Об официальном опубликовании правовых актов. Выдача и аннулирование охотничьих билетов Постановление 219 пп от 23.04

В Москве в нарушение Федерального законодательства Правительством Москвы создана коррупциогенная система начислений и оплаты ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг). Согласно ЖК РФ, собственник обязан оплачивать ЖКУ непосредственно на расчетный счет управляющей организации (ЖК РФ ст. 155 п.7), а накопления на капремонт вносить на расчетный счет Регионального оператора (ст. 171 ЖК РФ).
Однако в Едином платежном документе (ЕПД), который формируется районными подразделениями Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр г. Москвы», указан не расчетный счет управляющей организации (УО), и не расчетный счет Фонда капитального ремонта (ФКР) г. Москвы, а транзитный (внутренний) счет Банка ВТБ (ПАО), в состав которого вошел Банк Москвы.

Вместо платежного документа от ФКР г. Москвы, москвичи получают строчку в ЕПД «взнос на капремонт» среди жилищно-коммунальных услуг, и нигде в ЕПД ни слова не сказано о ФКР – нет ни его наименования, ни банковских реквизитов, ни адреса.

В ЕПД указана лишь управляющая организация (ГБУ «Жилищник» района) и транзитный счет банка ВТБ (внутренний счет трансграничных операций банка) без указания расчетного счета исполнителя, конечного получателя направляемых средств оплаты, что является грубейшим нарушением законодательства РФ: «О национальной платежной системе» 161-ФЗ и «Положение о правилах перевода денежных средств», установленных ЦБ России №383-П.

Пункт 1.1. «Положения о правилах перевода денежных средств», установленных ЦБ России № 383-П, определяет: «Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России… ». То есть клиент имеет право, не открывая свой счет в банке, дать поручение банку провести платеж за ЖКУ на расчетный счет управляющей организации. И ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ банк зачисляет внесенную клиентом сумму на свой внутренний транзитный счет для последующего перевода всей суммы платежа на указанный расчетный счет получателя. При этом данная операция должна быть проведена банком в течение этого же операционного дня, так как активы транзитного счета обнуляются в конце рабочего дня.

С 1 января 2014 года все банки обязаны обеспечить использование транзитных счетов 40911… в строгом соответствии с Положением Банка России № 385-П.

Использование транзитных счетов для сбора средств от физических лиц является нарушением Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (цитата):

«Счет № 40911 «расчеты по переводам денежных средств» (в ред. Указания Банка России от 19.08.2014 №3365-У).

4.53. Назначение счета – учет сумм принятых переводов денежных средств, в том числе наличных денежных средств от физических лиц для осуществления перевода без открытия банковского счета, а также перевода на основании распоряжения на общую сумму с реестром в соответствии с договором с получателем средств ».

Это значит, что транзитный счет – внутренний счет банка – должен использоваться банком только для учета, а не для сбора и аккумулирования денежных средств физических лиц. Аккумулировать средства можно только на расчетных счетах.

То же самое подтвердил Минрегионразвития своим Письмом от 2 мая 2007 г. № 8167-ЮТ/07, четко указав, что транзитные счета не предусмотрены для расчетов физических лиц за ЖКУ: «Указание в платежном документе номеров банковских счетов или номеров «транзитных счетов» иных лиц (в том числе расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров) законодательством Российской Федерации не предусмотрено… ».

Центральный Банк России в Письме от 21 ноября 2011 г. № 166-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» указал: «Часть 21 статьи 4 Закона № 103-ФЗ дополнительно подчеркивает разделение деятельности платежных агентов и деятельности кредитных организаций, запрещая последним выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которой может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств ».

Федеральным Законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе» установлено: «1. Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России…, а также форма распоряжения клиента - физического лица – для осуществления указанных платежей устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России ». (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 455-ФЗ)

Таким образом, банк не может быть платежным агентом и не имеет права принимать платежи на свой внутренний транзитный счет без указания расчетного счета получателя.

Отсюда следует, что ЕПД со сведениями о начислениях является не платежным документом, а выполняет роль «распоряжения о переводе денежных средств» и должен удовлетворять всем требованиям законодательных актов, содержать все необходимые данные об исполнителе услуг/работ и его банковских реквизитах расчетного счета как получателя денежных средств.

