Основания производства выемки. Виды обыска и выемка. Общая характеристика выемки

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.

4. Часть утратила силу с 7 сентября 2007 года - Федеральный закон от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Комментарий к статье 183 УПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает основания и порядок производства выемки. Основное отличие выемки от обыска состоит в том, что в ходе обыска обычно производятся поисковые действия, направленные на установление точного места нахождения искомого объекта, а при выемке такое место известно изначально.

2. В ч. 1 комментируемой статьи целью выемки названа необходимость изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Таким образом, уже на момент принятия решения о производстве данного следственного действия должны быть установлены индивидуальные признаки предметов или документов, которые являются объектами выемки.

3. Часть 2 устанавливает, что при производстве выемки действует тот же порядок, что и в ходе обыска. Исключения из общего правила установлены в ч. 3 комментируемой статьи. На основании судебного решения производится: 1) выемка предметов и документов, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; 2) выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Порядок получения судебного решения закреплен в ст. 165 УПК РФ.

4. Выемка объектов, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, производится на основании судебного решения независимо от того, в каком месте они находятся.

Другой комментарий к ст. 183 УПК РФ

1. Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии (добровольном или принудительном) из помещений, участков местности и у конкретных лиц строго определенных решением компетентного органа (должностного лица) предметов и (или) документов, имеющих значение для уголовного дела без предварительного их поиска.

2. Задача выемки - изъятие из определенного места и у конкретного лица искомого объекта.

3. В ч.1 к.с. закреплено четыре условия производства выемки:
1) общие для обыска и выемки условия:
а) изъятие должно быть необходимым;
б) необходимо изъятие именно имеющих отношение к уголовному делу предметов и (или) документов;
2) условия, отличающие выемку от обыска:
а) точно известно, где находится подлежащий изъятию объект;
б) точно известно, у кого он находится.

4. Выемка производится при наличии "необходимости" изъятия (ч.1 к.с.). "Необходимость" может быть обусловлена только одним обстоятельством - возможностью получения дополнительного по уголовному делу доказательства.

5. Изъятие, о котором идет речь в чч.1 и 5 к.с., в широком смысле слова состоит из нескольких элементов:
а) извлечение предмета (документа и т.п.) из места его нахождения;
б) предъявление предмета (документа и т.п.) понятым и другим участвующим в выемке лицам;
в) наблюдение и закрепление в протоколе следственного действия места нахождения предмета (документа и т.п.) так, чтобы ни у кого не могло возникнуть вопросов, откуда именно он был извлечен;
г) после упаковки, опечатывания объекта и удостоверения данных действий подписями следователя (дознавателя и др.), лица, у которого произведена выемка, и понятых приобщение предмета (документа и т.п.) отдельным доказательством к уголовному делу.

6. В узком смысле слова изъятие - это извлечение предмета (документа и т.п.) из места его нахождения.

7. В процессе изъятия первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.

8. Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).

________________
См.: Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете: Утверждено Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года N 105 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1984. - N 4.

9. Изъятию подлежат не любые предметы и (или) документы, а только носители доказательственной информации. Причем, во-первых, должны быть известны основные характеристики данных объектов. Это строго индивидуализированные предметы (документы и т.п.). И, во-вторых, это те предметы и документы из числа имеющих отношение к делу, которые не только необходимо, но и возможно изъять чисто технически, и при этом нет вероятности несоблюдения тех прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного процесса лиц, нарушение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом.

10. В процессе выемки изымаются "предметы" и (или) "документы". О названных объектах выемки упоминается не только в ч.1, но и в чч.3-5 к.с. Причем в чч.1 и 5 к.с. говорится обо всех возможных предметах и документах, которые могут быть изъяты, а в ч.3 лишь о тех, которые содержат охраняемую федеральным законом тайну, информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также о вещах, заложенных или сданных на хранение в ломбард. В ч.4 к.с. нет вообще речи о "предметах", здесь закреплены особенности выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

11. Документы, о которых идет речь в ч.1 и 5 к.с., - это не являющиеся заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера любые письменные или иным способом оформленные акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

12. Выемка какого бы документа не осуществлялась, в протоколе этого следственного действия всегда включаются только те сведения, которые непосредственно наблюдались производящим выемку лицом. В протоколе не должно содержаться показаний и умозаключений присутствующих при выемке лиц. Показания являются содержанием протокола другого следственного действия - допроса или очной ставки. Выводы (умозаключения) обычно содержатся в заключении эксперта (специалиста) или протоколе следственного эксперимента.

13. В к.с. упоминается не только о выемке документов. Здесь также урегулирован порядок производства выемки предметов. Предметом следует именовать все остальные не являющиеся документом, заключением эксперта или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера неодушевленные имеющие отношение к уголовному делу объекты реальной действительности, которые реально могут быть изъяты. Все они при наличии к тому оснований могут быть подвергнуты выемке в качестве предмета. Применительно к выемке предмета можно также выделить некоторые специфические ее разновидности. Речь идет о выемке предметов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард (ч.3 к.с.), и выемке предметов, являющихся почтово-телеграфными отправлениями.

