Понятие коррупционного правонарушения. Коррупционные правонарушения Коррупционные правонарушения и преступления

ЕСТНИК nonmoBM. м. о па

vuMBCB/MiiTc-rA Коррупционные административные правонарушения:

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) понятие, виДЫ и соДержание

КОРРУПЦИОННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье исследована сущность коррупционных административных правонарушений на основе анализа российского законодательства и законодательства зарубежных стран, а также научных трудов ведущих отечественных ученых-юристов. Ключевые слова: коррупция, административная ответственность, коррупционные административные правонарушения.

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Administrative Law and Process оf the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

CORRUPTION ADMINISTRATIVE OFFENCES: DEFINITION, TYPES AND CONTENT

The article studies the essence of corruption of administrative offenses on the basis of the analysis of the Russian legislation and the legislation of foreign countries, as well as scientific works of leading domestic scientists-lawyers.

Keywords: corruption, administrative responsibility, administrative corruption offenses.

Михайлович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Коррупция как социально-правовое явление имеет множество самых разнообразных форм, характеризующихся определенными свойствами. В свою очередь, коррупционные деяния в подавляющем большинстве относятся к разряду противозаконных. Автор полагает, что по степени общественной опасности все противоправные деяния, непосредственно обладающие признаками коррупции, можно разделить на группы:

Коррупционные преступления, совершение которых предполагает наиболее серьезные общественно-опасные последствия;

Коррупционные правонарушения, включающие в себя коррупционные административные правонарушения, коррупционные гражданско-правовые деликты, а также коррупционные дисциплинарные проступки;

Ненаказуемые коррупционные деяния, за совершение которых не предусмотрена юридическая ответственность.

© М. М. Поляков, 2015

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МПОА)

В Уголовном кодексе РФ1, а также в Кодексе РФ об административных правонарушениях2 нет отдельных глав, названия которых включали бы в себя категорию коррупции. Тем не менее анализ содержания указанных нормативных правовых актов дает вполне определенные основания для выделения целого ряда статей в отдельную совокупность противоправных деяний, которые условно можно отнести к коррупционным преступлениям и коррупционным административным правонарушениям.

Определение коррупции, закрепленное в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3, позволяет достаточно четко обозначить круг преступлений, обладающих признаками коррупции. Согласно дефиниции коррупции, к числу коррупционных преступлений можно отнести:

Злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ);

Дачу взятки (ст. 291 УК РФ),

Получение взятки (ст. 290 УК РФ);

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Таким образом, дефиниция коррупции в Федеральном законе «О противодействии коррупции» фактически только перечисляет противоправные деяния, которые принято относить к коррупционным. Данное определение не раскрывает социально-правовую природу коррупции, в нем нет научных критериев идентификации коррупции, выработанных как отечественными, так и западными учеными за последние десятилетия.

По мнению профессора Д. К. Нечевина, в российском уголовном законодательстве дополнительно необходимо закрепить ответственность за совершение следующих деяний:

Коррупционный лоббизм;

Коррупционный фаворитизм;

Коррупционный протекционизм;

Непотизм (кумовство, покровительство родственникам);

Тайные взносы на политические цели;

Взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями или лоббированием интересов взносодателя;

Келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов;

Предоставление налоговых и таможенных льгот;

Переход государственных и должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов подкормленных банков и корпораций;

Коррупцию за рубежом при заключении внешнеэкономических контрактов;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.

Российская газета. 30.12.2008. № 266.

ЕСТНИК Поляков ПЛ. М. д11

унипррг^ытстд Коррупционные административные правонарушения: 2 11

УНИВЕРСИТЕТА

Совмещение государственной гражданской службы с коммерческой деятельностью;

Незаконное обогащение и т. д.4

Автор разделяет позицию Д. К. Нечевина о необходимости криминализации целого ряда деяний, обладающих признаками коррупции (совмещение государственной гражданской службы с коммерческой деятельностью, незаконное обогащение), но, в свою очередь, отмечает, что к данному вопросу важно подойти максимально взвешенно, рассмотрев возможность применения административной ответственности за некоторые из перечисленных выше деяний (лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм) и включения в КоАП РФ отдельных статей, содержащих составы данных коррупционных правонарушений.

