Разница между 44 и 223 фз. Требования к участникам закупки

Приведем основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице по критериям: способы закупок, обеспечение контракта, отчетность, расторжение или изменение контракта и т.д.

По 44 и 223-ФЗ работают разные заказчики. Однако если по своей сути законы похожи: оба формулируют правила закупок и ответственность заказчика, однако по требованиям к процедурам закупок у них совершенно разный характер. Различно в них количество норм: 44-ФЗ в несколько раз длиннее.

Кто закупает по 44-ФЗ и кто по 223-ФЗ

44-ФЗ предназначен для компаний, которые полностью принадлежат государству. 223-ФЗ распространяется на компании с участием государства 50% и более, а также их "дочек" и "внучек". По этому закону также проводят закупки субъекты естественных монополий. Из этого следует, что 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют различный характер. В первом случае, если мы говорим о 44-ФЗ, государство полностью финансирует закупку товаров, работ, услуг и поэтому будет максимально контролировать все этапы контракта. Во втором, когда речь идет о 223-ФЗ, требования будут не столь строги, поскольку компания частично или полностью самофинансируется.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица

Способы закупок . 44-ФЗ ориентирует заказчика на проведение конкурентных закупок (различные формы конкурса, аукциона, электронного аукциона, запроса предложений и котировок). Излюбленная форма закупки у единственного поставщика ограничена строгим перечнем статьи 93 и требует серьезного обоснования. 223-ФЗ строго предписывает использовать только электронный аукцион и конкурс, остальное на усмотрение заказчика. Правила закупки у единственного поставщика определяются положением о закупке.

Обеспечение контракта . В 44-ФЗ поставщик обязан предоставить финансовое обеспечение контракта, которое может составлять существенную сумму. Обеспечение может быть представлено в виде банковской гарантии или внесением наличных средств на определенный счет. В 223-ФЗ финансовое обеспечение не обязательный элемент, его наличие или отсутствие определено в положении о закупках.

Расторжение контракта . В 44-ФЗ можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. В 223-ФЗ заказчик может изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг, опираясь на свое разработанное положение.

Торговые площадки . В рамках 44-ФЗ проводить закупки можно только на 6 электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Роселторг, ММВБ, ЗаказРФ и Российский аукционный дом. Закупки по 223-ФЗ заказчик может провести более чем на 170 торговых площадках, как бесплатных, так и коммерческих.

Подача заявки. 44-ФЗ строго регламентирует все этапы проведения процедуры, их сроки, которые должны соблюдать и заказчик, и участники. А в рамках 223-ФЗ контрактный управляющий сам устанавливает и отмечает в положении о закупке сроки, которыми потом будет руководствоваться и он, и участники закупки.

Критерий отличия 44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные организации ✔ организации, доля участия государства в которых не превышает 50%;
✔ организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, в сфере водоснабжения, энергетики и прочих);
✔ компании, являющиеся субъектами естественных монополий (например, нефтегазовые компании, РЖД и прочие);
бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда, полученных грантов, и иных внебюджетных средств.
Участники Физические и юридические лица
Контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы Сотрудники должны иметь профильное образование в сфере закупок Нет строгих требований
Тип приоритетных участников Организации инвалидов, УИС, СМП И СОНКО. СМП, ССП, отечественные организации-производители товаров (минимум 18% годового объема)
Способы закупок Все доступные формы: конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений, закупка у единственного поставщика Обязательные: конкурс и электронный аукцион.
Остальные - в Положении о закупке
Торговые площадки 6 федеральных электронных торговых площадок Более 170 коммерческих платформ электронных торгов
Обеспечение контракта Банковская гарантия или денежное обеспечение По усмотрению заказчика
Отчетность ✔ об исполнении контрактов;
✔ об объеме закупок у организаций малого бизнеса и социальных государственных учреждений;
✔ отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика (при необходимости)
✔ об общей стоимости заключенных договоров, в том числе, при работе с единственным поставщиком;
✔ договоры по закупкам, данные которых содержат государственную тайну;
✔ договоры с субъектами малого и среднего бизнеса.
Сроки подачи заявки Строго регламентирует все этапы проведения закупок и их сроки Устанавливаются в Положении о закупке
Расторжение и изменение контракта Можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. Можно изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. Это прописывается в Положении о закупке.
Обжалование действий заказчика Жалоба подается в территориальное отделение ФАС, публикуется на сайте госзакупок в течение 2 рабочих дней 5 дней дается на рассмотрение и вынесение решения по жалобе.

Как известно, некоторые виды заказчиков, подпадающие под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе в случаях, предусмотренных законом, применять в своей закупочной деятельности нормы Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, речь идет о бюджетных учреждениях, которые согласно положениям ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь ФЗ № 223.