14. Согласно ч.2 к.с. выемка производится хотя и с изъятиями, предусмотренными к.с., но все же в порядке, установленном ст. 182 УПК. А в этой статье помимо предметов и документов говорится также об обнаружении орудий преступления, трупов и разыскиваемых лиц. Могут ли орудия преступления, трупы и разыскиваемые лица выступать объектами выемки? Орудия преступления, а при определенных обстоятельствах и трупы, думается, могут быть объектами выемки. Против возможности выемки орудий преступления вряд ли кто возразит. А вот возможность проведения выемки трупа требует обоснования. Несомненно, извлечение трупа из места его правомерного (официального) захоронения - это не выемка, это эксгумация. Но труп не обязательно может быть захоронен. Как показывает практика, трупы могут быть даже объектом, из которого изготавливаются "скульптуры". Вряд ли кто-либо станет возражать против возможности изъятия с "выставки" такого трупа-скульптуры путем производства следственного действия - выемки.

15. Единственный объект, который может быть обнаружен при обыске, но не может быть изъят в ходе выемки - это живой человек. Иные же живые существа вполне могли бы быть объектом выемки (как и обыска). Выемку иных живых (помимо человека) существ и трупов рекомендуется производить по правилам выемки предмета.

________________
В дальнейшем все объекты, которые могут быть изъяты в процессе выемки, для краткости будем именовать "предметы (документы)", если иное специально не оговорено.

16. Выемке подлежат предметы и (или) документы, "имеющие значение для уголовного дела" (ч.1 к.с.). Словосочетание "имеющие значение для уголовного дела" означает, что изымаемые в ходе рассматриваемого следственного действия предметы и (или) документы должны быть носителями информации, характеризующей одно или несколько обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу.

17. Теперь обратимся к характеристике вышеперечисленных условий, отличающих выемку от обыска (точно известно, где находится подлежащий изъятию объект, и точно известно, у кого он находится). Для выемки это двуединое условие. Следователю (дознавателю и др.) должно быть точно известно, и где находится подлежащий изъятию объект, и у кого он находится.

18. "Точно известно" означает, во-первых, что следователь (дознаватель и др.) должен располагать доказательствами того, что искомый предмет (документ) находится в определенном месте и у конкретного лица. Во-вторых, у следователя (дознавателя и др.) должно сформироваться внутреннее убеждение в истинности этого знания. В-третьих, "точно известно, где находится" это значит, нет необходимости его искать. Таким образом, место нахождения рояля точно установлено, когда известно, в какой комнате он стоит. Но не точно установлено, где находится нож, если не известно, в каком кармане куртки его хранят, и т.п.

19. "Точно установлено у кого" - это когда не только следователь (дознаватель и др.) считает, что ему известно лицо, у которого находится предмет (документ), но и само это лицо не возражает против данного факта.

20. В процессе выемки проведение измерений, изготовление слепков, фиксация следов и т.п. не производится.

21. По общему правилу, а также в соответствии с требованиями ч.2 ст. 182 и ч.2 к.с. выемка производится на основании мотивированного постановления следователя (дознавателя и др.).

22. Из этого правила есть исключения. Решение о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях (п.7 ч.2 ст. 29 УПК), а также в случае выемки почтово-телеграфной корреспонденции, на которую наложен арест (п.8 ч.2 ст. 29 УПК), принимает только суд. В случае же необходимости производства выемки в жилище (п.5 ч.2 ст. 29 УПК) либо заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи (п.5.1 ч.2 ст. 29 УПК) решение о производстве такой выемки по правилам ст. 165 УПК может принять как суд, так и следователь (дознаватель и др.). Иначе говоря, если речь не идет о случаях, не терпящих отлагательства, решение о производстве выемок в жилище (заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи) принимает суд по ходатайству все того же следователя (дознавателя и др.). А в исключительных же случаях, когда производство выемки в жилище (заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи) не терпит отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения (ч.5 ст. 165 УПК).

23. Причем во всех вышеизложенных ситуациях мотивировка любого из рассматриваемых постановлений должно включать ссылку на доказательства, составляющие фактическое основание производства выемки.

24. Исходя из содержания ч.3 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", только по судебному решению может быть произведена выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Об этом обстоятельстве забывает большинство авторов.

________________
См., к примеру: Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф.Гуценко. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало, 2004. - С.340; и др.

25. Выемка - это уголовно-процессуальная мера, поэтому на территории муниципального образования она может быть применена к кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления только по постановлению суда (ч.4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

26. Выемка в служебных либо жилых помещениях, занимаемых лицами, пользующимися иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, или выемка их почтово-телеграфной корреспонденции производится лишь с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось (ч.2 ст. 3 УПК).

