Принудительное прекращение права собственности на землю. Принудительное прекращение права на земельные участки ввиду ненадлежащего использования. Добровольный отказ от права владения

Земельные правонарушения, являющиеся основаниями для изъятия земельных участков, определены в ст. 45-47 ЗК РФ.

Изъятие земельного участка применяется только при безуспешности использования иных мер воздействия на нарушителя.

Оно осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования (неиспользование или использование с нарушением законодательства) земельного участка после назначения административного наказания, на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, виновному лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если правонарушение не устранено в установленный срок, начинается процедура изъятия земельного участка.

Федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, который затем направляет в суд требование об изъятии земельного участка или принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно, в установленном п. 2 ст. 54 ЗК случае.

В течение 10-ти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при ненадлежащем использовании земельного участка, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка) (п. 2 ст. 54 ЗК).

Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причинённого вреда.

Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в судебном порядке.

В данном порядке прекращаются права на земельные участки для лиц, не являющихся их собственниками: право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного пользования).

Ст. 284, 285 ГК предусмотрены основания изъятия земельного участка у собственника.

Еще по теме Принудительное прекращение права на земельные участки ввиду ненадлежащего использования.:

  1. Споры, связанные с принудительным прекращением прав на земельные участки при совершении земельного правонарушения
  2. І.Понятие правового режима земельного участка и особенности его изменения. Категории земель и виды разрешенного использования земельных участков
  3. Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков

Права на землю могут быть прекращены в добровольном или принудительном порядке, а также в силу истечения срока, на который был предоставлен земельный участок (при аренде и безвозмездном пользовании). Добровольный характер такое прекращение носит при совершении собственником земельного участка сделки по его отчуждению либо при отказе от права на землю (такой отказ допускается не только для собственника, но также для землепользователя и землевладельца).

Что касается принудительного прекращения прав на землю (изъятия земельного участка), то его основания и порядок зависят от того, каким именно правом обладает лицо, чье право подлежит прекращению. Так, для собственника земельного участка такими основаниями являются:

  • обращение взыскания на участок по обязательствам (например, на участок, находящийся в залоге);
  • установленный законом запрет для его правообладателя иметь такой участок на праве собственности. Например, иностранный гражданин, унаследовавший земельный участок сельскохозяйственного назначения, должен самостоятельно произвести в течение года его отчуждение, если же этого не произойдет, то уполномоченный государственный орган обращается в суд с заявлением о понуждении к продаже такого участка на торгах;
  • изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд;
  • изъятие ненадлежаще используемого участка, т.е. такого, который используется не по целевому назначению или с грубым нарушением правил рационального использования земли, или такой участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо строительства, но в течение трех и более лет не используется в этих целях;
  • реквизиция (временное изъятие) участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, - для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Собственнику реквизированного участка возмещаются причиненные убытки за время реквизиции. В случае же невозможности возврата такого участка его собственнику возмещается рыночная стоимость участка или по его желанию предоставляется равноценный участок;
  • конфискация (его безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления) и национализация участка.

Иные права на землю (кроме сервитута) принудительно прекращаются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях:

  • использования его с грубым нарушением правил рационального использования земли;
  • порчи земель;
  • невыполнении обязанностей по рекультивации земель, проведению мероприятий по улучшению земель и охране почв, по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • неиспользовании в течение трех и более лет участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства. Впрочем, федеральными законами может быть установлен и более длительный срок. Например, в указанный временной период не включается срок, когда участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий.

Что касается права аренды земельного участка, которое является обязательственным правом, возникшим в силу договора, то оно может быть прекращено как по основаниям, указанным выше, так и в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Например, арендодатель земельного участка вправе потребовать через суд досрочно расторгнуть договор аренды, когда арендатор:

  • использует участок не по назначению или с существенным нарушением (с неоднократными нарушениями) условий договора;
  • существенно ухудшает состояние участка;
  • более двух раз подряд по истечении установленного договором срока не вносит арендную плату, а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, дополнительные основания для досрочного расторжения судом договора аренды могут быть установлены и непосредственно в таком договоре. Но для арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения в ЗК РФ (и. 3 ст. 46) предусмотрено ограничение возможности прекращения права аренды - это не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ (даже в случае ненадлежащего использования участка).

