ТСЖ монополиям не товарищ:Руководители жилищных кооперативов заговорили о банкротстве. Депутаты обсудили влияние прямых договоров на снижение задолженности за жилищно-коммунальные услуги Особенности заключения прямых договоров с РСО, их плюсы и минусы

Руководители ТСЖ и ЖСК Ульяновска сообщили президенту РФ Владимиру Путину, что могут стать банкротами, поскольку существующая система ведет к накоплению долгов перед ресурсоснабжающими организациями, и необходимо менять законодательство, возложив работу по долгам на ресурсников. Поставщики ресурсов заниматься долгами и воровством не желают. Правительство региона признает проблему и намерено убедить стороны в необходимости разделения ответственности за платежи пополам.

Пятнадцать председателей ТСЖ и ЖСК Ульяновска недавно направили обращение президенту РФ Владимиру Путину, в котором просят принять их «для обсуждения решений проблем, сложившихся в ЖКХ». Они сообщают президенту, что в сфере ЖКХ «сложилась крайне тяжелая обстановка», и «если не принять меры, это может привести к необратимым последствиям». Председатели отмечают, что, являясь по сути транзитными организациями по сбору и перечислению денежных средств жильцов за коммунальные услуги (ГВС, ХВС, теплоснабжение), они оказываются в безвыходной ситуации, когда неплатежи жильцов за коммунальные ресурсы и откровенное воровство ресурсов некоторыми жильцами приводят к тому, что долги, являясь разницей между поставленными и оплаченными ресурсами, в конечном итоге ложатся на ТСЖ и ЖСК. Авторы обращения в качестве выхода из создавшейся ситуации предлагают предоставить поставщикам право самостоятельно производить сбор средств с населения за поставленные ресурсы (минуя ТСЖ и ЖСК, так называемое прямое абонирование), для чего и считают нужным ввести необходимые изменения в федеральное законодательство.

«За три года горячая вода подорожала почти в три раза, с 90 до 240 рублей за кубометр в то время как ежегодное повышение должно быть не более шести процентов. И долги жильцов вместе с похищенными энергоресурсами в итоге постоянно растут и ложатся на ТСЖ и ЖСК, которые фактически ни в чем не виноваты. К тому же энергетики нам вписывают в потребление тепло от циркуляции горячей воды в системе ГВС, хотя мы должны платить только за вылитую воду. В итоге мы снижаем потребление, а цифры выставленных платежек все равно растут», - отмечает инициатор обращения, управляющий ТСЖ «Вектор» Вячеслав Митрофанов. Но он утверждает, что для перехода на прямое абонирование надо сначала отказаться от веденного федеральными нормативными актами требования оплаты общедомовых нужд (ОДН), «поскольку в противном случае все неплатежи и воровство переносятся туда и, несмотря на отсутствие потерь, ОДН по теплу и ГВС с каждым годом только растет». Кроме того, необходимо ужесточить административное и даже уголовное наказание за воровство ресурсов жильцами, уверен управляющий ТСЖ.

Между тем энергетики не намерены заниматься вопросами неплатежей и воровства и согласны переходить на прямое абонирование, только если ОДН останется на ТСЖ. «Сколько мы отдали на дом, за столько нам и должны заплатить, а сворованные или неоплаченные ресурсы перейдут на ОДН, которым должны заниматься ТСЖ, управляющие компании или сами жильцы», - поясняет замдиректора Ульяновского регионального филиала ОАО «Волжская ТГК» Игорь Журавлев.

По данным ВоТГК, общий долг многоквартирных домов региона перед ними за тепло и ГВС составляет около 3,4 млрд рублей, из них долг ТСЖ и ЖСК - около 1 млрд руб.

Руководитель саморегулируемой организации управляющих компаний «Симбирский дом» Григорий Николаев считает ситуацию «на сегодня очень критической» и для многих управляющих компаний: «Долги тех, кто остался на классической схеме управления домами, составляют от 5 до 100 млн рублей, они под угрозой банкротства, у некоторых уже лежат исполнительные листы от судебных приставов». Пытаясь уйти от этих долгов, управляющие компании ЖКХ Ульяновска уговаривают собственников жилья переходить на непосредственное управление. «Пока это единственный выход. В этом случае всеми долгами, неплатежами и воровством должны заниматься сами поставщики ресурсов, как это делают поставщики газа или электроэнергии, и их отказы от этого незаконны. Но перейти к такой форме ТСЖ и ЖСК не могут», - замечает господин Николаев.