В соответствии с Приказом Минстроя РФ от 29 декабря 2014 г. №924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа», в платежном документе в разделе №2 «Информация для внесения платы получателю платежа» должны указываться: наименование получателя платежа, номер банковского счета и банковские реквизиты, номер лицевого счета, виды услуг и сумма к оплате . В разделе №8 «Информация для внесения взноса на капитальный ремонт» должно указываться: наименование получателя платежа, номер банковского счета и банковские реквизиты, номер лицевого счета, назначение платежа и сумма к оплате за расчетный период .

Причем, банк ВТБ (ранее Банк Москвы) с каждого платежа берет 1% непосредственно из общей суммы, указанной в ЕПД, до поступления на счет исполнителя оплачиваемых услуг, и у москвичей-плательщиков из-за этого могут возникать необоснованные долги. Этот 1% назван платой за «расщепление платежей», что является грубейшим нарушением Федерального Закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе»: «10. …Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств ».

Тот же самый 1% берется банком ВТБ и со взноса на капремонт, а это – нецелевое использование средств, предназначенных для финансирования капитального ремонта, в нарушение п.1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ.

Применяемая система расщепления средств плательщика на счета контрагентов получателя оплаты ЖКУ до поступления на расчетный счет непосредственного исполнителя (управляющей организации по договору управления МКД) приводит к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности, поскольку эти средства не отражаются в бухгалтерском балансе организации. Это препятствует объективному контролю собственниками жилья деятельности УО, нарушает статистическую и налоговую отчетность, объективность наличия и возникновения задолженности как конкретных плательщиков, так и УО перед ресурсоснабжающими контрагентами.

Итак, рассмотрим всю схему. Ее основой является Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (вместе с «Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», «Примерным договором на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», «Положением о едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы») – действующая редакция http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=176822&rnd=263249.1020218389&from=81490-0#0 , улучшавшееся и исправлявшееся неоднократно, вот список изменяющих документов:


Наконец постановлением правительства Москвы от 23.04.2014 № 219-ПП http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=176480&rnd=263249.274197402&dst=100013&fld=134#0 было создано государственное бюджетной учреждение города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» (ОГРН 5117746050989), учредителями является Управление делами мэра и правительства Москвы (ОГРН 1077764783040) и Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы – Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507), и в каждом московском районе организованы его подразделения.

Здесь МФЦ наделяется функционалом, не соответствующим требованиям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/

Вот цитата из 299-ПП в ред. постановления Правительства Москвы от 23.04.2014 № 219-ПП:

«3.2. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции:

3.2.1. Начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ) .

(в ред. постановления Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП)

3.2.2. Организации приема и выполнения функций жилищных организаций по приему населения и предоставления жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги.

3.2.3. Информационного обмена и взаимодействия с участниками системы расчетов за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги .

3.2.4. Сбора и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства.

3.2.5. Ведения базы данных и предоставления жилищным и ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для ведения учета платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги и ресурсы ».

Затем на основании вышеупомянутого постановления в каждом московском административном округе за подписью префектов вышли распоряжения «Об утверждении регламента взаимодействия бюджетного процесса по администрированию платежей за коммерческий наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы», например, распоряжение префектуры ЮАО г. Москвы от 03.03.2014 № 01-41-106 (судя по дате, даже опережающее) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=153304#0 или http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=154392&rnd=263249.292319102&from=153304-0#0

На основании 299-ПП и окружных регламентов возникли районные регламенты информационного взаимодействия, в основу которых лег типовой: «Регламент информационного взаимодействия ГУ ИС района с Управляющими организациями» (вместе с «Перечнем документов, передаваемых Управляющей организацией ГУ ИС района в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия в течение 10 (десяти) дней после подписания договора об организации расчетов, а впоследствии - при изменении предоставленной информации», «Перечнем документов, ежемесячно передаваемых ГУ ИС района в Управляющую организацию в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия», «Перечнем форм документов, ежемесячно передаваемых Управляющей организацией в ГУ ИС района в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия») http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=92098#0 , разработанный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы и утвержденный Первым заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы г-ном Бюрюковым П.П. еще 04 марта 2008 г. задолго до появления на свет МФЦ, когда начислениями платежей занимались районные ГУ ИСы, порожденные московским постановлением 299-ПП в первой редакции.