27. В отличие от обыска выемка никогда не может быть произведена без вынесения специального постановления.

28. В к.с. не содержится требования производства выемки в жилище лишь по судебному решению. Однако оно прямо закреплено в п.5 ч.2 ст. 29 УПК. Помимо того, оно следует из правила ч.2 к.с., при его анализе в совокупности с правилом, зафиксированным в ч.3 ст. 182 УПК.

29. В ч.3 к.с. законодатель закрепил правовые положения, которые отражают специфику юридических оснований производства выемки предметов (документов), содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.

30. Предметы (документы) "содержат" определенного рода информацию, не только когда в них (на них) она записана. Само строение, состав, а равно иные характеристики предмета (документа) могут составлять государственную тайну. Иначе говоря, если ознакомление с какими-либо признаками (свойствами) предмета (документа) может раскрыть охраняемую федеральным законом тайну, данный предмет (документ) считается "содержащим" эту тайну.

31. К иной охраняемой законом тайне следует отнести:
- тайну предварительного расследования и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ч.3 ст. 56, ст. 161 УПК, ст. 310 УК, п.2 Перечня сведений конфиденциального характера и др.);
________________
См.: Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 // Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 10. - Ст.1127.

Личную и семейную тайну (ч.1 ст. 23 Конституции РФ, ст. 137 УК);
- тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", ст. 138 УК и др.);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 28. - Ст.2895.

Тайну совещания судей (к примеру, ст. 298 УПК);
- тайну голосования при осуществлении гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме (ст. 141 УК);
- тайну усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса , ст. 155 УК);
- аудиторскую тайну (п.4 ст. 82 НК РФ);
- врачебную тайну - информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 52 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.2 п.10 Положения о военно-врачебной экспертизе и др.);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2011. - N 48. - Ст.6724.

См.: Собр.законодательства РФ. - 1999. - N 14. - Ст.1650.

См См.: Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе: Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565 // Собр.законодательства РФ. - 2013. - N 28. - Ст.3831.

Нотариальную тайну (ч.2 ст. 16, ч.3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п.4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, ч.2 ст. 26 Консульского устава РФ и др.);
________________
См.: Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов: Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 года N 256 // Рос.газета. - 2008. 11 января.

См.: Консульский устав Российской Федерации: Федеральный закон от 05 июля 2010 года N 154-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2010. - N 28. - Ст.3554.

Адвокатскую тайну (ст. 8, ч.3 ст. 27, ч.3 ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", п.2 ч.3 ст. 56 УПК, ст. 6, ч.4 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката и др.);
________________
См.: Рос.юстиция. - 2003. - N 10.

Тайну исповеди (ч.7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", п.4 ч.3 ст. 56 УПК);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 39. - Ст.4465.

Служебную тайну (п.3 Перечня сведений конфиденциального характера);
- тайну страхования (ст. 946 ГК);
- редакционную тайну средств массовой информации (ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации");
- депутатскую тайну (п.5 ч.3 ст. 56 УПК);
________________
О наличии данного вида охраняемой законом тайны пишут и другие ученые. См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003. - С.447; и др.

Коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК).

32. Банковская тайна к тому же гарантируется положениями ч.3 к.с. и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 1996. - N 6. - Ст.492.

33. Некоторыми учеными к охраняемым законом тайнам относятся и некоторые иные явления:
- "тайна архива";
- "тайна завещания";
- "тайна персональных данных работника".

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.Смирнова. - 2003. - С.470; и др.

34. Мотивировка вычленения данных самостоятельных охраняемых федеральным законом тайн нам представляется не вполне убедительной. Действительно, могут иметь место сведения, которые одновременно подпадают и под признаки, к примеру, "тайны персональных данных работника" и под признаки охраняемой законом "личной тайны". В этом случае выемка предметов (документов), содержащих такого рода информацию, осуществляется по судебному решению. Но если предмет (документ) содержит персональные данные работника, но в нем отсутствуют сведения, касающиеся перечисленных нами охраняемых федеральным законом тайн, производство его выемки по постановлению следователя (дознавателя и др.) представляется возможным. Также, думается, обстоят дела с "тайной архивов". Тайна же завещания - это подвид нотариальной тайны. В нотариальную тайну помимо тайны завещания входит также тайна совершения всех остальных нотариальных действий (ч.3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

35. Согласно ч.3 к.с. на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК, должна производится и выемка некоторых иных объектов. Между тем только на выемку в жилище и на выемку заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи ст. 165 УПК распространяется полностью. Выемка же предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится в порядке чч.1-4 ст. 165 УПК. Правила ч.5 ст. 65 УПК их не касаются.

