Может ли фсб возбудить уголовное дело. ФСБ расследует утечку данных о гиперзвуковом оружии на Запад. Главное. Что может ФСБ: основные полномочия

Если будут внесены поправки в УПК РФ, ФСБ расширят полномочия по возбуждению уголовных дел.

В УПК РФ могут быть внесены поправки, которые существенно расширят полномочия ФСБ РФ. У контрразведчиков, в частности, появится право возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов. Также контрразведчики могут получить право вести абсолютно любые уголовные дела. Вопрос о внесении подобных изменений в законодательство встал после того, как «зависла» ситуация с возбуждением дела на главу ГСУ СК РФ по Москве Александра Дрыманова.

О том, что подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ», следует из ответа заместителя генерального прокурора Николая Винниченко на запрос председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, с которым удалось ознакомиться «Росбалту». В нем представитель надзорного ведомства сообщает, что согласно предлагаемым изменениям в УПК (дополнения статьи 448 УПК РФ частью девятой) следственные органы ФСБ РФ смогут возбуждать дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов «вне зависимости от категории преступлений». Сейчас полномочиями начинать расследования в отношении спецсубъектов имеет исключительно СК РФ.

Однако на этом предполагаемое расширение полномочий ФСБ не заканчивается. Поправки в УПК (дополнения части второй статьи 37 УПК пунктом 12), как следует из документа, устанавливают возможность передачи следственным органам ФСБ «для производства предварительного расследования любых уголовных дел или материалов проверки сообщения о преступлении, если таковые были выявлены федеральными органами безопасности». В связи с этим предлагается наделить генпрокурора и его заместителей дополнительными полномочиями — по ходатайству контрразведчиков изымать любые дела и передавать их в органы ФСБ. Причем последняя служба может не мотивировать причину, по которой она хочет получить к себе для расследования материалы.

Николай Винниченко указывает, что в Генпрокуратуре не поддерживают концепцию законопроекта. В ГП согласны, что исключительное право СК РФ возбуждать дела на спецсубъектов на практике ведет к серьезным проблемам, «связанным с расхождением в правовой оценке содеянного между должностными лицами СК ФР и надзирающими прокурорами».

Однако в Генпрокуратуре полагают, что именно прокурор должен инициировать уголовное преследование спецсубъектов, так как подобный порядок соответствует конституционному статусу прокурора и ряду международных законодательных актов.

Предлагаемое же право ФСБ забирать себе любые дела, по мнению главного надзорного ведомства, «необоснованно ставят следственный органы ФСБ РФ в привилегированное положение». В ГП вызывает недоумение и предлагаемый механизм передачи дел контрразведчикам. С одной стороны, — это должна делать прокуратура по ходатайству ФСБ. С другой стороны, выходит, что самостоятельность прокуроров сильно ограничивается, поскольку изменения подследственности дел поставлено в зависимость от соответствующего ходатайства ФСБ.

Более того, законопроект не предусматривает, что ФСБ должна как-либо мотивировать ходатайство о передаче ему того или иного дела.

В ГП полагают, что возложение на генпрокурора и его заместителей обязанностей рассматривать каждое ходатайство ФСБ о передаче дел не явяется обоснованным.

Взамен надзорное ведомство предлагает наделить прокуроров правом изымать дела и материалы проверок у любого органа следствия и передавать их следователю другого ведомства. По мнению ГП, это позволит прокуратуре оперативно реагировать на выявленные факты нарушений при расследовании.

Источники «Росбалта» в правоохранительных органах, полагают, что вопрос о внесении поправок в УПК возник из-за ситуации вокруг главы ГСУ СК РФ по Москве Александра Дрыманова.

В ФСБ считают, что Дрыманов имел корыстную заинтересованность в освобождении из-под стражи «авторитета» Андрея Кочуйкова (Итальянец). Однако контрразведчики сами возбудить дело в отношении главы ГСУ СК РФ по Москве не могут — это прерогатива исключительно главы СК РФ Александра Бастрыкина. Ему были поданы соответствующие документы, но никакой реакции не последовало.

