293 фз о противодействии

    Приложение N 1. Порядок уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Приложение N 2. Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Приложение N 3. Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. N 293
"Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"

С изменениями и дополнениями от:

1.2. Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 2).

1.3. Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 3).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, начальникам территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научных, образовательных и медицинских организаций, баз (складов) хранения ресурсов МВД России, обеспечить ознакомление сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, с настоящим приказом и выполнение его требований.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228.

Госслужащие обязаны сообщать представителю нанимателя (работодателя) о склонении их к совершению коррупционных правонарушений. Определен порядок такого уведомления для военнослужащих внутренних войск и федеральных гражданских госслужащих системы МВД России. Он также касается сотрудников органов внутренних дел.

Уведомление может быть составлено как по утвержденному образцу, так и в произвольной форме. В нем должны быть указаны определенные сведения (место, время, способ склонения к правонарушению и др.).

Уведомление подается непосредственно представителю нанимателя (работодателя) в ходе личного приема или через подразделение, осуществляющее делопроизводство. В исключительных случаях (при нахождении не при исполнении служебных обязанностей или вне пределов места службы) оно может быть направлено по почте, факсу либо информационным системам общего пользования.

Представитель нанимателя (работодателя) может назначить проверку полученных сведений. Ее срок - 30 суток (может быть увеличен, но не более чем вдвое).

По результатам проверки уведомление и все материалы могут быть переданы в органы прокуратуры. Если представленные сведения не подтвердились, указанные документы направляются в подразделение, осуществляющее делопроизводство. Они хранятся там 5 лет.

Уведомление может касаться склонения к правонарушению не только заявителя, но и иных лиц.

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации


26 декабря 2008 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». О том, что Законы «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Кодекс об административных правонарушениях требуют некоторой доработки практикующие юристы и теоретики говорили не один год. Особенно много претензий возникало к Закону «О милиции», который закрепил широкий круг полномочий, не уточнив при этом, как конкретные службы должны разграничивать их применительно к своей непосредственной службе. Пользуясь этим, большинство милицейских начальников традиционно сошлись во мнении, что любая служба может использовать весь объем прав, предусмотренных Законом, без ограничений. Это приводило к абсурдным ситуациям, когда один закон запрещал некоторым подразделениям внутренних дел совершать какие либо действия, а Закон «О милиции» - разрешал. Подобная ситуация негативным образом сказывалась на работе всех хозяйствующих субъектов, о чем они неоднократно пытались донести до законодательной и исполнительной власти России. Многочисленные конференции и круглые столы с участием Президента нашли свое отражение в вышеуказанном Федеральном законе.

Для того, чтобы лучше разобраться в том, как отразятся поправки в ключевые законодательные акты, регулирующие работу органов внутренних дел, на их деятельности, журнал «Проблемы МСУ» решил побеседовать об этом с оперативным уполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями одного из УВД города Москвы. В качестве примечания к ответам, автор статьи включила некоторые положения из Федерального закона № 293 с целью наглядного ознакомления читателя с изменениями в законодательстве.

Вопрос: Поясните на конкретных примерах, какие последствия ожидают сотрудников милиции в связи со вступлением Федерального закона в силу?

Ответ: Не могу Вас порадовать тем, что изменения вызвали переполох или сильное волнение в рядах милицейских служб, что свидетельствовало бы о радикальных изменениях. Изменения коснулись лишь некоторых сторон деятельности, не изменив основы. Сотрудники милиции теперь лишены прав приостанавливать или прекращать деятельность организаций, за исключением случаев выполнения поручений следственных органов и случаев, когда соответствующие подразделения органов внутренних дел привлекаются к исполнению законодательства о налогах и сборах. Кроме того, была предпринята попытка указать на то, что пользоваться всем обширным набором полномочий, предоставленных милиции, сможет далеко не каждый милиционер (примечание журнала: «Использование сотрудниками милиции прав, предоставленных милиции настоящим Законом, возможно только при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации» № 293-ФЗ от 26 декабря 2008 года). При этом любое изъятие предметов и документов должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемом к составлению процессуальных документов (наличие понятых, подробное описание всех изымаемых предметов и документов и т.д.). Таким образом, существенно ограничены возможности сотрудников внутренних дел по злоупотреблению в сфере экономики, предпринимательства и потребительского рынка.

Вопрос: Каким образом поправки в закон смогут сократить эти злоупотребления?

