Расследование и учет пожаров. Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики. Учетная документация и отчетность

Расследование причин пожара в России в настоящее время – весьма сложная проблема, т.к. в стране нет единой службы наподобие Службы Пожарных Маршаллов в США, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата. Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Для понимания всей трудности указанной проблемы необходимо охарактеризовать общий алгоритм расследования пожара.

1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет акт о пожаре,который является документом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет. На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются). Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».

2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

1) если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи следственного отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следовательСО Следственного Комитета (СК) при прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателемОтдела дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был значительный, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров. Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (т.е. поджога), он выносит Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (УД) и отпускает пострадавших от пожара граждан, предоставляя им право в суде выяснять: кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: кто убил? или кто поджёг? То есть им важно кто, а не как. А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

3. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуютспециалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в техническом заключении о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы экспертного заключения несут уголовную ответственность.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, техническое заключение о причине пожара или экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением уголовного дела или поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг? В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна. Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…»).

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…», а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ), которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов-пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам, но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, что чаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является «Не представляется возможным». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны.

Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан. Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоваться услугами негосударственных СЭУ или частных экспертов, которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения, и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности выводов экспертизы. Это всё может пригодиться для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб? Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар. Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия акта о пожаре и копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в постановлении указана фамилия-имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба.А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно не соблюдал нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только постановление об отказе…из которого ничего не понятно?!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно проконсультироваться со специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях (ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников) или частные эксперты могут помочь.

Если после консультации со специалистом заинтересованное лицо решило через суд добиваться справедливого решения дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные суду доказательства будут неоспоримыми. Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей искового заявления в суд следует заказать в экспертном учреждении или организации, или частному эксперту проведение экспертного исследования, в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, проведён анализ других имеющихся материалов, даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные вопросы.

б) Если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании необходимо требовать проведения судебной пожарно-технической экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в пользу истца. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ, негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику. Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы. В случае принятия судом такого решения нужно ходатайствовать перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется экспертное заключение, с выводами которого истец не согласен, он имеет право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной. Но для этого нужно обосновать недостатки в имеющемся заключении. А это может подсказать только специалист.

Подробности Просмотров: 7727 Вопросы по пожарной безопасности

Расследование пожаров осуществляют органы государственного пожарного надзора и милиции, наделенные правом проводить проверку, дознание, предварительное следствие с выполнением всех необходимых следственных действий, требовать необходимые документы, давать поручения и др.

Вместе с тем каждый случай пожара и загорания независимо от их последствий должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие и расследоваться.

Порядок проведения расследования пожаров и загораний нанимателем в настоящее время не определен. Поэтому он может устанавливаться самим нанимателем по аналогии с порядком расследования аварий и инцидентов на производственных объектах, порядком расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Такое расследование может проводить комиссия, создаваемая руководителем организации, в состав которой целесообразно включить представителя органа государственного пожарного надзора.

Основная задача комиссии - установить причину возникновения пожара или загорания, а также лиц, допустивших нарушения правил и норм пожарной безопасности

Установление причины пожара составляет основной элемент расследования и сопряжено с рядом трудностей, которые объясняются сложностью самого явления - пожара, а также уничтожением при пожаре данных, способствующих исследованию его причины.

В ходе расследования также определяется сумма ущерба, нанесенного пожаром. При этом ущерб (убыток) от пожаров должен учитываться полностью независимо от того, возмещаются убытки или нет. Затраты, связанные с ликвидацией загораний и пожаров, в сумму учитываемого материального ущерба не включаются.

В процессе расследования устанавливается, что уничтожено и повреждено огнем (характеристика зданий, сооружений, количество уничтоженных или поврежденных материалов, продукции, оборудования). Если имеются несчастные случаи с людьми, необходимо указать фамилии, возраст, место работы и должности пострадавших и обстоятельства.

