Понятие деятельности. Деятельность и труд. Чем труд отличается от работы

Современная лингвистика подтвердила идеи великих мыслителей XIX и XX вв. о том, что язык и образ мышления народа взаимосвязаны, что между жизнью общества и языком, на котором оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления народа о жизни, действительности, его привычки и этические ценности, культурные установки (т. е. картина мира) раскрываются и становятся понятными при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления как внешнего, так и внутреннего мира человека (о языковой картине мира см. «Виноград», №3, 2007). Такой лингвистический анализ позволяет проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен (что невозможно для социологического исследования) и даже поколебать устойчивые культурные мифы, в частности о лености русского народа.

В русском языке имеется два базовых глагола и два производных от них имени со значением трудовой деятельности - РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, которые объединяют вокруг себя разнообразную лексику, называющую трудовой процесс, его разновидности, параметры, оценку. РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, часто выступая как синонимы, выражают целенаправленную и полезную для людей, созидательную деятельность, требующую усилий, обыденная цель которой - получение средств для жизнеобеспечения человека. РАБОТА, ТРУД противопоставлены развлечению и игре, как деятельности ради удовольствия. Спортивная игра, занятия спортом могут быть названы РАБОТОЙ только в случае их профессионального статуса, дающего средства к существованию.

РАБОТАТЬ и ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА и ТРУД не являются полными синонимами, между ними имеются содержательные и связанные с ними сочетаемостные различия, специфические именно для русского языка. Эти различия описываются в словарях синонимов современного русского языка (например, в словаре под ред. Ю.Д. Апресяна). ТРУДИТЬСЯ, ТРУД выражают этически более значимую и всегда оцениваемую положительно трудовую деятельность, требующую напряженных усилий человека, а РАБОТАТЬ, РАБОТА - более прикладную, утилитарную деятельность, которая может оцениваться и положительно, и отрицательно. Эти содержательные различия объясняют разную сочетаемость данных слов. Можно «трудиться честно, упорно, добросовестно, самоотверженно», ср. также «самоотверженный, благородный труд», но выглядят странными сочетания (?)«трудиться плохо, недобросовестно, нечестно», (?)«некачественный, халтурный труд». Нейтральный в стилистическом отношении глагол РАБОТАТЬ допускает оба типа сочетаемости (ср. «работать хорошо, самоотверженно, добросовестно // плохо, недобросовестно», «самоотверженная // халтурная работа»).

Для ТРУДАна первом плане находятся усилия, сама деятельность, поэтому ТРУДне анализируется, в отличие от РАБОТЫв терминах результата, а для работы важен результат (ср.: «выполнить, сделать работу», но не «труд»). «Много работы» означает большой объем того, что надо сделать; «много труда» характеризует объем затраченных усилий. Актуализация идеи результата возможна и в производных словах, которые образуются от глагола РАБОТАТЬ: «выработать, разработать, переработать, обработать что-л.». Обыденная цель РАБОТАТЬ - получение средств для жизнеобеспечения человека - выражается в производных лексемах «заработать, заработок». РАБОТА может быть наемной, вынужденной (ср.: «дать работу», «поручить работу», «работать на кого-либо»), для ТРУДА и ТРУДИТЬСЯ эти смыслы неактуальны (нельзя *«дать труд», *«получить труд», маловероятно (?) «трудиться на кого-либо»).

Различия в сочетаемости этих слов могут быть объяснены только исторически, т.е. с учетом исторической памяти современного русского языка, отражающего представления о трудовом процессе наших предков. Различия связаны с этимологией данных лексем, которые восходят к индо-европейским *orbhos ‘раб’; *ter- ‘тереть’ и общеславянскому *trudъ ‘тяжелое физическое усилие’ (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1986-1987), а также с их историей, отраженной в словарях старославянского и древнерусского языков, в специальных исследованиях древнерусских памятников письменности.

В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. Углагола ТРУДИТИСЯв этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ - и отсутствует значение ‘работать’. Для обозначения трудовой деятельности в тот период использовался также глагол «делати», который постепенно утрачивает обобщенное значение, употребляясь в современном русском языке с конкретизированным объектом («делать что»).

В Словаре русского языка XI-XVII, в Словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка». Спб, 1893-1903) у глагола РАБОТАТИ основным значением остается ‘находиться в рабстве, неволе, быть рабом’. Толкования ТРУДИТИСЯ фиксируют существенное преобразование его семантической структуры, выделяются следующие основные значения: ‘работать, трудиться’; ‘заботиться’; ‘стараться’; ‘прилагать усилия’, ‘страдать’, ‘совершать подвиг’. Трудовой процесс, составляющий основу человеческой жизни, в этих преобразованиях представляется как форма подвижничества - через усилия, тяготы и страдания. Часто глагол ТРУДИТИСЯ используется по отношению к аскетической жизни монахов. Ср. примеры из житийной литературы: «Братския кельи строят сами хотящии обитати и трудитися во оной обители братия». «Был он телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три».

По данным церковнославянского языка и исследований Т.И. Вендиной (см. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры, М., 2007) в сознании средневекового человека идея страдания имела особое значение - оно осмыслялось как своеобразный залог спасения человека. «Человек “труждает себя” во имя Господне, поэтому вектор “труда” устремлен вверх, от жизни тела (через страдания и мучения) к жизни духа». Об этом свидетельствуют многие памятники житийной и святоотеческой православной литературы (например, «Наказания» митрополита Даниила, «Поучения» преп. Феодосия Печерского, житие преп. Сергия Радонежского), в которых труд как форма спасения человека противопоставлен праздности. Ср.: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ раи повелел Богъ Адаму делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повеле ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всемъ речена быша. И Иисус безъ лености мест от места пешъ преходя тружася нашего ради спасения, образъ далъ намъ» (из «Наказаний» митрополита Даниила).

Труд, требующий усилий, связанный со страданиями, но свободный, направленный на человека (в языке об этом свидетельствует возвратные формы соответствующих глаголов - «трудить себя») воспринимается как деятельность, определяющая нормы человеческого бытия, как самоутверждение личности, субъекта деятельности. Именно ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪв исследованиях памятников древнерусского языка XIII-XV вв. отмечаются как наиболее частотные слова в обобщенном значении трудового процесса. ТРУДИТИСЯ используется по отношению к жизни не только монахов и православных подвижников, но и обычных людей с их каждодневными заботами, обозначая при этом свободный, не подневольный труд. Широкое распространение этого глагола объясняется большим влиянием средневековых монастырей на развитие рус­ской культуры. В отличие от западноевропейского городского типа культуры, древнерусская культура сложилась во многом как культура монастырская, где противоречия между богословско-церковным и повседневно­-практическим уровнями сознания снимались в форме охвата различных сфер человече­ской деятельности аскетическим монастырским мировосприятием. О влиянии монастырской культуры на древнерусскую культуру пишут историки и культурологи, об этом также свидетельствует развитие содержательной структуры и употребления слов ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪ. В последующие исторические периоды наметившаяся тенденция в их значении и употреблении продолжится - от номинации физических усилий, страдания к развитию обобщенного значения трудовой деятельности, которая при этом не утратила духовно-нравственного смысла и в современном русском языке воспринимается как значимая и ценная.

