Какова максимальная непрерывная продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы. Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Текст статьи 425 УПК РФ в новой редакции.

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. В протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время начала и окончания допроса. Продолжительность допроса не может быть увеличена даже при согласии на то допрашиваемого.

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно.

3. В ч. 3 комментируемой статьи возраст обвиняемого указан применительно к моменту производства допроса.

4. Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.

5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей. У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

7. Заданные защитником, педагогом или психологом вопросы подозреваемому, обвиняемому подлежат занесению в протокол. Замечания могут делаться относительно правильности и полноты произведенных в протоколе записей и вноситься ими в протокол собственноручно после записи показаний допрашиваемого. При отсутствии у педагога, психолога замечаний об этом в протоколе делается отметка.

8. В судебном разбирательстве участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может быть признано судом целесообразным, если это будет способствовать установлению контакта между судьями и допрашиваемым, получению более полных, точных и правдивых показаний.

Следующий комментарий к статье 425 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 425 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии

Успех установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователœем (дознавателœем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросœе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако исходя из статьи 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стра­жей, к дознавателю производится через его законных представителœей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо­ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп­цию невиновности, избежать причинœения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителœей (законных представителœей) на всœех этапах уголов­ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего. Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност­ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над­лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ­водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне­нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот­ветствующего процессуального действия восœемнадцатилетнего возраста͵ на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми­нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо­вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об­виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по­следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по­дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот­ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, в случае если он вызывается этой же повесткой.

Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, к примеру, при вызове сви­детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно­летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста­вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи­ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда крайне важно сть в данном связана с неотложностью про­ведения следственных действий по закреплению следов только что совер­шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще­гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще­ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо­щью средств связи (телœефонограммой, телœеграммой, факсимильным сооб­щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­го регламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в т.ч. огра­дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа­ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче­скую силу доказательств, полученных при допросœе, и избежать возможно­сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор­мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес­ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен­ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе­нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателœен для дознавате­ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросœе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не­ допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не бывают положены в основу обвинœения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз­реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра­вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе­ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья - удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до­просœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросœе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае­мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо­го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста­новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра­вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе. В этих целях педагог или психолог наделяются определœенными правами, пре­дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не­совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Вместе с тем, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра­вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста͵ предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросœе несовершенно­летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает, в каких случаях для участия в допросœе несо­вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка­ких - психолоᴦ. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне­ниями в психическом здоровье или психическом развитии (к примеру, педа­гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.). Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен­ной при допросœе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав­шем в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия бывают использованы сторонами и судом при допросœе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни­тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросœе несовершеннолетнего педагогу или психо­логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ­вовать в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на­пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи­тель, воспитатель, директор школы), тем более, в случае если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросœе специалиста͵ не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при­сутствии которого должна быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю крайне важно ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, узнать, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросœе, разъяснить основания и порядок от­вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросœе несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука­зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен­ном действии во всœех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросœе, в случае если он заявит об этом ходатайство. При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно­ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви­няемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не мо­жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро­вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи­сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности, связанные с участием в следственных дейст­виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви­детеля.

Вместе с тем, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе­мого должен принимать участие во всœех следственных и иных процессу­альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объёме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей­ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за­несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в данном случае огра­ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст­вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра­вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объёмом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий .

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего крайне важно получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинœения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определœена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателœен перерыв после первых двух часов допроса. Предусмотрены обязательное участие в допросœе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросœе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Вместе с тем, в допросœе вправе участвовать и законный представитель .

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) крайне важно установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросœе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целœесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, крайне важно внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросœе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросœе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросœе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в данном следственном действии крайне важно отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии" 2017, 2018.

Участие детей в уголовном или гражданском процессах допустимо, но всегда имеет свои особенности, которые предусмотрены в отдельных нормах соответствующих кодексов. Ребенок может иметь разный статус: по уголовным делам он может быть потерпевшим, свидетелем и даже обвиняемым (с 14 лет). По гражданским делам чаще всего несовершеннолетний является свидетелем или истцом, интересы которого представляют родители. В любом случае, процессуальные действия полиции и суда так или иначе затрагивают права ребенка, на страже которых стоит закон. Обо всех особенностях допроса несовершеннолетнего на разных стадиях уголовных и гражданских дел (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого) расскажем в нашей статье.

