План мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Мероприятия по улучшению условий труда Реализация мероприятий по улучшению условий труда

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители организаций, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.

При составлении планов работы по охране труда следует иметь в виду, что многие мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований безопасности и гигиены труда, не требуют существенных финансовых или материальных затрат. Они включаются в планы в обязательном порядке, как и мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда большому числу работников.

Улучшение организации обучения по охране труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важными элементами системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве.

Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда работников проводятся в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», ГОСТ 12.0.004 «ССБТ».

На постоянных рабочих местах в помещениях необходимо принимать расчетную температуру воздуха 22и относительную влажность не более 60% в течение всего года.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха производственных и вспомогательных помещений регламентируются одноименным CТБ 4.02.01- 03, ГОСТ 12.4.021, ГОСТ 12.2.137.

Рациональное освещение рабочих мест является одним из элементов благоприятных условий труда. Неправиль­ное и недостаточное освещение может приводить к возник­новению опасных и вредных производственных факторов на производстве. Наиболее комфортные условия труда обеспечиваются только естественным солнечным светом.

Для создания оптимальных условий зрительной рабо­ты расчетные характеристики системы освещения долж­ны быть увязаны с цветовым окружением.

Благоустройства и озеленение территории. Рекомендуется по возможности промышленные предприятия располагать продольной осью параллельно или под углом 45к направлению господствующих ветров.

Территория предприятия должна отвечать требовани­ям СанПиН 10-5-2002 «Санитарно-защитные зоны и сани­тарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 9-94-98 «Санитарные правила и нормы содержания и эксплуатации производственных пред­приятий», Межотраслевым общим правилам по охране труда.

В соответствии с этими документами территорию пред­приятий следует максимально озеленить и содержать в чис­тоте. Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены и освещены. Хранение сыпучих и порошковых материалов необходимо осуществлять в закрытых складах. При отсутствии такой возможности санитарные разрывы от открытых складов пылящих материалов до производственных зданий необхо­димо принимать не менее 20 м, до зданий бытовых помеще­ний – 25 м, до прочих вспомогательных зданий – 50 м. Эти разрывы нужно озеленить и регулярно очищать.

Улучшению санитарно-бытовых условий труда работающих (оборудование душевых, комнат отдыха и приема пищи, гардеробных, комнат личной гигиены женщин, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты). В соответствии с действующим законодательством и CНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», на каждом предприятии должен быть комплекс общих бытовых помещений.

Санитарно-бытовые помещения следует размещать в отдельно стоящем здании, в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных факторов.

Между отдельно стоящими бытовыми зданиями с помещениями для обслуживания работающих и отапливаемыми производственными зданиями следует предусматривать отапливаемые переходы.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

___________ ____________

«СОГЛАСОВАНО»

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

(ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ) ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

(наименование организации, учреждения)

г. _________________________________ 2015 г.

1. Положение разработано на основе приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков «.

2. Цель планирования в системе управления охраной труда в (наименование организации) разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3. Мероприятия по охране труда проводить в соответствии с Планом организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение).

4. Долгосрочное планирование охраны труда должно основывается на результатах специальной оценки условий труда, а также оценки профессиональных рисков, материалов расследования несчастных случаев, проверок состояния охраны труда и др.

Указанные мероприятия позволяют выявить рабочие места с опасными условиями и подготовить План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на этих работах.

5. Мероприятия по обеспечению допуска работников к выполнению работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов должны обеспечивать проведение профессионального отбора работников, проведение их профессиональной подготовки и обучения по охране труда с последующей стажировкой и проверкой знаний требований охраны труда.

6. Мероприятия по повышению качества подготовки безопасности рабочих мест должны способствовать:

обеспечению своевременной и качественной подготовки решений по охране труда в ППР;

обеспечение своевременной подготовки рабочих мест к производству работ.

7. Мероприятия по модернизации технических средств обеспечения безопасности рабочих мест должны обеспечить соответствие этих средств условиям работ.

Для указанных мероприятий необходимо предусмотреть обеспечение рабочих мест защитными ограждениями, а также средствами подмащивания, а также техническое обслуживание и ремонт этих средств.

8. Мероприятия по совершенствованию обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ направлены на совершенствование отраслевых типовых норм выдачи на основе заключенного коллективного договора.