Слова РАБОТАТЬ, РАБОТА, сближаясь по значению со словами ТРУДИТЬСЯ, ТРУД,в процессе исторического развития языка и общества под влиянием христианской культуры (ср. из «Поучений» Феодосия Печерского: «Слышали ведь, как Павел глаголет… “Кто не работает, пусть не ест”») постепенно утрачивают негативные оценочные значения, связанные с подневольной, рабской, недостойной работой. РАБОТАТЬ, РАБОТА становятся в русском языке нейтральным средством для обозначения обыденного трудового процесса и профессиональной деятельности, сохранив при этом некоторые особенности значения наемной работы, для заработка, «по долгу, нужде». Развитие значения РАБОТАТЬ от выражения подневольного тяжелого труда к широкому пониманию работы как естественной формы существования человека сопровождается расширением употребления этого глагола и на учреждения («Аптека работает и в воскресенье»), механизмы («Телевизор не работает. Станок работает бесшумно»), отдельные органы живого организма («Сердце хорошо работает»). Для ТРУДИТЬСЯ такое расширение значения не характерно, он выражает лишь человеческую деятельность.

Сходные с глаголом РАБОТАТЬ содержательные изменения пережили лексемы со значением трудовой деятельности во многих европейских языках. Так, в немецких этимологических словарях отмечается генетическая связь глагола arbeiten со славянским «работать» в значении ‘работать как раб’. Общегерманское Arbeit в значении ‘тягота, нужда, тяжелый физический труд’ под влиянием христианских идей, теряя отрицательную оценку, становится нейтральным обозначением трудовой деятельности человека. Но ни в одном из современных европейских языков, в том числе и славянских, нет глагола, похожего на глагол ТРУДИТЬСЯ, сохранившего и в современном русском языке возвышенную, духовную, этическую оценку трудового процесса человека. Вряд ли ленивый и пассивный народ, как иногда пишут о русском народе западные культурологи, мог бы сохранить в своей культуре и языке возвышенно-этическое понимание предназначения труда и не растратить духовно-нравственного отношения к нему, зародившегося с принятием христианства и укрепившегося в средние века.

История двух русских глаголов ТРУДИТЬСЯ и РАБОТАТЬ (и производных от них имен ТРУД и РАБОТА) запечатлела в языке формирование православной этики труда. Ориентация в средние века на монашеский идеал и в мирской жизни сформировало на Руси понимание святости труда как общей категории религиозного сознания. Труд считался благим делом, основой нравственности человека, но только тот труд, который не заслонял главной цели жизни человека - стремления «жить в Боге», по Евангельским заповедям и не вел к победе материального над духовным. Многие отечественные философы и историки отмечают недостаток внимания православной культуры (в отличие от католической и лютеранской) к повседневному труду, к так называемому «среднему» уровню культуры. Тем фактом, что хозяйственным, профессиональным и социальным вопросам труда в Православии традиционно уделялось меньшее внимание, чем вопросам духовным, не преминули воспользоваться социалисты-марксисты, учение которых в конце XIX - начале XX получило быстрое и победное распространение в России, приведшее к атеистической социалистической революции.

Часто можно услышать или прочитать о том, что именно социализм возвеличил нравственное значение труда, положив его в основание хозяйственно-экономического строя, подняв труд до вершины нравственного подвига. Ссылаясь на то, что советский лозунг и принцип «Кто не работает, тот не ест» является скрытой цитатой из Нового завета (из послания апостола Павла), иногда проводят аналогию между социалистическим и христианским отношением к труду как к нравственному подвигу. О последнем вроде бы свидетельствует и социалистическая риторика, ср.: «Слава трудовому народу! Герой социалистического труда, трудовые подвиги, трудовая доблесть, ударный труд» и др. О политической и идеологической стороне этой проблемы, о двойной морали того времени много написано. Например, А.И. Солженицын резко выступал против высокой положительной оценки трудовой политики в эпоху социализма, напоминая о разрушении мотивации к труду, о том, что «труд именно при “социализме ” стал заклятым бременем», прежде всего для крестьянства, о насильственных трудовых мобилизациях горожан, о тяжелом женском труде и т.д., так что нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Но мы хотим показать - при помощи лингвистического анализа социалистической риторики - принципиальные различия в социалистическом и православном понимании ТРУДА.

В материалах КПСС, официальных и газетных текстах того периода (отдающих предпочтение возвышенно-духовному слову ТРУД, причем отвлеченному существительному, а не более конкретному глаголу) о труде говорится как о высшей и абсолютной ценности, мере смысла человеческой жизни. Ср. лозунг и задачу, поставленную на одном из съездов КПСС: «Способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека!». Ср. также отрывок из материалов одной из партийных конференций, в котором «участие в труде» выступает как конечная цель этого процесса, как наивысшая ценность: «Участие в общественном труде стало неотъемлемой чертой образа жизни советской женщины. Начиная с 1970 года среди рабочих и служащих женщины составляют 51%. И хотя к началу 70-х годов процесс привлечения женщин к труду в общественном производстве был в основном завершен, ежегодно 2/3 вновь вовлекаемых в производство граждан за 70-е и начало 80-х г.г. составляли женщины. В настоящее время почти все трудоспособные женщины используют гарантированное им право на труд по способности». Цель труда в официальных и публицистических текстах того времени определяется «на благо родины», характеризуются параметры труда - производительность, качество, объем, нормы труда, социалистическое отношение к труду и т. д. Но сам конкретный производитель труда, субъект трудового процесса, отдельная личность при рассуждениях о труде отодвигается на задний план, приобретает инструментальную функцию в обезличенном трудовом процессе. Инструментальную функцию человека актуализируют термины политэкономии социализма типа «трудовые ресурсы, трудовые резервы». Социалистическая пропаганда была направлена на формирование послушного производителя, обезличенного «винтика» в системе, на формирование рычагов управления им как инструментом в коллективном процессе, цель которого связана с завуалированными политическими и экономическими интересами власть имущих.

Напротив, в Православии труд, а не человек, выполняет инструментальную функции, цель труда - конкретная личность, трудящийся человек. Труд направлен на очищение человеческой души от страстей и пороков, на совершенствование человека и восхождение его к святости. Поэтому, как говорит Игнатий Брянчанинов, не любой труд полезен: «Что значить трудиться в разуме ? Значит - нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога». Если же человек трудится «с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других», то «как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

Как мы видели, анализируя выше значение и сочетаемость слов ТРУДИТЬСЯ, ТРУД, многое из высоконравственного и духовного понимания ТРУДА нашими предками вошло в современный русский язык. «И хотя ни в литературном языке, ни в диалектах труд больше не воспринимается как мученический подвиг, однако ценность его определяется именно этой этической мотивацией… Уважение к бескорыстному труду, несмотря на все тяготы и страдания, составляет основу нравственности человека, формирует глубинные основы его отношения к жизни» (Т.И. Вендина. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры»).

Представления о судьбе слов (и понятий) ТРУД, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, РАБОТАТЬ в русском языке были бы неполными, если не рассмотреть вопрос об особенностях их употребления в публицистике последних, бурных и «рыночных», 10 - 15 лет. Язык, как живой и чуткий организм, реагирует на все изменения в социально-экономических и морально-нравственных настроениях общества. Политические и социально-экономические потрясения, пережитые российским обществом последних двух десятилетий, привели в частности к снижению официальности средств массовой коммуникации, усилению спонтанности русской публичной речи, к ослаблению ее норм, жаргонизации, расцвету языковой игры, распространению сниженных форм выражения. Это не могло не сказаться и на употреблении рассматриваемых слов. ТРУДИТЬСЯ с его возвышенно-этическим потенциалом в современных газетных текстах часто используется иронически по отношению к деятельности незначительной, бесполезной и даже противоправной. Например: «Один из мошенников, по совместительству трудившийся в местном отделении милиции, разработал новый план». Ирония может возникнуть вопреки намерениям автора, желающего при помощи глагола ТРУДИТЬСЯ придать значимость той деятельности, о которой он говорит. Поэтому в справочнике для депутатов Госдумы «Культура парламентской речи» (1994) не рекомендуется употреблять ТРУДИТЬСЯв обыденной речи, например, говорить «Он трудится в аппарате правительства»; «У нас в отделе трудится 20 человек»(вместо него советуют использовать нейтральный глагол РАБОТАТЬ). Отметим, что РАБОТАТЬ в современных газетных текстах для обозначения общественно бесполезной деятельности употребляется часто без иронии - РАБОТОЙ может называться любая деятельность, являющаяся источником дохода для субъекта действия или кем-то заказанная (Ср. «Они работали в основном в электричках или на вокзалах» - о профессиональных нищих. «Здесь работал профессионал» - о киллере). В следующем примереирония возникает как результат нарушения причинно-следственных отношений между работой и получением дохода: «Люди делятся на тех, кто работает и кто зарабатывает».

