Самоорганизация населения в соседство. Содействие самоорганизации граждан по месту их жительства На какой территории осуществляется территориальное общественное самоуправление

Самоорганизация жителей - это способ практического и повседневного участия жителей в местной жизни, возможность их участия в решении местных проблем, соответственно и участия в местном самоуправлении. Причем это участие наиболее продуктивно, если оно реализуется через разнообразные общественные структуры, которые формируют ткань современного гражданского общества, создают соседское сообщество.

Процесс самоорганизации населения и создание соседского сообщества в какой-то мере является независим от наличия каких-либо структур, так как для него не нужно никаких особых разрешений, помещений и особых средств для того, чтобы самостоятельно организовать и устроить праздник для детей в подъезде или на сельской улице, чтобы создать свою прогулочную группу или свою пожарную дружину, свой мини-стадион .

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения . Здесь в законе впервые возникает термин «самоорганизация граждан», которая определяет практическое и повседневное участие граждан в местном самоуправлении.

Однако, там, где возникает организация, «озвучивающая» интересы жителей, помогающая им без громких скандалов быть услышанными, там соседское сообщество из некоторого «эмоционального», в чем-то эфемерного образования, может превратиться во вполне измеряемую, осязаемую и развивающуюся организацию. Сегодня нам это вполне позволяет участие в Территориальном общественном самоуправлении (ТОС).

ТОСы (домкомы, комитеты (советов) самоуправления микрорайонов, Советы микрорайонов, уличные комитеты, Советов общественности сел - это те самые локальные организации жителей, которые способны определять общие для всех жителей интересы, выражать эти интересы, а также способны защищать и добиваться реализации этих интересов. В этом связи их создание (во многих случаях воссоздание и реанимация) является одной из важнейших задач гражданского общества. Данные организации формируют «кирпичики», из которых строится система территориального общественного самоуправления в муниципалитетах России. Необходимо отметить, что некоторые соседские сообщества могут оформляться в ТОСы, но при этом на практике никакого «соседского духа» и «соседского сообщества» там не встретишь и, наоборот, не все действительно «живые» соседские сообщества стремятся «оформить» себя в ТОС. Неотъемлемой частью активной гражданской позиции, зрелого гражданского самосознания, а в настоящее время просто необходимым условием «выживания» как в городской, так и в сельской среде является «участие» в локальной жизни, жизни соседского сообщества. Современные условия на практике уже не оставляют места для существования пассивного, «потребительского» поведения, иждивенческой идеологии, которая является обратной стороной патернализма государства, к которому люди привыкли за многие годы существования Советской власти. И патернализм государства, и иждивенчество граждан становятся важным тормозом для становления гражданского общества, мешают формированию комфортной жилой среды и устойчивого соседского сообщества .

В нашей стране до сих пор сохраняются очень сильные патерналистские тенденции, как в деятельности власти, так и в восприятии власти жителями. Именно власть, с точки зрения жителей «должна» и площадку детскую организовать, и в подъезде чистоту навести, и воду горячую обеспечить. В известной степени, это правильно, потому что на самом деле, жители, перепоручили управление городами, микрорайонами и домами - другим людям - депутатам - представительной власти (принимать законы, регулирующие «правила игры» в городах) и исполнительной власти (управлять общим - муниципальным - имуществом, организовать жизнеобеспечение жителей).

Однако даже самая умная и богатая власть имеет пределы своих возможностей. Муниципальная власть в современной России (власть молодая, неопытная и небогатая, как и все российское местное самоуправление), действующая в условиях реформирования всей властной системы и, одновременно, реформе жилищно-коммунального хозяйства, не может дойти до каждого двора и подъезда. Уже в силу этого такое большое значение имеет самоорганизация жителей, создание организаций территориального общественного самоуправления и их участие в решение местных проблем .

Взаимодействие жителей с местной властью является сейчас одним из основных условий развития местного самоуправления .

Принятие нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является свидетельством осознания законодателями назревших изменений во взаимоотношениях государственных органов управления с местным самоуправлением. В обществе назревает понимание необходимости более активного вовлечения граждан в процесс принятия решений местными сообществами и разрешения насущных проблем населения, однако процесс этот идет медленно, болезненно и чрезвычайно неравномерно в разных регионах Российской Федерации.

В принятом Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление обозначается как «форма осуществления народом своей власти», как «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения».

В главе 5 - «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» говорится, каким, собственно, образом население может принять участие в местном самоуправлении. Речь идет об участии жителей в местном референдуме и муниципальных выборах, в сходе, собрании или конференции граждан, в публичных слушаниях и опросах. Жители могут выступить с правотворческой инициативой, обратиться в органы МСУ, принять участие в территориальном общественном самоуправлении .

Не ставя под сомнение значимость всех названных в законе форм осуществления населением местного самоуправления, обратим особое внимание на территориальное общественное самоуправление - ТОС .

В России уже много лет продолжается дискуссия по вопросу сути территориального общественного самоуправления: что это - «орган власти» или же «общественная организация»? С одной стороны, за этим стоит распространенное представление о том, что «все избранные органы - органы власти», кроме того, это связано с тем, что «самоорганизация граждан» слишком близко стоит к «самостоятельности» и «самодеятельности» и даже «самоуправству», что, как правило, пугает власть.

На практике самоорганизация жителей как одна из форм реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие граждан в местной жизни .

Развитие территориального общественного самоуправления важно и перспективно. Граждане, ощущающие себя хозяевами своей территории, а участие в работе органов территориального общественного самоуправления предполагает появление такого чувства, занимают активную гражданскую позицию, охотнее берут на себя ответственность за судьбу своего города, района, микрорайона, сельского поселка или деревни .

Под частью территории муниципального образования закон понимает территории поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории. Закон также устанавливает, что территориальное общественное самоуправление (в дальнейшем ТОС) может осуществляться непосредственно населением (например, на собраниях и сходах жителей) или через создаваемые им органы ТОС. Даны ответы на вопрос, «Зачем локальные организации нужны жителям?»:

Значительно улучшается среда обитания;

Начинает возникать гражданская гордость, вместо зависимости;

Жители находят новые для себя сферы деятельности;

Жители «примеряют» к себе (на себя) новые гражданские роли;

Снижается беззащитность и зависимость жителей от власти;

Улучшаются навыки сотрудничества и кооперации;

Увеличивается чувство ответственности и солидарности;

Начинается поиск консенсуса в конфликтных ситуациях .

