Что будет если сбить пешехода. Что делать, если сбил пешехода. Сбил собаку и уехал – лишился прав

Наезд на человека – это самое серьезное правонарушение в ПДД, которое влечет за собой, соответственно, весьма серьезную ответственность. Если ДТП случилось на пешеходном переходе, то это практически сразу указывает на вину автолюбителя. Если же авария произошла вне пешеходного перехода, то водитель может даже избежать ответственности в том случае, если докажет свою невиновность. В данной статье речь пойдет о том, в каких случаях автолюбитель может быть признан виновным и невиновным в аварии, а также какое наказание за наезд на человека вне перехода ожидает водителя в 2017 году.

Если автолюбитель сбил пешехода вне пешеходного перехода, то он понесет ответственность только в том случае, если авария произошла по его вине. Ответственным за ДТП его могут назначить в случае нарушения им правил дорожного движения. Если же авария произошла из-за пешехода, то вина с водителя снимается, следовательно, он не понесет наказания за данный наезд.

Если все же ДТП случилось именно из-за автолюбителя, то ответственность, которую он может понести, зависит от того, как сильно пострадал пешеход.

В том случае, если сбитый человек проходил курс лечения после аварии, который составил менее 21 дня, то в медицинском освидетельствовании обозначается легкая степень причинения здоровью вреда. В этом случае автолюбителю может быть назначено наказание в виде штрафа, сумма которого от 2500 до 5000 рублей. Помимо этого, водитель сам станет пешеходом на срок от года до полутора лет. В 2017 году данное наказание остается в силе.

Если же по вине автолюбителя пешеход проходил лечение после аварии, то в медицинском освидетельствовании обозначается средняя тяжесть причинения вреда здоровью. В этом случае размер штрафа составит от 10000 до 20000 рублей. Автолюбитель также станет пешеходом, но срок в этой ситуации составит не менее полутора и не более двух лет. Сумма штрафа и срок лишения прав актуальны и в 2017 году.

Самое жесткое наказание последует в том случае, если автолюбитель сбил пешехода вне пешеходного перехода, и он при этом сильно пострадал. В этом случае в медицинском освидетельствовании указывается тяжелая степень причинения вреда здоровью человека. Такое заключение ставится в том случае, если после аварии пешеход перестал видеть, слышать, получил группу инвалидности и т.д. В этом случае предусматривается уголовная ответственность автолюбителя. Ее назначают также в том случае, если сбил человека, и в результате этого наступила смерть пешехода. Наказание в таких ситуациях может быть следующим:

  • Арест на полгода и меньше.
  • Арест на 3 года и меньше.
  • Арест на 2 года и меньше. Помимо этого, автолюбителю будет запрещено на 3 года занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности также в течение 3 лет.
  • 2 года исправительных работ. Кроме того, виновнику аварии также будет запрещено на 3 года занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности также в течение 3 лет.

В том случае, если пешеход был сбит автолюбителем в неположенном месте для перехода, то водитель должен будет и сам пройти медицинское освидетельствование на содержание в крови алкоголя и наркотических веществ. Если таковые будут обнаружены, то срок ареста возрастает до 4-9 лет. Помимо этого, если автолюбитель находился в состоянии наркотического или алкогольного опьянения и в результате аварии погибли люди, то суд, скорее всего, даст ему максимальный срок заключения.

В 2017 году наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода будет таким же, на данный момент пересмотра не было.

Автолюбитель сбил пьяного пешехода

Мы выяснили, что грозит автолюбителю, если тот сбил человека, проходившего через проезжую часть в неположенном месте. Однако многие водители доказывают свою невиновность, ссылаясь на то, что пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения. Является ли этот факт смягчающим обстоятельствам для автолюбителя? Только в том случае, если водитель сможет доказать свою невиновность в ДТП. Сам факт, что человек находился в состоянии алкогольного опьянения, не говорит о том, что он нарушил ПДД. Может быть, автолюбитель пешехода не заметил, поскольку на улице уже было темно. Это также не освобождает его от ответственности. Автолюбитель может избежать наказания, если, к примеру, переходивший проезжую часть человек выбежал на дорогу внезапно, и водитель не успел остановить вовремя транспортное средство. При этом скоростной режим не был превышен.

В любом случае, если автолюбитель сбил пьяного, ему удастся избежать ответственности только доказав свою невиновность. Лучшим доказательством в данном случае станет запись с видео регистратора. На не должно быть отчетливо видно, как именно произошло ДТП.

Также можно найти свидетелей, если таковые были и поправить их дать показания. Только так автолюбителю можно доказать свою невиновность в ДТП. В остальных случаях сделать это будет довольно проблематично.

В том случае, если автолюбитель сбил человека не на пешеходном переходе, и он находился в состоянии алкогольного опьянения, то водитель может понести уголовную ответственность. Меры наказания были указаны выше и то, что пешеход был пьян, не смягчает вину автолюбителя. Избежать ответственности можно также, если сбивший автолюбитель докажет, что авария произошла не по его вине.

Если автолюбитель совершил наезд на человека вне перехода, то первое, что нужно сделать – оказать ему первую медицинскую помощь, после чего сразу вызвать Скорую помощь и сотрудников ГИБДД. Ни в коем случае нельзя покидать место аварии, поскольку последствия этого будут для автолюбителя самыми серьезными.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

Обновлено: 26.06.2018 3261

Если машина сбила пешехода: инструкции для всех участников аварии + последствия и порядок действий при происшествиях, когда сбивают животных

Здравствуйте, все, зашедшие на эту страницу. Авария с пешеходом – практически всегда приводит к страшным последствиям. Но при неправильных поступках в такой критической ситуации, потерпевший может остаться без компенсации, а водитель не понести заслуженное (или понести незаслуженное, и такое бывает) наказание. Кроме того, при таких происшествиях зачастую очень важна активная позиция очевидцев.