Но современный человек, как наследник культуры наших предков, тонко чувствует различия между РАБОТОЙ как вынужденной формой человеческого существования и свободным, творческим ТРУДОМ. Об этом красноречиво свидетельствуют отрывки из статьи, написанной в наше кризисное время: «Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя - ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило... «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль... Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд… Но восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок - трудись больше, трудись лучше» (А. Белковский, journalisti.ru). Этими словами я и заканчиваю свои размышления о сущности ТРУДА и РАБОТЫ в русском языке - языке русской культуры.


© Все права защищены

В разделе на вопрос Чем отличается ТРУД от РАБОТЫ? заданный автором Присосок лучший ответ это Труд - это слово связано с трудностями и их сознательным преодолением в процессе труда, чаще - процесс творческий. Работа - от слова "раб", выполнение возложенных обязанностей, с творчеством часто не связанных. В настоящее время такой разнице значения не придаётся, понятия стали в принципе однозначными. Однако, в церкви используется слово "труждающиеся", в советское время, кроме слова Рабочие также использовалось слово Трудящиеся, чем уравнивалось значение труда просто физического с трудом интеллектуальным, творческим.

Ответ от Незнакомка из города Н [гуру]
труд - это когда что-то делаешь и при этом напрягаешься, а работать можно и халявничая... (как например я в данную минуту)


Ответ от ЁВЕТЛАНА ЕСЬКОВА [гуру]
Труд - 1. Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. // Рабочая сила, мускульная или нервная энергия, затрачиваемая на производство чего-л.
2. Усилие, старание, направленное на достижение чего-л.
3. Результат деятельности, произведение, создание.
4. Название школьного учебного предмета.
Работа - 1. Действие по знач. глаг. : работать.
2. То, чем кто-л. занят; занятие. // Круг занятий, обязанностей. // Вид труда, деятельности.
3. Место, где кто-л. работает, служит.
4. Занятие, дело, служба как источник заработка.
5. То, что сделано, изготовлено, создано; готовая продукция. // Литературное произведение на научную тему.
6. Качество или способ изготовления.
Т. е. труд - это более широкое понятие, включающее в себя понятие работа


Ответ от Невроз [гуру]
Труд-дело добровольное, а работа-дело обязательное.


Ответ от Просечь [гуру]
Работа понятие из физики, в джоулях измеряется. Труд понятие социальное.

Почти 200 лет назад учеными впервые было введено в экономическую терминологию понятие "живой труд", рассматриваемое как чисто субъективное существование труда, т.е. труд не как предмет, а как вид деятельности человека (рис. 1.3).

Деятельность человека – это активный процесс, в котором реализуется его физический и умственный потенциал, воздействующий средствами труда на предмет труда для создания материальных и духовных благ (товаров и услуг), удовлетворяющих личные и общественные потребности.

В каждый момент жизни человек находится в одной из двух фаз (состояний) –деятельности или бездеятельности.

Бездействие – пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время тяжелой болезни, заключения под стражу и др.) или добровольного бездействия (рис. 1.4).

Термин "деятельность" имеет широкое значение. Так, в английском языке понятию "деятельность" соответствует слово "activity", которым называется любой вид практической или познавательной активности. Однако не все проявления человеческой жизненной активности могут быть отнесены к деятельности, представляющей собой высшую форму проявления активности человека, которая регулируется сознанием и находится в прямой зависимости от его (субъекта) состояния. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью... Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

Рис. 1.3. Соотношение понятий "труд" и "деятельность"

Рис. 1.4.

Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных , т.е. понятие "деятельность" шире понятия "труд", так как не всякая деятельность может быть трудом.

По своей сути деятельность выступает как одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей. Ее элементами являются:

  • субъект, проявляющий свою активность (это отдельный человек или любая общность людей, которая представляет собой целостное образование);
  • объект, на который направлена активность (предмет, человек, явление, на которое направлена деятельность);
  • активность как состояние, которое является динамической образующей деятельности.

Деятельность как социальная категория отражает материальное и предметное преобразование объекта, сопряженное с его духовным осмыслением в виде цели, плана, замысла, что и позволяет активизировать ее. Через деятельность человек определяет свое место в жизни и утверждает свою общественную природу. Таким образом, подлинная деятельность, как правило, связана с преобразованием действительности и охватывает труд физический, умственный, другие формы (психическую деятельность и т.д.).

В экономике труда трудовая деятельность анализируется главным образом с точки зрения выполнения функциональной роли работника и нередко отождествляется только с производственной деятельностью. Под ней подразумевают прежде всего целесообразный ряд операций и функций, который в определенных условиях приводит к заранее заданному результату. Трудовая деятельность в этом плане характеризуется тем, что она:

  • связана с технологическим процессом;
  • в большей степени с профессиональными качествами, должностными обязанностями работника, чем с личностными характеристиками;
  • относительно жестко регламентирована во времени и пространстве, алгоритмизирована;
  • задана конкретными параметрами, конечной целью (создание материальных благ, оказание различных услуг, производство научных идей, накопление и передача информации и т.д.), заранее определена.

Деятельность в психологическом и социальном смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, форму конкретного бытия людей в конкретных социальных условиях.

Изменения в трудовой деятельности, наличие которых экономисты признают более или менее единодушно, следующие: снижение занятости в производственном секторе, феминизация, рост временной занятости, увеличение доли квалифицированных работников. Остановимся на последнем более детально.

В мире наблюдается рост роли умственного труда и уменьшение физического. За последние 100 лет доля физического труда в экономически развитых странах снизилась с 90 до 10%, а в ближайшие годы, по прогнозам специалистов, она снизится до 5% . В 1990 г. работники профессий преимущественно творческого типа (специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации и др.) в США, Японии, Великобритании, ФРГ составляли от 40 до 50% общей численности занятых, а к 2020 г. эти показатели уже составят 55–60% , что характерно для индустриального типа развития.

Процесс кризисного финансово-экономического развития мировой экономики в XXI в. на базе информационно-компьютерной технологии приведет к созданию качественно новой цивилизации, движущей силой которой станут не просто труд и промышленность, а "знание – информация – высокие технологии – человеческие ресурсы" (knowledge economy – экономика знаний) и переход к обслуживанию в самом широком смысле . Наука и высокие технологии больше не рассматриваются как враждебные человеку и его естественному окружению, а направлены на формирование ресурсосберегающей (экоразумной) экономики, трудосберегающего производства и электронно-информационной культуры.

