Что такое эмпиризм в философии? Суть направления, представители. Основная идея философии французского Просвещения. Представитель философии Французского Просвещения

Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания, противопоставляющаяся мистицизму и . Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ .

Развитие эмпиризма: философия Нового времени

Новым временем называют период развития философии, длящийся с 17 по 20 век. В эту эпоху, известную революционными движениями в Западной Европе, зародился и развивался эмпиризм, как новый метод философского познания.

Отличительные черты философии Нового времени:

  • вопрос познания природы становится первостепенным, смещая на задний план вопросы познания и человека;
  • главные источники познания – опыт и эксперимент;
  • основа социального прогресса – наука;
  • ослабевает влияние Церкви, среди епископов распространено светское отношение к миру;
  • познание фокусируется на изучение системы, а не отдельных частей;
  • развивается материализм, его новая форма дает старт развитию математики и механики.

Новый период в развитии общества, ставивший научное знание выше всего остального, позволил сформироваться эмпиризму – методу познания, основанному на чувственном опыте.

Что такое эмпиризм

Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта. Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания. Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.

Эмпиризм базируется на положениях:

  1. Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
  2. Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
  3. Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
  4. Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
  5. Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.

Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов . У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.

Эмпирические методы познания

Суть эмпирического познания – изучение мира посредством чувственного восприятия. Рассматривается внешняя сторона предметов, которые человек оценивает органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными. Для большинства людей основным способом получения информации становится зрение

Опытное исследование в эмпиризме происходит с использованием методов:

  1. Описание – фиксация данных наблюдения, с использованием средств искусственного или естественного языка. Для составления описания данные необходимо измерять и сравнивать.
  2. Наблюдение – получение знаний о внешних сторонах, форме и свойствах изучаемого явления, посредством целенаправленного восприятия.
  3. Сравнение – выделение сходства или различия объектов, их отдельных частей или этапов развития.
  4. Измерение – сравнение заданной величины и заданного стандарта, с целью вывить разницу между исследуемыми явлениями, подтвердить или опровергнуть их принадлежность к определенной группе.
  5. Эксперимент – изучение объекта происходит в заданных и контролируемых условиях. Используется для исследования объекта в чистом виде, подтверждения существующей гипотезы или сбора данных для формирования новой гипотезы.

Применение нескольких методов эмпирического познания позволяет получить разнообразную информацию, и провести ее сравнительный анализ. Обобщение полученных данных позволяет делать умозаключения, перейти от отдельных фактов к научным предположениям.

Формы познания в эмпиризме

Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.

Имманентная форма эмпиризма

Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.

Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный. Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания. Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.

Считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.

Трансцендентная форма эмпиризма

Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.

Виды идолов по Бэкону

Согласно Френсису Бэкону, главная цель науки – улучшение человеческой жизни. Человек с помощью изобретений и открытий должен подчинить себе силы природы. Чтобы достичь этого, нужно обладать правильным мышлением. Рациональному мышлению мешают идолы – заблуждения, которые появляются у человека в по мере взросления.

Человеку нужно избавиться от 4 типов заблуждений:

  • Идолов рода. Это – ложные представления о жизни, которые возникают из-за ограниченности разума и ошибочного восприятия действительности посредством органов чувств. Преодолеть влияние идолов рода человек может с помощью самообразования.
  • Идолов театра. Под этими идолами философ подразумевает представления о мире, взятые людьми из различных философских учений. Ни одно из течений философии не дает точного ответа на вопросы о смысле бытия и их нельзя воспринимать как свод жизненных правил. Бездумное следование философской идеи приводит человека к неправильному понимаю мироустройства. Избавиться от него удается, отказавшись от следования авторитетам.
  • Идолов рынка и площади. Они возникают из-за недопонимания между людьми. Наделяя одни и те же слова разными значениями, люди вступают в споры, которые часто приводят к бессмысленным ссорам. Чтобы избежать этого, нужно научится не делать поспешных выводов.
  • Идолов пещеры. Эти заблуждения появляются из-за искаженного восприятия действительности, зависящего от субъективного взгляда. Человек смотрит на мир через призму своего внутреннего «Я» и не может оценивать события беспристрастно. Идолы пещеры естественны, их удается победить, если приложить достаточно усилий.