При этом указанное право возникает в 2015 г. при наличии у заказчика правового акта (Положения о закупке) , утвержденного на основании ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС), а до ввода ее в эксплуатацию - на Официальном сайте для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru до 31 декабря 2014 г. Соответственно, в 2014 г. заказчики вправе были руководствоваться нормами ФЗ № 223 при условии утверждения и размещения Положения о закупке на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 апреля 2014 г. (ч. 25 ст. 112 ФЗ № 44).

По общему правилу, бюджетное учреждение вправе производить закупки товаров, работ, услуг на основании норм ФЗ № 223 в следующих случаях:

1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) когда бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц (например договор субподряда) для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) в отношении средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Как показывает практика, многие представители организаций бюджетных учреждений положительно оценили подобную альтернативу законодателя, которая позволила проводить закупочные процедуры с соблюдением требований двух федеральных законов - ФЗ № 44 и
ФЗ № 223.

Вместе с тем бюджетные учреждения сталкиваются с большими трудностями при применении норм ФЗ № 223 в ходе своей практической работы и это вполне обоснованно и логично, поскольку ФЗ № 44 более «процедурный» закон, он гораздо детальнее в отличие от положений ФЗ № 223 описывает и регламентирует все этапы осуществления закупок, закон о контрактной системе предусматривает более жесткие сроки для совершения действий, направленных на достижения конечного результата - удовлетворение потребности бюджетного учреждения в необходимых товарах, работах, услугах.

В свою очередь, ФЗ № 223 больше носит рамочный характер и определяет только лишь общие принципы осуществления закупок.

Поэтому для удобства заказчиков, а также заинтересованной аудитории участников закупок, желающих разобраться в основных отличиях работы по ФЗ № 44 и ФЗ № 223, предлагаем сравнительную таблицу, которая, надеемся, расставит верные акценты в понимании данного вопроса.

ФЗ № 44

ФЗ № 223

Заказчиками являются

ст.3 ФЗ № 44

Государственные заказчики;

Муниципальные заказчики;

Бюджетные учреждения;

Автономные учреждения, государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия при предоставлении средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч.4 ст. 15 ФЗ№ 44).

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, и их дочерние хозяйственные общества;

Бюджетное учреждение при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Нормативно-правовые и локальные акты, которыми заказчики должны руководствоваться в своей закупочной деятельности

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс об административных; правонарушениях РФ;

Положение о закупке (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223).

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 ФЗ № 44;

Конкурс с ограниченным участием - ст. 56 ФЗ № 44;

Двухэтапный конкурс - ст. 57 ФЗ № 44;

Электронный аукцион - ст. 59 ФЗ № 44;

Запрос котировок - ст. 72 ФЗ № 44;

Запрос предложений - ст. 83 ФЗ № 44;

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) ст. 93 ФЗ № 44;

Закрытые способы - §5 ФЗ № 44.

ч.3 ст. 3 ФЗ № 223

Конкурс;

Аукцион;

А также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Электронная подпись

п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 44

Используется усиленная неквалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов.

Используется усиленная квалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Электронные площадки

Заказчик может использовать для проведения закупки с помощью электронного аукциона только следующие электронные площадки:

ООО «РТС-тендер»,

ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,

ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,

ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, запроса предложений, редукциона, запроса котировок, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44

Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ

Обязательно создается при проведении конкурса.

В иных случаях создание комиссии происходит согласно Положению о закупке заказчика.

У бюджетного учреждения, работающего по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223, может быть две комиссии для принятия решений по закупкам по каждому из законов.

Информационное обеспечение закупочного процесса, документация и сроки ее размещения

Положение о закупке

Не разрабатывается

ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223

Положение о закупке и изменения к нему в течении 15 дней со дня утверждения размещаются в ЕИС.

Положение о закупке разрабатывается и утверждается заказчиком (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223).

Планирование закупок

ст. 16, 17, 21 ФЗ № 44

Планирование закупок осуществляется в два этапа посредством формирования:

Плана-графика, который формируется на 1 календарный год и размещается в ЕИС;

Плана закупок, который формируется на 3 года и размещается в ЕИС.

Формирование и размещение планов-графиков закупок осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н и Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 182/7н.

Закупки, осуществляемые согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, в плане-графике отражаются укрупненно.

ч. 2 ст. 4 ФЗ № 223

План закупок формируется на срок не менее 1 года, размещается в ЕИС.

ч. 3 ст. 4 ФЗ № 223

При необходимости закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств формируется дополнительно отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет, который размещается в ЕИС.