Поэтому что делать если сбила машина человека или животное знать нужно всем.

В случае с авариями с пешеходами это зачастую очень спорный вопрос. Дело в том, что гражданскую ответственность за причинение вред всегда несёт управляющий транспортным средством.

И зачастую водителя признают виновным в совершении аварии, даже когда пешеход пересекал дорогу в неположенном месте. Даже если явных нарушений не было, водителю вменяют, что он двигался со скоростью, которая не позволила правильно оценить обстановку и принять меры для предотвращения аварии.

Чем можно доказать невиновность

Тем не менее добиться справедливости можно. Конечно, случаи, когда пешеход с умыслом оказывался под колёсами (самоубийство), я не рассматриваю, здесь водитель явно невиновен.

На помощь автолюбителю, попавшему в такую непростую ситуацию, придут:

  • запись с видеорегистратора и/или других камер;
  • показания ;
  • и другая экспертиза.

Изучив перечисленные доказательства, суд может прийти к выводу, что пешеход нарушал ПДД, а у управлявшего ТС не было никакой физической возможности предотвратить происшествие, следовательно, с его стороны не было никаких нарушений, и ответственности за совершение аварии (уголовной или административной) он не подлежит.

Но ещё раз повторюсь, что вред, нанесённый пешеходу, всё равно возместить придётся. Окончательное решение о наличии или того или иного участника аварии принимает суд.

Что грозит виновнику

За причинение лёгких и средних телесных повреждений при использовании транспортного средства вменяется административная ответственность – штраф до 25 тыс. рублей или лишение водительских прав на период до двух лет. Конкретные меры зависят от тяжести травм и обстоятельств.

За причинение тяжких травм на дороге и смерть водитель понесёт уже уголовную ответственность. Причём за пьяное ДТП с такими последствиями предусмотрены отдельные пункты уголовной статьи 264, с более строгим наказанием.

За причинение тяжких травм максимальное наказание – 2 года в колонии-поселении, за то же самое в нетрезвом виде – максимум 4 года. А также изымут права на срок до 3 лет.

Наказание за причинение смерти в результате аварии

Если погиб только один человек водитель может лишиться свободы на период до 5 лет, а если погибших несколько – до 7 лет. Альтернативная мера наказания – принудительные работы. За причинение смерти по неосторожности в процессе управления ТС в состоянии опьянения одному человеку лишают свободы на время от 2 до 7 лет, если жертв несколько – от 4 до 9 лет.

Какое наказание предусмотрено для пешехода-виновника

Если авария происходит по вине пешеходов, а также пассажиров и других участников движения, кроме водителей, для них также предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Если пострадавших нет, но авария произошла из-за того, что пешеход, нарушив ПДД, создал помеху для транспортных на него наложат взыскание размером в 1000 рублей. А за создание пешеходом аварийной ситуации в которой нанесён людям лёгкий или средний вред здоровью налагается штраф в 1000 – 1500 р.

Когда другим людям причинён тяжкий вред, или есть погибшие, то наступает уголовная ответственность. Если потерпевшие только тяжело ранены максимально возможное наказание – 2 года лишения свободы, альтернативные меры – ограничение свободы, принудительные работы или арест.

Если погиб один человек – виды наказания те же, за исключением ареста, но максимальный срок может достигать 4 лет. В случае виновности в аварии, в которой погибли несколько лиц максимальный срок заключения возрастает до 7 лет, принудительных работ – до 5, ограничение в свободе не применимо.

Кто будет компенсировать ущерб

Автомобили и другие транспортные средств согласно российскому законодательству – это источники повышенной опасности. Поэтому их владельцы, при причинении вреда другим при использовании ТС обязаны возместить ущерб независимо от своей виновности.

При этом ответственность автолюбителей страхуется по , это обязательно условие использования транспорта. В таком случае ущерб в размере, ограниченном законом, возмещает страховая компания, с которой причинитель вреда заключал договор страхования, то есть требовать компенсации надо от неё. Имейте это в виду.

К сожалению, не все владельцы ТС выполняют свою обязанность по страхованию. Но этим они сами себя наказывают, так как в случае аварии на возмещение ущерба им придётся тратить собственные средства. Правда, и потерпевшему получить возмещение от физического лица бывает труднее чем от компании.

Если виновен пешеход

Но если виновником аварии признан пешеход, то он отвечает за вред, который претерпел водитель в аварии. А ответственность пешеходов не страхуется, поэтому платить придётся из своего кармана. Но за вред пешеходу и в этом случае автовладелец заплатит.

Если авария произошла на пешеходном переходе

В таком случае можно с большой вероятностью сказать, что виновником признают водителя. Хотя, это можно сказать про любую аварию, в которой пострадал пеший участник движения. Но единственным нарушением пешеходом ПДД на пешеходном переходе может быть только его движение на красный свет. В остальных случаях, вина безоговорочно ложится на водителя, так как водитель обязан снижать скорость перед ним.

Исключения составят случаи, когда будет доказано, что предугадать и предотвратить столкновение не было никакой возможности (например, человек выскочил из-за стоящего автомобиля). Ведь пешеход должен был убедиться в безопасности своих действий перед переходом. Но если ДТП случилось на пешеходном переходе, оправдаться водителю этим очень сложно.

Если авария была вне пешеходного перехода

Пешеход не преступает правила движения, когда переходит вне пешеходного перехода, но при этом:

  • на перекрёстке пересекает проезжую часть;
  • переходит дорогу, под прямым углом, в хорошо просматриваемом месте, при этом не видно ни перекрёстко в, ни пешеходных переходов , а на дороге нет разделительных полос и ограждений.

