Общая характеристика системы социальных пособий в россии. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей в законодательстве рф Характеристика государственных пособий

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социальноэкономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Пособие - это денежная выплата, назначаемая гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Как и пенсия, пособие представляет собой денежную выплату, но у есть ряд признаков, которые позволяют дифференцировать его от пенсии и других видов выплат (компенсации, материальной помощи и т.д.). Таковыми отличиями являются: 1.

Срок выплаты - пенсии являются постоянным источником средств к существованию, а пособия помощью, временно заменяющей утраченный заработок. 2.

Целевое назначение выплаты - пенсии призваны быть основным и зачастую единственным источником средств к существованию, а цель пособий компенсировать временно утраченный заработок или разовые дополнительные расходы. 3.

Круг лиц, имеющих право на выплаты - пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, а пособия на всех (их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры).

Виды пособий по их целевому назначению: 1)

пособия, компенсирующие заработок, который утрачен по уважительной причине - пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам; 2)

пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов, - пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение; 3)

пособия, которые должны обеспечивать средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода, - пособие по безработице.

Виды пособий по срокам выплаты: 1)

пособия единовременные - женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка, на погребение; 2)

пособия ежемесячные - на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по безработице; 3)

пособия периодические - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Виды пособий по источникам выплат: -

выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней; -

выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Фонда социального страхования; -

пособия, выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Пенсионного фонда.

Виды пособий по кругу лиц, которые могут их получать: временно нетрудоспособные; граждане, имеющие детей; безработные; граждане, привлекаемые к борьбе с терроризмом; беженцы; вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

Методы определения размеров пособий: 1)

определение размеров пособий исходя из твердой (базовой) суммы (единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.); 2)

определение размера пособий исходя из прожиточного минимума (пособие по безработице при отсутствии заработка до обращения); 3)

определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице).

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб.

Данная система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, которые являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.

Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания: 1.

Материальная помощь - предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. 2.

Социальное обслуживание на дому - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социальнобытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. 3.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. 4.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания - предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. 5.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания - предоставляется социально-бытовое, социальномедицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. 6.

Консультативная помощь - в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. 7.

Реабилитационные услуги - социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1)

комплексные центры социального обслуживания населения; 2)

территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3)

центры социального обслуживания; 4)

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5)

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6)

социальные приюты для детей и подростков; 7)

центры психолого-педагогической помощи населению; 8)

центры экстренной психологической помощи по телефону; 9)

центры (отделения) социальной помощи на дому; 10)

дома ночного пребывания; 11)

специальные дома для одиноких престарелых; 12)

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в

соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Понятие пособия.

Конституция РФ в ст. 39 рассматривает социальные пособия

Как составную часть системы социального обеспечения нетру­доспособных граждан.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода.

Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан.

Виды государственных пособий.

Классификация по целевому назначению:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреж­дениях в ранние сроки беременности;

Пособие при рождении ребенка; V .

Пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

До достижения им возраста 1,5 лет;

пособие на детей;

Социальное пособие на погребение;

Пособие по безработице.


Классификация по продолжительности выплаты пособия:

Единовременные (например пособие на погребение, при рож­дении ребенка; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности);

Ежемесячные (например пособие по безработице, на детей и др.);

Периодические (например пособие по временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам и др.). Право на получение некоторых видов пособий связано с фак­том занятости лица (например пособие по беременности и ро­дам и пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, выплачиваются только работающим (учащимся, проходящим военную службу) женщинам; или пособие по временной нетрудоспособности).


Понятие и общие условия назначения пособия по временной не­трудоспособности.

Под временной нетрудоспособностью понимается невозмож­ность выполнения работником своих трудовых обязанностей в связи с потерей (снижением) трудоспособности вследствие бо­лезни (травмы) или иных предусмотренных законодательством социально значимых причин.

Пособие предоставляется в целях предупреждения возникно­вения или развития какоголибо заболевания у самого работ­ника, а также для охраны здоровья членов семьи работника и дру­гих окружающих его лиц.

Виды пособия по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности назначается:

При заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособ­ности у работника;

Болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

Временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;


См. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному со циальному страхованию, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84

№ 13-6 (в ред. от 17.03.2000). карантине;

Протезировании с помещением в стационар протезноортопеди­ческого предприятия;

Санаторнокурортном лечении. Основанием для назначения и выплаты пособия по временной


нетрудоспособности является выданный в установленном поряд­ке листок временной нетрудоспособности (больничный листок).

Больничный листок1.