Требования к форме плана закупок и порядок его формирования регулируются Постановлением Правительства от 17.09.2012 № 932.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 заказчик вправе не включать в план закупок сведения о закупке товаров, работ, услуг до 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение о закупке

ст. 42 ФЗ № 44

Извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок (ст. 49, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 ФЗ № 44).

Электронный аукцион - если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) не превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие;

если начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие (ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок - еслиНМЦК не превышает 250 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок, а если НМЦК составляет от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 раб. дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - извещение размещается в ЕИС за 5 дней до проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 ФЗ № 44).

Извещение формируется в случаях, предусмотренных ФЗ № 44, и размещается в ЕИС за 5 дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).

ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион - извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

В случае использования иных предусмотренных Положением о закупке способов закупки сроки размещения и подачи заявок также регламентируются Положением о закупке.

Но необходимо помнить о ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223, согласно которой заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение об изменении закупки

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, изменения размещаются в ЕИС в течении 1 дня с даты принятия решения, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок он составлял 10 раб. дней (ч. 4 ст. 49 ФЗ № 44).

Электронный аукцион -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течение 1 дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 дней или 15 дней в зависимости от НМЦК
(ч. 6 ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 раб. дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течении 1 раб. дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 раб. дней, а при осуществлении закупок на сумму до 250 тыс. руб. - 4 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - изменения в извещение вносить запрещено (ч. 5 ст. 83
ФЗ № 44)

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможность внесения изменений в извещение ФЗ №44 не предусмотрена.

ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион. Если изменения в извещение внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен так,чтобы со дня размещения извещения об изменениях до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее 15 дней.

Извещение об отмене закупки

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион -за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос котировок -за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос предложений -отменять определение поставщика запрещено (ч. 1 ст. 36, ч. 5 ст. 83 ФЗ № 44).

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможностьотмены
ФЗ № 44 не предусмотрена.

Случаи и способы отмены процедур закупок указываются в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке случаи отказа от проведения процедуры закупки не предусмотрены, то по общему правилу (ст. 448 ГК РФ) заказчик может отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта/договора

Обеспечение заявки обязательно в случае проведения конкурса, аукциона. Обеспечение заявки может быть предоставлено участником закупки в форме денежных средств или банковской гарантии во всех случаях, за исключением проведения электронного аукциона, так как при участии в электронном аукционе обеспечение заявки предоставляется только путем внесения денежных средств (ст. 44 ФЗ № 44).

Обеспечение исполнения контракта обязательно в случае проведения конкурса, аукциона.

В случае проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе в проекте контракта установить требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) путем внесения денежных средств или предоставлением банковской гарантии (ст. 96 ФЗ № 44).

Примечание: Постановление м Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 определены случаи и условия, при соблюдении которых заказчик вправе в 2015 году не устанавливать требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе при проведении процедуры закупки установить для участников закупки требование об обеспечении заявки/договора.

Случаи, способы и размеры обеспечения заявки и обеспечения договора определяются Положением о закупке.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Применяются согласно ст. 37 ФЗ № 44 при проведении конкурсов и аукционов.

Не применяются в соответствии с положениями ФЗ № 223, но могут быть предусмотрены в Положении о закупке.

Национальный режим

Согласно ст. 14 ФЗ № 44 и принятыми в развитие нормативно-правовыми актами устанавливаются ограничения на закупку иностранной продукции следующих категорий товаров, связанных с:

    обороной страны и безопасностью государства(Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 1224),

    машиностроением (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656),

    легкой промышленностью (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791),

    закупкой медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102), а также преференции товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения (Приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155).

Не применяется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки осуществляется в соответствии со ст. 32 ФЗ № 44 и Постановлением Правительства от 28.11.2013 г. № 1085, которым установлены правила оценки заявок. Критерии оценки заявок не используются при проведении аукциона, запроса котировок и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, указанных в документах о закупке, согласно п. 12-13 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 производится способами, предусмотренными в Положении о закупке.

Описание предмета закупки

ст. 33 ФЗ № 44

Описание объекта закупки указывается в документации к закупке и должно носить объективный характер. В описании объекта указываются функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Запрещено включать в описание закупки: указание на товарный знак, фирменное наименование, страну производителя и т. п. (п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44).

Ели предметом закупки выступают работы или услуги и для их выполнения требуются товары с определенным товарным знаком , то заказчик вправе его указать с обязательным использованием слов «или эквивалент».

Заказчик должен описать предмет закупки в документации о закупке, а именно указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223).

Документация о закупке может содержать указание на конкретный товарный знак закупаемого товара, производителя и страну происхождения продукции, при этом слова «или эквивалент» могут не употребляться.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (далее - НМЦК)

В ст. 22 ФЗ № 44 перечислены 5 методов обоснования НМЦК:

Метод сопоставимых рыночных цен,

Нормативный метод,

Тарифный метод,

Проектно-сметный метод,

Затратный метод,

из которых заказчик может выбрать подходящий. Также Министерством экономического развития разработаны методические рекомендации, которые должны помочь заказчикам в определении способа и порядка обоснования НМЦК для осуществления закупки (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567).