Впрочем, региональные власти считают переход на непосредственное управление неправильным, отмечая, что «при этом размывается ответственность за состояние многоквартирных домов». «Я категорически против перехода на непосредственное управление, и сразу же предупредил: та управляющая компания, которая вывела дома на непосредственное управление, все равно будет персонально отвечать за эти дома», - подчеркивает курирующий эту сферу зампред облправительства Александр Букин. Он признает, что «проблема перехода долгов на ТСЖ и управляющие компании законодательно никак не решена». «Я считаю, что нужно поровну делить эту ответственность между ресурсниками и управляющими компаниями, чтобы обе стороны были заинтересованы в ликвидации долгов и воровства», - отмечает господин Букин. Григорий Николаев считает, что откладывать проблему нельзя, и чтобы избавиться от перехода на непосредственное управление и ликвидировать угрозу банкротства управляющих компаний, можно было бы до изменений в законодательстве использовать политическую волю руководства области, которое могло бы убедить ресурсников перейти на прямое абонирование и взять ОДН на себя. В чем-то с ним согласен и вице-премьер: «Надо садиться с ресурсниками и управляющими компаниями за стол переговоров. И мы в ближайшее время приступим к этому нелегкому процессу», - подчеркнул вице-премьер.

Сергей Титов, Ульяновск

28 февраля губернатор нашего региона Сергей Морозов посетил обновленный офис обслуживания клиентов Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» и обсудил с руководством компании текущую ситуацию.

Поручение о необходимости принятия федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, было дано Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. После этого был разработан законопроект о директивном заключении прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Но действующее законодательство позволяет уже начать эту работу.

Большая часть вопросов, которые задают жители, касается платежей за жилищно-коммунальные услуги, - отметил Сергей Морозов. - Поэтому переход на прямые договоры - это, прежде всего, создание прозрачной системы расчетов за тепло и горячую воду, прямое взаимодействие потребителя и компании. Немаловажно, что эта система исключает возможность недобросовестным управляющим организациям направлять средства собственников на нецелевое использование и тем самым создавать долги перед поставщиками ресурсов.

Заместитель министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Черепан проинформировал главу региона, что работа по переводу на прямые договоры проводится всеми ресурсоснабжающими организациями региона. Почти полностью переведены на прямое абонирование потребители ОАО «Ульяновскэнерго», идет подготовительная работа в МУП «Ульяновскводоканал».

Предложения Межрегиональной общественной организации садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина» по вопросам индивидуального абонирования владельцев садовых земельных участков в СНО.

1. Изначально необходимо четко определиться c понятием "потребители электроэнергии на территории садоводческого образования".

Гражданский кодекс РФ (ст. 545) устанавливает, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с разрешения этой организации. Таким образом договор энергоснабжения не может быть применим в отношениях между абонентом и субабонентом, поскольку отношения между ними нельзя классифицировать как публичные - продажа электроэнергии не является для абонента (садоводческого некоммерческое образования) характерной, поскольку он не является и не может быть энергоснабжающей организацией, более того, передачу электроэнергии через свои сети он может осуществлять только с согласия гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации).

Изданные в период реформирования нормативно-правовые акты, не регулируют вопрос снабжения электроэнергией субабонентов в силу требований федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о разделении по видам деятельности. Собственник сети или иной законный владелец может только оказывать услуги по передаче электроэнергии, но не вправе осуществлять ее поставку от своего имени. Договор энергоснабжения в этом случае заключается между субабонентом и гарантирующим поставщиком. Последний обязан урегулировать с собственником сетей вопросы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии. Правилам недискриминационного доступа (Утверждены Постановлением Правительства от27.12.2004 г. № 861) абоненты вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им сетевых объектов после утверждения соответствующего тарифа на данные услуги, при этом по общему правилу субабоненты все же должны заключать договор на предоставление услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства (объекты сетевого хозяйства) абонентов, через которые осуществляется подача электроэнергии субабоненту. Однако правовой статус садоводческих образований, а именно - некоммерческая организация запрещает заниматься предпринимательской деятельность, т.е. извлечением прибыли.

