Парижский клуб. Кто входит в состав клуба и основные его задачи. Параорганизации в МФС Какие вопросы решает парижский клуб кредиторов

Одна из особенностей международной финансовой системы состоит в том, что в ней велика роль параорганизаций, причем такие параорганизации создаются как государствами, так и частными лицами из разных государств. Некоторые параорганизации, создаваемые государствами, носят настолько «размытый» характер, что больше похожи на некие «группы интересов».

Примером параорганизации на межгосударственном уровне может служить Парижский клуб кредиторов; на уровне общения частных лиц - Лондонский клуб кредиторов. Параорганизациями, близкими к «группам интересов», являются: «Большая семерка» (Г-7 (G-7),

Парижский клуб кредиторов

Функции своеобразных форумов для переговоров между должниками и кредиторами выполняют так называемые клубы или пулы кредиторов. Наиболее известные из них - Парижский клуб и Лондонский клуб. Зарождение Парижского клуба кредиторов связывают с аргентинским кризисом 1956 г., когда возникла проблема платежного баланса и выплаты внешнего долга. Активной стороной в переговорах с Аргентиной по поводу долга выступили несколько развитых государств, которые стали на некоторое время своеобразными посредниками в урегулировании проблемы между Аргентиной и прочими странами. Так сложился клуб кредиторов, занимающийся вопросами урегулирования и реструктуризации государственных долгов. Его главная задача - не допустить одностороннего моратория по выплате соответствующим государством внешнего долга, вернуть государство в общую систему международного кредитования, равномерно распределить между кредиторами бремя реструктуризации долга. Членами Парижского клуба являются 20 государств. Россия вступила в клуб в 1997 г. За годы своего существования в рамках Парижского клуба было заключено более 400 соглашений с 90 странами на сумму более 500 миллиардов долларов.

Парижский клуб кредиторов не имеет устава или других формальных правил, регламентирующих его деятельность. Процедуры работы клуба основываются на 50-летней практике, прецедентных решениях, внутренних обычаях.

Постепенно в процедурах работы клуба сложились свои неписаные правила. Одним из важнейших принципов, заложенных в работу клуба, является принцип равенства всех кредиторов. Участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются, как правило, правительства страны-должника (стран-должников) и его (их) кредиторы. Согласно сложившемуся обычаю, заседания проходят под председательством старшего чиновника французского казначейства. На заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД и других международных финансовых, экономических организаций.

Проблема с выплатами долгов наступает, когда происходит нарушение платежного баланса: импорт долгое время превышает объемы экспорта или экспорт по объективным причинам держится на невысоком уровне. В результате сокращается приток в страну иностранной валюты, необходимой для выплаты внешнего долга. Страна-должник, столкнувшаяся с кризисом по выплате долга и с необходимостью его реструктуризации, должна предварительно подписать договор с МВФ о получении кредита и взять на себя обязательства осуществить определенную программу экономического оздоровления, одобренную МВФ. Обычно такая стабилизационная программа нацелена на то, чтобы провести сокращение государственных расходов в стране- должнике, в том числе на социальные нужды, снизить уровень зарплат в государственном секторе ит.п., а также увеличить национальный экспорт. Увеличение экспорта приносит в страну иностранную валюту; она-то и есть ресурс для возврата долга.

В рамках Парижского клуба кредиторы рассматривают эту программу. Главное, чтобы в результате ее реализации удалось обеспечить платежный (главным образом, торговый) баланс, т.е. достичь сбалансированности текущих операций. В таком случае страна-должник получит возможность возобновить платежи по внешнему долгу.

В первые 30 лет существования Парижского клуба к странам-долж- никам применялся только стандартный режим пересмотра долга, который получил название «Классические условия». Суть стандартного режима в том, что сроки обслуживания долга продлеваются на определенный период. Для двух третей соглашений в рамках Парижского клуба использованы именно «Классические условия». Вместе с тем для отдельных категорий государств в Парижском клубе начиная с конца 1980-х гг. сложились и более льготные условия реструктуризации долгов, предусматривающие списание, т.е. прощение, значительной части долга. Такие режимы получили названия «Торонтские условия» (списание трети долга) и «Лондонские условия» (списание половины долга). В отношении беднейших, преимущественно африканских, стран, обремененных значительными долгами, со второй половины 1990-х гг. применяется инициатива HIPS (Heavily Indebted Poor Countries), a c 2003 г. Парижский клуб ввел новый режим с названием «Эвианские условия». Применение того или иного режима зависит от отнесения каждой страны в ту или иную группу по уровню дохода на душу населения, обремененности долгами по двусторонним соглашениям и облигациям, состояния платежного баланса и т.д. Если страны находятся на границе между группами, им приходится убеждать Парижский клуб в необходимости более благоприятного режима.