Стоит отметить, что правоохранительными органами Российской Федерации выявляется огромное количество правонарушений, относимых к разряду коррупционных. Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД РФ показывает, что ежегодно выявляется более 30 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них дела, связанные с получением или дачей взятки, составляют примерно 25 % (7- 8 тыс.). Если проанализировать субъектный состав данных преступлений, в основном их совершают чиновники так называемого низшего или среднего звена. По оценкам экспертов, доля выявляемых коррупционных преступлений, совершаемых высшими должностными лицами, составляет менее 1 %.

Коррупционные административные правонарушения представляют собой административные правонарушения, обладающие признаками коррупции, но не содержащие в себе состава преступления. Наибольшее распространение они имеют в области государственной и муниципальной службы. Ряд административных правонарушений коррупционного характера связан с нарушением избирательных прав граждан (подкуп избирателей). Коррупция часто имеет место и в области распределения бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также использования служебной информации о рынке ценных бумаг в корыстных целях. Состояние дел с коррупцией в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в целом очень схоже с федеральными показателями. По подсчетам экспертов, именно в регионах и на местном уровне совершается больше всего - до 60 % - коррупционных преступлений. Учитывая высокую степень их латентности, можно утверждать, что этот показатель значительно выше.

ТулГУ, 2013. а 11-12.

Журавлёв Р. А., Нечевин Д. К., Толстухина Т. В., Стандзонь Л. В. Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве // Известия ТулГУ Вып. 3-2. Ч. II . Экономические и юридические науки. Тула: Изд-во

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

Статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»;

Статья 5.18 «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума»;

Статья 5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума»;

Статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;

Статья 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»;

Статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»;

Статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

Статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

Кроме того, к коррупционным административным правонарушениям относятся деяния, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, при условии наличия в них признаков коррупции. Несколько составов, имеющих коррупционную природу, содержится в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы)5. К числу таковых относится ст. 7.2 «Нарушение правил проведения архитектурных и градостроительных конкурсов» КоАП г. Москвы (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

Автор считает, что в настоящее время назрела необходимость для выделения в КоАП РФ отдельной главы - «Коррупционные административные правонарушения». Позиция автора преимущественно обоснована тем, что подобные главы в административных кодексах некоторых зарубежных стран уже давно и достаточно успешно применяются. К ним относятся КоАП Республики Казахстан (гл. 34 «Административные коррупционные правонарушения»)6, КоАП Республики Таджикистан (гл. 38 «Административные правонарушения, связанные с

Вестник Мэра и Правительства Москвы. 12.12.2007. № 69.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-У // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет». 11Р1_: http://adilet.zan.kz/rus.

"Т^ЕСТНИК

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Поляков М. М.

Коррупционные административные правонарушения: понятие, виды и содержание

коррупцией»)7, КоАП Украины (гл. 15-Б « Коррупционные административные правонарушения», утратила силу)8.

Например, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях глава 34, посвященная административным коррупционным правонарушениям, не содержит определения данной разновидности административных правонарушений, но раскрывает составы отдельных видов коррупционных деликтов. КоАП Казахстана предусматривает ответственность за предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами (ст. 676); получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом (ст. 677); предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами (ст. 678); осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 679); непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией (ст. 680); принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (ст. 681).

В главе 38 КоАП Таджикистана содержится еще большее количество статей (ст. 656-675), предусматривающих административную ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Среди них можно выделить такие составы административных правонарушений, как: принятие подарков и иных услуг в связи с исполнением государственных или приравненных к ним функций от лиц, зависимых по службе (ст. 657), непредоставление правоохранительным органам сведений и сообщений о правонарушениях, связанных с коррупцией (ст. 672), принятие решения коррупционного характера в коллегиальном порядке (ст. 675).