Арендатор земельного участка, в отличие от лиц, обладающих участком на вещном праве, не может добровольно отказаться от своего права. Но он вправе потребовать через суд досрочного расторжения договора аренды, если арендодатель не передал ему во владение и пользование предусмотренный договором участок, или создает помехи при его использовании, или участок имеет препятствующие использованию недостатки либо оказался непригодным для использования (в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает), а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ.

Таким образом, основания, когда земельный участок может быть изъят у собственников или у других правообладателей, не полностью совпадают. В частности, для собственников предусмотрены имущественные основания (обращение взыскания, конфискация и др.), но для них неприменимы такие причины, как невыполнение обязанностей по рекультивации земель, по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и др.

Решение о принудительном прекращении всех рассмотренных выше прав на землю принимается только судом (кроме специально предусмотренных законом исключений для государственных или муниципальных учреждений и казенных предприятий, в отношении которых применяется особый порядок, допускающий такое прекращение по решению органа государственной власти или местного самоуправления).

Весьма специфичное право на служебный надел прекращается при расторжении трудовых отношений между работником и организацией, предоставившей ему указанный надел. Это оформляется решением указанной организации. Но при этом бывший работник имеет право продолжать его использовать до окончания сельскохозяйственных работ. А в ряде случаев право на служебный надел сохраняется за ним и после увольнения (при выходе на пенсию по старости или инвалидности). Либо же такой надел сохраняется за одним из членов его семьи (при его призыве на действительную срочную военную или альтернативную службу, при поступлении на обучение, а также при его гибели в связи с исполнением служебных обязанностей).

Сервитут же может быть прекращен ввиду отпадания оснований, по которым он был установлен (публичный сервитут - в случае отсутствия общественных нужд, путем принятия акта об его отмене). Кроме того, если принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок в результате его обременения сервитутом не может больше использоваться в соответствии с его целевым назначением, собственник такого участка вправе требовать прекращения сервитута по суду.

Что касается порядка принудительного прекращения прав на землю, то в настоящее время подробно урегулированы вопросы изъятия (выкупа) земельного участка в двух случаях - для государственных или муниципальных нужд, а также при ненадлежащем использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, допускается лишь в исключительных случаях. В Земельном кодексе РФ прямо указаны два таких случая: 1) выполнение международных договоров; 2) строительство и реконструкция объектов государственного или местного значения (энергетических систем, транспорта и связи; обеспечивающих космическую деятельность, оборону, безопасность и т.п.) при отсутствии других возможных вариантов для их размещения. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены и иные основания.

Органами, уполномоченными принимать решения об изъятии земельных участков (далее - уполномоченные органы), являются:

  • федеральные органы исполнительной власти - когда изъятие необходимо для федеральных нужд, а также в связи с осуществлением недропользования (кроме недр местного значения);
  • исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - для региональных нужд, а также в связи с осуществлением пользования недрами местного значения;
  • органы местного самоуправления, которые изымают участки для муниципальных нужд.

Однако инициатором изъятия могут быть не только вышеперечисленные органы, но и субъекты естественных монополий, недропользователи и организации, уполномоченные осуществлять деятельность, для обеспечения которой требуется изъятие земельного участка (заинтересованная в участке организация подает в уполномоченный орган соответствующее ходатайство).

Изъятию подлежат только такие земельные участки, у которых имеются правообладатели, в ином случае изъятия просто не требуется. Например, нет необходимости принимать решение об изъятии таких участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц или же являются выморочным имуществом, и при этом на них нет объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.

Процедура такого изъятия урегулирована нормами ГК РФ (ст. 279- 282) и ЗК РФ (глава VII. 1) и предусматривает последовательность следующих юридически значимых действий:

  • 1) подача в уполномоченный орган ходатайства об изъятии земельного участка (если такой орган не является инициатором изъятия);
  • 2) уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельного участка (нескольких участков) для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии принимается в отношении сразу всех объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке (за исключением таких сооружений, сохранение которых на участке не противоречит цели изъятия). Причем одним решением может быть изъят как один, так и сразу несколько земельных участков. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд, оно действительно в течение трех лет со дня его принятия;
  • 3) осуществляется государственная регистрация этого решения в ЕГРН - его регистрируют как обременение (ограничение) прав на участок;
  • 4) об этом решении уведомляется правообладатель участка - не позднее, чем за год до фактического изъятия (правообладатель считается уведомленным о принятом решении со дня получения его копии);
  • 5) в случае согласия правообладателя участка с этим решением заключается соглашение о выкупе участка (договор купли-продажи) и составляется соответствующий передаточный акт. Если же правообладатель не согласен, то орган, принявший решение об изъятии, предъявляет в суд иск о выкупе участка;
  • 6) правообладателю выплачивается выкупная цена за участок;
  • 7) осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на изъятый участок.

