Кто может проводить административное расследование. Неожиданный визит инспектора: внеплановая проверка или административное расследование? Как проводится расследование

  • Дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение.
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающий на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей КоАП РФ либо законом субъекта Российской Федерации, за совершение которого предусмотрена административная ответственность;
  • Запись о разъяснении прав физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении.
  • Подпись должностного лица, вынесшего определение.
  • Виды процессуальных действий в ходе проведения административного расследования Вопрос о процессуальных действиях, требующих значительных временных затрат, в юридической литературе и на практике воспринимается по-разному.

Порядок и сроки проведения административного расследования

Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. ТЕМА: Сколько может длиться расследование по ДТП? ago #26 Согласно ч.5 ст. 28.7. КоАП РФ. срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В исключительных случаях указанный срок может быть продлен: - решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца; - решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев.

Статья 28.7. административное расследование

В соответствии со статьей 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: — отсутствие события административного правонарушения; — отсутствие состава административного правонарушения; — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; — наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела; — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Определение о прекращении производства по делу выносится на основании статьи 28.9 Кодекса, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса.

Срок административного расследования

Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

9. окончание административного расследования

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам Экспертиза актов проверок, предписаний, протоколов, постановлений и иных документов, выданных органами надзора РФ в кратчайшие сроки. Экспертиза сопровождается письменным заключением и рекомендациями Понятие административного расследования Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Определение размера причиненного ущерба и порядок его возмещения Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.


2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества. 3.

В какой срок должно быть закончено административное расследование?

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Права лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предусмотрены статьей 25.1 Кодекса. Права законных представителей физического лица предусмотрены статьей 25.3 Кодекса.


Права и обязанности специалиста предусмотрены статьей 25.8 Кодекса. Права и обязанности эксперта предусмотрены статьей 25.9 Кодекса. Об ознакомлении перечисленных лиц с правами делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса).
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

В какой срок должно быть закончено административное расследование

Порядок назначения и проведения разбирательства по фактам нарушений воинской дисциплины Но в отличие от статьи 193 Трудового кодекса РФ форма проведения разбирательства в этом случае Уставом не определена. Такое разбирательство может быть как в письменной, так и в устной форме. При определении формы разбирательства подлежат учету прежде всего объем и сложность задач по установлению обстоятельств проступка.

Существующая судебная практика по вопросам применения дисциплинарных взысканий показывает, что в случаях, когда дисциплинарные взыскания влекут существенные для военнослужащего последствия (лишение каких-либо дополнительных выплат, представление к досрочному увольнению и т.д.), целесообразно проводить разбирательство в письменной форме с соблюдением порядка и правил, характерных для административного расследования.
Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. 3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В какой срок должен быть закончено сдминистративное расследование

На нашем сайте посетители могут ознакомиться с графиком работы суда, правилами обращения в суд, расписанием судебных заседаний на текущую неделю, образцами документов представляемых в суд и другой информацией. Кроме того, с целью укрепления связи суда с населением, повышения его доверия к судебной власти и обеспечения большей доступности к средствам судебной защиты, посетители могут ознакомиться не только с правилами судопроизводства, но также и с содержанием принимаемых судебных актов. Мы надеемся, что наш сайт будет полезен многочисленной аудитории и окажет необходимую помощь гражданам при обращении в Советско-Гаванский гарнизонный военный суд за защитой своих прав и законных интересов.
Свои жалобы, заявления и предложения, cвязанные с деятельностью суда и интернет-сайта вы можете передать по телефону, факсимильной связью тел.
КоАП относит: получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3); получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. Определение размера причиненного ущерба и порядок его возмещения При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

Важно

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про­изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам. Противоправность действия (бездействия) лица, причинив­шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп­ределяющих порядок получения, хранения и использования матери­альных (денежных) средств. Понятие и общие условия предварительного расследования Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч.


3 ст. 150 УПК РФ. Дознание - это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Федеральным законом от 25.11.2013 N 311-ФЗ) (часть пятая в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем. (часть пятая.1 введена Федеральным законом от 29.06.2009 N 133-ФЗ) 5.2.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.

размер шрифта

ПРИКАЗ Росрегистрации от 28-05-2007 102 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ... Актуально в 2018 году

9. Окончание административного расследования

Отсутствие события административного правонарушения;

Отсутствие состава административного правонарушения;

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Определение о прекращении производства по делу выносится на основании статьи 28.9 Кодекса, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса.

