Изменить разрешенное использование. Как изменить вид разрешенного использования земельного участка. Как подать заявление на изменение ВРИ

Чтобы инициировать процесс изменения, нужно понимать не только суть самой процедуры, но и знать, в какие инстанции придется обращаться, сколько стоит «положительное решение», какие сроки может занять согласование, и какие документы необходимо подготовить к подаче. Алгоритм процедуры не сложен, если следовать рекомендациям экспертов.

Процесс изменения

Земельный Кодекс РФ в ст. 8 устанавливает порядок проведения процедуры изменения. Согласно закону, принять решение о внесении изменения в вид или категорию ранее разрешенного использования земучастка могут локальные админорганы, у которых есть необходимые полномочия. Заявителю нужно воспользоваться услугами земельного комитета . Если его в местной администрации нет, следует обратиться в органы районного или областного уровня.

Эксперты все же советуют обращаться за разъяснениями в комитет по земельным делам, чтобы не просто подготовить пакет документов, но и правильно его оформить. Как показывает практика, каждый административный орган самостоятельно разрабатывает градостроительный регламент, поэтому и алгоритм процесса, и перечень документов может отличаться.

Только собственник земучастка имеет право инициировать изменение вида земли или категории. Использует он это право для того, чтобы изменить вид допустимого применения, если на участке не разрешается проводить ту или иную деятельность.

Подачей документов и получением разрешения может заниматься и третье лицо, но только при наличии доверенности, подписанной владельцем земли и заверенной нотариусом.


Вся процедура, начиная от написания заявления и заканчивая выдачей разрешения на смену вида земли и ее назначения, регулируется Кодексами РФ (Градостроительным и Земельным) и статьей 2 ФЗ №172, в которой определен состав пакета документов, требуемых для инициирования процесса.

Зачем и когда нужно проводить изменения?

Нормативными актами для каждого земучастка установлена определенная цель его применения. Использовать надел не по назначению запрещено. Например, владелец приусадебного участка не может построить на нем логистический склад. Впрочем, как и собственник поля, выделенного под сельское хозяйство, не имеет права возвести на нем жилой дом или ТРЦ.

В связи с этим и разработана процедура по изменению вида и категории, которая становится актуальной, если требуется:

  • увеличить продажную стоимость земли (к примеру, надел под сельское хозяйство стоит дешевле, чем земля населенных пунктов);
  • организовать точку для торговли или производство на приватной территории, которая изначально позиционируется, как подсобный участок;
  • возвести многоэтажный жилой дом на земле, которая изначально входит в категорию «для ведения подсобного хозяйства»;
  • на наделе, предназначенном для сельхоз нужд, построить жилые дома и пр.

Не провести процедуру по изменению и при этом использовать земучасток не по назначению рискованно, так как это чревато административной ответственностью, то есть штрафом. Сумма штрафа зависит от конкретного нарушения и может варьироваться от 1% до 1,5% .

Необходимые документы

Все документы можно подавать лично, а можно выслать по почте заказным письмом. При личной подаче заявитель должен получить расписку секретаря земельного комитета, при пересылке по почте лучше использовать формат «письма заказного с уведомлением». При подаче пакета бумаг третьим лицом нужно снабдить его нотариально заверенной доверенностью.

Первый и основной документ – это заявление , составленное по определенной форме.

Форму заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в формате.doc (Word)


К ходатайству нужно приложить:
  • копию паспорта заявителя, если это физлицо, и выписку из налоговой, если это юрлицо;
  • документ, который подтверждает права заявителя на земучасток (справка из ЕГРП);
  • письменное согласие собственника земучастка на изменение вида.

Экологическое заключение экспертов предоставляется по требованию земельного комитета и не всегда является обязательным для подачи.


При составлении заявления нужно в письменном виде указать следующие данные:
  • категорию земли, к которой на момент написания заявления относится участок;
  • причины перевода в другую категорию;
  • информацию о правообладателе и прочие правовые сведения.