Борьба с идолами зависит не от сознания конкретного человека, а от сознания общества. Чтобы избавиться от идолов, нужно менять восприятие масс, воспитывать их осознанность.

Создатели эмпиризма

Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:

  • Ф. Бэкона;
  • Томаса Гоббса;
  • Джона Локка.

Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.

Ф. Бекон

Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».

Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений. Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда. Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.

Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы. Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения. Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.

Т. Гоббс

Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.

Настоящее восприятие появляется на основе:

  • сигналов – звуков, издаваемых животными;
  • меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
  • естественных знаков – звуков природных явлений;
  • знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.

Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.

Дж. Локк

Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».

В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:

  • у человека нет врожденных идей;
  • разум новорожденного чист;
  • в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.

Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.

ЭМПИР’ИЗМ, эмпирпизма, мн. нет, ·муж. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм (беспринципное и бесперспективное делячество; полит.). Толковый словарь Ушакова

  • Эмпиризм - Философское направление, видящее в опыте единственный источник познания. В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • ЭМПИРИЗМ - ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) - англ. empirism; empiricism; нем. Empirismus. Направление в теории познания, к-рое важнейшим источником и критерием познания считает чувственный опыт, а формы мышления рассматривает как исключительно субъективный способ систематизации представлений. Социологический словарь
  • ЭМПИРИЗМ - ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Большой энциклопедический словарь
  • эмпиризм - сущ., кол-во синонимов: 8 наблюдение 60 практика 19 практическая деятельность 2 эвристика 5 экспериментальность 5 эмпирика 7 эмпиричность 6 эмпирия 7 Словарь синонимов русского языка
  • Эмпиризм - (от греч. empeiría - опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность Рационализму... Большая советская энциклопедия
  • эмпиризм - орф. эмпиризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • эмпиризм - [< гр. опыт] – фил. учение, признающее опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания и умаляющее значение логического анализа и теоретических обобщений. Большой словарь иностранных слов
  • эмпиризм - -а, м. 1. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Малый академический словарь
  • ЭМПИРИЗМ - ЭМПИРИЗМ (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт [ОПЫТ]. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма – сенсуализм [СЕНСУАЛИЗМ]. Новая философская энциклопедия
  • Эмпиризм - (греч. empeiria опыт) в медицине - направление, представители которого пренебрегали теорией и придерживались неизменных предписаний, основанных на преданиях и собственных наблюдениях за больными; возникло в Греции в III в. до н.э. Медицинская энциклопедия
  • эмпиризм - эмпиризм I м. Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания. || противоп. рационализм II м. Толковый словарь Ефремовой
  • эмпиризм - Эмпиризм, эмпиризмы, эмпиризма, эмпиризмов, эмпиризму, эмпиризмам, эмпиризм, эмпиризмы, эмпиризмом, эмпиризмами, эмпиризме, эмпиризмах Грамматический словарь Зализняка
  • эмпиризм - ЭМПИРИЗМ -а; м. [от греч. empeiria - опыт] 1. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). Идеалистический э. Материалистический... Толковый словарь Кузнецова
  • эмпиризм - ЭМПИРИЗМ м. греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. эмпирический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик противопол. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку. Толковый словарь Даля
  • эмпиризм - ЭМПИРИЗМ, а, м. 1. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ожегова
  • ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк- представители материалистического эмпиризма. Для него характерно признание того, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Дж. Беркли, Д. Юм- представители идеалистического эмпиризма. Он ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

    Материалистический эмпиризм

    Бэкон Фрэнсис (1561-1626).

    Главный труд Бэкона - "Новый Органон"(1620). Название это показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался "Органон" (свод логических работ) Аристотеля. Другим важным сочинением Бэкона была утопия "Новая Атлантида".