право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экс­пертизы временной нетрудоспособности;

Листок нетрудоспособности выдается при заболеваниях и травмах лечащим врачом единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевается единолично на срок до 30 календарных дней с учетом ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях;

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне лечебнопрофилактического учреждения, имеют право выда­вать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособ­ность, на срок не более 30 дней;

При сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетру­доспособности осуществляется клиникоэкспертной комиссией (КЭК), назначаемой руководителем медицинского учреждения;

По решению клиникоэкспертной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособ­ности, но на срок не более 10 месяцев, в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, тубер­кулез) - не более 12 месяцев с периодичностью продления ко­миссией не реже чем через 30 дней.


Пособия по временной нетрудоспособности при заболевании {травме), связанном с утратой трудоспособности у работника (зависит от причины и основания временной нетрудоспособности):

Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления инвалидности, даже если в это время работник был уволен;

См. Инструкцию "О порядке выдачи документов, удостоверяющих времен­ную нетрудоспособность граждан", утв. приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 № 206 и постановлением ФСС РФ от 19.10.94 № 21 (в ред. от 27.03.2002).

пособие по временной нетрудоспособности выплачивается, если временная нетрудоспособность наступила в период рабо­ты (включая день увольнения). В исключительных случаях ли­цо имеет право на пособие по временной нетрудоспособности, хотя к моменту наступления нетрудоспособности еще не при­ступило к работе (молодой специалист, направленный на рабо­ту), или временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам и длится свыше одного месяца;

При наступлении временной нетрудоспособности во время сле­дования к месту работы пособие выдается, если за это время работник имел право на заработную плату или суточные, или оплату расходов по переезду;

При бытовой травме пособие выдается с 6-го дня (если травма явилась результатом стихийного бедствия либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период не­трудоспособности по общим правилам), при операции по ис­кусственному прерыванию беременности (аборте) пособие вы­плачивается только за 3 дня;

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания (травмы) во время пребывания в ежегодном (ос­новном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным ли­стком. При наступлении временной нетрудоспособности в пе­риод отпуска без сохранения заработной платы либо отпуска по уходу за ребенком пособие не выдается. Если нетрудоспо­собность продолжается и после окончания отпуска без сохранения заработной платы либо частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе;

Работающим инвалидам пособие по временной нетрудоспо­собности (кроме случаев трудового увечья и профессионально­го заболевания) выплачивается 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году.


Пособия по временной нетрудоспособности при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним:

В случае болезни члена семьи больничный листок выдается члену семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход. Продолжительность времени, на которое выдается листок временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухо да за заболевшим членом семьи, зависит от условий лечения (амбулаторное пли стационарное), возраста заболевшего члена

Семьи, характера заболевания;

При амбулаторном лечении: а) за взрослым членом семьи и подро­стком старше 15 лет листок временной нетрудоспособности выдается сроком до 3-х дней, по решению клинико­экспертной комиссии - до 7 дней; б) за ребенком в возрасте до 7 лет - на весь период острого заболевания или до наступле­ния ремиссии при обострении хронического заболевания; в) за ребенком старше 7лет - на срок до 15-дней, если по медицин­скому заключению не требуется большего срока;

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от


22.07.93 (в ред. от 30.06.2003) предусматривают, что одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в, течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе в ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохране­ния, выдается листок нетрудоспособности (ч. 5 ст. 22 Основ законодательства об охране здоровья граждан);

При стационарном лечении ребенка листок временной нетрудоспособности выдается в связи с необходимостью ухода: а) за ребенком до 7 лет - на весь срок лечения; б) за ребенком старше 7 лет - при наличии заключения клиникоэкспертной комиссии о необходимости осуществления ухода; в) за ребенком в возрасте до 15 лет; детьми, инфицированными вирусом иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами, - на весь период пребывания в стационаре;

В случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, листок нетрудоспособности может быть выдан лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, сроком на 5 дней, а при необходимости - до 10 дней; в исключительных случаях - на весь период, в течение которого мать не может осуществлять уход.


Пособия по временной нетрудоспособности при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием".

Пособие при переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием выдается за все время перевода, но не более чем за 2 месяца. Выплачи­вается в таком размере, чтобы вместе с заработком по выпол­няемой работе оно не превышало полного заработка до перевода;

Переведенному на другую работу пособие выдается, если в со­ответствии с действующим законодательством он не имеет права на выплату разницы между прежним заработком и заработком по новой работе;

При помещении в стационар протезного предприятия пособие выдается за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.


Порядок предоставления пособия по временной нетрудоспособ­ности в иных случаях.

