В чем по мнению автора состоит привлекательность. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание". Правопорядок и правоотношения

Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными способами.

Под невключённым наблюдением понимается такой способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.

Прежде всего, социолог, осуществляющий включённое наблюдение, должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.

Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями уважения к личности человека, соблюдение элементарных прав человека (ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным, медицинским и иным опытам).

Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты :

1) Что социологи понимают под наблюдением.

2) Невключённое и включённое наблюдение.

3) Формы включённого наблюдения.

4) Достоинства включённого наблюдения.

5) Недостаток метода наблюдения.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста,

их названия (пункты плана) отражают основные идеи

соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все

названия (пункты плана) отражают основную идею каждого

фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C2 Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов, состоит его недостаток? Своими словами поясните сущность этого недостатка.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) ответ первый вопрос : наблюдение – это сбор первичных данных,

связанных

объектом

исследования,

осуществляемый

исследователем лично путём непосредственного восприятия;

2) ответ

вопрос :

недостатком метода наблюдения

является неизбежное проявление необъективности исследователя;

3) пояснение , допустим: сам учёный вовлечён в процесс познания

объекта, поэтому на результаты наблюдения могут повлиять

знания, имеющийся социальный опыт и даже настроение

наблюдателя.

Элементы ответ могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно даны ответы на два вопроса, приведено пояснение

Правильно дан ответ на один любой вопрос, приведено пояснение.

ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса

Правильно дан только ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Приведено только пояснение.

Приведены

рассуждения

характера,

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C3 Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте? Укажите различие между ними.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) две формы включённого наблюдения : «открытое» и «скрытое»

(закрытое) включённое наблюдение;

2) различие , допустим: при «открытом» включённом наблюдении

исследователь ставит в известность членов группы наблюдения о

том, кто он такой и каковы его цели, а при «скрытом» действует

формулировках

Правильно названы две формы, и указано различие

Правильно названы только две формы.

ИЛИ Правильно названа только одна форма, и указано различие.

ИЛИ Только указано различие

Правильно названа только одна форма.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C4 Объясните, почему использование метода включённого наблюдения порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет на достоверность получаемой информации?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) объяснения по каждому виду проблем , например:

этические проблемы

связаны с тем, что исследователь

(особенно при «скрытом» наблюдении) невольно обманывает

людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то,

что, возможно, не рассказали бы чужому человеку;

правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может

нарушить конституционные права человека, нормы закона,

требующие получить

согласие испытуемых на проведение

исследования;

2) ответ на вопрос , допустим: при закрытой форме испытуемые

ведут себя более естественно, чем при открытой форме, поэтому

информация может быть более достоверной.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

Правильно даны объяснения по двум видам проблем и ответ на

Правильно даны только объяснения по двум видам проблем.

ИЛИ Правильно даны объяснение по одному любому виду проблем

и ответ на вопрос

Правильно дано только объяснение по одному любому виду

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C5 Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий. Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ соответствующим фрагментом текста.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) способ – включённое наблюдение;

2) фрагмент текста : «включённое

наблюдение, напротив,

предполагает полное

или частичное

участие наблюдателя в

исследуемом процессе».

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно назван способ наблюдения, и приведён фрагмент текста

Правильно назван только способ наблюдения.

ИЛИ Только приведён фрагмент текста

Ответ неправильный

Максимальный балл

и приведены

соответствующие пояснения , например:

1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе,

общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать

учащихся, их индивидуально-психологические особенности,

манеру поведения, что невозможно без применения метода

наблюдения);

2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы

понять, насколько эффективно применение тех или иных способов

лечения, лекарственных средств).

быть указаны

профессии, приведены другие

пояснения

Указаны две профессии, выбор пояснён в каждом случае

Указаны одна-две профессии, выбор пояснён только в одном

Указаны только одна-две профессии.

Приведены

рассуждения

характера,

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ


С4. Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить - это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, фак­ты общественной жизни и личный опыт приведите два свиде­тельства реализации этой свободы (права) человека в современ­ной России.



  1. свобода (право) человека : свобода вероисповедания, может быть названа также свобода совести;

  2. свидетельства реализации этой свободы (права) в со­ временной России , например:
согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована свобода вероисповедания;

В современной России действуют религиозные орга­низации, исповедующие различные религии; - в РФ вероисповедание не является основанием для отказа в получении образования, трудоустройстве, социальной помощи.