С другой стороны, следует отметить, что правовая норма ст. 545 ГК трактуется как право передачи электроэнергии другому лицу, но не обязанность, что дает возможность абоненту не воспользоваться этим правом, то есть не передавать электроэнергию субабоненту.

Владельцы садовых участков, являющиеся членами садоводческого образования, производят возмездную оплату за потребленную электроэнергию в кассу садоводческого образования, плюс расходы на внешнее освещение проездов и заездов внутри СНТ, согласно Правил и Норм противопожарной безопасности, водокачку, сторожку и на иное общее потребление электроэнергии на инфрастуктуру, согласно утверждаемых на Общем собрании годовой сметы. Из этих сумм и производится расчет с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией). Оплата за потребленную электроэнергию, равно как и получение денег от индивидуала в садоводческом некоммерческом образовании влечет за собой привлечение к ответственности, как неосновательное обогащение согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ.

При таком индивидуально-выборочном абонировании внутри садоводческого образования, согласно ст. 114 Правил функционирования розничных рынков абоненты (садоводческие образования), владеющие на праве общей совместной или общей долевой собственности электросетевым имуществом (энергопринимающими устройствами), к которым присоединены энергопринимающие установки субабонентов (индивидуалов), налагаются несвойственные обязательства, поскольку не гарантирующий поставщик, а абонент самостоятельно несет ответственность перед потребителями-субабонентами за надежность обеспечения электроэнергией и за ее качество. Из этого положения следует, что, абонент несет полную ответственность за возможный ущерб, причиненный в случае перерыва в энергоснабжении, при этом обязанность заключить соответствующий договор абонента с субабонентом нормативно не закреплена, а для некоммерческих садоводческих образований – запрещена. Более того, согласно Правил недискриминационного доступа, к субабоненту не могут быть абонентом применены какие-либо меры воздействия. На граждан, членов садоводческого образования налагаются и дополнительные финансовые нагрузки, перешедшие от субабонентов, освобожденных от обязательств перед садоводческими образованиями по оплате сверхнормативных потерь, и потребление электроэнергии на общие нужды садоводческого образования.

Наличие субабонентов у абонента также не влияет на право гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации) ограничить и приостановить подачу электроэнергии при нарушении абонентом условий об оплате электроэнергии. В соответствии с постановлением Президиума ВАС № 10998/04 от 01.03.2005 г., абоненты, заключившие договоры энергоснабжения, несут самостоятельные обязательства по оплате электроэнергии вне зависимости от фактической оплаты ее потребителями-субабонентами, в связи с чем ограничение подачи электроэнергии, предусмотренное договором энергоснабжения при неисполнении абонентом обязанности по оплате электроэнергии в предписанные договором сроки, не противоречит ст. 546 ГК РФ, определяющей случаи ограничения или прекращения подачи электроэнергии

2. Существующее положение по выборочному индивидуальному абонированию.

Выборочное индивидуальное абонирование владельцев садовых участков внутри садоводческих образований несет в себе негативные последствия, как для граждан - членов садоводческих образований, в лице некоммерческого садоводческого образования, так и для сетевых региональных организаций и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), что как минимум в настоящий момент приводит к многочисленным судебным разбирательствам, в том числе и с участием МО «Цветущая Родина» в качестве 3-го лица, в арбитражных судах по фактам нарушения нормативно-правовых положений, в договорных взаимоотношениях, особенно в вопросах оплаты за потребленную электроэнергию, между гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) и садоводческим некоммерческим образованием.

В целях выхода из сложившейся ситуации с индивидуальным абонированием, ниже приводится информация, основанная на практике по полному переводу владельцев садовых земельных участков в садоводческих некоммерческих образованиях на индивидуальное абонирование.

МО «Цветущая Родина» разработана подробная Методика с пояснениями по полному переходу на индивидуальное абонирование, которую в ближайшее время можно будет заказать. Данная Методика будет иметь регистрационный номер, с возможностью последующего обращения получивших данную Методику для получения бесплатной организационно-правовой помощи в реализации работ по полному индивидуальному абонированию.

