Правовая основа организации и деятельности арбитражных судов. Третейский арбитражный суд. Понятие, принципы, примеры, особенности

между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой.

Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества , осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров .

Что такое - третейский суд?

Деликатесы недобросовестной конкуренции. Регистрация и использование интернет-доменов также может представлять собой поведение, которое будет классифицироваться как нарушение правил честной конкуренции. Такие случаи связаны с оценкой помещений для действий недобросовестной конкуренции. В спорах о доменных именах в Интернете могут применяться различные основания ответственности, как это предусмотрено положениями.

В частности, это действия недобросовестной конкуренции в отношении незарегистрированных признаков товаров или услуг, обозначений компаний и географических указаний. Также может быть акт недобросовестной конкуренции, заключающийся в ограничении доступа на рынки; дела недобросовестной рекламы и клеветы.

Институт Третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан. Правовые основы деятельности Третейского суда регулируются Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" от 24.07.2002 года N 102-ФЗ, а также Гражданским Кодексом РФ и Регламентом суда.

На основе общей статьи строятся новые акты недобросовестной конкуренции, являющиеся следствием нарушения хороших обычаев в Интернете. Среди этих так называемых должны быть упомянуты неназванные акты недобросовестной конкуренции: нарушение репутации, оскорбительная регистрация, заключающаяся в блокировании доступа к домену, киберсквоттинге, вымогательстве высокой цены за домен, связывании и многочисленных случаях пиратства в домене.

Следует подчеркнуть, что предпосылка деликта по борьбе с недобросовестной конкуренцией не должна быть отношением конкуренции между истцом и ответчиком. Во многих случаях, например, когда уважаемый знак защищен, может возникнуть спор между лицами, которые являются участниками на разных рынках.

Принцип деятельности:

в Третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора (контракта) или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Третейское соглашение должно состоять из наименования конкретного третейского суда и определения факта окончательности судебного решения. Пример: "Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), а также возникновением, прекращением или переходом прав на недвижимое имущество или земельные участки, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы (г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, корп.1), по выбору истца. Решение Третейского суда окончательно".

Точно так же обнаружение нарушения может иметь место, когда незаконное использование знака происходит между производителем и дистрибьютором товаров. Поведение, противоречащее хорошей морали и являющееся типичным актом недобросовестной конкуренции в спорах перед арбитражным судом, может быть, в частности, неправильным оформлением домена.

Точно так же обнаружение нарушения может иметь место, когда незаконное использование знака происходит между производителем и дистрибьютором товаров. Поведение, противоречащее хорошей морали и являющееся типичным актом недобросовестной конкуренции в спорах перед арбитражным судом, может быть, в частности, неправильным оформлением домена.

Третейский суд, также вправе разрешать споры с участием физических лиц (общая юрисдикция) или нерезидентов Российской Федерации и независимо от территориальности заключения, исполнения или местонахождения сторон.

Подача иска и разрешение спора:

Исковое заявление оформляется в том же виде и с таким же приложением, как и при подаче иска в государственный суд, с добавлением абзаца обосновывающем компетенцию третейского суда на рассмотрение переданного ему спора и индивидуальными требованиями регламента третейского суда. После подачи иска, формируется состав суда (или формируется коллегия с представителями от сторон спора, или председателем назначается единоличный судья). Разрешение спора, в среднем, проходит в одно судебное заседание. При необходимости, судья может переносить заседания. Судебное решение третейского суда вступает в силу с даты его принятия. Если третейское соглашение содержит указание о его окончательности, то решение третейского суда обжалованию не подлежит. Если в третейском соглашении окончательность решения третейского суда не предусмотрена, то решение можно оспорить, но только по основаниям, предусмотренным ст. 233 АПК РФ и 421 ГПК РФ.

Исполнение решения третейского суда:

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае неисполнения решения, победившая сторона вправе обратиться в государственный суд (по месту нахождения ответчика или нахождения имущества) за выдачей исполнительного листа.