Определены и преимущества, которые получают органы местного самоуправления, когда они вовлекают граждан в свою работу, давая им полномочия :

Граждане, получившие возможность и полномочия участвовать в деятельности органов местного самоуправления, как правило, более активно и полно участвуют в процессе самоуправления;

Граждане лучше понимают сложность проблем, с которыми органы местного самоуправления сталкиваются в своей деятельности, а, следовательно, терпимее относятся к тому, сколько времени и ресурсов требует решение сложных проблем;

Коллективный разум и опыт новых участников процессов принятия решений и разрешения проблем бесценен при рассмотрении вопросов, затрагивающих все население;

Граждане, вовлеченные в определение приоритетов для органов местного самоуправления и населения, с большей вероятностью поддержат решения, связанные с необходимостью выделения дополнительных ресурсов;

Участие общественности является благодатной почвой для роста новых лидеров общественности (что особенно важно для развития демократии);

Вклад граждан в деятельность местного самоуправления является реальным ресурсом, к которому органы местного самоуправления могут обратиться.

Закон «Об основах местного самоуправления» также выделяет различные уровни осуществления территориального общественного самоуправления: подъезд многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории поселения. Это значит, что в своем подъезде вы можете создать такую организацию, как «Совет подъезда», в своем доме - «домком», а в микрорайоне - Совет микрорайона, Совет (Комитет) Территориального общественного самоуправления.

Кроме того, можно создавать и быть членами самых разных других общественных организаций и объединений по интересам, включая Совет ветеранов, женсовет или отряд скаутов (пионеров), которые могут действовать только на территории данного микрорайона, а могут быть и общероссийскими, и даже международными.

Нет никакой необходимости регистрировать «Юрлицо» такой общественной организации, пока все работают «на общественных началах» и не ждут спонсорской помощи на свой счет в банке

В наше время очень нужны такие локальные организации, которые способны определять общие для всех жителей интересы, выражать эти интересы, а также способны защищать и добиваться реализации этих интересов.

Однако, большинство людей не верит, что их голос для кого-то важен, удивляемся тому, что они сами могут создать свою организацию даже в своем доме или в городе, не верят, что создание организации, может что-то изменить.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких основных формах .

1) Совет Подъезда - естественный и совершенно необходимый уровень самоорганизации жителей. Такую точку зрения разделяют многие практики в разных городах России. Хороший опыт накоплен в Чистополе и Малоярославце, Арзамасе и Хабаровске, Пензе и Биробиджане, где объединение жителей на уровне подъезда органично связано с взаимопомощью и взаимодействием соседей. Интересы такой организации, как Совет подъезда, сосредоточены на вопросах социального климата и добрососедских отношений более, чем на вопросах содержания жилищного фонда или же его управления. Подъезд - это большая «вертикальная деревня», где люди должны знать друг друга, хотя бы для того, чтобы было не страшно войти в лифт. Совет подъезда может стать первой ступенькой участия жителей в решении вопросов, непосредственно их касающихся. Конечно, в первую очередь, речь идет о том, как собственно выглядит подъезд, насколько он чист, освещен, безопасен для всех жителей. Совет подъезда является важнейшей организацией, представляющей совместные интересы жителей, защищающей эти интересы. Совет подъезда может стать и своего рода «информатором» для жителей, передавая информацию своевременно, простым языком и крупными буквами. Участие в работе Совета подъезда дает уроки добрососедства и толерантности, столь нужные сегодня в нашем чрезвычайно ярком сообществе.

Работа на уровне Совета подъезда заставляет общаться с различными эксплуатирующими и коммунальными службами. Это общение позволяет лучше разобраться «кто за что отвечает», а также где и как можно повлиять на принятие решений хотя бы относительно данной непосредственной жилой среды. Совет подъезда многоквартирного дома - естественный и необходимый уровень самоорганизации жителей. Совет подъезда - как любое общественное формирование - должено действовать по определенным правилам. Лучше всего, если эти правила разработают сами жители, обсудят их с соседями, а потом примут на общем собрании жителей подъезда.

2)На уровне Дом - Домком самоорганизация жителей не претендует на серьезные дополнительные ресурсы и, как правило, встречает поддержку представителей местной власти. Однако, на уровне подъезда трудно решать вопросы целого здания: ремонт крыши или включения в план благоустройства. То же самое касается и проблем придомовой территории: вопросы парковки, размещения детской площадки, озеленения. В решении данной проблемы необходима помощь, поддержка и солидарность жителей других подъездов. В таких случаях и необходим «Домком» .

Организация уровня домкома уже претендует на активное участие жителей в широком спектре вопросов не только социального климата, но и контроля за содержанием дома, обеспечением жителей различными жилищными и коммунальными услугами, организацией дворового пространства.

Сегодняшние домкомы являются одними из важнейших «кирпичиков» системы территориального общественного самоуправления. Создание Домкома нельзя, да и просто неэффективно, сводить к избранию «старшего по дому». Это обязательно должна быть команда, представляющая интересы жителей дома.

Домком - Домовый комитет большого многоквартирного дома - как общественная структура, обычно состоит из представителей Советов подъездов (старших по подъездам).

В первую очередь домком призван объединить ресурсы, опыт жителей разных подъездов, их навыки и умения, которые могут быть полезны всему соседскому сообществу, которым тоже являются жители дома.

Для укрепления добрососедских отношений очень полезно проводить свои «домашние обследования», например, выявить соседские таланты с помощью предлагаемой анкеты.

Во многих муниципальных образованиях разработаны и приняты «Положения о домкомах», в которых предусмотрена передача этим органам территориального общественного самоуправления различных функций, связанных с контролем за выполнением различных задач по эксплуатации жилого фонда.

Члены домкомов могут стать важнейшими мостиками между жителям и эксплуатирующими дом службами. Однако, вряд ли нужно забывать, что домком - это общественная организация жителей и именно перед жителями отчитываются домкомы, именно интересы жителей они представляют и защищают.

