Разработка проекта зон охраны окн. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Председатель Правительства Российской Федерации

В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемое Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Зубков

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

2. На сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

3. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

4. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.

5. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

6. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пунктах 10-12 настоящего Положения.

7. Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия включают в себя:

а) сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

б) отчет о проведенных историко-культурных исследованиях;

в) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;

г) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон выявленных объектах культурного наследия;

д) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;

е) сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;

ж) иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.

8. Состав и содержание материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, определяются на основании историко-культурных исследований.

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории исторического поселения, указанные в подпунктах "в", "г" и "д" пункта 7 настоящего Положения, могут быть представлены в виде содержащего соответствующие сведения историко-культурного опорного плана или его фрагмента.

9. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия дает методические разъяснения по проведению историко-культурных исследований, подготовке материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия.

10. Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

г) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

д) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

е) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

11. Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

г) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

е) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

ж) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

12. Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства;

б) обеспечение пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий;

в) сохранение гидрологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

г) сохранение и восстановление сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

13. Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

14. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.

15. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по согласованию с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает нормативным правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон. При этом границы зоны охраняемого природного ландшафта, а также конкретные требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах данной зоны подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

16. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

17. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

18. Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

19. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

20. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

21. В случае если в пределах территорий зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия.

22. В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения.

23. В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

24. При отнесении объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия, к памятникам истории и культуры ранее утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон подлежат необходимому уточнению в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения.

25. Расположенные в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными режимами использования земель или градостроительными регламентами (за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия).

Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.

Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренными режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия.

26. Правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.

27. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе оспорить в судебном порядке решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в случае несоответствия проекта зон охраны объекта культурного наследия законодательству Российской Федерации.

28. Изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением.

29. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"

В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Положение
о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

2. На сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

3. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

4. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

5. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

6. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.

7. Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия включают в себя:

а) сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

б) отчет о проведенных историко-культурных исследованиях;

в) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;

г) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон выявленных объектах культурного наследия;

д) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;

е) сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;

ж) иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.

8. Состав и содержание материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, определяются на основании историко-культурных исследований.

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории исторического поселения, указанные в подпунктах "в", "г" и "д" пункта 7 настоящего Положения, могут быть представлены в виде содержащего соответствующие сведения историко-культурного опорного плана или его фрагмента.

9. Министерство культуры Российской Федерации дает методические разъяснения по проведению историко-культурных исследований, подготовке материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия.

10. Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

г) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

д) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

е) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

ж) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

з) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

11. Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

г) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

е) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

ж) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

12. Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства;

б) обеспечение пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий;

в) сохранение гидрологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

г) сохранение и восстановление сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

13. Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

14. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.

15. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия , и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает нормативным правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон. При этом границы зоны охраняемого природного ландшафта, а также конкретные требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах данной зоны подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

16. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

17. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

18. Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

19. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

20. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

21. В случае если в пределах территорий зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия.

22. В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения.

23. В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

24. При отнесении объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия, к памятникам истории и культуры ранее утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон подлежат необходимому уточнению в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения.

25. Расположенные в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными режимами использования земель или градостроительными регламентами (за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия).

Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.

Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренными режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия.

26. Правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.

27. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе оспорить в судебном порядке решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в случае нарушения установленного порядка принятия такого решения и (или) несоответствия проекта зон охраны объекта культурного наследия законодательству Российской Федерации.

28. Изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением.

При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

29. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, предоставляется по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.

Согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти осуществляется до проведения публичных слушаний.

30. При исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации решение об утверждении границ его зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон утрачивает силу в отношении этого объекта культурного наследия.

При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах зоны охраны другого объекта культурного наследия, режим использования земель или градостроительный регламент, утвержденный в границах данной зоны, устанавливается в пределах территории исключенного объекта культурного наследия.