    Бэкон Фрэнсис- английский философ, родоначальник английского материализма. В трактате "Новый Органон" провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "призраков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. В 1605 была опубликована работа "О достоинстве и приумножении наук", представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона - "Великого восстановления наук", предполагавшего 6 этапов. Последние годы жизни занимался научными экспериментами и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. Бэкон был увлечен проектами преобразования науки, первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии. Крылатые высказывания Бэкона о науке неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений. Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются чувства. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания: "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства" .

    Бэконовская классификация наук , представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история - это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую ("естественная магия") части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Считая, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки силлогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами и подменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с так называемой "фантастической ученостью", опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр.

    Учение о так называемых "идолах", искажающих наши познания составляет основу критической части философии Бэкона. Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания - четыре вида "идолов" (ложных образов) или призраков. Это - "идолы рода", "идолы пещеры", "идолы площади" и "идолы театра".

    В основе врождённых "идолов рода" лежат субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.) "Идолы рода" - препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникает телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. Заблуждения вызваны неточными свидетельствами чувств или логическими ошибками.

    "Идолы пещеры", обусловлены зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. "Идолы пещеры" - ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей (как бы сидящих в пещере) вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие - их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.

    "Идолы рынка, или площади", имеют социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. "Идолы площади" - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета; а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. Бэкон выступает против заблуждений, вызванных употреблением бессодержательных слов (как это бывает на рынке).

    Бэкон предлагает искоренять "идолов театра", в основе которых некритическое следование авторитетам. "Идолы театра" - препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. "Идолы театра" не врождены нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям. Ложные взгляды, укоренившиеся благодаря вере в старые авторитеты предстают перед умственным взором людей наподобие театральных представлений.

    Бэкон считал необходимым создать правильный метод , с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в "естественной истории". В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Таким образом, Бэкон различал три основных пути познания :1) "путь паука" - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике. Учёные-догматики, пренебрегающие опытными знаниями, ткут паутину абстрактных рассуждений. 2) "путь муравья" - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения; 3) "путь пчелы" - соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального. Учёный, подобно пчеле, собирает соки - опытные данные и, теоретически перерабатывая их, создаёт мёд науки. Ратуя за это сочетание, Бэкон, однако, приоритет отдает опытному познанию. Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, цель их - принесение непосредственной пользы человеку, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат, цель их не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей. .

    Итак, Ф.Бэкон - основоположник материализма и экспериментальной науки своего времени считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений ("идолов).

    Высшая задача познания и всех наук , согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"(своего рода исследовательского центра Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным". Научное исследование не должно быть ограничено мыслями о его непосредственной пользе. Знание - сила, но действительной силой оно может стать, только если основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама "повинуется" природе, т. е. руководится познанием ее законов.

    Технократическая школа. В "Новой Атлантиде" (1623-24) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит "Соломонов дом", или "Общество для познания истинной природы всех вещей", объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспевания населения. Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах из других стран". "Новая Атлантида" осталась незаконченной. .

    Теория индукции : Бэкон разработал свой эмпирический метод познания, каким у него является индукция - истинное орудие исследования законов ("форм") природных явлений, которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным природным вещам.

    Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции.

    До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали понимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один-единственный такой случай способен полностью или частично опровергнуть поспешное обобщение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным инстанциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

    Бэкон выставляет новую логику: "Моя логика существенно отличается от традиционной логики тремя вещами: самой своей целью, способом доказательства и тем, где она начинает свое исследование. Целью моей науки не является изобретение аргументов, но различные искусства; не вещи, что согласны с принципами, но сами принципы; не некоторые правдоподобные отношения и упорядочения, но прямое изображение и описание тел". Как видно, свою логику он подчиняет той же цели, что и философию.

    Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще. Характеризует он ее так: "Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается". Бэкон, однако, останавливается на данном состоянии разработки и существующем способе использования индуктивного подхода. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция "ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу". Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода. Первое условие прогресса знания является усовершенствование методов обобщения. Процесс обобщения есть индукция. Индукция исходит из ощущений, отдельных фактов, шаг за шагом без скачков поднимается до общих положений. Главная задача - создание нового метода познания. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составляющие части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение.

