполнение обязательств концессионера перед кредитором). Порядок проведения конкурса в целях замены концессионера должен быть прописан в трехстороннем соглашении, о котором говорилось выше. Условия конкурсной документации должны соответствовать условиям, на которых проводился конкурс на заключение концессионного соглашения с первоначальным концессионером (с учетом фактически исполненного на момент проведения нового конкурса). Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению, с даты его заключения прекращаются права и обязанности первоначального концессионера. Добавим, что закон позволяет вносить изменения в концессионное соглашение, если новый концессионер предлагает лучшие условия по сравнению с прежним контрактом (п. 7 ст. 5 Закона о концессиях ).

Досрочное расторжение концессионного соглашения

Основанием для досрочного расторжения концессионного соглашения по решению суда могут быть существенное нарушение условий соглашения, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, а также иные предусмотренные законом или соглашением основания. Об этом сказано в п. 1 ст. 15 Закона о концессиях . В прежней редакции нормативного документа был приведен перечень случаев, когда концессионер считался существенно нарушившим условия соглашения.

Ранее мы обращали на данный момент внимание, отмечая, что это нарушает права концессионера, поскольку ГК РФ исходит из равноправия сторон договора, и называли несколько обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение условий концессионного соглашения концедентом. Теперь благодаря Федеральному закону № 152-ФЗ соответствующие поправки внесены в ст. 15 Закона о концессиях . Так, в нее введен новый п. 2.1 , в котором перечислены действия, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом. Считаем необходимым привести их дословно:
- невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
- передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;
- невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
Особо важным представляется положение нового , которым урегулирован порядок расчетов сторон при досрочном расторжении концессионного соглашения. Напомним, что ранее эта проблема не была освещена в законе и являлась одной из причин непривлекательности концессионных соглашений для частных инвесторов.

Так, в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, за исключением инвестиций, вложенных концедентом. Иначе говоря, концессионер вправе рассчитывать на возврат своих инвестиций. Примечательно, что по общему правилу (п. 5 ст. 453 ГК РФ ), если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. В нашем же случае концессионер имеет право на возврат инвестиций, даже если он сам нарушил условия соглашения и оно было расторгнуто по инициативе концедента. Порядок и срок возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. Причем порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения включен в состав его существенных условий (новый пп. 6.3 п. 1 ст. 10 Закона о концессиях ).

Вложение и возврат инвестиций

В целях защиты интересов инвесторов и повышения таким образом привлекательности концессионных соглашений законодатель оговорил необходимость включения в такое соглашение порядка возмещения расходов, не возмещенных концессионеру на момент окончания срока действия соглашения, а также предусмотрел возможность определения так называемых долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Оговоримся, что все эти нововведения (они описаны ниже в данном разделе) касаются исключительно концессионеров, которые осуществляют предусмотренную концессионным соглашением реализацию товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), то есть в полном объеме распространяются на организации коммунального комплекса.

В общем случае объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения является дополнительным, не обязательным условием последнего (пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона о концессиях ). Однако для рассматриваемой нами ситуации (реализация концессионером товаров, услуг, работ по тарифам) действует специальная норма - новый п. 1.1 ст. 10 Закона о концессиях , который гласит, что наряду с существенными условиями контракт должен содержать:
- обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта в течение всего срока действия соглашения;
- порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством о тарифном регулировании и не возмещенных ему на момент окончания срока действия соглашения.

Следует расшифровать, что согласно п. 5 ст. 10 Закона о концессиях перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций в эти объекты устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в определенном законом порядке. Примечательно, что зеркальная норма включена и в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» . Так, новым п. 3 ст. 10 данного закона среди прочего установлено, что при установлении тарифов для концессионера учитывается объем инвестиций, которые концессионер в соответствии с концессионным соглашением обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы. При прекращении действия соглашения концедент обеспечивает в установленные этим соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением тех сумм, которые учтены при установлении тарифов.

Как было сказано выше, в случае досрочного расторжения договора концессионер вправе рассчитывать на возмещение своих расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Так вот, размер расходов, подлежащих возмещению, определяется в соответствии с законодательством о тарифном регулировании и с учетом расходов, уже возмещенных концессионеру на момент расторжения соглашения (п. 5 ст. 15 Закона о концессиях ).

Как видим, теперь закон допускает, что даже при прекращении концессионного соглашения в связи с истечением срока его действия не весь объем инвестиций концессионера может окупиться (несмотря на то, что суммы инвестиций принимаются в расчет при установлении тарифов). И этот невозвращенный инвестированный капитал должен быть компенсирован концедентом.

Особо отметим, что указанный объем инвестиций обусловливает размер обеспечения исполнения обязательств концессионера, которое является существенным условием концессионного соглашения в соответствии с пп. 6.1 п. 1 ст. 10 Закона о концессиях (банковская гарантия, залог депозита, страхование ответственности). Таково указание нового п. 1.1 этой же статьи (повторим, оно справедливо только в ситуации, когда концессионер реализует товары, работы, услуги по тарифам).

Долгосрочные параметры регулирования

Федеральный закон № 152-ФЗ ввел в оборот такую новую категорию, как долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. Согласно новому п. 4 ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса, которые могут быть установлены концессионным соглашением, определяется Правительством РФ. Органы регулирования должны устанавливать тарифы и надбавки к тарифам с использованием таких параметров, установленных в концессионном соглашении. Важно отметить, что это положение вступит в силу с 01.01.2012 (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 152-ФЗ ). Получается, что установление тарифа с учетом долгосрочных параметров будет возможно не скоро - только в 2012 году.
Данные долгосрочные параметры:
- устанавливаются решением концедента о заключении концессионного соглашения по согласованию с органами регулирования (п. 2.1 ст. 22 Закона о концессиях );
- должны быть включены в конкурсную документацию (п. 1.1 ст. 23 Закона о концессиях );
- могут выступать критерием конкурса (пп. 7 п. 2 ст. 24 Закона о концессиях );
- могут быть указаны в концессионном соглашении в качестве дополнительного условия (пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона о концессиях ).