Герман Александров

Происшествия, новости преступного мира, громкие расследования и эксклюзивные подробности на криминальном канале в Telegram .

Мигаль Н.В., преподаватель кафедры уголовного права и процесса Хабаровского пограничного института ФСБ России, соискатель.

Начало уголовно-процессуальной деятельности в российском уголовном судопроизводстве связывается со стадией возбуждения уголовного дела. Как известно, задачей данной стадии является решение вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела в результате процессуальной деятельности по установлению признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК), соответственно, а также направление материалов по подследственности по результатам процессуальной или проверочной деятельности.

Возбуждение уголовного дела - самостоятельная, полноценная и обязательная стадия уголовного судопроизводства. Значение этой стадии заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начало производства по нему - одно из необходимых условий всестороннего и объективного расследования уголовных дел. В соответствии со ст. 140 УПК уголовное дело может быть возбуждено только тогда, когда имеются предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством поводы и основания для его возбуждения. Несмотря на универсальный характер этого требования уголовно-процессуального закона, особый правовой и режимный статус органов федеральной службы безопасности России накладывает специфический отпечаток на порядок регистрации заявлений и сообщений, а также возбуждения уголовных дел по преступлениям, отнесенным к подследственности данных органов. Некоторые из этих особенностей и будут рассмотрены в настоящей статье.

Как известно, поводы к возбуждению уголовного дела перечислены в ч. 1 ст. 140 УПК. По сравнению с шестью в ранее действовавшем УПК РСФСР в новом УПК общее количество поводов для возбуждения уголовного дела сокращено до трех. В настоящее время ими являются:

"1) заявление о преступлении;

  1. явка с повинной;
  2. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников".

Повод к возбуждению уголовного дела - установленный законом источник первичных сведений, из которого компетентные органы получают сведения о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Повод имеет информационную и юридическую стороны. С информационной стороны он носит оповестительный характер о совершившемся деянии, а с юридической стороны - обязывает компетентные органы начать проверку сведений об этом деянии.

В процессуальной литературе уже давно идет дискуссия о моменте начала стадии возбуждения уголовного дела. Все существующие точки зрения можно сгруппировать следующим образом:

  1. стадия начинается с появления повода для возбуждения уголовного дела;
  2. стадия является самой краткосрочной, так как начинается и заканчивается одновременно с момента вынесения постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. стадия начинается с момента получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Проанализируем приведенные позиции авторов.

Третья точка зрения вообще потеряла актуальность в свете последних изменений уголовно-процессуального закона. Прокурор не только теперь не дает согласия на возбуждение уголовного дела, но и вообще утратил право самостоятельно возбуждать уголовное дело.

Если согласиться со второй приведенной выше точкой зрения, то получается, что вся деятельность, проводимая в рамках доследственной проверки, является внепроцессуальной, что также не совсем верно. Между участниками этой деятельности, безусловно, возникают уголовно-процессуальные отношения в связи с проверкой заявления и сообщения о преступлении со всем вытекающим из этого комплексом их прав и обязанностей.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что более верной является первая позиция авторов, согласно которой стадия возбуждения уголовного дела начинается в момент регистрации заявления или сообщения о совершенном преступлении, то есть появления повода и основания к возбуждению уголовного дела.

В качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела выступает явка с повинной, под которой следует понимать добровольное (инициативное и без принуждения) письменное или устное сообщение лица, не являющегося подозреваемым или обвиняемым, о совершенном им преступлении, сделанное органу, должностному лицу, осуществляющим уголовное преследование, или суду (по уголовным делам частного обвинения).

Добровольность сообщения лица о собственном преступлении может иметь место и после возбуждения уголовного дела, если лицо обоснованно предполагало о том, что органам уголовного преследования не было известно об одном из следующих обстоятельств: а) о совершенном им преступлении; б) о его участии в совершении преступления; в) о его месте нахождения.