Сегодня наука и ее результат – знания – уже стали непосредственной производительной силой. Знания все увереннее оттесняют на второй план традиционные факторы экономического развития (капитал, труд, землю) и становятся главным источником общественного богатства. Но знания не могут быть оторваны от своего носителя – человека. Вполне обоснованно можно утверждать, что сегодня должны усиливаться гуманизация и социализация и экономики, и общества в целом. Первое место в стратегии устойчивого развития современного общества должны занимать целевые установки, связанные с укреплением здоровья населения, увеличением активной продолжительности жизни, повышением уровня образования, развитием науки, повышением качества жизни в целом .

Меняется само понятие "производство" как форма проявления трудовой деятельности, ассоциируемое в традиционном представлении с созданием материальных благ. В постиндустриальном обществе к производству следует относить:

  • 1) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука...);
  • 2) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, СМИ, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими системами и т.д.);
  • 3) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем ...);
  • 4) материальное производство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда и т.д.) .

В постиндустриальном обществе информация и знание как видоизмененные формы труда, доступные массовому потреблению, становятся системообразующим фактором новой социаль-

Рис. 1.5. Информационная эпоха

1. Понятие о труде

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден, ибо каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе нет четкого и однозначного определения понятия труда.

В обыденном языке слово "труд" имеет несколько значений, что отражено в "Словаре русского языка" С.И Ожегова: "1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; З) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы, произведение" 1 .

В Советском энциклопедическом словаре дается несколько иное толкование понятия "труд": это "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей" 2 .

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К.Маркс. Труд - "это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости" 3 .

На основе марксова определения дают расширенные трактовки труда. Например, "… Во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне

________________

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985, с. 707.

2 Советский энциклопедический словарь. - М., 1981, с. 136.

3 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е ИЗД., т. 23, с. 188.

народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов" 4 . Это довольно громоздкое определение, в котором показаны особенности труда как объекта исследования и изучения.

Б.М.Генкин предлагает следующее определение труда: " Труд это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому" 5 . Он выделяет методы привлечения людей к труду, в там числе и внеэкономические .

Неоклассики (например, Маршалл, Джевонс) считали трудом всякое усилие, предпринимаемое для достижения какого-либо результата, и подчеркивали при этом тягостную, принудительную сторону труд, помимо непосредственного удовольствия от самого процесса труда.

«всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовольствия, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. (Исходно данное определение принадлежит Джевонсу, хотя как отмечает Маршалл, последний включает в понимание труда лишь тягостные усилия. См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. - Т. 1. - С. 124).

По сути он отождествляет трудовую деятельность и процесс работы - затраты усилий, или энергии человеком.

Всебщее понимание труда по К. Марксу. В анализе сущности труда Маркс следует принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному и частному . Только при таком подходе можно последовательно выявлять, как самые общие моменты (атрибуты), всегда присущие труду и характеризующие его на различных этапах человеческой истории, так и его особенные черты на каждом историческом этапе, и, наконец, специфику конкретных видов и форм труда.

Следуя этому методологическому принципу, Маркс первоначально рассматривает труд как «неисторическую», всеобщую категорию («труд вообще») и определяет его как «прежде всего процесс.., в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни». (Маркс К. Капитал. Том первый // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 188, 195). Здесь труд характеризуется как способ существования человека, отличный от других живых существ способ человеческой жизнедеятельности .

Существенным для понимания сущности труда является то, что труд характеризует процесс преобразования человеком природы (окружающего мира и своей собственной природы) с точки зрения необходимого участия в нем самого человека в качестве субъекта труда , который обладает сознанием и волей. В широком смысле труд и есть целесообразная, материально-преобразующая предметная деятельность человека . Материально-преобразующая предметная деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек преобразуя природу, выступает деятельным субъектом, делая осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Опираясь на это абстрактно-общее понимание труда, Маркс фиксирует его самые существенные и необходимые моменты, как-то целесообразность, всеобщность и перманентность, универсальность , созидающий характер. Труд как всео6щее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития ! человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуй на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни была определенной формы организации общественной жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, Для всех способов производства, для любого общественного строя.

_________________

4 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М., 1996, с. 10.

5 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1998. с. 7.

Субстанция труда. В экономической литературе по вопросам труда иногда можно встретить и такое понятие как "субстанция труда". В общем термин "субстанция" означает, во-первых, сущность, то, что лежит в основе; во-вторых, то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. 6 Еще в 20-е годы XX в., говоря о субстанции труда, А.А.Богданов указывал, что это есть затраты человеческого мозга, нервов. мускулов, органов чувств, крови и энергии в процессе труда. 7 Некоторые современные авторы считают, что субстанция труда - это энергия, расходуемая организмом человека в процессе труда в определенной целесообразной форме, что трактовка субстанции труда как расходования человеческих органов научно несостоятельна и с подобными представлениями экономистам давно уже пора расстаться. Энергия, конечно, расходуется через человеческие органы во времени, но это не дает основания представлять то или другое в качестве субстанции труда. 8

Элементы труда. Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества. 9 Есть и другие толкования понятия" рабочая сила". Часто этот термин используется для обозначения экономически активного населения или работников, занятых на предприятии, в фирме.

Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д.

Средства труда - это орудия труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.), при помощи которых человек воздействует на предметы труда, а также другие средства труда (производственный здания, коммуникации и т.п.).

Процесс труда - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение его основных элементов, а органическое их единство, и решающим

_________________

6 СМ.: Советский энциклопедический словарь. С. 1294.

7 СМ.: Экономика и социология труда. - Ижевск, 1997, с. 42.

8 Экономика и социология труда, с. 45.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-изд., т. 23, с. 178.

фактором здесь является человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда .

Атрибуты труда как деятельности. Труд - это деятельность человека, обладающая следующими свойствами:

1) осознанностью действий. Это означает, что прежде чем начать трудиться человек создаст в своем сознании проект, т.е. мысленно представит себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Чтобы проиллюстрировать это, К.Маркс сравнил действия архитектора и действия пчелы. Самый плохой архитектор, отмечал К.Маркс, от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия инстинктивно;

2) целесообразностью действий. После того, как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает, как эти продукты надо производить, используя какие ресурсы, при помощи какой технологии;

З) результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно-полезный результат, а потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;

4) общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они про изводят эти блага для себя и для общества;

5) энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия (работа ).

Отличие "Труд" и "работа" . Не являются равнозначными или тождественными понятиями. Труд по своей природе есть общественная деятельность благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд присущ только человеку как общественному существу. Работа - понятие, имеющее больше физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику иизмеряется рабочим временем (но здесь уже имеем редукцию к работе). Работа измеряется в натуральных единицах - килограммах, метрах, штуках и т.д.

Характеристики человека как субъекта труда. Любая деятельность человека основана на его дееспособности , работоспособности и трудоспособности . Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие всего этого является следствием сложнейшего устройства человеческого организма. Таким образом, дееспособность - это способность человека к "качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

Однако, человек не может решать поставленные задачи, не используя при этом свою работоспособность, т.е. способность совершать действие или работу. Если бы организм не обладал такой способностью, то все его исполнительские и творческие функции остались бы неосуществленными. Это можно сравнить с иллюминацией, когда изображение мгновенно теряется, как только к лампочкам перестает поступать электрический ток, хотя схема соединения этих лампочек остается прежней.

Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной деятельности человека. Благодаря ей становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении.

В свою очередь, сама работоспособность характеризуется различными показателями. К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы (почасовая производительность труда), среднее время (за час или полчаса работы) на единицу продукции, количество бракованных изделии по часам работы и др. Кроме экономических показателей, работоспособность характеризуется также изменением физиологических функций, как то изменением частоты сердечных сокращений, скоростью зрительной реакции через каждый час работы и т.д.

