Познавательные функции. Теоретико-познавательная функция

Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.

19) Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Функции сознания

Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное - непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает саму свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная.

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а в понятии отношения применительно к сознанию - главным образом обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт сознательный. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич­ный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте­пени развития технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать - это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоятельна, автономна.

20. Образ в психологии - непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры. Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия. Искусство - процесс и результат значимого выражения чувств в образе.

21. Существенной особенностью сознания человека является самосознание . Осознавая предметы своей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира.

Самосознание – одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и построения отношения к самому себе.

Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) - рефлексивная составляющая личности, связанная с представлениями человека о самом себе.

А. Налчаджян приравнивает образ тела к телесному Я, делая его таким образом элементом Я-концепции наряду с возможным Я, идеальным Я, реальным Я и так далее, согласно Я-концепции Ф. Розенберга . Сходным образом и Ш. Самуэль относит образ тела к одному из четырех измерений Я-концепции, где другими являются Я социальное, Я когнитивное и самооценка. Не задаваясь сейчас целью оценить внутреннюю логику и проработанность этих концептов, отметим, что образ тела нередко удостаивается особого места в структуре личности: можно говорить о телесном Я, однако мы, как правило, не употребляем таких выражений как «эмоциональное Я» или «воспринимающее Я».

«Я-концепция» («Я-образ» , «Образ Я» , англ. one"sself-concept , а также: self-construction , self-identity или self-perspective ) - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция - результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям .

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
  2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ I ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Демокрит, Лукреций, Эпикур (ок. 420 до н.э.) Душа чел. – разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Платон (ученик Сократа) (427 – 347 г. г. до н.э.) Душа – что-то божественное, начало неизмеримое, возвышенное, вечное. Душа управляет телом. Аристотель (384 – 322 до н.э.) Выдвинул психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Познание человека возможно только через познание Вселенной и существующей в ней порядка.
Душевные явления
Разум, (в голове) Мужество (в груди) Вожделения (в брюшной полости)

Вклад ученых в формирование психологического знания
Спиноза (1632 – 1677) Г. Лейбниц (1646 – 1716) Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека. Ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Х. Вольфром Ввел термин «эмпирическая психология» - наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.
У. Джемс Изучение функций сознания и их роль в выживании человека. Гипотеза: «роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к разным ситуациям». И. М. Сеченов (1829 – 1905) Книга «Рефлексы головного мозга». Г. И. Челпанов (1862 – 1936) Создание в России психологического института. И. П. Павлов (1849 – 1936) Изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма.

Познавательная функция культуры - способность культуры: - концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей; и тем самым - создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира.

Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

Об особенностях мифологического и религиозного миропонимания говорилось выше, когда речь шла о до письменной и письменной культурах. В данной теме рассмотрим познавательную роль науки и искусства. Следует обратить внимание на то, что научное и художественное познание имеют свою специфику. Они не дублируют, а взаимодополняют, взаимообогащают друг друга. Наука изучает в явлениях и процессах общее и необходимое. Она стремится за явлениями обнаружить сущность, за совокупностью фактов - закономерности развития. Если обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов, то научное знание стремится к объяснению явлений и процессов и предсказанию их дальнейшего развития. Основные задачи научного познания - объяснить и предсказать. По форме, научное знание сконцентрировано в общих понятиях, категориях, принципах, законах, теориях, которые принимают формализованный характер. Художественное познание, в отличие от научного, является образным и наглядным. Можно сказать, что наука - это мышление в понятиях, а искусство - это мышление в образах. Что мы познаем с помощью искусства? - Благодаря искусству мы знакомимся с различными историческими эпохами, можем "перенестись" в прошлое, "заглянуть" в будущее. Не случайно искусство называют своеобразной машиной времени. Ни с чем не сравнимо значение искусства в познании человека, его духовного мира, психологии. Еще до того, как проблема бессознательного стала предметом научного анализа, она была художественно постигнута, например, в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Отметим еще одно важное различие между художественным и научным познанием. Познавая природные и общественные явления, ученый стремится к максимальной объективности. Он, конечно, не перестает быть живой человеческой личностью, испытывая в процессе исследования различные чувства и переживания. Но они не включаются в результаты научного исследования. Изучая закон стоимости или периодический закон химических элементов, нельзя обнаружить эмоции, которые испытывали в процессе их открытия Маркс и Менделеев. В отличие от научных понятий и законов художественный образ отражает не только объективную реальность, но и субъективный мир художника, его эмоциональное состояние, оценочное отношение к миру. Специфика познавательной деятельности художника - в неразрывности познания и оценки, мысли и чувства.