Вызов на допрос

Если потерпевшему, свидетелю или обвиняемому менее 16-ти лет, то на допрос он вызывается через законных представителей. Это означает, что повестка о явке может быть направлена на имя родителей ребенка, при этом в ней будет указано оба лица: и взрослый, и несовершеннолетний. В некоторых случаях дети могут быть вызваны через администрацию учебного заведения, где они обучаются (например, если ребенок находится на обучении в интернате – тогда вызывается еще и представитель образовательного учреждения).

Вопрос: Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего по уголовному или гражданскому делу?

Ответ : В соответствии со ст. 5 УПК РФ, ст. 37 ГПК РФ им может быть:

  • родитель,
  • усыновитель;
  • опекун;
  • попечитель;
  • представитель учреждения, на попечении которого находится ребенок (например, сотрудник детского дома, если в нем пребывает несовершеннолетний).

В практике встречаются ситуации, когда ребенок не числится ни в одном детском учреждении, родители лишены родительских прав. Следственные органы сталкиваются с проблемой отсутствия взрослого, который бы представлял интересы несовершеннолетнего. В таких случаях для сопровождения дела могут быть приглашены сотрудники органа опеки и попечительства, которые обязаны проследить за тем, чтобы права детей были соблюдены.

В исключительных случаях закон допускает другой порядок извещения ребенка о явке, минуя законного представителя. Так, например, повестка может быть вручена через другое лицо (бабушка, тренер, учитель), если информирование родителя не желательно – например, когда он отрицательно влияет на ребенка или даже сам является обвиняемым.

Пример №1 . Корин Г.Ш. воспитывал 10-летнего сына один, при этом мужчина сильно выпивал и часто поднимал руку на мальчика. Тренер по плаванию неоднократно замечал у обучающегося Корина Дмитрия огромные синяки на теле, о происхождении которых Дима отвечать отказывался. Тренер обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. Дмитрия вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев.

Есть и другие случаи вызова на допрос без информирования законного представителя - например, когда не достигшему 18-летнего возраста обвиняемому избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и он находится в СИЗО. В такой ситуации повестка направляется отдельно родителям для того, чтобы они присутствовали при допросе, требование о доставке арестованного отсылается начальнику СИЗО.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля следователем

Потерпевшим по уголовному делу может быть любое лицо, вне зависимости от возраста. Чаще всего дети становятся пострадавшими из-за применения к ним насилия, в делах о ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или даже смерти, по делам о половых преступлениях. Процессуальный статус «потерпевший» оформляется постановлением следователя, в котором указано, какой конкретно вред причинен ребенку и обстоятельства преступления. Одновременно следователь выносит постановление о признании одного из родителей (опекунов) законным представителем несовершеннолетнего: с этого момента и до принятия судом окончательного решения по делу представитель сопровождает подопечного во всех следственных и судебных мероприятиях.

В уголовно-процессуальном законе не сказано, с какого возраста ребенка можно допрашивать в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от обстоятельств совершенного преступления, от возрастного развития и психологического, эмоционального состояния потерпевшего. В практике были случаи, когда преступное деяние было совершено в отношении детей, которые в силу своего возраста не умели говорить – в таких случаях, конечно, не может идти и речь и допросе. Вопрос о том, стоит ли допрашивать малолетних, которые только что научились речи (например, дети 3-4-х лет), решается следователем индивидуально. Исходя из практики, следователи стараются не привлекать в качестве свидетелей детей, если есть лица, которые могут подтвердить обстоятельства преступления.

При допросе несовершеннолетнего участие педагога или психолога обязательно в случаях, когда:

  • допрашиваемому не исполнилось 16-ти лет;
  • допрашиваемый достиг этого возраста, но у него имеется подтвержденное врачами психическое расстройство или отставании в развитии. Обычно для выявления у ребенка отставания назначается психолого-психиатрическая экспертиза, в рамках которой проводится комплексное исследование поведения несовершеннолетнего, после чего выводы о соответствии или не соответствии биологическому возрасту делаются сразу несколькими специалистами.

Закон отдельно регламентирует порядок допроса по уголовным делам против половой неприкосновенности: здесь участие психолога всегда является обязательным.

Приглашенный психолог – лицо, которое обладает специальными познаниями в психологии (желательно, в детской), имеет высшее образования по профилю. Педагог, соответственно, должен иметь высшее педагогическое образование. Для явки этих специалистов следователь направляет извещение в министерство образования местного уровня или в ближайшее образовательное учреждение.