При принятии решения об отказе включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия, расположенный в границах зоны охраны объекта культурного наследия, в пределах территории такого выявленного объекта культурного наследия устанавливается режим использования земель или градостроительный регламент, утвержденный в границах данной зоны.

Памятники природы и культуры нуждаются в полноценной охране со стороны общества и государства. Только в таком случае они могут предстать перед потомками, быть гордостью народа. Конечно, такая охрана должна регулироваться именно на государственном уровне. В Российской Федерации есть несколько важных законодательных актов, посвященных именно охранным зонам объектов культурного наследия. Мы разберем эти документы, выделив особенности данных зон, их классификацию, требования законодательства.

Регулирующие законодательные акты

Положения об охранных зонах объектов культурного наследия включают в себя следующие акты:

  • ФЗ № 73 (опубликован в 2002 году, последняя редакция - август 2018 года) "Об объектах культурного наследия РФ". В частности, ст. 34.
  • Постановление российского Правительства № 972 "Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ".

Дополнения в эти акты вносились данными федеральными законами:

  • ФЗ № 342 (2018).
  • ФЗ № 315 (2014).

Далее в материале мы на основе вышеперечисленных документов разберем важные определения, введем классификацию охранных зон. Кроме того, данные законодательные акты содержат в себе информацию о составлении проектов, характеристике режимов, что также важно представить читателю.

Что это?

Прежде всего приведем определение.

Зона охраны объектов культурного наследия - определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается спецрежим использования участков земли. Он призван ограничить хозяйственную деятельность и полностью запретить строительство на данной территории.

Исключение - применение особых мер, которые направлены на сохранение, реконструкцию, регенерацию природной, исторической, градостроительной зоны объекта природного наследия.

Кроме того, в статье будут использоваться близкие, но не идентичные вышеуказанному понятия:

  • Зона регулирования хоздеятельности и застройки - территория, в границах которой будет установлен режим эксплуатации земель, ограничивающий хоздеятельность и строительные мероприятия. Он также определяет требования к реконструкции уже существующих сооружений и зданий.
  • Зона природного охраняемого ландшафта - территория, в границах которой будет установлен спецрежим использования земель, как сужающий, так и запрещающий строительство, хоздеятельность, реконструкцию существующих сооружений в целях сохранения уникального природного ландшафта. Последним могут считаться долины рек, леса, водоемы, местность, композиционно связанная с культурно значимым объектом.

Исходя из этого можно составить классификацию.

Разновидности

Охранные зоны объектов культурного наследия обустраиваются с целью обеспечения сохранности последних. Они устанавливаются в исторической среде объекта, непосредственно на сопряженной с ним местности. Зоны охраны могут быть трех разновидностей:

  • Охранная зона объекта культурного наследия.
  • Зона регулирования застроек и различной хоздеятельности.
  • Зона природного охраняемого ландшафта.

Нужный состав защищаемых территорий определяется проектом охранных зон объектов культурного наследия.

Чтобы одновременно обеспечить охрану нескольких культурных, природных объектов, расположенных рядом друг от друга, допускается создание для них охранной единой зоны. Что в нее может входить? Те же самые виды:

  • Единая зона охраны объектов культурного наследия.
  • Единая зона регулирования хозяйственной деятельности, застроек.
  • Единая зона природного охраняемого ландшафта.

Состав такой объединенной зоны определяется проектом объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Переходим к следующей теме.

Основа для разработки проектов

Разберем теперь разработку охранных зон объектов культурного наследия. Она может проводится как физическими, так и юр. лицами на основе данных архитектурных, исторических, архивных исследований, с учетом информации из государственного кадастра недвижимости.

Состав такой зоны определяется на основе проекта зон охраны объектов культурного наследия. Он опирается на материалы архитектурно-исторических исследований, которые в полной мере обосновывают его.