    Бэкон- один из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы. Бэкон говорил о качественной разнородности материи, имеющей многообразные формы движения (19 видов, в т.ч. сопротивление, колебание.). Вечность материи и движения не нуждаются в обосновании. Бэкон отстаивал познаваемость природы, считал, что этот вопрос решается не спорами, а опытом. На пути познания - множество препятствий, заблуждений, которые засоряют сознание.

    Бэкон подчёркивал значение естествознания, но стоял на точке зрения теории двойственности истины (тогда прогрессивной): теология имеет своим объектом Бога, наука - природу. Необходимо разграничивать сферы компетенции Бога: Бог - творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зависит от веры. Философия основывается на знании и опыте. Главное препятствие - схоластика. Основной порок - абстрактность, выведение общих положений из частных. Бэкон- эмпирик: познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, значит, судить о явлениях природы следует лишь на основании опыта. Бэкон также считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы путем обработки данных органами чувств и теоретическим мышлением. В целом философия Бэкона представляла собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов. Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.

    Томас Гоббс(1588-1679)

    На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф.Бэкон, а также Г.Галилей, Р.Декарт. В полемике с Декартом он отвёрг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Гоббса- идеальные образцы научного мышления вообще. Природа- совокупность протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механическое- как перемещение. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической "механики" и индукцию эмпирической "физики".

    Джон Локк (1632- 1704)

    Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления - Джона Локка. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Р. Бойля. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении"(1689), где он разработал эмпирическую теорию познания. Локк утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире. Указал на необходимость сужения и специализации знания как важнейшую предпосылку его эффективности. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций).

    Философию Локка можно характеризовать как учение, которое направлено против рационализма Декарта (и во многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование "врожденных идей", которые важны в теории познания Декарта (в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога)), и концепцию "врожденных принципов" Лейбница. Человеческая мысль (душа) или сознание, согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

    В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний . Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение - основа познания. Признавая необходимость изучения способностей и границ человеческого познания, он обращает внимание и на исследование собственно процесса познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем при этом, он определяет как "внутренний" в отличие от опыта, обретенного при восприятии чувственного мира. Идеи, возникшие на основе внешнего опыта (ощущений), он называет чувственными; идеи, которые берут свое происхождение из внутреннего опыта, он определяет как возникшие "рефлексии". Однако опыт - как внешний, так и внутренний - непосредственно ведет лишь к возникновению простых идей. Для того чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является сущностью души (мысли), а лишь ее свойством.

    Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором из простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время и т. д.

    Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками.

    Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета предмета необходимы сам предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека). По поводу гносеологической значимости вторичных качеств у Локка можно обнаружить три возможных интерпретации. Первый вариант решения этого вопроса Локк унаследовал у Спинозы, согласно которому, вторичные качества являются состояниями самого субъекта. Вторая интерпретация идей вторичных качеств близка понятиям физики Ньютона и объясняет эти идеи как "соответствие" силам, которые присущи телам. Третий вариант решения Локком проблемы вторичных качеств состоял в допущении того, что идеи этих качеств являются "точными" подобиями самих указанных качеств в телах вне нас ("Опыты..." §13 гл.32, кн.2). При этом Локк считает наиболее вероятным второй вариант решения проблемы.

    Локк развивает теорию о двух источниках идей в нашем сознании: ощущении и рефлексии. Среди идей, возникающих в нас из первого источника, то есть посредством ощущений, есть такие, которые отражают первичные качества вещей. Эти качества не отделимы от тела, всегда ему присуши, независимо от его состояния. Реальность качеств в том, что они существуют независимо от того, воспринимаем мы их или нет. В телах, согласно Локку, находятся силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами, но сами эти силы не являются качествами тел - это вторичные качества, действующие на наши органы чувств: свет, цвет, тепло и т.д.

    Локк различал три вида знания по степени их достоверности : чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п.

    Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель подчеркивал, что "Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта". Здесь Локк близок эмпиризму Бэкона. Локк не исключает в целом роль разума, но роль разума он ограничивает лишь простыми эмпирическими суждениями.