Важным этапом в процессе изъятия земельного участка является подготовка соглашения об этом с его правообладателем. В ходе подготовки такого соглашения с правообладателем участка ведутся переговоры относительно условий изъятия. Возмещение за изымаемый участок включает в себя: 1) его рыночную стоимость (если правообладателем является землевладелец или землепользователь, то рыночную стоимость имеющегося у него права на участок); 2) убытки, причиненные изъятием, включая возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем участка обязательств перед третьими лицами; 3) упущенную выгоду.

При этом рыночная стоимость земельного участка (или подлежащих прекращению иных прав на него) определяется исходя из его разрешенного использования на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. С 2015 года рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, который был предоставлен гражданину, признается равной рыночной стоимости этого участка (как если бы он был в собственности у этого гражданина). Если же участок предоставлен юридическому лицу, то рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования им определяется как стоимость права его аренды сроком на 49 лет (если для такого участка законом установлен в качестве предельно возможного меньший срок, то на такой срок).

При определении размера возмещения не подлежит учету стоимость таких объектов недвижимого имущества и их неотделимых улучшений, которые произведены вопреки разрешенному использованию и условиям договора аренды или безвозмездного пользования либо построены после уведомления правообладателя участка о принятом решении об его изъятии.

Соглашение об изъятии заключается между: 1) правообладателем земельного участка (если правообладателей несколько, то соглашение заключается с каждым из них); 2) уполномоченным органом, 3) организацией, подавшей ходатайство об изъятии (если изъятие осуществляется на основании ее ходатайства). На основании заключенного соглашения либо вступившего в законную силу решения суда осуществляются:

  • 1) возмещение правообладателю (если оно предусмотрено указанным соглашением либо решением суда);
  • 2) переход и прекращение прав на земельный участок и иную расположенную на нем изымаемую недвижимость;
  • 3) возникновение прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земель и земельных участков;
  • 4) государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок и иную расположенную на нем изымаемую недвижимость. По общему правилу именно с момента указанной регистрации прекращаются права на изымаемые земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Если этот земельный участок находился в частной собственности, то с момента прекращения права на него он переходит в собственность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования либо организации, подавшей ходатайство об изъятии (в зависимости от того, для каких нужд осуществлено изъятие);
  • 5) снос объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке (за исключением таких сооружений, сохранение которых на участке не противоречит цели его изъятия).

Изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд может предшествовать резервирование земель для указанных целей, в связи с которым могут быть ограничены права по использованию земельного участка (на строительство, проведение мелиоративных работ), а также вещные права на землю. По общему правилу срок резервирования составляет не более трех лет. Для специальных целей сроки резервирования другие. Так, для строительства и реконструкции объектов транспорта, автомобильных дорог и других линейных объектов государственного или муниципального значения возможно резервирование земель на срок до 20 лет (при условии, что эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам). Резервирование же в целях создания особой экономической зоны допускается не более чем на два года.

Что касается изъятия ненадлежаще используемого земельного участка сельскохозяйственного назначения, то применяется эта мера только в том случае, если факты такого использования не устранены после наложения административного наказания в виде штрафа. Основания и порядок такого изъятия различаются для собственников и иных правообладателей, но и у тех, и у других такое изъятие допускается исключительно по решению суда.

У собственника земельный участок может быть изъят, если он не используется для сельскохозяйственного производства в течение трех лет, либо он используется не в соответствии с его целевым назначением, либо его использование приводит к существенному снижению плодородия земель или к значительному ухудшению экологической обстановки.

Конкретные критерии существенного снижения плодородия земель, значительного ухудшения экологической обстановки, а также признаки неиспользования земель утверждены в 2011-2012 гг. Правительством РФ.