Не является явкой с повинной сообщение, полученное после задержания лица в качестве подозреваемого или заключения его под стражу по подозрению или обвинению в том же преступлении, в котором он сознается. Не является явкой с повинной признание лица после предъявления ему доказательств подозрения или обвинения.

В то же время подозреваемый или обвиняемый, в том числе содержащийся под стражей, может заявить о явке с повинной по другим преступлениям, если он обоснованно предполагает о том, что органам уголовного преследования еще неизвестно о его участии в совершении этих преступлений.

Примечательно, что результаты проведенного нами исследования по Дальневосточному региону не выявили ни одного случая явки с повинной по преступлениям, отнесенным к подследственности органов ФСБ России. Наиболее типичным поводом к возбуждению уголовного дела во всех исследованных случаях являлось сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), под которым следует понимать официальное письменное сообщение об обнаружении признаков преступления.

К иным источникам могут относиться сведения, полученные из сообщений в средствах массовой информации, а также выявленные дознавателем, следователем, прокурором в процессе исполнения служебных обязанностей (при производстве процессуальных действий) или сотрудниками правоохранительных органов в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Важно, чтобы эти сведения не были получены в порядке, предусмотренном ст. ст. 141 и 142 УПК, а первоначальное сообщение о преступлении было из известного источника.

Рапорт об обнаружении признаков преступления может получить статус доказательства по уголовному делу в качестве "иного документа" (ст. 84 УПК) при соблюдении следующих условий:

а) при наличии удостоверительной подписи сотрудника правоохранительного органа;

б) при наличии необходимых сведений о сотруднике правоохранительного органа (должность, звание и т.д.);

в) при наличии необходимых сведений о признаках обнаруженного преступления;

г) при наличии необходимых сведений об источнике полученных сведений, поскольку в противном случае, исходя из требований ст. 75 УПК РФ, такой рапорт будет являться недопустимым доказательством.

Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут.

Например , если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного согласия сведения о таких лицах в рапорте не указываются (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"; ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности"). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

Все три предусмотренных ст. 140 УПК повода для возбуждения уголовного дела объединяет то, что в каждом из них речь идет о сообщении как способе передачи информации органу (должностному лицу), имеющему право и обязанность возбудить уголовное дело. Такое сообщение облекается в соответствующую процессуальную форму, а именно: либо в заявление о преступлении, либо в заявление о явке с повинной, либо в рапорт об обнаружении признаков преступления.

Изменение процедуры возбуждения уголовного дела, для чего необходимо наличие согласия прокурора, несомненно, оказывает влияние на деятельность следственных подразделений органов федеральной службы безопасности.

Так, Управлением ФСБ России по Амурской области отмечается, что по вопросу достаточности данных с прокурорами возникали некоторые разногласия. Поскольку данный критерий является оценочным, бывали случаи, когда прокурор не давал согласие на возбуждение уголовного дела. В случае незаинтересованности прокурора в возбуждении уголовного дела он может применить имеющийся процессуальный инструмент, дающий ему основание заявлять, что собранных материалов, по его мнению, недостаточно для такого решения <1>. Управление ФСБ России по Хабаровскому краю отмечает, что "в ряде случаев прокуроры необоснованно требуют доказательственные материалы, хотя ст. 140 УПК определяет, что "основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления", а не наличие доказанных эпизодов противоправной деятельности. С учетом такой позиции прокуратуры должен быть отмечен ряд положений ч. 1 ст. 24 УПК (основания прекращения уголовного дела), так как на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий или доследственной проверки требуется установление наличия или отсутствия в действиях кого-либо состава преступления (что и является задачей предварительного расследования)" <2>.