Форма 5 Приложения 1 к данному Регламенту – это «Информация о платежах по ЕПД через ОАО «Банк Москвы» в табличной форме:

Поставщик

Начислено
к оплате

Оплачено по документу

кол-во
ЕПД

текущий
период

предыдущий
период

более ранние
периоды

кол-во
ЕПД

кол-во
ЕПД

кол-во
ЕПД

Управляющая
организация

Отопление

Отопление
(второе жилье)

Отопление
(излишки)

ГУП "Мосгаз"

ОАО "МОЭК"

Горячее
водоснабжение

Отопление

Отопление
(второе жилье)

Отопление
(излишки)

Запирающие
устройства

Управление
"Мосводосбыт"

Холодное
водоснабжение

Водоотведение

ФГУП "МГРС"

Как видно из данной таблицы, поставщики услуг просто «назначены» Регламентом.

Приложение 4 к Регламенту – это Схема построения договорных отношений (на примере четырехстороннего договора). Вот она

Сегодня ГУ ИС – государственное учреждение «Инженерная служба» – переименовано в ГКУ ИС – государственное казенное учреждение – и лишился львиной доли своего функционала: начислениями и расчетами с населением занимаются МФЦ, а у ГКУ ИС остался только расчет бюджетных субсидий, отчетность об их целевом использовании да сбор информации для формирования потребности бюджетных средств, но еще и одна очень важная функция: представительство города как собственника помещений на общих собраниях собственников помещений в МКД, благодаря чему в договоры управления МКД (зачастую недоступные населению и отличающиеся от размещенных на государственных сайтах для раскрытия информации) закладываются как обязательное и услуги МФЦ, и перечисление платежей на единый транзитный счет – точнехонько по приведенной схеме Регламента. Эта «особенность» Инженерной службы районов понятна, поскольку государственные учреждения не могут действовать иначе, чем установлено для них в регламентах и циркулярах прямого начальства.

Итак, если в этой схеме заменить ГУ ИС на МФЦ, а Банк Москвы на ВТБ, то мы получим ныне действующую схему направления потока денежных средств населения по ЕПД на транзитные счета банка ВТБ – единые счета для сбора средств населения конкретных московских районов, что как обязательное условие прописывается в договорах между МФЦ, ресурсоснабжающей организацией (РСО), УО и банком, как обязанность банка. Подобные договоры бывают как четырехсторонними (как в Регламенте), так и трех- и двухсторонними, но неизменно все укладывается в схему, заданную Регламентом.

Вот фрагмент типичного трехстороннего договора об информационном обеспечении расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа между «ГБУ МФЦ города Москвы», ГБУ г. Москвы «Жилищник Даниловского района» и Акционерным коммерческим банком «Банк Москвы» от 17 июля 2014 г. № 70-1011/53/71-14 (цитата):

«2.2. Банк обязан;

2.2.1. Зачислять платежи Плательщиков на счет по сбору платежей за жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги муниципального района Даниловский Южного административного округа города Москвы № 40911810000180000254 (далее – Счет), открытый в Банке.

2.2.2. Перечислять зачисленные на Счет денежные средства Плательщиков на счет Поставщика, указанный в п. 7.2. настоящего Договора, на основании информации, переданной в соответствии с п. 2.1.11. настоящего Договора, и платежных реквизитов Поставщика. На счет Поставщика по платежам, исполненным на текущую дату, денежные средства поступают единой суммой со Счета за вычетом комиссии Банка в размере 1 % (Одного) процента за координирование действий Сторон в качестве финансового администратора системы взаиморасчетов по жилищно-коммунальным услугам. НДС в установленном законом размере взимается дополнительно.

Перечисление средств на счет Поставщика осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, нормативных актов ЦБ РФ и действующим в Банке порядком ».

Приложением 1 к этому трехстороннему договору является «Положение о формировании Единых платежных документов плательщикам» (цитата):

«Настоящее Положение о формировании Единых платежных документов Плательщикам (далее - Положение), составлено в соответствии с Договором об информационном расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа (далее – Договор) и определяет требования к расположению и размерам полей в ЕПД.

Настоящее Положение разработано в целях установления единых правил нормирования ЕПД Плательщикам.

При формировании ЕПД Плательщикам должны соблюдаться требования к расположению и размерам полей в ЕПД и требования к заполнению ноля штрих-кода, указанные ниже ».