Довольно большой интерес представляет содержание Кодекса Республики Молдова о правонарушениях9. Необходимо подчеркнуть, что название Кодекса и его текст не содержат термина «административное правонарушение». Однако его содержание по своему характеру имеет прямое отношение именно к административной ответственности, а не к ответственности уголовной, устанавливаемой на основании Уголовного кодекса Республики Молдова10.

Глава XVI Кодекса Республики Молдова о правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные деяния, затрагивающие деятельность органов публичной власти. В этой главе заключен целый ряд правонарушений, которые можно совершенно однозначно отнести к коррупционным. Это злоупотребление властью или служебным положением (ст. 312), превышение власти или служебных полномочий (ст. 313), протекционизм (ст. 313-1), недекларирование конфликта интересов (ст. 313-2), сокрытие акта коррупции или смеж-

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31.12.2008 А

// Централизованный банк правовой информации «Адлия». URL: http://www.adlia.tj . Т

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X // Р

Информационный правовой портал Украины. URL: http://www.ligazakon.ua. и

Кодекс Республики Молдова о правонарушениях от 24.10.2008 № 218-XVI (с изм. и m

доп.) // Официальный монитор Республики Молдова. № 3-6. 16.01.2009. Ст. 15.

Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 № 985-XV (с изм. и доп.) // Официальный монитор Республики Молдова. № 72-74. 14.04.2009. Ст. 195.

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

ного с ним акта либо непринятие необходимых мер (ст. 314), получение незаконного вознаграждения или материальной выгоды (ст. 315).

По мнению автора, в Российской Федерации необходимо юридически оформить административную ответственность за правонарушения, которые в настоящее время являются наказуемыми на основании законодательства о государственной службе либо совершенно юридически ненаказуемыми. Авторский проект данной главы (гл. 19-1 «Коррупционные административные правонарушения» КоАП РФ) включает в себя пять статей:

Статья 19.1.1 «Подкуп»;

Статья 19.1.2 «Незаконное получение подарка»;

Статья 19.1.3 «Незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъектов предпринимательской деятельности»;

Статья 19.1.4 «Непринятие должностным лицом мер по противодействию коррупции»;

Статья 19.1.5 «Нарушение должностным лицом требований по декларированию доходов и расходов».

Под подкупом автор понимает незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного или неимущественного характера, предоставление иных имущественных или неимущественных прав за совершение действий (или бездействия) в пользу иных лиц или представляемых им лиц, стоимостное выражение которых не превышает 3 тыс. руб., и не образует состава преступления по ст. 290 УК РФ.

Незаконное получение подарка связано с получением должностным лицом лично или через посредника денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, стоимость которого не превышает 3 тыс. руб. с нарушением правил, установленных нормами законодательства о противодействии коррупции.

Незаконное вхождение должностного лица в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия, или организации, независимо от их формы собственности, непосредственно либо через представителя или подставных лиц, которое имеет своей непосредственной целью получение прибыли, с нарушением требований законодательства о государственной службе.

Непринятие должностным лицом установленных законодательством Российской Федерации мер по противодействию коррупции связано прежде всего с бездействием со стороны должностного лица, которое для предотвращения фактов коррупции в органе государственной власти, предприятии, организации или учреждении не предприняло весь комплекс мер, закрепленных в антикоррупционном законодательстве.

Нарушение должностным лицом установленных законодательством требований по декларированию доходов и расходов, а также декларированию доходов и расходов своих близких родственников выражается в нарушении должностными лицами требований и правил, установленных законодательством о государственной службе и противодействии коррупции, связанных с декларированием доходов и расходов.