При выявлении указанных фактов ненадлежащего использования орган государственного земельного надзора налагает на собственника участка административное взыскание (штраф) и одновременно выносит ему предупреждение о допущенном земельном правонарушении (выразившемся в ненадлежащем использовании участка) с предписанием устранить его. Затем указанный орган уведомляет об этом орган исполнительной власти субъекта РФ. Если в установленный в предупреждении срок нарушение не устранено, этот орган обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

Начальной ценой земельного участка, выставленного на торги в связи с ненадлежащим использованием, может быть его рыночная или кадастровая стоимость. Если продажа на первых торгах не состоялась, то назначаются повторные торги (со снижением начальной цены участка на 20%). Если и повторные торги не состоятся, то такой участок подлежит продаже посредством публичного предложения (по цене не ниже 50% от начальной цены повторных торгов). При отсутствии покупателя на таких условиях приобрести такой участок предлагается органу местного самоуправления. Если же он этого не сделает, то это обязан сделать орган исполнительной власти субъекта РФ.

Средства, вырученные от продажи участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность (если торги не состоялись), выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования для лиц, не являющихся его собственниками, определены ЗК РФ. В частности, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения соответствующей информации от органа государственного земельного надзора либо направляет требование об изъятии земельного участка в суд, либо самостоятельно принимает решение об его изъятии (когда его правообладателем является государственное или муниципальное учреждение либо казенное предприятие).

Что касается защиты прав на земельные участки, то законодательством предусмотрены следующие способы такой защиты:

  • признание права на земельный участок, которое осуществляется в судебном порядке;
  • восстановление положения, которое существовало до нарушения права;
  • пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих такую угрозу;
  • признание недействительным акта органа государственной власти или местного самоуправления;
  • возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Такое возмещение осуществляется, если в результате деятельности других лиц произошло ухудшение качества земель, или земельный участок был временно занят, или были ограничены права на него, или было изменено его целевое назначение (без согласования с его правообладателем). Кроме того, возмещение убытков правообладателям земельных участков предусматривают нормы ГК РФ о возмещении вреда.

Когда нарушается субъективное право определенного лица на земельный участок либо когда такое лицо заблуждается относительно наличия у него таких прав, возникают земельные споры. Причины для этого могут быть самыми разными:

  • действия (бездействие) участников земельных правоотношений (неправомерное изъятие земельного участка, нарушение его границ или самовольное занятие и др.), а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей или противоправные действия должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления. Такие споры разрешаются посредством восстановления нарушенных прав и интересов, признания недействительными нормативно-правовых и распорядительных актов;
  • противоречивость действующего законодательства. Для разрешения такого спора может потребоваться обращение участника спора или рассматривающего соответствующее дело суда в Конституционный суд РФ;
  • незнание участниками спора своих прав и обязанностей. В этом случае конфликтная ситуация может быть решена при помощи разъяснения сторонам их прав и обязанностей.

В советский период разрешение таких споров осуществлялось путем их внесудебного рассмотрения (в том числе по причине того, что земельные правоотношения тогда носили неимущественный характер).

В настоящее время земельные споры рассматриваются в судебном порядке - судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане (за исключением таких, которые занимаются предпринимательской деятельностью), а арбитражные суды - споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Кроме того, любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, в том числе и земельный, может быть передан в третейский суд. Причем это может быть как постоянно действующий суд, так и созданный для разрешения конкретного спора (такие суды формируются спорящими сторонами). Решение третейского суда исполняется добровольно. Если же оно не исполняется обязанным лицом добровольно, то та сторона, в пользу которой вынесено судебное решение, может обратиться в суд или арбитражный суд (по подведомственности) с просьбой выдать ей исполнительный лист.

Основания принудительного прекращения права лица на земельный участок закреплены в ГК РФ и ЗК РФ.

Условно общими основаниями принудительного изъятия земельных участков, указанных в ЗК РФ можно считать:

Ненадлежащее использование земельных участков;

Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Порча земель;

Конфискация;

Реквизиция земельного участка;

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Часовских А. В. Принудительное прекращение прав на земельные участки: правовое регулирование и проблематика / А. В. Часовских, А. А. Рыбьянов, А. Э. Плотникова // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -- № 2 (9). -- С. 251

Так же федеральными законами могут предусматривать и иные основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся основания подробнее.

