Таблица экологическое право. Экологическое право (конспект). Право на природопользование

Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологическое право- это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношение в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в отдельную отрасль произошло в конце 1980-х –начале 1990-х годов.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством, по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах государства, граждан и общества.

Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой совокупность диспозитивных и императивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологических правоотношений. На основе эколого-правового метода устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм экологического права с помощью диспозитивного и императивного подходов к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права можно разделить на общие и отраслевые. Общеправовые принципы:

1) развитие экологических отношений на основе принципа народовластия в соответствии со ст.3 Конституции РФ;

2) демократизация – обязанность всех субъектов, участвующих в экологопользовании, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ сохранять природу и окружающую среду;

3) гуманизм – необходимость осуществления экологопользования в интересах сохранения жизни и здоровья всего населения;

4) законность – точное соблюдение всех правил и предписаний, изложенных в экологическом законодательстве, всеми экологопользователями;

5) равноправие субъектов – равенство всех видов собственности на природные ресурсы (ст.9 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ)

6) единство прав и обязанностей в экологопользовании – каждому праву должна соответствовать определенная обязанность, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

7) сочетание убеждения и принуждения – вначале следует убедить в необходимости соблюдать нормы экологического законодательства, и только лишь в случае невыполнения этих норм применяются меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести экологического правонарушения.

Отраслевые принципы экологического права изложены в ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».


Экологическое законодательство опирается в первую очередь на нормы Конституции РФ, где в ст.9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, .муниципальной и иных формах собственности. Положения ст.36 указывают, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки и вправе использовать их в целях, не нарушающих условий и порядка землепользования, предусмотренного законодательством.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Базовым нормативным документом в области экологического законодательства является «Закон об охране окружающей природной среды», где предусмотрена охрана от загрязнений, порчи, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ естественных экологических систем, озонового слоя, подземных вод, недр земли, лесной и иной растительности и животного мира, природных ландшафтов. Охрана указанных объектов осуществляется на основании норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, а также законов об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, о континентальном шельфе РФ.

Права граждан в области экологии. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных, общественных и иных фондов медицинской помощи;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в благоприятной для жизни и здоровья условиях окружающей среды;

- государственным контролем соблюдения природоохранительного законодательства и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

- возмещения в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью и жизни граждан в результате загрязнений окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в т.ч. последствий аварий и катастроф.

Граждане имеют право:

Создавать общественные фонды, объединения и иные общественные формирования в области охраны окружающей природы;

Требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экономический механизм охраны окружающей среды. К числу основных задач, решаемых экономическим механизмом охраны окружающей среды, относят:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду

3) предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных ирных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

4) возмещение в установленном порядке вреда.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала.

Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, средств предприятий, экологических фондов, кредитов банка и добровольных взносов населения.

Контроль использования и регулирования норм природопользования осуществляется на основе договоров о природопользовании, выданных государственными природоохранными органами лицензий на комплексное природопользование, в которых указаны виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователями на определенный срок объемов предельного использования при родных ресурсов, объемов допустимых выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия. Плата за природопользование перечисляется в бесспорном порядке в бюджеты республик РФ и счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Государственная экологическая экспертиза. Экспертиза такого рода производится с целью проверки соответствия хозяйственной деятельности требованиям и нормам соблюдения экологической безопасности. Она осуществляется на принципах: обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Государственная экспертиза в обязательном порядке проводится перед любыми мероприятиями, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление всех работ по проектам может осуществляться только после проведения и выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы. Порядок проведения и полномочия экспертизы регулируется законодательством РФ. Руководители всех предприятий, нарушающие или не выполняющие требования заключений госэкспертизы, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.



Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды

Традиционно выделяется несколько групп таких отношений - это отношения: по использованию природных ресурсов; отношения по охране окружающей среды; отношения собственности на природные объекты и ресурсы; отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Общественные отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, недрам, лесам. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования.

А регулирование отношений по охране окружающей среды касается защиты природных объектов (земли, воды, растительности, животного мира) от трех видов вредных воздействий: химического, физического и биологического.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина, Конституция Российской Федерации играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Так ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А часть 2 этой статьи устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.



Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

Важной характеристикой юридического понятия природы, является то, что как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования и воздействия на нее человеком. В то время, как в естественнонаучном смысле природа - это все объекты мира, вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос.

В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, и антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, т.е. это вещество природы одного вида – земля, вода, лес и др.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (парки, лесопарки, заповедники и др.).

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, это могут быть дома, заводы, средства транспорта и многое другое.

В экологическом праве существует такое понятие, как природный ресурс – это более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, которая используется человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект, и сами, при этом являются природными объектами, но природными ресурсами могут быть только потребляемые человеком объекты, в данном случае это рыба и дичь.

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей.

При этом, если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности.

Экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений являются физические лица, юридические лица, государство и государственные органы.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав.

Например, Конституцией Российской Федерации признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия, равенства перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

Отраслевые принципы определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это такие принципы как:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники экологического права – это правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Источниками экологического права в первую очередь являются нормативные правовые акты различных уровней, которые в совокупности образуют систему источников, расположенных в определенной последовательности:

Конституция Российской Федерации,

Федеральные законы Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (указы) Президента Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (постановления) Правительства Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (законы) субъектов Российской Федерации,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты.

В системы источников права все нормативные правовые акты, начиная от Конституции и заканчивая локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми на предприятиях, расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу и не могут нарушать нормы (правила) установленные в вышестоящем нормативном правовом акте.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральные законы регулируют правоотношения на всей территории России, занимая одно из важнейших мест в системе права. Их действие распространяется на всех граждан и все организации на территории Российской Федерации.

В России основным нормативным актом, регулирующим отношения в области природопользования, является Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При регулировании землепользования, водопользования, лесопользования или недропользования необходимо руководствоваться такими нормативными актами, какЗемельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» соответственно. В этих нормативных актах, раскрываются понятия земельных участков, лесных земель, водных объектов, их охраны, собственности на такие объекты, их использования и многое другое. Однако, основные требования к охране перечисленных природных объектов, как компонентов составляющих окружающую природную среду, содержатся именно в законе «Об охране окружающей среды». Так в нем прописаны положения, касающиеся государственного управления охраной окружающей среды и полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан и их объединений, а так же экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Этот закон вводит такие понятия, как нормирование в области охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, зона экологического бедствия и чрезвычайной ситуации, особо охраняемая природная территория и другие.

При этом Федеральный закон «Об охране окружающей среды», дает основные понятия в этих областях, а для их развития принимаются иные нормативные акты, такие как Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При заключении международного договора Россия обязана соблюдать установленные в договоре нормы и выполнять взятые на себя обязательства. Для этого часто требуется изменение внутреннего законодательства, издание новых законов или изменение существующих, такая процедура называется ратификация международного договора.

Международные договоры могут регулировать как общие вопросы, связанные с охраной природной среды, так и вопросы охраны отдельных природных объектов, таких как воздух, вода или некоторые виды диких животных.

Для международного сообщества, наиболее важным вопросом является охрана мирового океана, так как он имеет исключительное значение в жизнеобес­печении Земли. Океан - это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полез­ных ископаемых. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд соглашений, таких как: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и других материалов 1972 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая регулируя основные правовые вопросы мореплавания, затрагивает так же и тему охраны морской среды.

В масштабах государства основная ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления, его осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Государственные органы можно подразделить на два вида: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы, на которые возложены отдельные функции или задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов Российской Федерации.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К важнейшим функциям его управленческой деятельности относятся: определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», от 17.12.1997г.; Федеральный закон от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды определяются правительством Российской Федерации. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР);

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ);

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Именно эти органы через свои подразделения, непосредственно проводят работу по организации охраны окружающей среды в России.

Использование природных ресурсов в России регулируется природоресурсным законодательством. Это означает, что при использовании земельных ресурсов основным нормативным актом в этой области является Земельный кодекс Российской Федерации. В нем прописано деление земель по целевому назначению на категории. К примеру: на территории земель поселений разрешается строительство жилья и жилой инфраструктуры, то есть на землях поселений возводятся города и населенные пункты; а земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства, выращивания различных культур.