Несмотря на то, что во многих городах и сегодня домкомы создаются по инициативе «домовладельцев» (муниципалитетов) и эксплуатирующих дом структур - (РЭУ, ЖЭУ и т.д.), сами «домовладельцы» не готовы видеть в домкомах представителей жителей и не готовы сотрудничать и обсуждать с домкомами различные планы.

В данном случае необходимо:

- «завоевывать признание», как жителей, так и РЭУ, и местной власти; - продумать что тревожит жителей во дворе и в доме;

Определить, что жители, могут сделать сами, а в чем им необходима помощь жилищных служб или местной власти.

Совместные, партнерские проекты гораздо быстрее находят понимание и поддержку (в том числе и финансовую), нежели протест или необоснованное требование.

С другой стороны, грамотный домком может и должен выступать просветителем, который призван показать жителям не только их права, но и обязанности, а также и те ограничения, которые существуют у местной власти: не все от нее зависит - например, отнюдь не местная власть определяет тарифы на электричество. Для любых организаций, действующих в соседских сообществах, важным направлением их деятельности является объединение жителей в микрорайоне и вовлечение их в совместную работу ради создания безопасного и комфортного социального микроклимата, в котором главными характеристиками является взаимопомощь и взаимное уважение интересов.

3) Совет микрорайона.

Микрорайон - как правило - это основная территория, которая считается своей, развитием которой интересуются больше всего. Эта территория, на которой существует «соседское сообщество» .

Соседское сообщество - не означает «организация». Это:

Знакомые лица на улице и в магазине, во дворе и доме;

Жители, заинтересованные в чистоте и уюте, в безопасности и, следовательно, спокойствии за детей, разделяющие гордость за «свой двор» или «свой микрорайон», желающие возвращаться сюда и приглашать гостей, желание сохранить, приумножить и приукрасить;

Доверие своему врачу и своему депутату, продавцу и участковому. Тысяча ниточек, которые связывают жителя именно с этой территорией и именно с этими соседями.

Закон о МСУ позволяет создавать на уровне микрорайона орган территориального общественного самоуправления. В разных уголках России такие соседские организации называются Комитетами (Советами) ТОС, Советами Микрорайона или уличными комитетами.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления .

Этот уровень самоорганизации является наиболее «интересным» для местного самоуправления, наиболее перспективным для социального партнерства, поскольку организациям территориального общественного самоуправления по силам действительно брать на себя решение ряда муниципальных задач.

Все эти организации жителей могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан . Вся эта хозяйственная деятельность осуществляется «как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета» .

Также это важно и потому что именно Устав муниципального образования определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета .

Одна из самых серьезных проблем развития соседских организаций, как основного поля участия жителей в местном самоуправлении - это создание партнерских взаимоотношений, уважительного отношения партнеров друг к другу и обмен информацией.

Созданные людьми организации ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов .

Одна из самых сложных задач организации ТОС - это сделать так, чтобы были учтены и согласованы интересы разных организаций, действующих на территории микрорайона. Совет микрорайона с этой позиции выступает как организация поиска компромисса, и в его состав должны входить представители домкомов и председатели кооперативов, самых разных других общественных организаций - и Совета ветеранов, и общества многодетных матерей. Также очень хорошо, когда в состав Совета микрорайона входят и представители различных предприятий и организаций, расположенных на территории (как это, к примеру, было сделано при формировании Совета Микрорайона «Мельничная площадь» в Чистополе, где он выступает как. своеобразный штаб по координации общественной работы на территории) .

Совет микрорайона может быть действенной коалицией организаций, расположенных на территории, и его главная задача - объединить, скоординировать и направить усилия и ресурсы этих организаций на благо развития территории и населяющих ее жителей.

Орган ТОС должен иметь свой устав территориального общественного самоуправления, в котором устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут . Работа над уставом вашего Совета Микрорайона очень поможет вам при обсуждении Устава вашего муниципалитета, да и других документов, которые определяют наши с вами права и обязанности, как жителей этого микрорайона, этого муниципалитета.

4) Товарищества собственников жилья .

Одной из наиболее эффективных форм самоорганизации граждан по месту жительства является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) в многоквартирных домах на основе кондоминиумов. Кондоминиум представляет собой собственно жилое здание и прочую недвижимость плюс земельный участок, на котором все это расположено. Организация товарищества собственников, совместно управляющих своим кондоминиумом, всемерно поддерживается властями всех уровней и быстро дает свои положительные результаты в виде чистых и ухоженных дворов, домов и подъездов .

Создание жилищных товариществ регламентируется Жилищным кодексом, принятым в 2004 году , а также Гражданским кодексом РФ . Существует масса методических рекомендаций по созданию ТСЖ, в которых можно найти примерный устав, проект учредительного договора, рекомендации по проведению организационных собраний, ведению дел ТСЖ. Хороший совет для активистов жилищных партнерств - изучить устав своего муниципального образования и его нормативные акты, регламентирующие нормы и правила содержания муниципального имущества. Это будет очень полезно, так как деятельность товариществ непосредственно построена на взаимодействии с муниципалитетом - участие в управлении и использовании нежилых помещений и земли, распоряжение средствами, вносимыми в оплату услуг по содержанию жилья, подбор исполнителей жилищно-коммунальных услуг, получение субсидий и дотаций, оплата налогов.

Практика показывает, что буквально на следующий день после того, как собственники жилья примут решение о создании товарищества, начинаются работы по установке счетчиков холодной воды и тепла, подготовка к установке собственных тепловых узлов, в подъездах закрываются и утепляются двери, стеклятся окна, устанавливаются батареи.

Многие муниципалитеты стимулируют создание ТСЖ, как эффективное средство экономии городских средств, выделяемых на реформирование жилищно-коммунальной сферы. Для этого, например, в структуре Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города может быть создан методический центр, который оказывает помощь жильцам, выразившим желание объединиться в товарищества в подготовке и проведении общих собраний, разработке устава, заключении договоров с муниципальными службами.