Главной особенностью перечисленных коррупционных административных правонарушений является наличие специального субъекта-должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления. Данное обстоятельство предполагает применение более серьезных мер ответственности для

ЕСТНИК ПоляковМ. М.

унипррг^ытстд Коррупционные административные правонарушения:

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.е. Кугафина (мгюа) понятие, виды и содержание

правонарушителя. Автор считает, что санкции за совершение подобных правонарушений должны предусматривать не только предупреждение, но и более строгие наказания, такие как административный штраф в размере не менее 1 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет

Сегодня вопрос о месте коррупционных правонарушений в отечественном законодательстве остается открытым. Категории «коррупционное преступление» и «коррупционное правонарушение» не фигурируют ни в Уголовном кодексе РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Нет официальных разъяснений, в которых было бы четко обозначено, какие правонарушения считать коррупционными;

Отсутствует детальная правоприменительная практика, закрепляющая методику юридической квалификации правонарушений, имеющих коррупционное содержание;

До сих пор не решен вопрос о выделении коррупционной составляющей в качестве обстоятельства, отягчающего уголовную, административную и другие виды юридической ответственности.

Что касается ненаказуемых коррупционных деяний, то в настоящее время стоит детально проработать и проанализировать возможность законодательного урегулирования вопросов, касающихся лоббизма (представительства интересов) в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; покровительства и фаворитизма со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих должностных лиц на государственной службе; компенсации ущерба физическим и юридическим лицам в случае совершения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления коррупционных правонарушений.

Таким образом, количество правонарушений, которые являются коррупционными или могут быть отнесены к таковым, действительно поражает. Коррупция - очень многогранное явление, проявляющееся в самых разных формах. Стоит отметить, что коррупционные преступления, а также коррупционные административные правонарушения распространены не только в России, но и во всех зарубежных странах.

УДК 343.97:328.185

Т.Л. КОЗЛОВ,

кандидат юридических наук, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИИ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В статье осуществлен анализ правовых категорий «коррупция», «правонарушение», научной литературы по данному вопросу, на основе которого дано определение коррупционного правонарушения. Раскрыты признаки состава коррупционного правонарушения.

Для правоохранительных и других правоприменительных целей определения коррупции, имеющегося в Федеральном законе «О противодействии коррупции», явно недостаточно. Требуется правовое отражение, объективация феномена коррупции в праве, а также формализация деяний, относимых к коррупции. Таким образом, речь идет о проявлении коррупции в позитивном праве.

С.В. Максимов, рассуждая о феноменологии коррупции, говорит о первоначальном «распадении» коррупции на две части: правонарушения и этические отклонения. Примером этических отклонений может служить совершение государственным служащим неблаговидных действий, отрицательно сказывающихся на общественном мнении, но напрямую законом не запрещенных (публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления) .

Правовое явление коррупции - это форма ее проявления в контексте действующего законодательства, квалифицирующего ту или иную совокупность деяний как коррупционные. Формы коррупции производны от коррупционных отношений, под которыми С.Н. Шишкарев понимает отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы» .

По определению А.В. Куракина, коррупция как явление в системе государственной службы

включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами .

Четкость в формулировании коррупционных проявлений в виде конкретных нарушений закона, характера и размеров ущерба, причиняемого общественным и личным интересам, позволяет рассуждать о степени общественной опасности тех или иных коррупционных деяний, дифференцировать ответственность за их совершение .

Таким образом, правовыми формами коррупции как социального явления являются составы конкретных правонарушений. Проблема состоит в том, что ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, ни в законодательстве о государственной службе не присутствуют составы преступлений, административных правонарушений, дисциплинарных проступков с прилагательным «коррупционные» в наименовании. Определение коррупции в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет выделить лишь некоторые составы уголовно-наказуемых деяний коррупционной направленности. Причем, по единодушному мнению специалистов, перечень приведенных в нем преступлений далеко не полный.