При использовании лесных ресурсов страны для нужд народного хозяйства, в качестве правового руководства применяется Лесной кодекс Российской Федерации, где прописаны основные правила по использованию древесины и охране лесов в России.

Регулирование добычи полезных ископаемых, использования и охраны недр в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О недрах». Этим законом устанавливаются правила разведки и разработки полезных ископаемых, а так же лица, имеющие право на их добычу.

Однако, одной из основных задач для России является рациональное использование ее водных пространств. Под понятием рациональное использование понимается охрана водных биологических ресурсов в целях их неистощительного использования, а так же охрана водной среды от загрязнения в результате хозяйственной деятельности.

Решению этих проблем способствует Водный кодекс Российской Федерации. В нем установлены нормы, регулирующие такие вопросы как: право собственности на водные объекты, водопользование, управление в области использования и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства.

Не только Водный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных ресурсов в России. Существуют так же и некоторые другие нормативные правовые акты в этой области.

Согласно ст. 67 Конституции, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» дает определение континентального шельфа и закрепляет права России в его границах.

Континентальный шельф Российской Федерации – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с международным правом континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Это означает, что государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

Российская Федерация осуществляет следующие права на континентальном шельфе:

Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов.

Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку и разработку, никто не может делать это без ее согласия;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды;

Однако права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Это означает, что, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Закон регулирует права Российской Федерации в исключительной экономической зоне, где Россия осуществляет:

Суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов;

Суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;

Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Согласно законодательству о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, их участки могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и иностранных государств, а также товариществам, создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юр. лица для добычи живых и минеральных ресурсов и других видов деятельности.

Любая деятельность в этих пространствах должна контролироваться с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим проведение любых работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне возможно только после получения пользователем соответствующей лицензии.

Лицензии на пользование недрами, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами (обороны, рыболовства, пограничной службы).

В лицензию включаются следующие сведения:

Об экологическом и гидрометеорологическом обеспечении пользования участками, включая организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

О мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

О страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ.

Пользователи участков обязаны:

Соблюдать международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов;

Осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия;

Регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

Буровые работы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

Условия проведения буровых работ включают в себя:

1) типы и технические характеристики буровых платформ и иного используемого для проведения буровых работ оборудования;

2) сведения о соответствии буровых установок требованиям в области охраны окружающей среды;

3) комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, а также по снижению и возмещению ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам;

4) данные о мерах по обеспечению безопасности судоходства, транспортной безопасности при проведении буровых работ и в районе их проведения.

Законами о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне определяются виды и порядок использования живых ресурсов.

Видами использования живых ресурсов являются:

Вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;

Вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

Вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

Разведка и промысел живых ресурсов;

Товарное выращивание живых ресурсов.

Применение экологических нормативов и стандартов в области природопользования осуществляется для сохранения многочисленных природных богатств и естественной природной среды для настоящего и будущих поколений. Только рациональное использование ископаемых, живых и растительных ресурсов, а так же их охрана от вредоносного антропогенного воздействия, может оградить человека от многочисленных болезней и неблагоприятных последствий природного характера.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие и определение экологического права………………………………………………4

2. Принципы экологического права……………………………………………………………7

3. Источники экологического права……………………………………………………………9

4. Экологические права граждан……………………………………………………………....11

5. Принципы и объекты охраны окружающей среды………………………………………..15

6. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения…………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...19

Список использованной литературы………………………………………………………….20

Введение

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3- 6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

1. Понятие и определение экологического права

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

по рациональному использованию природных ресурсов;

по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Принято считать, что формально-юридически под окружающей средой в российском законодательстве понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Последние годы все большее распространение и обоснование получает точка зрения, в соответствии с которой экологическое право охватывает своим регулированием все аспекты человеческого взаимодействия с материальным миром природы, окружающим людей, то есть экологические отношения. В их содержание включаются природопользование, охрана окружающей среды, сохранение уникальных произведений природы, культуры, здравоохранения, все виды воздействий на природу, искусственное восстановление благоприятного состояния природной среды, защита от неблагоприятных воздействий стихии и т.д. В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, моря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами1.

Сегодня во многих государствах мира всё большее признание получает подход, в соответствии с которым обеспечение экологической безопасности является относительно самостоятельным предметом регулирования, наряду (хотя и в связи) с природопользованием и охраной окружающей среды.

