Постановление является правовым актом. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды. Действие НПА осуществляется по признакам

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций , выступающее регулятором общественных отношений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

    В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

    • , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .

    Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

    Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

    Что такое НПА?

    Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

    Признаки НПА

    Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:


    Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

    НПА в странах романо-германской правовой семьи

    Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ - это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

    Виды НПА

    Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

    • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт - НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
    • Согласно субъекту, издающему НПА - акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

    Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

    Законы и подзаконные акты: в чем разница?

    Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

    Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

    Правотворчество

    С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

    1. Подготовка проекта нормативного акта.
    2. Обсуждение проекта.
    3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
    4. Принятие нормативного акта и его подписание.
    5. Оглашение НПА в официальных источниках.

    Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

    Регистрация НПА

    В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
    Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

    Экспертиза актов правотворчества

    Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

    Международные нормативные акты

    Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений.
    Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

    Заключение

    В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.

    Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

    – устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

    – принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

    – содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

    – адресован неопределенному кругу лиц.

    Виды нормативных правовых актов:

    1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

    2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

    3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

    4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

    5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

    6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

    7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

    8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

    9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

    10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

    11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

    12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

    13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

    14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.


    15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

    Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

    Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь - вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

    Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

    Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

    Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

    – истечения срока действия акта;

    – признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

    – признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

    – отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

    11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

    Утрата юридической силы :

    а) истечения срока;

    б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

    в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

    Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

    В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

    а) если указание на это имеется в самом акте;

    б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

    Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

    В пространстве :

    а) распространяться на всю территорию государства;

    б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

    в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

    Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

    Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

    Ис­ключения :

    а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

    б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

    Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

    В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

    Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

    Зачем нужен

    Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.


    Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
    • Он может быть только в письменной форме.
    • Предполагает многократное использование.
    • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
    • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

    НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

    Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

    Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
    Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
    Федеральный Народ Конституция РФ Да
    Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
    Федеральный Президент РФ Указы Да
    Федеральный Правительство РФ Постановления Да
    Федеральный Министерства Инструкции Да
    Региональный

    Думы (законодательные собрания)

    Законы Да
    Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
    Региональный

    Администрации областей, краев, правительства республик

    Постановления Да
    Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
    Местный Организации Корпоративные акты Нет

    Требования к нормативным правовым актам

    Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

    Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

    Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.


    Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

    Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

    Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

    Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .

    Общая практика по структуре сложилась такая:

    1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
    2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
    3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

    Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

    Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .

    Где найти нормативные правовые акты

    Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

    Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

    В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

    По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.


    Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

    С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.


    Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

    Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.


    У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

    Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

    Запомнить

    1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
    2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
    3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
    4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

    Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

    Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

    Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

    Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

    Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

    Нормативно правовой акт и его примеры

    Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

    1. Что такое нормативно правовой акт?

    Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

    То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

    А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

    Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

    Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

    Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

    Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

    2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

    Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

    Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

    Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

      Высокое качество.

      Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только , но и приличный опыт работы в этой сфере.

      Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

      Четкая структура.

      Отражение объективной реальности.

      Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

      Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

      Доступность для понимания.

      Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

      Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

    3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

    Основные особенности действующих НПА:

    1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
    2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
    3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
    4. Наличие специальных реквизитов:
    5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
    6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
    7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
    8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
    9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
    10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

    Принципы классификации нормативно правовых актов

    Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

    В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

    • субъект инициирования создания документа;
    • область распространения;
    • срок действия;
    • уровень юридической силы.

    Классификационные особенности в зависимости от

    Субъекта инициирования создания документа

    Классификационные особенности в зависимости от

    Создание нормативно-правового акта может инициироваться:
    - государственным органом;
    - общественной организацией;
    - народом (референдум).


    Области распространения

    Выделяют:
    - федеральные НПА;
    - акты субъектов РФ;
    - акты муниципальных органов;
    - локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

    Срока действия

    В зависимости от времени влияния выделяют:
    - акты, принятые на неопределенное длительное время;
    - акты временные (на определенный период).

    Уровня юридической силы

    По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:
    - законы;
    - подзаконные акты.

    Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

    Юридическая сила – основной классификационный признак.

    Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

    1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

    Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

    Выделяют 4 вида такой документации:


    Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

    Система нормативных актов в РФ.

    Что такое нормативно правовой акт?
    Виды нормативных актов.

    2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

    Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

    Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

    Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:




    Название

    Пояснение

    Пример

    1.

    Общие

    Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

    Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

    2.

    Местные

    Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
    Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

    3.

    Ведомственные

    Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

    Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

    4.

    Внутриорганизационные / корпоративные

    Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

    Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

    Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

    Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом.


Top