Ответ: Процедура проверки деятельности хозяйствующих субъектов станет сложнее и, как следствие, прозрачнее. У руководителей проверяемых организаций будет больше фактических документов, которые позволят обжаловать в суде незаконные действия сотрудников милиции, и в особенности тех, кто напрямую подчиняется Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Поправки позволяют обязать оперативников, которые ранее, по сути, никому ничего не были должны, оставлять после оперативно-розыскных мероприятий копии протоколов с подробным описанием всех своих действий (примечание журнала: «В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации» № 293-ФЗ от 26 декабря 2008 года). Сводится к минимуму возможность возникновения печально известных ситуаций, когда деятельность субъектов производства и предпринимательства фактически приостанавливалась и несла убытки в результате полного изъятия финансово-хозяйственной документации. Сотрудники правоохранительных органов месяцами хранили все перечисленное у себя в кабинетах, используя факт запрета предпринимательской деятельности без соответствующей документации для шантажа и вымогательства взяток. Теперь эта «лазейка» для коррупционеров прикрыта законодателем (примечание журнала: «Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе»). Практически аналогичные изменения, касающиеся изъятия документов, внесены и в Кодекс об административных правонарушениях.

Вопрос: Каково значение этого закона в системе российского законодательства?

Ответ: Панацеей этот Федеральный закон не стал, но является одной из ступеней программы по борьбе с коррупцией, заявленной руководством страны. Дополнительное его значение заключается в упорядочении действующего законодательства и приведении его в соответствие с Конституцией России и нормами международного законодательства.

Вопрос: Через какое время можно ожидать положительных результатов данных изменений?

Ответ: Уверен, что положительные результаты последуют не ранее, чем через пять лет. Повторяю, что сам по себе этот закон особой роли не играет, он является лишь одним из многих шагов, направленных на ограничение довольно узкой категории правоотношений. Его опубликование не означает того, что с завтрашнего дня все перестанут, как сказал Президент Медведев, «кошмарить бизнес». Далее логично ожидать законодательных инициатив, направленных на ограничения и упорядочение деятельности в сфере налоговых органов, органов безопасности, таможенных органов и др.

Вопрос: Какие негативные последствия может иметь действие этого закона?

Ответ: Существует риск, что коррупция в сфере экономической деятельности перейдет на качественно новый уровень. Исходя из российской практики, можно ожидать только одного – повышения «расценок» на традиционные в коррупционной сфере услуги, такие как: «заказные» проверки (предприниматели пытаются ослабить или устранить своих конкурентов проверками, которые они инициируют и финансируют), взятки за возврат ранее изъятой документации и предметов, изъятие документации с целью продажи или предоставления коммерческой информации конкурентам и т.д. Добиться разрешения на проведение проверки теперь будет сложнее. К минимуму сводится возможность безнаказанного хищения, умышленной утраты, либо повреждения изымаемых предметов и документов. Для составления протокола потребуются некоторые навыки и хотя бы минимальное знание уголовно-процессуального законодательства. С учетом того, что сегодняшние офицеры делают в каждом слове по три ошибки, а значение аббревиатуры УПК узнают только после получения высшего юридического образования, кого-нибудь на проверку посылать будет просто опасно, потребуются лучшие резервы. Таким образом, потеряв столь лакомый кусок, недобросовестные сотрудники и столь же недобросовестные руководители будут стараться использовать все имеющиеся возможности для извлечения незаконной прибыли, которые законодатель им, надеюсь, пока оставил. Другими словами – бизнес продолжат «кошмарить» другими, более изощренными способами.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений ().

1.2. Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений ().

1.3. Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений ().

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждений, баз (складов) хранения ресурсов МВД России, командующим войсками региональных командований внутренних войск, начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений внутренних войск МВД России обеспечить ознакомление сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, с настоящим приказом и выполнение его требований.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228.

4. В уведомлении указываются сведения об обратившемся лице, источнике поступления обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению и иные данные в соответствии с .

5. Уведомление подписывается лицом, его составившим, с указанием даты составления, фамилии, имени, отчества, специального (воинского) звания либо классного чина и должности.

Коллективное уведомление подписывается всеми лицами, его составившими, с указанием данных, перечисленных в настоящем пункте.

К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения.

7. Уведомление подаётся непосредственно представителю нанимателя (работодателя) в ходе личного приема или через подразделение, осуществляющее делопроизводство.