Работоспособность не является постоянной величиной, а меняется в разные периоды рабочего времени (день, сутки, неделя) под воздействием целого ряда факторов: характера работы, стажа работника, его привычки систематически трудиться, степени овладения навыками работы и др. Графическому изображению отдельных видов работ соответствуют свои кривые изменения работоспособности в течение рабочего дня. Существует несколько типов таких кривых. Однако, для большинства работ в течение рабочего дня характерна типичная кривая работоспособности, имеющая три фазы: фазу врабатываемости (I), фазу устойчивой работоспособности (II) и фазу утомления (III) (рис. 1).

Для первой фазы характерны низкие показатели уровня работоспособности. В течение этого периода деятельность всех физиологических органов и систем человека перестраивается в соответствии с выполняемыми им действиями. Постепенно улучшается координация движений, возрастают их точность и быстрота, улучшается восприятие, выбирается оптимальная рабочая поза, устанавливается на необходимом уровне функционирование систем дыхания и кровообращения. По мнению академика А. А. Ухтомского, в этот период в центральной нервной системе происходит формирование" рабочей доминанты", т.е. настройка различных нервных центров, регулирующих деятельность физиологических

систем, на ту форму активности и на ту скорость нервных реакций, какие необходимы для наиболее продолжительной трудовой деятельности. Продолжительность данной фазы может составлять от нескольких минут до полутора часов.

Рис. 1. Типичная кривая работоспособности

После завершения фазы врабатываемости организм человека переходит в так называемое устойчивое рабочее состояние. В этот период человек достигает максимального результата при минимальных затратах времени. Такое состояние для большинства видов профессиональной деятельности, кроме работ, связанных с чрезмерным напряжением или протекающих в исключительных условиях. может поддерживаться в течение нескольких часов, как правило, два-три часа.

После этого наблюдается снижение уровня работоспособности: внимание у человека рассеивается, движения замедляются. увеличивается число ошибок. Все это свидетельствует о нарастании утомления. Утомление - это совокупность физиологических процессов, возникающих в результате продолжительной и интенсивной работы и ведущих к временному понижению работоспособности. Состояние утомления обычно сопровождается характерным ощущением, которое обозначают словом"усталость". Утомление проходит во время отдыха, если продолжительность его достаточна. Обычно ко времени, когда наступает утомление и необходим отдых, приурочивается обеденный перерыв.

После обеденного перерыва организм человека вновь проходит через указанные три фазы. Но теперь фаза врабатывания завершается быстрее, чем в начале рабочего дня, фаза устойчивой работоспособности обычно короче по длительности и ниже по

уровню, чем дообеденная, а период утомления длиннее, и оно нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

Вследствие установившейся суточной периодичности жизнедеятельности в различные отрезки времени, организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность в течение суток определенным образом колеблется. В соответствии с суточным циклом, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 9 до 20 часов. В вечерние часы работоспособность человека находится еще на высоком уровне. В это время суток человек обладает большими потенциальными возможностями для обеспечения производительности при минимальном утомлении. Вместе с тем, работа в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном предшествующим бодрствованием и бытовой нагрузкой. Ночная работа, нарушая биологический ритм, противоречит физиологическим закономерностям и противоестественна для человека. В колебаниях работоспособности в течение суток выделяют два минимума (около 2-3 часов утра и 15 часов дня) и два максимума (около 8-9 часов утра и 18 часов вечера).

Работоспособность человека в течение недели тоже не является стабильной. В первые дни недели она увеличивается, достигая наивысшего уровня на третий день (среда), потом постепенно снижается, резко падая к шестому дню - субботе.

Не следует смешивать понятия "работоспособность" и "трудоспособность". Трудоспособность отражает возможность участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. В свою очередь, потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья.

Человек начинает свою жизнь, будучи совершенно беспомощным. С течением времени он мужает, развивается физически и духовно, набирает силу, знания, умения. Из иждивенца он превращается в работника, становится трудоспособным. К старости трудоспособность теряется. Временно лишиться трудоспособности можно (полностью или частично) и в результате болезни или травмы. Преждевременная потеря трудоспособности, так же как и снижение работоспособности, уменьшает трудовые ресурсы общества, отрицательно сказывается на производительности труда.

Классификация видов труда. Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по используемым вещественным элементам труда и разной степени участи, человека, по методам привлечения людей ктруду.

Процесс труда , с точки зрения содержания труда , есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции: 1)логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда: 2)исполнительскую, т.е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда; 3)функцию регистрации и контроля, т.е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы; 4)функцию регулирования, т.е. корректирование, уточнение заданной программы.

1) простой и сложный труд. По определению К. Маркса,простой труд " есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием " 10 . Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд сложным трудом является "тольковозведенный в степень или, скорее,помноженный простой труд". В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем не квалифицированные;

2) репродуктивный и творческий труд . Репродуктивный труд - это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий - это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3) функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников, в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональным.

____________________

10 Маркс К., Энгельс: Ф. Соч. - 2-е изд., Т. 23, с. 53.

Функциональный труд - это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдельным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4) умственный и физический труд. Физический труд - это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще с.Г.Струмилин:«Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд -эта единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов ". 11 Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в результате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширения сферы действия экономических методов управления, создания новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительной материальной и моральной заинтересованности работников, превращения их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

____________________

11 Струмилин С.Г. Избранные произведения. т. 3: Проблемы экономики труда. - М., 1964, с. 9-10.

В зависимости от характера труда различают :

1) конкретный и абстрактный труд . Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле - к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара;

2) наемный труд и самонаем. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства, и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в Форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать сaмoнаемом, и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ТРУД» И «РАБОТА»

Известно, что успешное развитие производства в современных условиях в немалой степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой рабочей силы, повышением ее квалификации, стратегическим определением количества работников и профессиональной ориентацией в данный момент и на данном производстве. Традиционно в отечественной экономической литературе под термином «рабочая сила» понимается способность к труду определенного качества.

Рабочая сила - это физические и духовные способности человека, которые используются им в процессе труда при создании товаров или оказании услуг. Рабочая сила представляет потенциальную способность к труду, а сам труд - это функционирующая рабочая сила (функционирующая способность).

Содержание труда во многом определяет степень удовлетворенности человека своей работой и, как следствие этого, нередко выступает одним из ведущих факторов стабильности производственных коллективов. Изучение функций труда с точки зрения их содержательности, творческой насыщенности, разнообразия решаемых задач предполагает, что носителем информации выступает работник как участник трудового процесса.

Непрерывное развитие производства, внедрение достижений современной науки вызывают быстрые темпы роста потребности в квалифицированных работниках, повышают требования к качеству подготовки рабочих кадров, требуют дополнительных затрат. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке, и особенно переподготовке квалифицированных специалистов. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на социально-экономические изменения в стране.

Без сомнения, вопрос о кадровом потенциале носит стратегический характер как для крупных преуспевающих, так и для мелких фирм. Вместе с тем система управления персоналом на большинстве предприятий не соответствует стратегии рыночных реформ, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ устойчивой стабилизации, оживления производства и структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции. Отечественным предпринимателям необходимо усвоить, что персонал организации представляет собой главную ценность, а это главное в понимании процесса управления организацией.

Проанализируем основные аспекты содержания понятия «деловая организация». Понятие «организация» можно определить как «систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей» . Организация не может существовать сама по себе, так как ее существование зависит от окружающей внешней среды, которая оказывает влияние на все, что происходит внутри организации.