Несмотря на то, что у кондоминиумов еще множество проблем, за ними будущее. Недаром в развитых странах кондоминиумы занимают главное место в жилищном секторе .Не все, однако, даже при большом желании, можно подать в «розовом свете». Нужно отметить некоторые серьезные проблемы, которые существуют в сфере самоорганизации в целом, и развития ТОС.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает готовность общества к изменениям, путем вовлечения местных жителей в процесс управления. Закон определяет различные формы самоорганизации населения, все они объединены общей целью - объединение граждан, развитие самостоятельности мышления, формирование навыков к самоорганизации и оформление своих сообществ.

Особое место занимает такая форма самоорганизации, как территориальное общественной самоуправление, которое отличается многообразием уровней, форм, методов и целей создания. ТОСы образуют новые гражданские роли для населения, улучшают взаимопонимание населения и власти, активирую жителей, накапливают многогранный опыт. Но существуют и трудности при создании ТОС: население пассивно, неуверенно в своих силах, принижают свой гражданский статус, не доверяет властям, а они в свою очередь, не доверяют инициативам граждан. Все эти сложности, несомненно, нужно преодолевать, поднимая интерес общества к данной проблеме и стимулировать население, к ее решению.

Основная функция ТОС -- обеспечить решение локальных задач, затрагивающих интересы небольшой группы людей (жителей микрорайона, улицы, дома). Деятельность организаций ТОС восполняет пробелы в организации жизнедеятельности населенного места, помогает органам муниципальной власти благоустроить местную жизнь.

Взаимодействие организаций жителей по поводу городской среды с властью муниципальной, является важнейшим полем социального партнерства на муниципальном уровне.

Однако путь к социальному партнерству непрост и долог. Здесь можно встретить :

1) отсутствие взаимодействия: власти и группы жителей действуют совершенно независимо друг от друга;

2) взаимоотношения признания или взаимного признания;

3) потребительское взаимоотношение, когда группы требуют от власти каких-либо определенных действий;

4) конфронтация - существование конфликта, как широко распространенная форма взаимоотношений;

5) влияние в формальной или неформальной форме;

6) партнерство или кооперация на временной или постоянной базе;

7) взаимоотношения в рамках «субконтракта», когда власть передает какие-либо задания или полномочия организациям жителей;

8) взаимоотношения активной поддержки со стороны властей, в основном в виде финансовой поддержки.

Новый Закон РФ «Об основах МСУ» дает серьезный импульс развитию самоорганизации жителей для осуществления территориального общественного самоуправления. Приравнивая органы ТОС к НКО и давая возможность самоорганизации жителей от подъезда многоквартирного дома до большого микрорайона, наделяя органы ТОС правом содержания жилищного фонда, Закон стимулирует и жилищную реформу. Согласно Закону, соседские сообщества становятся партнером местной власти вплоть до хозяйственной деятельности на средства местного бюджета.

У ТОСов есть право и возможность :

Влиять на структуру органов МСУ

Влиять на работу ЖЭКов и ДЭЗов,

Способствовать введению рыночных отношений в сферу ЖКХ и сферу обслуживания,

Стимулировать возможность конкурентного выбора поставщиков самых разных услуг, как коммунальных, так и социальных.

Сегодня организации ТОС не противопоставляют себя МСУ - они являются важнейшим инструментом осуществления жителями своего права на местное самоуправление.

УДК 332.87

САМООРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАН И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДЕ

SELF-ORGANIZATION OF CITIZENS AND TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN THE CITY

Э.В. Фомин E.V. Fomin

Омский государственный университет путей сообщения

Проводится исследование возможности самоорганизации граждан на территориях городского поселения, а именно на территории группы жилых домов, жилого микрорайона, путем организации территориального общественного самоуправления.

In this paper the author explores the possibilities of self-organization of citizens in urban settlements, namely in group homes, residential district, through the organization of territorial public self-government.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, территориальное общественное самоуправление, самоорганизация, системный подход.

Key words: housing and communal services, territorial public self-government, self-organization, system approach.

Целью данной работы является исследование территориального общественного самоуправления (ТОС) на предмет возможности самоорганизации граждан на определённой территории городского поселения. Методологической базой исследования является системный подход, в частности, используется структурно-функциональная модель самоорганизующейся системы. Рассматриваются две формы ТОС - кибернетического и самоорганизующегося типа.

Рассмотрим ТОС с позиций действующего законодательства РФ.

Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения .

Для городского поселения ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон; иные территории проживания граждан .

Вопрос об организации ТОС решается на собрании или конференции граждан, проживающих на данной территории.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационноправовой форме некоммерческой организации .

Финансовое обеспечение ТОС предусматривается как за счет средств граждан, участвующих в ТОС, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета .

В соответствии с действующим законодательством ТОС обладает определёнными полномочиями, в том числе установление структуры органов ТОС, избрание органов ТОС; представление интересов населения; осуществление хозяйственной деятельности; внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов; установление территории, на которой будет осуществляться ТОС.

ТОС может представлять собой самоорганизацию граждан по месту жительства. Законодательство о ТОС дает для этого возможность, а именно: свободное вступление граждан в члены ТОС, возможность на равных правах избирать и быть избранными в органы ТОС, возможность осуществления инициатив по вопросам местного значения.

© Э.В. Фомин, 2012

Законодательство, обеспечивающее возможность самоорганизации граждан, является необходимым условием. Для того чтобы определить условия достаточности для самоорганизации граждан нужно на практике рассмотреть примеры организации ТОС и выявить их соответствие и отклонение от модели самоорганизации.

Территориальное общественное самоуправление кибернетического типа.

Под социальной системой кибернетического типа понимается система, в которой преобладают вертикальные связи управления, управление идет от органа управления на объект управления, а адаптация осуществляется посредством отрицательной обратной связи.

Исследование ТОС показало, что оно может быть организовано при непосредственном участии местной администрации. Местная администрация может создать целую сеть ТОС, охватывающую город. Такое ТОС определим как ТОС кибернетического типа.

В качестве примера кибернетического ТОС можно привести систему ТОС в Омске. Инициатором создания ТОС была администрация города. Это её организационно-правовая и законодательная разработка, которая была реализована на всей территории Омска. То есть это не была инициатива граждан.

Официальное строительство системы комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) в Омске началось с утверждения Омским городским Советом 5 июня 1996 г. № 187 Положения о территориальном общественном самоуправлении населения в Омске.