Обращаемся к нашим гражданам - владельцам земельных садовых участков с предложением. Если вы считаете, что проводимая нами работа необходима и полезна, то можете поддержать нашу общественную организацию, поскольку она существует только на взносы своих членов, вступлением в ее ряды (членские взносы 30 рублей с человека в год) или спонсорским взносом, а также письмами-обращениями в поддержку проводимой работы в части полного перехода на индивидуальное абонирование.

Основные положения перехода владельцев садовых земельных участков в СНТ на заключение
индивидуальных договоров энергоснабжения
(индивидуальное абонирование)

Настоящие положения основаны на положениях гражданского и жилищного законодательства, законодательных и нормативных актов по электроэнергетике, а также Федерального закона №66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее закон №66-ФЗ) и направлены на положительное решение задач, связанных с переходом садоводческих товариществ на заключение прямых индивидуальных договоров энергоснабжения всеми собственниками земельных участков и находящихся на них строений (как членами СНТ, так и лицами ведущими свое хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ).

Настоящие положения разработаны Межрегиональной общественной организацией садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина», на основе положительного опыта взаимодействия СНТ «Урожайное» Каширского района Московской области и Каширского территориального отдела ОАО «Мосэнергосбыт» с использованием имеющегося опыта других СНТ, и предполагают принятие в обязательном порядке, в соответствии с Законодательством, на общем собрании собственников земельных участков (как членами, так и не членами СНТ), решения о 100 %-ом индивидуальном абонировании.

Право заключать договора энергоснабжения между гражданами и энергоснабжающими организациями (далее ЭСО) предоставлено законодательством на основании ст. 161 часть 1,2,3 и ст.164 ч.2 Жилищного кодекса РФ, по аналогии с которыми собственники земельных участков (как члены так и не члены СНТ) имеют право на общем собрании выбрать индивидуальное абонирование как способ управления энергоснабжением в СНТ, а также на основании ст. 3 и ст. 37 (п.2) Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» и пункта 61 Правил «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергетики» (далее Правила ОПФРР), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010г.), в соответствии с которыми Гарантирующий поставщик электроэнергии, при соблюдении определенных условий, обязан заключить Договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.

Порядок заключения таких договоров и необходимые условия, предъявляемые при этом к заявителю, регулируются пунктами 61,62,64 и 71 Правил ОПФРР, разделом II(п.3) и разделом III (пункты 19,20,25 и другие) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее Правила ПКУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.

Ниже дается упрощенный перечень поэтапных мероприятий, которые необходимо провести гражданам и Правлению СНТ, в тесном взаимодействии с Гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергоснабжающей организацией) и сетевой территориальной организацией:

1. СНТ в обязательном порядке проводит общее собрание членов СНТ (а в случае необходимости общее собрание собственников земельных участков и расположенных на них строений, - как членов так и не членов СНТ). На указанном собрании принимается Решение о 100 % индивидуальном абонировании, т. е. о способе управления энергоснабжением в СНТ через заключение индивидуальных прямых Договоров энергоснабжения.

В целях устранения возможных законодательных затруднений, связанных с расторжением или изменением договоров энергоснабжения между СНТ (юридическим лицом) и энергоснабжабжающей организацией дату начала действия индивидуальных договоров рекомендуется увязать с датой окончания действующего Договора энергоснабжения между СНТ и энергоснабжающей организацией, т. е. с 1 января следующего года. Собрание рекомендуется проводить в первой половине года, а имеющийся запас времени использовать для решения всех нижеперечисленных задач, связанных с заключением индивидуальных договоров большим количеством граждан, выполнением ими соответствующих нормативных требований и подготовкой и оформлением пакета документов, необходимых для заключения индивидуального договора энергоснабжения. (Приложение № 1).

2. Принятое на общем собрании Решение вручается руководителю Гарантирующего поставщика вместе с Письмом, в котором сообщается о намерении СНТ с даты, указанной в Решении, перейти на индивидуальное абонирование.

3. В целях успешного проведения мероприятия и решения всех вопросов, которые могут возникнуть у обеих сторон в процессе его проведения, целесообразно провести совещание представителей СНТ и энергоснабжающей организации и заключить соглашение (оформить Протоколом о намерениях) с подробным изложением затронутых вопросов, согласовать обязанности сторон по выполнению условий, выдвинутых сторонами в рамках нормативных актов. (Перечень вопросов, рекомендуемых к согласованию сторонами дается в Приложении №2).