Кроме того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное. Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.

Основные функции социологии

Эта функция социологии заключается в ис­следовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представле­ния о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значе­ние социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объ­ективных и субъективных сторон их деятельности, а также ана­лизу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной сте­пенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сбо­ре первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать науч­ные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предви­дении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

Практическая функция Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, на­пример, по усилению стимулирования и повышению эффек­тивности деятельности людей в сфере материального производ­ства, совершенствованию экономических и политических от­ношений и деятельности соответствующих социальных инсти­тутов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улуч­шение механизма социального управления, повышение его эф­фективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее ци­вилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Услож­нение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усили­вает потребность целенаправленного воздействия на социаль­ные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функ­ционирования различных сторон общества и получения пер­вичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.



Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социаль­ной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая функция Одна из важных функций социологии идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических пар­тий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулирова­нии положений специальных социологических и общесоцио­логических теорий. Ведь социолог занимает определенное со­циально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им соци­альные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающие­ся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяет­ся идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем про­шлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда ва­жен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относитель­но исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации как в ходе социо­логических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соот­носить их с общечеловеческими ценностями.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на ее место в системе общественных и гуманитарных наук.

Так, общесоциологические теории, рас­крывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную ми­ровоззренческую и методологическую роль в объяснении про­блем истории, политологии, правоведения, социальной психо­логии, этики и других наук.

Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выяв­лению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в ис­торическом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоре­тические подходы и методологию научного анализа и истолко­вания данных явлений.

Определенное значение для целого ряда наук имеют поло­жения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рас­сматриваются и другими науками, в том числе экономически­ми, экологическими, педагогическими и т.д. Однако специаль­ные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всесто­роннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории раскрывают соци­альные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (например, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возмож­ности социального самоутверждения личности и различных со­циальных групп в системе экономических, политических, пра­вовых и других общественных отношений. Речь идет о специ­фических свойствах этих отношений, прежде всего о заключен­ных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетво­рения их насущных потребностей и интересов. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных об­щественных и гуманитарных наук.

Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные" данные о тех или иных процессах обще­ственной жизни или же выявить отношения людей к этим про­цессам. Социология разрабатывает технику и методику подоб­ных эмпирических исследований, обработки их результатов.

Тема 2: «Классическая западная социология XIX - начала XX вв.»

План лекции:

1.Основоположник социологии - О. Конт.

2. Органическая теория общества Г. Спенсера.

3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма.

4. Понимающая социология М. Вебера.

1. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко; 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Кравченко А.И. Социология для экономистов: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

3. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

4. Учебный социологический словарь/ Под ред. С.А. Кравченко. – М.: Экзамен. 1999.

Социальные функции науки многообразны и вызывают особый интерес у самих ученых и широкой общественности. Заслуга постановки вопроса о функциях науки принадлежит Дж. Берналу. В книге «Социальная функция науки» (1939 г.) были отмечены три цели науки – психологическая, рациональная и социальная (удовлетворение любознательности ученого. исследование внешнего мира и применение знаний для достижения человеческого благополучия). Социальными функциями науки Бернал считал удовлетворение потребностей людей, воздействие на промышленное производство и влияние на социальные изменения.