Из этого видно, что мест, где человек может переходить дорогу согласно ПДД достаточно много. В этом случае водителя всё равно признают, чаще всего, виновным. Но и в этом случае пешеход имеет право выходить на проезжую часть только убедившись, что не создаст помех водителям, кроме того, ему запрещено выходить из-за препятствия, скрывающего его от водителей, если по дороге едут машины. Так что в таких ситуациях доказать вину пешехода вполне реально.

Об этом стоит помнить в первую очередь самим пешим участникам дорожного движения. Но к сожалению, большинство людей не знает этих элементарных требований ПДД. И именно из-за этого происходит очень большое количество аварий с участием пешеходов.

Но практика сложилась так, что водитель априори считается виновным, поэтому водителю, скорее всего, потребуется доказывать свою невиновность. Как я уже не раз говорил, большую помощь здесь окажут свидетельства очевидцев и видеозаписи. А также правильность составления протокола о ДТП сотрудниками правоохранительных органов.

Что делать, если меня сбила машина: инструкция для пешехода

Эта инструкция для случаев, когда потерпевший участник аварии в состоянии дееспособности после аварии. Если же вам необходимо знать, что как действовать, если пешеход погиб или находится в тяжёлом состоянии, смотрите подзаголовок «Если тяжёлое состояние или сбили насмерть, что делать родственникам и близким»

Шаг первый – оформление аварии

Многое зависит от поведения окружающих, в том числе водителя сбившей вас машины, и, естественно, от тяжести травм. При адекватном отношении к случившемуся, особенно если пешеход серьёзно пострадал, всё необходимое должны исполнить другие участники аварии и свидетели. В том числе вызвать государственные службы. Постарайтесь записать координаты и имена свидетелей, просите их остаться до оформления аварии, особенно если сами сильно пострадали.

Если здоровье позволяет, оставайтесь на месте аварии, дождитесь приезда ГИБДД. Активно принимайте участие в оформлении. Подумайте, не нарушали ли вы ПДД, не из-за вас ли произошло столкновение. Если это так, не бойтесь взять вину на себя, максимум, что с вас спросят – это компенсация за ремонт машины. А вред вашему здоровью автовладелец компенсирует в любом случае. А если свалите вину на водителя (которого зачастую объявляют виновным без всякого разбирательства), ему придётся заплатить немалый штраф, а, возможно, и лишиться прав. А ведь он и так перенёс тяжелое потрясение от осознания того, что создал угрозу для чужой жизни.

Если ваше состояние требует госпитализации, то сотрудники полиции встретятся с вами в больнице. При необходимости, напишите заявление о привлечении виновника к ответственности.

Если машина сбила человека и скрылась

Одно из самых важных дел в такой ситуации – запомнить максимум информации об автомобиле участника аварии, и о самом водителе. Чем больше информации, тем больше шансов найти в минимальный срок. Если рядом не окажется очевидцев, вызвать скорую и ГИБДД придётся вам. А также надо не позабыть позаботиться о свидетелях. Их показания очень понадобятся.

Шаг второй – получение возмещения

Если сбившее вас авто было застраховано по ОСАГО, компенсацию можно получить в страховой компании. Максимальная выплата, при нанесении вреда здоровью – 500 тыс. руб. Если же повреждено ещё и ваше имущество, вы можете потребовать и компенсации за .

Теперь, чтобы получить выплату необязательно дожидаться выздоровления, сумма компенсации будет рассчитана исходя из травм, зафиксированных врачами скорой помощи. Для получения выплаты необходимо подать заявление о страховом возмещении в СК водителя, сбившего пешехода.

Если тяжёлое состояние или сбили насмерть, что делать родственникам и близким

Если человек сильно пострадал или, не дай Бог, погиб, все действия придётся предпринимать его родственникам. Именно им необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении водителя, сбившего человека, к ответственности, а при необходимости, и о его розыске.

Родственник должен письменно или устно подать ходатайство в следственный орган, ведущий дело, о признании его потерпевшим и предоставить документы (удостоверение личности, бумаги, подтверждающие родственные связи и т. п.). Далее следователь выносит постановление о признание заявителя потерпевшим. С этой бумагой уже можно обращаться и в другие организации.

Такие же действия необходимо предпринять и в случае невозможности выполнения взаимодействия с органами потерпевшего по состоянию здоровья (например, бессознательно состояние).

Точных сроков для этой процедуры не оговорено. Но как правило, следователи признают потерпевшими родственников только после , в которой устанавливается, что человеку причинён вред именно в результате ДТП.

Обращение в страховую компанию

Необходимо подать:

  • заявление о возмещении ;
  • документы, подтверждающие право на получение выплаты ;
  • копию свидетельства о смерти .

В случае гибели человека потерявшие кормильца лица, а также близкие родственники и содержавшие погибшего на иждивении могут получить компенсацию в 475 тыс. руб. Заявлять о праве на получение компенсации в теории может неограниченное количество человек, но сделать это нужно в течение 15 рабочих дней после подачи первого заявления о страховой выплате. Если претендентов на получение выплаты несколько, сумма будет поровну разделена между ними.

Если кто-то из имеющих право на компенсацию опоздает с заявлением требований, получить возмещение он может только от уже получивших выплату или с виновника.

А также 25 тыс. руб. получит лицо, предъявившее документы о расходах на погребение, независимо от того, кем оно является по отношению к погибшему.

В течение 5 дней после окончания срока для подачи заявлений о возмещении (то есть не позже чем через 20 дней со дня принятия первого заявления), страховая компания выплатит компенсацию, или откажет в ней.

Сбил человека: что делать – инструкция для водителей

Причинение живому человеку травм, а тем более смерти – не только гражданское преступление, но и тяжёлая психологическая травма. Но как ни тяжела ситуация, в которую вы попали надо держать себя в руках. Из любой ситуации нужно искать и находить выход.