36. Исходя из положений п.7 ч.2 ст. 29 УПК, ч.3 к.с. и ст. 9 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", выемка медицинских документов, содержащих сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, а также иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, являющиеся врачебной тайной, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.

37. Вместе с тем, если органам дознания, предварительного следствия или суду в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством, а прокурору в связи с осуществлением прокурорского надзора, необходимы лишь сведения, составляющие врачебную тайну (факт обращения за медицинской помощью, диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина), то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" они могут быть представлены по запросу органов предварительного расследования или суда без согласия гражданина или его законного представителя. В этом случае получение судебного решения о разрешении указанных сведений не требуется.

________________
См. по аналогии: О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - N 5. Комментарий данного положения см. подробнее: Рыжаков А.П.Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года N 26 "О дополнении постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - М., 2009.

38. А теперь охарактеризуем понятие "предметы и документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях". Под понятием "вклад" понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода в банке (чч.1 и 2 ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Денежные средства во вкладах могут размещаться на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада (п.2 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").

________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 52 (ч.1). - Ст.5029.

39. Причем исходя из редакции ст. 1128 ГК РФ "вклад" - это разновидность "счета".

40. В к.с. речь идет о вкладах и счетах граждан. Между тем согласно п.7 ч.2 ст. 29 УПК только суд правомочен принимать решение о производстве выемки предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. В данной норме законодатель не ограничивает круг принимаемых судом решений только теми, которые выносятся в отношении граждан. Соответственно к компетенции суда и только суда законодатель отнес принятие рассматриваемых решений и в отношении юридических лиц.

41. Банк, о котором идет речь в ч.4 к.с., - это кредитная организация. Согласно же ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

42. Банк - это разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

43. Небанковская кредитная организация - это:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в п.п.3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в п.5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и п.9 ч.1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
________________
Далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.

44. Законодатель пишет, что выемка перечисленных в ч.4 к.с. документов "производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке" ст. 165 УПК. Данное положение следует трактовать буквально - выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах физических и юридических лиц в банках и иных кредитных организациях, не может быть произведена на основании постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч.5 ст. 165 УПК не распространимы на выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях. Как следует из редакции ч.5 ст. 165 УПК, в исключительных случаях на основании постановления следователя без получения судебного решения могут быть произведены лишь не терпящие отлагательства осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, а также личный обыск. В перечне следственных действий, на которые распространимо правило ч.5 ст. 165 УПК, нет выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях. Поэтому мы не можем согласиться с противоположным утверждением В.В.Кальницкого, а также с мнением С.А.Шейфера, которые считают, что порядок, установленный для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, "такой же, как и для выемки в жилище граждан".

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юрайт-Издат. - С.445; и др.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.261.

45. Анализ содержания к.с. в комплексе с положениями, содержащимися в ст. 3, 5, 29, 165-167, 170, 182, 450 УПК, позволяют сформулировать основания и условия производства выемки.

46. Фактическое основание выемки - это наличие достоверных данных (доказательств) о том, что в определенном месте у конкретного человека хранится конкретно индивидуализированный предмет (документ), имеющий значение для уголовного дела.

47. Юридическим основанием выемки является мотивированное постановление следователя (дознавателя и др.), иногда согласованное с определенным должностным лицом (органом), а в случае производства выемки в жилище или предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, либо в отношении адвоката (кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования), а также в случае выемки корреспонденции, на которую наложен арест, - судебное решение.

48. Условия производства выемки:
1) выемка может быть произведена только после принятия решения о возбуждении уголовного дела;
2) сведения, послужившие основанием для производства выемки, должны содержаться в доказательствах;
3) при производстве выемки обязательно присутствие понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст. 170 УПК;
4) при производстве выемки необходимо также присутствие лица, у которого производится выемка, либо совершеннолетних членов его семьи. Выемка в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями, организациями, производится в присутствии представителя администрации данного предприятия, учреждения, организации;
5) выемке подлежат лишь предметы (документы), имеющие значение для уголовного дела либо изъятые из оборота;
6) должно быть точно установлено, что при выемке не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;
7) не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;
8) не ставится под угрозу здоровье и жизнь лица, у которого производится выемка, а также других граждан.

49. Обычный порядок производства выемки состоит из следующих элементов.