Сроки и стоимость

Касательно сроков , то минимальный период рассмотрения «дела по смене существующего вида (категории) допустимого применения земучастка» колеблется в диапазоне от 2 до 3 недель. Но в любом случае на рассмотрение дела и принятие решения должно уйти не более 45 рабочих дней.

Заявитель должен быть готов к финансовым издержкам. За проведение процедуры изменения необходимо внести плату , которая зависит от ситуации и может варьироваться от 10% до 80% разницы между новой и прежней кадастровой стоимостью. Все расходы, которые связаны с получением разрешения на смену, несет заявитель.

После изучения заявления и документов, поданных заявителем, выдается разрешение, подписанное руководителем админоргана и позволяющее изменить вид допускаемого применения. Нужно быть готовым к тому, что вместо разрешения можно получить отказ, который должен быть оформлен в письменном виде.

Причины отказа

Существует не так много причин, по которым заявитель может получить отказ в положительном решении. Первой причиной отказа могут стать неправильно оформленные документы . Не допустить этого очень просто. Достаточно внимательно ознакомиться с перечнем необходимых к подаче бумаг и заполнять их согласно согласованным и утвержденным образцам.

Второй причиной отказа может послужить дальнейшее нецелевое применение земучастка. Чтобы избежать этого недоразумения, необходимо заранее ознакомиться с существующими категориями земель и их назначением.

Если заявитель считает, что негативное решение необоснованно, то у него всегда есть возможность обратиться в суд, чтобы обжаловать постановление. В случае принятия судом положительного решения, заявителю необходимо проинформировать кадастровую службу, чтобы внести обновленные сведения в Единый Госреестр прав на недвижимость.

Возможные сложности

Если все документы оформлены корректно, и не планируется нецелевое использование земли, то с получением разрешения не должно возникнуть проблем. За исключением тех случаев, когда речь идет о территории, смена вида и категории которой невозможна. Добиться положительного решения можно лишь, имея обстоятельства особого значения. К таким «сложным» категориям относят:
  • ценные земучастки с высоким уровнем продуктивности;
  • наделы, принадлежащие лесфонду, которые не могут быть предоставлены под другие цели.

Земельные категории и их назначение

Территориальное зонирование – это разграничение земель согласно Градостроительному и Земельному Кодексу РФ. Нормативные акты подразделяют земли следующим образом:
  • под инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • под жилье;
  • под общественные и деловые нужды;
  • под производственные мощности;
  • особо охраняемые;
  • под нужды сельского хозяйства;
  • для отдыха (рекреации);
  • особого назначения;
  • под военное назначение;
  • иные.

Характеристика разделением на виды не ограничивается, так как существуют еще группы и подгруппы в рамках каждой категории.


Узкое разделение позволяет использовать земучасток в рамках одной категории. Например, согласно Земельному Кодексу, на земле под нужды сельского хозяйства можно построить дачный домик.

Нюансы изменения (видео)

Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, Вы можете посмотреть видео об особенностях изменения вида разрешенного использования земельных участков.


Провести смену вида допустимого пользования земучастка вполне возможно, и при правильном подходе это не является сложной процедурой. Касательно самой категории земли, то это проблематично, требует немалых усилий и, как правило, заканчивается не в пользу заявителя.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

Основная специализация нашей компании это смена вида разрешенного использования земельных участков (ВРИ) для физических и юридических лиц.

Наиболее востребованными видами разрешенного использования являются ИЖС, ЛПХ, КФХ, магазины, склады, ВРИ для автомоек и автосервисов. Изменить один основной вид разрешенного использования (ВРИ) на другой может только собственник или его доверенный представитель. Для этого в местный муниципалитет подается грамотно оформленное ходатайство и подготовленный пакет бумаг.

  • Мы самостоятельно обратимся в органы местного самоуправления с заявлением.
  • Получим выписку из правил землепользования и застройки по конкретному участку земли.
  • Направим в отделение кадастрового учета заявку на смену ВРИ.
  • Организуем сбор необходимой документации, профессионально ее оформим и подадим на рассмотрение специальной комиссии.
  • Гарантируем вынесение положительного решения по ходатайству и сократим срок всей процедуры.