Данные культурных, исторических исследований формируются на базе следующей информации:

  • Опорный культурно-исторический план того населенного пункта, города, на землях которого находится культурно значимый объект (либо его фрагмент или целая группа объектов).
  • Сведения о выявленных объектах, относящихся к культурному наследию, их установленных территориях, которые расположены в границах проектируемой защитной зоны.
  • Материалы уже разработанных проектов охранных зон вокруг культурно значимых объектов, находящихся как в границах конкретного поселения, так и на межселенных территориях.
  • Материалы визуального, ландшафтного анализа композиционной связи объекта культурного наследия (или их группы) с ландшафтным окружением, окружающей застройкой.
  • Иные данные, что необходимы для составления и обоснования проекта.

Проведение разработки проектов

Разработка проектов охранных зон и других субъектов РФ, а также историко-архитектурные исследования, обосновывающие их, - направления федеральных и региональных целевых программ РФ. В числе всего прочего они предусматривают мероприятия по сохранению, популяризации, гос. охране и использованию памятников природы и культуры.

Разработка данных проектов также может вестись и по инициативе (и за счет финансов) муниципальной власти, владельцев или непосредственных пользователей данных культурно значимых объектов. А также правообладателей земельных наделов, каким-то образом связанных с памятниками природы и культуры.

Разработку проектов постоянных и временных охранных зон объектов культурного наследия также инициирует российское Министерство культуры, органы госвласти субъектов федерации, структура местного самоуправления.

Министерство культуры РФ также обязано давать методические рекомендации по заготовке материалов, что ложатся в основу проектов охранных зон вокруг памятников природы и культуры. Эта же структура определяет согласование проектов тех или иных объектов культурного наследия с органами гос. власти, обеспечивающими их (памятников) охрану.

Проект и границы зоны

Теперь еще одно важное понятие. Проекты зоны охраны памятника культуры или природы (или объединенной зоны) - это текстовая документация, а также информация, представленная в виде карт, схем, которая формирует полное представление о границах охраняемой территории. Обязательно перечисление режимов эксплуатации земель в этой зоне, а также предписаний градостроительных регламентов в пределах данной территории.

Границы охранной зоны объектов культурного наследия - это линии, что обозначают территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать негативное влияние (как прямое, так и косвенное) на сохранность памятника культуры или природы в его естественной среде.

Обозначение данных линий, а также координат опорных точек границ охранных зон на схемах и картах должно однозначно определять пределы охраняемых территорий. Точность выведена до нормативов, характерных для государственного кадастра недвижимости.

Важно отметить, что границы охранных зон вокруг памятников культуры и природы могут не совмещаться с границами земельных участков, границами иных территориальных объектов.

Режим для охранной зоны

По закону об охранных зонах объектов культурного наследия вводятся следующие ограничение на эксплуатацию земельных участков, требования к градостроительству на данной территории:

  • Запрет на возведение объектов капитальной застройки. То есть на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. Исключение - применение спецмер, направленных на регенерацию, восстановление природной, исторической, градостроительной зоны объекта, воссоздание или восстановление его полностью/частично утраченных составляющих, характеристик.
  • Ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (либо ее частей), что может изменить размеры, пропорции, параметры этих объектов, предполагает использование иных стройматериалов, цветовых решений, особенностей дизайна малых строений.
  • Сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты.
  • Гарантирование визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде. Это также включает в себя обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек.
  • Соблюдение всех требований по охране окружающей природной среды, которые гарантируют сохранность объекта в его естественном историческом и ландшафтном окружении.
  • Иные требования, что определяют сохранность памятника культуры.

Режим для зоны ограничения застройки и хоздеятельности

Требования к режиму зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки будут немного отличны от требований к режиму охранной зоны вокруг памятников природы и культуры. Рассмотрим и эти предписания:

  • Ограничение строительства до той степени, что необходима для сохранности культурно значимого объекта в его исконной исторической среде. Ограничение также распространяется на параметры, пропорции и размеры объектов капитальной застройки/их частей, использование определенных стройматериалов и цветовых решений.
  • Ограничение капремонта, реконструкции объектов капитальной застройки, если работы связаны с изменением их форм, пропорций, размеров, параметров, применененим иных стройматериалов и цветовых решений.
  • Гарантирование визуального восприятия посетителями памятника природы или культуры в его исконной ландшафтной, исторической среде.
  • Ограничение хоздеятельности до той степени, при которой она не будет негативно влиять на объект.
  • Сохранение качества природной окружающей среды до той степени, при которой становится возможной сохранность памятника природы или культуры.
  • Соблюдение всех предписаний по охране окружающей среды, что могут в определенной мере способствовать сохранению культурно важного объекта для будущих поколений.
  • Иные требования, исключающие влияние негативных факторов на памятник.