Могут быть приведены другие свидетельства реализации в современной России свободы вероисповедания.


Правильно названа свобода (право) человека, приведены два свидетельства.

3

Правильно названа свобода (право) человека, приведено одно свидетельство, ИЛИ свобода (право) человека явно не названа, но приведенные два свидетельства ее реали­зации говорят о понимании учеником сути вопроса.

2

Правильно названа свобода (право) человека, свидетель­ства не приведены, ИЛИ свобода (право) человека явно не названа, но приведенное одно свидетельство ее реали­зации говорит о понимании учеником сути вопроса.

1

Неправильно названа свобода (право) человека при лю­бом количестве свидетельств, ИЛИ приведены рассужде­ния общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. У русского народа есть много обычаев, связанных с до­мовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой за­ботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



элементы :

1) Объяснение приведенного в задании факта , например: люди верили в возможность контакта, получения реальной помощи или причинения вреда сверхъесте­ственными силами, в данном случае, домовым.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) Фрагмент текста: «От тех же неведомых сил зависе­ли, по мнению древних, и здоровье человека, и мно­гое-многое другое. Эти неведомые силы люди проси­ли о помощи. А чтобы просьба была исполнена, бо­жеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее - деньги...».

Может быть приведен другой фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.

2

Дано правильное объяснение, ИЛИ приведен фрагмент текста.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С6. Согласны ли вы с приведенной в тексте оценкой значи­тельной роли религии в сохранении культурных ценностей человечества? С опорой на текст и обществоведческие знания при­ведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

  1. выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте оценкой роли религии;

  2. приведены два аргумента (объяснения) в защиту сво­ его мнения , например:
в случае согласия с приведенной в тексте оценкой может быть указано, что:

По заказу церкви создавались шедевры искусства, многие из которых сохранились до наших дней;

Религия играет значительную роль в сохранении и распространении моральных ценностей;

В законах многих стран указаны требования к канди­датам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз осед­лости, профессиональную пригодность для искомой долж­ности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С. Гаджиева «Политология»

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).


С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С3. Какие три принципа предвыборной кампании выделяет автор?
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспече­ния такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входи ли депутаты парламента, мэры городов. Де Голль |предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приве­денный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С1


  1. значение всеобщих выборов

  2. при нципы предвы борной кампании
3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах - право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков




2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1



0

Максимальный балл

2


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной програм­мы развития общества.


Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет ав­тор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

11) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

22) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

33) невмешательство государственного аппарата в ход избира­тельной кампании



Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4 Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспе­чения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, соб­ственный социальный опыт, укажите, как используются средства массо­вой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампании;

2) указание о том, как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.



Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллеги­ей выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры горо­дов, Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам пре­зидента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в ус­ловии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

всеобщие выборы; - референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.



Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Сб. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при­веденным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия , может быть указано, что

В этом случае возрастает количество участвующих в голо­совании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

Отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправ­данным экономическим потерям;

В случае несогласия с приведенной позицией может быть ука­зано, что

В условиях демократии каждый человек сам решает, ка­ким правом ему пользоваться, а каким нет;

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)





2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент,.ИЛИ мне­ние учащегося не выражено, но понятно из контекста , приведены

два аргумента



1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приве­ден один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

Гражданское общество

Гражданское общество - это общество структуриро­ванное. Оно содержит внутри себя массу негосударствен­ных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объе­динений, уже не стоит один на один перед лицом государ­ственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожар­никам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я - член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» - очень серьезная общественная ор­ганизация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные то­вары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государст­венное или частное предприятие, если уличит его в неува­жении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки граж­данского общества. А вот если взять, к примеру, современ­ную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «со­циальными проектами». Это центры дошкольного воспита­ния, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гра­жданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого граж­данского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защи­ту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помо­гают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Оза­главьте каждую из них (составьте план текста).


С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

С4, Приведите три примера защиты гражданским обще­ством интересов и прав гражданина. В каждом слу­чае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.
С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функ­ционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.
Сб. В тексте приведено утверждение : «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два ар­гумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) что такое гражданское общество;

2) проявления гражданского общества в ФРГ. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две функция гражданского общества названы в тексте?