пособие при карантине выдается, если рабочий или служащий был отстранен от работы органами санитарноэпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его;

При помещении в стационар протезноортопедического предпри­ятия пособие выдается за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно;

Рабочим и служащим, занятым на сезонных и временных рабо­тах, пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдает­ся на общих основаниях, а пособие по временной нетрудоспо­собности вследствие других причин - не более чем за 75 ка­лендарных дней. Пособие в указанном периоде выдается за рабочие дни;

Пособие при карантине по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период каран­тина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше 7 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока (ч. 6 ст. 22 Основ законодательст­ва об охране здоровья граждан);

Пособие при санаторнокурортном (амбулаторнокурортном) лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков рабочего или служащего недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования.

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007г. №375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, от 01.03.2011 № 120, от 20.02.2013 № 145, от 25.03.2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрены следующие виды пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства".

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

Листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

социальному страхованию;

Медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

Справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

Заявление о назначении пособия;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

осуществляется уход;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Круг лиц, имеющих право на пособие

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6):

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на:

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств Фонда социального страхования (далее – ФСС) России или государственного бюджета. В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка, либо оказания дополнительной материальной помощи.

Следует иметь ввиду, что право на предусмотренные пособия закреплено не за самими детьми, а именно за гражданами, имеющими детей, то есть за их родителями или лицами, официально их заменяющими. Более того, в федеральном законе 81-фз «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не предусмотрена возможность выплаты пособий юридическим лицам, осуществляющим попечительские функции.

В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.

На законодательном уровне понятие семьи как и понятие брака в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не закреплено. Это связанно с тем, что понятие брака и семьи включают не только имущественные правоотношения, но и личные. Введение юридического элемента в личные отношения членов семьи представляется большей частью неудачным и не достигающим своей цели.

Следовательно, понятие семьи в семейном праве Российской Федерации вытекает из теории и норм семейного права России. В этой связи, в современной юридической литературе существуют различные (неоднозначные) понятия семьи.

Например, семья это:

1. круг лиц, которые связанны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание;

2. организованная социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью;



3. союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (то есть детей).

Пособия семьям, имеющим детей регулирутся, помимо Конституции Российской федерации, различными федеральными законами, нормативно-правовыми актами, порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Трудовым кодексом, актами Министерства труда и социального развития и Фонда социального страхования, положения которых содержат разъяснения по применению законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий.

Согласно ст. 1 Закона №81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

В целях единообразного применения Закона №81-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Законодательство о государственных пособиях начитывает несколько основных нормативных актов нормативных актов.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает условия, размер и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. Ст. 11.1, 11.2), порядок его назначение и др. (ст. Ст. 12-16).

Правительством РФ издан ряд актов, регулирующих выплату пособий в частности:

1. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219 «О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы»

2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;



3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 №275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий».

5. Порядок и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. В указанном документе перечислены необходимые документы, предоставляемые для выплаты пособий и др. Условия.

Фонд социального страхования издает письма, в которых также поясняет некоторые вопросы, касающиеся выплаты пособий.

Основными признаками социальных пособий являются следующие:

1. денежная форма предоставления;

2. гарантированность осуществления;

3. целевое предназначение;

4. основания предоставления;

5. продолжительность выплаты;

6. законодательная закрепленность;

7. финансовые источники;

8. алиментарный характер отдельных видов пособий;

9. зависимость права на пособие или его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности;

11. порядок определения размера пособий.

В Конституции РФ говорится о социальных пособиях. В Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для характеристики пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении и передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка используется термин «государственные пособия». О государственных единовременных пособиях говорится в федеральных законах «О предупреждении распространения в России заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Термин «социальное пособие» в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» характеризует пособие малоимущим семьям (гражданам), а в Федеральном законе от 16 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» - «социально пособие на погребение».

Несмотря на различие в терминологии, все вышеперечисленные денежные выплаты как социальное материальное благо одинаковы, так как предназначены гражданам и установлены законодательством.

Следующим признаком социальных пособий является гарантированность предоставления, которая обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, право на пособие и его объем как материального блага регулируется законодательством. Это означает, что при наступлении условий, определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации. Например, по окончании болезни работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. В случае неисполнения требований законодательства право на пособие должно реализовываться в принудительном порядке. В нашем примере работник имеет право обращаться в суд по поводу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если ему было отказано в его выплате. В этом состоит гарантированность пособия.

Так же, для работника, имеющего право на какой-либо вид пособия, не имеет значения факт наличия или отсутствия финансовых средств для его выплаты. В случае отказа в выплате пособия по этой причине гражданин имеет право на защиту нарушенного права на социальное обеспечение двумя способами: в административном порядке (путем обращения в вышестоящий орган, осуществляющий выдачу пособия) и в судебном порядке.