В Российской Федерации в настоящее время существует две формы ответственности за нарушение обязанности по использованию земли для всех лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками: наложение административного взыскания в виде штрафа и последующее изъятие, которые предусмотрены за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в течение установленного федеральным законом срока, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Государственный орган не имеет право изъять земельный участок по причине его неиспользования только на основании вынесенного предупреждения. Обязательно для его изъятия привлечение владельца участка к административной ответственности и неустранение им допущенных нарушений земельного законодательства. Лобачев С.В. Прекращение прав на землю как мера земельно-правовой ответственности лиц: проблемы правоприменения. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Малько; Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция" . - С. 284.

Факт неиспользования земельного участка должен устанавливаться по итогам проведения проверки уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль. В ходе такой проверки уполномоченным органом устанавливается размер участка и время, в течение которого он не использовался. Если указанные факты отсутствуют, то акты уполномоченных органов о привлечении владельца участка к административной ответственности отменяются. Изъять земельный участок возможно, если данные факты были подтверждены результатами проведенной проверки и виновное лицо на основании этого понесло административную ответственность. Липски С.А. Принудительное прекращение права собственности на землю // Гражданин и право. - 2014. - № 2. - С. 24.

Важным аспектом в определении наличия или отсутствия правонарушения, совершение которого может повлечь за собой изъятие земельного участка, является установление срока, в течение которого такой земельный участок не используется. В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, он может быть изъят по требованию арендодателя. Галиновская Е. Направления развития земельного законодательства: новые тенденции и преемственность // Хозяйство и право. - 2015. - № 1. - С. 9.

Особого внимания с точки зрения земельного права заслуживает реквизиция земельных участков и изъятие участков для государственных и муниципальных нужд.

Два указанных случая - это случаи принудительного изъятия у лица земельного участка для того, чтобы обеспечить интересы общества и государства. Однако необходимость реквизиции и изъятия участка для государственных и муниципальных нужд разная.

Реквизиция представляет собой изъятие государством у собственника имущества с выплатой последнему стоимость изымаемого имущества. Реквизиция - это категория гражданского права, поэтому отношения, которые с ней связаны, урегулированы в ст. 242 ГК РФ. В этой норме сказано, что при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, а так же иных чрезвычайных обстоятельствах, в интересах общества у собственника может быть изъято имущество на определенных законодательством условиях и в определенном порядке с выплатой собственнику стоимости изъятого. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

В ЗК РФ указывается так же, что реквизиция может осуществляться для оборонных нужд или для обеспечения безопасности при военном положении либо чрезвычайном положении.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, установленных статьей 55 Земельного кодекса РФ. Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г. Прекращение прав собственности на землю в РФ // сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация". - 2014. - С. 80-81

В соответствии со ст. 51 ЗК РФ собственник реквизированного земельного участка может требовать возврата земельного участка в суде, но только в случае прекращения действия тех обстоятельств, которые стали причиной реквизиции. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Размер вознаграждения за изъятое имущество определяет проводящий реквизицию государственный орган в соответствии с положениями закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного закона собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого имущества Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Если собственник не согласен со стоимостью участка, то он в судебном порядке имеет право требовать определить размер компенсации за изъятый земельный участок.

Но, норма ЗК РФ о реквизиции, по нашему мнению, не является совершенной.

В ст. 51 ЗК РФ в объем понятия «реквизиция» включается и временное изъятие имущества у собственника. Однако «временное изъятие» не может рассматриваться, как прекращение права собственности. Думается, ст. 51 ЗК РФ, следует заменить на две отдельные статьи следующего содержания (приводится только часть, которую предлагается изменить:

«Статья 51. Временное изъятие земельного участка в чрезвычайной ситуации»

Изъятый земельный участок должен быть возвращен собственнику после окончания действия обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, и ликвидации их последствий. В случае невозможности возврата временно изъятого земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Собственник земельного участка, у которого временно изъят земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости временного изъятия земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Статья 51.1. Реквизиция земельного участка.