Кроме того, если в течение срока действия концессионного соглашения тарифы на товары, работы, услуги концессионера устанавливаются с учетом долгосрочных параметров регулирования его деятельности, не соответствующих прописанным в концессионном соглашении, условия этого соглашения должны быть изменены по требованию концессионера (п. 4 ст. 20 Закона о концессиях ).

Аренда превращается в концессию

Федеральным законом № 152-ФЗ дополнен перечень ситуаций, в которых концессионное соглашение заключается без проведения конкурса (см. п. 2 ст. 37 Закона о концессиях ). В частности, без предварительного отбора контракт допускается подписать с арендатором имущества, которое согласно закону может быть объектом концессионного соглашения, если:
- предмет аренды был создан и (или) реконструирован арендатором;
- договор аренды был заключен до 01.07.2010.

При этом договор аренды трансформируется в концессионное соглашение без изменения таких условий, как срок действия договора (остается прежним), положение потребителей товаров, работ, услуг (не ухудшается), размер инвестиционных обязательств концессионера (не уменьшается). По мнению разработчиков закона, после принятия поправок концессионные соглашения станут более привлекательными для инвесторов даже по сравнению с договорами аренды, которыми на практике в большинстве случаев оформляются права пользования объектами коммунальной инфраструктуры в настоящее время. Значит, арендаторам надо дать возможность безболезненно реализовать свои планы, воспользовавшись преимуществами концессионного соглашения. Естественно, это возможно только при согласовании воли инвестора и собственника имущества.

Некоторые другие новшества

Помимо сказанного выше следует обратить внимание еще на несколько моментов.
Во-первых, законодатель по-новому определил состав имущества, являющегося объектом концессионного соглашения. Если ранее под ним понималось только недвижимое имущество, то теперь объектом соглашения может быть (п. 1 ст. 3 Закона о концессиях ):
- недвижимое имущество;
- недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Во-вторых, теперь четко оговорено, что передача объекта соглашения в установленный контрактом срок является обязанностью концедента. Срок такой передачи отнесен к числу существенных условий и оговаривается в конкурсной документации (пп. 4.1 п. 1 ст. 10, пп. 25 п. 1 ст. 23 Закона о концессиях ). Сама передача осуществляется по акту, как и возвращение объекта после прекращения соглашения (п. 4.1 ст. 3, п. 3 ст. 14 Закона о концессиях ).

В-третьих, концессионер получил гарантию соблюдения своих прав в случае смены собственника объекта концессионного соглашения (согласно п. 4 ст. 18 Закона о концессиях это обстоятельство не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения).

Комментарий к статье 37 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, в которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. К данной статье отсылает норма ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона, указывая на изъятия из общего правила, которое установлено данной нормой и в соответствии с которым концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Комментируемая статья изложена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции данной статьи указывалось лишь то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 29 и частью 7 ст. 32 комментируемого Закона, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях. В отличие от данной редакции в ч. 1 комментируемой статьи в действующей редакции введено указание на случай, предусмотренный частью 2 данной статьи, а также уточнено, что без проведения конкурса концессионное соглашение заключается с концессионером, определенным решением Правительства РФ.

В части 6 ст. 29 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен несостоявшимся по причине того, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. В указанной норме предусмотрено, что концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в установленном порядке; в случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации; по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем. Порядок подписания концессионного соглашения при его заключении в этом случае определен в ч. 3 ст. 36 комментируемого Закона.

В части 7 ст. 32 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен не состоявшимся по причине того, что в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Как предусмотрено в указанной норме, концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в 30-дневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.

2 – 3. В части 2 комментируемой статьи определены два условия, при одновременном соблюдении которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с комментируемым Законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с комментируемым Законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 г.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, которым должно удовлетворять концессионное соглашение, заключенное без проведения конкурса в соответствии с ч. 2 данной статьи:

1) срок действия концессионного соглашения не превышает срок действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные статьей 10 комментируемого Закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 данного Закона, в т.ч. обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

Части 2 и 3 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, одной из целей которого декларировалось обеспечение возможности трансформации договоров долгосрочной аренды в концессионные соглашения. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, уточняется порядок трансформации в концессионные соглашения договоров аренды, заключенных на долгосрочный период и предполагающих инвестиционные обязательства; эта мера позволит перейти к более прозрачной и сбалансированной системе отношений в сферах, где в настоящее время частные операторы работают на основании договоров аренды.

4 – 5. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 г. в комментируемую статью введены части 4 и 5, предусматривающие передачу концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при исполнении концессионного соглашения, объектом которого является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 комментируемого Закона, т.е. объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется в случае, если оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает 10% от определенной на дату заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. При этом непосредственно определено, что данное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и без учета требований, установленных частью 4 данной статьи (т.е. вне зависимости от стоимости объектов), в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами в указанном порядке осуществляется концессионеру, наделенному статусом единой теплоснабжающей организации, гарантирующей организации:

единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона “О теплоснабжении” – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

гарантирующая организация в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении” (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ <138>) – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

——————————–


Top