Заботливое отношение к ЕПД мы видим в договоре УО с МФЦ и банком. И вот какое отношение к тому же самому ЕПД в договоре УО с РСО – цитата из типичного договора теплоснабжения между ОАО «МОЭК» и ГБУ «Жилищник Даниловского района» от 01.05.2014 № 06.530392-ТЭ:

«Если сумма платежей, поступивших на расчетный счет Теплоснабжающей: организации в соответствии с п. 5.6 настоящего Договора превышает стоимость потребленных в расчетном периоде тепловой энергии и теплоносителя, Теплоснабжающая организация резервирует сумму переплаты на своем расчетном счете и засчитывает ее в счет платежей последующих периодов. При наличии задолженности Потребителя по настоящему Договору сумма переплаты может быть направлена на погашение имеющейся задолженности за предыдущие периоды поставки тепловой энергии и теплоносителя. При отсутствии задолженности Потребителя по настоящему Договору сумма переплаты, может быть возвращена на счет Потребителя по письменному требованию кроме оплат, которые поступили на основании единого платежного документа (ЕПД) » .

Логичен вопрос: куда исчезают деньги «тарифной группы население», «которые поступили на основании единого платежного документа (ЕПД) »? Ведь все участники – от УО и МФЦ, РСО и ЕИРЦ до банка – действуют точно по схеме Регламента об информационном взаимодействии, утвержденного московской топ-администрацией, а деньги, перечисленные по ЕПД, вернуть нельзя. Вероятно, стоит предположить, что невозврат платежей населения и есть цель упомянутой схемы? И на что, кстати, действительно тратится 1% банку за «расщепление платежей»? Сама собой напрашивается необходимость проверки денежных потоков транзитных счетов ВТБ (ранее Банка Москвы) по сбору платежей всех московских районов .

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ПОТОКИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТРАНЗИТНЫЕ СЧЕТА НЕСУТ УГРОЗУ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ, так как могут служить для вывода крупных сумм за рубеж в иностранные банки, ослабляя экономику страны, и использоваться, вероятно, на что угодно, вплоть до финансирования терроризма. Кроме того, средства оплаты за ЖКУ и капремонт носят целевое назначение и непосредственно влияют на бюджет города Москвы, поэтому необходимы срочные исчерпывающие и всесторонние меры реагирования на описанную выше ситуацию для проверки изложенных выше фактов, проверки законодательных и подзаконных актов г. Москвы на соответствие Федеральному Законодательству, выявления виновных лиц, привлечения их к ответственности и приведения ситуации в соответствие с Законодательством .

    Приложение 1. Перечень государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории г. Москвы Приложение 2. Положение об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории г. Москвы Приложение 3. Схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории г. Москвы Приложение 4. Перечень правовых актов (отдельных положений правовых актов) г. Москвы, признаваемых утратившими силу Приложение 5. Схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории г. Москвы Приложение 6. Стандарт обслуживания заявителей при организации предоставления государственных и иных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории г. Москвы Приложение 7. Перечень дополнительных государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории г. Москвы

Постановление Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП
"Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы"

С изменениями и дополнениями от:

29 июля, 27 августа, 29 октября, 23 декабря 2014 г., 10 февраля, 13, 31 марта, 8 апреля, 29 мая, 30 июня, 14 июля, 26 августа, 27 октября, 1, 24, 30 декабря 2015 г., 20 февраля, 26 апреля, 23, 28 июня, 25, 30 августа, 18 октября, 1, 7 ноября, 6, 19, 20, 27 декабря 2016 г., 22 февраля, 7 июня, 8 августа, 17 октября, 9, 28 ноября, 15, 19, 25, 28 декабря 2017 г., 30 января, 28 марта, 3 июля, 11 сентября, 19, 29 декабря 2018 г., 30 апреля, 2, 11, 23 июля, 13 августа, 18 октября 2019 г.

2.2. Положение об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 2).

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 2.3 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2017 г. N 1027-ПП

2.3. Стандарт обслуживания заявителей при организации предоставления государственных и иных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 6).

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 2.4 с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2018 г. N 244-ПП

2.4. Перечень дополнительных государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории города Москвы (приложение 7).

3. Установить, что:

3.2. Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг осуществляется в соответствии со Схемой размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 3).

3.2(1). На территории города Москвы, помимо многофункциональных центров предоставления государственных услуг, указанных в пункте 3.2 настоящего постановления, создаются многофункциональные центры предоставления государственных услуг городского и окружного значения.

Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг городского и окружного значения осуществляется в соответствии со Схемой размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории города Москвы (приложение 5).