В ходе расследования также устанавливается: какое производство и на какой срок приостановлено; какие производственные мощности выведены из строя; причины и обстоятельства возникновения пожара; лица, допустившие ненадлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, и др.

По результатам расследования руководителем организации обеспечивается разработка и осуществление мероприятия по устранению последствий и причин пожара или загорания. О результатах и принятых мерах докладывают вышестоящим организациям.

В целях профилактики пожаров и выработки мер по их предупреждению в каждой организации в соответствии с действующим законодательством ведутся учет и анализ пожаров и загораний, а также представляется установленная государственная статистическая отчетность.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иные организации обязаны представлять в территориальные органы Национального статистического комитета Республики Беларусь сведения о пожарах, происшедших на их объектах и территориях.

Государственный учет пожаров и их последствий осуществляется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

Пожары расследуют с целью установления их обстоятельств и причин, виновных, сумм возмещения материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым компаниям. Расследование проводит администрация предприятия, государственные инспекторы Госпожнадзора, дознаватели.

При расследовании:

– осматривают место происшествия, составляют протокол и схему места пожара;

– получают объяснительные от потерпевших, виновных лиц, свидетелей, участников тушения, от ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта;

– истребуют ведомственный акт служебного расследования пожара, техническую и служебную документацию, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документы, подтверждающие материальный ущерб;

– проводят необходимые пожарно-технические, медицинские экспертизы и т. п.

При расследовании устанавливают:

– время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

– причины пожара, лиц, виновных в его возникновении; обстоятельства, влияющие на степень и характер их вины, ответственности;

– материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших;

– причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара.

Сегодня ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов местного самоуправления;

– собственники имущества;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах своей компетенции и др.

Данные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации учету подлежат все пожары, если они привели к травмированию, гибели людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них ведет Росстат по представлению Федеральной противопожарной службы МЧС России.

Учет пострадавших при пожаре осуществляют на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения обязаны незамедлительно сообщать в органы, ведущие учет, сведения о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных при пожаре. Они также обязаны по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.

Учет материального ущерба от пожара. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара, который осуществляют на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, организаций, на которых произошел пожар, а также на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Все эти организации обязаны представлять в органы, ведущие учет, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включают ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

2.9. Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Кдисциплинарной ответственности виновных лиц привлекает работодатель своим приказом. Он имеет право объявить замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (ст. 192 Трудового кодекса РФ) .

Кадминистративной ответственности в виде штрафа виновных лиц привлекают государственные инспекторы по пожарному надзору по соответствующим статьям КоАП РФ :

– ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

1. Нарушение требований пожарной безопасности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность наступает по решению суда по статьям Уголовного кодекса РФ :

ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности »

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой обеспечения пожарной безопасности?

2. Каким образом система обеспечения пожарной безопасности реализуется при разработке генерального плана застройки?

3. Каковы минимальные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до административно-бытовых зданий, жилых зданий, автомобильных дорог и лесных массивов?

4. Что должна включать система пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных объектов?

5. Что из себя представляет план эвакуации людей при пожаре?

6. Как необходимо правильно содержать территории населенных пунктов, чтобы их обезопасить от пожаров?

7. Каков порядок действий граждан при обнаружении пожара?

8. Каковы функции государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях?

9. Какие действия (мероприятия) проводят инспектора Госпожнадзора при расследовании причин пожара?

10. Как осуществляю учет пострадавших при пожаре и учет материального ущерба от пожара?

11. В каких статьях КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС
РОССИИ»

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА
ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-2002

ДЕПАРТАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

103074, г. Москва, Китайгородский пр, 7 тел 220 51 40 факс 220 48 23

от 31.01.2002 г.

на № _____________ от ____________

О вводе в действие «Инструкции по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002)

Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России», региональным предприятиям «Энерготехнадзор»

ОПЕРАТИВНОЕ УКАЗАНИЕ ОУ №-03-2002 (ПБ)

РАО «ЕЭС России» 19.01.2002 г. утверждена и с 01.01.02 введена в действие «Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей предлагает:

1 . Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России»

1.1 . Принять к сведению и исполнению требования Инструкции.