1) принятие решения о необходимости и возможности выемки;
2) вынесение постановления, а в предусмотренных законом случаях принятие судебного решения о производстве выемки;
3) приготовление необходимых для выемки видео-, кино-, фотоаппаратуры и иные технических средств;
4) приглашение понятых, а при необходимости специалиста и других необходимых для производства следственного действия лиц;
5) обеспечение присутствия лица, у которого производится выемка;
6) разъяснение участвующим в производстве выемки лицам их прав и обязанностей (если есть в этом необходимость, предупреждение их о неразглашении данных предварительного расследования), ответственности и порядка производства выемки;
7) оглашение постановления о производстве выемки лицу, у которого она производится; предложение ему выдать искомый предмет (документ);
8) разрешение вопроса о возможности присутствия при выемке защитника (адвоката);
9) запрещение в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия;
10) изъятие предметов (документов), если есть необходимость - принудительное, и предъявление их понятым (иным участникам следственного действия);
11) производство (в необходимых случаях) фотографирования, кино-, видеосъемки, составление планов и схем;
12) составление описи изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;
13) принятие мер к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, у которого была произведена выемка, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
14) завершение протоколирования результатов данного следственного действия по правилам к.с., а также ст. 166, 167, 182 УПК;
15) вручение под расписку лицу, у которого была произведена выемка, или совершеннолетним членам семьи копии протокола выемки. Если выемка производилась в помещении, принадлежащем предприятию, учреждению, организации, вручение под расписку копия протокола соответствующему должностному лицу.

50. Протокол выемки, о какой бы выемке не шла речь, оформляется с соблюдением общих требований к протоколу следственного действия. Эти требования закреплены в ст. 166 УПК. Исходя из положений, содержащихся в данной норме права, протокол выемки может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

51. Протокол выемки должен содержать следующие сведения.

1) населенный пункт, день, месяц и год производства выемки.

2) время его начала и окончания в часах и минутах.

3) должность, звание (классный чин), фамилию и инициалы лица, производившего выемку и соответственно составившего протокол.

4) фамилию, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве выемки, а когда оно не является сотрудником правоохранительного органа (к числу которых относятся, к примеру, и эксперты органов внутренних дел), и его адрес (должность и место работы, домашний или служебный телефон и т.п.). Данное требование прямо закреплено в п.3 ч.3 ст. 166 УПК и соответственно должно соблюдаться.

Исключением из правила отражения в протоколе выемки полных сведений об участниках этого следственного действия признаются случаи, о которых идет речь в ч.9 ст. 166 УПК.

В названной части ст. 166 УПК приведены дополнительные уголовно-процессуальные гарантии безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц. Когда возникает необходимость обеспечения таковой, следователь (дознаватель и др.) вправе в протоколе выемки, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данных об их личности. В такой ситуации следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне указанных сведений, фиксируется псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которою он будет удостоверять различные факты в протоколе выемки. Постановление следователя (дознавателя и др.) помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится в нем. С содержимым данного конверта никто кроме лица, производящего предварительное расследование, а также суда не знакомится. Ознакомиться с данным постановлением может еще только руководитель следственного органа, которому подчиняется вынесший постановление (производящий предварительное следствие по данному уголовному делу) следователь;
5) дату вынесения постановления, явившегося юридическим основанием производства данного следственного действия;
6) указание на ст. 182, 183 УПК, в соответствии с положениями которой произведена выемка;
7) точное место (по возможности адрес) производства выемки;
8) какие предметы (документы) предполагается изъять и у кого;
9) перечень прав и обязанностей (фраза о разъяснении ответственности и порядка производства следственного действия) каждой из категорий участвующих в следственном действии лиц и их подписи, удостоверяющие разъяснение им соответствующих прав, обязанностей, ответственности и порядка производства выемки (ч.1 ст. 11, ч.10 ст. 166 УПК);
10) затем в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств, все лица, участвующие в выемке, были уведомлены о наименовании и целях применения каждого из используемых следователем (дознавателем и др.) при производстве следственного действия технических средств (каких именно и кем именно). Если же технические средства не применяются, в этом месте протокола выемки рекомендуется фиксировать и это обстоятельство. Факт уведомления о применении (неприменении) технических средств удостоверяется подписями каждого из участников следственного действия.

Требование о том, что лица, участвующие в производстве выемки, должны быть заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств, нацеливает на предупреждение их не в начале следственного действия, а до его начала. Факт же этого уведомления в протоколе фиксироваться может как во время производства следственного действия, так и во время оформления протокола (непосредственно после окончания следственного действия);
11) затем по порядку в протоколе фиксируются действия следователя (дознавателя и др.), которые обязательно предшествуют началу производства выемки:
- предъявление постановления о производстве выемки (судебного решения) с указанием даты данного документа;
- кому адресовалось предложение выдать могущие иметь значение для уголовного дела предметы (документы) и какие именно;
- как отреагировало лицо, в помещении которого производится выемка, на сделанное ему предложение, то есть выданы ли были эти объекты им добровольно либо были изъяты принудительно;
12) все действия и решения, принимаемые и осуществляемые в ходе выемки в том порядке, в каком они производились. Требование отражать в протоколе данные сведения закреплено в ч.4 ст. 166 УПК, на которую ссылается законодатель в ч.12 ст. 182 УПК. Именно поэтому данная информация обязательно должна отражаться в протоколе выемки;
13) описание изъятых предметов (документов). В протоколе или в прилагаемой к нему описи отражаются точные наименования, количество, мера, вес, серия и номер, другие отличительные признаки каждого изымаемого объекта, а также место, откуда они были изъяты. По возможности в протоколе также должна фиксироваться предполагаемая стоимость изъятых объектов. Здесь же указывается, каким образом они были упакованы, если упаковка предметов (документов) производилась. Именно на это нацеливает содержание ч.13 ст. 182 УПК.