Если ребенок здоров и ему больше 16-ти лет, следователь вправе, но не обязан приглашать психолога или педагога - по большинству дел органы расследования все же их вызывают. Это связано с психологическими особенностями несовершеннолетних и малолетних детей. Присутствие детского психолога помогает вести допрос в правильном русле: специалист может скорректировать заданный вопрос или рекомендовать сделать перерыв, если сделает вывод, что ребенок устал.

Следственное действие, в том числе и допрос ребенка не может продолжаться более:

  • 30 минут без перерыва, при этом общее время не должно превышать одного часа (если допрашиваемому менее 7-ми лет);
  • одного часа без перерыва, общее время не должно превышать двух часов (если свидетелю или потерпевшему от 7-ми до 14-ти лет);
  • двух часов без перерыва, общее время не должно превышать четырех часов в день (если ведется допрос лица, которому от 14-ти до 16-ти лет).

Дети до 16-лет не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, им разъясняется обязанность говорить правду.

Сама процедура допроса ребенка на стадии предварительного следствия ничем не отличается от обычного допроса взрослых: начинается с разъяснения прав, обязанностей и занесения в протокол данных обо всех участвующих лицах. Далее допрашиваемому предлагается рассказать о тех обстоятельствах, которые ему известны, задаются вопросы. В конце допроса ставится подпись всех участвующих лиц (если ребенок слишком мал, достаточно подписи законного представителя).

Проведение допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователь обязан зафиксировать на видео . Исключение из этого правила составляют случаи, когда законный представитель или сам ребенок возражают против съемки (об этом делается запись в протоколе). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам дела, при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

Соблюдение конфиденциальности

В 2013 году в ФЗ «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс РФ были введены нормы, запрещающие публикацию сведений детях, пострадавших от преступлений. Прежде всего, такой запрет касается публикации ФИО, фото, видеоматериалов, аудиозаписи голоса и иных признаков, позволяющих идентифицировать ребенка. Целью введенной нормы является недопущение распространение информации, касающейся преступлений против половой неприкосновенности детей, против их здоровья и т.д. среди населения. Такой запрет логически обоснован, поскольку хорошо информированные о преступлении недобропорядочные соседи и подростки могут нанести колоссальный психологический вред ребенку обсуждениями, насмешками, обидными разговорами.

Законом разрешено публиковать сведения о несовершеннолетнем потерпевшем только в исключительных случаях – например, когда ребенок объявлен в розыск и его жизни угрожает опасность.

За нарушение запрета распространения сведений о потерпевшем возраста до 16-ти лет, для виновного представителя СМИ может наступить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ (наказание может быть в виде лишения свободы сроком до 5 лет).

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Законом предусмотрена возможность оглашения показаний несовершеннолетних свидетеля или потерпевшего, которые были допрошены на стадии предварительного следствия. Таким образом, суду фактически разрешено не передопрашивать детей в судебном разбирательстве и опираться только на те сведения, которые были ими даны следователю, включая демонстрацию видеозаписи. Вместе с тем, при необходимости суд вправе принять решение о непосредственном допросе и обязать родителя явиться на заседание с ребенком.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном заседании должен происходить особенно деликатно: здесь более выраженная официальная обстановка (в отличие от кабинетного допроса у следователя), зачастую присутствует большое количество «зрителей», в зале находится и подсудимый, который также вправе задавать вопросы. Обычно тактика допроса в открытом заседании заключается в создании судом спокойной, доброжелательной обстановки. Вопросы задаются спокойно, без давления.

По длительности допроса судьи ориентируются на те нормы, которые регулируют продолжительность следственного действия в досудебной стадии. Обычно несовершеннолетний дает показания в судебном заседании не более часа - все понимают, что такая процедура является тяжелой психологической нагрузкой для детей.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде заключаются в следующем:

  • педагог приглашается для допроса, если ребенку не исполнилось 14-ти лет (если больше, суд вправе его пригласить по своему усмотрению);
  • педагог не только присутствует в заседании, но и может задавать вопросы свидетелю или потерпевшему. Иногда недолгое общение педагога с ребенком – своеобразный прием допроса, цель которого - расположить несовершеннолетнего давать показания. Педагог может задать любой вопрос – как относящийся непосредственно к обстоятельствам совершения преступления, так и к жизни ребенка;
  • приглашенный специалист присутствует только на время допроса несовершеннолетнего ребенка, после этого с разрешения председательствующего он вправе покинуть зал судебного заседания вместе с допрошенным и больше в суд не являться;
  • если ведется допрос лица, которому не исполнилось 14 лет, присутствие законного представителя строго обязательно. Если ребенок большего возраста, решение об участии родителей принимается судом по своему усмотрению. Законные представители вправе задавать ребенку вопросы, а также могут быть и сами допрошены составом суда;
  • если в качестве свидетеля или потерпевшего ведется допрос несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет, то суд разъясняет ему ответственность за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний, о чем берется подписка. Если допрашиваемому меньше 16-ти лет, подписка не отбирается, разъясняется необходимость давать только правдивые показания. Соответственно, при даче ложных показаний в отношении лиц, которым больше 16-ти, могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Впрочем, такие случаи в судебной практике отсутствуют;
  • суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участников удалить подсудимого из зала заседания на время допроса несовершеннолетнего, оформив такое решение отдельным постановлением. При этом должны быть приведены мотивы удаления, ими могут быть: возрастные особенности ребенка, обстоятельства совершения преступления (например, применялось жестокое насилие и маленький потерпевший испытывает страх). После окончания допроса подсудимый возвращается в зал и до его сведения доводится существо показаний, записанных в протокол судебного заседания.

Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Напомним читателю, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если не достигло возраста 16-ти лет – это общее правило. По некоторым преступлениям (кража, разбой, убийство, вымогательство, угон и ряду других) подростки могут стать обвиняемыми уже с 14 лет. Подробно о нюансах исчисления возраста (например, когда преступление совершено подозреваемым в день 14-тилетия) мы писали в .

На всех стадиях уголовного преследования по делам с участием обвиняемых, не достигших 18-летнего возраста, должен быть обеспечен защитник, отказаться от этого права нельзя. Кроме того, уже с первого допроса несовершеннолетнего, который подозревается или обвиняется в совершении преступления любой тяжести, к участию в уголовном деле должен быть допущен законный представитель. Он обладает следующими правами:

  • знать, в совершении какого конкретно преступления обвиняется несовершеннолетний. Следователь обязан довести до сведения родителя не только номер статьи УК РФ, но и суть деяния;
  • присутствовать при оглашении следователем постановления о предъявлении обвинения – то есть при проведении процедуры, после который подозреваемый становится обвиняемым;
  • не только находиться рядом с несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым в ходе его допроса, но и знакомиться с составленным протоколом, делать письменные замечания, заявлять о неправильности или неполноте составления;
  • заявлять отвод следователю, приносить на его действия жалобы.

Допуск законного представителя, как и в случае с ребенком-потерпевшим, оформляется постановлением следователя, вышеназванные права разъясняются под роспись. Если следственные органы сочтут влияние допущенного к делу взрослого отрицательным для ребенка, представителя могут заменить на другого, оформив замену еще одним мотивированным постановлением. Законный представитель может быть признан одновременно и защитником обвиняемого, тогда он пользуется всеми правами, которые есть у адвоката.

Общее время следственного действия с участием обвиняемого, которому не исполнилось 18 лет, не может длиться более 4-х часов (не более 2-х часов без перерыва).

Процедура допроса обвиняемого, не достигшего совершеннолетия, производится следователем в следующем порядке:

  1. Присутствующим (адвокату, законному представителю, педагогу, психологу, подростку) объявляется, какое следственное действие проводится, по какому делу (в отношении кого, по какой статье и суть преступления).
  2. Всем разъясняются права и обязанности.
  3. Фиксируется отношение к предъявленному обвинению (признание или непризнание вины). Пояснения записываются (печатаются) в протокол, который подписывается всеми лицами.
  4. При наличии замечаний об этом указывается в протоколе. Представителем и ребенком записывается фраза «с моих слов записано (напечатано) верно, мною прочитано.