В связи с этим появляется задача с учетом существующих в науке подходов к определению коррупции выделить сущностные признаки коррупционного правонарушения из всего многообразного массива других нарушений закона.

Понятие правонарушения является одним из ключевых в юридической науке. Как известно, правонарушения представляют собой действия (бездействие) субъектов правоотношений, не соответствующие нормативно-правовым установлениям.

В современной литературе можно встретить множество определений правонарушения: «антисоциальное, общественно опасное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность» ; «виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность» ; «противоправное, виновное, общественно-вредное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность» и множество других.

В каждой из областей правоотношений, регулируемых самостоятельными отраслями законодательства, присутствует понятие своего отраслевого, специфического правонарушения -уголовного, административного, экологического, жилищного и т.д.

В то же время правонарушения обладают рядом общих признаков, которые позволяют выделять их в качестве таковых. Например, понятие правонарушения обязательно включает в себя две сущностные характеристики: общественная опасность (общественная вредность) и противоправность. Это означает, что, с одной стороны, действия (бездействие) наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия, а с другой стороны, такие действия нарушают норму права, закрепленную в конкретном нормативном правовом акте, противоречат ей.

Общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя.

Правонарушение характеризуется и другими признаками, которые вместе с противоправностью и общественной опасностью образуют юридический состав правонарушения. Это, в первую очередь, деяние, выраженное в форме действия или бездействия - объективная сторона; при этом деяние, как правило, должно быть виновным, то есть обладать субъективной стороной; далее, это - субъект правонарушения, т.е. физическое или юридическое лицо, совершившее деяние.

В составе правонарушения присутствует также объект правонарушения, представляющий собой ту социальную ценность и те общественные отношения, которыми наносится вред или возникает угроза его причинения. Одновременно это должны быть такие общественные отношения, которые охраняются законом. Помимо общего объекта - охраняемых законом общественных отношений - выделяют родовой объект, то есть совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель .

Использование категории родового объекта позволяет определить круг отношений, на которые посягают коррупционные правонарушения. Это, прежде всего, порядок государственного управления и местного самоуправления, управления в коммерческих и иных организациях. Кроме того в объект коррупционного правонарушения входит порядок реализации любого публичного действия, публичной услуги, в том числе, когда они осуществляются негосударственными или муниципальными органами (оказание медицинской помощи, нотариальные действия, участие в голосовании, организация публичных мероприятий и т.д.) . В пользу такого круга отношений, испытывающих на себе противоправное воздействие коррупции, говорит большинство современных исследований.

Так, по мнению Ю.Р. Орловой, возникновение и существование коррупции становится возможным тогда, когда функции государственного управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами за вознаграждение и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из своих корыстных и иных личных побуждений .

Сущность коррупционных правонарушений и их крайнего проявления - коррупционной преступности, проявляется в том, что она искажает нормальные общественные отношения: власть, предоставленная обществом через государственный аппарат конкретным представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц .

Профессор А.И. Долгова отмечает, что «в случае коррумпированности государственных служащих граждане фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил». И часто это бывают противоправные интересы, связанные даже с утратой государственного суверенитета» .

Последнее обстоятельство не без оснований дает повод высшему руководству страны и специалистам заявлять, что проблема коррупции вышла на уровень угрозы национальной безопасности. Уже в числе основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции называется признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации (подпункт «а» п. 7).

Следует иметь в виду, что объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные отношения. Причина такого положения в том, что там, где присутствует государственное регулирование (оказание государственных, даже шире - публичных услуг), возможно коррупционное поражение установленного порядка принятия решений за счет своекорыстных действий ответственных должно стных лиц (государственные закупки, распоряжение государственным имуществом, лицензирование, регистрация, здравоохранение и т.д.).

Объективная сторона коррупционных правонарушений, то есть содержание коррупционных действий (бездействия), в первом приближении может быть вычленена из определения коррупции, содержащегося в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Указанные

действия могут совершаться в интересах физических и юридических лиц, что на содержание объективной стороны существенного влияния не оказывает.

