Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета. Гособоронзаказ: законодательный нонсенс Выполнение государственного оборонного заказа

1. Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе:

1) предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта;

2) предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта;

3) устанавливать меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

4. Кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, исполнителям, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

"Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование".

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

Краткое резюме дискуссии
  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

  • Если мы за свои деньги купим иностранную продукцию, нужно согласовывать иностранного поставщика?

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторин г» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко .

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Оборонный заказ. Государственный оборонный заказ предусматривает поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны.

Оборонный заказ формируется на основе положений военной доктрины РФ, федеральной программы производства вооружения и военной техники, других федеральных программ, мобилизационного плана, соглашений о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами.

В состав оборонного заказа могут включаться:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию вооружений и военной техники;

серийное производство, поставки, ремонт вооружений и военной техники;

работы в области военного сотрудничества РФ с иностранными государствами;

производство продовольственных и непродовольственных товаров;

строительство объектов для нужд обороны;

мобилизационная подготовка экономики;

производство комплектующих изделий для обеспечения

оборонного заказа.

Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием закона о федеральном бюджете. После подписания Президентом РФ основных показателей (количество поставляемой продукции, ее стоимость в целом и по этапам реализации, перечень государственных заказчиков, предполагаемые исполнители и др.) Правительство РФ утверждает оборонный заказ в полном объеме.

Оборонный заказ разрабатывается во взаимосвязи с формированием прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на соответствующий год. Минэкономики РФ доводит план-график работ по формированию оборонного заказа и необходимые методические материалы. Федеральные министерства и ведомства, выполняющие заказы на разработку, производство и поставку продукции (работ, услуг) в целях полдержания обороноспособности РФ, формируют предварительные заявки на финансирование работ и предложения по основным показателям оборонного заказа и направляют их в Минэкономики РФ. Они учитываются при разработке сценарных условий функционирования экономики и прогноза социальноэкономического развития РФ.

Минэкономики РФ и Минфином РФ совместно с Минобороны РФ доводятся заказчикам необходимые данные для разработки оборонного заказа. На их основе заказчики формируют заявки на финансирование работ, уточняют предложения по показателям оборонного заказа.

Проект основных показателей оборонного заказа формируется Минэкономики РФ, согласовывается с Минфином РФ и заказчиками и вносится в Правительство РФ. После одоления Правительством РФ основные показатели оборонного заказа доводятся заказчикам для подготовки ими предложений по проекту оборонного заказа. Минэкономики РФ анализирует предложения по проекту оборонного заказа, осуществляет их балансовую увязку с проектом федерального бюджета, ресурсными возможностями экономики страны, формирует проект оборонного заказа и вносит его после принятая Государственной Думой закона о федеральном бюджете в Правительство РФ.

Оборонный заказ формируется в пределах устанавливаемых федеральным бюджетом расходов на эти цели. Объемы финансирования по оборонному заказу на каждый год зависят от возможностей экономики страны.

Статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей.

Государственными заказчиками оборонного заказа выступают соответствующие федеральные органы исполнительной власти; государственным заказчиком вооружений и военной техники, НИОКР по их разработке может быть только федеральный орган, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования.

Государственный заказчик организует конкурсы по размещению оборонного заказа, согласовывает цену на продукцию (работы, услуги), заключает контракт на ее поставки, обеспечивает финансирование оборонного заказа, контролирует выполнение работ, расходование выделяемых средств, проводит государственные испытания опытных образцов вооружения и военной техники, утверждает документацию на их серийное производство.

Конкурс по размещению оборонного заказа проводится по всем видам продукции (работ, услуг), кроме работ по поддержанию мобилизационных мощностей.

Исполнителями оборонного заказа могут быть предприятия и организации независимо от форм собственности, имеющие лицензию на занятие соответствующим видом деятельности. Исполнитель участвует в конкурсе на получение оборонного заказа, проводит испытание опытных образцов, осваивает серийное производство.

Для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ предприятиям - изготовителям важнейших видов материально-технических ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже этих ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.

После прекращения работ по выполнению оборонного заказа исполнитель может ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности, обеспечивающие выполнение заказа, по согласованию с Правительством РФ.

Исполнитель оборонного заказа действует на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем. Примерные условия контракта на выполнение оборонного заказа определяются Правительством РФ. Государственный заказчик может предусматривать в контракте меры стимулирования выполнения оборонного заказа в дополнение к установленным нормативно-правовым актом.

Виды, размеры и порядок экономического стимулирования оборонного заказа определяются при разработке федерального бюджета Правительством РФ. Оно включает гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности продукции, индексацию средств в связи с инфляцией, авансирование (до 40%), льготное налогообложение и другие меры. Средства, выплачиваемые государственным заказчиком исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение оборонного заказа и авансирования работ.