Обычно Парижский клуб не соглашается на реструктуризацию, если страна не проводит программу структурной перестройки экономики на основании соглашения с МВФ (соглашения о резервном кредитовании). В этом смысле Клуб выступает на «долговом поле» как «младший брат» МВФ в части идеологического, политического и экономического воздействия на государства-должники в интересах ведущих западных государств.

Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса кредиторов. Предложения ряда правительств стран-кредиторов о более существенном облегчении долга Клубом не принимались из-за возражений других стран. Некоторые страны-кредиторы облегчали долговое бремя для должников в одностороннем порядке за рамками Парижского клуба. Так, Франция в 1992 г. приняла меры по облегчению долга четырех африканских стран - Габона, Камеруна, Конго и Кот д’Ивуара. Она создала Фонд конверсии долга, в который помещались средства, выплачиваемые этими странами. Затем средства Фонда направлялись на проекты развития в данных африканских странах.

Парижский клуб активно занимался проблемами погашения и реструктуризации государственного долга и постсоветских стран (80- 90-е гг. XX в.). В период с 1993 по 1999 г. пять соглашений в рамках Клуба были заключены с Российской Федерацией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Торгово-Экономический институт

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Реферат по курсу «Финансы и кредит» на тему

Парижский клуб

Выполнила:

Баенко В.Ф.

Группа 1306

Проверила

К.Э.Н., доц. Боровкова Вал.А.

Санкт-Петербург

Введение

Глава I. Сущность, структура и принципы Парижского клуба

1.1 Сущность Парижского клуба

1.2 Структура Парижского клуба

1.3 Принципы Парижского клуба

2.1Торонтские условия

2.2 Хьюстонские условия

III Россия и Парижский клуб

3.3 Парижский клуб в цифрах

Заключение

Список литературы

Введение

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия, Россия и Япония.

Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации (изменение структуры капитала, соотношения заемного и собственного) задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ). Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Глава I. Структура, принципы и правила Парижского клуба

1.1 Сущность Парижского клуба

За время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два правила : проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Члены клуба собираются в Париже раз в месяц, за исключением февраля и августа. Сессия длится от двух до пяти дней. Программа каждой встречи обязательно включает в себя так называемую обзорную экскурсию (tour d"horizon) - анализ ситуации по долгам в конкретно взятых странах. Любой кредитор имеет право поставить на повестку дня положение дел в том или ином государстве. Эти «экскурсии» дают возможность обменяться информацией, заблаговременно поставить друг друга в известность о возможных проблемах, а также подготовить почву для будущих переговоров. Результатом tour d"horizon может стать совместное послание властям страны-должника.

Центральный пункт программы - переговоры с вызванными «на ковер» странами-должниками. Обычно на них уходит один день, хотя каких-то специальных требований по продолжительности нет. Самые короткие переговоры состоялись в октябре 1983 года с делегацией Малави: они заняли всего час. Бывают и обратные ситуации, когда многодневные обсуждения заходят в тупик и заканчиваются ничем.

Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Правовая база в России.

1)Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп "О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

2)Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 "О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

1.2Структура Парижского клуба

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством генерального директор французского казначейства (в настоящий момент это Жан-Пьер Жуй), обязанности вице-президентов исполняют его заместители. Как правило, страны-участницы на заседаниях клуба представлены высокопоставленными чиновниками их министерств финансов, реже - министерств иностранных дел. Делегацию страны-должника обычно возглавляют министр финансов и/или глава Центробанка.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе. Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

1.3 Принципы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

1.наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

2.обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику,

3.равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа -- это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Россия и международные клубы кредиторов.

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год. Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2.Условия погашения для должников. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах». У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают? План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

а)ограничение роста денежной массы,

б)сокращение дефицита государственного бюджета,

в)контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

г)устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, ограничение вмеша­тельства государства в экономику. Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа. Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов». Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Глава II Условия реструктуризации долга

2.1Торонтские условия

Были приняты в 1988 году.

Таблица «Торонтские условия»

Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (в настоящее время - 540 долларов в год).

Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;

В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.

2.2 Хьюстонские условия

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень.

Таблица «Хьюстонские условия»

2.3 Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.

Таблица «Триниадские и Лондонские условия»

2.4 Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC

Таблица «Неапольские условия»

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

2.5 Стандартные условия Парижского клуба

Реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг). Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом. Рыночные ставки.