<1> См.: Архив УФСБ России по Амурской области. Материалы за 2006 г.
<2> Архив прокуратуры Хабаровского края. Материалы проверки за 2006 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК в каждом случае обнаружения признаков преступления "прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления". Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 144 УПК, где говорится об обязанности дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

На ведомственном уровне более детально вопросы приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о противоправных действиях отражены в Приказе ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности". Согласно п. 5 этой Инструкции непосредственная организация в органах безопасности приема сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется руководителями (начальниками) этих органов.

Проведенные нами исследования показали, что уголовные дела, возбужденные органами дознания ФСБ России по факту преступления, после передачи в следственные органы начинают расследоваться не совсем по благоприятной схеме. Особенно это касается практики расследования ст. 188 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду.

Так, 6 сентября 2004 г. по рапорту органа дознания следственным отделом Управления ФСБ по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по факту контрабанды из КНР (ч. 1 ст. 188 УК РФ), поступившей в адрес ИП Косыревой Е.Н. на сумму свыше 17 млн. руб. 28 февраля 2005 г. срок расследования продлен прокурором до 7 мес. 6 июня 2005 г. следствие приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. До сих пор судебные перспективы данного уголовного дела неясны <3>.

<3> См.: Уголовное дело N 361 // Архив УФСБ по Хабаровскому краю.

Аналогичная ситуация возникла и по уголовному делу, возбужденному по материалам органа дознания следственным отделом УФСБ по Хабаровскому краю, по факту контрабанды товаров из КНР в адрес ИП Бутеевой Л.В. на сумму свыше 9 млн. руб. 6 сентября 2004 г. уголовное дело возбуждено, 28 февраля 2005 г. прокурором Хабаровского края срок расследования продлен до 9 месяцев, 6 июня 2005 г. предварительное следствие приостановлено <4>. Примерно такая же судебная практика складывается и в связи с расследованием следственным отделом УФСБ преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ "Незаконное пересечение Государственной границы РФ".

<4> См.: Уголовное дело N 362 // Архив УФСБ по Хабаровскому краю.

Приведенные примеры показывают важность стадии возбуждения уголовного дела и ее значение для успешного расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов ФСБ России.

Подследственность следователей органов ФСБ связана со спецификой их деятельности. Следователи органов ФСБ расследуют большинство дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о государственной измене (ст. 275 УК РФ), о шпионаже (ст. 276 УК РФ), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и другие подобные дела. В подследственность следователей органов ФСБ входят также дела о некоторых преступления в сфере экономической деятельности (глава 25 Особенной части УК РФ). Например, это дела о контрабанде (ст. 188 УК РФ), о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Следователи органов ФСБ расследуют дела о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), о захвате заложника (ст. 206 УК РФ) и некоторые другие.

Органы предварительного следствия ФСКН РФ возглавляет Следственный департамент (структурное подразделение ФСКН РФ). К его основным задачам относится:

1. организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2. организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;

3. организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4. аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Подследственность следственных органов ФСКН России рассматривалась в предыдущей теме.

Органы дознания – органы исполнительной власти, на которые возложены следующие полномочия:

1. осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

При этом существуют органы дознания, которые осуществляют как оба вида деятельности (назовем их универсальными), так и только один – только дознание или только неотложные следственные действия (специализированные органы).



К универсальным органам дознания относится:

1. Органы внутренних дел РФ . Полиция - основной орган дознания в РФ.Подследственность полиции по расследованию дел в форме дознания УПК РФ практически не определена. Полиция расследует те дела, которые не относятся к компетенции других органов дознания (п. 1 ч. 3. Ст. 151 УПК РФ). Это дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Можно сказать, что полиция осуществляет неотложные следственные действия по всем преступлениям, подследственным следователям СК РФ и органов внутренних дел.