9. Предложения для раздела готовятся комитетом по охране труда.

Разработал

Специалист по охране труда

_____________ ___________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«_______» ________ ______ г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Наименование должности Наименование должности

руководителя профсоюзного либо иного работодателя

уполномоченного работниками органа

(подпись) (фамилия, инициалы) (подпись) (фамилия, инициалы)

Дата согласования Дата утверждения

«СОГЛАСОВАНО»

Реквизиты документа, выражающего мнение

профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

Организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия — в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90.
Обеспечением работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами.
Оформление кабинетов, уголков по охране труда, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.п.
Разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.
Организация проведения сертификации работ по охране труда по результатам специальной оценки условий труда.
Внедрение технических устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током.
Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений.
Снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах.
Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
Приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, бытовых помещениях к установленным нормам.
Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
Нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

Разработал

Специалист по охране труда

_____________ ___________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«_______» ________ ______ г.

Обеспечение безопасности трудящихся – главная задача руководителей каждого звена. Человек имеет право работать без ущерба для здоровья, получать достойную заработную плату, надбавки за трудовую деятельность повышенной опасности.

Сегодня речь пойдет о мероприятиях, повышающих уровень квалификации и условия труда каждого сотрудника.

Охрана труда – система, разработанная для сохранения жизни и здоровья наемным работников. Включает в себя: социально-экономические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.

Мероприятия по охране труда – последовательность действий, направленная на повышение уровня безопасности трудового процесса. Снижение уровня травматизма и аварийности в условиях работающего предприятия – главная задача финансирования таких проектов.

Правила проведения инструктажа по охране труда – в этом видео:

Назначение и особенности мероприятий по охране труда

На высшем уровне принимается решение о внедрении новой системы по охране труда. Должностные лица средней руки, используя нормативно-правовую базу, формируют программу, затрагивающая следующие вопросы:

  • снижение риска возникновения очагов опасности, разработка методов скорейшей нейтрализации;
  • максимальное снижение численности сотрудников, чей трудовой процесс связан с опасностью для жизни;
  • обеспечение личного состава новейшими средствами индивидуальной защиты;
  • систематическое проведение инструктажей (например, ), повышающих уровень квалификации наемного персонала;
  • проверка накопленных знаний о правилах техники безопасности в условиях работы предприятия;
  • модернизация технологического цикла, замена устаревшего оборудования. Это уменьшит риск возникновения аварийных ситуаций и производственного травматизма.

Главная задача мероприятий по охране труда – замена структурных элементов на более безопасные, снижение смертности и травматизма операторов станков, разнорабочих.

Важно знать! Охрана труда неразрывно связана с техникой безопасности. Специалисты в этой области занимаются снижением коэффициента опасности труда, модернизацией производственной материально-технической базы.

Кем и когда инициируются

Проведением целевых мероприятий занимаются руководители средней руки, в подчинении которых находятся начальники отдельных структурных компонентов.

На высоком уровне принимается решение о проведении, к примеру, целевого инструктажа в связи с запуском новой производственной линии. Инициируется разработка учебной программы, материально-технической базы для эффективного инструктирования. вы узнаете, как проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Трудовой договор регламентирует порядок проведения и разновидности проводимых мероприятий (о них поговорим чуть позже).

Существует вероятность аварийных ситуаций, требующих внеплановых учебных, реабилитационных или лечебно-профилактический направлений.


Ежегодные мероприятия по охране труда.

Помимо этого, работодатель обязан обеспечить:

  1. Безопасный трудовой процесс при использовании автоматизированного оборудования, инструментов.
  2. Функционирующую систему охраны труда.
  3. Задекламированные и сертифицированные средства индивидуальной защиты. Покупка производится за счет непосредственного руководителя.
  4. Соответствие технологического цикла и условий труда положениям Трудового Кодекса РФ.
  5. Проведение обучающих инструктажей (например, ), курсов повышения квалификации, стажировку за пределами производственного комплекса.
  6. Расследование заболеваний, полученных в результате трудовой деятельности.
  7. Обязательный учет фактов несчастных случаев (летальных исходов) и травматизма обслуживающего персонала.
  8. Социальное страхование каждого работника, регулярные медицинские осмотры.