При выдаче исполнительно листа, государственный суд проверяет формальные признаки третейского разбирательства: 1) компетенцию третейского суда в рамках Федеральных законов, запрещающих рассмотрение некоторых категорий дел, 2) соблюдение основополагающих принципов Российского права. По заявлению одной из сторон, государственный суд может проверить дополнительные формальные признаки, но только в рамках ст. 239 АПК РФ и ст. 426 ГПК РФ. Определение государственного суда можно обжаловать, но только в кассационном порядке, поэтому на исполнительное производство, обжалование не влияет.

Полученный исполнительный лист передается в Службу судебных приставов в общем порядке исполнительного производства.


Особенности третейского арбитража


  • Судебное решение принимается на 10-й день с даты подачи иска, после проверки и утверждения Предсе- дателем Суда, обеспечительные меры - на 2 день.


  • Исполнительные листы выдаются у нас же через 20-30 дней после решения. Суд сам их получает в гос. суде

  • Арбитражный сбор возмещается проигравшей стороной или возвра- щается Третейский судом в случае отказа гос. суда в выдаче испол- нительного листа.

  • Оплата арбитражного сбора возмож- на через АККРЕДИТИВ или ЯЧЕЙКУ под предъявление полученного исполнительного листа Третейский арбитражом

  • За неисполнение решения суда предусмотрен внушительный штраф в пользу победившей стороны

  • Арбитражная оговорка не меняет договор, а дополняет его правом выбора суда при подачи иска.

  • Виды споров

  • Арбитражный третейский суд разрешает следующие споры :


    • о признании прав собственности на движимое (авто) , недвижимое имущество, земельные участки .

    • о взыскании задолженности (убытков);

    • об изменении или расторжении договора;

    • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

    • по кредитно-расчетным и страховым договорам;

    • по договорам поручительства , залога

    • по договорам

Правовая основа организации арбитражных судов субъектов РФ - система базисных, основополагающих норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, организационно и функционально определяющих арбитражные суды субъектов РФ как самостоятельное звено системы арбитражных судов, с присущими им задачами, функциями и полномочиями, принципами организации, порядком образования, составом и структурой Яковлев, П.А. Теория арбитражного процесса. [Текст] / П.А. Яковлев. - М.: МР3 Пресс, 2008. - С. 49-53..

Принятие на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года Конституции РФ создало новую правовую основу организации судебной власти в стране, в том числе независимого экономического правосудия в форме арбитражных судов. Основными источниками арбитражного правосудия в современный период являются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, международные правовые акты.

Конституцией РФ закреплены: существование судебной власти как части триединой системы разделения властей; организация судебной системы; положение судьи; гарантии граждан в их отношениях с юстицией.

Правосудие в РФ осуществляется только судом, а судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом Конституция Российской Федерации [Текст] (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.; СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.. В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Создание арбитражных судов РФ - одна из составных частей судебной реформы, начавшейся в 1991 г. и продолжающейся по настоящее время. В ходе реформы были приняты важнейшие нормативные акты, которые являются правовой основой современного правосудия России. Среди них акты об арбитражных судах России.

Судебная реформа, несмотря на все трудности, проходила достаточно успешно. Среди факторов, обеспечивших ее достижения, можно назвать положенную в ее основу Концепцию судебной реформы России, которая в 1991 г. была утверждена Верховным Советом.

Главная идея Концепции -- осуществление правосудия только судом и обеспечение статуса независимого суда, правосудия, осуществляемого объективными и беспристрастными судьями. Концепция утвердила такие принципы правосудия, как его доступность, состязательность, гласность и открытость О судебной системе Российской Федерации [Текст]: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.. Эти идеи были в значительной степени реализованы в законах о статусе судей, об органах судейского сообщества, о судебной системе РФ, а также в законодательстве об арбитражных судах России.

Структура судебной власти установлена ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ», который является базовым законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России, а также в нем закреплен порядок создания и упразднения судов.

