Правовые формы участия гражданина в жизни общества. Участие граждан в политической жизни

Все уже, скорее всего, поняли, что мир скатывается в зону «глобальной турбулентности». Это время, когда будущее стран и человечества в целом не определено, а потому зависит от позиции каждого конкретного человека. А как люди могут высказать свое мнение? Вот тут и следует вспомнить, что делается это через участие гражданина в Только далеко не каждый в нашей стране и в других государствах обладает необходимым минимумом информации по данному вопросу. Не особенно нас такие абстрактные темы интересуют, когда все стабильно. А как кризис замаячит на горизонте, мы теряемся в догадках, пытаясь выяснить, как именно на него можем повлиять. Только ли на правителей уповать? Или можно и самим включиться в общую работу по его преодолению? Давайте разберемся со своими правами и обязанностями.

О чем речь пойдет?

Предлагается рассмотреть выражение «участие гражданина в политической жизни», определив его смысловую нагрузку. В нем есть два взаимосвязанных понятия. Они не могут существовать отдельно и охватывают описываемый процесс всесторонне. Конкретно выделим два термина: «гражданин» и «политика». Первый описывает человека, обладающего определенными правами. Второй - процесс их реализации в сфере управления государством. Получается, что мы исследуем систему, позволяющую каждому человеку влиять на события в своей стране согласно собственным убеждениям. Скажете, такое невозможно? Однако следует прежде изучить законы, потом только делать выводы.

Ваш голос - решающий

Мы с вами попытаемся понять, где законодательно заложены рычаги, позволяющие каждому человеку влиять на общую ситуацию. Начнем с того, что участие гражданина в политической жизни - процесс довольно «бюрократизированный». Он разложен по полочкам в конституции любого Кроме того, существует еще и ряд законов и иных актов, детализирующих этот процесс. Да вы и сами, скорее всего, принимали уже в нем участие, только не квалифицировали его как участие гражданина в политической жизни. Если вы уже достигли совершеннолетия, то ходили голосовать (или имели такую возможность). Вам предоставляли информацию о различных партиях, желающих получить власть, объясняли, предлагали задавать вопросы и так далее. Может, вы не обратили на эти мероприятия никакого внимания, но гражданин в политической жизни своего государства участвует именно в такой форме (но не только). Через систему выборов реализуется его право на принятие участия в управлении страной.

Переходим к практике

Участие граждан в политике не сводится только к плебисцитам. Ведь голосование - это уже итог довольно длительного процесса. Ему предшествует политическая борьба. А именно те партии, что желают направлять развитие страны и общества, стараются привлечь на свою сторону как можно больше граждан. Для этого они разъясняют свои взгляды и цели. К этой работе стараются привлечь как можно граждан с тем, чтобы они реализовали свое право на свободу взглядов. В это время любой человек может выбрать ту силу, что наиболее полно отражает его собственную позицию. Конечно, кое-кто считает, что лучше в одиночку отстаивать свои убеждения. Однако в демократическом обществе придуман более рациональный механизм, исходящий из давнего принципа: «Вместе мы - сила!» Поэтому политические партии и образуются. Они являются выразителем чаяний и надежд определенны групп и слоев населения.

О политических партиях

Теперь мы подошли к другой стороне участия гражданина в управлении государством. Любой может стать членом политической силы, соответствующей его убеждениям. А когда ему исполняется двадцать один год, избраться в тот или иной А это уже совсем другой уровень участия в политической жизни. Работа в органе самоуправления позволяет непосредственно влиять на принятие решений. Ведь законы принимаются именно в них. Здесь стоит сказать, что депутат любого уровня не голосует «по своему разумению». Он является выразителем мнения своих избирателей. Значит, при голосовании он обязан исходить из интересов последних. Это второй уровень, так сказать, граждан на участие в Первый - участие в выборе политической силы, второй - она действует в его интересах.

Все так просто?