4. Первоочередное мероприятие, которое необходимо провести СНТ- это подготовка индивидуальных узлов учета электроэнергии для предъявления энергоснабжающей организации в соответствии с техническими условиями, согласованными на вышеуказанном совещании.

В рамках данного мероприятия проводится замена или поверка счетчиков, проверяется высота их установки, а также их пломбирование представителями ЭСО. Кроме этого узлы учета и вводы в строение проверяются на соответствие Правилам ПУЭ.

5. По мере готовности индивидуальных узлов учета к приемке представителем ЭСО, правление поэтапно, в соответствии со статьей 26 (пункт4) Закона 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 27 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям» в редакции Постановления Правительства РФ №334 от 21.04.2009г. (далее Правила ПТП), помогает оформить членам СНТ, заключающим с МЭС индивидуальные договора энергоснабжения, следующие документы:

  • разрешение на мощность
  • акт о технологическом подсоединении
  • акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической ответственности между владельцем участка, СНТ и сетевой территориальной организацией.
    Документы оформляются на основании заявления от членов СНТ – владельцев земельного участка с приложением:
  • ксерокопии паспорта
  • ксерокопии свидетельства на строение и свидетельства на земельный участок
  • однолинейной схемы узла учета.

Настоящим обращается внимание руководителей сетевых и энергоснабжающих организаций, что в случае, если ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10кВ и понижающие трансформаторы не переданы на баланс территориальной сетевой организации и их содержание производится за счет средств членов СНТ, оформление вышеуказанных документов должно производиться исключительно Правлением СНТ. Особенно недопустимыми являются случаи выдачи этими организациями Разрешения на мощность без ведома руководства СНТ при обращении отдельных граждан – членов СНТ с указанием завышенной к использованию мощности, что является прямым вмешательством во внутренние дела СНТ.

Выдача разрешения на мощность каждому члену СНТ производится на основании Решения общего собрания о перераспределении между членами общей мощности в рамках мощности, отпущенной садоводческому товариществу в соответствии с разрешением, выданным территориальной сетевой организацией.

Так как главным при согласовании Акта о разграничении балансовой принадлежности является правильность нанесения границ балансовой принадлежности между членом СНТ, сетями СНТ, являющимися общей совместной собственностью, и территориальной сетевой организацией, а также правильность определения границы эксплуатационной и технологической ответственности электросетевой и снабжающей организации, то в целях обеспечения качества электроэнергии, указания в документах «точки присоединения» абонента и места установки прибора учета, в целях надлежащего исполнения договорных обязательств по поставке гражданам электроэнергии напряжением 220-380в., представляется целесообразным оформить и согласовать «типовой» (обезличенный) для конкретного СНТ, указанный выше Акт, с приложением согласованного Акта, оформленного конкретно на одного из членов СНТ (например, на председателя правления). Акты на остальных членов СНТ в этом случае оформляются за подписью председателя правления, ответственного за электрохозяйство и владельца земельного участка, а затем представляются в МЭС, без согласующей подписи электросетевой организации. Могут быть и другие варианты.

При этом «точкой присоединения» электрохозяйства отдельного члена СНТ в указанных Актах, в целях заключения индивидуального Договора энергоснабжения и исполнения договорных обязательств по поставке электроэнергии бытового назначения (380/220в) со стороны ЭСО и по оплате за нее со стороны потребителя, в соответствии с пунктами 16.1 и 25.1 Правил ПТП и пункта 5 Правил ПНД, будет являться точка, находящаяся на изоляторах опоры, от которой отходит ответвление к вводу в строение соответствующего члена СНТ. При этом граница эксплуатационной (технологической) ответственности для сетевой организации остается в «точке присоединения» сетей СНТ (общей совместной собственности членов СНТ) к сетям этой организации.

6. Документы, необходимые для заключения индивидуального договора энергоснабжения, подаются в ЭСО поэтапно вместе с соответствующим личным Заявлением в порядке, согласованном сторонами. При этом в заявлении или однолинейной схеме узла учета электроэнергии должны быть, в обязательном порядке, отметки инспектора ЭСО о принятии узла учета и его пломбировании, с указанием марки и заводского номера счетчика, а также показаний счетчика на день подачи документов.