Принятие Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. является еще одним свидетельством жизненной необходимости функционирования в РФ системы судов, осуществляющих правосудие в сфере экономики. Именно арбитражные суды призваны способствовать повышению качества правосудия, обеспечению правопорядка в экономике.

АПК РФ изменил подходы к определению подведомственности, сделал значительный шаг на пути разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В частности, ряд законов относит к компетенции арбитражных судов дела, которые раньше рассматривались судами общей юрисдикции (обжалование действий судебных приставов-исполнителей, дела об административных правонарушениях и др.).

Ключевая роль в разграничении подведомственности отводится предметному критерию, поскольку главным в определении арбитражных судов и в Конституции РФ, и в ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры Гальперин М.Л. Ответственность в гражданском судопроизводстве. Актуальные вопросы теории и процессуальной политики. [Текст] / М.Л. Гальперин. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С. 232-234..

В соответствии с предметным принципом, дела по экономическим спорам, и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесены к подведомственности арбитражных судов. В ведение арбитражных судов перешли дела с участием иностранных лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, дела об административных правонарушениях и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Законодательное закрепление административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти арбитражными судами очень важно, поскольку это дает основание говорить об арбитражных судах как о компетентных судах в сфере административной юстиции.

Особого внимания заслуживает ст. 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам. Например, споры, возникающие в сфере корпоративных отношений, с участием акционеров - физических лиц, и споры о защите деловой репутации с участием авторов публикаций. Такое решение законодателя представляется оправданным, поскольку направлено на обеспечение стабильности в сфере экономики, а также на повышение авторитета судебной власти, уважительное отношение к закону и суду, на обеспечение исполнения судебных решений Барак А.А. Судейское усмотрение. [Текст] / А.А. Барак. - М.: Юридическая литература, 2008.- С. 93-95..

Некоторые из новшеств в деятельности арбитражных судов вытекают из осуществляемой в стране судебной реформы Шерстюк В.М. Производство в арбитражном суде первой инстанции. [Текст] / В.М. Шерстюк. - М.: Проспект, 2011. - 45 с.. Так, на усиление гарантий независимости и справедливости при рассмотрении арбитражных дел направлен Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ (в ред. 29.06.2009) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», которым введен институт арбитражных заседателей. При его разработке использовались результаты специального эксперимента, проведенного в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 5 мая 1995 г. «О введении в действие АПК РФ». Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей было утверждено постановлением Пленума ВАС РФ от 5 сентября 1996 г. Эксперимент должен был помочь найти наиболее оптимальную модель привлечения к отправлению правосудия в арбитражных судах граждан, обладающих опытом работы в сфере предпринимательской деятельности. Подобная практика существует в ряде европейских стран. С принятием АПК РФ данный эксперимент стал нормой.

Заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ [Текст]: Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) // Собрание законодательства РФ от 04.06.2001. - № 23. - Ст. 2288.. Законом регламентированы порядок формирования и утверждения списков арбитражных заседателей, вознаграждения, приостановления и прекращения полномочий заседателя, ограничения для лиц, которые не могут быть арбитражными заседателями.

Одна из задач, которая ставилась при подготовке нового АПК РФ, и которая была решена, заключается в обеспечении эффективной и оперативной защиты прав и законных интересов предпринимателей и иных лиц, обращающихся в арбитражный суд Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. [Текст] / В.М. Шерстюк. - М.: Издательский Дом «Городец», 2010. - 76 с..

В числе мер, принимаемых в целях защиты прав, следует назвать меры по обеспечению иска, в том числе предварительные обеспечительные меры. Они впервые были включены в Кодекс. Суть их заключается в том, чтобы сделать все необходимое для реального исполнения судебного решения. Указанные меры носят особый характер, о чем говорят нормы гл. 8 Кодекса, и их применение должно носить исключительный характер, чтобы не допустить искажения действительного смысла закона и истинного предназначения указанных мер.

Обеспечительные меры, и особенно предварительные, должны применяться в строгом соответствии с целями и задачами, которые определены в законе. Нельзя допускать повторения ошибок прошлого, когда нормы процессуального закона использовались в целях незаконного завладения чужим имуществом или устранения конкурентов.