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В правильном ответе могут быть названы следующие функции гражданского общества;

1) объединение единомышленников;

2) защита гражданина от государства;

3) защита гражданина от одиночества.

Функции гражданского общества могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Названы две функции

2

Названа одна функция

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданско­го общества:

1) союз потребителей;

2) клуб содействия пожарным;

3) приход храма;

4) спортивный клуб;

5) центры дошкольного воспитания;

б) продовольственные кооперативы;

7) мастерские;

8) общественные библиотеки;

9) движение за гражданские права.



Указаны пять проявлений

2

Указаны три-четыре проявления

1

Указано одно-два проявления, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право граж­данина, а затем приведите пример.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать защищаемое право гражданина, а затем приведен пример, допустим:

1) потребительские права (общество потребителей представляет

интересы гражданина в судебном процессе с производителем некачественной продукции);

2) право на благоприятную окружающую среду (экологическая организация провела акцию по защите парка от вырубки);

3) право на доступ к достоверной информации о положении дел в стране (правозащитная организация подготовила и опублико­вала очередной доклад о состоянии прав человека в стране). Могут быть названы другие права гражданина, приведены другие примеры.


Названы и проиллюстрированы примерами три права гражданина

3

Названы два-три права, приведены два примера

2

Названы одно-три права, приведен один пример

1

Названы права без примеров, ИЛИ приведены примеры без ука­зания прав, ИЛИ ответ неверный

ответ неверный или отсутствует



0

Максимальный балл

3

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование граж­данского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) одним из принципов правового государства является обеспе­чение прав и свобод личности;

2) в условиях правового государства уважение к закону являет­ся неотъемлемым атрибутом сознания и поведения граждан, политики государства, что обеспечивает максимальную свободу и безопасность граждан;

3) в условиях правового государства осуществляется подлинное равноправие и равенство граждан перед законом. Могут быть приведены другие аргументы.



Приведены два аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при­веденной в тексте мыслью;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

Взаимодействие в малой группе позволяет удовлетворить многие потребности человека;

Члены малой группы непосредственно контактируют друг с другом, устанавливается определенный эмоциональный фон, межличностное общение;

в_случае_несогласия может быть указано, что

Не все потребности человека можно удовлетворить в рам­ках малой группы; - социализация человека осуществляется многими социаль­ными институтами, выходящими за рамки его ближайшего круга общения. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Эссе

Структурные элементы эссе

1) цитата

3) смысл высказывания

4) собственная точка зрения

5) аргументация на теоретическом уровне

6) фактическая аргументация – два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений

7) вывод

Основные фразы-клише по элементам структуры эссе

Элементы структуры

Фразы-клише

1. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы

Данная проблема является актуальной в условиях …

… глобализации общественных отношений;

…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

… обострения глобальных проблем современности;

… особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

… развития международной интеграции;

… современной рыночной экономики;

… развития и преодоления мирового экономического кризиса;

… жесткой дифференциации общества;

… открытой социальной структуры современного общества;

… формирования правового государства;

… преодоления духовного, нравственного кризиса;

… диалога культур;

… необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулирование собственной позиции выпускника

Действительно…

Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…

Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

А не задумывались ли вы над тем, что…

4. Теоретическая аргументация

Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии, социологии, экономической науки, политической науки)…

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

Данное высказывание может быть теоретически обосновано как…

Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании…

В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…

5. Фактическая аргументация

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…

Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни…

Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора…

Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора…

Обратимся к примерам из произведений русской литературы…

Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…

6. Вывод

Таким образом, можно сделать вывод…

На основании своих рассуждений подведу итог…

В заключении можно утверждать, что

Философия

Основные проблемы

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека.

6. Бесконечность процесса познания.

7. Вопрос о возможности познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

8. Соотношение субъекта и объекта познания.

9. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

10. Интуиция и ее роль в познании.

11. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

12. Проблема взаимосвязи самопознания и познания общества и мира в целом.

13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Единство чувственного и рационального познания.

15. Проблема взаимосвязи теории и практики.

16. Взаимодействия природы и общества.

17. Экологическая проблема и пути ее решения.

18. Соотношение материальной и духовной стороны общественной жизни.

19. Соотношение личности и общества.

20. Проблема единства свободы и ответственности личности.