Часть же 14 той же статьи требует делать в протоколе выемки соответствующую запись, если в ходе выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы (документы). В этом случае в рассматриваемом документе отражаются также меры, которые приняты следователем (дознавателем и др.) в целях пресечения данной попытки и недопущения такой возможности в будущем;
________________
Об этом см. подробнее: Там же.

14) если при производстве выемки применялись фотографирование, кино- или видеосъемка, то в протоколе должны быть также указаны наименование и краткая характеристика каждого из примененных технических средств, условия (освещенность, состояние погоды и др.) и порядок их использования (при фотографировании это, к примеру, отражение диафрагмы и выдержки, при которых осуществлялось фотографирование и др.), объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты;
15) протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве выемки, одним из его участников или каждым из них самостоятельно. После этого им напоминается о праве делать замечания об его дополнении и уточнении, подлежащие внесению в протокол. В протокол выемки подлежат также занесению сделанные в процессе производства следственного действия заявления участвовавших в нем лиц. Протокол подписывается следователем (дознавателем и др.) и всеми другими принимавшими в нем участие лицами;
16) во исполнение требований, закрепленных в ч.15 ст. 182 УПК, в этом документе также делается запись о том, кто (фамилия, имя, отчество лица) и когда (день, месяц и год) получил копию протокола выемки.

На практике для этого используется выемка, суть которого состоит в получении либо принудительном изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, при условии, что условии, что точно известно, где и у кого они находятся.

Выемка, производимая в кредитных организациях, представляет определенные особенности по порядку принятия решения и проведения данного следственного действия. Связано это с тем, что сведения, содержащиеся в истребуемых документах, содержат охраняемую законом информацию. Согласно ст. 857 ГК РФ банк (иная кредитная организация) гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает исчерпывающий перечень государственных органов и их должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также условия предоставления информации. В частности, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных g редпринимателей, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией при наличии согласия на это прокурора (части 2, 4 статьи).

Разница между получением справок, содержащих банковскую тайну и выемкой документов, ее содержащих, в том, что при выемке получаются или изымаются сами первичные материальные носители информации, тогда как справки по операциям и счетам представляются вторичными носителями. В таком случае порядок производства выемки должен быть по логике вещей сложнее порядка получения справок по операциям и счетам клиентов.

Основания и порядок производства выемки регламентируется статьей 183 УПК РФ. Согласно части 1 статьи при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Часть 2 статьи в регламентации порядка проведения выемки отсылает к порядку производства обыска (ст. 182 УПК), за исключением установленных в ней специальных правил. То есть, о проведении выемки следователь выносит постановление, а сама выемка проводится в присутствии понятых и ее ход протоколируется (ст. 164, 166, 170 УПК РФ).

Части 3 и 4 статьи 183 УПК содержат важные для проведения выемки в кредитной организации нормы. Согласно части 3 выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , производится следователем с санкции прокурора, а по части 4 выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК. В таких случаях следователь обязан с согласия прокурора ходатайствовать перед судом о проведении данного следственного действия, о чем выносится соответствующее постановление.

Конституционной основой здесь выступает статья 23 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Данные нормы также вполне соотносятся с нормами ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Во взаимоотношениях следственных органов и кредитных организаций вызывает разногласия вопрос о толковании нормы статьи ч. 3 ст. 183 УПК. Представители органов следствия часто настаивают на буквальном толковании, утверждая, что при выемке документов по счетам юридических лиц (организаций) не требуется судебное решение, а достаточно санкции прокурора. В приложении № 78 к УПК, содержащем бланк постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки в банках (иных кредитных организациях) также упоминаются только счета (вклады) граждан.

Однако т акое понимание нормы закона вызывает большие сомнения с позиции закрепленного в конституции РФ равенства перед законом и судом (ст.19). Ведь за личностью юридического лица стоят интересы определенных граждан, т. е. физических лиц. Конституционный суд России, распостраняя действие Главы 2 Конституции на юридических лиц, в принимаемых им актах неоднократно подчеркивал, что юридические лица по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для совместной реализации своих конституционных прав , как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, провозглашенные Конституцией РФ права и свободы граждан, а также гарантии их реализации должны распостраняться и на юридических лиц, в той мере, в какой это соответствует их существу.