Не вдаваясь в длительные дискуссии о функциях науки, ведущиеся в отечественной науковедческой литературе много лет, предложим модель, состоящую из шести основных функций: познавательной, прогностической, мировоззренческой, производственно-практической, функции науки как социальной силы, гуманистической функции науки.

Познавательная функция науки.

С древнейших времен основная цель науки была связана с производством и систематизацией объективно истинных знаний. Это – основная, познавательная функция науки. Наука обслуживает все отрасли общественного производства и многие сферы человеческой деятельности благодаря раскрытию объективных законов природы.

Гносеологическая функция органически присуща науке как творческой деятельности по добыванию новых знаний. Задачей науки является объяснение – раскрытие сущности объясняемого объекта, которое может быть осуществлено лишь через познание её отношений и связей с другими сущностями или её внутренних отношений и связей. Познание может проявляться и в форме житейских знаний, художественного и даже религиозного освоения мира (познание трансцендентного, сверхприродного, доступное только посвященным в форме эзотерического знания и мистики). Даже первобытный миф выполнял функцию объяснения мира и приспособления к нему. Но научное понимание имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами познания.

Наука снабжает общество достоверной, проверяемой и систематизированной информацией. Важнейшим достоинством научного знания является его воспроизводимость и всеобщность. Раз полученную истину можно перепроверить, но не нужно заново открывать. Так, бином Ньютона ныне известен каждому школьнику 8-го класса, и в этом смысле научное знание от его применения не стирается и не стареет. А ведь еще в средние века ученые-схоласты жаловались на то, что самым трудным делом является для них применение четырех арифметических действий.

Познавательная деятельность зависит от многих внешних обстоятельств, в том числе от господствующего в данном обществе мировоззрения, материальных ресурсов науки, численности и профессиональной подготовки научных кадров, совершенства исследовательской аппаратуры и методов обработки полученных данных. Особое значение в познании приобретают субъективные мотивы научной деятельности, прежде всего неуемная жажда открытий, признание научных заслуг коллегами. Не последнюю роль в деятельности современных ученых играет материальное вознаграждение их труда, научная карьера, слава и почет, которыми вознаграждает общество деятельность ученых. Но главным побудителем научного поиска всегда были и остаются общественные потребности, социальная практика.

Познавательную функцию в равной мере выполняют все науки, внося свой вклад в формирование научной картины мира. Но особую роль играет философское обобщение достижений фундаментальных наук. В результате таких обобщений не только складывается единая картина мира, но и обогащается важнейший компонент мировоззрения (натуралистический элемент как знание общих закономерностей неживой и живой природы).

Отметим, что границ познания не существует. Не раз современникам выдающихся открытий в области физики и других наук казалось, что дальше познавать нечего (так полагал К.Лоренц, когда была создана электромагнитная картина мира). Прошло всего несколько лет и физики стали исследовать ядро атома (опыты Э.Резерфорда), а еще позже, в конце 20-х - начале 30-х гг., трудами Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, М.Борна. Л.Д.Ландау была создана квантовая механика, и на её основе оформились основные контуры неклассической, квантово-механической картины мира. В конце XX в. на основе синергетики, релятивистской космологии возникает новая единая картина мира (постнеклассическая, по терминологии В.С.Степина).

Прогностическая функция науки.

Кроме описания, понимания и объяснения науке присущи предвидение, предсказание и прогнозирование. Предвидение имеет различные формы, начиная от случайной догадки и кончая надёжными предсказаниями.

Термин «предвидение» используется в двух значениях:

1. в первом случае - оно понимается как знание о будущем независимо от того, каким способом это знание получено;

2. во втором - предвидение рассматривается как сложное движение познания, как исследовательский процесс, целостная операция, процедура познания.

Предсказание чаще всего трактуется как рассуждение, имеющее форму дедуктивного вывода, основанием которого служат или образец утверждения (эмпирические обобщения, законы или теории), либо частные утверждения, характеризующие условия применения общих положений в частном случае.