Рентабельность при определении цен на работы, которые связаны с производством продукции военного назначения, предусмотренной государственным оборонным заказом, устанавливается на уровне не выше 25% к себестоимости. При выполнении работ в отношении продукции, не входящей в оборонный заказ, предельный уровень рентабельности не устанавливается.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1998г. №614 образована Межведомственная комиссия по государственному оборонному заказу. Она должна усилить координацию действий федеральных органов исполнительной власти по оптимизации расходов федерального бюджета при формировании и исполнении оборонного заказа.

Научные исследования.

В темпах освоения научно-технических и технологических достижений большая роль принадлежит государству. Для решения этой задачи оно может увеличить государственные заказы на научные исследования, поддержку вложения средств в наукоемкое, высокотехнологичное производство.

Развитие Российской науки в настоящее время осуществляется в соответствии с доктриной, утвержденной Указом Президента РФ от 13 июня 1996г. №884,

постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1995г. №360 о государственной поддержке науки и научно-технических разработок и другими нормативными актами. Государственный сектор науки включает основных исполнителей исследований, т.е. научные организации, способные продвигать свои достижения на отечественный и мировой рынок научно-технической продукции. Государственный заказ научных исследований формируется исходя из стратегии развития общества. Для этого Правительственная комиссия по научно-технической политике утверждает приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень технологий федерального уровня. Решением от 21 июля 1996г. № 2727 утверждены следующие приоритетные научные направления:

Фундаментальные исследования.

Информационные технологии и электроника.

Производственные технологии.

Новые материалы и химические продукты.

Технологии живых систем.

Транспорт.

Топливо и энергетика.

Экология и рациональное природопользование.

Каждое направление включает несколько критических технологий. Отобраны 70 критических технологий с учетом их влияния на качество жизни, конкурентоспособности, новизны материалов. Включение в общенациональный список критических технологий означает признание их значимости, большей вероятности финансирования за счет средств федерального бюджета. Этот перечень не отменяет ведомственных перечней технологий, необходимых для развития конкретной отрасли. Перечень может расширяться в зависимости от состояния научных заделов и интересов государства.

Поддержка приоритетных направлений осуществляется главным образом через федеральные целевые программы. По плану на 1999г. на эти цели выделено более 5,1 млрд руб.

При формировании государственного заказа фундаментальной науке используется механизм конкурсного отбора предложений ученых, потребителей продукции, товаропроизводителей. Проводится государственная экспертиза предложений по критериям: перспективность исследований, эффективность использования бюджетных средств, потребности рынка, обеспечение государственной безопасности и др. Формой организации прикладных исследований служат государственные научные центры. Объемы их финансирования жестко увязываются с выполнением работ по государственному заказу.

Северный завоз.

Около 60% территории страны в 27 субъектах РФ относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. На северные территории приходится подавляющая часть добычи нефти, газа, золота, алмазов; их доля в национальном доходе страны 20%. Северные регионы являются донорами федерального бюджета, внося в него в 3 раза больше, чем получая из бюджета.

Воспроизводство на Севере базируется на вывозе сырья и ввозе материальнотехнических и жизненно необходимых ресурсов, оно обходится при прочих равных условиях значительно дороже из-за сложных природно-климатических условий и неразвитости транспортных коммуникаций, других элементов инфраструктуры. Из-за дальности перевозок транспортные расходы в цене потребляемой здесь продукции составляют 50-60% при средних по РФ 10-15%. Из-за «северных» надбавок и районных коэффициентов к оплате труда себестоимость производства повышается на 20-30%.

Вложенные в северных территориях деньги замораживаются почти на год, так как в ограниченные естественными факторами сроки нужно единовременно завозить продовольствие, медикаменты, продукцию материально-технического назначения, нефть и нефтепродукты, топливо, непродовольственные товары первой необходимости для снабжения населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время рыночные отношения разрушили инвестиционный процесс, сделали невыгодными поставки продукции на Север. Доля государственных инвестиций сократилась с 80% до 15%, а поставки нефтепродуктов и продовольствия - в 2-3 раза. Например, 95% всей энергетики Камчатки работает на привозном топливе.

Ответственность за поставки товаров по северному завозу возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые оформляют заявки, заключают договоры и финансируют завоз за счет собственных и предоставляемых им заемных средств. Региональные власти привлекают к завозу компании, работающие в сфере завоза, ведется реестр предприятий, организаций, банков, участвующих в поставках. Проводятся тендеры для отбора предприятий, осуществляющих централизованные поставки продукции в районы Севера.

Для обеспечения государственной поддержки завоза формируются федеральный и региональные финансовые фонды. Средства региональных фондов образуются за счет

бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета, передаваемых им для использования на возвратной основе.

Кроме того, из бюджетов выделяются ссуды непосредственно предприятиям и организациям-поставщикам. Предприятиям, обеспечивающим завоз продукции, на территории районов Севера частично возмещаются транспортные расходы по завозу нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольствия (по утверждаемому Правительством РФ перечню). Средства на возмещение части транспортных расходов по завозу включаются в расчет суммы трансфертов, направляемых субъектам РФ из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) (табл. 9.1). Целевое использование фонда не регламентируется, кроме расходов на обязательное медицинское страхование.