1.2 . Обеспечить подведомственные предприятия и подразделения необходимым количеством «Инструкций по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

1.3 . Организовать расследование и учет причин и обстоятельств возникновения пожаров на подведомственных энергетических предприятиях в соответствии с требованиями Инструкции.

1.4 . РП «Энерготехнадзор» установить контроль за выполнением в полном объеме требований Инструкции при расследовании и учете пожаров, происшедших на энергетических предприятиях.

Приложение: на 20 листах.

Начальник Департамента М.И. Чичинский

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
« ЕЭС РОССИИ»

Утверждаю:

Член Правления РАО «ЕЭС России»

В.К. Паули

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-01

Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002

Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП «Энерготехнадзор» и АО-энерго.

Исполнители Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н., Камышев В.Н.

Утверждена Член Правления РАО «ЕЭС России» В.К. Паули 19.01.02 г.

Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России «О пожарной безопасности» в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ «Инструкции о порядке статического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации».

Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-99).

Срок введения в действие с 01.01.02 г.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

1.1.1 . Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

1.1.2 . Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

1.1.3 . Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

1.1.4 . Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

1.1.5 . Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

1.1.6 . Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

1.2 . Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1 . Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2 . Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3 . Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4 . Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5 . Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.

1.2.6 . Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7 . Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

1.3 . При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению .

1.4 . Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

1.5 . В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия «Энерготехнадзор», генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

1.6 . Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

1.7 . Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

1.8 . В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

1.9 . Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

1.9.1 . Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

1.9.2 . Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

1.9.3 . Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

1.10 . Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» несут персональную ответственность за:

Сообщение о происшедших пожарах;

Своевременное расследование и учет;

Возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

Устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

Выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

2 . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1 . Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с «Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме приложения .

2.2 . Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

2.3.1 . После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2 . Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3 . Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4 . Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4 . Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5 . Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6 . Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7 . При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение ), а именно:

2.7.1 . Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

2.7.2 . Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3 . Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4 . Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5 . Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор», на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6 . Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7 . Указываются последствия пожара, которые должны учитывать:

2.7.7.1 . Уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.2 . Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.3 . Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8 . В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9 . Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

2.10 . К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11 . Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта «с особым мнением», которое прилагается к акту.

2.12 . По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13 . По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП «Энерготехнадзор», Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», и вышестоящую организацию по подчинённости.

2.14 . По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

3 . классификация пожаРов по причинам их возникновения

3.1 . При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

3.1.1 . Неисправность технологического оборудования;

3.1.2 . Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

3.1.3 . Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

3.1.4 . Нарушение правил пожарной безопасности;

3.1.5 . Короткое замыкание в электроустановке;

3.1.6 . Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

3.1.7 . Самовозгорание веществ и материалов;

3.1.8 . Поджог;

3.1.9 . Взрыв;

3.1.10 . Воздействие стихийных явлений;

3.1.11 . Не установленные причины.

3.2 . Классификационными признаками организационных причинпожаров являются:

3.2.1 . Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

3.2.1.1 . Административного персонала.

3.2.1.2 . Оперативного персонала .

3.2.1. 3 . Неопе ративного персонала .

3.2.1.4 . Подрядных организаций .

3.2.2 . Дефекты проекта.

3.2.3 . Дефекты изготовления.

3.2.4 . Дефекты монтажа.

3.2.5 . Дефекты строительства.

3.2.6 . Дефекты ремонта.

3.2.7 . Воздействие посторонних лиц и организаций .

4 . ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

4.1 . Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ «ЕЭС России», РП «Энерготехнадзор», а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с «Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем».

4.2 . При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5 . УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

5.1 . Государственная отчетность по пожарам:

5.1.1 . В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение ).

5.1.2 . Региональные предприятия «Энерготехнадзор» до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5.1.3 . Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:

5.1.3.1 . В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

5.1.3.2 . На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

5.1.3.3 . В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

5.1.3.4 . На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

5.1.3.5 . Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначении вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

5.1.3.6 . В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО «ЕЭС России».