Режим для зоны природного охраняемого ландшафта

Режим для данной территории обязательно составляется с учетом данных предписаний:

  • Запрет строительства объектов капитальной застройки, ограничение хоздеятельности, запрет на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (капитальной застройки),в целях сохранения/восстановления связи памятника природы или культуры с окружающим ландшафтом. Последний включает в себя речные долины, водоемы, открытые пространства и леса. Исключением будет лишь возведение малых строений, работы по общему благоустройству территории.
  • Поддержание того качества окружающей среды, которое необходимо для сохранения, регенерации защищаемого природного ландшафта.
  • Сохранение исторически характерных в природном охраняемом ландшафте соотношений закрытых и открытых пространств с целью целостности восприятия культурно значимого объекта в его исконной природной, исторической среде.
  • Соблюдение требований по охране окружающей среды, способных обеспечить сохранность защищаемого природного ландшафта в его естественном окружении.
  • Иные требования, что обеспечивают сохранность, регенерацию охраняемого памятника культуры или природы.

Согласование с Министерством культуры

Чтобы ввести на определенной территории какой-либо из перечисленных режимов, а также установить границы окружающих зон, требования к различным градостроительным регламентам, подготовленный проект обязательно согласовать с Министерством культуры РФ. Для этого уполномоченный в области госохраны памятников, объектов культурной значимости предоставляет туда следующую документацию:

  • Проект правового акта, который утверждает границы охранной зоны, объекта, режим, применяемый на данной территории, предписания касательно градостроительных регламентов.
  • Проект зоны охраны памятника природы или культуры.
  • Данные об итогах рассмотрения вышеуказанных проектов либо учреждениями исполнительной власти какого-либо из российских субъектов, либо уполномоченным в сфере госохраны культурно значимых объектов народов РФ.
  • Заключение историко-культурной государственной экспертизы.

Решение об установлении зон и прекращении их существования

Еще один важный вопрос. Кто же полномочен установить защитную зону объекта культурного наследия? Здесь выделяется несколько ответственных органов:

  • Решение как об установлении, так и об изменении защитной зоны культурно значимого объекта народов РФ, относящегося к особо ценной категории, внесенного в Список всемирного наследия принимается и утверждается федеральным органом охраны данного рода объектов. Он вводит требования к градостроительным инструкциям в пределах этих территорий, утверждает их на основании проектов таких охранных зон.
  • Решение о прекращении существования охранных зон таких объектов (ценных, имеющихся в Списке всемирного наследия) принимается также федеральным органом, отвечающим за охрану объектов культурного значения.
  • Решение как об установлении, так и изменении защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (не входящего в перечень особо ценных, а также в Список) вводится силами субъекта РФ. Однако это решение должно быть согласовано с вышестоящими федеральными структурами.
  • Если это культурный объект местного (муниципального значения), то решение о создании, изменении для него охранных зон принимается по законам субъекта РФ. Тех, в границах которых он расположен.
  • Решение о прекращении существования охранных зон объектов культурного наследия регионального значения, не включенных в Список всемирного наследия, не относящихся к особо ценным, принимается также государственной властью субъекта федерации.
  • Зона охраны памятника природы или культуры может прекратить существование и без принятия ответственных решений. Однако возможно это лишь в одном случае: когда культурно значимый объект был исключен из всероссийского государственного единого реестра памятников природы и культуры народов РФ.
  • Утверждение зон охраны объектов культурного наследия происходит не позднее чем спустя 2 года после того, как памятник, территория были включены в вышеуказанный единый реестр. Этот пункт Положения был введен сравнительно недавно - 3.08.2018.