Шаг первый – действия при ДТП

Сразу же остановиться. Включить «аварийку». Если есть травмы у людей необходимо вызвать скорую помощь и сообщить в ГИБДД о случившемся.

Отвозить пострадавших в больницу водителю можно только тогда, когда нет никакой другой возможности сделать это, то есть не могут приехать врачи и нет других автомобилистов. Но и в таком случае водитель обязан сразу же возвратиться к месту происшествия для оформления его инспекторами ГИБДД.

Поэтому если ДТП случилось не в чистом поле за несколько километров от цивилизации, не уезжайте от места аварии ни под каким предлогом. Поверьте, у бригады скорой больше шансов добраться к вам быстрее, чем вы доедете до больницы, кроме того, пострадавший сразу получит квалифицированную помощь.

Первую помощь надо оказывать с осторожностью, если есть соответствующие знания. Иначе, особенно когда ранения внутренние, тяжёлые, можно и навредить раненому.

Шаг второй – фиксируем обстоятельства

Нужно записать имена и координаты свидетелей. Они очень понадобятся. Равно как и видеозаписи происшествия. Это может быть видеорегистратор, ваш или других участников движения, а также видеозаписи с камер наружного наблюдения. Попросите очевидцев остаться до оформления аварии.

Если авария произошла в месте, неположенном для перехода, сделайте общий снимок в оба направления дороги. Это будет дополнительным доказательством нарушения прохожим ПДД.

Шаг третий – оформление аварии

Если из-за происшествия движение автотранспорта становится невозможным, то проезжую часть можно освободить, перед этим сфотографировав и описав положение предметов, относящихся к аварии.

Дождавшись сотрудников ГИБДД, приступайте к оформлению аварии. Если вы не нарушали ПДД, обязательно укажите это, не спешите признавать за собой вину, если это её на самом деле нет. Будет отлично, если вашу точку зрения подтвердят свидетели. Проследите, чтобы в документах были закреплены все обстоятельства. Хорошо, если при оформлении будет присутствовать и потерпевший.

Что делать дальше

Ни в коем случае не употребляйте спиртное после аварии до прохождения медосвидетельствования. Так как если оно покажет опьянение, вас однозначно признают совершившим аварию в пьяном виде, и никто не будет выяснять, когда именно вы выпивали.

Оказывайте посильную помощь потерпевшему, постарайтесь максимально загладить свою вину. От этого во многом будет зависеть наказание за аварию, в случае вашей виновности. Обязательно посещайте и активно участвуйте в досудебном следствии и в судебных заседаниях, особенно если ваша виновность отсутствует или спорна.

Помните, в том числе и от вашей активности зависят последствия происшествия. Постарайтесь расположить к себе потерпевшего и его родственников. Их позиция относительно вашего наказания также имеет сильное влияние на меру наказания.

Что бы ни случилось, не отчаивайтесь. И не стыдитесь понести наказание, если вы его заслуживаете. Потому что Неземного Суда никому не избежать.

Если вы стали очевидцем, что сбило пешехода

Вашей главной задачей будет запомнить как можно больше информации о произошедшем, особенно если водитель попытался скрыться. Догонять его не следует. Но если вы уверены, что сможете безопасно для себя и окружающих сделать это, и от погони будет реальная польза (например, сможете разглядеть номера беглеца), то на свой страх и риск можете попробовать. Но помните, что это от вас не требуется, и, если вы во время погони нарушите ПДД или попадёте в аварию, ответить придётся по всей строгости.

Если видите, что участники аварии не в состоянии вызвать скорую и ДПС, позвоните сами. Проведите фото- видео съёмку места происшествия, если участники аварии не делают этого, например, из-за того, что находятся в бессознательном состоянии. Далее надо предложить свою помощь участникам аварии, сообщить им свои координаты и готовность помочь. По возможности останьтесь на месте до прибытия сотрудников полиции.

Всё это не является обязательным, но зачастую активные действия очевидцев кардинально влияют на последствия аварии для всех её участников, а иногда и спасают жизнь. Благодаря вашему неравнодушию пострадавший сможет получить достойную компенсацию, а виновник понесёт заслуженное наказание.

Если сбило ребёнка

Когда страдают дети – это действительно страшно. Но, с юридической точки зрения, ДТП с ребёнком не отличается от аварий, в которых пострадал взрослый человек. Поэтому порядок действий при оформлении ДТП и получении компенсации такой же, как и при обычном ДТП с пострадавшими.

Если ДТП с пешеходом произошло во дворе

Дворовые территории и жилые зоны не являются дорогой. Пешеходы там имеют преимущество, то есть могут беспрепятственно ходить где и когда им вздумается, однако при этом не должны создавать необоснованных помех для транспорта. Кроме того, максимальная скорость, которую можно развивать на прилегающих территориях составляет 20 км/ч.

Поэтому при столкновении с пешеходом во дворе в подавляющем большинстве случаев водитель будет неправ. Дворовую территорию можно сравнить с нерегулируемым пешеходным переходом. Как и в случае с переходом невиновным водитель может быть признан, только если представит убедительные доказательства, что предусмотреть столкновение и избежать его было невозможно.

Если ударил человека не сильно

Даже при самом, казалось бы, несерьёзном столкновении всё равно надо оформить ДТП. Для пешехода это важно, потому что некоторые травмы могут проявиться позже. А для водителя неоформление столкновения грозит вот чем: человек, изначально не имеющий претензий, может решить, что всё-таки пострадал в аварии, обратиться в полицию и вот уже уехавшего водителя разыскивают как скрывшегося с места ДТП. Кроме того, согласно ПДД, оформление аварии без участия ГИБДД запрещено, при наличии пострадавших.

Исключением будут случаи, когда нет ни телесных, ни имущественных повреждений, например, чуть не сбил пешехода и оба отделались испугом. Такие ситуации не являются ДТП. Но и в таких случаях обязательно надо написать расписку об отсутствии претензий.