При этом стоит учитывать, что изменение вида разрешенного использования в отношении территории, приобретенной на торгах, законом запрещено. Есть свои нюансы и при изменении вида на условно разрешенный, а также при обращении арендаторов земли за подобной услугой.

Особенности смены вида разрешенного использования земельных участков

Чтобы инициировать процедуру изменения ВРИ, необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением, пакетом документации и обоснованием такого изменения. На основании предоставленной информации, орган местного самоуправления проведет публичные слушания. В этом процессе участвуют владельцы смежных земель. По результатам главой муниципалитета принимается решение.

Построить что-либо на земле или провести реконструкцию объекта не получится, пока ВРИ не будет соответствовать правилам застройки и использования земли. Если подобные правила не утверждены, для изменения вида также собираются публичные слушания. Они не потребуются, когда уже имеется принятый проект планировки территории.

Выдача разрешения – это не обязанность властей, а право. Поэтому Вам могут отказать без объективных причин. Во многом, решение муниципалитета зависит от главы и того, насколько грамотно оформлены бумаги, имеются ли разрешения и согласованы ли Ваши действия с другими службами.

Как гарантировать изменение разрешенного использования?

  1. Убедитесь, что пожелания по будущим способам эксплуатации земли соответствуют генплану, зонированию территории, а также местным правилам застройки и землепользования.
  2. При наличии поблизости таких линейных объектов, как линии электропередачи или специальной связи, газопроводы и т.д., изменить ВРИ будет гораздо сложнее.
  3. Если на участке расположены водоохранные или природоохранные зоны, а также объекты исторического и культурного наследия, придется проводить дополнительные согласования.
  4. Планируете возводить на участке крупные коммерческие или промышленные объекты – подготовьте подтверждение наличия финансов для подобных работ.
  5. Не стоит забывать и о соответствии санитарным нормам. Однако главным гарантом смены разрешенного использования является обращение в нашу компанию.

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка - это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.

Зачем менять ВРИ?

Разрешенный вид использования - это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.

В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:

  1. Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
  2. Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
  3. Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.

Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.

На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:

  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.

Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?

Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами. Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.

Порядок изменения ВРИ

Этап 1: подготовка документов

Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.

Помимо этого потребуются:

  1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
  2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
  3. Если землевладелец - юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
  5. Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
  6. Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
  7. Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
  8. Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
  9. Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.

Этот перечень - основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.

В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере - нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

Этап 2: получение решения

После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ. Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме. Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.

Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН . При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.

Этап 3: внесение изменений в ЕГРН

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Как быстро изменить ВРИ?

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто - обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

Современное российское законодательство о земле не дает четкого определения понятию вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка. Однако именно оно обуславливает правовой режим земли, а также характеризует ее рациональное использование по категориям земельных ресурсов РФ.

С практической же точки зрения – вид участка земли прямо влияет на его стоимость как кадастровую, так и рыночную, либо на величину арендной платы за этот участок.

Кроме того, суть одного из требований земельного законодательства (см. пункт 2 статьи Кодекса) заключается в использовании земли строго по целевому назначению. Невыполнение этого требования чревато административной ответственностью и другими малоприятными последствиями.

Юридически грамотный землевладелец не нарушит правовой режим своего участка земли, если изучит все виды его разрешенного российским законодательством использования.

Как установить и при необходимости изменить на более подходящий ВРИ?

В самых общих чертах – нужно выяснить требования законодательства по этому вопросу в отношении интересующего вас земельного участка.

В связи с новым этапом земельной реформы в России, начатым в 2012 году, к настоящему моменту любое муниципальное образование должно иметь актуальные Правила землепользования и застройки (далее – ПЗиЗ), обеспечивающие территориальное зонирование.

ВРИ земельного участка прописаны в градостроительном регламенте в составе ПЗиЗ и зависят от принадлежности земли к определенной территориальной зоне (статьи 34 и 35 Кодекса).

Важно: уточните наличие ПЗиЗ в интересующем вас муниципальном образовании.