2. Органы ФСБ. Дознавателями органов Федеральной пограничной службы ФСБ РФ в форме дознания расследуют некоторые дела о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ (ст. 253 и 256 УК РФ - нарушение законодательства о континентальном шельфе, нарушение добычи водных животных и растений). Неотложные следственные действия осуществляются по двум группам преступлений. Во-первых, оперативные работники пограничной службы осуществляют неотложные следственные действия по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Это преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), ст. 323 УК РФ (противоправное изменение государственной границы РФ). Затем подобные дела передаются следователю органов ФСБ. Оперативные работники органов ФСБ осуществляют неотложные следственные действия в предусмотренных законом случаях (см. п. 2. ч. 2. ст. 151 УПК РФ)

3. Таможенные органы , которые расследуют в форме дознания дела о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ), а также об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Сотрудники таможен осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188 УК РФ (контрабанда), ст.ст.189 (незаконный экспорт), 190 (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) УК РФ.

4. Органы ФСКН РФ . Дознаватели ФСКН осуществляют дознание по уголовным делам, предусмотренным ст.ст. 228 ч. 1., 228.2, 230 ч. 1 УК РФ и другими, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Неотложные следственные действия работники оперативных подразделений ФСКН осуществляют по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции.

5. Органы государственного противопожарного надзора . Органы государственного пожарного надзораявляются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Государственный пожарный надзор - это специальный вид государственной надзорной деятельности, возложенной на Государственную противопожарную службу, входящую с 1 января 2002 года в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители органов Государственной противопожарной службы являются одновременно и государственными инспекторами по пожарному надзору. В форме дознания расследуются дела о пожарах - по ч. 2 ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов). Дознание в органах государственного пожарного надзора осуществляют инспектора Государственной противопожарной службы.

Неотложные следственные действия указанны органы совершают по делам о пожарах, по ч. 2 ст. 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение имущества с отягчающими обстоятельствами), а также – по делам о нарушении требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). После совершения неотложных следственных действий такие дела передаются следователям СК РФ.

Специализированные органы дознания:

Во-первых, органы, осуществляющие исключительно неотложные следственные действия.

1. Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений осуществляют неотложные следственные действия по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения. Неотложные следственные действия по таким делам производят военные дознаватели, назначаемые приказом командира или начальника из числа наиболее подготовленных офицеров.

2. Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные сотрудниками этих учреждений. Это, например, дела о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получении взятки (ст. 290 УК) и некоторые другие. По совершению неотложных следственных действий такие дела передаются следователю СК РФ. Вторая категория дел – это дела о преступлениях, совершенных в расположении исправительных учреждений или следственных изоляторов. Это преступления, совершаемые как сотрудниками этих учреждений (кроме преступлений против установленного порядка несения службы), так и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях (осужденными) или в следственных изоляторах.

3. Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по всем делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

4. Руководители геологоразведочных партий и зимовок , удаленных от мест расположения органов предварительного расследования – по уголовным делам, совершенным по месту нахождения данных партий и зимовок;

5. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Во-вторых, это органы, осуществляющие только дознание :

1. Органы Федеральной службы судебных приставов , которые расследуют в форме дознания уголовные дела о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (с т. 157 УК РФ); о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствованию осуществления правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважении к суду (ст. 297 УК РФ); разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ), незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), а также – неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

2. Следователи СК РФ. Они осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д.).

Литература раздела:

Основная:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ 2009. № 4. Ст. 445,

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. (ред. от 01.03.2012, и изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2012) // СЗ РФ. 2001 № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. 21.11.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» (ред. от 19.10.2011)// СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.

5. Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. 13.03.2012) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.

6. Приказ МВД России от 24 июня 2005 г № 500 «Вопросы Следственного комитета при МВД России»// [Правовая система ГАРАНТ]

Дополнительная:

1. Указ Прези­дента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106 «О создании следственного управления федеральной службы контрразведки и следственных подразделении в органах контрразведки» // СЗ РФ. 1994. №31. Ст. 3255.

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. от 28.12.2007 г.) // «Законность». № 11. 2007.

3. Приказ Генерального прокурора РФ 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // [Правовая система ГАРАНТ]

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // [Правовая система ГАРАНТ]

5. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

6. Есина А. С., Арестова Е. Н. Дознание в органах внутренних дел: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2005.

