Основные цели и задачи социальной политики. Теоретические аспекты изучения социальной политики государства

Цели социальной политики

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;

в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления следующих мер.

1. достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

4. переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

5. нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;

6. улучшение социальной инфраструктуры.

Базовые цели и задачи социальной политики

Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.

Определение 1

Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.

Важнейшими задачами социальной политики являются:

  • социальная защита гражданина;
  • обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
  • обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
  • обеспечение экологически-чистых условий проживания;
  • обеспечение квалификацией кадровых рабочих.

К целям социальной политики можно отнести:

  • увеличение гражданского капитала;
  • улучшение уровня жизни и условий труда;
  • минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
  • улучшение благосостояния народа;
  • обеспечение социальной защиты;
  • повышение культурного уровня населения.

Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.

Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.

Замечание 1

Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.

Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.

Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.

Система управления и реализации социальной политики

Социальные функции любого государства осуществляются посредством социального института на самых разных организационных уровнях. Помимо государственных структур, которые играют важную, но не ключевую роль в данном процессе, к субъектам соц. политики можно отнести и государственные учреждения, создающие правовое поле, на котором осуществление материального обеспечения и предоставление иных видов социальных услуг становится возможным, независимо ни от каких социальных факторов.

Для качественной реализации всего комплекса целей и задачей программ социальной политики - формируется сложная система регулирования структурой и отдельными элементами в представленной гос. системе различными органами. Государство является ключевым и необходимым условием существования предмета социальной политики, так как представляет не только функцию управления общественной сферой в стране, но и подразумевает совокупность всех ее субъектов и регулированию их отношений. Если рассматривать субъекты государства в сфере социальной политики, то их можно разделить на:

  • государственные органы и гос. учреждения;
  • региональные органы самоуправления;
  • внебюджетные финансовые формирования;
  • организации общественного, религиозного, благотворительного и любого негосударственного характера;
  • частный бизнес и вся предпринимательская деятельность, составляющая коммерческую структуру страны;
  • профессиональные кадры;
  • добровольческая и волонтерская деятельность;
  • инициативные проекты отдельных граждан (группы само и взаимопомощи).

Замечание 2

Каждый представленный субъект ориентируется и используется государством для достижения общественно-социальной справедливости, ликвидирования классового неравенства, способствования стабильности и мира в обществе, улучшению благосостояния и уровня жизни людей. Главным объектом государственной социальной политики является население во всех его социально-разных групповых проявлениях. Государственная задача в распределении социальных благ между населением заключается в акцентировании социального обеспечения и защиты граждан на людей с низким достатком, испытывающих по каким-либо причинам нужду, т.е. делая акцент на наиболее низко-обеспеченный социальный класс в стране в целом и на отдельного человека, находящегося в определенной сложной ситуации.

Со стратегической точки зрения объектом соц. государственной политики - социальные процессы, которые возникают в социуме в своем многоплановом и различном по формам проявлениям. Нормативно-правовые акты способствуют формированию и управлению взаимоотношений между различными объектами, элементами и субъектами социальной политики. Таким образом, при принятии конкретных решений данная система дополняется отдельными обще-социальными аспектами, к одним из которых относится важнейшая часть соц. политики - социальная работа. Для осуществления данной программы существуют государственные структуры законодательных и исполнительных ветвей власти.

Социальная политика включает в себя две основные направляющие ее стратегии: научно-познавательная основа и практическо-организационная. Научно-познавательная сфера носит более теоретический характер и существует для подытоживания каких-либо существующих показателей, формируя тем самым тенденцию развития, анализ результатов, рассматривание существующих проблем, решению этих проблем, ответы на актуальные сложившиеся в обществе вопросы и т.д.

Теоретическая основа социальной политики формирует анализ общественного мнения и общественных настроений, которые в той или иной степени устойчивы в определенных социальных группах. Аналитический материал данной сферы способствует выработке конкретных социальных программ, которые будут отвечать на вопросы потребления и способствовать формированию новой концепции государственного управления.

Практически-организационный компонент социальной политики заключается в непосредственном воплощении сложившийся и выработанном программы научно-познавательной сферой политики, а также реализации в социальную жизнь концептуальных положений, стратегических задач и других социально-важных проектов для улучшения общего состояния социально-экономической сферы в государстве.

Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т.п.
Основными целями социальной политики являются:
обеспечение полной и рациональной занятости населения;
смягчение неравенства в распределении доходов населения;
защита здоровья нации;
экологическая безопасность;
нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;
обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны;
создание условий сохранения социальной стабильности.
В связи с этим основными направлениями социальной политики государства можно считать:
гарантирование членам общества минимального дохода;
поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способностей к труду;
обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг;
обеспечение защиты от безработицы и инфляции;
обеспечение при возникновении неблагоприятной ситуации адресной поддержки гражданам.
В соответствии с этим решаются следующие задачи: либерализация бизнеса и поощрение малого предпринимательства, реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.
Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.
Социальная защита экономически активного населения осуществляется по нескольким направлениям:
меры государства, связанные с подготовкой квалифицированной трудовой деятельности;
меры, обеспечивающие доступность реализации способностей в процессе трудовой деятельности;
меры, связанные с обеспечением процесса трудовой деятельности;
меры, направленные на создание новых рабочих мест;
поддержание работников, лишившихся возможности трудовой деятельности.
Основными элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.
Реализация социальной политики государства может иметь социальный и рыночный подходы. Социальный подход предполагает, что общество должно гарантировать каждому члену доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Рыночный подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создавать каждому члену общества условия для проявления экономической активности и повышения дохода. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, а второй – на экономическую рациональность. В процессе осуществления социальной политики возможно сочетание обеих принципов.
Показателем результативности использования каждого из подходов решения социальных проблем или их сочетания должна выступать динамика уровня жизни населения страны.
Различают два вида социальной политики: либеральный и социал-демократический. Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемых направлений социальной защиты признается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения населения в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума. Социал-демократический вариант высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Для этого варианта социальной политики характерно наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации), а также доминирование в обществе партнерских отношений. Таким образом, социал-демократический вариант социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью социально-экономического положения всех его членов. По направленности и по своему содержанию социал-демократический вариант наиболее полно соответствует задачам переходной экономики.
Наиболее важными мерами социальной политики В Республике Беларусь в современных условиях являются:
создание адресной системы социальной защиты;
упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;
введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;
уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;
регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;
развитие страховой медицины;
создание республиканской организации труда по типу МОТ (Международной организации труда).

Еще по теме 11.3. Цели и задачи социальной политики современного государства:

  1. 12.3. Основные понятия, цели и задачи\r\nрегиональной политики
  2. § 1. Теоретические и конституционно-правовые подходы к пониманию социального государства и социальной государственности в Казахстане и России на современном этапе
  3. Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Лекция 5. Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы ее реализации

ПЛАН:

1. Социальная политика как общественная теория и практика. Основные функции социальной политики.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики. Экономика труда.

Вопрос 1. Социальная политика как общественная теория и практика

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, анализировать науч­ную проблему, необходимо разобраться с используемыми категория­ми, вникнуть в суть связанных с темой исследования явлений и про­цессов. В противном случае трудно ожидать позитивного результата. Например, вряд ли целесообразно вести дискуссию о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают разный смысл в ключевые понятия.

Итак, в теоретическом и практическом плане важно прежде всего разобраться в категориальном аппарате, определениях, дефинициях социальной политики, а также в исходных поня­тиях, помогающих раскрыть ее содержание.

Общество и его структура

Слова с русскими корнями общество, общественный и сло­ва с латинскими корнями социум, социальный - синонимы. То же можно сказать и о прилагательных общественный и соци­альный применительно к явлениям, о которых будет гово­риться ниже.

Общество - целостная, исторически устойчивая форма (сис­тема) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и ис­торическая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечиваются его внутренним строением, структурой.