8. В исключительных случаях, при нахождении сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России не при исполнении служебных обязанностей или вне пределов места службы, уведомление может быть подано по почте, по каналам факсимильной связи либо информационным системам общего пользования.

9. Сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России вправе уведомить органы прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о чём обязан сообщить представителю нанимателя (работодателя).

III. Сроки подачи уведомления

10. О факте поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по месту службы в день поступления обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления).

11. В случае поступления обращения в выходной или нерабочий праздничный день, сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) на следующий за ним рабочий день.

12. Уведомление, поданное представителю нанимателя (работодателя) через подразделение, осуществляющее делопроизводство, считается переданным со дня его получения сотрудником подразделения, осуществляющего делопроизводство, независимо от даты фактического поступления представителю нанимателя (работодателя).

13. При передаче уведомления по почте, каналам факсимильной связи либо информационным системам общего пользования, днем подачи уведомления считается день его отправления независимо от даты фактического поступления представителя нанимателя (работодателя).

IV. Регистрация уведомления

14. Уведомление, поступившее по почте, каналам факсимильной связи либо информационным системам общего пользования, или поданное сотрудником, военнослужащим, гражданским служащим системы МВД России непосредственно в подразделение, осуществляющее делопроизводство, регистрируется в соответствии с общими правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.

15. Уведомление, поданное непосредственно представителю нанимателя (работодателя), в том числе в ходе личного приема, незамедлительно передается в подразделение, осуществляющее делопроизводство, для регистрации в соответствии с правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.

16. Передача уведомлений для проведения проверки без регистрации в установленном порядке в подразделениях, осуществляющих делопроизводство, запрещена.

V. Рассмотрение уведомления

17. Уведомление должно быть рассмотрено представителем нанимателя (работодателя) в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его поступления в орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России.

18. Не допускается передача уведомления для рассмотрения нижестоящим в порядке подчинения представителям нанимателя (работодателя) либо в нижестоящие органы внутренних дел, структурные подразделения внутренних войск системы МВД России.

19. По результатам рассмотрения уведомления представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:

19.1. Об оставлении уведомления без рассмотрения:

19.1.1. Если оно является анонимным.

19.1.2. Если в нем содержатся сведения, по которым ранее в установленном порядке проводилась проверка, в ходе которой они не нашли своего объективного подтверждения.

19.2. О назначении в установленном порядке проверки изложенных в нем сведений.

19.3. О передаче уведомления, если в нем содержатся сведения, имеющие признаки преступления, в органы, наделенные полномочиями возбуждать уголовные дела в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России, определяющими порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.

19.4. О передаче уведомления в вышестоящий орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России, если рассмотрение уведомления по существу выходит за пределы его должностных полномочий.

20. Проверка информации, содержащейся в уведомлении, проводится в течение 30 суток со дня поступления уведомления в орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России.

21. Срок проведения проверки на основании мотивированного рапорта лица, проводящего проверку, может быть продлен представителем нанимателя (работодателя), её назначившим, не более чем на 30 суток. Дальнейшее продление срока проведения проверки не допускается.

22. Проверка сведений, изложенных в уведомлении, проводится в соответствии с общими правилами организации и проведения проверок, установленными в системе МВД России, с изъятиями, предусмотренными настоящим Порядком.

23. В ходе проведения проверки от сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России могут быть истребованы объяснения по существу поданного уведомления и иные материалы, имеющие отношение к обстоятельствам поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

24. Результаты проверки с выводами и предложениями докладываются представителю нанимателя (работодателя), её назначившему.

25. По результатам проведенной проверки представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:

25.1. О передаче уведомления и материалов его проверки в органы прокуратуры в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России, определяющими правила приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, для рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25.2. Об окончании проведения проверки в случае, если указанные в уведомлении сведения не нашли своего объективного подтверждения, и передаче материалов проверки в подразделение, осуществляющее делопроизводство.

26. Материалы проверок хранятся в подразделении, осуществляющем делопроизводство, в предусмотренном номенклатурой деле в течение 5 лет в соответствии с правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.