К концу декабря месяца истекающего года, заявления с оформленными документами от всех членов СНТ должны быть поданы в ЭСО, а Правление СНТ в начале декабря месяца направляет в ЭСО письмо о прекращении действия Договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО с 01 января наступающего года в связи с окончанием срока его действия и заключением всеми членами СНТ индивидуальных договоров, которые начинают действовать с 01 января наступающего года. При этом к гражданам (в т.ч. членам СНТ), заключившим индивидуальные договора энергоснабжения, применимы тарифы для населения, проживающего в сельской местности.

В случае возникших недоразумений по указанному вопросу МО «Цветущая Родина» предоставит любому СНТ полное обоснование законности данного положения.

Председатель Президиума МОО «Цветущая Родина» В.В. Шаталинский

Приложение № 1.

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для представления
в Мосэнергосбыт (иную энергоснабжающую организацию)
в целях заключения индивидуального договора энергоснабжения

1. Заявление о заключении договора;

2. Однолинейная схема энергоснабжения (в том числе схема узла учета электроэнергии) с отметкой о приемке узла учета и его пломбировании;

3. Разрешение на используемую мощность, выданное правлением СНТ;

4. Акт о технологическом присоединении. Оформляется правлением СНТ на бланке СНТ. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией;

5. Акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической (эксплуатационной) ответственности. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией. Оформляется правлением СНТ на бланке;

6. Ксерокопия правоподтверждающего документа на земельный участок или строение (копия заверяется печатью СНТ);

7. Ксерокопия паспорта владельца земельного участка или строения на земельном участке (для правильного оформления договора).

Приложение № 2.

1. Технические условия на оборудование узлов учета электроэнергии. Выдается на СНТ в одном экземпляре, а СНТ применяет их к каждому члену СНТ- собственнику земельного участка;

2. Порядок и сроки принятия узлов учета представителем ЭСО и пломбирования как счетчиков, так и ограничителей мощности в соответствии с разрешением на мощность, выданным члену СНТ правлением товарищества;

3. Порядок оформления и согласования Актов о технологическом присоединении и разграничении балансовой принадлежности;

4. Порядок и сроки подачи заявлений о заключении индивидуального договора энергоснабжения и необходимых документов;

5. Порядок окончания действия договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО или согласование изменений к нему;

6. Условия применения к лицам, заключившим индивидуальные договора, тарифов, применяемых к населению, проживающему в сельской местности.

Примечание:
а) Обязательством сторон по каждому согласованному пункту должно уделяться пристальное внимание.

б) Переговоры рекомендуется вести в интересах всех членов СНТ, при этом вопросы, регулируемые нормативными актами, решать в рамках законодательства. Нерегулируемые законодательством вопросы решать в рамках заинтересованности сторон.

От сайт: Позднее мы планируем объявить о способе распространения предлагаемой методики в садоводческой среде. Сразу скажем, что бесплатным оно не будет, так как необходимо издание печатного варианта. Тех же, кто заинтересован в финансировании начального тиража, просим обращаться в редакцию Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

15.04.2016 в 17:03

  • Печать
14 апреля председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев провел совещание, на котором рассматривались проблема задолженности жителей за потребленные коммунальные услуги и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации. В совещании приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко и депутат Валентин Трубчанин, представители администрации города Ульяновска, ресурсоснабжающих и управляющих компаний, ТСЖ, надзорных органов, общественных организаций.

Многомиллионные долги жителей за коммунальные услуги, имеющие тенденцию с каждым годом увеличиваться, вызывают много вопросов, - отметил Геннадий Антонцев. – Нам важно понять из чего складывается задолженность, какова ее структура и причины, где пути решения проблемы, какая законодательная помощь в этом направлении сегодня требуется.