5.1.3.7 . В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями.

5.1.4 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (приложение ) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5.1.5 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО «ЕЭС России» и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.

5.2 . Внутрифирменная отчетность по пожарам:

5.2.1 . О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП «Энерготехнадзор».

5.2.2 . РП «Энерготехнадзор» осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:

5.2.2.1 . Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой;

5.2.2.2 . Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом;

5.2.2.3 . Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного по электронной почте или факсом.

5.2.3 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России» о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.

5.2.4 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о проис шедших пожарах, происшедших па объектах Холдинга РАО «ЕЭС России».

5.2.5 . На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России» производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

Подготовки необходимых материалов в государственные органы;

Разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

Разработки новых проектных решений;

Принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

Подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

Приложение № 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

1 . Пожар - неконтролируемое горение вне специально предназначенного места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.

2 . Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

3 . Вспышка (хлопок) - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов, способных разрушать конструкции или установки.

4 . Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.

5 . Источник зажигания - горящее или накаленное тело, либо электрический разряд, обладающие запасом энергии и температурой, достаточными для возникновения возгорания.

6 . Тление - беспламенное горение материала.

7 . Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.

8 . Самовозгорание - явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции, приводящее к возникновению возгорания вещества и смеси (твердой, жидкой и газообразной) при отсутствии источника зажигания.

9 . Локализация пожара - период тушения пожара, при котором отсутствует или ликвидирована угроза людям, а также прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.

10 . Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, способное прекратить горение.

11 . Ликвидация пожара - период тушения пожара, при котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

12 . Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

13 . Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.

Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, приня тых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро- и теплоэнергии потребителям по договорам.

Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

14 . Горючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), которые способны самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

15 . Негорючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), не способные к самостоятельному горению под воздействием источника зажигания.

16 . Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.

17 . Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.

18 . Пожарный извещатель - элемент установки пожарной сигнализации, предназначенный для восприятия признаков пожара и передачи информации о нем на приемную пожарную станцию.

19 . Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.

20 . Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.

21 . Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.

22 . Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём ручного пуска.

23 . Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.

24 . Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.

25 . Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола, который установлен на водопроводе.

26 . Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого на людей и (или) материальные ценности может приводить к ущербу.

Приложение № 2

Форма АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

1. Адресный блок

Предприятие:_____________________________________________________

Дата и время возникновения пожара__________________________________

Учетный признак__________________________________________________

Классификационные признаки причин пожара_________________________

Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_________________________________

Экономический ущерб (тыс. руб.)____________________________________

Дата и время ликвидации пожара:____________________________________

Ключевые слова___________________________________________________

2. Описательный блок

Описание возникновения пожара и его протекание.

Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.

Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и сооружения.

Указывается материальный ущерб.

Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

3. Визовый блок

Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

Подписи председателя и членов комиссии.

К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также

Приложение № 3

Форма Госкомстата России по учету пожаров

20609430 стр. 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

0609430

Формы по ОКУД

Организации составителя отчета по ОКПО

Министерства (ведомства) по ОКОГУ

Вида деятельности по ОКПД

Организационно-правовой формы по КОПФ

Формы собственности по КФС

Территории по СОАТО

КОДЫ проставляет организация-составитель отчёта

ФОРМА № 1 (пожары)

Утверждена постановлением Госкомстата России от 20.06.94 № 80

КВАРТАЛЬНАЯ

кому высылается - Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», 117526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корпус 3.

Объединение, предприятие, организация, учреждение

______________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________

республика, входящая в состав России,автономная область, автономный округ, край, область, район

Вид деятельности (основной) ____________________________________

Организационно-правовая форма _______________________________

Форма собственности __________________________________________

ОТЧЕТ

о пожарах и последствиях от них за _____ квартал __ г.