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Общество, его структуру можно воспринимать по-разному. Можно наблюдать (созерцать), улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать сходства и различия, про­блемы и интересы. А можно задаться целью понять причины со­бытий, вероятность их возобновления, определить время акту­альности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

Дойти в познании общества до причин, закономерных свя­зей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий по силам только научному знанию, которое нацелено на обслу­живание активных действий в обществе. Такие действия назы­ваются общественной практикой (преобразовательной деятель­ностью). Общественная наука есть познавательная сторона об­щественной практики.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Люди и социальные группы живут и действуют в одном об­ществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотноше­ний социальных групп и классов. Формы таких взаимоотноше­ний разнообразны: гражданское согласие, партнерство, сою­зы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповинове­ние, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это - по­литика.

Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение - наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.

Государственность - выстраданная и порожденная человече­ством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Социальная политика. Социальное положение

Если социальные группы сталкиваются (или сотрудни­чают) по поводу хозяйственных дел, то это экономическая по­литика, если по поводу природной среды, ее состояния и ис­пользования, то это экологическая политика. Есть социальная политика, демографи­ческая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений).

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Главная тема социальной политики - социальное поло­жение тех или иных частей народа, народа в целом.

Социальное положение - это основная, комплексная характе­ристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Параметры социального положения - это конкретные измери­тели социального положения, его качественно-количествен­ные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опреде­ленностью судить о реальном, прогнозируемом или програм­мируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосо­стояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.).

В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависи­мости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, раз­личают виды социальной политики - государственная, региональ­ная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, напри­мер, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для выво­да об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место - и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика мо­жет быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько систе­ма мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безо­пасность населения в целом.

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это сис­тема взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социаль­ной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, ту­ризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, за­нятость, безработица; социальное партнерство; социальная за­щита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенси­онная система и др. Проводя социальную политику, важно дер­жать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внима­ния ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий ха­рактер (отрабатываются и принимаются соответствующие за­коны, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная со­циальная политика осуществляется, как говорится, лицом к ли­цу с конкретным человеком, как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она нахо­дит свое окончательное воплощение и фиксирует свою резуль­тативность и отдачу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса обществен­ных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятель­ные и фактически действующие социальные группы и пред­ставляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики отно­сятся и представляющие их интересы организационные струк­туры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваи­ваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - раз­ные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Созда­ются классовые политические организации, союзы, ассоциа­ции, движения. И все это действующие лица социальной поли­тики, ее субъекты.

Основные функции социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, все­гда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобнов­ляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содер­жание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

Все существующие ныне общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других (на эксплуата­ции). Отношения принудительного социального донорства в ос­нове своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивос­ти в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антаго­низма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт сило­вой консервации антагонизмов, подавления восстаний и рево­люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания меха­низмов социальной направленности антагонистически проти­воречивых процессов. Примеры известны: социальное рыноч­ное хозяйство, социальное государство, международная по­мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в та­ких случаях всегда является крупномасштабное властное (госу­дарственное) перераспределение части эффекта в пользу соци­альных доноров, что и компенсирует их потенциальное массо­вое недовольство социальной несправедливостью эксплуата­торской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй­ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког­да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст­во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри­ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого досто­инства простого мужчины и простой женщины...».

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводить­ся по разным причинам (стихийные бедствия, военные дейст­вия, эпидемии, революции, государственные перевороты, де­мографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и сущест­вуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровожда­ют нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные от­ношения, нормальные (повседневные, регулярные) общест­венные порядки.

Общество порождает и развивает систему защиты от соци­альных рисков - социальную защиту. Это одна из функций со­циальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.

Вопрос 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики

Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обес­печения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федера­ции, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-комму­нального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной за­щиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.

Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост ни­щеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования рас­ходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.

При правильном подходе сама социальная политика и соци­ально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансо­вые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.

Выход России и ее регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бю­джетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера на­глядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) това­ров и услуг:

М V = Q Р, где:

М - объем денежной массы в стране;

V - скорость оборота денежной массы;

Q - объем товаров и услуг (ВВП);

Р - средняя цена товаров и услуг.

Вполне очевидно, что социальная политика и социально-тру­довая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансо­вых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, пре­дельно ясно, что без эффективной занятости, организации сис­темы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохра­нения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличи­вать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэконо­мических показателей. А это требует соответствующего отноше­ния к социально-трудовой сфере и социальной политике со сто­роны государства, его законодательных и исполнительных орга­нов, работодателей, предпринимателей и собственников.