21. Проблема морали в науке.

22. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

23. Многовариантность общественного развития.

24. Сущность цивилизации.

25. Многообразие подходов к изучению общества.

26. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

27. Духовная жизнь общества.

28. Общественное сознание, его структура и формы.

29. Наука как форма общественного сознания.

30. Эстетическое сознание.

31. Философское понимание искусства.

32. Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

33. Нравственное сознание.

34. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

35. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

36. Глобализация общественной жизни.

37. Роль народных масс и личности в истории.

38. Проблема закономерности общественного прогресса.

39. Проблема противоречивости общественного прогресса.

40. Эволюционный и революционный пути развития общества.

41. Человек как существо биосоциальное.

42. Проблема жизни и смерти.

43. Проблема подвига и самопожертвования.

44. Проблема нравственного выбора.

45. Проблема прекрасного и безобразного.

Экономика

Основные проблемы

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Значение экономики и экономической деятельности в развитии общества.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15. Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Социальная функция бизнеса.

19. Конкуренция и ее значение в экономике.

20. Налоги и их значение в развитии страны.

21. Значение производства в жизни общества.

22. Сущность предпринимательской деятельности.

23. Сущность и последствия инфляции в экономике.

24. Особенности и функции Центрального банка в экономике страны.

25. Проблема рационального поведения потребителя.

26. Роль государства в регулировании экономикой.

27. Проблема материальных стимулов к труду.

28. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкретных преимуществ в экономической деятельности.

Социология, социальная психология

Основные проблемы

1. Соотношение объективных и субъективных факторов на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальное неравенство и его значение в обществе.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Проблема компромисса во взаимоотношениях людей.

9. Соотношение социального статуса и поведения человека в обществе.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодежь как социальная общность.

12. Особенности отношения к жизни и к людям представителей различных поколений.

13. Особенности образа жизни молодежи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

14. Социальная мобильность.

15. Особенности выполнения людьми различных социальных ролей.

16. Наука как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

17. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

18. Взаимодействие религии и общества.

19. Семья как социальный институт и малая группа.

20. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

21. Отношение человека к труду, его социальная активность.

22. Социальные проблемы современности: алкоголизм, наркомания, проституция и их последствия.

23. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

24. Национальное самосознание.

25. Национальные отношения и тенденции их развития.

26. Межэтнические конфликты.

27. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

28. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

29. Барьеры в межличностных отношениях и возможные варианты их устранения.

30. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

31. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

32. Психологический климат коллектива.

33. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

34. Сущностные характеристики малой группы.

35. Взаимоотношения индивида и группы.

36. Особенности формирования групп.

37. Роли, нормы и статус личности.

38. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

39. Самоопределение как выбор собственной позиции.

40. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

41. Взаимосвязь основных сфер в социализации личности.

42. Проблема таланта и гениальности человека.

43. Значение деятельности в развитии способностей человека.

44. Общение и его значение в жизни человека.

45. Сущность социального конфликта.

46. Взаимоотношения личности и коллектива.

47. Семейные взаимоотношения.

48. Конфликт «отцов и детей».

49. Сущность толпы и стадный инстинкт.

50. Социально-психологический портрет лидера.

51. Детство как важный этап формирования личности.

Политология

Основные проблемы

1. Сущность политики и политической жизни.

2. Политическая система и ее роль в жизни общества.

3. Место и роль государства в политической системе общества.

4. Политические партии и общественно-политические движения в политической системе общества.

5. Особенности современных политических отношений.

6. Политическое сознание. Типы отношений человека к политике.

7. Политическая культура.

8. Проблема ограничения власти законом.

9. Проблема обеспечения целостности государства, его суверенитета и безопасности.

10. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Политика и мораль.

11. Соотношение целей и средств в политике.

12. Политический прогресс и его критерии.

13. Соотношение экономики, политики и права.

14. Сущность и особенности политической власти.

15. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

16. Политический режим: понятие и признаки.

17. Сущность демократического режима.

19. Тоталитарный режим.

20. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

21. Место и роль государства в политической системе общества.

22. Происхождение государства.

23. Сущность и признаки государства.

24. Государственный суверенитет.

25. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

26. Форма государства и ее элементы.

27. Соотношение общества и государства.

28. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

29. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

30. Правовое государство: понятие и принципы.