4. Определить ГБУ МФЦ города Москвы в качестве многофункционального центра, уполномоченного на заключение с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, а также иными организациями соглашений о взаимодействии в целях организации предоставления услуг.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

На ГБУ "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг г. Москвы" (ГБУ МФЦ г. Москвы) возложены функции по организации предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города. Утвержден перечень таких услуг. Предоставление государственных услуг в многофункциональных центрах может осуществляться по "экстерриториальному принципу" вне зависимости от места регистрации заявителя.

Государственные услуги могут предоставляться сотрудниками многофункциональных центров, либо сотрудниками органов, предоставляющих государственных услуги.

Органы исполнительной власти города и подведомственные им организации должны проинформировать заявителей о передаче функций по предоставлению государственных и иных услуг многофункциональным центрам.

График работы многофункциональных центров устанавливается приказом Комитета государственных услуг.

Постановление Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Москвы от 18 октября 2019 г. N 1368-ПП



Постановление Правительства Москвы от 11 июля 2019 г. N 872-ПП


Постановление Правительства Москвы от 2 июля 2019 г. N 827-ПП


Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2018 г. N 1714-ПП


Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2018 г. N 1098-ПП


Постановление Правительства Москвы от 3 июля 2018 г. N 640-ПП

Копии правовых актов, содержащиеся в Банке данных, не могут рассматриваться в качестве официальных публикаций документов.

Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в сети "Интернет". Если текст правового акта публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. В случае если правовой акт вступает в силу через определенный срок с момента его официального опубликования, в указанный срок не включается день официального опубликования правового акта (п. 2 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

Официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет". Официальным опубликованием постановления Московской городской Думы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет". Электронная версия официального издания Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", размещенная на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет", является официальным электронным изданием Московской городской Думы. Статусом официального издания могут наделяться и другие издания, публикующие законы города Москвы и постановления Московской городской Думы, в порядке, установленном законом города Москвы (ст.21 Закона г. Москвы от 14.12.2001 N 70).

Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет" (п. 4 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А40-212078/2014
г. Москва
27 августа 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 27.08.2015г.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Моисеевой Ю.Б., шифр судьи 182-368

при ведении протокола секретарем судебного заседания Усачёвым М.В.,

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красное село"

к ответчику Государственному Бюджетному Учреждению города Москвы "Жилищник Красносельского района"

третье лицо: ГБУ МФЦ по Красносельскому району г. Москвы

о взыскании неосновательного обогащения в размере 98 082,76 руб.

в судебное заседание явились:

от истца: Васильчук И. Л. По доверенности от 02.04.2015 г. (паспорт РФ), Палабугина Ж. Л. По доверенности от 01.07.2015 г. (паспорт РФ)

от ответчика: Малафеева Е. В. доверенность №б/н от 09.07.2015 г. (паспорт РФ)

от третьего лица: Букварев А. Н. по доверенности №11/8-003/15 от 12.01.2015 г. (паспорт РФ)

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 98 082,76 руб.

Истец иск поддержал.

Ответчик иск признает в соответствии со статьей , о чем сделана соответствующая запись в протоколе судебного заседания от 20.08.2015 и подано соответствующее ходатайство в части взыскания денежной суммы в размере денежной 44 854 руб. 24 коп. по должнику Кондрашевой Е.А., против удовлетворения остальной части исковых требований возражает.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, проверив обоснованность исковых требований по имеющимся в деле материалам, заслушав представителей истца, ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом, ООО «Управляющая компания» «Красное село» являлось управляющей компанией в соответствии с п. 2 ст. Жилищного Кодекса РФ и осуществляла управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: г. Москва, улица Гаврикова, д.3/1; г. Москва, улица Каланчевская, д. 30.

С 01.07.2013 года, управляющая организация ГБУ «Жилищник Красносельского района» приняла в управление дома по вышеуказанным адресам. На момент передачи от истца в управление ответчика данных домов, у жильцов имелась задолженность перед истцом в размере 3 792 789,44 руб., что подтверждается выпиской от 08.10.2014г., предоставленной ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» (МФЦ района Красносельский), в ответ на обращения истца с просьбой предоставления информации.