9.4. При установлении в ходе административного расследования виновности лица в совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 28.8 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении, который в течение суток с момента составления вместе с материалами дела направляется для рассмотрения в соответствующий суд.

Если с указанного лицом места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по указанному адресу;

Если адресат отказался от получения извещения Управления Росрегистрации и этот отказ зафиксирован;

Если адресат не явился в орган связи за получением заказного письма о вызове его для составления протокола об административном правонарушении, о чем орган связи проинформировал Управление Росрегистрации;

Если извещение о вызове, направленное по известному регулирующему органу месту жительства, не вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал Росрегистрацию.

9.6. В случае неявки лица для составления протокола об административном правонарушении без уважительных причин и отсутствия его ходатайства об отложении составления протокола необходимо установить, не препятствует ли его неявка полному, объективному и всестороннему выяснению обстоятельств совершения административного правонарушения.

9.7. При соблюдении вышеперечисленных требований по надлежащему извещению лица и отсутствии препятствий к полному, объективному и всестороннему выяснению всех обстоятельств дела по административному правонарушению уполномоченное должностное лицо вправе составить протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. В этот же день копия протокола, содержащего разъяснение прав, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса, направляется заказным письмом с уведомлением лицу, в отношении которого он составлен, а также иным лицам, перечисленным в вышеуказанной статье.

9.8. В случае, когда составление протокола невозможно в отсутствие по уважительной причине лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и при наличии его ходатайства об отложении составления протокола, рекомендуется, согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса и пункту 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса, вынести определение об отложении производства по делу либо составить акт (справку) о причине, по которой протокол в указанный день не был составлен, вновь назначить день составления протокола, с обязательным уведомлением лица, в отношении которого составляется протокол.

9.9. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются:

а) время, дата и место его составления;

б) должность, фамилия и инициалы лица, его составившего;

в) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

г) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей (если таковые имеются);

д) место, время и событие административного правонарушения;

е) статья Кодекса , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

ж) объяснение (если таковое представлено) физического лица, в отношении которого возбуждено дело;

з) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 Кодекса).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности.

Права лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предусмотрены статьей 25.1 Кодекса. части 1 статьи 29.4 Кодекса (неправильное составление протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), недостатки протокола и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня поступления их от судьи.

Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

Прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие­ся материалы по делу;

Ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода­тельством, следует продумать последовательность и характер пред­стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне­нию, а также доказательства, которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

В ходе административного расследования должны быть досто­верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие во­просы:

Действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;

Где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;

Наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступ­ка.

Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

Обстоятельств и причин получения травмы;

Степени вины пострадавшего военнослужащего;

Лиц, непосредственно причинивших травму;

Должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино­го мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая заряд­ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

Наличия прямой причинной связи между действиями (бездей­ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль­тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

При проведении административного расследования по фак­ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо­димо установить:

В чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен­ка;

Какими конкретными действиями причинен ущерб;

Какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или дру­гие установленные правила были при этом нарушены;

Умышленно или по неосторожности причинен ущерб;

Явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра­жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;

Степень виновности каждого в случае причинения ущерба не­сколькими лицами;

Находился ли виновный при исполнении служебных обязанно­стей;

Какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Под материальным ущербом понимается действительный

убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

Командир может привлечь к ответственности военнослу­жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую­щих условий:

Причинении действительного материального ущерба;

Наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;

Противоправности и виновности действий (бездействия) воен­нослужащего;

Причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен

ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про­изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

Противоправность действия (бездействия) лица, причинив­шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп­ределяющих порядок получения, хранения и использования матери­альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

Одной из важных особенностей административного расследо­вания по делам о причинении государству материального ущерба яв­ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу­жащего.

В процессе административного расследования должно быть до­казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу­жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста­вами, приказами и другими актами.

Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока­зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших, виновных лиц.

Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

Дата, место составления;

Должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи­цера, проводящего расследование;

Анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп­рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела­нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про­водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин­ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но­вому месту военной службы, необходимый запрос направляется ко­мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща­ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо­го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При административном расследовании недопустимо оформ­ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля, а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя­нии опьянения.

Для наглядности к материалам расследования могут прилагать­ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со­блюдать правила обращения с секретными документами и сведения­ми.

При проведении расследования по факту получения военно­служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд­ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы­писка из медицинской книжки о характере травмы.

При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

К таким документам относятся:

Служебная характеристика;

Профессионально-психологическое заключение;

Копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

По решению командира части военнослужащие могут направ­ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

Проведение экспертизы поручается, как правило, научно­исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко­торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве­домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на­правления либо ходатайства.