Изложенное означает, что норму ч. 3 ст. 183 УПК следует толковать расширительно, поскольку вкладываемый в нее законодателем смысл шире буквального слововыражения. Только такое толкование соответствует Конституции РФ и согласуется с нормами п. п. 7, 9 части 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которым только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях и о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также с нормой ст. 10 ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса РФ» от 18.12.2001 N 177-ФЗ, в которой устанавливается срок введения в действие части 2 ст. 29 УПК РФ (без указания на принадлежность счетом и вкладов гражданам - А. А.) . К сожалению, такая разноголосица в тексте закона, объяснимая, на мой взгляд, только небрежностью законодателя, влечет споры между кредитными организациями и следственными органами. Однако каких-либо критических комментариев к статье 183 УПК и материалов судебной практики обнаружить не удалось.

Таким образом, при выемке в кредитной организации документов, содержащих информацию о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, независимо от того физические это лица или юридические, необходимо наличие судебного решения. При выемке документов, содержащих иную охраняемую тайну, например, коммерческую тайну самой кредитной организации, необходима санкция прокурора.


См. например Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" //Российская газет от 6 ноября 1993 г.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 183 УПК РФ

Статья 183 УПК РФ. Основания и порядок производства выемки (действующая редакция)

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 183 УПК РФ

1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

4. По судебному решению также производятся выемка в жилище - п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

6) коммерческая, производственная тайна или секрет производства (ст. 1465 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.12.1991 N 35);

7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");

9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации");

10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. "г" п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 141 УК);

11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");

13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. ком. к ст. 144;

15) тайна кредитной истории (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях");

16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");

18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");183 УПК РФ), осмотр документов и предметов (ч.2 ст. 176 УПК РФ) относятся к следственным действиям, а составленные по их результатам протоколы (ст. 180, ч.2 ст. 183 УПК РФ) являются доказательствами по делу. Протоколы следственных действий, которые государственный обвинитель намеревался представить присяжным заседателям, не были признаны недопустимыми доказательствами...

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПУ16-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Таким образом данное следственное действие произведено законно и требования ст. 183 УПК РФ нарушены не были...

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ16-19СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Оценка же достоверности данных показаний относится к исключительной компетенции присяжных заседателей. Выемка копии паспорта, хранящейся у нотариуса, была проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 183 УПК РФ) на основании судебного решения...

  • +Еще...

    Под понятием выемка УПК РФ принято подразумевать следственное действие, в процессе которого изымаются предметы и документы, которые играют важную роль для уголовного производства, если следователю точно известно, где и у кого они находятся. Порядок изъятия материалов уполномоченным лицом регламентирует ст.183 УПК РФ.

    Согласно ст. 183 УПК РФ с комментариями к ней, прежде чем проводить изъятие УПК рекомендует делать обыск. Для произведения выемки по ст. 183 УПК РФ должны быть фактические основания - наличие достоверных доказательств, на почве которых может быть сделан вывод о точном нахождении имеющих значение для следствия, предметов и материалов. Выемка не может осуществляться, если у следствия отсутствуют доказательства местоположения предмета, или когда такое место известно, но отсутствуют данные об признаках самого предмета, нужного для следствия.

    Выемка согласно ст. 183 УПК имеет много сходств с произведением обыска, первое сходство в том, что нельзя проводить изъятие в ночное время. Кроме того, во время конфискации имущества должен обязательно присутствовать владелец. Согласно той же статье 183 УПК РФ владелец документа, который изымают, может потребовать присутствия своего адвоката.

    Согласно УПК изъятие документов и конфискация может проводиться в добровольном или понудительном порядке. В первую очередь, действие правоохранительных органов будут носить миролюбивый характер, лицу будет предложено подписать расписку о выдаче необходимых следствию предметов, если же первый откажется, Уголовный Кодекс позволяет проводить конфискацию принудительно. В ситуации, если нужный предмет не будет обнаружен в предполагаемом месте, производство поисковых действий в иных местах, не допускается.

    Комментарий к статье 183 говорит о том, что при производстве принудительной выемки в жилых помещениях, правоохранители могут вскрывать запертые шкафы, и двери помещений. Однако при этом нельзя производить такие поисковые действия без соответствующего постановления следователя. Когда обнаружение и изъятие конкретного предмета не терпит отлагательства, следователь может, руководствуясь ч.5 ст.165 УПК РФ, вынести постановление о произведении обыска, в ходе которого осуществить поисковые действия в разных местах, но обязательно с последующим уведомлением об своих действиях суда и прокурора.


    В зависимости от особенностей процессуального порядка, различают такие виды выемки:

    • изъятие предметов или документов в помещениях конкретного предприятия;
    • конфискация предметов, документов в частном жилище;
    • выемка заложенных или сданных на хранение в ломбард вещей;
    • предметов и документов, которые в своем содержании имеют государственную или иную охраняемую федеральным законом, конфиденциальную информацию;
    • выемка предметов содержащих личную информацию о вкладах и счетах граждан в банках;
    • изъятие почтово-телеграфных отправлений.