Согласно письму от 18.05.2015г. № М9ОЦ-117-5-51/51 ГБУ г.Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» о предоставлении информации о поступивших оплатах за жилищно-коммунальные услуги, оказанные ООО «Управляющая компания «Красное село» до 01.07.2013г. по лицевому счету Кирюхиной_Е.Ю. по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 30, кв. 8 с указанием наименования получателя поступивших денежных средств ЦГУ района Красносельский следует, что по состоянию на 01.04.2007г. по указанному лицевому счету Кирюхиной Е.Ю. имеется задолженность в размере 23 092,73 руб., в период с 01.04.2007г. по 01.07.2013г. оплаты, произведенные жителями (представленные в справке о финансовом состоянии лицевого счета и оборотной ведомости) поступали на счета поставщиков услуг в рамках договора с ООО «Управляющая компания «Красное село». После 01.07.2013г. на лицевой счет по указанному адресу 24.04.2014г. поступили оплаты задолженности за ЖКУ (периодом 03.2014г.) на сумму 53 598 руб. согласно представленному в материалы дела перечню услуг.

Согласно письму от 11.03.2015г. ГБУ г.Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» за оказанные ООО УК «Красное село жилищно-коммунальные услуги до 01.07.2013г. по лицевому счету Кондрашевой Е.А. в период с 01.07.2013г. поступила оплата в сумме 44 356 руб. 27 коп. согласно представленному в материалы дела перечню услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01 марта 2005 г. № 111-ПП "О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений", основными видами деятельности ГУ ЕИРЦ АО являются:

Начисление платежей и выполнение функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирование и доставка единого платежного документа;

Организация приема и выполнение функций жилищных организаций по приему населения и предоставление жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги;

Информационный обмен и взаимодействие с участниками системы расчетов за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги через ГУ ЕИРЦ АО (ресурсоснабжающими организациями, жилищными организациями, ГУП ДЕЗ и пр.);

Ведение базы данных и предоставление жилищным и ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для ведения учета платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги и ресурсы;

Информационное взаимодействие с государственными унитарными предприятиями "Дирекция единого заказчика" (далее - ГУП ДЕЗ), обеспечивающее выполнение функций, возложенных на ГУ ЕИРЦ АО и ГУП ДЕЗ, в рамках регламента, утвержденного первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы.

Определением от 25.05.2015г. суд обязал сторон провести сверку взаимных расчетов в части обстоятельств перечисления денежных средств и представить суду акт сверки с протоколом разногласий в случае их наличия по каждой позиции акта, определив местом проведения сверки взаимных расчетов ГБУ МФЦ г. Москвы в лице ГБУ МФЦ г. Москвы по Красносельскому району.

Таким образом, суд предпринял все меры, направленные на выявление задолженности, предлагая сторонам провести сверку взаимных расчетов, однако, стороны не пришли к согласию относительно расчета требований, согласованный акт в дело не представили.

На основании ч.7 ст. Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (далее 219-ПП) возложена функция по организации предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города Москвы.

В соответствии с действующим уставом ГБУ МФЦ города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы является юридическим лицом, МФЦ районов, в том числе МФЦ района Красносельский являются филиалами (структурными подразделениями) ГБУ МФЦ города Москвы, при этом не являясь юридическими лицами.

Между ответчиком, «ГБУ МФЦ города Москвы», ОАО «Мосводоканал» и АКБ «Банк Москвы» (ОАО), заключен Договор №31-022/14/85-14 от 03.02.2014г. об организации расчетов населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные управляющей организацией, предметом которого являются действия сторон, осуществляемые в целях организации расчетов населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проживающих, располагающихся в жилых домах, находящихся на территории города Москвы, за холодное водоснабжение и водоотведение, предоставляемое на основании Договора на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию от 01.02.2010г. №90110.

Также между ответчиком, «ГБУ МФЦ города Москвы», ОАО «МОЭК» и АКБ «Банк Москвы» (ОАО), заключен Договор №31-022/14/99-14 от 05.02.2014г. об организации расчетов населения за услуги отопления и горячего водоснабжения с использованием Единого платежного документа, предметом которого являются действия сторон, осуществляемые в целях организации расчетов населения, проживающих в жилых домах, находящихся на территории города Москвы и указанных в приложениях 1 и 2 к Договору, за коммунальные услуги отопления, горячего водоснабжения в соответствии с Договором теплоснабжения №01.000093ТЭ от 01.07.2006г. и Договором поставки горячей воды №01.000007ГВС от 19.12.2005г.

Оплата жилищных и коммунальных услуг производится жителями многоквартирных домов, находящихся в управлении, на основании Единых платежных документов (ЕПД), выдаваемых структурным подразделением ГБУ МФЦ Единым расчетно-информационным центром (ЕИРЦ), путем перечисления денежных средства на транзитный счет организации, открытый в АКБ «Банк Москвы» (ОАО).