    В основе теории познания Локка лежит постулат о наличии у человека познавательных способностей . Именно познание, присущее человеку, связывает его с миром, но дать основание этой связи Локк не может. Поэтому он просто констатирует существование материального мира, с одной стороны, и существование познавательных способностей - с другой, пытаясь лишь определить сферу возможностей адекватного познания. Познавательная способность, согласно Локку, принадлежит уму, который активной рефлектирующей силой способен производить идеи. Сила разума определяет восприятие идеи в нашем уме, восприятие значения знаков, восприятие связи между идеями. Локк согласен с наличием врожденных познавательных способностей в виде воли и разума. Его несогласие с позицией Декарта касается происхождения содержания знания, которое не может выводиться вне опыта из одного только разума. В своей теории познания Локк отказывается как от познаваемости форм-законов Бэкона в качестве основания познания, так и от познаваемости онтологического основания. Локк делает вывод, что через опытное познание свойств мы узнаём некоторые полезные для нас качества. На большее не пригодны наши познавательные способности.

    Итак: Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия).Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи (представления) на простые и сложные. Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

    Идеалистический эмпиризм

    Джордж Беркли(1685-1753)

    Дж.Беркли выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж.Локка о происхождении понятий материи и пространства. В противоположность Локку Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Беркли выступал против различения первичных и вторичных качеств: все качества- вторичные, поскольку бытиё их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытиё материальное, Беркли признавал существование только духовного бытия.

    Дейвид Юм(1711-1776)

    Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж.Беркли в духе агностицизма и феноменалитизма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта(ощущения) , вторичными- впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей (т.е. чувств, образов) от внешних впечатлений. Человек по Юму,- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки.

    Таким образом, мы рассмотрели основные черты эмпиризма философии Нового времени, которые заключаются в следующем:

    Исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;

    Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;

    Исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.

    Со времен античности человечество интересуют вопросы познания. Философская мысль развивалась по мере того, как индивидуум познавал мир и самого себя в нем. Еще в древние времена зародились такие фундаментальные науки, как математика, физика, Тогда же возник вопрос о том, что есть путь познания истины и на чем он должен быть основан. Именно в это время возникли такие течения, как догматизм, прагматизм, эмпиризм.

    Эмпиризм как философия

    Эмпирика - это то, в основе чего лежит непосредственно практическая деятельность. То есть то, что получено путем человеческого опыта. Это понятие лежит в основе одноименного философского направления. Чувственный опыт абсолютен для эмпирика. Это и есть его суть и источник получения знания. Знание возникает в результате обработки человеком чувственных импульсов.

    Фрэнсис Бекон - основатель эмпиризма

    Основателем течения считается благодаря которому эмпиризм был оформлен в зрелую философскую концепцию. Позже внутри нее возник ряд течений - прежде всего, позитивный и логический эмпиризм. Бэкон настаивал на том, что для познания необходимо очистить восприятие и ум от пустых идолов и получать опыт путем эксперимента и наблюдения за природой. Основные идолы по Бэкону: племя, пещера, рынок, театр. Эмпиризм противопоставляет себя рационалистическим течениям и религиозной схоластике.

    Истина в эмпиризме

    Рационалисты и эмпирики расходятся в понимании источников познания истины. Первые видят его в достоверных выводах и призывают ничего не принимать на веру, абсолютизируя логику и Тогда как эмпирика - это течение, основывающееся на индукции. Основным источником истины его приверженцы видят чувственный опыт человека (эмпирию), его ощущения. Главная задача состоит в том, чтобы осознать ощущение, обработать его и донести извлеченную из него истину до человека в первозданном, неискаженном виде. Основной для эмпирика - это, прежде всего, природа, наблюдение за ней и действие в ней, порождающее ощущение. Это учение близко к таким наукам, как биология, медицина, физика, астрономия.