Таблица 9.1

Потребители средств бюджетной поддержки по плану на 1998 г. Субъект Федерации Распределение средств млн. руб % 1. Республика Алтай 9,5 0,36 2. Республика Бурятия 32,7 1,24 3. Республика Коми 61 2,31 4. Республика Саха (Якутия) 841 31,86 5. Республика Тува 28,5 1,08 6. Красноярский край 193 7,31 7. Хабаровский край 119,6 4,53 8. Амурская область 14,8 0,56 9. Архангельская область 72,5 2,74 10. Иркутская область 52 1,97 11. Камчатская область 119,5 4,53 12. Магаданская область 198 7,50 13. Мурманская область 13 0,49 14. Сахалинская область 120,6 4,57 15. Томская область 33,8 1,28 16. Читинская область 17 0,64 17. Коми-Пермяцкий автономный округ 14,6 0,55 18. Корякский автономный округ 138,5 5,24 19. Ненецкий автономный округ 56,8 2,15 20. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 106 4,02 21. Чукотский автономный округ 312 11,82 22. Эвенкийский автономный округ 71,2 2,70 23. Ямало-Ненецкий автономный округ 14,4 055 Итого: 2640 100

(д) обязанность оказывать заказчику содействие в обосновании цен на продукцию (в том числе представление по запросу информации о затратах по договору), сроки и условия финансирования (в том числе авансирование) поставок такой продукции;

(е) обязанность по обеспечению допуска уполномоченных представителей государственного заказчика (заказчика) и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере ГОЗ, в организацию исполнителя и условий для осуществления ими контроля над исполнением государственного контракта (договора) в соответствии с Законом 275-ФЗ, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

(ж) обязанность по организации и проведению предусмотренных технической документацией испытаний опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной, специальной, космической, ракетно-космической техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий, если проведение таких испытаний предусмотрено технической документацией;

(з) обязанность по соответствию в течение всего срока действия договора требованиям, установленным в соответствии с законодательством в отношении лиц, осуществляющих деятельность в установленных сферах;

(5) права и обязанности заказчика, включая:

(а) право требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором;

(б) право требовать от исполнителя своевременного устранения выявленных недостатков продукции;

(в) полномочия по осуществлению контроля над исполнением договора, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность исполнителя при условии включения в договор положений о праве контроля;

(г) обязанность по участию в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной, специальной, космической, ракетно-космической техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

(д) обязанность по принятию поставленной продукции, соответствующей требованиям, установленным договором, и оплате этой продукции на указанных в нем условиях;

(6) положения, определяющие порядок исполнения договора сторонами:

(а) сведения о месте поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг;

(б) условия об оценке соответствия поставляемой продукции требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании;

(в) перечень отчетных документов, которые оформляются исполнителем и представляются заказчику для приемки поставленной продукции и ее оплаты;

(г) порядок и сроки осуществления военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации, представительствами иного государственного заказчика (далее в настоящем подразделе - представительства государственного заказчика) контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле представительствами государственного заказчика качества поставляемой продукции принято соответствующим государственным заказчиком;

(д) порядок и сроки проведения заказчиком и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных Законом 44-ФЗ, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

(е) порядок и сроки осуществления заказчиком или приемочной комиссией приемки поставляемой продукции, в том числе проверки на соответствие этой продукции требованиям, установленным договором, включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям договора, а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ней;

(ж) порядок возмещения исполнителем убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору;

(7) условия об ответственности заказчика и исполнителя с учетом соответствующих положений государственного контракта (договора), в целях выполнения которого заключается договор;

(8) количество экземпляров договора, имеющих одинаковую юридическую силу;

(9) информация о наличии сведений, составляющих государственную тайну (при наличии);

(10) иные нормы согласно требованиям Закона 275-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов и НПА Российской Федерации и требований государственного заказчика.

19.2.9. Если предметом договора является поставка товаров, в нем указываются способ и условия доставки государственному заказчику (заказчику) продукции, а также условия перехода права собственности на поставляемую продукцию и рисков ее случайной гибели.

Если государственным заказчиком устанавливаются требования к гарантийным срокам на поставляемую продукцию и (или) объему предоставления гарантий качества поставляемой продукции, к гарантийному обслуживанию продукции, к расходам на эксплуатацию продукции, к обязательности осуществления монтажа и наладки продукции, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание продукции, соответствующие условия также включаются в договор.

Включение в договор условий по указанным в настоящем подпункте вопросам рекомендуется также в случаях, если предусматривается выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, сервисному обслуживанию продукции с передачей материальной части этой продукции головному исполнителю (исполнителю).

19.2.10. Заказчик вправе определять в договоре условия, не предусмотренные Положением, если они не противоречат законодательству и условиям государственного контракта, в том числе:

(1) условия о возможности увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества поставляемой продукции;

(2) условия о возможности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора;

(3) нормы, учитывающие специфику предмета государственного контракта (договора).

19.2.11. Закупки по ГОЗ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, проводятся с учетом положений раздела 7.2 Положения.


Top