Примеров обратного влияния социальной политики и соци­ально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной си­стемы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая вы­хода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справед­ливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства.

Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отрас­лей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органич­но взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного разви­тия как на федеральном, так и на региональном уровне.

Экономика труда

Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере производства и услуг, невоз­можно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования, образовательных дисцип­лин, практической деятельности специалистов и ученых государ­ственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Однако, как свидетельству­ет анализ специальной литературы, среди ученых и практиков нет не только единых представлений о сущности и содержании тер­мина «экономика труда», но и не определены общие подходы крещению этой теоретико-методологической проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущности ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содер­жания экономики труда для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе более подробно.

Словари-справочники (в том числе последних лет выпуска), отражают широкий разброс представлений о самой сути понятия. В одних словарях по ры­ночной экономике оно отсутствует, другие определяют экономи­ку как «совокупность отраслей», «совокупность производствен­ных отношений», «систему экономических наук, изучающих эко­номические отношения в обществе», «науку о хозяйстве, спосо­бах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протека­ния хозяйственных процессов» и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) понимают слишком узко, сводят к отдель­ным сферам или секторам хозяйствования, изолированным про­цессам и явлениям (например, к совокупности предприятий, фи­нансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой тео­ретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для его абсолютизации нет оснований: это может порождать пробле­мы в практической плоскости. Мероприятия по совершенствова­нию и развитию экономики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные составляющие ее части. Кста­ти, отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной деятельно­сти экономических властных структур, прежде всего министерств экономики, на федеральном и региональных уровнях, субъекти­визм в выборе приоритетов в работе последних и т.д.

В этой связи и с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком воспроизводственном плане целесооб­разно понимать динамичную общественно организованную систе­му хозяйствования, обеспечивающую процесс производства, рас­пределения, обмена и потребления общественно полезных матери­альных благ и услуг 1 .

Такой подход к определению сути экономики позволяет чет­ко и обоснованно формировать экономические концепции, программы, прогнозы, а также профессионально планировать организацию работы экономических органов, определять их функции, задачи, приоритеты. В частности, программы и пла­ны развития экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать прежде всего разделы, связанные с про­изводством товаров и услуг (о работниках, работодателях, пред­приятиях, отраслях, районах, соответствующих министерствах, администрации районов, проблемах приватизации, регулиро­вания экономики и т.д.). Это ключевая часть экономических документов и первоочередная задача экономических органов.

Другие разделы охватывают процессы распределения и обмена (ценообразование и соответствующие органы и службы, сбыто­вые организации, оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы, связанные с потреблением (о работниках, предприятиях, орга­низациях, социальной сфере, госслужбе и т.д.).

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

Вопрос 3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

Всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;

Макрорегиональная и общегосударственная политика;

Интерреализация межгосударственной социальной политики.

Объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, социальные общности и отдельные граждане, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные общественные организации и объединения граждан.

Социальная политика осуществляется в основных сферах социальных отношений в следующих направлениях:

оплата и охрана труда;

рынок труда, занятость и безработица;

регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;

пенсионное обеспечение;

социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;

социальное страхование;

социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

здравоохранение;

культура;

физическая культура, спорт и туризм;

демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;

экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;

защита социальных прав всех категорий граждан

Таким образом, важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей. В социальной политике воплощается забота общества о своих членах, нуждающихся в поддержке и помощи. При этом используется имеющийся финансово-экономический потенциал. Такая помощь, в общем, виде может быть названа социальным вспомоществованием. Следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей не всех людей, а лишь тех, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить их самостоятельно. В отношении же трудоспособных людей, роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для людей, позволяющие им решать свои проблемы. Социальная политика оказывает регулирующее воздействие на многие проблемы, в том числе и на связанные с оплатой труда.

Цели социальной политики:

Обеспечение определенного уровня потребления;

Нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;

Обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения.

Субъекты социальной политики: Государство, Субъекты федерации, Органы местного самоуправления, Внебюджетные социальные фонды, Профсоюзные и иные общественные организации, Политические партии.