Подведем итоги рассмотрения законодательных актов. Утверждение, изменение, прекращение существования охранных зон, оберегающих объекты культурного наследия от разрушения, регулируется в России на уровне государства - федеральных, региональных, местных органов власти. Для введения защитной зоны вокруг какого-либо памятника природы или культуры обязательна подготовка содержательного проекта. Он должен определять режим, границы, требования к градостроительному регламенту касательно данной территории.

 Формирование зон охраны объекта культурного наследия регионального значения

А.А. Варламов заведующий кафедрой Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Р.А. Кириллов магистрант факультета «Кадастр недвижимости» федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, [email protected]

На территории Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия, в котором содержатся сведения о таких объектах. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, которая включает разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также установление требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места .

Установление зон охраны объекта культурного наследия является эффективной мерой предотвращения негативного воздействия человека и окружающей среды на такие объекты (см. ). При этом в исторической среде объекта культурного наследия могут быть установлены следующие зоны охраны:

Охранная зона;

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;

Зона охраняемого природного ландшафта .

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об охранных зонах таких объек-

тов также должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и быть отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Однако согласно статье 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2016 года, зоны с особыми условиями использования территорий исключены из объектов землеустройства (см. ). Одновременно Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к решению об установлении такой зоны являются сведения о границах зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрены разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон . Однако в соответствии письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 9 марта 2016

года № 19-исх/02901-СМ/16 до установления российским законодательством формы документа, в том числе до утверждения соответствующей ХМЬ-схемы, необходимо использовать в качестве документа, содержащего в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы зоны и иные ее характеристики и направляемого в орган кадастрового учета, карту (план) объекта землеустройства, в том числе ХМЬ-схему, используемую для формирования ХМЬ-документа карты (плана) объекта землеустройства, утвержденной приказом Росреестра. При этом заполнение указанного документа в отношении зоны с особыми условиями использования территории целесообразно осуществлять по аналогии с заполнением такой карты (плана), составленной в отношении объекта землеустройства, за исключением сведений о сдаче документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (см. ). Подготовка такой документации в отношении зон охраны возможна только на основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия, что также затрудняет внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и может привести к тому, что всем заинтересованным участникам земельных отношений может быть нанесен ущерб из-за отсутствия такой информации в государственном кадастре недвижимости.

Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон . Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в зависимости от значения памятника.

По результатам анализа основных нормативных правовых актов, регулирующих формирование зон охраны объектов культурного наследия, авторами были выявлены и обобщены этапы установления зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

Этап 1. Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия

Такое решение принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом инициировать проведение работ могут как органы местного самоуправления, так и собственники или пользователи объектов культурного наследия, правообладатели земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия .

Этап 2. Разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия

Разработка проектов таких зон может проводиться как за счет федеральных и региональных целевых программы, так и за счет средств инициатора разработки проекта зон охраны (см. ). Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами, учреждениями, компетентными в области изучения и реставрации памятников, на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии .

При разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия осуществляются следующие работы:

Предварительное изучение объекта культурного наследия;

Разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны;

В проекте должны содержаться проект-

ные материалы по определению зоны охраны объектов культурного наследия, проект установления режимов использования земель и градостроительные регламенты .

Проект зоны охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах таких зон .

Этап 3. Утверждение границ зоны охраны

На основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зоны охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, в соответствии с правилами организации документооборота осуществляет учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением таких зон (см. ).

Этап 4. Учет сведений о границах зоны охраны объекта культурного наследия

Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости . Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зоны охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности .

Исходя из изложенного, на основании методики установления зон охраны и учитывая роль проектирования в выявленных авторами настоящей статьи этапах, рассмотрим порядок разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, где жил П.А. Флоренский». Выбранный объект исследования расположен в Сергиево-Посадском районе Московской области, находится в собственности Сергиево-Посадского муниципального района и передан Фонду науки и православной культуры священника Павла Флоренского в безвозмездное пользование для осуществления уставной деятельности сроком на десять лет.

Проект зоны охраны объекта культурного наследия состоит из трех основных частей.

1. Визуально-ландшафтный анализ. При проведении этого анализа выполняются

Сечение 3

краеведческий музей

сечение 2

Сшнция скорой помощи

Библиотека им. Розанова

5 7 9 11 13/24 Пионерский пер. Л Н

Барские полати

сечение 1

Рис. 1. Метод лучевых сечений при проведении визуально-ландшафтного анализа

работы по определению взаимосвязи объекта культурного наследия и окружающей среды с использованием метода лучевых сечений. Бассейн видимости объекта культурного наследия составляет 185 метров. Для определения возможных высотных габаритов объектов нового строительства был использован метод лучевых сечений (рис. 1). По итогам анализа были сделаны следующие выводы:

Цветовые решения исторической застройки - белый кирпич, белые, розовые, бежевые, серые пастельные цвета;

Для этого участка необходимо ввести запрет на использование ярких цветовых решений в больших массах;

Для объектов нового строительства необходимо принятие в основном нейтрального силуэта;

Следует ввести запрет доминантных элементов в завершениях сооружений.

2. Историко-культурный анализ территории. При проведении этого анализа были выполнены следующие работы:

1) предварительные работы;

2) разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны объектов культурного наследия:

Анализ историко-культурных характеристик территории исследования;

Анализ действующей градостроительной документации.

По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

В настоящее время здание находится в аварийном состоянии и нуждается в срочной консервации и реставрации;

Историческая территория памятника идентифицируется;

Цель создания проекта границ территории, зоны охраны и их режимов использования - обеспечить физическую сохранность и визуальное восприятие объекта культурного наследия, в том числе предметов его охраны;

Территория объекта культурного наследия должна обеспечивать сохранность и возможность восстановления и реставрации предмета охраны объекта культурного наследия, а зоны охраны - визуальное восприятие и техническую сохранность всего объекта культурного наследия.

3. Разработка материалов проекта зон охраны объектов культурного наследия, в том числе предложений по режимам использования земель (см. ). Проектом предполагается несколько зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ - на схеме, представленной на

Кадастровые номера земельных участков, расположенные в зонах охраны объекта

культурного наследия

Наименование зоны Кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах зоны

Территория объекта культурного наследия Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070406:2682

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110201:2167

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:105 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:78 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:69

Участок охранной зоны Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:79139

ЭнУ »1 краеведческий музей

Пионерский пер.

Краснофлотски ул.

Станция скорой помощи

Барские полати

Рис. 2. Зона охраны объекта культурного наследия - дома проживания П.А. Флоренского

рисунке 2). Одна из них расположена на юго-западе от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-1), вторая - на западе (ЗРЗ-2), а третья - на северо-востоке от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-3) (см. табл.).

Также авторами был проведен расчет стоимости разработки проекта зоны охраны объектов культурного наследия на основе методики определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу и сборника базовых цен на работы по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия . Стоимость работ определяется посредством интеграции базовых

цен, рассчитанных по состоянию на 1 января 2000 года, на отдельные виды операций. Данные, представленные в методике и сборнике, были актуализированы и дополнены недостающими, на наш взгляд, коэффициентами.

Стоимость выполнения работ в текущих ценах рассчитывается на основе базовых цен по следующей формуле:

Сеа(Т) = Цб(2000) Х Кр Х Кпер Х П К"

где Сва(Т) - стоимость работ по визуально-ландшафтному анализу одного объекта в текущих ценах;

Кр - коэффициент полноты содержания работы;

Кпер - коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен 1;

ПК - произведение корректирующих

коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Существенными недостатками для представленных методики и сборника, по нашему мнению, являются необходимость ежегодного пересчета базовых цен, актуализация информации по проводимым работам, необходимость пересчета базовых цен на отдельные виды операций в цены 2000 года.