В целом по стране, работа по подготовке и утверждению этого документа практически завершена. Однако, есть и исключения, и самым ярким из них является город Москва. По состоянию на 14 июля 2015 г., утвержденный проект ПЗиЗ г. Москвы отсутствует. Если ПЗиЗ не утверждены, процедура изменения ВРИ участка земли будет иной.

Виды разрешенного использования могут быть:

  1. Основными.
  2. Условно разрешенными.
  3. Вспомогательными (дополняют первые два вида, и возможны только вкупе с ними).

Вся эта информация по конкретному участку земли в обязательном порядке (подпункт 2 пункта 1) указывается в составе его градостроительного плана (ГПЗУ). Также ее можно получить в виде выписки из ПЗиЗ, или справки о зонировании, в аналогичном порядке.

Получение ГПЗУ и выяснение ВРИ

  1. Подаем заявление в орган местного самоуправления по месту расположения участка – о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), пункт 17 Кодекса. Подать такое заявление может собственник, равно как и арендатор, или любое другое заинтересованное лицо.
  2. Местная администрация подготавливает и утверждает ГПЗУ – не позднее 30 дней с момента получения заявления, и без взимания платы.
  3. Получаем ГПЗУ и в графе № 2.1 «Информация…» находим сведения обо всех – основных, условно разрешенных и вспомогательных – ВРИ данного участка земли.

Важно: обоснование целей истребования ГПЗУ не требуется. Подготовка ГПЗУ – обязанность местной администрации, законодательно закрепленная законом.

Вся информация, необходимая для заполнения ГПЗУ, должна собираться администрацией самостоятельно, в порядке информационного межведомственного взаимодействия ее различных структур. При попытках запроса иных документов (за исключением самого заявления о выдаче ГПЗУ), обращайтесь в прокуратуру.

Форма ГПЗУ утверждена в 2011 г. Приказом Минрегиона РФ, а полный перечень ВРИ земель можно увидеть в Классификаторе, утвержденном в 2014 г. Приказом Минэкономразвития России. Оба этих документа можно найти в общем доступе любой правовой базы данных, но только в нерабочее время, либо заказать электронную версию документа на свой адрес электронной почты.

Как выбрать и изменить ВРИ?

Располагая всей информацией, правообладатель участка (будь то его собственник, или арендатор), вправе выбрать любой ВРИ земельного участка из списка основных и вспомогательных ВРИ, допустимых для него. Достаточно просто подать заявление в Комиссию при администрации по месту нахождения земельного надела.

Сведения о принятом решении передаются в кадастровую палату местной администрацией в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя. Никаких действий со стороны заявителя для этого не требуется. Останется только получить свидетельство о госрегистрации права с выбранным вами ВРИ участка земли.

Как изменить?

Теоретически сделать это будет просто при выполнении двух условий (см. пункт 3 статьи Кодекса):

  1. В муниципальном образовании существуют утвержденные ПЗиЗ (а точнее – градостроительный регламент в составе ПЗиЗ).
  2. Присутствие необходимого ВРИ участка земли в перечне ВРИ для конкретного участка (см. выписку из ПЗиЗ или ГПЗУ).

На практике же, в законе масса недоработок, ведущих ко множественным судебным спорам. Ознакомьтесь с судебной практикой.

Несоблюдение законодательно закрепленных процедур на любой стадии процесса, может позднее повлечь за собой отмену вынесенного решения – как в порядке прокурорского надзора, так и в порядке самоконтроля местной администрации.

Обязательно поинтересуйтесь стоимостью этой процедуры. Например, Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 г. № 593-ПП, в отдельных случаях предусмотрен более чем внушительный размер платы за изменение ВРИ земли.