На законодательном уровне порядок обоснования начальной (максимальная) цены договора (далее НМЦД) не определен.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 заказчик должен в документации о закупке указать сведения о НМЦД (цене лота), а также порядок формирования цены договора (цены лота) (п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223), определенные Положением о закупке.

Заказчик определяет для себя самостоятельно в Положении о закупке, каким образом будет установлена НМЦД.

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 ФЗ № 44), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44; Постановление правительства от 04.02.2015 № 99).

Иные требования к участникам закупок заказчик не имеет права устанавливать.

Заказчик закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ некоторым участникам закупки

Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).

Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

Для субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО) в закупках предоставляются следующие преимущества: обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).

Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения о закупке только у СМП, СОНКО, то заказчик обязан произвести оплату не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44).

Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определяет объем и порядок осуществления таких закупок. Заказчик обязан производить закупки у СМП и субъектов среднего предпринимательства (далее ССП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМП и ССП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Экспертиза поставленных товаров, произведенных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44

заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком в 2 формах:

Силами заказчика (внутренняя экспертиза);

С привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрена Положением о закупке.

Заключение и изменение условий контракта/договора

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 ФЗ № 44.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ № 44).

Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 ФЗ № 44), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223).

Заказчик самостоятельно в Положении о закупке определяет для себя порядок и пределы такого изменения. ФЗ № 223 не содержит норм, уточняющих, в каком объеме могут быть изменены условия договора.

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 ФЗ № 44, Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;

4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП и ССП, а также до 01.02.2016 г. годовой отчет о годовом объеме закупок у СМП и ССП.

Реестр контрактов/договоров

ст. 103 ФЗ № 44, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

Примечание: Согласно ч. 26 ст. 95 ФЗ № 44 информация об изменении контракта или о расторжении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня , следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

В реестр контрактов вносится следующая информация:

    о заключении контракта -в течение 3 раб. дней с даты заключения контракта (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);

    об изменении контракта -в течение 3 раб. дней с даты изменения контракта(ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);

    об исполненииконтракта - в течение 3 раб. дней с даты исполненияконтракта (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44);

    о расторжении контракта - в течение 3 раб. дней (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44).

В реестр контрактов не вносится информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

ст. 4.1 ФЗ № 223, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132

В реестр договоров вносится следующая информация:

    о заключении договора -в течение 3 раб. дней с даты заключения договора(ч.2
    ст. 4.1 ФЗ № 223);

    об изменении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней с даты изменения договора(подп. «Ж» п. 2 Постановления Правительства РФ от31.10.2014 г. №1 132);

    об исполнении договора с 01.01.2016 г. - в течение 10 раб. дней с даты исполнения договора (подп.«З» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132);

    о расторжении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней (подп. «Л» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).

    копия заключенного договора с 01.01.2016 г. (подп. «М» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).

В реестр договоров не вносится информация о договорах, которая в соответствии с ФЗ № 223 не подлежит размещению в ЕИС.

Ответственность за неисполнение предписаний закона

Ст. 7.29, 7.29.1, 7.29.2, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.1 КоАП РФ

Ст. 7.32.3, 19.5, 19.7.2-1 КоАП РФ

Гугуева Дарья Александровна ,

преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»

26.06.2015 г.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.


223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.


Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.


Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:


Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2019 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.

критерий сравнения ФЗ 44 ФЗ 223
сфера регулирования любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчики бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) разные:
  • учреждения, принадлежащие государству наполовину и более;
  • компании, которые занимаются бизнесом с регулируемыми тарифами (например, поставка электроэнергии);
  • естественные монополии (крупные компании – РЖД, Роснефть, Газпром и др.);
  • государственные учреждения, которые приобретают нужные товары/услуги в том числе с использованием внебюджетных денег (за счет собственной коммерческой деятельности, получения грантов и т.п.)
поставщики любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности
виды торгов (процедур)** разные:
  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадки перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению
сроки подачи заявки аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;

если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней

заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно
виды отчетов заказчика только об исполнении самого договора, общей сумме закупок разные:
  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору*** государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению
изменение и расторжение договоров детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика
подача жалобы на действия со стороны заказчика подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):

Виды торгов

Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:

  1. Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
  2. Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
  3. Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
  4. Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.

Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.

Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие














7 этапов проведения конкурса

Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:

  1. Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
  2. Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
  3. Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
  4. Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
  5. Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
  6. Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
  7. Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.

Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.


Top