Важно знать! Законодательное регулирование мероприятий по охране труда осуществляется с помощью положений ТК РФ.

Так, статья 212 регламентирует ряд требований к проведению, раздел X Трудового кодекса осуществляет контроль за выполнением предписаний со стороны первого лица предприятия.

Типология мероприятий

В сфере охраны труда выделяют несколько видов используемых мероприятий.

Организационные

Их реализация предусматривается нормативной документацией, к ним относятся:

  • следование положениям научной организации труда;
  • соблюдение логистики рабочего места, его сертификация;
  • пропаганда следования положениям охраны труда, проведение обучающих инструктажей. Как проводится инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте – читайте ;
  • разработка планов модернизации устаревшего оборудования, плановый ремонт имеющегося инструментария;
  • планирование и отработка шагов по ликвидации последствий техногенных катастроф.

Санитарные

Мероприятия этой разновидности разрабатываются на этапе строительного проектирования. Сюда входит:

  • соблюдение правил техники безопасности;
  • создание приемлемого микроклимата в рабочей зоне, наличие чистого воздуха в помещении;
  • выполнение требований производственной эстетики, качественное освещение;
  • наличествующие средства санитарно-технического типа.

Технические

Предусматривают четкое следование правилам работы с автоматизированным оборудованием, химикатами, взрывчатыми веществами.

Индивидуальные

Включают оснащение персонала эффективными средствами защиты, своевременное обучение правилам работы с оборудованием.

Существует и другая классификация мероприятий по охране труда:

  1. Типовые – составление корректных договоров, соблюдение предписаний документооборота.
  2. Социально-экономические – сокращение трудовой смены, страхование работников, надбавка за переработку.
  3. Организационные – включают курсы повышения квалификации, тренингы и стажировки.
  4. Санитарные;
  5. Лечебные – обеспечение регулярных медицинских осмотров, дезинфицирование рабочей зоны с повышенным уровнем опасности.

Важно! Внедрение новых мероприятий повышает требования к материально-технической базе, статью расходов, технологический цикл.


Принципы планирования работ по охране труда.

Основные этапы планирования

Разработка плана внедрения новых инструментов по охране труда руководствуется такими принципами:

  • перспективность – фокусируется внимание на решения целевой задачи;
  • ведущее звено предпочитает более эффективное мероприятие. К примеру, повысить квалификацию сотрудников или незначительно улучшить условия их трудовой деятельности;
  • непрерывность процесса – чем больше аспектов охватывает план, тем большая необходимость в постоянном развитии и совершенствовании.

Планирование включает следующий порядок проведения:

  1. Анализ имеющихся «проблемных зон», описание целей и методов ее достижения.
  2. Сбор статистической информации, ее обработка, разработка способов улучшения имеющихся показателей.
  3. Проверка финансового баланса, установление суммы на мероприятия по охране труда, распределение средств на решение поставленной задачи.
  4. Неусыпный контроль за выполнением предписаний, может понадобиться коррекция некоторых пунктов предполагаемого результата.
  5. Дальнейший мониторинг состояния техники безопасности, своевременный превентивный удар по возникающим проблемным зонам.

Создать эффективный план невозможно без исходных данных (сведений), к ним относится:

  • анализ состояния и тенденция производственного травматизма, возникновение заболеваний, обусловленных трудовой деятельностью;
  • результаты проверок рабочих мест на предмет санитарно-технического состояния, аттестации имеющихся инструментария;
  • отчет материально-технического обеспечения участка, линии, наличие и качество средств индивидуальной защиты у работников. Проверка их знаний правил техники безопасности, проведение инструктажей и курсов повышения квалификации;
  • предписания контролирующих государственных органов, независимой службы по охране труда;
  • предложения руководителей структурных подразделений и служб, профсоюза, индивидуальные обращения.

Элементы и порядок составления плана мероприятий

Наиболее практично разрабатывать документ в виде таблицы, которая состоит из:

  1. Перечня проводимых мероприятий (вид и предназначение проводимой работы).
  2. Сроков мероприятия и регламентированный период на выполнения.
  3. Указание ответственного лица или группы в виде исполнительной комиссии.
  4. В примечании ставится отметка об успешном выполнении запланированного действа.