Фактически в статье перечислены некоторые составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ): злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Другие коррупционные правонарушения, очевидно, охватываются словосочетанием «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Однако, как справедливо отмечает Э.В. Талапина, далеко не все известные преступления коррупционной направленности вошли в приведенный перечень . Например, незаконное участие в предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, присвоение или растрата с использованием служебного положения. Эти и другие преступления совершаются с использованием служебного положения, что далеко не всегда подпадает под критерий «иное незаконное использование», поскольку служащий при совершении преступления может действовать в рамках своих полномочий, формально не нарушая закон. Более того, в России не являются уголовно наказуемыми некоторые деяния, считающиеся в мире коррупционными, например, такие как коррупционный лоббизм, злоупотребление влиянием (непотизм) и др.

По мнению ряда исследователей, составы коррупционных правонарушений, указанные в приведенном определении, в которых в качестве субъекта правонарушения выступает физическое лицо, содержатся лишь в уголовном законодательстве и имеют форму уголовно-правовых деяний. Такое положение фактически вытекает из норм международных конвенций, посвященных противодействию коррупции, в которых закрепляются виды общественно-опасных деяний, предлагаемых государствам-участникам к криминализации.

Однако такой подход не позволяет охватить те деяния, которые хотя и содержат признаки коррупции, но по степени общественной опасности

к преступлениям не отнесены, например, уже упоминавшийся подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16 КоАП).

Кроме того, существуют специальные правила и процедуры, ограничения, запреты и обязанности, направленные на профилактику и предупреждение коррупционной деятельности и коррупционного поведения.

В частности, процедуры проведения конкурсов, аукционов на закупку имущества, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно ст. 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установлены, в том числе, и в целях «предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов». Нарушение этих процедур влечет административную ответственность (ст. ст. 7.29, 7.30, 7.31 КоАП).

Закрепленная в ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на государственной службе служит превентивной мерой к возникновению коррупционного поведения, призвана на ранней стадии упреждать превалирование личного, корыстного интереса служащего над интересами службы. Нарушение такого рода обязанностей также должно быть отнесено к числу коррупционных правонарушений (в данном случае дисциплинарного характера).

С учетом сказанного, объективная сторона рассматриваемого вида правонарушений включает не только использование должностного (служебного) положения вопреки законным интересам общества и государства в результате взятки (подкупа), но и нарушение правил и процедур, специально предназначенных для предупреждения коррупционных преступлений.

В пользу такого широкого понимания содержания объективной стороны коррупционного правонарушения говорит и ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающая наступление уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Кроме того, как уже отмечалось, коррупция может присутствовать не только в процессе государственного или муниципального управления,

управления в коммерческих или некоммерческих организациях, для которых оправдана терминология «должностные полномочия», «служебное положение». Коррупционные проявления фактически возникают также при осуществлении любой публичной деятельности, будь то выборы, организация благотворительного концерта, спортивного матча, проведение общественных слушаний и т.д. В связи с этим объективная сторона коррупционного правонарушения должна включать в себя злоупотребление или иное несовместимое с общественным интересом использование публичного положения, которое следует трактовать широко (имея в виду и избирателя, и члена избирательной комиссии; и организаторов спортивного матча, и игроков; и членов организационного комитета по проведению общественных слушаний, и участников слушаний). То есть, говоря о публичном положении, речь следует вести об институциональном участии в деятельности, выходящей за пределы частных, гражданско-правовых отношений, деятельности, имеющей общественное значение.

Субъект коррупционных правонарушений это, прежде всего, физическое лицо, занимающее какую-либо публичную должность, то есть должность, связанную с отправлением публичных (общественно полезных, общественно значимых) функций, услуг, либо осуществляющее какую-либо публичную деятельность (участие в выборах, в публичных спортивных мероприятиях; организация концерта; выступление на общественных слушаниях и др.).