Цель назначения пособия – возместить гражданам доход (или заработок), связанный с выполнением ими трудовой, профессиональной или иной общественно значимой деятельности в случаях его временной утраты или снижения размера. Это происходит, например, при временной нетрудоспособности, беременности и родах работающих лиц их безработицей, а также в целях оказания помощи в семье в содержании детей, например в связи с рождением ребенка, уходом за детьми и прочее. Кроме того, в жизни человека возникает необходимость в возмещении повышенных расходов единовременного характера, например при погребении умершего. В последние годы появились пособия, предназначенные для возмещения причиненного здоровью вреда – пособия военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти; пособия детям погибших военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом, а также гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакциональных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

Основания предоставления пособия. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей, под защитой государства находится материнство, каждый имеет право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом, например при рождении ребенка, смерти члена семьи. Иными словами, социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие факты отражаются в названиях соответствующих пособий, например пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка.

Продолжительность выплаты пособия отражается в его названии, например, ежемесячные – ежемесячные пособия на ребенка, единовременные – единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические – пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности.

Законодательная закрепленность пособия свидетельствует о нормативном установлении данной выплаты. Пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу разных причин в большинстве случаев работодателями не используется. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего. Поэтому, пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения и могут рассматриваться в качестве дополнительных.

Субъекты РФ вправе издавать законы, дающие дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей

Пособие на детей в Российской федерации имеют право получать следующие категории граждан:

1. Граждане Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

2. Граждане Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

3. Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

4. Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственные пособия на детей не назначаются:

1. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3. Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

К принципам пособий семьям с детьми можно отнести следующие:

1. Принцип всеобщности, т.е в соответствии с Российским законодательством, любой семье, в которой есть ребенок, или несколько детей, гарантируется материальная поддержка со стороны государства в форме пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

2. Принцип социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Параллельно с системой обязательного социального страхования существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (пособия семьям, имеющим детей, материнский (семейный) капитал и др.).

3. Принцип многообразия видов социального обеспечения. Принцип находит свое выражение в том, что в случае рождения ребенка государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.)

Финансирование пособий по материнству и детству производится из средств Фонда социального страхования. Начисление происходит по месту трудоустройства родителей. Впоследствии ФСС возмещает работодателю расходы при уплате налогов. Такой порядок действует для декретного пособия, по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Фондом социального страхования, в случае потери работы беременной женщиной;

Отделами социальной защиты населения – для перечислений на содержание детей в многодетных, малообеспеченных семьях, неработающим родителям.

Пенсионный фонд России финансирует материнский капитал, контролирует и выступает оператором по распоряжению этими средствами.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пособием является денежная выплата, назначаемая гражданам ежемесячно, периодически, либо единовременно в установленных законодательством случаях, с целью оказания материальной помощи семье с детьми; назначение пособий регулируется на законодательном уровне; пособия положены лицам, как имеющим гражданство РФ, так и не имеющим его, но постоянно проживающим на территории РФ.

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах: денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)

В соответствии с Конституцией РФ оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющих детей, регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры пособий за счет собственных средств.

Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня являются Федеральные законы от 19 мая 1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другие .

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

· единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

· пособие по беременности и родам;

· ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источниками финансирования, субъектами, порядку исчисления по размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение женщине или другому члену семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, заработка (или иного дохода), утраченного в связи с временным прекращением работы, службы, учебы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи в семье в содержании и воспитании детей.



Введение пособий для жен военнослужащих по призыву связно с сокращением срока военной службы и отменой такого основания предоставления отсрочки от призыва, как наличие ребенка в возрасте до трех лет. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется только при наличии ребенка-инвалида в возрасте до трех лет .

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ. Поскольку право на указанное пособие зависит от дохода родителя или среднедушевого дохода семьи, оно является одним из видов государственной социальной помощи.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Право на получение перечисленных пособий имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно проживающие на территории РФ. Временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства приобретают на них право только в том случае, если они подлежат обязательному соц. страхованию.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственные пособия не назначаются:

1) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3) гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ.

Понятие полного государственного обеспечениясодержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Под полным государственным обеспечением понимается предоставление детям бесплатного питания, комплектов одежды и обуви, общежития, медицинского обслуживания в период пребывания их в специализированных государственных учреждения, в семье опекуна (попечителя); приемных родителей или возмещения их полной стоимости.

К государственным или муниципальным учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные учреждения, в которых они содержатся (обучаются и (или) воспитываются), учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др. Если государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным, причитающиеся на детей пособия выплачивают родителям либо заменяющим им лицам .

Согласно ст.69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет, назначаются в твердых размерах. В районах и местностях, где применяются коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

С 1 января 2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется в таком же порядке, как и пособия по временной нетрудоспособности .

С 1 января 2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя, как и для пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом.

В случае переплаты по вине получателя (предоставления заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки, органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за её пределы определен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219.

Женщинам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, единовременные пособия, пособия по беременности и родам назначаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. №727.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается управомоченными органами в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.


Top