В соответствии с Положением от 7 июня 2006 г. № 366 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Омске» территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний граждан или конференций граждан (собраний делегатов), а также посредством создания комитетов ТОС и ревизионных комиссий .

К 2006 г. число КТОС в Омске составило 76 (с тех пор количество КТОС не менялось). КТОС создавались решениями конференций. В настоящее время материалы конференций закрыты для ознакомления, поэтому легитимность конференций и соответственно созданных на их основе КТОС проверить затруднительно.

КТОСы совместно с администрацией Омска учреждали некоммерческие организации «Фонды объединения и развития ТОС» (далее - Фонды) по всем административным округам города (всего 5 Фондов). Фонды были созданы в соответствии со ст. 69 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как некоммерческие организации муниципальных образований.

В итоге была создана система управления территориями проживания граждан через КТОСы и Фонды во всех округах Омска.

В данном исследовании проведён структурно-функциональный анализ системы омского ТОС и построена соответствующая структурно-функциональная модель управления территориями проживания граждан в Омске (рис. 1).

Рис. 1. Кибернетическая структурно-функциональная модель управления территориями проживания граждан Омска через КТОС

Распространение в Омске КТОС (фактически как единственно возможной формы территориального общественного самоуправления) сужает рамки действия ст. 27 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно ограничивает права граждан на свободу выбора формы общественного самоуправле-

ния, ограничивает возможность создания ТОС как юридических лиц.

КТОСы Омска организованы как ТОСы без образования юридического лица, т. е. у них отсутствует собственный расчётный счёт и тем самым они не могут привлекать средства граждан и бюджетные средства для своей деятельности. Таким образом, КТОСы полностью

находятся в финансовой зависимости от местной администрации.

Роль Фондов в омской системе ТОС - это управление комитетами ТОС. Сфера деятельности Фондов поделена в соответствии с административным делением города на округа. Одному Фонду подчиняются КТОСы, территория которых попадает в данный административный округ. Подчинение КТОСов Фондам достигается за счёт нескольких составляющих:

1) председатели и часть сотрудников КТОС получают зарплату как сотрудники Фонда;

2) все договора (с администрацией города и иными организациями), связанные с развитием ТОС, заключают за КТОС Фонды, соответственно бюджетные средства идут через расчётные счёта Фондов.

Не только КТОСы находятся в подчинении у Фондов, но и сами Фонды, в свою очередь, являются подчинёнными организациями администрации города. С точки зрения системного подхода КТОСы и Фонды представляют собой иерархически организованную систему исполнительных механизмов, а органом управления в этой цепочке является администрация Омска.

Ещё одним аргументом в пользу того, что администрация Омска является органом управления, является тот факт, что проверку деятельности КТОСов и Фондов осуществляет Контрольно-счётная палата Омска, которая выполняет функцию отрицательной обратной связи. Основанием для её деятельности в системе КТОС является тот факт, что Фонды и КТОСы существуют на средства городского бюджета.

Таким образом, в случае прекращения бюджетного финансирования, кибернетическая система ТОС в Омске может исчезнуть, так как реальной поддержки и участия населения у КТОСов нет. Кибернетическое территориальное общественное самоуправление на деле является фиктивным. Кибернетического самоуправления, так же как и кибернетической самоорганизации не может существовать по определению. Возможен либо кибернетический тип управления, либо самоуправление.

Созданная в Омске кибернетическая система ТОС представляет собой попытку создания кибернетической системы управления территориями проживания граждан Омска в дополнение к существующей системе управления инфраструктурой городского хозяйства. Преобладание в Омске такого способа управления многоквартирным домом, как управление управляющей организацией также является одним из факторов распространения кибернетической системы ТОС. То есть кибернетическая система ТОС в Омске является частью иерархической цепочки управления.

Территориальное общественное самоуправление самоорганизующегося типа.

Исследование существующих ТОС показало, что они могут быть организованы по инициативе и при непосредственном активном участии граждан. Такие ТОС определим как самоорганизующиеся ТОС. Это способ управления территориями проживания граждан путем самоорганизации граждан.

В качестве примера самоорганизующегося ТОС можно привести «Совет ТОС на Рождественских горках» в Твери .

«Совет ТОС на Рождественских горках» был создан Конференцией жителей Пролетарского района Твери в 1998 г., ещё до принятия Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Твери».

В этот ТОС вошли в основном граждане, проживающие в частных домах. Изучив Устав и другие внутренние нормативные документы, можно сказать, что «Совет ТОС на Рождественских горках» соответствует структурно-функциональной модели самоорганизующейся системы (см. рис. 2).

Деятельность ТОС «Совет ТОС на Рождественских горках» регулируется правилами и нормами надсистемы - федеральным и местным законодательством, в том числе Положением о территориальном общественном самоуправлении в Твери.

Общими внутренними правилами, регулирующими взаимодействие членов ТОС, являются Устав ТОС, а также внутренние нормативные документы, например Положение о координационном совете по стратегическому планированию.

Элементы ТОС - граждане, проживающие на территории ТОС. Объект представляет собой взаимодействие граждан (связи) по поводу управления территорией ТОС.

Функцию оперативной отрицательной обратной связи (регулирование текущей деятельности ТОС) выполняют председатель Совета и штатные сотрудники ТОС.

Функцию стратегической отрицательной обратной связи (адаптация деятельности ТОС к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды) выполняют Совет ТОС и ревизионная комиссия.

Функцию методологической обратной связи (определение перспектив деятельности ТОС, его качественное преобразование) выполняют конференция граждан, а также постоянно действующий орган - Координационный совет по стратегическому планированию территории микрорайона (Совет по стратегии), руководствующейся Положением о Координационном совете по стратегическому планированию.

Общие правила: Элементы: Объект:

устав и внутренние граждане, взаимодеиствие по

положения проживающие на территории ТОС “7 поводу управления территорией ТОС

Оперативная отрицательная обратная связь:

председатель совета ТОС, штатные сотрудники ТОС СоветаТОС

-> Стратегическая отрицательная обратная связь:

Совет ТОС и ревизионная комиссия ТОС ч

Методологическая отрицательная обратная связь:

конференция граждан, Координационный совет

Рис. 2. Структурно-функциональная модель самоорганизующегося ТОС «Совет ТОС на Рождественских горках»

Совет по стратегии является постоянно действующим консультативно-координирую-щим органом, обеспечивающим согласование действий Совета ТОС, бизнеса, органов государственной и муниципальной власти, местного и городского сообществ, всех заинтересованных организаций, участвующих в стратегическом планировании ТОС.