Особенности российского экологического законодательства. Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко (предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человека и пр.).

Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегание вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Такой подход имел бы свой резон, а следовательно, и право на существование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающей среды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и в таком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере на некий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотя и условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесь приемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международной безопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, в строгом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и т.п.

Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст.72 Конституции РФ 2. При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектр мнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительно содержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав и интересов человека, исключения экологического вреда природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности, общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.

Экологическое право - это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения складывающиеся в сфере экологии. Эти общественные отношения являются предметом экологического права. Методы экологического права: императивный (командный, административный, жесткий), диспозитивный (более мякий, договорной). Система экологического права это внутреннее его строение в определенной последовательности и упорядоченности. Система экологического права состоит из общей и особенной части. Нормы и институты общей части экологического права: понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение экологического законодательства. Нормы и институты особенной части экологического права: пользование и охрана земель, воды, воздуха, леса, животных, растений, недра земли, экологическое правонарушение, правовая ответственность за нарушения экологического законодательства.

Правовую основу экологического права составляет Конституция РК. В пункте 3 статьи 6 Конституции РК говорится, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». В статье 31 Конституции РК записано, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». В статье 38 Конституции РК прописано, что «граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».

В числе законодательных актов об окружающей среде особое место занимают в международно-правовые акты. В п. 3 ст. 4 Конституции РК прописано, что международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Например, Указом Президента РК от 4 мая 1995 г. N 2260 Казахстаном ратифицирована рамочная Конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата, подписанную в Рио-де-Жанейро (Бразилия)11 июня 1992 года, а в 1999 году Указом Президента РК от 12 марта 1999 года N 84 Казахстан подписал Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятый 11 декабря 1997 года в городе Киото (Япония).

22 марта 1985 г. в Вене (Австрия) была подписана Венская Конвенция об охране озонового слоя. Эту Конвенцию Законом РК от 30 октября 1997 г., N 177-1 “О присоединении РК к Венской конвенции об охране озонового слоя” подписал (присоединился) Казахстан. Согласно Законам РК от 30 октября 1997 г. N 176-1 “О присоединении РК к Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой земли” и от 10 февраля 2003 г. N 389-II “О присоединении РК к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением” Казахстан присоединяется к этим международным конвенциям. Все эти и другие международные законы имеют высшую юридическую силу перед законами РК об окружающей среде. РК с 1991 по 2004 гг. подписаны 19 международных конвенций по охране окружающей среды.

Одним из главных источников экологического права является «Экологический кодек РК», который был принять 9 января 2007 года. Экологический кодекс состоит из двух: общей и особенной части, 9 разделов, 47 глав, 326 статей. Экологический кодекс регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РК. В экологическом праве используется такое понятие как природопользование. Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды -- экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Выделяют общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользования недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством: Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Например, в соответствии ч. 8 п. 3 ст. 107 Земельного кодекса в населенных пунктах к общему землепользованию относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования).

Принципы природопользования: производность прав пользования; рационального природопользования; экосистемность; целевое использование; устойчивость права природопользование; платность природопользования. Государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды выражается в трёх формах: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная. Методы управления: императивный, рекомендательный, санкционирование, разрешение. Система государственных органов регулирование экологопользования и охраны окружающей среды: органы общей компетенции; органы специальной компетенции; органы межотраслевой компетенции; функциональные органы. Объектом правового регулирования государства выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др., поэтому можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Виды экологического контроля: государственный; ведомственный; производственный; общественный. Формы экологического контроля: интегрированный; комплексный; дифференцированный. Виды экологической экспертизы: государственная; общественная; научная; нормативная; санитарная; правовая. Мониторинг окружающей природной среды включает следующие элементы: систему общегосударственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды (республиканские, территориальные, региональные уполномоченные органы, посты, станции, центры наблюдения); мониторинг природных объектов. Эколого-правовая ответственность это комплексный институт экологического права, регулирующий правоотношения, возникающие и связанные с применением санкции за экологические правонарушения между органом правомочным применять санкции и экологическим правонарушителем. Виды эколого-правовой ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная.


Top