Примечания. Лёгкие поверхностные повреждения кожи, синяки и ссадины, не требующие госпитализации и особого лечения, не считаются причинением вреда здоровью.

Если водитель, объезжая пешехода врезался в столб – это ДТП, так как нанесён определённый урон, но .

Чем может грозить неоформление мелких аварий

Был случай, когда машина, за рулём которой была девушка, немного задела переходящую дорогу девушку. Последняя спешила на работу, и поэтому сразу отправилась дальше, не обратив никакого внимания на водителя, которая спрашивала, не нужна ли ей помощь. Естественно, владелица машины решила, что ничего не произошло и уехала. Но через несколько дней её вызвали в суд, как уехавшую с ДТП, в котором причинён вред здоровью.

Оказалось, вот что: девушка-пешеход после аварии была на приёме у врача, который заметил синяк. Как вероятную причину его появления девушка назвала ДТП. Врач сообщил об этом в ГИБДД (он обязан это сделать) и понеслось. К счастью, в этом случае дело было прекращено, так как девушка-водитель доказала суду, что не могла знать, что пешеходу был нанесён вред, следовательно, и не скрывалась умышленно с места аварии.

Бывают и обратные ситуации, когда пешеходу вначале кажется, что он у него только синяк на голове, и он мирно расходится с водителем без всякого оформления, а потом оказывается, что он получил сотрясение мозга, которое иногда может привести к серьёзным заболеваниям.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, подобные описанным, у вас обязательно должен иметься какой-либо документ о ДТП, хотя бы расписка.

Сбил животных на дороге

Как бы ни были дороги братья наши меньшие, всё же, я считаю, ценность их жизни несравнима с ценностью человеческой жизни. Кстати, и наказания за причинение смерти или ран животным в результате ДТП не предусмотрено. Единственное, что грозит сбившему собаку или кошку водителю – это гражданская ответственность. Ведь сбитое домашнее животное, скорее всего, принадлежит кому-то, следовательно, его владельцу причинён имущественный ущерб.

А также возможно требование возмещение морального вреда с виновника гибели животного. Но стоит отметить, что зачастую суд отказывает в компенсации морального вреда, так как в случае гибели щенка или котёнка, как бы их жалко ни было, страдают лишь имущественные права потерпевшего, по которым не предусмотрен моральный вред. Поэтому для получения компенсации необходимо представить убедительные доказательства расстройства здоровья (например, впадения в депрессию) из-за гибели питомца.

В случае гибели диких животных и птиц (например, сбил сову) претензии о нанесении вреда предъявлять некому (если, конечно, это не занесённый в Красную книгу вид), следовательно, последствий не будет.

Сбил собаку и уехал – лишился прав

Но столкновение с животным – это тоже ДТП. Есть немало случаев, когда человек сбивал собаку, уезжал, и его лишали прав за . Поэтому если сбили животное, надо остановиться, очень желательно вызвать ГИБДД, особенно если есть основания думать, что оно принадлежит кому-то (на животном ошейник, авария случилась в жилой зоне). Наказания никакого не будет, кроме как обязанности возместить ущерб, который должно покрывать ОСАГО, за животное, если у него есть хозяин.

На одном интернет-форуме прочитал про такой случай. Один водитель сбил дикого кабана, вызвал ГИБДД, всё оформили. Через несколько дней его вызывают в отделение ГАИ, где выясняется, что на автомобиле, аналогичном с тем, которым находится в его собственности сбит человек и поэтому проводится проверка всех похожих авто.

А на машине героя рассказа как раз остались повреждения после «встречи» с кабаном. Так что, если бы не было документов о происшествии с животным, мужчине пришлось бы нелегко доказывать свою непричастность к наезду на человека.

Пошаговая инструкция, если сбили животное

Как вы теперь знаете, столкновение с животным – тоже ДТП.

Шаг первый – оформляем ДТП

Если в аварии люди не пострадали, ГИБДД вызывать необязательно, если сможете урегулировать вопрос о компенсации с владельцем пострадавшей животины. Выяснить, есть ли хозяин у животного. Указать на наличие владельца может, например, ошейник. Если у животного есть владелец (это может быть не только гражданин, но и, например, охотхозяйство), договоритесь с ним, будете ли вы оформлять происшествие. Если сочтёте нужным, вызовите ГИБДД.

Если хозяев не наблюдается, а также когда не получается договориться со второй стороной, надо вызвать ДПС, для фиксации аварии. Ведь обладатель домашнего питомца может объявиться и позже.

Если хозяина животного нет, стоит дождаться приезда сотрудников ДПС. Если животному необходима срочная помощь, можно отвезти его в клинику, а затем вернуться. Все эти сложности необходимы для предотвращения ситуации с обвинением в покидании вас места аварии.

Впрочем, везде необходима разумность, не стоит из-за каждого сбитого кота вызывать гаишников, просто помните, что вас могут признать скрывшимся с места аварии и лишить прав.

Шаг второй – спасаем животное (по необходимости)

Если животное серьёзно ранено, стоит позаботиться о доставке его в ветклинику. А в крупных городах обычно есть возможность вызвать ветеринара прямо к месту аварии. Самостоятельно помощь при отсутствии специальных знаний оказывать не стоит Будьте осторожны! В шоковом состоянии животное может вести себя агрессивно даже по отношению к владельцу.

В общем, смотрите по обстоятельствам и как вам подскажет совесть.

Шаг третий – решаем вопрос с компенсацией ущерба

Обсуждать этот вопрос необходимо с самого начала. Как правило, вопрос о возмещении решается на месте, не забудьте составить . Если же аварию оформляли официально, пострадавшей стороне необходимо обращаться к страховщику причинителя вреда. Если автовладелец не нарушал правил движения, он вправе требовать с владельца животного возмещение за повреждения авто.