Деловая организация - это организация, деятельность которой направлена на созидание добавочной стоимости посредством производства и реализации необходимого на рынке продукта. Успех и финансовое состояние организации зависят от качества работы каждого человека, входящего в организацию, поскольку совокупность полученных в работе результатов образует тот продукт, который предоставляет организация во внешнюю среду и от качества которого зависит эффективное существование всей организации в целом. Ни одна организация не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего она существует.

Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, пользователей продукции организации и для сотрудников, включенных в процесс функционирования. Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Роль человеческих ресурсов в обеспечении успешной деятельности, конкурентоспособности предприятия и продукции чрезвычайно высока. Так, качество продукта напрямую зависит как от персонала, так и от управления. Качество продукции сегодня является важнейшим условием конкурентоспособности предприятия. Под качеством работы авторы понимают деятельность, направленную на получение качественного результата. Следовательно, качество работы - это процесс, происходящий на индивидуальном уровне, т.е. выполняемые человеком действия по достижению целей в организации.

Для лучшего понимания сущности качества работы в организации рассмотрим ее содержание, организацию и выполнение. Следует отметить, что данное исследование ограничено изучением содержания качества работы как совокупности задач и действий, выполняемых работником для достижения качественного результата в своей работе.

Получение организацией определенного продукта (результата деятельности) зависит от многих условий. Одним из главных является выполнение каждым человеком в организации определенной работы как деятельности, направленной на получение результата. Кроме того, многое зависит от выбранной системы управления персоналом и личных качеств, опыта и знаний руководителей. Если управление осуществляется неэффективно, то даже самый квалифицированный персонал не будет работать с полной отдачей, он будет использоваться неэффективно.

Авторы считают, что понятие «качество работы» следует отделять от понятия «функция». Функция описывает в основном содержательную сторону выполняемой деятельности. Работа, в свою очередь, включает в себя не только содержательную, но и исполнительную сторону деятельности, а также организационную. Действия, в зависимости от вида ресурса, можно объединить понятием «функция». Функция - это определенный вид деятельности, необходимый для преобразования отдельного ресурса в совокупный конечный продукт. Для того чтобы функции выполнялись, их необходимо разделить между людьми в организации. Функция означает определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе . В зависимости от организации, ее взаимодействия с внешней средой, сложностью и динамизмом внешней среды количество функций может меняться. А. Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности - функций. Всего он выделял шесть функций: коммерческая, техническая, охранная, финансовая, учетная и административная .

Действия по созданию конкретного продукта можно объединить понятием «процесс». Существует и другое понимание процесса: совокупность видов деятельности, в рамках которой на входе используется один или более видов ресурсов, а в результате этой деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя . Кроме того, процесс определяется совокупностью действий и операций, направленных на получение результата, и поддерживается информационной системой организации. Работа в организации объединяет понятия «функция» и «процесс»; ее можно представить как совокупность задач и операций, которые необходимо выполнить человеку для преобразования имеющихся ресурсов в создаваемый продукт. Для создания этого продукта организация должна преобразовать имеющиеся ресурсы. Действия по преобразованию ресурсов - функции - можно разделить на задачи в зависимости от создаваемого продукта. В свою очередь, процесс создания продукта делится на операции в зависимости от используемых ресурсов. Совокупность задач и операций, выполняемых в организации, составляет работу всей организации, которая делится между работниками с учетом горизонтального и вертикального разделения работы. Таким образом, содержательная сторона работы отдельного работника в организации представляет определенный набор задач и операций. Рассмотрим принципиальные различия между трудом и работой.

  • 1. Работа направлена на получение результата. Результат работы измеряем, имеет объективный характер. Ценность выполненной работы определяется людьми в рыночных отношениях. Труд связан с приложенными усилиями в процессе деятельности человека. Оценка этих усилий субъективна.
  • 2. Работа имеет различные характеристики (по содержанию) начала и конца цикла. Помимо исполнителей в работе существуют источник работы и получатели результата. Работа делится по целям, задачам, операциям, выполнение которых приводит к результату. Труд как процесс однороден, имеет детальное деление на операции, приемы и движения. Источник труда - деятельность человека, а получателем труда является исполнитель.
  • 3. Процесс выполнения работы предполагает использование техники и технологии для выполнения операций, решения задач и достижения целей. Труд связан с действиями человека по имеющейся технологии, точным и четким описаниям того, что и где делать, действия подчинены технологическому процессу и требуют умственного и физического напряжения.
  • 4. Необходимые в работе качества человека определяются спецификой решаемых задач и поставленных целей. Для выполнения работы действия работника должны содержать усилия, настойчивость, старание, добросовестность, направленность, инициативу. Труд связан с точными действиями, движениями и приемами во времени.
  • 5. Отношения между работником и организацией основываются на обмене полученных в работе результатов - заработной плате и произведенной продукции.
  • 6. Управление работой включает в себя проектирование работ, построение взаимосвязей по работе, разделение полномочий и ответственности. Управление трудом связано с затратами, необходимостью компенсации усилий и добросовестностью деятельности работников. Управление трудом на уровне организации сводится к его разделению и нормированию, созданию условий труда. Организация труда позволяет экономить человеческие и сырьевые ресурсы, устранить потери времени.

Управление трудом малоприменимо в деловой организации из-за проблемы его объективного измерения и отсутствия прямой зависимости между трудом и конкретным результатом. Но некоторые результаты исследований труда, например приемы и методы, могут быть полезны отдельным работникам, так как использование их позволит повысить индивидуальную производительность.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа - это объективно измеряемые действия, направленные на достижение поставленной цели. Понятие «труд» связано с субъективными суждениями по поводу усилий, затрачиваемых индивидом в том или ином направлении. Работа в организации очень разнообразна по своему содержанию. В этой связи целесообразно рассмотреть различные виды работ и их классификацию по регламенту выполнения, на правленности и сопоставимости результата, по взаимодействию работников.

1. По регламенту выполнения работы . В регламентированных работах действия работника определены инструкцией, заданной технологией. Работник при выполнении регламентированной работы не вносит в нее элементов новизны и личностного вклада. Результаты регламентированной работы измеряются в количественных показателях и зависят не столько от индивидуальных способностей работника, сколько от возможности реализации этих способностей в существующем регламенте.

В инновационных работах действия работника направлены на создание нового продукта, изделия, ранее неизвестного, или на разработку нового метода производства. В этом случае полученный результат работы зависит от личности и профессионального потенциала работника и проявляется при его использовании в деятельности организации. Получение результата новаторской работы определяется творческими способностями и зависит от самого работника.

  • 2. По направленности результата . Результаты работы направлены на создание организацией продукта, предназначенного для потребителя или клиента вне организации. В создании продукта участвуют линейные подразделения: снабжение, производство, сбыт, маркетинг, НИОКР. Результаты работы направлены на создание продукта, необходимого внутри организации, и оцениваются по изменениям деятельности организации. Результаты, связанные с администрированием, организационным развитием, направлены на обеспечение деятельности организации.
  • 3. По сопоставимости и повторяемости результата. Функциональная работа связана с решением однородных по содержанию задач, достижением одинаковых целей и выполнением аналогичных действий. Получаемые в работе результаты имеют временную периодичность и сравнимы друг с другом. Проектная работа связана с выполнением и осуществлением разных по содержанию действий и задач, направленных на достижение результата. Содержание работы существенно меняется после каждого ее выполнения, нет четкой временной периодичности, и результаты трудно сопоставимы.
  • 4. По взаимодействию работников при выполнении работ. Индивидуальная работа выполняется при минимальной степени взаимодействия работников и высокой автономности их деятельности. Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Величина уровня автономности зависит от человека.

Групповая работа выполняется с максимальной степенью взаимозависимости между работниками. Получение результата зависит от взаимодействия работников в процессе работы.