Совет по стратегии усиливает методологическую обратную связь ТОС и делает её постояннодействующей, что способствует развитию ТОС.

Согласно действующему законодательству ТОС может быть без образования юридического лица. Соответственно ТОС «Совет ТОС на Рождественских горках» не является юридическим лицом. В этом случае для самоорганизующегося ТОС (не входящего в систему управления местной администрации) возникает проблема финансирования. ТОС, не являющийся юридическим лицом, может рассчитывать только на поступления в виде добровольных взносов граждан, проживающих на данной территории, и на договор между ТОС и органами местного самоуправления (обычно это местная администрация), т. е. на использование средств местного бюджета.

Добровольные взносы граждан являются очень слабой статьей бюджета ТОС. Если ТОС не является юридическим лицом, то у него отсутствует как таковая бухгалтерия и финансовая отчётность, что усложняет сбор денежных средств и проверку их расходования. Кроме того у многих граждан может отсутствовать мотивация для оплаты взносов в ТОС.

Обязательное заключение договора с местной администрацией и лимиты средств, выделяемых из местного бюджета, ни федераль-

ными, ни региональными законами не регламентированы. Поэтому объем выделяемых средств будет зависеть от лояльности администрации города к такому самоорганизующемуся ТОС. Но даже если средства выделены из бюджета, они идут напрямую подрядчикам, а не в ТОС, так как ТОС, не являющийся юридическим лицом, не имеет расчётного счёта в банке.

В итоге финансово несостоятельный ТОС попадает в зависимость от местной администрации и, следовательно, должен проводить политику местной администрации за возможность получения средств из местного бюджета. Такая финансовая зависимость может привести к вырождению ТОС в элемент кибернетической системы административного управления.

Финансовая независимость ТОС от администрации города возникает в том случае, когда ТОС организуется как юридическое лицо, в частности как некоммерческая организация (некоммерческое партнёрство) с обязательной оплатой членских взносов и своим расчётным счётом в банке. Граждане, проживающие на территории ТОС, вносят ежегодные членские взносы, что определяет стабильную составляющую бюджета ТОС. Являясь финансово независимыми, подобные ТОСы на паритетных началах могут вести диалог и с местной администрацией, и с региональными органами власти.

Рассмотрим создание ТОС на территории многоквартирного дома. Это возможно, но представляется избыточным, так как согласно п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное

управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ); управление управляющей организацией . В этом случае ТОС играет роль дублера.

Рассмотрим организацию ТОС на территории группы домов (это может быть несколько домов, квартал, жилой микрорайон, административный округ муниципального образования). В соответствии с формой управления и типом домов можно классифицировать следующих членов некоммерческого партнерства ТОС:

1. Жители многоквартирных домов, выбравших в качестве формы управления ТСЖ и/или непосредственное управление многоквартирным домом. Вопрос сбора членских взносов можно координировать через Совет дома решением общего собрания жильцов дома. Членские взносы могут оплачиваться из бюджета ТСЖ или многоквартирного дома с непосредственным управлением. Это эффективнее, чем собирать взносы с каждого жителя в отдельности.

2. Жители частных домов, входящие в ТОС, оплачивают членские взносы напрямую в некоммерческое партнерство. Хотя ТОС может помочь решить многие хозяйственные вопросы, но если частные дома не объединены в ТСЖ, то сбор членских взносов затруднителен. Поэтому согласно п. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ целесообразно объединение таких частных домом в ТСЖ и уплата членских взносов в ТОС из бюджета ТСЖ.

3. Жители многоквартирных домов, выбравшие управление управляющей организацией. Управление управляющей организацией представляет собой кибернетическую систему управления, где дом - это объект управления, а управляющая организация - орган управления. Такая система противоречит самоорганизации граждан. Управляющая организация получает право распоряжаться бюджетом многоквартирного дома. Но цель управляющей организации - получение прибыли, следовательно, она не заинтересована выделять средства на ТОС. Жители также не заинтересованы платить взносы в ТОС, так как они фактически передали все вопросы содержания территории управляющей организации и выбрали пассивную гражданскую позицию.

Таким образом, вопрос распространения самоорганизующегося ТОС напрямую связан с вопросом распространения таких способов управления домами, как товарищество собственников жилья и непосредственное управление

собственниками помещений в многоквартирном доме (как самоорганизующихся систем).

Если ТОС объединяет группу домов, то оно уже не дублирует функции ТСЖ и непосредственного управления, а выполняет собственные задачи: открытие и ведение расчетных счетов для домов с непосредственным управлением; решение вопросов по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории; представление интересов жителей домов в обслуживающих организациях, орга-низациях-поставщиках коммунальных услуг; взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, политическими партиями. Для того чтобы отстаивать свои интересы в представительных органах власти ТОС может выдвигать своих депутатов.

Таким образам, размеры территории, охватываемой самоорганизующимся ТОС, должны зависеть от его экономической эффективности. В случае неэффективности ТОС дома должны иметь возможность отделиться от ТОС, организовать собственное ТОС или присоединиться к другому ТОС. Условием самоорганизации граждан является конкуренция между ТОСами, а условием конкуренции - свобода входа и выхода домов из ТОС, свобода организации новых ТОСов.

В настоящем исследовании рассмотрены два типа территориального общественного самоуправления - кибернетический и самоорганизующийся.

В ходе исследования выяснено, что действующего законодательства достаточно для организации ТОС самоорганизующегося типа на территории городского поселения.

Сегодняшнее ТОС Омска построено в соответствии с кибернетической моделью управления и напрямую подчинено администрации города, а не жителям. Что соответствует интересам управляющих организаций, органов государственной и муниципальной власти. Одним из основных препятствий распространения самоорганизующегося ТОС является преобладание кибернетической модели в управлении многоквартирными домами, т. е. управление управляющей организацией.