Согласно данным, представленным областным министерством строительства, ЖКК и транспорта, динамика прироста просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг настораживает. Если в 2012 году прирост этого показателя составлял 14 процентов к предыдущему году, то в 2015 он достиг уже уровня 28 процентов. По итогам прошедшего года жители Ульяновской области накопили более 2,2 млрд. руб. коммунальных долгов, что почти на 500 млн. руб. больше, чем в 2014 году. В профильном министерстве считают, что одной из основных причин образования задолженности населения в оплате ЖКХ-услуг является отрицательное отношение жителей к значительным изменениям законодательства в коммунальной сфере (начисление ОДН, двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение, переход на посезонную схему оплаты услуг отопления, взносы на капремонт и др.). Свою роль играет и недостаточный уровень взаимодействия между управляющими организациями и уполномоченными органами – в частности, наблюдается низкий уровень взыскания задолженности с неплательщиков службой судебных приставов, мало внимания уделяется миграционной службой и правоохранительными органами работе с гражданами, проживающими без регистрации и не оплачивающими коммунальные услуги.

С вышеназванными причинами согласны и в администрации города Ульяновска. По словам начальника отдела планирования и экономического анализа городского Комитета ЖКХ Алексея Чернова, отрицательную роль в наращивании задолженности перед ресурсоснабжающими организациями играют также выпадающие доходы муниципальных компаний (управляющих, тепло- и водоснабжающих предприятий), когда собираемые ими с населения платежи не покрывают реальных расходов.

Выпадающие доходы муниципалов – это не проблема населения, - высказал свою позицию депутат Владимир Камеко. – Эта задолженность из-за несоответствия тарифа, морально устаревшего оборудования, вырабатывающего коммунальный ресурс, и неэффективного управления. Ни одна из этих причин не имеет прямого отношения к жителям, поэтому скидывать на них ответственность по этому показателю за рост долгов некорректно.

По мнению директора НП СРО «Симбирский дом» Григория Николаева, одна из причин возникновения огромной задолженности – отсутствие должной работы городских властей с должниками, проживающими в муниципальном жилье. «На один жилой квадратный метр муниципальной площади приходится в среднем одна тысяча рублей задолженности, а у приватизированного жилья этот показатель в Ульяновске равен ста рублям», - привел данные руководитель «Симбирского дома». Одним из путей выхода из долгового кризиса Григорий Николаев видит снижение порога на предоставление субсидии при оплате ЖКХ-услуг. Сейчас он в нашем регионе равен 22 процентам от дохода гражданина, предлагается установить его в пределах 10 процентов.

Директор Ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор Сакун высказал мнение, что решить проблему задолженности может измененная схема управления коммунальными платежами. Функции управляющих компаний в этом случае должны быть сведены лишь к контролю за качеством предоставления коммунальных услуг, а оплату ресурсов необходимо производить в полном объеме строго по показаниям приборов учета и напрямую в адрес поставщиков газа, воды, тепла, электроэнергии.

Проблема прироста коммунальной задолженности актуальна в целом по всей стране, - сказал Геннадий Антонцев. – Сегодня в России долги за услуги ЖКХ достигли одного триллиона рублей. На федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий переход поставщиков тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, а также газа на прямые договорные отношения с населением. По мнению экспертов, такая форма взаимоотношений позволит начать решать проблему долгов. Однако у нас возникают и другие вопросы, в частности, не повлечет ли это серьезных изменений для жителей и не приведет ли к новому росту коммунальных платежей?

Директор «Территориальное управление по теплоснабжению в городе Ульяновск» (филиал крупнейшего поставщика ПАО «Т Плюс») Сергей Гужев высказался за необходимость обязательного перехода на прямые отношения с собственниками жилья. Сегодня в областном центре по такой схеме уже выстроена работа с почти 60 тысячами горожан, когда они обслуживаются по прямым договорам с поставщиком тепла и горячей воды и вносят плату за ресурс непосредственно в его адрес. Как результат – сумма задолженности, исчисляющаяся миллионами рублей, начала сокращаться и уже не имеет тенденции к приросту.

Представители УМУП «Ульяновскводоканал» отметили неоднозначность прямого абонирования населения. Прежде всего, возрастет нагрузка на персонал водоснабжающей организации, потребуется привлечения новых кадров, хотя практика работы с жителями на предприятии уже имеется. Однако даже прямые договора с жителями не решат проблему долгов, если не будет выработана схема распределения оплаты разницы между общедомовыми и индивидуальными приборами учета, что также требуется закрепить на законодательном уровне.