На самом деле не совсем. Дело в том, что процесс управления страной довольно сложен. Можно, конечно, «шашкой рубить» и декларировать самые популярные в народе идеи. А как дело доходит до реализации их на практике, то неизменно депутаты и партии натыкаются на преграды и барьеры. С одной стороны, у них есть оппозиция, политическая сила, выражающая интересы других групп населения, порой конфронтационного характера. С ними необходимо договариваться, находить консенсус. Но есть же еще и законодательство, то есть принятые «правила игры». Через них перепрыгнуть не получается. К примеру, многие недовольны высокими тарифами на коммунальные услуги. Чтобы их снизить, необходимо изменить множество законов, первым из которых будет бюджет на текущий год. А кроме него - еще и иные акты общефедерального и местного характера. Работа сложная и долгая.

Идти ли в депутаты?

Конечно, человек с активной гражданской позицией желает более плотно влиять на жизнь общества. Многие стремятся быть избранными в тот или иной орган. Только каждому ли по плечу такая ответственность? Человек, от которого зависит благополучие страны и всего населения, должен обладать большим запасом знаний. Еще ему необходим опыт, умение анализировать факты, воспринимать информацию глубоко и объемно. Конечно, над любым законодательным актом работает большое количество специалистов. В конечном же итоге отвечает за его реализацию тот, кто голосовал. Поэтому необходимо, чтобы люди эти были всесторонне образованными, мудрыми, дальновидными. Вот и получается, что гражданин участвует в политике, когда внимательно присматривается к тому, за кого собирается отдать свой голос.

Участие в мирных собраниях

С официозом разобрались. Но на этом политическая жизнь не заканчивается. Ведь, кроме выборов, существуют и иные формы высказывания народом своего мнения. Так, Конституция гарантирует право на свободу мирных собраний. Это означает, что люди могут выразить свое мнение путем митингов, манифестаций или иных акций, проводимых в общедоступных местах. Реализация данного права регулируется своими законами, описывающими методику организации подобных мероприятий. То есть они не могут быть стихийными. Желаете помитинговать? Милости просим в управу населенного пункта с заявлением, в котором указываются цели, организаторы и ориентировочное число участников. Это никакая не дискриминация. Местная власть отвечает за жизни граждан. Она обязана обеспечить сохранность порядка при проведении акции. Хотя есть и исключения. Один человек может провести пикет без согласования.

Об ответственности

Это наиболее важный с одной стороны и наименее популярный с другой вопрос.

Любит у нас народ искать виноватого. Однако гражданин в политике имеет не только права, но и обязанности. От него требуется вдумчивое и внимательное использование своих прав. А то мы голосуем за того, кого «подскажут», а потом за голову хватаемся от того, что в стране творится. А чаще вообще выборы или митинги пропускаем. У каждого свои дела, более важные с его точки зрения, имеются. О том, что мы еще и граждане, а не просто люди, вспоминаем тогда, когда чего-то от власти надо. А еще - когда цены растут или иная «беда» на глазах развивается. Но ведь вы же имели право влиять на формирование этой самой власти! А пользовались ли им? Вот теперь сами с себя спрашивайте, почему управляют страной «не те» люди.

Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

1)

Гражданин может принимать участие в политической жизни, приняв участие на выборах, референдумах и работая в законодательных органах.

2) Основные принципы избирательного права в демократическом обществе.

Всеобщее избирательное право - право, принадлежащее всем гражданам, которые достигли 18-ти лет.
Равное избирательное право - право, когда избиратель имеет только один голос.
Прямые выборы - право избирать Президента, депутатов Государственной Думы.
Тайное голосование - когда другим избирателям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

3) Различия между выборами в органы власти и референдумом:

Выборы - это когда голосованием выбирается кандидат или список кандидатов на определенную должность. Референдум - это форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

4) Ознакомьтесь с данными соц опросов и ответьте на вопросы.

1) Какие выборы, по мнению граждан, влияют на их жизнь?
Выборы в органы местного самоуправления, потому что людей беспокоят проблемы в их городе. Это проблемы бытового уровня, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Все эти проблемы решаемы, но только нужно приложить усилия со стороны самоуправления.