Категория «публичное должностное лицо» не используется в российском законодательстве, хотя в арбитражном и гражданском процессуальном законодательстве применяется оборот «публичные правоотношения», подразумевающий отношения с участием государственных структур. Тем не менее эта категория содержится в Конвенции ООН против коррупции (п. «а» ст. 2) и вбирает в себя не только представителей власти или служащих государственных и муниципальных органов, работников государственных и муниципальных предприятий, обладающих организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями1. Публичное должностное

1 Примечание 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ.

лицо - собирательное понятие, которое подразумевает любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также любое лицо, оказывающее публичные услуги, включая врачей, работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частных нотариусов и др.

Это понятие является более широким и, в данном случае, более точным определением субъекта коррупционных отношений, чем определение должностного лица, сложившееся в российском уголовном праве.

В связи с этим Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве субъекта коррупционных правонарушений определяет не как должностное лицо (по аналогии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ), а как физическое лицо, использующее свое должностное положение. Такой подход в большей степени учитывает требования антикоррупционных конвенций .

Тем не менее, даже термин «публичное должностное лицо» (физическое лицо, использующее должностное положение) не охватывает все возможные категории участников коррупционных отношений.

Заявленный нами ранее широкий взгляд на объективную сторону коррупционного правонарушения предполагает противоправное действие (бездействие) публичного лица, то есть физического лица, реализующего какую-либо публичную услугу, участвующего (в качестве активного участника) в публичной деятельности, публичном мероприятии. При этом надо понимать, что речь идет о подкупаемой стороне в коррупционной сделке, о стороне, которая способна употребить свое публичное положение в интересах частных лиц (в том числе юридических), вопреки общественным целям, предполагаемым в данной публичной деятельности, то есть о коррупционере.

С другой стороны, помимо публичного лица в коррупционном правонарушении может присутствовать субъект, не относящийся к категории должностных или иных публичных лиц, а, напротив, выступающий «потребителем» публичных услуг, заказчиком злоупотребления, то есть кор-руптер. Следует иметь в виду, что коррупция в ее криминологическом смысле характеризуется всегда взаимодействием двух сторон: корруптера и коррупционера. Корруптер подкупает корруп-

ционера, а тот за соответствующую плату совершает нужные корруптеру действия .

Субъективная сторона коррупционных преступлений, безусловно, проявляется в форме умысла. Правонарушитель осознает противоправность своих действий, их последствия и желает их наступления. Причем умыслом преступника охватывается получение выгод материального характера (по-нашему мнению, отличному от действующего законодательства, но созвучному международно-конвенционному подходу, и выгод нематериального характера) для себя или третьих лиц, а также осознание требуемых от него действий, которые могут носить законный или незаконный характер, однако в любом случае они идут вразрез с интересами общества и государства.

Что касается иных коррупционных правонарушений непреступного характера, то здесь вина возможна и в форме неосторожности. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП («Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»), может быть обусловлено неинформированностью работодателя о существующих ограничениях для бывших государственных служащих.

Кроме того, для коррупционных правонарушений определяющее значение имеет и такой элемент субъективной стороны, как мотив. Коррупционные преступления и некоторые административные и дисциплинарные правонарушения совершаются с корыстной мотивацией. Однако установление мотива актуально, прежде всего, для уголовно-наказуемых деяний, поскольку, исходя именно из этого критерия, совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» определяет принадлежность ряда составов преступлений к числу коррупционных (Перечень № 23).

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» прямо говорится об использовании служебного положения «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих».

Следует отметить, что Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999) и Конвенция ООН против коррупции (Нью-Йорк, 2003) говорят о получении какого-либо неправомерного преимущества публичным должностным лицом. При этом понятие преимущества, как представляется, может включать не только имущественные, как это предусмотрено российским законом, но и неимущественные блага, что допускает не только корыстную (направленную на извлечение прибыли в виде денег, ценностей и т.д.), но иную личную мотивацию.