Очевидно, что признаки классификации раскрывают содержательную сторону работы. Содержание работы - это совокупность задач и действий, которые необходимо выполнить для получения результата в работе. Различия между видами работ показывают ее качественные характеристики и накладывают отпечаток на процесс выполнения. Из сказанного выше следует, что понятие «работа» содержит в себе некоторую двойственность. С одной стороны, работа имеет содержательную сторону - совокупность задач и действий. С другой стороны, работа как деятельность, направленная на получение результата, представляет собой процесс, в котором создается этот результат и проявляются индивидуально-личностные способности и умения работника.

Рассмотрим работу как процесс по созданию продукта. Весь процесс выполнения работы можно разложить на отдельные этапы, выполняемые каждым работником, но при этом каждый этап работы должен сохранить вид процесса. Это означает, что работник получает работу, выполняет и передает ее дальше по цепочке. Выполнение работы в организации отдельным работником представляет собой процесс по преобразованию ресурса в продукт путем осуществления определенных действий, использования технологии и необходимых методов.

Работу можно представить и как действие, которое нужно совершить работнику для ее выполнения. В любой работе, даже монотонной и ручной, можно выявить цикл действий, во время которого совершается действие и выполняется работа.

Таким образом, действия по выполнению работы имеют начало, непосредственно выполнение работы и завершение работы. Процесс выполнения работы, как правило, наблюдаем, а действия по ее начинанию и завершению скрыты от наблюдения, но, как и процесс выполнения, требуют от работника внутренних усилий и внимания. Кроме того, работу можно рассмотреть как действия по созданию результата.

Для создания в работе результата от работника требуются действия, различные по своему содержанию и направленности: подготовка к работе, выполнение работы и сохранение результата. Ошибочно сводить работу только к функциональной деятельности, поскольку организационные действия не менее важны. На подготовительном этапе закладывается качество работы и производительность, а пренебрежение к сохранению и передаче результата работы приводит к его потере.

Работа каждого работника в организации должна включать в себя организационные механизмы, способствующие координации и взаимодействию работников. В содержании работы можно отметить три взаимосвязанных вида построения отношений: полномочия, ответственность и подконтрольность.

Полномочия состоят в праве работника требовать для выполнения работы всех необходимых ресурсов. Ответственность заключается в действиях, которые работник осуществляет для выполнения работы. Контроль выражается в отчетности по результатам деятельности и достижении намеченных целей. Работа как объект управления является местом приложения объединенных и скоординированных усилий трех категорий работников: исполнителя, специалиста и менеджера.

Исполнитель - это непосредственно работник, обеспечивающий выполнение конкретной работы и получение результата. Специалист обеспечивает работоспособность и использование технологий, связанность работ в единый процесс. Менеджер осуществляет разделение работ между работниками и координацию процессов при их выполнении.

Работа является результатом разделения имеющихся в организации задач. По характеру действий и требуемым качествам задачи в организации делятся на три группы:

  • 1) задачи, выполнение которых требует действий по плану;
  • 2) задачи, связанные с решением проблем и действиями по предупреждению их появления;
  • 3) задачи, направленные на развитие и улучшение процесса выполнения работы и получаемого результата.

Для системного понимания работы и ее содержания необходимо рассмотреть место работы в организации. На основании представления работы как процесса авторами предложены схемы взаимосвязей между работниками в организации. Процесс выполнения работы происходит при взаимодействии работников и менеджеров, которые его обеспечивают. Работа в организации представляет собой направленный процесс от получаемых ресурсов до конечного продукта. Для работника это означает наличие двух потоков:

  • входящего (ресурсы, необходимые для выполнения работы);
  • выходящего (полученные результаты работы).

Действия, необходимые для выполнения работы, становятся основанием для требований к работнику. Основным документом, регламентирующим полномочия и действия работника, его отношения на работе, служит должностная инструкция. Отношения на работе, в свою очередь, являются необходимым инструментом для решения проблем, возникающих при выполнении работы, а также элементом организационного развития.

Менеджер выполняет следующий набор управленческих функций:

  • обеспечивает выполнение работы управленческим взаимодействием с работником;
  • устанавливает правила и нормы поведения;
  • предоставляет работнику полномочия и контролирует выполнение работы.

Работа включает в себя действия работника, используемые инструменты и применяемые методы. С точки зрения содержания работы действия определяют ее исполнительную сторону, инструмент отражает техническую, а методы - организационную.

С позиции выполнения работы действия работника являются отражением его мотивации, применяемый инструмент отражает его умения, а методы - имеющиеся знания. При выполнении работы важно отличать изделие от результата. Результат работы - это, как правило, сам факт изменения состояния какой-либо вещи или группы предметов, а под изделием следует понимать всякий предмет, изменение состояния которого было обусловлено действиями работника. Полученный в работе результат является мерилом достижения поставленной в работе цели. Другой важный аспект деятельности работника заключается в том, что всякая работа, деятельность и поведение вообще слагаются из конкретных действий, которые приводят к получению результата. Причиной же самих импульсов и действий работника является задуманная и поставленная им цель, его заинтересованность в выполнении своей работы.

В связи с развитием технологии, области знаний, повышением темпа изменений во внешней среде становится особенно актуальным управление работой. Для того чтобы организация достигала поставленных целей, выпускала продукт, конкурентоспособный на рынке, каждый работник должен иметь и выполнять определенную работу. Чтобы выполнение работы приводило организацию к поставленным целям, руководство должно управлять работой в организации.

Для управления работой применяется определенный набор методов, которые позволяют:

  • создавать новые работы;
  • знать, измерять и оценивать существующее состояние работ;
  • воздействовать на содержательную и организационную сторону работ;
  • контролировать процесс выполнения работы;
  • получать представление о деятельности каждого работника;
  • иметь документ, регламентирующий выполнение работы;
  • знать, какие качества необходимы для выполнения работы. Основатель научного управления Ф. Тейлор в начале XX в. указывал на разделение труда и проектирование работы как на элементы функции администрирования наряду с составлением планов и распределением обязанностей. Работа у Тейлора представляет собой задание, которое должно быть выполнено работником или объединенными усилиями работников и администрации. Задание подробно объясняет, что должно быть сделано и как, указывает точное время выполнения работы. Планы заданий составляются с тем расчетом, чтобы обеспечить хорошую и тщательную работу .

Среди зарубежных исследователей работы необходимо отметить Ф. Гилберта и Л. Гилберт, которые расширили изучение работы до исполнителя, его движений и затрачиваемого времени. Это позволило проектировать рациональные методы выполнения работы и устанавливать нормы затрат рабочего времени. Первым, кто поставил вопрос об эффективном выполнении работы в организации, был Г. Эмерсон. Для повышения производительности он предложил двенадцать принципов организации работы, часть которых непосредственно относится к выполнению работы работником. Одним из основателей изучения работы в нашей стране был А. К. Гастев. Работа рассматривалась им с позиции проектирования и организации рабочего места, обучения использованию новых методов выполнения работы.

Революционным взглядом на работу как на результат деятельности явилась концепция управления по целям П. Друкера. Работа представлена в виде действий, направленных на достижение целей, а «...цель - это не что иное, как декларация о требуемом результате» . Логика управления по целям требует:

  • четкого определения целей или желаемых результатов работ;
  • формирования реальных программ их достижения;
  • системы оценки параметров работ путем измерения конкретных

результатов по этапам достижения поставленных целей.

Тем не менее в данной концепции сами действия по достижению целей и мотивация работника при выполнении работы не раскрывались.