Опытом работы по прямому абонированию населения поделился генеральный директор ОАО «Ульяновскэнерго» Максим Гейко. Энергосбытовая компания одной из первых среди ресурсников начала заключать договора с жильцами, минуя управляющие компании. «Если полтора года назад в Ульяновске собиралось порядка 75 процентов от суммы поставленной населению электроэнергии, то после перевода на прямое абонирование мы вышли на показатель от 90 до 98 процентов, - привел статистические данные Максим Гейко. – Результат существенный. Есть показания прибора учета - сколько потребил электричества дом, соответственно, столько за ресурс жильцами и должно быть оплачено в наш адрес. Если же возрастает при этом платеж за ОДН, то необходимо разбираться в его причинах, которые кроются в хищении и некорректной передачи данных индивидуальных счетчиков».

Проблема задолженности не должна в конечном итоге бить по кошельку собственника, - подчеркнул Геннадий Антонцев. – Жильцам не столь важно, по какому договору – прямому или непрямому – они оплачивают услугу. Их интересует качественный ресурс и понимание того, за что они оплачивают немалые счета. Мы должны детально проанализировать все предлагаемые федералами изменения во взаимоотношениях населения с ресурсоснабжающими организациями, обобщить уже наработанный в регионе опыт и высказать свою позицию разработчикам нового закона. Пока же отмечаем, что прямые договоры вряд ли позволят достичь главной их цели - снижения задолженности - поскольку для этого нужны не только изменения в договорных отношениях, но и в механизме учета. Например, за все ресурсы платить нужно только по приборам учета, а сдача показаний приборов должна быть обязанностью, а не правом. И главное - для снижения задолженности необходимо все же снижать платежи за ресурсы и повышать платежеспособность жителей.

Ульяновцы обеспокоены: ресурсоснабжающие организации ведут агитацию в жилых домах за переход на прямое, как говорят жильцы, абонирование. Граждане усматривают в этом подвох.

О примере такой агитации «СК» рассказал житель дома №22 по улице Карла Либкнехта в Ульяновске. «Поскольку при очном голосовании этот вопрос решить невозможно, они (ресурсники. - Ред.) используют заочное голосование», - считает наш собеседник и призывает газету «открыть глаза ресурсополучателям и назвать истинную цель этой махинации». По его версии, ресурсоснабжающие компании специально аккумулируют в своих руках сбор денег, чтобы ликвидировать задолженность, которую накопили управляющие компании.

Если цель именно в этом - получать деньги за свой товар, то термин «махинации», видимо, не вполне удачен. И есть во всем этом, похоже, большая путаница. Словом «абонирование» ресурсники вводят людей в заблуждение. Прямое абонирование - это договор жильца с ресурсоснабжающей организацией не просто на оплату ресурса, но и на его поставку. Речь же на Либкнехта, 22 идет, вероятно, об оплате напрямую, а не через управляющую компанию. То есть просто, как мы раньше уже писали, об изменении маршрута денег от потребителя (жильца) до поставщика, а не о переменах в схеме поставок.

В принципе ничем страшным жильцам домов это грозить не должно. Но есть один момент. Многие ульяновцы являются получателями либо субсидий на оплату услуг ЖКХ, либо компенсаций. РИЦ на основе своей базы данных сильно упрощает задачу оформления этих выплат, передавая зачастую нужную информацию в ответственные за выплаты службы автоматически. И обдумывая изменения в порядок оплаты, лучше заранее уточнить, не усложнит ли это получение субсидий и компенсаций, не нужно ли будет потом бегать по конторам самому, собирая справки и куда-то их передавая. В общем, стоит ли овчинка выделки, в том числе и с тем, что предлагают сейчас ресурсники.

Определенный страх вызывает и ситуация с ОДН, суммы за которые пока что разные, в зависимости от исполнителя услуги. Если это управляющая компания, то ОДН не может превышать установленный норматив - например, на потребление электроэнергии, идущей на обслуживание мест общего пользования. А если исполнителем услуги является поставщик, то норматив не учитывается и ОДН может выливаться в существенные суммы. Правда, здесь надо понимать, что даже если оплата поставщику осуществляется не через управляющую компанию, а напрямую, по отдельному договору, это не означает, что поставщик автоматически становится исполнителем услуги. Пока дом находится в управлении управляющей организации, она является исполнителем, выставляет собственникам помещений счета за ОДН, не превышая при этом норматива. Словом, для жильцов в этой части ничего не меняется.


Top