В данном случае функции ГБУ МФЦ города Москвы выполнялись МФЦ района Красносельский.

Единый платежный документ (далее ЕПД) формируется ГБУ МФЦ по Красносельскому району г. Москвы в соответствии со ст. ст. , п. 38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", п. 2.1.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 01.03.2005 г. N 111-ПП "О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений", Порядком организации работы по сбору задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг с плательщиков - физических лиц, утвержденным 04.09.2008 г. Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым, Договорами управления и Договорами об организации расчетов.

В соответствии с Порядком организации работы по сбору задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг с плательщиков - физических лиц, текущий ЕПД включает начисления за все ЖКУ, предоставленные в одном оплачиваемом месяце, долговой ЕПД - обязательный включает начисления за ЖКУ, по оплате которых имеется задолженность, срок которой не превышает 3 лет.

Пунктом 7 вышеуказанном Порядка в случае изменения поставщика услуги или ресурса либо управляющей компании плательщику, имеющему задолженность по оплате ЖКУ, формируется Долговой ЕПД обязательный вида 2.2 отдельно по услуге (услугам), поставщик/исполнитель которой изменился.

При этом денежные средства по таким ЕПД перечисляются поставщику/исполнителю, договор с которыми уже расторгнут, если между новым поставщиком/исполнителем и ГУ ИС отсутствует договоренность об ином порядке взыскания задолженности.

В ответ на запрос суда в материалы дела представлен расчет третьего лица от 13.08.2015г. №МФЦ117-1-5-35/15F, с разбивкой платежей по типам ЕПД на «простые» и «долговые», из которого следует, что размер задолженности по простым типам ЕПД составляет 53 228 руб. 52 коп.

Между тем, исходя из пояснений третьего лица, согласно которому все денежные средства по ЕПД, сформированным после 2014 перечислялись ответчику, а также принимая во внимание, что третье лицо, как организатор расчетов указывал в нескольких справках об оплатах жителей в счет долга перед истцом.

Поскольку, как видно из представленных доказательств, платежи совершались безотносительно к текущей задолженности, таким образом, при наличии сведений о платеже в качестве долгового, следует, что денежные средства были направлены на погашение задолженности, образовавшейся в ранние периоды.

Учитывая вышеизложенное, поскольку денежные средства, поступившие по типу «долговые» относятся к текущим платежам, таким образом, перечисленная плата за коммунальные услуги, оказанные за период до 2014г. в сумме 44 854 руб. 24 коп. по типу «простые» является платой в счет долга перед истцом, в связи с чем, является неосновательным обогащением ответчика.

Задолженность по простым типам ЕПД составляет 53 228 руб. 52 коп., что является текущей задолженностью перед ответчиком как управляющей компанией, и соответственно не является неосновательным обогащением ответчика перед истцом.

В соответствии со ст. обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании ст. - односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч.1 ст. по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как следует из ч.1 ст. заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу п. 5 ч. 2 ст. обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Статья определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плачу за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение. газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), топление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу п. 5 ст. члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Пунктом 11 той же статьи ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

В соответствии со ст. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав па недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированною права.

Из приведенных статей Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате коммунальных платежей возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.26.4. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй - организациями, имеющими вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, по передаче в бюро кредитных историй информации об исполнении решения суда" target="_blank">15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч. 2 ст. , собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 3 ст. , способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.10. ст. , управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В соответствии со ст. лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг в рамках управления жилым домом, расположенном по адресам: г. Москва, улица Гаврикова, д.3/1; г. Москва, улица Каланчевская, д. 30, в то время как ответчик не представил доказательств возмещения истцу неосновательно сбереженных денежных средств в сумме 44 854 руб. 24 коп., в связи с чем в соответствии со ст. , исковые требования к ответчику по взысканию неосновательного обогащения правомерны и подлежат удовлетворению, в удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.

В порядке ст. госпошлина в сумме 8 662 руб. относятся на ответчика.

На основании ст. ст. , , руководствуясь ст. ст. , - , арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Государственного Бюджетного Учреждения города Москвы "Жилищник Красносельского района" (ОГРН 5137746187541) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КРАСНОЕ СЕЛО" (ОГРН 1067746642512) неосновательное обогащение в размере 44 854 (Сорок четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре) руб. 24 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 1 794 (Одна тысяча семьсот девяносто четыре) руб. 01 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Ю.Б. Моисеева

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ


Top