Современный способ представления работы в виде проекта является концентрацией передовых концепций и теорий менеджмента, а наличие основных атрибутов работы - цели, действий и результата - показывает справедливость такого сравнения. Финансовая самостоятельность, зависимость от времени, оценка качества клиентом, гибкость делают представление работы в виде проекта перспективным направлением проектирования работы в современных организациях . Управление работой является одной из важных функций управления и учитывает не только необходимость выполнения работы, но и возможности работников. К основным инструментам управления работой относятся следующие: анализ, проектирование, описание, спецификация, перепроектирование, оценка ценности работы и должностная инструкция.

Анализ работы - это процедура объективного описания работы, ее содержания, обязанностей работника и условий работы. Анализ работы позволяет получить информацию об имеющейся работе, оценить ее адекватность целям и задачам организации, выявить причины низкого уровня выполнения работы и потенциал. Анализ работы основывается на следующей информации:

  • описание выполнения работы;
  • требования к действиям и поведению в работе;
  • используемое оборудование и технологии;
  • условия работы, финансовые и нефинансовые стимулы;
  • знания, умения, личные качества, необходимые для выполнения работы.

При анализе работ необходимо:

  • 1) учитывать организационный уровень выполнения работы;
  • 2) сопоставлять работы между собой, с другими работами и их местом в организационной структуре;
  • 3) сравнивать данные с организационными аспектами по вопросам подчинения и взаимодействия в процессе работы;
  • 4) следить по технологической карте за неразрывностью технологического процесса рассматриваемой работы.

Результат анализа работы является основанием для следующих действий:

  • составление требований к работнику;
  • обоснование должностных обязанностей;
  • определение компенсаций, заработной платы и бонусов;
  • выявление организационных проблем выполнения работы;
  • обоснование необходимости перепроектирования работы. Проектирование работы - это процесс создания спецификации

задач для конкретного работника в организации, включающий последовательность их решения с учетом отношений по работе, взаимозависимости с другими задачами и требуемого результата. Проектирование работы является одной из управленческих задач, назначение которой заключается в том, чтобы построить работу таким образом, чтобы ее выполнение привело к достижению организацией своих целей. Проектирование направлено на формирование работы из совокупности задач и операций, решение и выполнение которых необходимо для организации.

Существуют два основных подхода к проектированию работы в организации. Первый, наиболее распространенный, состоит в том, что исходя из целей и функций организации сначала проектируется работа, а человек подбирается для уже известной и определенной работы. При втором подходе человек, его личностные качества и способности являются основой для проектирования работы. В зависимости от подхода к проектированию работы разным будет содер жание и организационная сторона работы, но структура работы сохранит принципиальные моменты.

Оценка работы имеет относительный характер, поскольку работа оценивается в сравнении с другими видами работ в организации. Результатом данного процесса является четкое определение иерархии оплаты за выполненную работу. Формальная систематическая оценка работы позволяет определить ее относительную ценность в организации и соответствующее вознаграждение. Оценка работы персонала была и остается одним из важнейших направлений кадрового менеджмента. Она призвана способствовать выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в организации.

В настоящее время единого системного подхода к толкованию понятия оценки персонала, ее сущности и значения не существует. Оценку работы персонала можно определить так же, как процесс сбора и анализа информации о том, как работники выполняют порученные им функции, и выяснения того, в какой степени их рабочее поведение, трудовые показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и руководства. Оценка работы персонала, кроме того, представляет собой процесс, который включает выявление и доведение до сведения работника информации о том, как он выполняет свои функции, и в идеале разработку плана улучшения его работы.

Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития. Существует несколько методов оценки работ. Например, факторный метод: объективная оценка работы идет по каждому фактору, и проводимая далее суммарная оценка факторов дает общий рейтинг работы, что позволяет выбрать соответствующий тариф, приемлемый и справедливый размер оплаты за выполненную работу.

Должностная инструкция - это основной документ, регламентирующий отношения работника и организации. Она предназначена для информирования лица, занимающего должность, о задачах, распределении прав и обязанностей, взаимодействии с другими людьми по работе в организации и т.д. Таким образом, должностная инструкция служит вспомогательным средством управления людьми в организации и регламентирует не только действия, связанные с выполнением работы, но и отношение к работе. Должностная инструкция должна учитывать организационную структуру, определять предназначение работника в организации и тем самым способствовать построению управленческих отношений в организации.

Таким образом, существуют определенные методы управления работой в организации, с помощью которых можно менять не только содержание работы, но и ее организационную сторону, а значит, действия, обязанности и взаимодействия работников по работе. Это позволит добиваться лучшего соответствия выполняемой в организации работы поставленным целям.

Наличие правильно спроектированной работы и отбора работников с соответствующим уровнем знаний и умений, подобранных согласно требованиям работы, не гарантирует организации успеха в достижении целей. Необходимо обеспечить выполнение работы и получение должных результатов каждым работником в организации. Добиться выполнения работы можно экономическим путем, т.е. обменом результата работы на денежное вознаграждение (сдельная форма оплаты). Другим способом обеспечения выполнения работы является получение работником денежного вознаграждения за затраченное на работу время. Такая форма обеспечения выполнения работы является переменной формой оплаты.

Существуют определенные стандарты выполнения работы и получения результата. Выполнение работы и получение результата складываются целиком и полностью из действий работника, а характер и последовательность этих действий зависят от человека, его замыслов и мотивации. Процесс получения результата начинается с желаний и потребностей работника, поскольку инструмент и используемые технологии только направляют его деятельность и позволяют добиться больших успехов в работе.

Согласно теории ожидания В. Врума, работа для человека является средством, инструментом удовлетворения потребностей. С позиции обеспечения выполнения работы в организации и получения высоких результатов работа должна быть целью для работника, что требует мотивации работника самой работой, тем более что характеристики поведения, которые ему необходимо проявить, определяются работой и ее содержанием.

Роль менеджера по обеспечению выполнения работы в этом случае заключается не только в наборе необходимых людей, их стимулировании, но и в том, чтобы сделать работу интересной для работника и развить важные для ее выполнения качества. Для этого необходимо знать и понимать потребности и желания работника, то, что побуждает его к действиям и к чему он стремится.

В отношении деятельности работника в организации важными становятся характеристики действий, но не сами по себе, а в связи с получаемым в работе результатом. Другими словами, необходима заинтересованность работника в самом результате. При этом работу можно построить таким образом, что сотрудник будет стараться выполнить ее лучше и достичь более высоких результатов, применяя имеющиеся знания, умения, индивидуальные способности.

Непосредственная заинтересованность работника в результате способствует достижению лучшего результата, а умение выполнять работу сформирует необходимое отношение и интерес к ней. Как правило, в процессе работы используется только часть возможностей работника, при этом меняются не только навыки и опыт, но и потребности сотрудника. По мере развития технологии изменяется характер работы, что требует от работника большого личного вклада в работу. Личный вклад в работу - это не только использование знаний и умений, но и решение возникающих проблем, предупреждение их появления, это также создание нового в работе, развитие продукта и межличностное взаимодействие по работе. Несмотря на развитие современной технологии, выполнение работы и достижение результата непосредственно зависят от работника, а для личного вклада и получения высоких результатов в нерегламентированной работе необходима мотивация как внутренняя движущая сила повышения качества рабочей силы.

Рофе А.И. Научная организация труда. - М.: МИК, 1998.

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 1998.
  • Тейлор Ф. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
  • Моррисей Дж. Целевое управление организацией / Пер. с англ.; Под ред.И.М. Верещагина. - М.: Сов. радио, 1979.
  • Питерс Т. Вау проект // Искусство управления. 2000. № 3. С. 44-57.
  • 
    Top