Мы предлагаем рассчитывать стоимость работ не по базовым ценам, а по коэффициентам к кадастровой стоимости земельного участка и объекта культурного наследия, расположенного на этом земельном участке.

Кадастровая стоимости объекта культурного наследия рассчитана нами по следующей формуле:

С = С* К х Кх К х К х (1 + К / 100) х х К х К х К,

"ХИЗ "ХСК К"

где СС - стоимость нового строительства;

КЗ - коэффициент территориальной зоны;

КМ - коэффициент материала строительства;

КВС - коэффициент времени сооружения здания памятника;

КНЖ - коэффициент качества нежилого помещения;

КИС - коэффициент историчности;

КИЗ - коэффициент износа;

КСК - коэффициент учета проведенных

работ по сохранению объекта культурного наследия;

КК - коэффициент учета категории объекта культурного наследия.

Здания-памятники тесно связаны с нематериальным активом, который всегда накладывает определенные права на недвижимость - сервитут (см. ). Следует понимать, что понятие наиболее эффективного использования для этих объектов несколько иное по причине большей полезности подобных объектов для общества в целом. Эти нематериальные активы могут формировать и как ценопонижающие факторы (сервитуты и обязательства), и как ценоповышающие (престижность владения).

В предложенной нами методике расчета стоимость работ по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в текущих ценах рассчитывается на основе коэффициентов по формуле:

c = т(с +с)к

т кад.зем. кад.об.) л"

где Ст - стоимость работ для одного объекта;

Скадзем - кадастровая стоимость земельного участка, отнесенного к объекту культурного наследия;

Скадоб - кадастровая стоимость исследуемого объекта культурного наследия;

Kn - корректирующий коэффициент, учитывающий усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Главная отличительная особенность предлагаемой нами методики - использование для расчета стоимости работ коэффициентов, а не базовых цен. Коэффициенты позволяют определить, какую часть от

1 Коэффициент принят в соответствии с приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1 «Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ» .

кадастровой стоимости составляет тот или иной вид работ.

Охрана объектов культурного наследия приобретает все более и более важное значение. Установление зон охраны объекта культурного наследия во многом может способствовать выявлению, восстановлению, сохранению и использованию памятников истории и культуры, вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственную и туристскую деятельность.

В отсутствие учета таких объектов нарушается культурная связь поколений, снижается воспитательная роль культурного наследия страны и отдельных населенных пунктов. Учет объектов культурного наследия будет способствовать повышению исторической ценности территорий, кадастровой и рыночной стоимостей прилегающих территорий и самого объекта, позволит расширить круг кадастровых действий.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2009 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ: приказ Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О направлении позиции: письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 марта 2016 года № 19-исх/02901-СМ/16. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Антропов Д. В. Зоны с особыми условиями использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // Проблемы и перспективы со-

временного эффективного землепользования: сборник научных трудов. М. : Государственный университет по землеустройству, 2013.

13. Варламов А. А. Система государственного и муниципального управления: учебник. М. : Государственный университет по землеустройству, 2014.

14. Варламов А. А, Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости. М. : КолоС, 2012.

15. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 1. «Теоретические основы системы землепользования».

16. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 2. «Формирование и обоснование объектов системы землепользования».

17. Варламов А. А. Теоретические и методические положения установления об-ременений земельных участков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Варламов, В. Х. Улюкаев, С. А. Гальченко, Г. В. Ломакин, Б. Б. Раль-дин, Е. Ю, Барановская. М. : Государственный университет по землеустройству, 1995.

18. Варламов А. А, Антропов Д. В. Зони-

рование территорий. М. : Форум, 2016.

19. Методика определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы МРР-3.2.37.04-14: утверждена Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов в 2014 году. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

КонсультантПлюс: примечание.

Зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до 04.08.2018 установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2022.

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

2. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.


Top