В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору­жения, автомобильной службы и др.

При административном расследовании не проводятся:

Допросы и некоторые другие следственные действия, преду­смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования бу­дут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку­ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи­стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра­вильно организованное административное расследование обеспечива­ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль­нейших действий.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про­длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа­лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо­вания.

Рассматривая порядок проведения административного рассле­дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на­значения и проведения административного расследования по админи­стративным правонарушениям, которые предусмотрены КоАП РФ.

В случаях, если после выявления административного право­нарушения в области:

Антимонопольного законодательства;

О выборах и референдумах;

Законодательства о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Законодательства о защите прав потребителей;

Законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо­пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс­пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном право­нарушении и проведении административного расследования при­нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед­ленно после выявления факта совершения административного право­нарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право­нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматри­вающая административную ответственность за данное администра­тивное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту со­вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра­вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про­водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не мо­жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад­министративном правонарушении. В исключительных случаях ука­занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про­изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя­щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо­женного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по­становление о прекращении дела об административном правонаруше­нии.

Проведение административного расследования - неотъемлемая часть процесса привлечения к ответственности в определенных законом случаях. Большинство случаев привлечения к ответственности за противоправные деяния административного характера эту стадию не проходят.

Что такое административное расследование

Административное расследование - это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.

Проведение административного расследования - необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.

Проверка административного типа - совокупность действий процессуального характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.

Сущность глубокой проверки в следующем:

  1. Установление обстоятельств противоправного деяния административного характера.
  2. Фиксирование установленных обстоятельств.
  3. Юридическая квалификация деяния административного характера.
  4. Оформление процессуальных документов.

Административное расследование, по КоАП РФ, проводится в сферах, закрепленных в части 1 статьи 28.7:

  • законодательство антимонопольной сферы;
  • законодательство в области патентования;
  • монополии естественного типа;
  • рекламное законодательство;
  • законодательство в сфере акционерных обществ;
  • рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;
  • законодательство страховой сферы;
  • сфера выборов и референдумов;
  • сфера противодействия отмыванию и легализации доходов, которые были получены незаконными путями;
  • сфера финансирования террористических организаций и их действий;
  • законодательство о противодействии в Российской Федерации терроризму по противоправным деяниям административного характера, установленным статьей 15.27.1 Кодекса;
  • законодательство, определяющее методы борьбы с коррупцией;
  • законодательство трудовой сферы;
  • сфера рыночного манипулирования и неправомерного использования информации инсайдеров;
  • законодательство о средствах и веществах наркотического или психотропного типа или прекурсорах этих веществ;
  • законодательство о предотвращении использования допинга, о борьбе с допингом в сфере спорта и физической культуры в целом;
  • сфера нарушений требований к содержанию положений и регламентов, устанавливающих порядок проведения соревнований спортивного характера;
  • коммунальные тарифы, антимонопольное законодательство;
  • сфера рекламной деятельности;
  • сфера азартных игр и развлечений;
  • законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Законодательство регулирует много других сфер, при которых необходимо проводить глубокой проверки административного характера.

Проверка по нарушениям законодательства проводится в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении глубокой проверки сообщения о нарушениях в сфере законодательства.
  2. Установление всех необходимых и имеющихся обстоятельств рассматриваемого дела.
  3. Приостановление проведения глубокой проверки (если в этом есть объективная необходимость).
  4. Оформление в процессуальной форме результатов глубокой проверки о нарушении законодательства.
  5. Направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  6. Дополнительное проведение глубокой проверки совершенного противоправного деяния административного характера (если вышестоящий орган вернул дело на доследование).
  7. Повторное направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  8. Вынесение Постановления о привлечении виновного лица к ответственности.

Повод для глубокой проверки

Повод для административного расследования - это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Виды поводов


Определение о проведении административного расследования

Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.

Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.

Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.

Элементы определения

Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:

  1. Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
  2. Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
  3. Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Процессуальные действия при расследовании

При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:

  • Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
  • Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
  • Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
  • Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
  • Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
  • Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
  • Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
  • Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
  • Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
  • Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).

Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие характера.

Срок проведения расследования административного характера

Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования - это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.

В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.

Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:

  1. Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
  2. Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  3. Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  4. Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.

Определение о продлении срока

Определение о продлении срока расследования - это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.

Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:

  • Место и дата составления документа.
  • Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  • Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
  • Конечная дата продления расследования.
  • Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  • Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.

Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.

Результаты рассмотрения дела

В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:

  1. Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
  2. Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).

Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.


Top