(ежеквартально нарастающим итогом с начала года)

20609430 стр. 2 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Номер строки

Наименование показателей

Всего

Количество пожаров, (единиц)

Материальный ущерб от пожаров (тыс. рублей в целых)

Погибло при пожарах (человек)

Травмировано при пожарах (человек)

УНИЧТОЖЕНО (ЕДИНИЦ):

Строений

Морских, речных судов

Воздушных судов

Автотракторной техники

Технологического оборудования

ПОВРЕЖДЕНО (ЕДИНИЦ)

Строений

Морских, речных судов

Номер строки

Наименование

Количество пожаров из стр. 1 гр. 3 раздел 1)

Материальный ущерб от пожаров (стр. 02 Гр. 3 раздел 1)

ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

Поджоги

Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых эл. приборов

Неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства

Неосторожное обращение с огнем

Шалость детей с огнем

Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ

Взрывы

ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ

Производственные здания и складские помещения производственных предприятий

Склады, базы и торговые помещения

Административно-общественные здания

Жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи)

Строящиеся объекты

Сооружения, установки

Транспортные средства

Руководитель ____________ (подпись)

Ф.И.О. исполнителя, № телефона, дата

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

1 . Отчет составляется в соответствии с требованиями инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствии от них в Российской Федерации, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации. В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых Министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашением с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копии, морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны, ФСК России. ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.). Кратких указаний необходимо свободные строки заполнить следующими данными:

В разделе 1 в строках 09 и 14 - соответственно уничтоженное или поврежденное технологическое оборудование (тепломеханическое и электрическое);

В разделе 2 в строке 08 - количество пожаров из-за заводских дефектов;

В разделе 2 в строке 09 - прочие причины пожаров (не установленные, стихийные явления и др.);

В разделе 2 в строке 18 - прочие объекты (вагончики, битумоварки, низовые пожары травы на территории и другие).

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них предназначен для формирования основных показателей, характеризующих обстановку с пожарами в России.

Статья 27. Закона о Пожарной безопасности содержит требования об учете пожаров и их последствий.

В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Работа по расследованию пожаров начинается с регистрации сообщения о пожаре. Регистрация сообщений, то есть фактически первоначальный учет пожаров, проводится единообразно во всех подразделениях пожарной охраны. Приказом МЧС России № 270 от 2 мая 2006 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определен порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений. Органы ГПН осуществляют проверки только по делам о пожарах и нарушении правил пожарной безопасности, иные сообщения только регистрируются и направляются по подведомственности для рассмотрения.

Приказом утверждены формы учетных документов и определен порядок их ведения и хранения. Журналы подлежат строгому учету, листы в них должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи проводятся полно, аккуратно, только чернилами (пастой), исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи оговариваются подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию. Каждому сообщению присваивается очередной, с начала текущего года порядковый номер.

По окончании журналы хранятся в архиве органов дознания ГПН в течение установленного срока (3-х лет).

В соответствии с приказом МЧС № 270 от 02.05.06.г. «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС РФ» должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП). При наличии причин, препятствующих зарегистрировать сообщение в течение 3 часов, сведения о таком сообщении могут быть внесены в КРСП на основании информации, переданной (полученной) по каналам связи (телефон, телеграф…), либо по прибытии должностного лица в орган ГПН.

Сообщения о пожарах, полученные из единой дежурно-диспетчерской службы «01», регистрируются непосредственно после получения сведений в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП).

Начальник органа дознания ГПН, его заместитель определяют должностное лицо (дознавателя, старшего дознавателя, инспектора ГПН), ответственного за проверку информации о пожаре с отметкой в ЖРП.

По результатам выполнения проверки оформляется рапорт:

1) об обнаружении признаков состава преступления;

2) об установлении иных обстоятельств.