7. Настольная книга следователя: научно-методическое пособие / НИИ ПУЗП при Ген. Прокуратуре РФ; ред. А.И. Дворкин. – М.: Экзамен, 2006.

8. Божьев В. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. Изд-во: Юрайт, 2010.

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Зерцало-М, 2010.

10. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекция в схемах и комментариях. Изд-во Wolters Kluwer. 2010.

11. Мирзоев Г., Григорьев В. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2010.

12. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю.К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011.

13. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

В 2016 году сотрудники ФСБ продолжали расширять направления своей деятельности. Спецслужба не только взяла на себя практически все самые громкие коррупционные расследования, но и стала активно участвовать в оперативном сопровождении и следственных действиях по уголовным делам и другой, ранее несвойственной чекистам направленности. Сейчас ФСБ самостоятельно занимается расследованием даже таких преступлений, как мошенничества, незаконная банковская деятельность и т. п., которые ранее целиком относились к компетенции органов внутренних дел.


Первые шаги ФСБ по освоению несвойственных ранее спецслужбе по тематике расследований можно отнести к 2011 году, когда чекисты стали участвовать в совместных оперативных разработках с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, которое к тому времени возглавил генерал Денис Сугробов. Одной из первых таких операций стало задержание в ноябре по подозрению в незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) теневого финансиста Романа Недялко. Возглавляемая им группа менее чем за год незаконно вывела за рубеж около 100 млрд руб., заработав на этом 1 млрд руб. Затем последовал ряд основанных на совместных разработках громких дел: "Оборонсервиса", о хищениях более ста объектов государственной недвижимости в Москве общей стоимостью более 10 млрд руб., Мастер-банка и многих других.

Ситуация резко изменилась в 2014 году, когда партнерские отношения между "смежниками" были разрушены из-за дела ОПС в ГУЭБиПК. Напомним, что полицейские оперативники взяли в разработку полковника ФСБ, предложив ему через агента $10 тыс. за крышевание бизнеса. Однако в оперативной комбинации чекисты переиграли коллег из МВД, в результате чего была задержана, а впоследствии арестована целая группа руководителей и сотрудников ГУЭБиПК, включая генерала Дениса Сугробова и его заместителя Бориса Колесникова. Им инкриминировали создание ОПС, провокацию взятки, а также превышение должностных полномочий при расследовании примерно десятка уголовных дел. Сейчас слушание дела полицейского ОПС завершается в Мосгорсуде, где гособвинитель запросил для генерала Сугробова 22 года колонии строгого режима.

Именно после этой истории чекисты и стали самостоятельно расследовать дела, которыми ранее занимались совместно с коллегами из МВД. Первое такое громкое дело было возбуждено в июле 2015 года следственным управлением ФСБ по Крыму по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере) в отношении министра промышленной политики республики Андрея Скрынника. Он, по версии следствия, якобы незаконно помог завладеть двум гражданам имуществом Бахчисарайского районного потребительского общества на общую сумму 48 млн руб. Глава Крыма Сергей Аксенов тогда назвал задержание министра "чистой провокацией", однако в декабре того же года Андрей Скрынник лишился своей должности. А дела о мошенничестве прочно закрепились в практике ФСБ. Уже через месяц чекисты по той же ст. 159 УК РФ задержали нескольких сотрудников Объединенной судостроительной корпорации, а также предприятий, входящих в ее систему. В сентябре сотрудники ФСБ задержали около двух десятков фигурантов уголовного дела об организованном преступном сообществе и о махинациях с госимуществом в Коми, главным обвиняемым по которому проходит экс-глава региона Вячеслав Гайзер. В декабре 2015 года чекисты выявили предполагаемое мошенничество в особо крупном размере со стороны президента и совладельца Внешпромбанка Ларисы Маркус, заподозренной в хищении более 1 млрд руб. Кстати, это было одно из первых "банковских" дел, оперативное сопровождение по которому осуществляли не сотрудники ГУЭБиПК, традиционно работающие в тесном взаимодействии со следственным департаментом МВД (к чьей компетенции относятся дела такого рода), а ФСБ.