Протокол допроса несовершеннолетнего обвиняемого выглядит так:

ПРОТОКОЛ
допроса несовершеннолетнего обвиняемого

г. Самара «22» февраля 2019 г.
Допрос начат в 13 ч 00 мин
Допрос окончен в 13 ч 30 мин
Перерыв с ---- ч ---- мин до ---- ч ---- мин

Старший следователь Следственного Комитета РФ по г. Самара капитан юстиции Макаров П.О., в помещении кабинета № 20 отдела по расследованию преступлений против личности Следственного комитета Российской Федерации по г. Самара, по адресу: г. Самара, ул. Ленина, д. 20, с участием защитника Павлова Р.П., предъявившего удостоверение № 303, выданное УМЮ Российской Федерации по Самарской области, а также ордер № 02020202, а также с участием педагога Афанасьевой Р.Л., предъявившей диплом о высшем педагогическом образовании № 101010101; психолога Васильевой Р.Г., предъявившей диплом об окончании факультета психологии Самарского Государственного Университета № 49494949; с участием законного представителя – матери Петровой Р.Р.: иные лица не участвовали, в соответствии со ст. 173, 174, 187, 189, 190, 425 УПК РФ допросил по уголовному делу №6046018 в качестве обвиняемого:

1. Фамилия, имя и отчество Петров Геннадий Романович
2. Дата рождения 13.10.2002 года рождения
3. Место рождения г. Самара
4.

Место жительства и (или)

регистрации, телефон

зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Плещеева, д. 9, кв.129; проживает по этому же адресу

5. Гражданство РФ
6. Образование неполное среднее
7.

Семейное положение,

состав семьи

холост, малолетних детей на иждивении не имеет
8. Место работы или учебы, телефон учащийся колледжа № 3 г. Самара
9. Отношение к воинской обязанности невоеннообязанный
10. Наличие судимости Не имеет
11. Паспорт (или иной документ удостоверяющий личность подозреваемого) паспорт гражданина Российской Федерации серии 12 08 №565656 выдан ОУФМС России по Самарской области в Ленинском районе г. Астрахани 20.10.2018
12. Иные данные о личности обвиняемого личность установлена материалами уголовного дела

Лица, участвующие в допросе, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств: персонального компьютера и принтера следователем Макаровым П.О.

Перед допросом следователем в соответствии с ч. 1 ст. 189 УПК РФ выполнены требования, предусмотренные ч. 5 ст. 164 УПК РФ, участвующим лицам разъяснены их права, обязанности и ответственность, порядок производства допроса.

Обвиняемый

Г.Р. Петров

(подпись) (инициалы, фамилия)

Перед началом первого допроса мне разъяснены права, предусмотренные
ч.ч. 3 и 4 ст. 47 УПК РФ:

1) защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите;

2) знать, в чем я обвиняюсь;

3) получить копию постановления о привлечении меня в качестве обвиняемого, копию постановления о применении ко мне меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

4) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному мне обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии дать показания я предупрежден о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае моего последующего отказа от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ;

5) представлять доказательства;

6) заявлять ходатайства и отводы;

7) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым я владею;

8) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

9) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ;

10) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, без ограничения их числа и продолжительности;

11) участвовать с разрешения следователя (руководителя следственного органа, дознавателя) в следственных действиях, производимых по моему ходатайству или ходатайству моего защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

12) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

13) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

14) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

15) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, и принимать участие в их рассмотрении судом;

16) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК РФ;

17) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении меня меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных п. 1–3 и 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

18) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

20) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

21) участвовать при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

22) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

Также мне разъяснено, что в соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК РФ участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Кроме того, мне разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Сущность предъявленного мне обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, мне разъяснена и понятна.

Виновным себя в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, не признаю.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Дать показания по существу предъявленного обвинения не желаю, пользуюсь ст. 51 Конституции РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

По окончании допроса протокол предъявлен для ознакомления обвиняемому Г.Р. Петрову, его защитнику Павлову Р.П., законному представителю Петровой Р.Р. При этом указанным лицам разъяснено их право делать подлежащие внесению в протокол оговоренные и удостоверенные подписями этих лиц замечания о его дополнении и уточнении. Ознакомившись с протоколом путем личного прочтения обвиняемый Г.Р. Петров, его защитник Р.П. Павлов, законный представитель Р.Р. Петрова замечания о его дополнении и уточнении не сделали.

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166 (167), 174, 190, 425 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Как видно из протокола, несовершеннолетний воспользовался своим правом не давать показания. Повторно в качестве обвиняемого можно его можно будет допросить только при наличии ходатайства от него самого, защитника или законного представителя.

Все правила допроса обвиняемого, которому нет еще 18-ти, распространяются и на порядок допроса в последующем в судебном заседании.