Если договориться о размере и порядке возмещения не получилось, возможно обращение в гражданский суд, по желанию, с предварительной досудебной претензией.

  • оформляйте любую аварию , даже самую мелкую;
  • позаботьтесь о хорошем адвокате , он пригодится независимо от того, по какую вы сторону баррикад, а на исход дела его помощь зачастую имеет большое влияние;
  • старайтесь достигнуть взаимовыгодных договорённостей со вторым участником происшествия.

Подведём итоги

  • нужно дожидаться сотрудников ГИБДД при наличии пострадавших людей на месте происшествия (если это не угрожает здоровью);
  • водитель в любом случае должен возместить пешеходу нанесённый вред ;
  • страховая компания водителя выплачивает компенсацию за вред здоровью, не превышающую полмиллиона рублей, если авто застраховано по ОСАГО;
  • сверх суммы по ОСАГО , а также возмещение за понесённый моральный вред можно требовать с виновника .

Заключение

Аварии с пешеходами одни из самых трагичных, так как в большинстве своём сопровождаются серьёзными травмами или даже гибелью людей. Но даже в такой ситуации не надо теряться. Верные действия всех соучастников происшествия, в том числе посторонних наблюдателей, позволяют свести к минимуму отрицательные для каждой из сторон последствия и добиться справедливости.

Если у вас есть дельная информация по теме статьи – буду рад прочитать её в комментариях. В комментариях также можно и нужно задавать вопросы по прочитанному материалу.

Предлагаю вам просмотреть видео, в котором юрист рассказывает о действиях участников ДТП с пешеходом, а также об особенности работы адвокатов:

Ну и чтобы отвлечься от грустных мыслей традиционный видео-бонус: 10 фантазий ставших реальностью . Ховерборд, плащ-невидимка, человек-киборг и не только!

На этом статью заканчиваю. Если считаете, что вашим друзьям и родственникам будет полезно узнать о действиях при ДТП с пешеходом, поделитесь с ними в социальной сети ссылкой на статью. А чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на рассылку. Всем пока!

Еще по теме:

Комментариев к статье: 10

    Елена

    19.09.2017 | 04:04

    Доброй ночи

    Вчера моего ребенка сбила машина в 16.00, сотрясение мозга и ушиб спины, вред средней тяжести, дочка вырвалась и побежала, произошел наезд, уточните мои действия дальше?

    владимир

    03.10.2017 | 20:37

    в 16.01.2017 шел за сигаретами меня сбила машина на обочине свидетель говорит 2 ботинка остались а я аж за обочину улетел. как я потом узнал он работает в гаи. следствие написали у меня 2 недоказанных перелома 3 месяца спустя хочу на работу претензий не имею. А ПО ФАКТУ у меня тяжелая сочетанная травма головы, грудной клетки, таза. ушиб головного мозга тяжелой степени. вдавленный оскольчатый перелом наружной пластинки лобной пазухи. многооскольчатый перелом левой лонной, седалищных костей. перелом масс крестца с обоих сторон, разрыв правого крестцового сочленения. перелом поперечных отростков. перелом руки. три месяца он мне помогал как дело закрыли 3 месяца перестал. сейчас на больничном уже 9 месяц на делают инвалидность. нанял на последнии деньги на адвоката только следствие молчит все сфабриковонно а самое смешное гаишник говорит ехал на 40км а по типа тормазному пути не менее 50км. что это за бред гаишник работает дальше. а я живу на 5т рублей уже 9 месяц на больничный это как нормально? я жалею что не помер все так ужасно.следствие молчит наверное опять фабрикуют либо тянут время куда жалобу писать на прокуратуру что мне делать подскажите.

    1. Игорь (помощник Ильи)

      07.10.2017 | 07:01

      Здравствуйте, уважаемый Владимир.

      Искренне сочувствую вашим проблемам.

      К сожалению, по изложенной вами информации мало что можно понять однозначно, кроме того, что дело серьезное. Обстоятельства и все аспекты подобных происшествий нужно описывать подробно.

      Но давайте попробуем разобраться с тем, что имеем.

      «меня сбила машина на обочине»

      Вы должны указать:

      На обочине какой дороги? Общего пользования или дороги «под кирпичом» (ограничение скорости).

      Как далеко вы находились от самой обочины? Не создавали ли вы помех движению, особенно внезапных?

      Что за маневр производился водителем, что он вас сбил на обочине?

      Условия видимости и езды – ночь, гололед, туман, метель и т. п.

      «свидетель говорит 2 ботинка остались а я аж за обочину улетел.»

      Это говорит о высокой инерции столкновения. Часто такое (когда обувь остается или отлетает) заканчивается летально.

      «как я потом узнал он работает в гаи.»

      Это очень плохо т. к. уровень коррумпированности и круговой поруки в данном ведомстве традиционно высок. При обнаружении подобного факта пострадавший (или его доверенные лица) должен приложить особо тщательные усилия к фиксации обстоятельств происшествия, его последствий и контролю дела.

      «следствие написали у меня 2 недоказанных перелома 3 месяца спустя хочу на работу претензий не имею.» Тут я не совсем понял – «хочу на работу претензий не имею». Вероятно, это «хожу на работу и претензий к виновнику не имею».

      Написать в деле могут что угодно, особенно в данном случае, если имеется предвзятость расследования.

      Важно то, что вы сообщили следователю при первичном опросе и что он записал по факту – вы должны были подписать ваши показания, а перед этим прочитать их и убедиться в верности изложенного.

      Также важно то, что фигурирует в первичных документах по происшествию, составленных вызванным экипажем ДПС, а также то, что зафиксировано работниками скорой помощи, первичном обследовании в приемном покое и первом полноценном обследовании.