31. Разделение властей как принцип правового государства.

32. Государство и личность: взаимная ответственность.

33. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

34. Партийные системы.

35. Общественно-политические движения, группы давления.

36. Политические отношения и их особенности.

37. Политический плюрализм.

38. Сущность и структура политического процесса.

39. Революция и реформа как виды политических преобразований.

40. Политическая модернизация, реформирование государства и политической системы.

41. Значение выборов в жизни общества и государства, проблема абсентеизма.

42. Политические компании: их стратегия и тактика.

43. Популизм: понятие и признаки.

45. Политическое решение.

46. Сущность и функции политического лидерства.

47. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

48. Роль идеологии в политике.

49. Политическая культура: понятие и структура, типы.

50. Функционирование политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Правоведение

Основные проблемы

1. Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права.

2. Сущность права как выражения гуманизма во взаимоотношениях между людьми.

3. Проблема качества законов.

4. Соотношения права и морали.

5. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

6. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

7. Государство и гражданское общество.

8. Проблема значения правовых знаний в вопросе реализации прав граждан на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

9. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

10. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

11. Сущность юридической ответственности.

12. Правовая культура и ее значение.

13. Равенство всех перед законом.

14. Неукоснительное соблюдение законов всеми участниками общественных отношений – непременное условие развития и процветания общества.

15. Значение справедливого наказания для общественных отношений.

16. Проблема реализации принципа верховенства закона как условия суверенитета и могущества государства.

17. Принцип единообразного толкования закона.

18. Соотношение права с другими социальными нормами.

19. Сущность и предназначение наказания за совершение правонарушений.

20. Проблема взаимосвязи прав и обязанностей личности.

21. Проблема гарантий соблюдения правовых норм в обществе и государстве.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Быть в контексте задания!!! ... это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Обществознание ЕГЭ часть С

Задание 25.

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Составьте два предложения: одно - о признаках политических партий, другое – о видах политических партий.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Составьте два предложения: одно – о видах инфляции, другое – о мерах борьбы с инфляцией.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданские правоотношения»? Составьте два предложения: одно – о признаках гражданских правоотношений, другое – о субъектах гражданских правоотношений.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Составьте два предложения: одно – о об изменениях критериев общественного прогресса, другое – о современных критериях общественного прогресса.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоговые льготы»? Составьте два предложения: одно – о видах налоговых льгот, другое о субъектах льгот.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночное равновесие»? Составьте два предложения: одно – о признаках рыночного равновесия, другое – о видах рыночного равновесия.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения: одно – о видах социальной мобильности, другое – о социальных лифтах.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Составьте два предложения: одно – о критериях социального неравенства, другое – о функциях социального неравенства.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Составьте два предложения: одно – о функциях способностей, другое – о проявлениях способностей.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Составьте два предложения: одно – о принципах юридической ответственности, другое – о видах юридической ответственности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Составьте два предложения: одно – о видах политического режима, другое – о функциях политического режима».
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Составьте два предложения: одно – о видах истины, другое – о критериях истины.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Составьте два предложения: одно – о функциях социальных норм, другое – о видах социальных норм.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Составьте два предложения: одно – о сущности государственного суверенитета, другое – о механизмах реализации государственного суверенитета.
  • Анализируя задачи экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о религии.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правонарушении.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «местное самоуправление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о местном самоуправлении.

Задание 26.

  • Какие вопросы регулируют нормы конституционного права? Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примерами.
  • Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процессы социальной мобильности, и проиллюстрируйте примером каждое из них.
  • Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
  • На трех примерах покажите влияние конкуренции на деятельность фирмы.
  • Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
  • Назовите любые три структурных компонента политической системы и проиллюстрируйте примером каждый компонент.
  • назовите три функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах.
  • Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.
  • Назовите любые две особенности теоретического уровня научного познания (исследования) и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.
  • Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.
  • Назовите три любых объекта гражданских прав и проиллюстрируйте примерами правоотношения, возникающие по их поводу.
  • Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них.
  • Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.
  • Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнерского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.
  • Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества.
  • Назовите три права собственника, составляющие юридическое содержание собственности, и каждое право проиллюстрируйте примерами.
  • Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем – пример.
  • Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.
  • С помощью трех примеров проиллюстрируйте социальные функции науки. В каждом случае сначала укажите функцию, а затем приведите пример.
  • На примере конкретного преступления покажите два обстоятельства, отягчающие наказание.