Логично предусмотреть дополнительный столбец для указания финансовых издержек. Помимо перечня общих мероприятий, документ внутреннего пользования дополняется специфическими особенностями рассматриваемого производства.

Материальное обеспечение

Финансирование мероприятий по охране труда соотносится с имеющимися нормативами. Дополнительные вложения вычитаются из прибыли рассматриваемого предприятия. К источникам денежных средств относятся:

  1. Многоцелевые капиталовложения (реконструкция оборудования, автоматизация промышленных линий, станков).
  2. Банковское кредитование используется для модернизации имеющихся технических средств, технологий.
  3. Инвестиционные взносы.
  4. Амортизационные фонды.
  5. Финансирование, получаемое из расчета себестоимости продукции.

Заключение

Мероприятия по охране труда – важный инструмент снижения риска травматизма и профессиональных заболеваний.

Модернизация производства и повышение качества рабочих мест (с предварительным инструктажем) увеличат эффективность работы сотрудников, количество выпускаемой продукции.

Как можно снизить затраты на проведение мероприятий по охране труда вы узнаете в этом видео:

<*> Skachkova G.S. Actions on improvement of labor conditions and works safety: the order of performance and financing.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.

Ключевые слова: мероприятия по улучшению условий и охраны труда, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), работодатель, работник.

The article describes different (budgetary and non-budgetary) sources of financing of actions on improvement of labor conditions and works safety. It is highlighted that the employer shall specify the exact list of these actions. The employee shall not carry out expenses in this regard.

Key words: actions on improvement of labor conditions and works safety, (budgetary and non-budgetary) sources of financing, employer, employee.

Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <1>. В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

<1> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р <2>, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних.

<2> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 771.

В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. N 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. <3>.

<3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. N 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 4.

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда <5>.

<5> Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ. См., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. N 6-Р "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. N 367-р <6>.

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1655.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий.

Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы" <7>, включает в себя:

<7> СПС "КонсультантПлюс".

  1. совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России <8>).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.

В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения <9>.

<9> См.: Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы (Типовая программа Минздравсоцразвития России от 19.12.2011). URL: http://www.minzdravsoc.ru.

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. <10>.

<10> См., например: Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. N 1643/52 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах" // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. N 4 (ч. 2).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда <11>.

<11> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 24.06.2011.

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда <12>.

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков" <13>.

<13> Российская газета. 28.03.2012.

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  1. проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  5. внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.

Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия.

Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" <14> (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507).

<14> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095.

В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. N 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 - Государственной инспекции труда.

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 <15>.

<15> Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 36.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.

Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

а) от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <16>;

<16> Российская газета. 19.01.2011.

б) от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <17>.

<17> Российская газета. 09.02.2011.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <18>.

<18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ <19>.

<19> См.: письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда" // СПС "КонсультантПлюс".

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда <20>. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

<20> Работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" (Закон. 1995. N 10) и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. N 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно положениям ст. 226 ТК в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <21> увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

<21> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" <22>.

<22> Российская газета. 13.04.2012.

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." <23>.

<23> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7050.

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1082 "О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков" <24>. Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <25>.

<24> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 127.
<25> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2012 г. N 133н "Об утверждении форм отчетности по результатам финансового обеспечения в 2012 году мероприятий по аттестации и организации аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, порядка и сроков их предоставления" // БНА РФ. 2012. N 27.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

В обязанность работодателя входит обеспечение безопасных условий труда. Для этого он должен потратить на охрану труда как минимум 0,2% от суммы всех производственных затрат. В статье мы расскажем, как правильно составить план мероприятий по охране труда на 2018 год.

Из этой статьи вы узнаете:

Образец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Мероприятия по охране труда на предприятии – перечень

Все мероприятия по охране труда делятся на несколько больших групп в зависимости от того, какую сферу деятельности предприятия они обеспечивают. Рассмотрим подробно каждую группу.

Организационные

Эти мероприятия охватывают все аспекты жизни предприятия, от медицинских осмотров и организации спецпитания до прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Прежде всего оцениваются условия труда, создаются списки работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья.

Организационные мероприятия напрямую связаны со спецификой производства.