Под реквизицией земельного участка понимается прекращение права собственности физических и юридических лиц на земельные участки в случаях, предусмотренных статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рыночная стоимость реквизированного земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, возмещается собственнику в порядке, установленном законодательством о реквизиции, или по желанию собственника ему предоставляется равноценный земельный участок.

Вследствие внесения предложенных изменений в ЗК РФ будет сохранен единственный детализированный российским законодательством правовой механизм реквизиции в чрезвычайных ситуациях и исправлены недостатки юридической техники, которые, по существу должны рассматриваться как противоречие норм ЗК РФ нормам ГК РФ, что недопустимо и должно быть устранено.

Так же закон допускает конфискацию земельных участков, то есть их безвозмездное изъятие на основании решения суда в качестве санкции за совершение различных преступлений. Кроме как преступление, никакие прочие виды правонарушений не могут являться основанием для проведения конфискации. Следует отметить, что конфискация может применяться только в отношении физических лиц, поскольку согласно закону только они могут нести уголовную ответственность. Оболонкова Е.В. Отдельные вопросы применения правил о реквизиции в гражданском праве России // Адвокат. 2013. № 12.

Еще один случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК РФ путем изъятия у частного собственника для государственных или муниципальных нужд. Важно отметить, что ст. 35 Конституции РФ предусматривает возможность принудительного изъятия имущества только для государственных нужд, в то время как ст. 239 ГК РФ предоставляет такую возможность и для нужд муниципальных.

Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ осуществляется в исключительных случаях, к которым закон относит:

Необходимость исполнить международные обязательства государства. В этом случае изъятие участка производится только для государственных нужд.

Необходимость разместить объекты муниципального или государственного значение, если отсутствуют иные варианты размещения. Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований // Уникальные исследования XXI века. 2015. №1 (1). - С. 29.

Если на подлежащем изъятию земельном участке расположены здания, сооружения либо прочая недвижимость, то собственнику выплачивается соответствующая компенсация. Если собственник участка не согласен с изъятием либо с его условиями, то он имеет право обжаловать в суд решение уполномоченного органа об изъятии земли. Сонина Д.Д. Реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как основания прекращения прав на землю // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 110-113

В соответствии с ГК РФ принудительное изъятие земли недопустимо, кроме случаев, когда:

1. Производится обращение взыскания на имущество должника по его обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором. Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1 и от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». Новикова О.В. Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 5. - С. 434.

Кроме того, законом допустим и внесудебный порядок обращения взыскания на имущества должника при невыполнении последним своих обязательств. Например, ст. 349 ГК РФ разрешает обращать взыскание на предмет залога в установленном в договоре о залоге порядке.

Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок. При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

Исполнительный лист, который выдается судом на основании судебного решения.

Судебный приказ.

Удостоверенные нотариально соглашения об уплате алиментов.

Удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

Требования, оформленные в установленном порядке, органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

Постановления судебного пристава-исполнителя;

Постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности. Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества - это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

право собственности при смене фамилии

Влечет ли смена фамилии прекращение права собственности на земельный участок?нотариус отказался удостоверять сделку при продаже земельного участка, обосновав это тем, что смена имени влечет прекращение права собственности на земельный участок

Ляйсан 13.07.2019 08:36

Добрый день.

Смена фамилии не обязывает Вас менять свидетельство о праве собственности, поскольку фактически лицо не меняется. При этом для всех третьих лиц Вам придется показывать документы, подтверждающие смену фамилии.

Кабанец Татьяна Олеговна ,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» г. Омск

На форме земельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда. Собственность - это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Право собственника на землю в субъективном смысле - это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника.

1) при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (заключение любого договора отчуждения - купли-продажи, дарения, мены и др.);

2) при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

3) земельный участок может быть отчужден, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд;

4) при принудительном изъятии у собственника его земельного участка в случае и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Особого внимания на наш взгляд, заслуживает последний из названных случаев прекращения права собственности на земельный участок. Так Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) указывает, что принудительное изъятие земельного участка не допускается, за исключением следующих случаев:

1. Обращение взыскания на имущество по обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором. Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» .