Разновидностью научного предвидения является прогнозирование - специальное исследование перспектив какого – либо явления. Оно составляет одну из научных основ управления (целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управленческих решений).

Для современного общества в связи с обострением глобальных проблем человечества, прежде всего остроты экологического кризиса, поставившего под сомнение саму возможность выживания человечества и ведущего к крайне пессимистическим выводам. важно опираться на научный прогноз перспектив разрешения энергетических, продовольственных, экономических и социальных проблем общества. Актуальным является и прогноз перспектив развития образования и техники.

Естественной потребностью человека всегда было узнать будущее, свою судьбу. Это служило психологической основой популярности астрологии и хиромантии, деятельности прорицателей и пророков. И только успехи точных наук позволяют с математической точностью предсказывать взаимное расположение планет, затмения солнца и луны, разливы рек, климатические катаклизмы.

Наука по своей сути не только призвана снабжать общество достоверными знаниями, отражая мир в законах, научных принципах и категориях, но и предсказывать будущий ход событий. Впервые прогностическая функция науки заявила о себе в астрономии. Но если в древности способность предвидения будущего вселяла в людей страх и трепет, то ныне точный прогноз погоды, долговременные демографические прогнозы, прогнозы будущих открытий самой науки стали обыденным явлением.

Прежде всего наука прогнозирует с помощью специфических методов (метод «дельфийского оракула», основанный на выявлении метода экспертов) будущие изобретения и открытия. Известна, например, деятельность исследовательских групп, прогнозирующих тенденции развития военной техники. В условиях динамичного развития экономики у общества появляется настоятельная необходимость не только планировать, но и предвидеть отдаленные последствия своей деятельности. знать тенденции градостроительства, миграции населения, потребности в продовольствии. В ряде стран потребность предвидения событий породила футурологический бум. Появились сценарии развития различных регионов мира, геополитических конфликтов.

Сейчас много говорится об устойчивом экономическом росте, потеплении климата, разрастании озонной дыры и т.п. И если группе ученых во главе с Н.Моисеевым удалось с помощью компьютеров создать модель «ядерной зимы» (катастрофических последствий применения лишь части накопленного ядерного оружия), то получить точный и обоснованный прогноз социального развития по-прежнему остается непосильной задачей как в силу неразвитости прогнозов в гуманитарных науках, так и в силу сложности, многовариантности развития общества. Тем не менее в экономической науке теория «длинных экономических волн», разработанная В.Кондратьевым, работы В.Леонтьева и Л.Канторовича позволяют дать прогнозы отраслевого развития экономики. На основе социологических опросов удается довольно точно предсказать результаты предстоящих выборов президента США, победу той или иной партии в парламентских выборов.

Истории известны многочисленные примеры, когда футурологи жестоко ошибались. Не удалось предвидеть такого эпохального геополитического катаклизма, как распад СССР. Поэтому было бы преждевременно заявлять о всемогуществе науки в деле прогнозирования социальных явлений. В конечном итоге прогностическая функция осуществляется лишь на основе имеющегося достоверного знания и поэтому некоторые ученые считают её лишь подфункцией познавательной функции науки.

Тем не менее научные прогнозы на основе экстраполяции тенденций развития в настоящем на обозримое будущее – реальный факт. Техника прогнозирования будет совершенствоваться с прогрессом вычислительной техники. Во всяком случае социальный заказ на прогнозы со стороны ученых, политиков, руководителей физкультурно-спортивных организаций является серьезным стимулом для совершенствования самой науки как орудия предвидения будущего.

Мировоззренческая функция науки .