Задание 27.

  • В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
  • В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политикой. Для этих целей службы изучения общественного мнения проводят специальные опросы и публикуют их итоги. Укажите три фактора, способные оказать влияние на формирование рейтинга политического лидера.
  • Правительство страны Z ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.
  • В ходе социологического опроса 2007 г. 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Какие из следующих проблем нашего общества тревожат вас больше всего?» Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 2002 г., представлены в таблице.

Вариант ответа

% респондентов

2002 г.

2007 г.

Рост цен

Бедность, обнищание большинства населения

Рост безработицы

Кризис в экономике, спад производства в промышленности и сельском хозяйстве

Рост числа уголовных преступлений

Кризис морали, культуры, нравственности

Коррупция, взяточничество

Рост платности, недоступность образования

Рост наркомании

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Интерпретируйте один из сделанных выводов.

  • Главной целью предприятия «Коржик, производящего кондитерские и хлебобулочные изделия, является извлечение прибыли. Оно проводит открытую подписку на выпускаемые им ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
  • Страна П – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальных меньшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны П.
  • Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.
  • Одним из недостатков рынка ученые признают то, что он не обеспечивает полной занятости населения. Используя обществоведческие знания, выскажите три объяснения причин данного недостатка рынка.
  • В первой половине 90-х годов ХХ века немалое число людей в нашей стране были вынуждены заняться торговым посредничеством, приобретая недорогие товары за рубежом и реализуя их в стране. Среди так называемых челноков были работники средней и высшей школы, инженеры и представители других профессий, требующих образования и квалификации. В дальнейшем некоторые из них вернулись к своей прежней деятельности. Но были и те, кому удалось создать свое дело и стать успешными предпринимателями. Какое социальное явление отражено в условии задания? Назовите два направления этого явления, указанные в условии, и проиллюстрируйте каждое из названных направлений примером, содержащимся в условии.
  • По данным ООН, в мире около 113 млн. детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек – в Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн. человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведенных данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этого региона лидируют по числу детей, не посещающих школу.
  • В государстве Z после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.
  • В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
  • Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
  • Превысивший разрешенную скорость автомобилист К. стал виновником дорожно-транспортного происшествия. При этом был поврежден забор, ограждающий земельный участок гражданина У. Какие два вида правонарушения совершил гражданин К.? Назовите два вида ответственности, предусмотренные соответствующими кодексами за совершенные правонарушения.
  • На фондовой бирже значительно снизился курс акций компаний энергетического сектора. Сформулируйте три причины, которые, согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин.
  • Какова общая черта деятельности ребенка, играющего со своими товарищами в новую игру; А. Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса? Обоснуйте свое мнение. Укажите любые два качества личности человека, обеспечивающие успешность подобной деятельности.
  • В школах страны С. Много внимания уделяется здоровью детей. Проводятся регулярные физкультурные паузы, устанавливаются приборы, очищающие воздух. Для детей с ограниченными возможностями проводятся занятия на дому. Какая тенденция развития образования проявляется в стране С.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите любое проявление данной тенденции, не упомянутое в условии задания.

Задание 28.

  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономические системы».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданский процесс».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и изменение социального статуса»
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая власть как особый тип общественных отношений».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие путей познания мира».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовые правоотношения»
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовое государство и гражданское общество».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Малая социальная группа и ее роль в обществе».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и партийные системы».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль в обществе».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические организации».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Виды знаний».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».

С 9.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.

(По П. Бергеру)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения? 23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером. 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом). 25. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия. 26. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Ответы к заданиям Ответы на задания с кратким ответом
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

Ответы на задания с развернутым ответом

№ задания Ответ
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: · Что такое общество? · Общество с точки зрения социологии. · Общество с точки зрения экономистов.
критерий: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию 2) аргумент: им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей (общество рыболовов, охотников). 2) термин «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий (всё человечество в целом).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные 2) различные подходы: · экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг · социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти
1) Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя участниками взаимодействия и более. Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. 2) Регулируются социальными нормами: правовыми, моральными, религиозными, политическими и др.
1) Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.

Правопорядок и правоотношения

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

Правосознание

«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.


Top