III Практика Парижского клуба

3.1 Долги России перед Парижским клубом

Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед Парижским клубом кредиторов. Общая сумма выплат составила 23,737 миллиарда долларов. Платежи были сделаны в 9 валютах в рамках соглашения, подписанного в июне. Внешний государственный долг России на 1 сентября 2009 года составил 38,99 миллиарда долларов, или 27,17 миллиарда евро. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. На начало года задолженность государства перед внешними кредиторами находилась на отметке 40,57 миллиарда долларов (28,8 миллиарда евро). За восемь месяцев госдолг сократился в долларах на 4 процента, а в евро - на 5,6 процента. В ходе 2009 года сократились долги России практически перед всеми группами кредиторов. В частности, за январь-август задолженность перед Парижским клубом снизилась на 418 миллионов долларов до 1,162 миллиарда. Долги по еврооблигациям сократились с 27,7 до 26,99 миллиарда долларов.

С 18 по 21 августа по поручению Минфина были осуществлены плановые платежи в 1,269 миллиарда долларов. В то же время Внешэкономбанк заплатил еще 22,468 миллиарда долларов в счет досрочного погашения долга. К общей сумме долга Россия дополнительно выплатила 1 миллиард долларов премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 миллионов долларов получила Германия. Экономия от досрочного погашения составит 7,7 миллиарда долларов в течение ближайших 15 лет. Эти средства пойдут на инвестиционную деятельность.

Сам факт вступления России в Парижский клуб -- явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса -- 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности. Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.).

3.2 Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба

Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоть и маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами -- уровнем развития страны и до­лей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%

3.3 Парижский клуб в цифрах

С 1956 по 2009 гг в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд.долл США. График урегулирования задолженностей за период 1963-2009 гг представлен на рисунке:

Заключение

Парижский клуб, действующий как неформальное объединение государств-кредиторов, был создан в 1956 году для выработки и согласования совместных подходов к вопросам реструктуризации и обслуживания долгов развивающихся стран. Ныне в его состав в качестве полноправных членов входят 19 государств, еще примерно полтора десятка стран-кредиторов приглашаются на заседания клуба от случая к случаю.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 году и с тех пор на регулярной основе участвует в его работе. При этом Российская Федерация является одновременно и кредитором, и клиентом клуба, то есть страной, имеющей долговые обязательства перед государствами-участниками Парижского клуба. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список литературы

1. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп «О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 «О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

3. http://www.ng.ru/ - независимая газета

4. http://www.france4you.ru/france/publications/credit/ - сайт о Франции

5. http://www.history.ru/ - история России

6. http://www.rol.ru/ - новостной портал

7. http://www.ko.ru/ - деловой ежедневник

8. http://www.clubdeparis.org - сайт Парижского клуба

9. http://dkvartal.ru - интернет издание «Деловой квартал»

Подобные документы

    Нормативная база. Состояние внутреннего долга. Состояние внешнего долга. Международные финансовые организации. Лондонский клуб. Парижский клуб. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд в управлении долгом.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2007

    Обоснование проектного финансирования инвестиционного проекта создания спортивно-развлекательного комплекса мини-гольф клуба. Расчетная стоимость строительства и инвентаря. Анализ прибыльности проекта, плановые доходы и расходы на содержание клуба.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Классификация государственного долга России. Состояние внутреннего и внешнего долгов. Способы управления государственным долгом. Роль стабилизационного фонда в управлении государственным долгом. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Глобальный характер проблемы внешней задолженности. Обслуживание государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. Формирование и определение внешнего долга. Реструктуризация долга. Лондонский клуб.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2009

    Роль государственного долга в рыночной экономике. Управление государственным долгом в царской России. Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований. Российский долг: формирование современной структуры.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2007

    Определение и значение внешнего государственного долга. Влияние внешнего долга на российскую экономику. Формирование внешнего государственного долга, кредиторы и должники России. Задолженность СССР. Обслуживание, урегулирование внешнего долга России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2007

    Понятие и сущность лизинга, его функции лизинга и отличия от банковского кредитования. Преимущества факторинговых операций перед другими видами кредитования. Практика и перспективы использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    курсовая работа , добавлен 18.11.2015

    Причины возникновения задолженности по налогам и сборам. Налоговые органы как государственная структура, инициирующая взыскание налоговых задолженностей. Анализ уровня налоговой задолженности в Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2014

    Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования. Классификация и формы государственного долга. Анализ современной динамики и структуры внешнего долга Российской Федерации. Проблемы управления и погашения государственного долга.