    Истина в эмпиризме - результат живого созерцания, которое выражено в таких формах:

    Ощущение (отзеркаливание в сознании индивидуума свойств и сторон чего-либо, воздействие на органы чувств);

    Восприятие (создание целостного образа познаваемого объекта в результате синтеза ощущений);

    Представление (осмысленный результат обобщения наглядно-чувственных эмпирий, не воспринимаемый сейчас, но воздействовавший в прошлом).

    В процессе познания истины человеком задействованы зрительные, вкусовые, тактильные, слуховые ощущения, складываемые в представления при помощи памяти и воображения. Эмпирика объясняет это наличием в организме человека экстерорецептивной и интерорецептивной (сигналы о внутреннем состоянии) систем. Таким образом, чувственно-эмоциональная и чувственно-сенситивная составляющие - основа, на которой выстраивают эмпирики и объективного познания.

    1. Высший вид познания – интуиция
    2. Всё знание человека основывается на опыте
    3. Мир в принципе не познаваем
    4. Всё подвергать сомнению

    Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

    1. Гностицизм

    1. Сенсуализм
    2. Рационализм
    3. Интуитивизм
    1. Р. Декарт
    2. Ф. Бэкон
    3. Дж. Беркли
    4. Вольтер

    Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

    1. Диалектика
    2. Индукция
    3. Дедукция
    4. Эвристика

    Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

    1. Естественнонаучное и математическое
    2. Чувственное и рациональное
    3. Эмпирическое и теоретическое
    4. Прикладное и фундаментальное

    Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

    1. руководствоваться метафизическими первопринципами

    2. пользоваться дедуктивными методами

    3. нисходить от абстрактного к конкретному

    4. опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

    Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

    1. Д. Юм
    2. Дж. Локк
    3. И. Кант
    4. Ж.Ж. Руссо

    «Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

    1. Т. Гоббс
    2. Д. Бруно
    3. Д. Дидро

    И. Фихте

    Теории «общественного договора» придерживался

    1. Платон
    2. Т. Гоббс
    3. Аристотель
    4. Г. В. Ф. Гегель

    Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

    1. Д. Беркли
    2. Г. Лейбниц
    3. Т. Гоббс
    4. И. Кант

    Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

    1. Монада
    2. Апейрон
    3. Материя

    Представителем субъективного идеализма является:

    Дж.Беркли

    Дж.Локк

    Т.Гоббс

    Ф.Бэкон

    Центральная философская проблема Д. Юма

    1. Познание
    2. Материя
    3. Движение
    4. Бытие

    Центральная проблема в философии французского Просвещения

    1. Человека
    2. Познания
    3. Бытия
    4. Природы

    Основная идея философии французского Просвещения

    1. Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
    2. Агностицизм
    3. Клерикализм
    4. Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества

    К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

    1. Идею равенства всех людей
    2. Идею приоритета коллективного над индивидуальным
    3. Идею прав и свобод человека
    4. Идею прогресса

    Сущность деизма состоит в

    1. Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
    2. Растворению Бога в природе
    3. Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
    4. Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей

    Представитель философии Французского Просвещения


    1. Ж.-Ж. Руссо
    2. Б. Спиноза
    3. Г. Лейбниц
    4. Т. Кампанелла

    «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал

    1. Ж.-Ж. Руссо
    2. К. Гельвеций
    3. Ж. Ламетри
    4. Вольтер

    Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

    1. Собственность
    2. Власть
    3. Наследственность
    4. Воспитание

    Французский философ, сторонник сенсуализма

    1. Кондильяк
    2. Декарт
    3. Шеллинг

    Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

    1. Англия
    2. Германия
    3. Россия
    4. Франция

    Идея правового государства включает в себя положение о

    1. Разделении властей
    2. Пагубности частной собственности
    3. Недопустимости эксплуатации человека человеком
    4. Приоритете общечеловеческих ценностей

    Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

    1. Гельвеций
    2. Фихте
    3. Гоббс
    4. Паскаль

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Хронологические рамки немецкой классической философии

    1. XV в.
    2. XVII в.
    3. XVIII – XIX вв.
    4. XVI в.
    1. Г.В.Ф.Гегель
    2. И.Кант
    3. Б.Спиноза
    4. Р.Декарт
    
    Top