В практике нередко встречаются ситуации, когда на момент возбуждения дела обвиняемый является несовершеннолетним, а когда дело назначили к рассмотрению судом, ему уже исполнилось 18 лет. При таких обстоятельствах действуют правила допроса, предусмотренные законом для взрослых – законный представитель, педагог и психолог могут не присутствовать. В исключительных случаях судья может разрешить участие перечисленных лиц и далее, если придет к выводу о низком уровне образованности, развития и других особенностей подростка.

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу

Дети в гражданских судебных делах тоже могут быть допрошены. Так, по семейному законодательству при решении вопроса, затрагивающего интересы ребенка (о проживании с одним из родителей, о порядке общения и т.д.) учитывается его мнение при условии достижения возраста 10 лет.

ГПК РФ не ограничивает возможных свидетелей по возрасту. Теоретически абсолютно любое лицо может быть допрошено в гражданском процессе. На практике малолетние дети, в основном, допрашиваются судьями только по делам о лишении родительских прав, алиментных обязательствах, об устранении препятствий для общения с детьми, об усыновлении и т.д. Но и по таким категориям дел судьи далеко не всегда привлекают ребенка к даче показаний. В каждой ситуации решение о допросе принимается с учетом всех обстоятельств. В том числе, обращается внимание на уровень важности показаний для дела – ведь без участия детей в процессе можно обойтись, если есть достаточно других веских доказательств.

Пример №2 . В суд был подан иск Егоровой Е.Н. о возмещении морального вреда, ее сына избили в школе. По ходатайству истицы суд принял решение о вызове и допросе в качестве свидетелей учащихся школы, поскольку избиение происходило на их глазах, а других очевидцев не было.

Пример №3 . При рассмотрении иска о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, ответчик заявил ходатайство о допросе всех свидетелей, которые находились в пострадавшей машине (всего 3 взрослых и один ребенок). Суд удовлетворил ходатайство частично: были допрошены только взрослые, поскольку в даче показаний несовершеннолетним необходимости не было – и без него было достаточно очевидцев. Кроме того, суд учел психологическое состояние ребенка, которому пришлось пережить страшную аварию.

Процедура допроса ребенка производится по общим правилам ГПК РФ (читайте нашу статью о ), с учетом некоторых особенностей:

  1. Судом обеспечивается явка и участие педагога в допросе лица, которому не исполнилось 14 лет . Для несовершеннолетних, которым больше 14-ти лет, педагог приглашается по усмотрению суда. В качестве педагога может быть допущен не только учитель, но и воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Основным требованием для допуска в заседание является наличие специального педагогического образования и опыта работы с детьми.
    Задача педагогического работника в гражданском деле – предотвратить отрицательное воздействие на ребенка, а также, при необходимости, объяснить суду особенности его поведения во время дачи показаний. Педагог, по сути, является специалистом, участие которого в суде регулируется ст. 188 ГПК РФ.
  2. На время допроса несовершеннолетнего в судебном заседании присутствуют вызванные родители (опекуны, попечители) , которые с разрешения судьи могут задавать вопросы свидетелю, разъяснять некоторые особенности поведения своего ребенка и т.д. Все вопросы и ответы должны быть записаны в протокол процесса.
  3. В исключительных случаях из зала заседания суд может удалить любое участвующее лицо на время допроса ребенка – даже представителя одной из сторон. Такое решение должно быть мотивировано – например, если есть сведения о причинении участником разбирательства насилия или оказания другого негативного влияния на допрашиваемого. По тем же причинам из зала может быть удален кто-либо из присутствующих, не являющихся участником судопроизводства.Пример №4 . По делу о лишении родительских прав отца допрашивался мальчик 7-ми лет. В зале присутствовали родственники со стороны ответчика, которые накануне приходили домой к матери и сыну, где устроили скандал с рукоприкладством в отместку за подачу иска. В судебном заседании об этих обстоятельствах истица заявила суду, было принято решение удалить из зала присутствующих родственников на то время, пока ребенок допрашивался. Отдельное определение об удалении лиц выносить суду не обязательно, допускается устное объявление, которое заносится в протокол судебного заседания.
  4. Свидетель, кому еще не исполнилось 16 лет, сразу после допроса освобождается от дальнейшего участия и присутствия в судебном заседании . Лишь в редких случаях, обусловленных необходимостью повторного допроса, суд может принять решение об оставлении несовершеннолетнего в зале при продолжении разбирательства.
  5. Как и в уголовном судопроизводстве, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний .

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

В соответствии с 425 статьей УПК, -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого - родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.


Top