При обнаружении признаков состава преступления проводится перерегистрация в Книгу регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и дознавателем проводятся проверочные действия в порядке ст.144 УПК РФ. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные либо уполномоченные должностные лица ГПН могут: получать объяснения, истребовать и изучать необходимые документы и материалы, назначать документальные ревизии и проверки, произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные ст.146 УПК РФ (осмотр места пожара, освидетельствование, назначение судебных экспертиз), а также осуществлять иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности»..

Если заявитель непосредственно обратился с заявлением (сообщением) о преступлении, связанном с пожаром, то такое заявление (сообщение) регистрируется по КРСП. На документе проставляется штамп регистрации. Заявителю выдается отрывной лист талона-уведомления. Заявитель расписывается на корешке талона (имеющий одинаковый с отрывным листом регистрационный номер) с указанием времени и даты получения отрывного талона.

Проверка такого сообщения проводится по письменному указанию начальника (заместителя начальника) органа дознания с последующим принятием процессуального решения.

Если сведения о преступлениях, связанных с пожарами, или иная информация о пожарах (например, телефонограмма из медицинского учреждения о получении травм на пожарах, материалы проверки по пожарам, переданные по подследственности из других правоохранительных органов) получены по почте, телеграфу в канцелярию органа дознания, то они, после регистрации как входящей корреспонденции, рассматриваются начальником органа дознания и передаются для регистрации в КРСП и дальнейшей проверки с принятием процессуального решения.

Первоначально ответственность за своевременность и полноту регистрации сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах, возлагается на начальника органа дознания и должностных лиц, осуществляющих регистрацию сообщений о пожарах.

Состояние учетно-регистрационной дисциплины в подразделении ежедневно контролирует начальник органа дознания, ежеквартально проводится проверка специальной комиссией, созданной приказом начальника органа дознания.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» дано определение: Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Приказом МЧС РФ N 714 от 21 ноября 2008г. «Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий» и № 760 от 10 декабря 2008г. «О формировании электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий» установлен порядок учета пожаров и отчетность по ним.

Учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

Не подлежат учету:

Случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов.

Случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.);

Случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовления пищи без последующего горения;

Случаи взрывов, вспышек и разрядов статистического электричества без последующего горения;

Случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

Случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

Пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержения вулканов и др.);

Покушение на самоубийство или самоубийство путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

Случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

Бесхозных зданий;

Бесхозных транспортных средств;

Сухой травы;

Тополиного пуха;

Торфа на газонах и приусадебных участках;

Пожнивных остатков;

Мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

Прямой материальный ущерб - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие воздействия опасных факторов пожара и их сопутствующих проявлений.

В прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения.

Для организаций, предприятий ущерб учитывается по справке, подписанной руководителем, главным бухгалтером и заверенной печатью (к ней прилагаются сметы, акты); справке, выданной страховой организацией; выписок из решений судебных органов; документов собственников, подтверждающих стоимость уничтоженного и (или) поврежденного личного имущества.

Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяется на основе документов собственника, по незастрахованному имуществу, по застрахованному имуществу – на основе справки страховых организаций.

При отсутствии документального подтверждения ущерб учитывается на основании оценки средней величины ущерба от пожара на однородных застрахованных объектах пожара в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год.

Учет пострадавших при пожаре лиц осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями.

Погибшим при пожаре признается лицо, причиной смерти которого стали опасные факторы пожара, вторичные последствия воздействия опасных факторов пожара, установленные уполномоченными на это медицинскими организациями.

Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Под телесным повреждением (травмой) следует понимать нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся (Статья 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся:

пламя и искры;

тепловой поток;

повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

пониженная концентрация кислорода;

снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

воздействие огнетушащих веществ.

Учетная документация и отчетность.

В органах ГПН (территориальных, местных) учет и отчетность по пожарам ведется в основном с помощью компьютерных программ. Дознаватель осуществляет статистический учет пожаров и проводит их анализ по причинам, местам возникновения, учитывается и анализируется количество погибших и пострадавших на пожарах (возраст, социальное положение и т.д.).