      Как я понимаю, ситуация развивалась примерно так:

      Виновник наладил с вами хорошие отношения и помогал с лечением;

      Отговорил вас от медицинского освидетельствования и уверил в честности со своей стороны в решении проблемы без привлечения судебных органов;

      Одновременно тянул время, по мере возможности опуская концы в воду. При должностных связях подобные возможности существенны.

      В результате на определенном этапе виновник просто перестал вам помогать, решив, что полученных возмещений по ОСАГО и от него лично достаточно для искупления его вины.

      «сейчас на больничном уже 9 месяц на делают инвалидность»

      Инвалидность просто так не дадут – при неочевидных симптомах там долго бороться нужно.

      «нанял на последнии деньги на адвоката»

      Это правильное решение, но юрист должен быть профильным – разбираться в делах по ДТП.

      В первую очередь вам нужно очертить проблему – чего вы намерены добиться?

      К уголовной ответственности водителя не привлекут, особенно если в ДТП не было его прямой вины.

      Но даже с невиновного водителя можно стребовать материальную компенсацию за вред здоровью.

      Для этого нужно:

      1) Четкое документальное определение травм, нанесенных автомобилем, а также четко зафиксированные их последствия – это все нужно требовать у врачей: документы по случаю со скорой помощи, история болезни, результаты исследований, результаты медэкспертизы, повторной медэкспертизы (ее сейчас вам нужно проходить) и др. возможные документы (например, финансовые – по оплате лечения и т. д.). Врачи должны определить степень вашей пригодности к труду (профессиональному и общему), даже вне претензий на инвалидность – указать какие из травм имеют неустранимые последствия и в какой степени они влияют на трудоспособность. То есть нужно создать подробнейший анализ вашего состояния в его привязке к трудоспособности. При этом учитывается потеря профессиональной трудоспособности.

      2) Нужны материалы по делу о ДТП. Их копии вы или ваш представитель имеете право затребовать по соответствующему официальному запросу. Если материалы дела будут иметь следы сфабрикованности, то нужно привлечь свидетелей (у вас они есть, как я понял) – снять с них повторные показания. Обратиться в вышестоящую инстанцию МВД (можно в прокуратуру) с жалобой на подозрение работников ГИБДД в уничтожении или подтасовке фактов, а также в искажении материалов дела. По результатам проверки, дело может быть пересмотрено, а виновные лица наказаны.

      3) В любом случае вам нужно давать официальный ход делу. Это хлопотно, но другого пути нет. Можно начать с досудебного урегулирования – составьте с вашим нанятым юристом грамотную досудебную претензию к виновнику, если желаете получить от него единовременное материальное возмещение в какой-то сумме. Может быть он положительно на нее отреагирует, хотя это маловероятно.

      В вашем случае скорее всего не избежать судебных разбирательств. Для суда нужны будут все собранные вами документы – в значительной степени они будут влиять на решение.

      Суд может обязать ответчика выплатить вам единовременную сумму компенсации за причиненные телесные повреждения, утрату трудоспособности, моральный вред, понесенные связанные с лечением расходы, сопутствующие расходы на судебный процесс и подготовку к нему (услуги юриста и даже такси сюда входят).

      Также суд, смотря по медицинским заключениям, и вашему ходатайстве в иске, может присудить для ответчика ежемесячные выплаты в вашу пользу до момента улучшения вашего здоровья.

      Единственное, что нельзя делать – опускать руки. Люди своим упорством добивались возмещений даже по несуществующему ущербу. Если вы будете встречать сопротивление со стороны коррупции, то можно попробовать привлечь прессу, местный депутатский состав, общественные правозащитные организации.

      Также, ввиду тяжелого материального положения, вам желательно обратиться в службу соцпомощи – ведь у вас уважительная причина. У государства есть программы, по которым оказывается материальная, патронажная и юридическая помощь попавшим в сложную ситуацию гражданам (и даже негражданам). Не стесняйтесь этого ведь вы гражданин своей страны и имеете полное право на подобную временную поддержку.

    Клава

    10.10.2017 | 17:51

    Здравствуйте. Моя племянница попала в ДТП. Сейчас лежит в больнице и не может даже сидеть. Живёт очень далеко. Кто должен подавать документы в страховую виновника в течении 5 дней, если потерпевшая в лежачем положении? Можно ли подать документы с прилагаемыми чеками расходов на лечение после суда и выздоровления?

    Наталья

    13.04.2019 | 20:20

    Спасибо за статью. Мой муж — работающий пенсионер. 14 февраля по пути на работу через дворы он пострадал от столкновения двух легковых авто. Был гололед, машины двигались перпендикулярно и на перекрестье направления движения столкнулись. Один из автомобилей отлетел на тропинку, где муж пережидал их проезда. Место — тупиковая дорога внутри городской застройки, не оборудованная ни разметкой, ни светофорами. Месяц муж был на б/л по поводу внутричерепной травмы -0 — сотрясения головного мозга и ушиба грудной клетки. Два месяца были сильные боли, но переломов не обнаружили. Через три недели его на дому посетила дознаватель из ГИБДД. Сняла показания. Схему ДТП муж увидел впервые, тк. после столкновения лежал без сознания. Муж указал, что место его нахождения отмечено неверно, дознаватель это зафиксировала. Сказала, что нужно ждать мед. экспертизы. тогда будет ясно, куда нам обращаться. Прошло уже два месяца со времени ДТП, но муж не извещён ни о признании его потерпевшим, ни о результатах экспертизы. По схеме, которую он не подписывал, тк был без сознания, получается, что он находился прямо на импровизированном перёкрёстке внутридворовой территории. Что нам делать дальше? Мы оба пенсионеры. Молодые водители парень и девушка посетили мужа в больнице и принесли упавшие в сугроб очки. Больше никакой помощи с их стороны не было.