Какие выборы, по мнению граждан, влияют на жизнь страны?
Президентские выборы, потому что президент - это глава государства, который имеет большие полномочия, по сравнению с другими должностями, например депутаты.

Чем различается оценка гражданами влияния выборов на их жизнь и на жизнь страны?
Выборы Президента влияют на политический строй государства, а выборы в органы местного самоуправления существенно влияют на жизнь города, в котором живут граждане.

Можно ли сделать вывод, что значительная часть граждан не видит влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
Да, согласен. Если сложить ответы граждан(затрудняюсь ответить, никакие не влияют), то выходит подавляющее большинство.

2) Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.
Политики во время выборных компаний обещают перемены в лучшую сторону для граждан, а действия - никаких.

5) Ответьте на вопросы.

1 - Это дает народу свободу выбора. Народ самостоятельно принимает решение, то есть влияют на формирование государства(участвуют).

2-3 - подчеркните противоречащих Конституции Российской федерации, отмены или... таких прав и свобод.
Граждане РФ имеют право участвовать... от других обстоятельств.

4 - Эта норма означает, что равноправие граждан, где каждый гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме.

5 - По Конституции РФ государство не вправе оказывать воздействие на граждан и принуждать их. Каждый гражданин вправе сам решить для себя, участвовать или нет, и за какой пункт голосовать.

6) С каким вопросом вы бы обратились в органы государственной власти?

Задал бы вопрос про ремонт плохих дорог и повышение заработной платы учителям и медицинским работникам.

Пример подобного обращения:
Я, ФИО , постоянно проживаю по адресу: АДРЕС , обращаюсь в администрацию города ГОРОД с просьбой ремонта асфальтового покрытия по улице ПИШЕМ УЛИЦУ . Прошу Вас уважаемая Администрация принять меры. С Уважением, ИМЯ

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

Направленность действий

Формы участия отличаются по направленности действий. Например, граждане хотят реализовать частные интересы при проведении митинга, или забастовка направлена на разрешение серьезной ситуации, сложившейся в городе. Вариант участия граждан в политической жизни зависит и от ресурсов и усилий, которые должны будут приложить участники, чтобы справиться с поставленной ими задачей. К примеру, при демонстрации протеста, касающегося сокращения сотрудников на предприятии, граждане должны быть готовы к преодолению давления со стороны руководства компании.

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

К механизмам участия граждан и их объединений (полити­ческих партий, фронтов и движений, фондов и добровольных ас­социаций и др.) в политической жизни надо относить политиче­ские институты и учреждения, обеспечивающие представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и ис­полнительных органах страны. В качестве примера можно на­звать избирательное право и голосование, выдвижение кандида­тов и баллотирование, организацию политических партий и ассо­циаций, институт представительства (народные трибуны в древ­ности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, дея­тельность СМИ и т. д.

Система выборности призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народ­ного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выбо­ры, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитими­зации (узаконивания) существующей политической системы и по­литического режима. Акт участия в выборах уже сам по себе увели­чивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к уча­стию в политическом и особенно в избирательном процессе. Боль­шая роль отводится системе образования, а также различным меха­низмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий патриотических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропа­ганды достоинств участия в голосовании.

Роль института всеобщих выборов невозможно переоценить. Избирая ту или иную партию, того или иного депутата, народ выражает свои потребности, чаяния, интересы, жалобы самым мирным и конституционным путем, не прибегая к восстанию или изгнанию, революции.

Конечно, избранное правительство, Государственная Дума и избранный президент находятся под очень слабым контролем на­рода. Это одновременно плохо и хорошо. Хорошо потому, что необходимость «отрабатывать» народное доверие, строить поли­тику только в согласии с данными ранее обещаниями или только по наказу избирателей - сильно сковало бы руки органам власти. Правители, ответственные перед народом, - это одно, а правите­ли, зависимые и потворствующие народу, - это совсем другое. Так рассуждал в свое время Н. Макиавелли.

В зарубежных странах относительная легкость, с которой мо­жет быть заменено действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении, самого политического ре­жима и его институтов. Это обусловливается тем, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов совре­менной политической системы. Не прибегая к революционному насилию, но используя современные механизмы политического участия, народ все же способен навязать властям свою волю.