Меняем вид участка земли из перечня основных и вспомогательных ВРИ (статьи 30 и 37 Кодекса):

  1. Подаем заявление в Комиссию (см. пункт 3 указанной статьи) при администрации по месту нахождения земли – о предоставлении выписки из ПЗиЗ на участок земли, с указанием его кадастрового номера. Примерную форму такого заявления можно найти в сети, либо воспользоваться формой Комиссии.
  2. Убеждаемся в возможности смены вида участка (см. Классификатор и полученную выписку, или ГПЗУ, если таковой имеется).
  3. Самостоятельно выбираем нужный ВРИ (кроме условно разрешенного) из всего перечня ВРИ участка, предусмотренных ПЗиЗ.
  4. Подаем заявление в кадастровую палату об изменении одного ВРИ участка земли на другой, вновь выбранный. Вместе с заявлением подается выписка из ПЗиЗ (см. пункт 1) и .
  5. Получаем в кадастровой палате кадастровый паспорт участка с новым ВРИ земли. Этот документ необходим для оформления всех видов сделок с землей.
  6. Получаем в Росреестре свидетельство о государственной регистрации права с измененным ВРИ земельного участка.

Важно: право изменения ВРИ, несомненно, принадлежит его правообладателю. Теоретически это может быть как собственник, так и арендатор. Однако на практике арендатор не всегда вправе самостоятельно изменять ВРИ земельного участка.

Чтобы арендатор имел возможность регистрировать изменения объекта недвижимости (чем и является по сути изменение ВРИ участка земли), срок действия договора аренды должен превышать пять лет. В ином случае, кадастровая палата откажет вам в регистрации изменения ВРИ участка земли. Подробнее – см. статью 450 Кодекса, пункт 3 статьи 20 ФЗ и Определение ФАС РФ.

Процесс получения разрешения на условно разрешенный вид земли носит публичный характер. Решение выносит глава местной администрации.

Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)


По итогам слушаний, комиссией подготавливается протокол, фиксирующий предложения и замечания участников слушаний. На его основе готовится заключение комиссии о результатах слушаний. Заключение должно быть обязательно опубликовано в официальном порядке и (если это возможно) размещено в интернете на официальном сайте муниципального органа.

Комиссия готовит свои рекомендации – выдать разрешение, либо обоснованно отказать в выдаче разрешения. Документ направляется главе местной администрации. Принятие же окончательного решения – прерогатива главы местной администрации. Принимается оно в трехдневный срок, публикуется в аналогичном порядке (см. п. 4). Обжалование решения возможно в судебном порядке.

Сроки организации и проведения слушаний строго ограничены законодателем, и не могут быть нарушены. В целом, с момента начала работы по организации слушаний до момента опубликования заключения комиссии не может пройти срок более 1 месяца.

Важно: расходы по организации и проведению слушаний несет заявитель.

При необходимости изменения границ населенных пунктов (статья 84 Кодекса) применяется статья 4.1 ФЗ. Она требует публичности и согласования с региональным и (по ситуации) федеральным органом исполнительной власти.

При переводе участка земли из одной категории в другую (поскольку это влечет за собой изменение вида его разрешенного использования) руководствуемся Земельным кодексом РФ и соответствующим Федеральным законом.

Из соображений охраны земельных ресурсов страны и их целевого использования, в отношении целого ряда земель смена категории в принципе невозможна, либо допускается в исключительных случаях.

Препятствием в этом вопросе может стать, к примеру, отнесение земли к категории:

  1. Особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий – поскольку такое решение принимается каждым субъектом РФ самостоятельно.
  2. Лесного фонда – их запрещено предоставлять гражданам для дачного хозяйства, садоводства, огородничества.

Кроме того, существуют земли, к которым не относится действие градостроительных регламентов (пункты 4 и 6 Кодекса). Для этих земель определение и изменение ВРИ осуществляется (пункт 5 указанной статьи) уполномоченными органами исполнительной власти (федерального, регионального или местного уровня) в соответствии с федеральными законами. Однако порядок реализации этого принципа в законе четко не прописан.

  1. Учитывайте возможные ограничения и прямые законодательные запреты на смену ВРИ земельных участков некоторых категорий.
  2. Обязательно уточняйте наличие ПЗиЗ.
  3. Внимательно ознакомьтесь с содержанием Классификатора вида и перечнем ВРИ конкретного земельного участка.

Помните, что сейчас законодательство в этом вопросе переживает бурный период становления, поэтому будьте внимательны к его изменениям, и относитесь критически к необоснованным требованиям исполнительных органов власти.

Получите ответ юриста за 5 минут


Top