20) Система соц.Стандартов как основа соц.Пилитики соц.Государства (на основании анализа тенденций рос. И зарубежного опыта).

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

– прожиточный минимум различных категорий населения;

– минимальный размер оплаты труда;

– ставка первого разряда единой тарифной сетки;

– минимальный размер пенсий;

– минимальные значения ряда социальных пособий;

– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

– средняя заработная плата;

– средний размер пенсий;

– средняя обеспеченность жильем;

– среднедушевой доход;

– средние значения показателей качества жизни.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Система социальных стандартов включает в себя:

государственные социальные стандарты, определяющие степень участия государства в реализации социальных прав граждан России;

социальные стандарты, обеспечиваемые финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами бизнес-структур;

социальные стандарты, осуществляемые за счет собственных средств и возможностей самого гражданина.

Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам – минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспечивающее минимальный прожиточный уровень) в США. МГД является правом, поскольку его можно интерпретировать как институализацию особого рода социального долга. Общество не может допустить смерть инвалида из-за того, что он не имеет средств к существованию. Во Франции система минимального гарантированного дохода существует с 1988 г. В США вэлфэр до сих пор является универсальной формой социального вспомоществования.

Минимальные социальные стандарты по содержанию являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социального государства сводится к сокращению количества людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Очевидно, что и проведение реформ в этой ситуации имеет свои особенности, тем более важные для стран с переходной экономикой, поскольку старые механизмы в определенной степени разрушены, а новые еще не созданы. В условиях массовой нищеты главной задачей государства становится недопущение наличия категории людей, находящихся за гранью выживания, и создание условий для повышения уровня жизни всего населения. Именно уровень жизни становится интегральным стандартом в условиях социально-экономического кризиса.

О том, что средние стандарты жизни и прежде всего среднедушевой доход являются основой политики социального государства, свидетельствует опыт последнего десятилетия большинства развитых стран, которые после отказа от модели общества всеобщего благоденствия повсеместно предприняли попытку переориентации социальной политики от минимальных социальных стандартов к стандартам приемлемого уровня жизни.

«Благополучные» государства, будучи неспособны обеспечить всеобщее благоденствие за счет государственной благотворительности, изменили социальную политику в сторону отказа от минимальных социальных стандартов и замены их нормами, стимулирующими индивидуальную активность и ответственность, исключения иждивенчества. Начиная с 80-х годов XX в. происходит интенсивная замена принципа распределительной справедливости принципами коммутативной справедливости. Наиболее наглядно эта тенденция проявилась в США в стремлении заменить вэлфэр на workfare (вспомоществование через предоставление работы).

Другими словами, минимальные социальные стандарты начинают играть роль технических индикаторов, а нормативами становятся приемлемые стандарты жизни, обеспечиваемые активной деятельностью индивида. Или, по известной аналогии, социальное государство борется не за то, чтобы не было бедных, а за то, чтобы все были богатыми.

Наличие за чертой бедности значительной части населения свидетельствует не только об экономическом упадке, но и о том, что механизмы перераспределения общественного богатства в стране неэффективны. Ярким аргументом неадекватности механизмов общественного перераспределения в Российской Федерации являются приведенные ниже данные о дифференциации доходов групп 10% самых бедных и самых богатых (табл. 3, 4), где приводятся данные о диапазоне неравенства в 11 раз!

Одним из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов является децильный (или фондовый) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокодоходных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения используется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. тем выше степень дифференциации общества по уровню доходов. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Мировая теория и практика выработали предельно критические значения отдельных показателей дифференциации доходов. Так, децильный коэффициент не должен превышать 10, в противном случае происходит резкое противопоставление людей по имущественному и социальному положению. Как видно из данной таблицы, степень дифференциации доходов в РФ превысила сегодня эти предельно критические величины.

В этих условиях стремление государства обеспечить достижение минимальных стандартов уровня жизни через систему социальной поддержки заведомо обречено на провал, поскольку требует институциональных политических и экономических преобразований. Нет оснований надеяться и на то, что в условиях экономического кризиса государство способно взять на себя дополнительные социальные обязательства и новые социальные функции, свойственные развитому социальному государству.


Top