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный "универсал" в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие "квази-вседорожники" сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа "Смарт" и заканчивая такими гигантами, как "Форд Ф-150" или "Тойота-Тундра", он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя - это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт - произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы - бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило - если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет отсутствует дыхание или пульс - нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый - 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная "зебра"

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать - вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека - вина водителя, нарушение пункта 14.1.

В обход

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы - это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред - это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред - это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.


"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.


На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.


При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет. При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.
Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:
  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».
Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.
В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Особо отметим, что если транспортному средству был причинен вред, этот вред будет возмещать именно пешеход, виновный в ДТП. Это предусматривается ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Гражданский Кодекс, статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судебная практика целиком и полностью на стороне водителя в этом вопросе, вот обзорный материал по решению Верховного суда РФ, которое является прецедентом для судов низших инстанций .

Подведем итог: ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в неположенном месте, не сулит водителю автомобиля ничего хорошего, несмотря на то, что виновен в ДТП целиком и полностью пешеход. Согласно Гражданскому Кодексу водитель средства повышенной опасности возмещает любой вред, причиненный при вождении.

Дорожно-транспортное происшествие может касаться не только автолюбителей и машин, но и еще одних представителей дорожного движения — пешеходов. В юридической литературе это событие именуется наездом. Т.к. статистика подобных происшествий в нашей стране одна из худших в мире, мы решили рассказать о том, какая предусмотрена ответственность за сбитого пешехода в соответствии с современным законодательством. И немного забегая в перед отметим, что размер и вид ответственности напрямую зависит от того, имело ли место несоблюдение правил дорожного движения либо нет. Разберем возможные случаи в отдельности и выясним, что делать водителю, если он сбил пешехода и какое наказание положено в различных случаях (на пешеходном переходе, вне его, а также со смертельным итогом).

ДТП произошло не на пешеходном переходе

В тексте правил дорожного движения наиболее четко сказано, что пешеходы, как представители дорожного движения обязаны пересекать проезжую часть только в положенных местах, одним из которых является пешеходный переход. Нарушение данного правила грозит штрафом в сумме 500 рублей. В тех ситуациях, если водитель сбил пешехода в неположенном месте ответственность в любом ее проявлении наступает не всегда. К примеру, автомашина двигается со скоростью 30 км/час и в не пешеходного перехода наезжает на человека.

И без вины виноват

Получается, что водитель скоростной режим не превышал, а стал участником ДТП из-за виновных действий пешехода. При таком раскладе, автолюбитель освобождается от ответственности, хотя в силу статьи 1079 ГК РФ , суд может обязать водителя компенсировать пешеходу вред здоровью и моральный вред. Обычно, данные расходы покрывает полис ОСАГО. Получается, водитель может и без вины стать виноватым.

Ответственность за наезд на пешехода

Т.е. если автолюбитель сбил пешехода вне пешеходного перехода, ответственность в гражданско-правовом виде по решению суда может все же наступить. Плюсом в данном примере является то, что автолюбитель может взыскать с пешехода средства на починку автомобиля. Такие иски хоть и редко, но все же судами удовлетворяются. Значит если вы сбили пешехода вне пешеходного перехода, ответственность на текущий момент времени, а именно в 2016 году исключается, но возместить вред здоровью все же придется.

ДТП произошло на пешеходном переходе

В подобных случаях автолюбитель априори считается виновным. Получается, что если владелец авто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность, в таких показателях, как суровость и размер, напрямую зависит от степени тяжести причиненного гражданину вреда здоровью. К слову, ответственность за сбитого пешехода может иметь как административный так же и уголовный характер (про наступление гражданско-правовой ответственности при любом раскладе, также не следует забывать).

Легкие повреждения здоровью

Если гражданин отделался легким повреждением здоровью, то ответственность водителя, сбившего пешехода будет выражена в административном штрафе (2500-5000 тыс. рублей), или, как вариант, лишение права водить машину на срок 1-1,5 года. Применение обоих видов наказания одновременно недопустимо.

Средняя тяжесть здоровью

В тех случаях, когда будет установлена средняя степень вреда здоровью, и наказание соответственно будет суровее. Теперь водителю придется заплатить штраф в сумме 10 000-20 000, или же не садится за баранку в течение 1,5-2 года. Т.е. если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность в 2016 году осталась без изменений.

В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность

В продолжении вышеописанных примеров, следует отдельно рассмотреть и случаи, когда наступает уголовная ответственность, если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе. Если же мы говорим о тяжких повреждениях, то уголовная ответственность за сбитого пешехода может быть выражена в одном из следующих видов:

В отдельных случаях, к основному виду санкций может быть добавлено и лишение прав на срок до 3 лет.
Если в рамках этого же примера рассматривать происшествие с летальным итогом, то наказание за таковое будет выражено в следующем виде:

  • до 4 лет принудительных работ
  • до 7 лет (общий режим) лишение свободы
  • права конфискуются в обязательном порядке

Наиболее часто, если водитель сбил пешехода насмерть, ответственность выражается не в принудительных работах, а именно в реальном наказании в форме лишения свободы.

Ответственность за сбитого насмерть пешехода вне пешеходного перехода

Если автолюбитель сбил пешехода вне пешеходного перехода насмерть, ответственность в любой своей форме не допускается (за исключением гражданско-правовой), если не был уставлен факт несоблюдения правил дорожного движения. К примеру, допустимый предел скорости на конкретном участке составляет 60 км/час. Автолюбитель не нарушал данного правила и двигался с разрешенной скоростью.

Получается, что ДТП случилось по вине опять же пешехода, который пересекал (перебегал) дорогу в ненадлежащем месте. Но ведь речь идет о летальном исходе, поэтому «разбор полетов» может занять довольно продолжительное время. Когда не было нарушения, не будет и ответственности. И напротив, если имело место хоть малейшее нарушение, то ответственность наступит в своей самой суровой форме.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.


Top