В связи с этим в научных кругах ведется имеется дискуссия на предмет возможности включения в субъективную сторону состава коррупционного преступления (на уровне теории и для целей статистики) такого квалифицирующего признака, как личная заинтересованность, имея в виду, что выгоды, получаемые публичным должностным лицом от использования служебного положения в интересах третьих лиц (групп лиц), могут носить нематериальный характер. Например, коррумпированный чиновник может злоупотреблять должностными полномочиями из карьерных соображений с использованием принципа «ты - мне, я - тебе», либо, будучи членом организованной преступной группировки, действовать в общегрупповых криминальных интересах, даже не получая «плату» за конкретное злоупотребление. Не относить подобные действия к числу коррупционных, наверное, было бы неправильным.

Резюмируя сказанное, мы сформулировали определение коррупционного правонарушения как употребление публичным лицом своего публичного положения в частных целях вопреки интересам общества для получения выгод материального и нематериального характера, а также нарушение правил, предназначенных для предупреждения коррупции.

Естественно, что это не предлагаемая законодательная конструкция, а повод для научной дискуссии и поиска эффективного решения научно-правовой проблемы.

Список литературы

1. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. -М.: ЗАО «ЮрИнфоР®», 2008. - 255 с.

2. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. - М.: КДУ, 2010. -248 с.

3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Люберцы, 2008.

4. Кругликов Л.Л. О дифференциации ответственности за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): сб. науч. трудов / отв. ред. С.В. Максимов. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - С. 135-153.

5. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Теория государства и права: учебник / под ред. В.Н. Хропанюка. - М.: МП «ДТД», 1995. - 384 с.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. -М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

7. В.И. Гойман, В.В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 197.

8. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. -М.: Эксмо, 2007. - 448 с.

9. Морозова Е. В. О содержании и правовой природе категории «публичная услуга» // Публичные услуги: Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

10. Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: межведомственный научный сборник / под ред. А.И. Комаровой. - М., 2009. - Т. 1 (39). - С. 113-117.

11. Илий С.К., Коваленко В.И. Криминологический анализ коррупционной преступности в Российской Федерации: научно-практическое пособие. - Ростов-на/Д: Ростиздат, 2009. - 74 с.

12. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 668 с.

13. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 179 с.

14. Астанин В.В. О противодействии коррупции: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2009. - 288 с.

15. Долгова А.И. Криминология: учебник. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 1008 с.

В редакцию материал поступил 25.11.11

Ключевые слова: коррупция; правонарушение; публичное лицо; коррупционное правонарушение; законодательство о противодействии коррупции.

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере , -

наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание . Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и иных созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов организаций, если эти работники занимают должности, назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 1 части 1 статьи 7.1 Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и методические материалы международных...

Статья 8. Классификация коррупционных правонарушений

1. К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.

2. К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями Гражданского кодекса государства, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями того же Кодекса.

3. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими.

4. К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

К административным коррупционным правонарушениям, в соответствии со статьей второй настоящего Закона, относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе государства об административных правонарушениях: вмешательство в работу избирательной комиссии; подкуп избирателей или участников референдума; непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; нецелевое использование бюджетных средств; использование служебной информации на рынке ценных бумаг; а также в нормативных правовых актах субъектов Государства, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения.

5. К коррупционным преступлениям в форме подкупа, в соответствии со статьей второй настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания Уголовным кодексом государства: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп; организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части пятой статьи 8 настоящего Закона; получение взятки; дача взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

6. К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей второй настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания Уголовным кодексом государства: невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения; хищение предметов, имеющих особую ценность, в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения; регистрация незаконных сделок с землей; контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного; злоупотребление полномочиями; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; организация преступного сообщества при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Закона; хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; присвоение полномочий должностного лица при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог.


Top