Так, если производство считается опасным, в годовой план необходимо включать:

  • работу в части промышленной безопасности: экспертизу и декларирование;
  • расследование возможных аварий и ликвидацию их последствий;
  • страхование ответственности;
  • действия в случае чрезвычайных ситуаций – прогнозирование и план мероприятий в случае наступления ЧС.

Отдельным пунктом в планировании работы по охране труда выступает тема несчастных случаев на производстве . Каждый инцидент должен быть расследован и тщательно проанализирован для уменьшения риска в будущем.

Технические

Техническая часть мероприятий призвана обеспечивать и со стороны оборудования и производственных помещений, коммуникаций, трубопроводов и разнообразных транспортных средств.

К технической части относятся мероприятия, связанные с механизацией производства, реконструкция устаревшего оборудования, закупка и установка нового, более современного и безопасного. Также технические мероприятия включают испытания средств производства, оснащение компьютерной техникой и т.д.

Правовые

К правовым мероприятиям ОТ относятся все действия работодателя, регулирующие юридическую сторону взаимоотношений:

  • Создание и заключение индивидуальных и .
  • Разработка и поддержание эффективности системы распорядительной документации.
  • Ведение строгой отчетности и делопроизводства. Это могут быть такие документы: материалы СОУТ, статистическая отчетность, техдокументация, и т.д.

Санитарные

Санитарные мероприятия планируются еще на стадии проектирования производственных помещений. Например, к ним относятся работы по модернизации систем вентиляции и освещения на всем производстве или отдельных участках, оснащение бытовых помещений все необходимым для нормальной жизнедеятельности и т.п.

Планирование работ по охране труда и их обоснование

Планирование работ по охране труда – живой процесс, который нельзя бездумно повторять из года в год. Для повышения безопасности производства необходимо постоянно выявлять факторы риска, оценивать их и принимать меры для их снижения.

Это является прямой обязанностью работодателя по международным стандартам СУОТ (). И именно это служит обоснованием планирования работ по охране труда.

По итогам мониторинга производственной деятельности на предприятии следует регулярно разрабатывать профилактические и корректирующие мероприятия по ОТ и вносить их в годовой план.

Любое мероприятие по охране труда должно анализироваться с точки зрения:

  • цели мероприятия;
  • планируемых результатов;
  • количества охваченных работников.

Эффективность планируемых мероприятий напрямую связана со сроками проведения и учетом выполненной работы.

Также необходимо детальное, максимально подробное их обоснование с точки зрения технической оснащенности, кадрового и финансового обеспечения. Это должен учитывать план работы по охране труда.

План мероприятий по улучшению условий труда

Единого образца плана мероприятий по охране труда не существует, так как каждая организация индивидуальна, имеет свои особые условия труда. Однако работодатель может ориентироваться на рекомендуемый Типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда и снижению профессиональных рисков (). Данный документ удобно брать за основу и актуализировать его под потребности конкретного предприятия.

Что должен содержать план мероприятий по охране труда

На производстве должно быть достаточное количество защитных, сигнальных и предохранительных устройств, средств аварийной защиты.

Работы по перевозке и складированию сырья, отходов и готовой продукции должны быть максимально механизированы.

Большое внимание в Перечне уделено проведению инструктажей с работниками. , тренажерами, стендами, аудио-, видео- и телеаппаратурой, специальными программами также должно быть учтено в годовом плане.

Что нужно учитывать при подготовке плана

Годовой план мероприятий по охране труда разрабатывается специалистом по охране труда (либо службой, если предприятие большое), либо уполномоченным сотрудником, в обязательном сотрудничестве с другими подразделениями.

внимание

Согласование плана с профсоюзом не прописано в законодательстве и, таким образом, не является обязательным. Исключение – если коллективный договор или соглашение предусматривает согласование на основании локальных нормативных актов.

Для разработки актуального и эффективного плана мероприятий нужно учесть данные, полученные в результате:

  • анализа состояния условий труда на рабочих местах, итоги которого , заключениях производственного контроля;
  • проверок надзорных органов;
  • работы комиссии ОТ;п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Деятельность организации в некоторых случаях приостанавливается на срок до 90 суток.

    Таким образом, правильное и своевременное составление плана мероприятий является одной из важных составляющих работы по охране труда, а ошибки в нем могут дорого стоить работодателю.


Top