Мировоззренческая функция современной науки заключается в том, что мировоззрение человека и общества в эпоху НТР включает в себя наряду с идеалами, принципами, ценностями и нормами (аксиологическая составляющая) обобщенные сведения об окружающем мире и самом человеке. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение человека в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

Напомним, что основной вопрос мировоззрения есть вопрос об отношении человека к миру. Но само отношение к миру, окружающей природной и социальной действительности зависит от полноты знаний о нем. Мифологическое и религиозное мировоззрение традиционного общества базировалось на примитивных, зачастую умозрительных и фантастических представлениях о мире. Начиная с научной революции XVII в., стало формироваться механистическая картина мира как начальная фаза естественнонаучного мировоззрения. Его основу составляли принципы ньютоновской механики, согласно которой мир подчиняется действию лапласовского детерминизма, а сам мир подобен часовому механизму, где все части пригнаны друг к другу. При этом законы науки не противоречат догмам Священного писания, которое сам И.Ньютон на склоне лет хотел обосновать математическим путем.

В дальнейшем научное мировоззрение дополнялось эволюционным принципом саморазвития путем естественного отбора (Ч.Дарвин), знанием о закономерностях микромира и релятивистскими представлениями о пространстве и времени. Социальная картина мира обогатилась материалистическими представлениями об обществе (К.Маркс), изменились представления о роли бессознательного начала в психике человека (З.Фрейд). Методологической основой научного представления о природе, обществе и человеке выступают принципы диалектики и материализма.

Не следует обольщаться огромным прогрессом естественных наук с точки зрения их влияния на мировоззрение каждого человека. Миллионы людей сохраняют религиозное мировоззрение и не имеют ни малейших представлений об устройстве Вселенной и о социальных законах. К примеру, представительные опросы граждан США показали, что 60% из них не знают причин смены дня и ночи, а также времен года. Несмотря на все достижения естественных наук большое количество людей увлекается магией, верит в бессмертие души, влияние звезд и планет на судьбу человека.

Итак, ядром научного мировоззрения по-прежнему остаются философские принципы, законы и категории. Естественные науки вносят решающий вклад в современную естественнонаучную картину мира, то есть натуралистический элемент мировоззрения. Велика роль и гуманитарных наук в формировании социологического элемента мировоззрения. Достижения науки оплодотворяют и конкретизируют абстрактные, предельно общие положения о материальности мира, бесконечности Вселенной, прогрессивном развитии природы, общества и человеческого мышления, познаваемости мира.

В то же время важно уяснить, что только на базе естественнонаучных знаний может сформироваться мировоззрение позитивистского типа с лозунгом «всякая наука – сама себе философия». Мировоззренческая безграмотность ученого вредит теоретическому исследованию, приводит к ошибкам, когда дело доходит до интерпретации и объяснения фактов, которые не укладываются в традиционную картину мира. Тогда возникают кризисы в науке, которые можно преодолеть только на основе «философской разборки» (В.И.Ленин) накопившихся фактов.

Производственно-практическая функция науки.

Основное назначение науки, её конечная цель – служить благу общества. Современная наука не только объясняет мир, но все в большей степени способствует его преобразованию.

Ф.Энгельс писал: «буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой» (Т. 22. С. 307).

Впервые процесс превращения науки в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине ХIХ века. Он сумел увидеть новый мощный импульс, который наука в этот период начала получать для своего развития. По словам К.Маркса «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов» (Т.46. Ч.2. С.212). В результате само производство становится экспериментальной наукой, технологическим применением современной науки (Там же. С221).

Условиями, способствовавшими превращению науки в непосредственную производительную силу, стало следующее:

Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний;

Появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки;

Создание центров и сетей научно-технической информации.

В XX столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизуют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства, лидируют в современной политико-экономической гонке. Страны, которые не выдерживают такого состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития и обречены вечно играть второстепенную роль на международной арене.

Наука оказывает благотворное воздействие на все стороны жизни общества, но прежде всего доказывает свои творческие потенции, воплощаясь в материализованную силу знания в виде производственной техники. Достижения наук оплодотворяют и преобразуют все элементы производительных сил – орудия и предметы труда, рабочую силу, способствуют повышению эффективности труда. В условиях НТР целые отрасли промышленности (атомная, химическая, радиотехническая, нефтехимическая, производство робототехники) вызваны к жизни и направляются выдающимися открытиями науки и техническими изобретениями.