Если бы институт выборов не зарекомендовал себя как самый эффективный инструмент политической стабилизации общества, то многие страны, скорее всего, отказались бы от него. Но ныне в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избиратель­ное право.

Под избирательным правом понимаются два явления: 1) сово­купность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.; 2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избира­тельное право) и быть избранным (пассивное избирательное пра­во). Избирательное право обычно регламентируется конституци­ей и специальными законами о выборах, который определяет по­рядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, поря­док определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие поли­тических решений. Однако так было не всегда.

В античной Греции права голосовать были лишены рабы, ино­странцы, женщины и малоимущие. В Древнем Риме долгое время к голосованию не допускали плебеев - преобладающую массу свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения. Имущест­венный ценз ограничивал избирательные права граждан не толь­ко в античности, но и в Новое время. Малоимущие белые мужчи­ны не имели права голосовать в XIX в. в передовых странах типа США и Англии.

По конституции США от 1787 г. тысячи чернокожих рабов были лишены гражданских и общечеловеческих прав. Только в 1870 г. была принята XV поправка к Конституции, предостав­ляющая право голоса неграм. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможно­сти участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов негры стали добиваться некоторых успехов в расширении права участия в выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов XX в., снявшие ограничения на участие негров в избирательном процес­се. В ЮАР чернокожих допустили к ним только в середине 90-х годов.

Американские женщины не имели права голосовать до 1920 г. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. - до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин - в 1919 г. В Англии это случилось чуть позже - в 1928 г. Женщины получили право голоса во Франции в 1944 г., в Италии - в 1945 г., в Греции - в 1956 г. В Швейцарии, этом символе цивилизованности и стабильности, женщины впервые были допущены к избирательным урнам только в 1971 г.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избира­тельных кампаний регламентируются законодательными норма­ми. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привле­кать их обещанием продвижения по службе, обходить дома изби­рателей с целью предвыборной агитации и т. д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно рег­ламентировано использование средств массовой информации, осо­бенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избира­тельных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с кото­рым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

Голосование - одна из важнейших форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и обществен­ных движениях, обращение в парламент и местные законода­тельные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу пар­тии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: 1) регистрация в списке избирателей по месту жительства, 2) тайное голосование в специальной кабине, 3) использование одинакового для всех из­бирательных округов списка кандидатов, 4) присутствие на выбо­рах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, 5) подсчет бюллетеней специально соз­данной комиссией, 6) официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они мо­гут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большин­стве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. изби­рателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур. Выборы - это игра между кан­дидатом и избирателем, правила которой определены демократи­ческой процедурой.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в от­дельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, в изби­рательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, про­граммным установкам и т. д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответст­вуют их позициям и интересам.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Требование лояльности, в соответствии с которым кандида­ты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим про­тивникам.

3. Обязанность невмешательства государственного аппарата в ход предвыборной борьбы.

Суть первого условия состоит в том, что всем кандидатам на выборах предоставляется одинаковый максимальный объем расходов на проведение кампании. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний. В то же время государство во многих кам­пании. К примеру, в России оно предоставляет бесплатно 30% эфирного времени для предвыборной агитации. Одновременно всем партиям и кандидатам гарантируется одинаковое время для выступлений на радио и телевидении.

Хотя предвыборный этикет не допускает каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника, унижения его чести и достоинства и т.д., в России, начиная с 1992 г., постоянно нарас­тала так называемая «война компроматов». В ходе этой борьбы практически на каждого кандидата и политическую партию противники через средства массовой информации выдавали не­гативную и компрометирующую информацию, часть которой оказывалась сфабрикованной. Подобное случается не только у нас. Если в США кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого.

Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов не­наказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадо­ренные полной безнаказанностью кандидаты «купают друг друга в грязи». В каждом штате страны свои нравы и традиции. Если на севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование. В конце XX столетия в США изби­ратели вынуждены заполнять анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос. Делается такое для того, чтобы не было подме­ны. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.