Дознаватель должен составить и направить в информационный центр учетную карточку по пожару, утвержденную приказом МЧС РФ N 714 от 21 ноября 2008г. Карта имеет разделы: общие сведения, сведения по объекту (включая причину пожара, результат дознания), последствия пожара, данные по тушению и информацию для дознания (т.е. отк. в ВУД, ВУД по от. УК, или процессуальное решение не принималось).

Карточка учета пожаров в 10-тидневный срок направляется в информационно-аналитический отдел УНД.

Ежемесячно в отдел административной практики и дознания УНД представляется отчет по уголовно-процессуальной деятельности, данные даются с нарастающим итогом с начала года.

введена квартальная форма федерального государственного статистического наблюдения Форма № 1 (пожары) «Сведения о пожарах и последствиях от них», устанавливающая состав отчитывающихся субъектов и порядок представления ими отчетности.

Сбор и обработка данных и представление отчетности по указанной форме осуществляются структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами) государственной статистики территориальных органов ГПН или должностными лицами, назначенными ответственными за ведение официального учета и государственной статистической отчетности о пожарах и их последствиям органов ГПН городов, районов, ЗАТО.

Форма федерального государственного статистического наблюдения

№ 1-пожары состоит из двух разделов :

в разделе 1 «Общие положения» приводятся показатели:

количества пожаров, ед.;

материальных потерь от пожаров, в том числе прямого материального ущерба от пожаров, тыс. руб.;

количества погибших и травмированных при пожаре, чел.;

количества уничтоженных (и поврежденных) строений, морских и речных судов, воздушных судов, автотракторной техники, горных выработок, пластов угля, лесная площадь, пройденная пожаром.

в разделе 2 «Основные причины и объекты пожаров» приводятся показатели количества пожаров и материального ущерба от пожаров по причинам возникновения пожаров и объектам, на которых произошли пожары с указанием величин материального ущерба.

Приказом МЧС России от 14 июля 2005 г. № 538 «О государственной статистической отчетности МЧС России» установлено, что управления (отделы) ГПН субъектов Российской Федерации сведения о пожарах и последствиях от них по квартальной форме федерального государственного статистического наблюдения Форме № 1(пожары) представляют в Департамент надзорной деятельности МЧС России до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Департамент надзорной деятельности МЧС России по согласованным программе и срокам представляет государственную статистическую отчетность по пожарам и последствиям от них по установленной Форме № 1(пожары) в Росстат.

Представление оперативной информации о пожарах и их последствиях органами ГПН субъектов Российской Федерации осуществляется на основании указания МЧС России от 11 апреля 2005 г. № 330/6, от 12 апреля 2005 г. № 5-10-421 и телеграммы Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 14 апреля 2005 г. № 48-63-19.

По установленной Форме № 1-ПО-С информация о пожарах и их последствиях представляется Управлениями (отделами) ГПН субъектов Российской Федерации в:

ФГУ ВНИИПО МЧС России – еженедельно (каждый четверг) до 12.00 ч.;

МЧС России для проведения селекторных совещаний – еженедельно (каждое воскресенье) до 11.00 ч.;

РЦ МЧС России для селекторных совещаний начальником регионального центра с начальниками Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации – еженедельно (каждый четверг) до 16.00 ч.

Сведения о пожарах и их последствиях представляются в электронном виде по форме шаблон «STA» нарастающим итогом с учетом корректировки статистических данных по Форме № 1-ПО-С (ежемесячной).

По подготовке сведений установлены следующие основные требования:

Отчетный период прошлого года должен соответствовать аналогичному периоду текущего года.

К крупным пожарам относить пожары, на которых: погибло 5 и более человек, пострадало 10 и более человек, прямой материальный ущерб от пожара превысил 342 000 руб.

К детям относить лиц, не достигнувшим 16 лет.

Мы рассмотрели основные направления деятельности дознавателя и на последующих занятиях будем отрабатывать каждый этап подробно.

 Top