- (The Paris club) — неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский… … Экономико-математический словарь

парижский клуб - Неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский клуб – это объединение… … Справочник технического переводчика

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Канада, Франция,… … Словарь бизнес-терминов

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (international Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания,… … Финансовый словарь

- (Paris Club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Финансовый словарь

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

Парижский клуб - неформальное объединение официальных западных кредиторов, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - PARIS CLUBНазвание, данное специально проводимым встречам представителей правительств стран кредиторов, к рые с 1956 г. организуются по мере надобности для переговоров по долгам стран кредиторов или гарантированным ими. Долги коммерческим банкам… … Энциклопедия банковского дела и финансов

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - (англ. Рaris Сlub; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств участников в отношении долгов третьих стран. Орг ция сформировалась на основе нерегулярных совещаний… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Русский детектив" (комплект из 17 книг) , . Серия "Русский детектив" издательства "Терра - Книжный клуб" читайте лучшие произведения отечественных классиков детективного жанра, а также созданные современными авторами книги - острые,…
  • Роман Виолетты. Парижские сладости , . Есть темы, которые не принято обсуждать публично. О них говорят украдкой и лишь с самыми доверенными людьми. Одна из таких тем - взаимоотношения и страсть. Так, Кристиан, главный герой…

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Кафедра « Банковское Дело».

Доклад .

Тема: « Парижский Клуб Кредиторов ».

Выполнила: студентка 4 курса группы 2417

Института Финансов

Грибовская Надежда Васильевна.

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.……….…………………2

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1. Принципы Парижского клуба……………………………………...………………3

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности…………………………………………...…………………………………3

3. Условия погашения для должников………………...………………………………4

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов…………………………………………………………………………..5

II. условия реструктуризации долга………………...……………………….6

1. Торонтские условия……………………………………………………………….…….6

2. Хьюстонские условия………………………………………………….………………7

3. Тринидадские и Лондонские условия………………………………………….……..7

4. Последние варианты………………………………………………………..………….8

5. Стандартные условия…………………………………………………………….……8

III. РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ……………………………………………………9

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью…………….………………..9

2. Задолженность России по Парижскому клубу……………………...……………10 3. Внеклубная задолженность России……………...………………………………..10

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба…………….………11

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб……………….……………11

6. Сегодняшняя ситуация…………..…………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………….……………………………………………..16

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Вели­кобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейца­рия, Швеция, Франция, Финлян­дия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

I . ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1. Принципы Парижского клуба .

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоя­нии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может про­анализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью про­гноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосред­ственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учрежде­ниям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридиче­ским лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме за­долженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается на­личием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

3. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-креди­торы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «По­ложения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополни­тельных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапли­ваются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следова­тельно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможно­сти урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разра­ботал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осу­ществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно за­воевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту заверше­ния указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном по­рядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить опреде­ленную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валют­ном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную эко­номическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

· огра­ничение роста денежной массы,

· сокращение дефицита государственного бюджета,

· контроль над предоставлением кредитов, совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

· устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,

· ограничение вмеша­тельства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам про­тив собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государ­ства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Па­рижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бре­мени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных дан­ной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должни­ками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями креди­торов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредито­ров, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отно­шении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренно­стей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перего­воры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникно­вения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, - вспо­минает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. - Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников:

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ

Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (в настоящее время – 540 долларов в год).

Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;

В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода, государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд. долларов.

3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.

За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму 4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).

  1. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)

В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода (в том числе 20 африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

  1. Стандартные условия Парижского Клуба.

III . РОССИЯ И Парижский Клуб .

Официальный документ.

О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.

Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР.

Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения, и в этой связи присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в зависимости от их экономического положения.

В течение 1998-1999гг. планируется подписание двусторонних соглашений с 27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

· займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)

· реструктурированный долг СССР;

· кредиты и займы российских банков(9%);

· кредиты и займы российских компаний(12,5% или 25 млрд.$);

· валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);

· еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)

· субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно, кредитора других стран(50-100 млрд . $).

На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд. $, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5 месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно 16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август; конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.

1. Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция посту­пала всем быв­шим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базо­вого соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной за­долженности России заключены двусторонние межправительственные согла­шения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Вели­кобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейца­рией, Швецией, Францией, Финлян­дией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столь­ко же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит по­гашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком пла­тежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

2. Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолжен­ности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Ос­татки задолженностей предполагается гасить в основном товар­ными постав­ками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед Венгрией - 480 млн., Республикой Корея - 170 млн., Болгарией - 100 млн., Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некото­рыми стра­нами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом.

Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.

Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

Список литературы.

1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Л. Н. Красавиной, Москва, 2000.

2. Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы” // “Сегодня” №125, 1997

3. Саркисянц А. Г., «Проблемы внешней задолженности России.» Деньги и кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»

под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, 1997.

5. www.rambler.ru

6. www.minfin.ru

8. Национальная электронная библиотека, 1998 год


International Monetary Fund, World Economic Outlook, 1992-1998, Washington D.C.,IMF, 1992-1998.


Top