В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные пред­меты. Скажем, в США один из кандидатов использовал... мухо­бойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запом­нишь его!

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является ин­ститут референдума. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни пу­тем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голо­сования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум используется в качестве законодательного механиз­ма большинством демократических государств мира.

Одна из главных функций избирательной системы состоит в институционализации политического участия граждан, замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и зачастую незакон­ных (бунт, восстание и т. д.) форм политических действий узако­ненными, легальными и легитимными.

Политический процесс предполагает различные формы участия граждан в политической жизни общества.

Активные формы участия:

  • - участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
  • - массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные какими либо действиями правительства;
  • - одиночные акции, достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;
  • - участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;
  • - участие граждан в опросах;
  • - обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
  • - лоббистская деятельность;
  • - сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

  • - социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и соответственно, всяческое неучастие в выборах;
  • - игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;
  • - неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. Например: маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо не надо.

Основой формы участия населения в политической жизни общества является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно, через определенное, предусмотренное законом время.

В демократических странах выборы проводятся на основе общего и равного избирательного права. Для проведения выборов создаются избирательные округи для того, что бы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей. И только тогда обеспечивается действительное равенство избирательного права.

Весьма ответственное политическое мероприятие - это выдвижение претендентов на выборные должности. Для их определения и агитации за них организуется предвыборная компания. Кандидаты могут выдвигаться общественными организациями, партиями или по собственной инициативе претендентов. Реальные шансы быть избранным имеют, конечно, кандидаты от политических партий. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную компанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается нелегко.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования, порядок которого строго регламентируется законодательством. Оно должно быть тайным. Избиратель один в кабине заполняет бюллетень и сам должен опустить его в урну. Особое внимание уделяется подсчету голосов. Чтобы не было нарушений и подтасовок при вскрытие урны и подсчете голосов, разрешается присутствие посторонних наблюдателей. Сами урны опечатываются.

Голоса избирателей подсчитываются на основании определенных правил. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: Система большинства (мажоритарная) и система пропорционального представительства.

  • 1) При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, причем она имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало 50% избирателей принявших участие в выборах. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшие число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждому из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.
  • 2) При пропорциональной системе каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов. В соответствии ими и числа поданных голосов за данную партию, определяется количество депутатов. Данная система позволяет даже мелким партиям иметь своих представителей в органах власти. Чтобы этого не случилось в законодательстве многих стран, в том числе И Украине и России устанавливается заградительный пункт, который не дает возможность получить депутатские полномочия тем партиям, которые получили менее 4-5% голосов избирателей.

Следующей формой политического участия является референдум. Референдум - это голосование населения внешнеполитическому вопросу. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост. На референдуме они же сами принимают решения по вынесенному на голосовании конституционному или законодательному вопросу.

В настоящее время конституции многих государств, предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, парламенту, общественным организациям, народу. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международную организацию и т.п. Итоги референдума не имеют юридической силы, но мнение народу имеет огромную политическую силу и принимается правительством и президентом к исполнению. Например, когда верховный совет России не смог принять конституцию - президент обратился к народу. При подготовке к референдуму избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, учувствовавших в референдуме. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявления народа, ему должно предшествовать широкое и всестороннее обсуждение, выносимого на голосовании вопроса. Формой политического участия народа в управлении является так же плебисцит. Как и референдум он призван определить мнение избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется для опроса населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, том или ином государстве. Во внутри политической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и осуществляемой им политике. Требование проведения плебисцита может исходить не только от народа, недовольного политическим руководством, но и от самого руководства. Таким образом, плебисцит - это прямое выражение воли народа. Но история свидетельствует, что народ можно обмануть и при помощи его могут прийти к власти люди, которые потом предадут его интересы. В зависимости от уровня экономической и политической культуры, менталитета народа данного государства, политическое участие народа в жизни общества может привести или к стабильности политической жизни или, наоборот, к политическим конфликтам и неустойчивости политической системы.


Top