Наконец, в уходящем году сотрудники ФСБ не только уверенно возглавили борьбу с коррупцией в среде высокопоставленных чиновников, но и стали активно участвовать в оперативном сопровождении и расследовании уголовных дел самой разнообразной направленности. В марте последовало громкое дело чиновников Минкульта, которым инкриминировали соучастие в хищении средств, выделенных из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия. Тогда, напомним, были задержаны замминистра культуры Григорий Пирумов, начальник департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борис Мазо и двое его заместителей. В апреле фигурантами вызвавшего резонанс расследования с участием ФСБ стали двое судей Московского арбитражного суда Вадим Сторублев и Игорь Корогодов. Последнего чекисты задержали при получении "куклы", имитирующей $70 тыс. Как полагали в ФСБ, за эти деньги в арбитраже должны были вынести положительное решение по делу, которое рассматривал Вадим Сторублев.

Начиная с июня 2016 года ФСБ провела ряд разоблачений в Следственном комитете России (СКР). Сначала по подозрению в получении крупной взятки контрразведчики задержали заместителя начальника Гагаринского межрайонного следственного отдела столичного главка СКР Арама Абрамяна. А уже через месяц ФСБ России впервые провела в СКР самостоятельно масштабную антикоррупционную операцию. По подозрению в получении взятки в размере $1 млн от вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) чекисты задержали начальника главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаила Максименко, считавшегося человеком из ближайшего окружения главы комитета Александра Бастрыкина, руководителя управления собственной безопасности ведомства Александра Ламонова и лишь недавно назначенного первым заместителем начальника ГСУ СКР по Москве Дениса Никандрова. Отметим, что это дело пересекается с расследуемыми другими ведомствами делами об ОПС Шакро Молодого и вымогательстве денег у владелицы одного из столичных ресторанов. По слухам, все эти расследования могут быть в итоге переданы чекистам.

Последнее инициированное ФСБ громкое расследование — дело о получении взятки в размере $2 млн в офисе ПАО "НК "Роснефть"" тогдашним главой Минэкономики Алексеем Улюкаевым.

Остается отметить активную роль ФСБ и в расследовании обстоятельств крупных авиакатастроф последнего времени. Впрочем, нужно оговориться, что версия теракта при подобных ЧП рассматривается обязательно, а борьба с терроризмом относится к компетенции ФСБ. Напомним, именно директор спецслужбы Александр Бортников сообщил, что на борту A321, упавшего на Синайском полуострове в прошлом году, был совершен теракт. Тогда специалистам удалось обнаружить следы взрывчатки на обломках самолета. И напротив, после недавнего падения Ту-154 Минобороны при вылете из Сочи чекисты, пожалуй, впервые еще до предварительных выводов экспертов назвали предполагаемые технические версии катастрофы.

Парламентарии предлагают изменить Уголовно-процессуальный кодекс РФ и дать генпрокурору полномочия изымать у Следственного комитета и МВД их профильные уголовные дела и передавать их для расследования в ФСБ.

Профессиональный юрист, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству сенатор Алексей Александров, в прошлом работник прокуратуры и адвокатуры, предложил депутатам Госдумы РФ изменить УПК РФ, что позволит расширить полномочия ФСБ РФ.

Если изменения в статьи 148 и 151 будут поддержаны депутатами нижней палаты парламента, то генеральный прокурор РФ и его заместители смогут изымать находящиеся в производстве у следователей СК РФ и МВД РФ уголовные дела или материалы проверки сообщения о преступлении, выявленные сотрудниками ФСБ, и передавать их в Следственное управление ФСБ.

Опрошенные Лайфом эксперты считают, что эта поправка расширит полномочия сотрудников ФСБ, что может привести к их вмешательству в дела Следственного комитета и МВД, что вызовет внутриведомственные конфликты при расследовании. А с другой стороны, это повысит эффективность контроля за расследованием дел в отношении судей и прокуроров и позволит исключить давление на следователей СК или МВД, на которых часто оказывается давление.