Ряд положений нового АПК РФ направлен на оказание судами помощи участвующим в деле лицам в решении задач, стоящих перед арбитражным судопроизводством. Подавляющее большинство дел в судах первой инстанции рассматривается единолично, а их проверка в вышестоящих судебных инстанциях осуществляется только коллегиальным составом судей Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. [Текст] / Е.Б. Абросимова. - М.: Юристъ, 2010. - С. 50-56..

Кодекс предусматривает поддержку арбитражными судами альтернативных способов разрешения споров путем использования различного рода примирительных процедур, посредничества.

Важным положением является введение в Кодекс специальной главы о подготовке дел к слушанию. Через эту стадию должно достигаться обеспечение полного, всестороннего рассмотрения обстоятельств каждого дела. Именно на этой стадии создаются необходимые предпосылки для принятия обоснованного и законного решения.

Красной нитью через весь Кодекс проходит утверждение принципа состязательности в арбитражном процессе Арбитражный процесс [Текст] / Под редакцией проф. В.В. Яркова. - М.: Издательский дом «Городец», 2011. - С. 199-216.. Суд призван исходя из стоящих перед ним задач, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, руководить всем ходом судебного процесса, помогать сторонам, всем участвующим в деле лицам использовать предоставленные законом процессуальные права. В то же время суд должен пресекать злоупотребления процессуальными правами со стороны участников процесса.

Важно подчеркнуть, что ряд норм нового Кодекса направлен на повышение оперативности правосудия, процесс должен быть динамичным, недопустимы неоправданные затяжки. Вместе с тем ряд процессуальных сроков, установленных для судебного разбирательства, для обжалования судебных актов, призван служить гарантией справедливого правосудия.

Компетенция арбитражных судов весьма широка - они рассматривают гражданские и административные дела, дела о банкротстве, дела об установлении юридических фактов и др. Поэтому процедура рассмотрения дел дифференцирована с учетом различий в их характере. Это нашло отражение в разделе III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» (гл. 22--26) и в разделе IV «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел» (гл. 27--31).

Первая инстанция рассматривает все дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, по существу. Именно в ней формируется дело, которое завершается принятием законного и обоснованного решения, базирующегося на имеющихся в деле доказательствах Омонских, А.Е. Арбитражный процесс. [Текст] / А.Е. Омонских. - М.: ПРИОР, 2009. - 389 с..

Система рассмотрения судебных дел, которая существует на сегодняшний день, была введена в арбитражных судах в 1995 г. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Законом было установлено, что судом первой инстанции является арбитражный суд субъекта РФ, а дальше решение суда первой инстанции может быть обжаловано дважды. Во-первых, в апелляционной инстанции, и тогда проверка законности и обоснованности вынесенного судом решения проводится в апелляционном порядке, а также в кассационной инстанции, где проверка законности и обоснованности проводится в кассационном порядке Абова, Т.Е. Арбитражное процессуальное право в системе права России. Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. [Текст] / Т.Е. Абова. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2010. - С. 178..

Федеральными конституционными законами от 4 июля 2003 г. и от 25 марта 2004 г. в Закон «Об арбитражных судах в РФ» были внесены изменения. В результате образовалось четыре уровня арбитражных судов. Каждая из них, не подменяя друг друга, выполняет присущую только ей функцию.

Внутренний порядок деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними регулируются Регламентом арбитражных судов, принимаемым ВАС РФ и являющимся для них обязательным. По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя ВАС РФ и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Сегодня действует Регламент, утвержденный постановлением Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. № 7, с изменениями и дополнениями, внесенными в более позднее время.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

В качестве обобщения, можно сказать, что организационная перестройка арбитражной судебной системы позволила изменить полномочия и подсудность ранее действовавших арбитражных судов, усовершенствовать организацию их деятельности, а АПК РФ подтвердил необходимость наличия четырех судебных инстанций в системе арбитражных судов России.


Top