Создание, распространение и развитие ТОС самоорганизующегося типа будет зависеть от распространения самоорганизующихся форм управления домами, а именно ТСЖ и непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. Но главное, что нужно для появления самоорганизующегося настоящего ТОС, чтобы жители домов заняли активную гражданскую позицию

по вопросам управления собственным домом, микрорайоном, округом.

2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2. Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске от 7 ию-

ня 2006 г. № 366 (в ред. Решения Омского городского Совета от 28.09.2011 № 438) // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

3. ТОС «Рождественские горки» город Тверь. - иКЬ: http://www.tos-rg.tver.ru.

2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями от 30 ноября 2011 г.) // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из наиболее эффективных форм организации активных граждан для решения проблем конкретно взятых дворов, домов, улиц либо подъездов. Республика Коми развивает ТОСы относительно недавно, однако положительных примеров работы таких организаций в регионе достаточно много. Мы решили разобраться, что же такое ТОС и какие проблемы жители могут решать самостоятельно, прибегнув к этой форме самоорганизации.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ТОС основывается на следующих принципах:

– законности;

– свободного волеизъявления граждан на собраниях и конференциях;

– выборности и подконтрольности органов ТОС населению, проживающему на данной территории;

– добровольности участия граждан в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации;

– сочетания интересов граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется ТОС, и интересов населения всего поселения или его части;

– самостоятельности и ответственности в принятии и реализации
решений;

– гласности и учета общественного мнения.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЭТО?

Территориальное общественное самоуправление - это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС?

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

ТОС без образования юридического лица:

– регистрации подлежит только устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения;

– расчетного счета нет;

– могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

ТОС в качестве юридического лица:

– подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме – некоммерческая организация (НКО);

– наличие расчетного счета в банке;

– возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами;

– могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования;

– возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.

КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ТОС?

Вопросы, которые решают органы ТОС, относятся к «вопросам местного значения».

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.

Источниками финансирования деятельности ТОС являются:

– личные средства жителей территории;

– частные пожертвования;

– целевое финансирование муниципального образования;

– осуществление хозяйственной деятельности;

– участие в конкурсах и грантах как НКО.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС?

Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.

КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ?

Собрание или конференция является высшим органом ТОС

Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.

Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории. Численность граждан, по инициативе которых проводится внеочередное собрание или конференция, должна составлять не менее 2% от числа жителей, проживающих в границах деятельности ТОС и достигших 16-летнего возраста.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ

Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

В соответствии с уставом поселения органы местного самоуправления поселения вправе привлекать органы ТОС к решению вопросов местного значения на основе договоров.

Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.

Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.

Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов поселения порядке.

МОЖЕТ ЛИ ТОС ИМЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬ?

В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ТОС, объем и условия правомочий собственника устанавливаются законодательством Российской Федерации.

И ВЕСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

Это право регламентируется ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях». Более конкретная информация содержится в главе 4 «Деятельность некоммерческой организации», статье 24 «Виды деятельности НКО».

КТО КОНТРОЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов ТОС осуществляет ревизионная комиссия, а также соответствующие органы финансового контроля.

Ревизионная комиссия избирается собранием или конференцией.

Порядок избрания ревизионной комиссии, права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом ТОС.

Ежегодный контроль за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета ревизионной комиссии на собрании или конференции ТОС.

ГРАНИЦЫ ТОС

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

Как создать ТОС

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из наиболее эффективных форм организации активных граждан для решения проблем конкретно взятых дворов, домов, улиц либо подъездов. Республика Коми развивает ТОСы относительно недавно, однако положительных примеров работы таких организаций в регионе достаточно много. В материале представлена развернутая информация о том, что необходимо сделать для того, чтобы создать ТОС.

Шаг 1
ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу в количестве минимум 3 человек из числа граждан, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС.

В протоколе должна быть обозначена повестка собрания. Как правило, на нем обсуждаются следующие вопросы:

1. Избрание председателя и секретаря собрания.

2. Информирование о Местном органе общественной
самодеятельности территориальном общественном
самоуправлении в МО.

3. Избрание инициативной группы для проведения
мероприятий по созданию ТОС.

4. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, кандидатуре председателя совета ТОС.

Шаг 2
УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Для того чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать заявление в совет муниципального образования.

Помните, если численность граждан территории, на которой организовывается ТОС, составляет менее 300 человек, то проводится собрание, если более 300 человек - конференция.

После того как cовет МО утвердил границы ТОС и назначил дату проведения учредительного собрания или конференции граждан, переходим к следующему шагу.

Шаг 3
ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ГРАЖДАН

Инициативной группе необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания не менее чем за 15 дней до начала мероприятия.
Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС, либо доведено под роспись в листе уведомления.

Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан - объявления, домовой обход.

Шаг 4
ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа. Перед открытием собрания или конференции обязательно заполняется лист регистрации участников.

Учредительное собрание или конференция граждан считаются правомочными при участии в них не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Учредительное собрание или конференция граждан оформляются одним из следующих документов:

1. Протокол учредительного собрания.

2. Протокол конференции граждан.

Как правило, на учредительном собрании или конференции граждан рассматриваются следующие вопросы:

– об избрании председателя и секретаря собрания граждан;

– о создании местного органа общественной самодеятельности;

– о его названии;

– о принятии устава;

– об основных направлениях деятельности;

– об избрании совета местного органа общественной самодеятельности;

– об избрании председателя;

– об избрании ревизора;

– о назначении лица, ответственного за решение вопросов утверждения границ местного органа общественной самодеятельности, регистрации устава, регистрации в качестве юридического лица.

Шаг 5
РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ

После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подает документы в администрацию МО для регистрации устава ТОС. В мэрию необходимо представить следующие документы:

– заявление о регистрации устава ТОС (заявление подается на имя главы МО, подписанное уполномоченным представителем (председателем ТОС), с указанием Ф.И.О., адреса места жительства и контактных телефонов);

– копию решения совета МО об установлении границ территории, на которой образовывается ТОС;

– протокол учредительного собрания или конференции граждан;

– два экземпляра устава ТОС (экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра);

– список участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения;

– список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов.