Весомый вклад в общественный прогресс вносят биологические науки и медицина. Благодаря их достижениям резко сокращается смертность от прежде распространенных и даже неизлечимых болезней, увеличивается продолжительность жизни, а успехи геронтологии позволили увеличить активный возраст человека, отсрочить старение организма.

Точно также следует последовательно доказывать возрастающую роль науки в совершенствовании физической культуры и спорта. Благодаря научным исследованиям появились новые технические средства тренировок и реабилитации спортсменов, возникли современные технические виды спорта, совершенствуется техническое оборудование и экипировка спортсменов. Научные рекомендации позволяют тренерам повысить физические нагрузки, добиваться новых достижений и спортивных рекордов в гимнастике, плавании, тяжелой атлетике, лыжном спорте.

Функция науки как социальной силы .

В условиях научно-технической революции второй половины ХХ века у науки обнаружилась ещё одна важная функция: наука начала выступать в качестве социальной силы.

Гуманитарные и социально-экономические науки начали играть регулирующую роль в различных сферах социальной деятельности. В последних десятилетиях ХХ века достижения и методы науки стали широко использоваться для разработки масштабных программ в области экономического развития и в социальной сфере.

Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия, особенно значимой становится социальная роль науки. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз и обеспечения тем самым дальнейшего существования и развития человечества.

Гуманистическая функция науки.

Некоторые авторы приписывают науке гуманистическую функцию - функцию развития самого человека. Предварительно отметим, что эту функцию несет в себе культура, а наука – лишь часть культуры. Правильнее было бы говорить о гуманистическом потенциале науки, использовании достижений науки для развития общественного производства, облегчения тяжелого физического труда, укрепления здоровья, повышения благосостояния граждан, совершенствования быта, продления жизни, воспитания подрастающих поколений, роста спортивного мастерства. Но для реализации перечисленных гуманных целей, не говоря уже о ликвидации голода и болезней в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, необходимы соответствующие социальные условия, мобилизация ресурсов. А это – дело политиков, а не ученых. Иначе говоря, в решении социальных проблем человечества наука сказала свое веское слово, но она не всесильна.

Более того, в антигуманном обществе, в условиях недемократических политических режимов достижения науки и техники могут обернуться против самого человека. Наука и техника в тоталитарном обществе (например, в гитлеровской Германии) использовалась в целях установления мирового господства, уничтожения целых народов, манипулирования сознанием людей, внушения им диких предрассудков и мифов. Само по себе научные знания идеологически нейтральны, но могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку. В гуманном, демократическом обществе в полной мере должен воплотиться принцип, высказанный Л.Н.Толстым: «Дело науки – служить людям».

Подводя итог, подчеркнем, что все социальные функции науки взаимосвязаны. Наука как социальный институт через утилитарную, познавательную, мировоззренческую, прогностическую и др. функции в полной мере реализует свою созидательную роль в обществе.

Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начинается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной
реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через описательную, объяснительную, диагностическую.
Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описанием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция - естественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоречия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе реализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальнейшего исследования сформулированной проблемы.
Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретическим, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выходит на составление программы исследования, начиная от формулировки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, характера обработки и анализа полученной информации.

Еще по теме Познавательные функции:

  1. Особенности учебно-познавательной деятельности слабоуспе­вающих школьников.
  2. 80. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  3. 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
  4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ. СЛУЧАЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ КОББА-ДУГЛАСА И ЛОГАРИФМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ
  5. III Естественная оборонительная реакция всякого живого существа; фазы оборонительной реакции человека и органы, эту реакцию выполняющие. - Этический характер воздающего правосудия как функции, отдельной от оборонительной функции. - Эта функция не зависит от какого бы то ни было критерия свободы или нравственной вины.
  6. 5.4. Оценка средств и организации в выполнении персоналом своих функций. Методы оценки организации и окружения функции персонал-менеджмента

Top