    Конфискация предметов и важных документов, которые содержат государственную тайну, информацию о вкладах и счетах граждан в банках, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производиться на территории РФ, только по решению суда, в порядке, установленном статьей 165 УПК.

    Статья 183 УПК РФ говорит о том, что при необходимости изъятия электронных носителей информации, обязательно должен присутствовать специалист, который проследит за тем, чтобы данные на носителе не были испорчены. В процессе проведения выемки УПК запрещает производить копирование информации, кторая находиться на электронных носителях, это может воспрепятствовать расследованию преступления либо вовсе повлечь за собой изменение информации.

    Порядок проведения процедуры


    Процедура выемки проводиться в обязательном присутствии минимум двух понятых, при них изъятые материалы описываются и опечатываются в специальные емкости с пломбой. В процессе выемки, изыматься должны только предметы, указанные в постановлении, даже если при обыске будут найдены материалы, которые имеют косвенное отношение к уголовному производству, изымать их, следователь не имеет права.

    Если выемка производиться на предприятии должны присутствовать представители этой организации. Желательно, чтобы в процессе выемки присутствовал и потерпевший в деле. Обыскиваемым лицам, а также понятым, должно вначале проведения процедуры быть разъяснено их право присутствовать на всех следственных действиях, и делать заявления по поводу правомерности или неправомерности этих действий. Их заявления должны быть занесены в обязательном порядке в протокол.

    Что касается процедуры обыска и выемки у дипломатов или в помещениях дипломатического представительства, все действия следователя должны осуществляться с согласия дипломата, так как он имеет право на неприкосновенность. Согласие дипломатических представителей на обыск их дома или членов их семьи, а также выемку нужных материалов для уголовного производства, запрашивается через Министерство иностранных дел. Обыск и выемка непосредственно в помещениях дипломатических структур производятся в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел.

    Непосредственно перед выемкой следователь должен продемонстрировать всем присутствующим в помещении постановление о выемке, а также попросить добровольно предоставить описанные в постановлении предметы либо указать их местонахождение. Если людей в обыскиваемом помещении нет, то постановление предъявляют представителю жилищно-эксплуатационной организации или местному депутату. Следователь вправе на протяжении процедуры изъятия, запретить присутствующим между собой общаться или покидать помещение.


    Обыск лица и выемка необходимых у него предметов может производиться также без постановления, но только если имеет место:

    • физический захват подозреваемого уполномоченными на то лицами, и есть основания полагать, что он имеет при себе оружие или пытается избавиться от доказательств своей вины;
    • задержание подозреваемого человека;
    • заключение подозреваемого, обвиняемого в конкретном преступлении под стражу;
    • наличие сведений о том, что конкретный человек, находящееся в помещении, скрывает предметы или документы, которые имеют особое значение для установления истины по уголовному делу.

    Сотрудники следственного отдела, которые принимают непосредственное участие в выполнении действий по выемке, должны быть с обыскиваемым человеком одного пола. Во время обыска и выемки следователь должен проконтролировать, чтобы не были разглашены обстоятельства личной жизни людей, в доме которых проводиться обыски или выемка.

    Выемка корреспонденции требует отдельного внимания, если в процессе выемки следователю будет известно какие-то обстоятельства личной жизни лица, у которого производиться изъятие, он не имеет права эту информацию разглашать, так как каждый гражданин имеет право на конфиденциальность, это гарантирует ему Конституция.

    В конце процедуры составляется соответствующий протокол о производстве выемки, и копия его обязательно вручается человеку, у которого в доме проводилась конфискация. В случае если выемка производиться в ломбарде в трехдневный термин о конфискации правоохранительные органы должны уведомить заемщика или поклажедателя.

    Очень много людей ошибочно полагают, что если они будут отсутствовать в помещении в день проведения выемки, то она произведена не будет. Это заблуждение, изъятие проведут с вашим присутствием или без него. Разница в том, что при личном пребывании, вы сможете потом обжаловать действия следователя, если увидите в его поступках нарушения. В случае вашего отсутствия, все найденные материалы будут приобщены к делу и порядок проведения выемки, вы не сможете обжаловать. В ситуации с присутствием хозяина, есть и психологический момент – в присутствии владельца сотрудники правоохранительных органов стараются искать нужные предметы, намного аккуратней, не разламывая и не нарушая целостности мебели и других объектов интерьера. Соответственно владельцу не придется нести значительные затраты, на то, чтобы привести в порядок свое помещение после обыска.

    Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

    Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

    Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

    Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

    Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

    Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

    Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

    3 комментария

    Система и наблюдатель

    Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

    Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

    Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

    Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

    Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

    Гипотеза №1. Всевидящее око

    Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

    Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

    Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

    Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

    Течение времени

    Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

    Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

    
    Top