Сейчас, согласно 151 статье УПК РФ, следователи органов ФСБ расследуют большинство дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства: о государственной измене (ст. 275 УК РФ), о шпионаже (ст. 276 УК РФ), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) или дела о контрабанде (ст. 188 УК РФ), о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), о терроризме (ст. 205 УК РФ), о захвате заложника (ст. 206 УК РФ).

Теперь полномочия следователей могут расшириться.

Если же поправки сенатора Александрова будут поддержаны депутатами Госдумы РФ, то следователи смогут расследовать уголовные дела о мошенничестве, взятках, злоупотреблении должностным полномочиями, вымогательстве, в оперативной разработке которых принимали участие сотрудники службы, - считает юрист Алим Бишенов.

Кроме того, сенатор Александров предлагает законодательно закрепить, что руководитель следственного органа ФСБ вправе возбуждать уголовные дела по поручению генпрокурора или его заместителей в отношении следователей СКР, руководителей следственных органов, прокуроров, а также адвокатов и судей.

Между тем сам сенатор Александров объясняет необходимостью повысить "эффективность и объективность" предварительного следствия, осуществляемого сейчас следователями СКР в отношении судей, прокуроров и следователей.

По словам адвоката Александра Островского, если бы предлагаемые сенатором Алексеем Александровым поправки в УПК РФ уже действовали, то чекисты расследовали бы уголовные дела, которые сами и разрабатывали. Например, в отношении экс-главы Минэка Алексея Улюкаева, приговорённого 15 декабря Замоскворецким судом Москвы к восьми годам в колонии строгого режима, за получение взятки $2 млн от главы "Роснефти" Игоря Сечина.

Видимо, законодатели считают, что коррупционные дела будут лучше расследовать сотрудники ФСБ РФ, - считает Островский.

Источник Лайфа в ФСБ РФ отмечает, что инициатива сенатора Александрова очень своевременная.

Ведь большинство преступлений чиновников регионального уровня и выше раскрываются не полицией, а ФСБ. А потом уже дело передаётся в Следственный комитет, который и ведёт его до передачи в суд, а работа контрразведки остаётся в тени. Пора уже выйти из тени, - утверждает собеседник Лайфа в ФСБ РФ.

Чекистам не нравится, что все лавры по громким делам достаются следователям Александра Бастрыкина (глава СК РФ). Самые резонансные дела, которые сейчас находятся в производстве СК РФ, начались по материалам, предоставленным ФСБ. Это, например, дела против полицейского-миллиардера Дмитрия Захарченко, против полковника УСБ МВД Юрия Тимченко, задержанного за вымогательство 100 млн рублей в Петербурге у представителей транспортной компании "Деловые линии".

В активах ФСБ было задержание заместителя начальника Главного следственного управления (ГСУ) СК РФ по Москве Дениса Никандрова, который является фигурантом дела о получении взятки в $1 млн от лидера отечественного криминалитета Захария Калашова, известного как Шакро Молодой.

По оперативным материалам ФСБ РФ, в декабре 2017 года в Москве был задержан руководитель "Дирекции капитального ремонта" департамента капитального ремонта Москвы Александр Шукюр за мошенничество при заключении контрактов на выполнения работ с одной из коммерческих фирм.

А расследование уголовного дела было поручено СК РФ, - говорит Лайфу сотрудник спецслужбы.

Как отмечает контрразведчик, для дальнейшего развития успехов в борьбе с коррупцией необходимо усиливать ФСБ дополнительными полномочиями, что и пытается сделать своей инициативой сенатор Алексей Александров.

Между тем юрист Алим Бишенов считает, что инициатива сенатора Алексея Александрова расширяет полномочия сотрудников ФСБ по тем уголовным делам, которые касаются преступлений, выявленных контрразведчиками.


Top