Шаг 6
РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В УПРАВЛЕНИИ МИНЮСТА РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России по Республике Коми необходимо представить следующие документы:

– заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №P11001;

учредительные документы, заверенные подписью председателя ТОС (устав ТОС (в 3 экземплярах), протокол учредительного собрания или конференции граждан (в 2 экземплярах);

– квитанцию об оплате государственной пошлины.

ТОС ЗАРЕГИСТРИРОВАН

Как только вы получили все регистрационные документы, необходимо:

– сделать печать ТОС. При создании печати не рекомендуется использовать символику. Иначе в дальнейшем печать признают недействительной. Лучшим вариантом будет расположить по окружности печати полное наименование ТОС, включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС;

– в течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН);

– сдать в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми сведения о среднесписочной численности работников - форма по КНД 1110018. Сведения необходимо сдать до 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль;

– открыть расчетный счет в банке.

  • Вопросов: 8
  • Рейтинг: 4384

Самоорганизация граждан по месту жительства

В Биробиджане при покупке квартиры интересуются не только этажом, площадью, наличием удобств, но и тем, есть ли в доме орган территориального общественного самоуправления. Если есть, то стоимость кв. метра автоматически увеличивается, потому что хороший домоуправ – это действительно друг человека. Сегодня в городе успешно действуют около 200 органов ТОС. Домовые, уличные, поселковые комитеты, Советы ТОС микрорайонов объединяют неравнодушных горожан с активной жизненной позицией. Они не пройдут мимо создателя несанкционированной свалки, организуют субботник во дворе, добьются строительства детской игровой площадки на придомовой территории и даже задержат хулигана. И это при том, что большинство тосовцев – женщины, чаще - пенсионного возраста. Как происходит самоорганизация граждан по месту жительства? Почему еще не во всех многоквартирных домах созданы первичные ячейки самоуправления? Может ли домком повлиять на формирование тарифов на услуги предприятий ЖКХ? О перспективах развития территориального самоуправления в областном центре пойдет речь в рамках онлайн-интервью на портале ИА ЕАОmedia. На вопросы читателей ответит заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии города Сергей Альхимович.

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

    • Курсы для председателей ТСЖ и ТОС действительно систематически проводятся, как правило, ассоциацией ТСЖ ЕАО. Главным итогом курсов является то, что те председатели, которые их посещают, гораздо увереннее и быстрее решают поставленные перед ними задачи.

  • Сергей Александрович, а каким образом ТОСЫ могут влиять на формирование тарифов на услуги ЖКХ? У них есть такие полномочия? Оксана. Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Органы ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов, в том числе эти инициативы могут касаться и вопросов формирования тарифов на услуги ЖКХ.

    Здравствуйте! Не совсем понимаю, какая польза от всех этих ТОСОВ? Анна.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Польза весома. ТОС – самый близкий к народу институт демократии. Благодаря его органам (дворовым, уличным комитетам и т.д.) власть видит, слышит и чувствует проблемы населения.

    Добрый день! В нашем доме никак не могут создать ТСЖ, все попытки просто сходят на нет, потому что жители не хотят доверят просто активисту, который решил стать домоуправом. А создать ячейку просто необходимо, потому что во дворе нет ни детской площадки, ни нормальной дворовой территории. Каким образом уговорить недоверчивых жильцов?

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уговорить недоверчивых жильцов действительно сложно, но если уговоры подкрепить реальными делами, то этот вопрос вполне решаем. И совсем необязательно «сходу» создавать ТСЖ - создайте домовой комитет. В этом формате задача благоустройства дворовой территории тоже достижима. А набравшись опыта и заручившись поддержкой жильцов, можно и управляющего многоквартирным домом выбрать, и ТСЖ создать.

    Здравствуйте. Сложно ли создать ТОС? Что для этого нужно? Мария, Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Здравствуйте, Мария! Орган ТОС создать не сложно! За консультацией рекомендую Вам обратиться в наш отдел, расположенный по адресу: г. Биробиджан, проспект
      60 лет СССР, д. 22, каб. 307. Телефон для справок: 2-15-16.
      Если у Вас будет желание, то вместе мы это сделаем!

    Сергей Александрович! Сколько ни смотришь в газетах, на ТВ, на ЕАОmedia в репортажах о ТОС одни и те же лица. Причем довольно немолодые. Молодым это не надо? Или ваш отдел принципиально не хочет работать с этой возрастной категорией? Есть ли проблема с кадрами в ТОС?
    Николай Михайлович, Биробиджан, ул. Пушкина

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уважаемый Николай Михайлович! Один из выдающихся руководителей нашей страны сказал: «Кадры решают все!». Проблема с кадрами – это, пожалуй, главная проблема организации территориального общественного самоуправления не только в нашем городе. И корни этой проблемы кроются в самой сути территориального общественного самоуправления.
      Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Т.е. те немногие люди, которые отважились взять на себя ответственность не только за себя, но и за других, БЕЗВОЗМЕЗДНО проводят непростую работу по отстаиванию общественных интересов. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что далеко не все на это способны. Более того, большинство простых обывателей не понимают, для чего им (активу ТОС) нужны эти трудности, ведь своих предостаточно! Но, тем не менее, именно эти Люди являются главной опорой общества, города и страны!

    С 1 сентября ТСЖ сменит новая форма - товарищество собственников недвижимости. Это новая норма ГК. Что изменится с этим, знают ли об этом в городских органах самоуправления?
    Константин, Биробиджан

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Константин! ТСН (товарищество собственников недвижимости) не сменит ТСЖ. ТСН является более расширенным понятием. ТСЖ является разновидностью ТСН.
      Мэрии города известно об изменении законодательства в этой сфере. Многие ТСЖ тоже об этом знают, так как эта новость для них долгожданная.
      Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

  • 3) работа с детьми и подростками, в том числе содействие в организации досуга детей в каникулярное время;
    4) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории ТОС под детские площадки, скверы, а также для других общественно-полезных целей;
    5) общественный контроль над санитарно-эпидемиологической обстановкой, пожарной безопасностью и работами по благоустройству подведомственной территории;
    6) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
    7) информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС.
    Существует три основных источника финансирования органов территориального общественного самоуправления: муниципальные средства (в городе Биробиджане для развития территориального общественного самоуправления создана муниципальная программа), собственные и привлеченные средства (спонсоры, гранты).

Top