_____________________________

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ УВЕДОМЛЕНИЯ сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Представителю нанимателя (работодателя) органа внутренних дел, структурного подразделения внутренних войск системы МВД России специальное (воинское) звание или классный чин инициалы и фамилия УВЕДОМЛЕНИЕ Уведомляю Вас о факте поступления ко мне (другому сотруднику, военнослужащему, гражданскому служащему) обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения со стороны _________________________________________________________________________ (сведения о лице, склоняющем к правонарушению) Склонение к коррупционному правонарушению производилось в целях осуществления мною ______________________________________________________ (указывается сущность предполагаемого коррупционного правонарушения) посредством _____________________________________________________________ (способ склонения) Обращение поступило ко мне _________________________________________ (дата, время, место) Склонение к правонарушению производилось _________________________________________________________________________ (обстоятельства склонения к совершению коррупционного ___________________________________________________________ _____________ правонарушения) (ФИО, звание (классный чин) должность) (подпись) _________________________________________________________________________ (дата составления уведомления)

Перечень
сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Фамилия, имя, отчество, специальное (воинское) звание либо классный чин, должность сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России, заполняющего уведомление.

2. Сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации и иные известные сведения).

3. В случае если стали известны факты обращения к другим сотрудникам, военнослужащим или гражданским служащим в целях их склонения к совершению коррупционного правонарушения, в уведомлении указываются сведения об этих сотрудниках, военнослужащих или гражданских служащих.

4. Сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица.

5. Способ склонения к совершению коррупционного правонарушения.

6. Обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения (телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление или иное обстоятельство).

7. Время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения.

8. Подпись сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России.

9. Дата составления уведомления.

Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. № 293 “Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений”

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Обзор документа

Госслужащие обязаны сообщать представителю нанимателя (работодателя) о склонении их к совершению коррупционных правонарушений. Определен порядок такого уведомления для военнослужащих внутренних войск и федеральных гражданских госслужащих системы МВД России. Он также касается сотрудников органов внутренних дел.

Уведомление может быть составлено как по утвержденному образцу, так и в произвольной форме. В нем должны быть указаны определенные сведения (место, время, способ склонения к правонарушению и др.).

Уведомление подается непосредственно представителю нанимателя (работодателя) в ходе личного приема или через подразделение, осуществляющее делопроизводство. В исключительных случаях (при нахождении не при исполнении служебных обязанностей или вне пределов места службы) оно может быть направлено по почте, факсу либо информационным системам общего пользования.

Представитель нанимателя (работодателя) может назначить проверку полученных сведений. Ее срок - 30 суток (может быть увеличен, но не более чем вдвое).

По результатам проверки уведомление и все материалы могут быть переданы в органы прокуратуры. Если представленные сведения не подтвердились, указанные документы направляются в подразделение, осуществляющее делопроизводство. Они хранятся там 5 лет.

Уведомление может касаться склонения к правонарушению не только заявителя, но и иных лиц.


1.2. Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 2).

1.3. Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 3).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждений, баз (складов) хранения ресурсов МВД России, командующим войсками региональных командований внутренних войск, начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений внутренних войск МВД России обеспечить ознакомление сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, с настоящим Приказом и выполнение его требований.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 19.04.2010 N 293

Представителю нанимателя (работодателя) органа внутренних дел, структурного подразделения внутренних войск системы МВД России специальное (воинское) звание или классный чин инициалы и фамилия УВЕДОМЛЕНИЕ Уведомляю Вас о факте поступления ко мне (другому сотруднику, военнослужащему, гражданскому служащему) обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения со стороны __________________________________________________________________ (сведения о лице, склоняющем к правонарушению) Склонение к коррупционному правонарушению производилось в целях осуществления мною _________________________________________ (указывается сущность предполагаемого коррупционного правонарушения) посредством ______________________________________________________ (способ склонения) Обращение поступило ко мне ___________________________________ (дата, время, место) Склонение к правонарушению производилось _____________________ __________________________________________________________________ (обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения) _______________________________________ __________________ (ФИО, звание (классный чин), должность) (подпись) ______________________________________ (дата составления уведомления)

Приложение N 3
к Приказу МВД России
от 19.04.2010 N 293

1. Фамилия, имя, отчество, специальное (воинское) звание либо классный чин, должность сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России, заполняющего уведомление.

2. Сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации и иные известные сведения).

3. В случае если стали известны факты обращения к другим сотрудникам, военнослужащим или гражданским служащим в целях их склонения к совершению коррупционного правонарушения, в уведомлении указываются сведения об этих сотрудниках, военнослужащих или гражданских служащих.

4. Сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица.

5. Способ склонения к совершению коррупционного правонарушения.

6. Обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения (телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление или иное обстоятельство).

7. Время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения.

8. Подпись сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России.

9. Дата составления уведомления.


Top