Помимо судебного порядка законом или соглашением может быть предусмотрен внесудебный порядок взыскания имущества в случае неисполнения должником своих обязательств. Так, ст. 349 ГК РФ предусматривает возможность обращения взыскания на предмет залога (заложенное имущество) в порядке, установленном договором о залоге. Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок. При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принятых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) требования, оформленные в установленном порядке, органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Также Конституционный Суд РФ по данному вопросу выразил свою позицию в Определении от 6 июля 2001 г. № 131-О , а также в Постановлениях от 20 мая 1997 г. № 8-П и от 11 марта 1998 г. № 8-П , где указал, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционные гарантии, закрепленные в данной статье, распространяются как на отношения в публично-правовой сфере, так и на гражданско-правовые отношения, а принудительное изъятие имущества может быть применено к собственникам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Вместе с тем это не означает невозможность изъятия имущества на основании решения компетентного органа (лица), если собственник против этого не возражает.

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности. Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжения более чем 50% голосов; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником. Земельный участок также должен быть отчужден в случае, когда он относится к землям сельскохозяйственного назначения и был унаследован иностранным физическим лицом. В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды. Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи. Так, Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что земельный участок должен быть отчужден в течение года со дня, когда возникло право собственности на земельный участок, либо в течение года, когда собственник - иностранный гражданин узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые повлекли возникновение у него права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. В случае, если в установленный срок собственник не произведет отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение 10 дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ. Орган государственной власти субъекта РФ, в свою очередь, в течение месяца со дня его уведомления обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). В случае, если заинтересованных лиц, желающих приобрести данный участок, нет, земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должен приобрести субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

3. Реквизицией земельного участка признается временное изъятие у собственника земельного участка в случаях возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства с возмещением собственнику причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или по желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Земельный кодекс определил два вида реквизиции.

1. Земельный участок может быть временно изъят для устранения вредных последствий и затем возвращен собственнику.

2. Земельный участок при невозможности устранения опасных последствий может быть принудительно выкуплен у собственника или заменен по его желанию равноценным.

Собственник вправе требовать через суд возврата участка и оспаривать компенсацию причиненных ему убытков.

Во втором случае, при невозможности использования земельного участка и возвращения его собственнику, например при радиоактивном или химическом загрязнении, участок принудительно выкупается в собственность государства и переводится в земли запаса для консервации. Порядок дальнейшего использования такого участка определяется Правительством РФ.

Оценку компенсации и определение равноценности предоставленного взамен реквизированного земельного участка собственник может оспорить в судебном порядке.

Помимо реквизиции допускается конфискация земельного участка, что означает его безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за общественно опасные деяния (преступления), причем лишь тяжкие и особо тяжкие, совершенные из корыстных побуждений. Изъять земельный участок путем конфискации возможно только у его собственника и только в качестве санкции за совершенное им преступление. Никакие иные правонарушения не могут служить основанием конфискации. При земельных правонарушениях возможно лишение права собственности на участок с выплатой его стоимости. Конфискация же является единственным видом безвозмездного изъятия земельного участка. Она применима только по отношению к физическим лицам, так как только они могут нести уголовную ответственность.

В качестве примера отчуждения имущества в случаях, прямо предусмотренных законом, можно привести случай раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли. Имущество может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

По сравнению с ГК РФ, который указывает в качестве основания прекращения права собственности гибель и уничтожение имущества, земельное законодательство не знает таких оснований, рассматривая землю не только как объект недвижимости, но и как природный объект, в связи с чем земельный участок не может быть полностью утрачен даже в результате ненадлежащего использования. Кроме того, перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, содержащийся в ЗК РФ, является исчерпывающим.

Прекращение прав на земельный участок является одним из наиболее значимых земельно-правовых институтов для защиты прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков. Поэтому законодательством установлен четкий перечень оснований прекращения прав на землю, не допускающий двусмысленного толкования. Глава 7 ЗК РФ определяет основания, условия и порядок прекращения прав на землю. В ст. 44 ЗК РФ указаны основания прекращения права собственности на земельные участки, а именно:

1. при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

2. при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

3. в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. ст. 235, 237 - 239, 242, 243; п. 2 ст. 272; ст. ст. 278 - 282, 284 - 286 ГК РФ). Указанный в ст. 44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 ГК РФ, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. В отличие от ст. 235 ГК РФ ст. 44 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим, что, в свою очередь, является гарантией неприкосновенности права собственности на такой объект недвижимости как земельный участок.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 2 (1 голос)


Top